Блог им. Aleksei43RUS → Новый двигатель ИЖ Юпитер 6. Что вам готовит двигатель после 30 лет хранения.

Всем огромный привет! Вдохновение снова нашло меня, и я решил поведать интересную историю о том, какие сюрпризы готовит новый двигатель от мотоцикла ИЖ.
К нам в гости приехал новый двигатель ИЖ-Юпитер 6 для ревизии. Вроде бы что можно сделать с новым двигателем!?
Об этом узнаете ниже :-)


Всё началось с того, что мне написал знакомый человек, который купил такой двигатель. Спрашивал у меня, что нужно делать с новым двигателем и как подготовить его к работе. На моём опыте был только один новый двигатель, но и в целом я советовал хотя бы скинуть головки цилиндров и посмотреть что внутри цпг, так как после 30 лет хранения без переконсервации чёрт его знает что там могло появиться. В итоге владелец принял решение отправить двигатель ко мне на ревизию с последующим разбором, если таковой бы понадобился.
Вот и приехал ко мне красавец. Первый раз в жизни вижу новую водянку.


Беглый осмотр показал, что гильзы не идеально совпадают с каналами продувки и выпуска. Но в целом это нормальное явление для большинства водянок.


Номер свидетельствует от 93 годе выпуска. Не самое лучшее время для качества на ИЖМаше. Так же все картера в заводской алюминиевой пудре — в основном так красили картера на всех моторах.


Странно, что нет карбюратора. Обычно новые двигателя были с карбюратором.


Для интереса проверил наличие масла. Есть! Ровно литр М8-В. Ох этот запах старого масла…


Проверил опережение зажигания. Норма для Юпитера 2,4-2,6мм. Левый цилиндр показал 2,6, а правый 3,0мм. Вот уже заложена не идеальная работа зажигания. А ведь человек ожидает от таких вещей, что поставил и поехал, но тут ещё посиди порегулируй опережение.


Тут всё хорошо. Ржавчинка чуть появляется, но это всего лишь начало. Так же не было гровера на болту ротора.


Вскрываем крышку головок. Головки от времени начали окисляться, но это ерунда.


Таак, поршень номинальный — это хорошо.


Опачки, вот это ступень на левом цилиндре. Вот это уже жёстко.


С головкой тут такая же история, криминала нет.


А тут мы видим поршень уже 00 группы. Причём даже не 0, как положено, а на группу больше.


Посыпались окислы… Спишем косяк на время хранения.


Хон, конечно, не идеальный. Как будто наждачкой бахнули.


Снял поршни и увидел на днище клеймо 2 группы. 2 группа это самый маленький размер, но клеймо сверху совсем другое.


Ух, с… ань Господня, это что за обработка… Видимо делали утром 1 января.


У соседа похожая ситуация. Вот что-нибудь из этих кусков точно бы со временем отлетело и наделало дел.


А вот, похоже, и объяснение. Поверх 5 набита 8. Картера с маркировкой 05 не подходят под цилиндры от жидкостного охлаждения, так как гильзы упираются в картер, то нужна фрезеровка. Вот и видны следы от фрезы и перебитый номер. Но вот о чистовой обработке будто забыли.


Сальник генератора. Солидол… Вот потом от него столько дерьма в картере. Хотя в заводской документации указано, что нужно смазать солидолом, но всё-таки лучше маслом.


Моторная передача и сцепление в идеальном состоянии. Претензий нет. Даже соосность как полагается.


В первый раз вижу закрытые подшипники. Так же на дне картера было много грязи вперемешку с какой-то стружкой.



Почти везде были такие куски алюминия. Пока его вертел на столе и разбирал, то порезался несколько раз.


В полости маховика масла практически не было. Вытекло от силы грамм 25-30 вместо положенных 100-120.


Выкрутив все винты, половинки практически без усилия разъединились. Хотя обычно, если мотор не кололи, то сложно расцепить картера.


Красота! Всё хорошо, но снова грязь…


Зазор в норме — лампа нейтрали не будет гореть на включенных передачах.


Без комментариев… На сальнике вторичного вала пружинка лопнула, сальники не дожили по первого запуска.


А вот так было установлено стопорное кольцо на сальник коленчатого вала. Просто забит, немного сняв с собой алюминиевую стружку.


Вот такие заусенцы в кривошипной камере. И справа видно уже отлетевший кусочек.


Всё разобрав, пришлось промывать детали 2 раза. Слишком ярое масло было в двигателе — после первой промывки детали были ещё в масляной плёнке. Заодно ещё раз провёл тщательный осмотр деталей, мало ли что.


А теперь всё укладываем в отдельные коробочки, чтобы ничего не потерять. Завёл себе железное правило, что когда разбираю мотор, то все детали складываю в отдельные ящики. Был в паре мастерских, то там все моторы разбирают на одном столе и всё кидают в одну кучу, соответственно при сборке ставят, что попало. Это уж совсем не дело. Порядок прежде всего. Конечно, на это уходит время, но спешить тут некуда.


Отмываем картера и оцениваем фронт работ. Смотрите сами, как тут всё круто обработано. Так же на последнем фото видны выходящие вверх витки резьбы, из-за них цилиндры играли на картере, когда не было прокладок. так же надо было убрать неровности и фаски с каналов под продувочные окна.








Ужасная алюминиевая пудра с серебрянкой начали отпадывать, и было принято решение счистить старую краску и убрать некоторые неровности картера.
\

Процесс допила пошёл. Так же решил специальными полировальными губками пройтись по всем обработанным поверхностям, результат порадовал.


Спустя весь день работы с напильниками, фрезами, надфилями, наждачкой, щёткой по металлу, шлифовальными губками, а так же последующей мойкой картеров, можете увидеть результат. Вот ТАК должны выглядеть картера на новом двигателе!
Кстати на двойках, тройках и некоторых четвёрках с пятёрками обработка идеальная, ни одно заусенца и кривизны — конец 80х и начало 90х не особо качественные года. Хотя по своему опыту скажу, что лучше всего были сделаны картера от троек, не зря получили государственный знак качества СССР. Но мы продолжаем любоваться работой.





Начинаем сборку. Меняем сальники, подшипники и прокладки. Всё остальное оставляем на месте.


Стопорное кольцо устанавливаем, так, чтобы масляный канал был полностью открыт.


Готово! Коленчатый вал установлен. Подшипники и сальники смазаны. Правая половина картера собрана.



Начинаем сборку левой половины.


Вот и она собрана.



После замены подшипников проверяю зазоры валов коробки передач. Поменял упорную шайбу на вторичном валу и всё стало как полагается.


Двигатель споловинен. Пол дела сделано.


Собираем моторную передачу и муфту сцепления. С новыми запчастями собирать одно удовольствие.


Поршни… Тут всё пошло не по плану. Мы купили поршни 000 группы, чтобы довести цилиндры под них, но вывести хоном или расточить не получилось, так как не хаватало запаса под нужный зазор. В итоге я для интереса взвесил поршни в сборе с кольцами, пальцами и сепаратором и разница в массе оказалась всего 2 грамма, учитывая разный диаметр. В итоге поставили поршня, которые были с завода, так как разница в 2 грамма дисбаланса не сделает. Можно было точнуть под 1 ремонт, но это уже кощунство. Так же надо было убрать фаски по краям, а то пальцами чувствовался небольшой вылет заусенцев, которые цепляли бы гильзу. Так как с поршнями ошибся я, пришлось купить их себе, чтобы владельцу не создавать лишние расходы.



Цилиндры установлены. Так же убрал на впуске и выпуске ступени, теперь всё ровно, как должно быть. Прокладки под цилиндры поставил чуть толще родных, чтобы окна продувки полностью открывались.


Головки цилиндров установлены. Так же ставлю дополнительные паронитовые кольца под крышку цилиндров, так как без них чаще всего начинает сочиться тосол.


Двигатель почти собран. Долго разбирал помпу, так как крышки мёртво сидели на прокладках. Сняв крышку, проверил состояние сальника. На удивление он был в хорошем состоянии. Самазав кромки сальника, оставил всё как было, не стал снимать намертво посаженную крыльчатку, чтобы ничего не сломать.


Настройка зажигания и смазывание эксцентрика. Опережение установлено в 2,5мм.


Проверяем все коробки — запчастей не осталось)))) Собрали правильно))


Вот и закончена сборка двигателя. С виду практически остался прежним, зато внутри всё стало намного иначе.





Такие вот сюрпризы готовят новые двигателя 90-х годов, да даже ранних годов. Любители топить за лучшие заводские сальники в мире и хорошую заводскую сборку могут задуматься. Ну не могут эти двигателя так долго храниться без последствий. И вообще, двигателя, которые поставлялись в продажу отдельным агрегатом, чаще всего имеют в себе косяки сборки. Ещё больше всего обидно за тех, кто покупает такие двигателя, надеются на качество, сразу ставят и начинают пытаться ездить. Кому-то повезёт, а кому то нет. Я даже представляю, что будет чувствовать владелец, когда новый двигатель застучит, потеряет мощность или совсем не поедет, а ведь денежки уже отданы, а гарантий нет…
Ещё всякие перекупы и спекулянты любят накручивать цены на такие двигателя, и потом они висят от 40 и более тысяч, скрывая в себе сюрпризы длительного хранения и непонятно какой сборки, это ладно, но кто по незнанию продаёт такие агрегаты, часто смотрят на цены перекупов и ещё накручивают, мол чё я хуже чтоли, если так продают, то можно и ещё накрутить. Это я к чему, вот реальная цена такого чуда ну не больше 30 тысяч, учитывая возможный геморрой. Но это уже лирика)) Надеюсь этот двигатель будет радовать своего владельца и приносить от езды только лучшие воспоминания :-)
Всем спасибо за внимание и до скорой встречи!

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
+1
exoriare
Хорошо, когда руки из правильно места растут) Мне вот интересно, а на сколько дорого собирать советский мотоцикл с таким агрегатом, это больше, как дань памяти или есть практические соображения?
0
Aleksei43RUS
Ну не особо дорого, если есть хотя бы мотоцикл. А так в худшем случае тысяч в 60 может обойтись. На практике… достаточно экономичный мотоцикл в плане запчастей, обслуживания, а так же транспортного налога и страховки. 140 они не поедут, но стабильно довозить из точки А в точку Б будут стабильно
0
Jah
  • Jah
  • 20 марта в 20:07
Круто, респект! Стоило ещё уговорить владельца на БСЗ :)
+2
Nick_Shl
Хороший пример что ждёт для тех, кто считает что "сейчас заживём, производства откроем, свою продукцию будем делать".
+5
Jah
Хороший пример того, во что превращается плановая экономика при полном отсутствии гражданских инициатив.
-8
pupszu
Ведь раз так было тогда, то так же будет и сейчас! И ничего изменить нельзя, можно только сесть и зарыдать «Ох бабоньки, за что же нам это все, давайте обнимемся и поплачем».
0
Mmmmymot
Так же на дне картера было много грязи вперемешку с какой-то стружкой.

Это могло быть решаемой проблемой, будь в цехе промывочная установка для деталей или пылесосная система. Вот с заусенцами сложнее, там, наверное, галтовочный агрегат нужен был.
+2
seledkin
Моё почтение автору.
Очень здорово.
0
Specifik
Автор, спасибо!
0
capitan_amer
вот она и причина отсутствия раздельной смазки на юпитере.
водяная помпа сидит на коленвале. пришлось выбирать: или водянка или раздельная смазка.
0
capitan_amer
Их выпускали, эти двигателя, и можно было переоборудовать Юпитер в водяной самостоятельно
+4
krakozubr
30 лет хранения тут ни при чем. Он после выхода с завода изначально был собран на отъебись.
+1
Mikipol
Вот никак не понять — зачем они вообще запаривались над водяным охлаждением? зачем оно ему?
0
capitan_amer
Юпитер перегревается.
У меня никогда не было юпитера, но у всех у кого был, говорят, что перегревается.
Отсюда и предубеждение к воздушному охлаждению
0
Mikipol
Планета не перегревается, ява не перегревается, а юпитер вдруг перегревается.
что-то мне кажется дело больше во владельцах этих юпитеров.
0
Jah
Их ведь прихватывает на перекруте, а не на холостых или в пробке, так что с одной стороны дело во владельцах, с другой — в недостатках конструкции, в плохом отведении тепла от поршней.

Планки вроде тоже прихватывает.
0
Mikipol
и вот сравним — всегда есть опыт различных производителей. на японских островах была масса моделей с одним, двумя, тремя цилиндрами. и мощность, и обороты там были, как космические, так и вполне себе рядовые.
и вот вопрос. доработать конструкцию «шоб не прихватывало» или прикорячивать в уже «мёртворождённый» мотор ещё более проблемную конструкцию?
наши же лёгких путей не ищут. А благими делами дорога ведёт… в общем где сейчас иж)
На мой взгляд выпускать одну, но простую качественную модель было бы актуально.
+1
AlexSloth
Не было обмена опытом нормальным. Конструкторы у нас были отличные, я бы даже сказал в тех условиях гениальными. Но когда она сталкивались с конструкторами которые мб и не были так талантливы, но постоянно совершенствовались в своем деле обменом с коллегами — оказывалось что победу вырвать не легко. Это я вспоминаю автоспорт. Думаю и в обычном конструировании примерно та же система.
Да и не нужно было никому, план стоит выпустить 100 тысяч мотоциклов за 5 лет? Не проблема — выпустим 150! А то что надежность и качество хромает, ну так извините, не на конкурентный рынок же везем!
С машинами еще как-то где-то приходилось соревноваться, т.к. да, какой-нибудь москвич был хоть и не самой надежной машиной, зато брал комплектацией и ценой, да и движок там был пободрее чем у остальных в ценовом сегменте.
0
Mikipol
Ну да, согласен. мы уже мёртвого пинаем.
0
capitan_amer
такое понятие есть как отношение хода поршня к диаметру цилиндра, и чем оно больше тем больше охлаждающая поверхность каеры сгорания, тем меньше перегревается двигатель.
у планеты двигатель длинноходный, а у юпитера ближе к квадратному
0
capitan_amer
степень форсировки юпитера, особенно четвёрного больше явы.
ява сделана более консервативно, хотя и лучше
взять те же цилиндры из чугуна
0
Aleksei43RUS
Планета не перегревается, так как у них поршни имеют разрез, из-за чего планету надо умудриться перегреть. Если уж только лазить по шею в грязи, тогда перегреет. За яву не скажу, не знаю… Юпитер получился таким, что перегреть легче чем планету, ввиду конструкции. Он например не любит ползать, как планета, но иногда не ползти не получается вот и клинит.
+1
Aleksei43RUS
С жидкостным охлаждением больше ресурс, ввиду постоянного температурного режима без перегрева. Уменьшился шум двигателя, так как поршни были иной формы и со смещенным пальцем, плюс охлаждайка глушила. Юпитер, например, в городе перегревается. Даже иногда на водянке летом в пробках срабатывает вентилятор, если объехать в междурядье не получается.Так же руководство завода ставило задачу по жидкостному охлаждению, ведь основной экспорт был в жаркие страны.
+2
Lawrence_Fox
Ты, товарищ не мастер, уже, а носитель древних знаний. Вот после таких двигателей и верь на неубиваемость моторов наших, и на китайцев срываться.
0
Aleksei43RUS
Я себя представил старым пиратом из фильма Пираты Карибского Моря «На краю света», когда старые пираты вытаскивают стары-старый кодекс)))))
Но как практика показывает, после хорошего ремонта или ревизии с нормальным обслуживанием — можно ездить и не думать, что он накроется.
0
MaximGoy
Профессионально проделанная работа, однозначно респект!
0
moks87
Спасибо автору за содержательный пост! Как будто в юность вернулся. Был когда-то Юпитер 3-ка. Как вспомню — так вздрогну)
0
Win
  • Win
  • 26 марта в 9:50
непонятно зачем было покупать комплект новых поршней другой размерной группы — в чем смысл этого действа? Культура производства конечно аховая.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Aleksei43RUS, Новый двигатель ИЖ Юпитер 6. Что вам готовит двигатель после 30 лет хранения.