Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Aleksei43RUS → Ремонт мотоцикла ИЖ-Планета 5-01 1997г. 1 часть.

Всем привет! Пользуясь случаем, поздравляю всех с уже наступившим Новым Годом!
Накопилось достаточно материала, чтобы написать пост о ремонте мотоцикла ИЖ-Планета 5-01, который я приобрёл в прошлом сентябре.
Всё пошло не совсем по плану, из-за чего эта история расстянется на 2 части.
Для того, чтобы понять, что это за мотоцикл и как всё началось, советую почитать прошлый пост о покупке мотоцикла и начала его ремонта.
Небольшая история о том, как в нашем полку прибыло. Покупка мотоцикла ИЖ-Планета 5-01.
Всех желающих — милости просим :-)


Итак, мы подготовили все детали к покраске и в скором времени увезли. Как и планировали — подварили раму в некоторых местах, усилили основание седла.


Пока все детали красили, решил перебрать задние амортизаторы. На удивление, они были в отличном состоянии. Что понравилось, они были с пружинами отбоя, что НАКОНЕЦ-ТО устранило стук при обратном ходе. Заменил сайлентблоки, сальники, масло и всё прекрасно заработало. Ах да, ещё заменил сам стакан амортизатора на хромированный.



А вот и сердечко 5-01й. Сколько трудов мне стоило его отмыть! Пришлось купить самую лютую химию и отмывать его. Что интересно, если сравнить 3 двигателя этой модели, которые есть у меня, то они не похожи друг на друга по некоторым еле заметным признакам. Взять к примеру этот двигатель — левая крышка двигателя крепится на 8 винтов (не знаю, зачем столько. Раньше и на 5 держалось отлично) Между половинками картера внедрён ещё дополнительный винт. Рубашка цилиндра теперь с сплошными перемычками. Интересно, что такое оребрение с виброгасителями и увеличенным воздушным фильтром ощутимо уменьшают шумность двигателя, если взять в пример обычную пятёрку.
В конце концов после мойки двигатель протёр насухо, законсервировал до лучших времён и убрал на полку.
И тут вопрос — а зачем? Зачем его убирать? Об этом я сейчас расскажу.



Летом моя Планета-6 повела себя через чур отвратительно! В итоге она обернулась обратно в Планету 5-01.
А что она приподнесла? Оооо, сейчас расскажу.



Я, конечно, не сторонник извращения — переставлять двигателя по 2 раза за сезон, но этим летом движок показал все свои слабые стороны, причём разом!
Всё началось с мелочи. Ну как с мелочи… решил вечером прокатиться. Уехал далеко и тут ннна тебе! Хруст, стук… Глушу двигатель, пробую провернуть кик-стартером — безрезультатно. Виной всему был открутившийся болт на корзине сцепления, который так удачно застрял, что немного выпер крышку двигателя и у меня вытекло всё масло…
Починил.


Далее, недалеко от дома сломался маслонасос. Хоть и мелочь, но сливать масло с маслобака, менять насос. Непритяно…
Починил.


Далее. Поехал в соседний посёлок. Еду и чувствую, что внезапно начал подсос воздуха и движок работает еле-еле.
Искал причину и нашёл. Всему виной резиновое соединение карбюратора с впускным патрубком. Эта ПСовская система подвела. Резинка дала трещину, причём она была новая, недели не прошло с покупки. Нашёл на обочине пакет, замотал, доехал. Это начинало подбешивать.


А потом двигатель совсем не развивал мощность. Перерыв абсолютно всё — было ясно — пропускает между половинок. Епааа… Это снимать двигатель, радиатор, полностью разбирать двигатель. Вызов принят!!!
Опасения подтвердились. После того, как двигатель располовинил — ужаснулся. Что это за дичь!? И не герметик и не лак!? Что это? Всё скукожилось, масло жрало как ни в себе! Вот огромный минус несерийного движка. Я не знаю, как собирали мой движок, и кто его собирал, что я до последнего убирал все косяки.


Коленчатвый вал ПС, но левая цапфа от обычной планеты.


Зазорище после обкатки. Ну реально зазорище!


Ввареная плита для установки цилиндра. Такая плита была на первых двигателях, потом сделали эстетичнее.


Всё отмываю и рассматриваю каждый миллиметр на наличие чего-нибудь ещё… мало ли ещё косяки найдутся. Как патологоанатом, только у ИЖей.


Ну всё, можно собирать обратно. Заменил сальники в двигателе, кольца. И теперь не спеша, всё обезжирим, продуем и будем собирать как полагается. Вот ни один двигатель меня так не выводил, как этот.
Ну вот почему после обкатки он взял и сдох? Ну не совсем сдох, но блин… Конечно, можно понять — движок несерийный, полуопытный… Ну ведь можно было нормально собрать?
Вот и будем собирать. Перед сборкой как всегда отмыли каждый винтик, чтобы всё по фен-шую.




Чтобы собрать двигатель, почти так, как его должны были собрать на заводе, воспользовался заводской документацией именно по этому двигателю. Вот тут можете сказать: да забей ты уже, хватит возиться с ним! Я и сам в тот момент так подумал, может хватит!? Но нееет, это было бы слишком просто. Раз взялся — делай, как там Маяковский писал: не охай, не ахай, не дёргай узду, коли выполнил план…



Всёёё. Собрал, поставил, завёл, поехал. Ну совсем другое дело! Поехал, как должен! Ааа… что это там? Потекла головка цилиндра? Да твою… ж. Всё, хватит, иди на полку до лучших времён. Тем более приближалась поездка в Ижевск, а ехать на таком движке — глупо. И на этой ноте в строй вернулась надёжная 5-01.
Вот примерно так двигатель меня доканал)))
А теперь перемещаемся обратно, к ремонту нового мотоцикла.
Всё, начал готовиться к сборке. Купил много оригинальных новых запчастей. Решил заморочиться и поменять спицы. Так же нашлась ещё одна головка от двигателя П6 — одна в запас.




Вторая головка тоже была с небольшим косяком, но это не беда. К тому времени я успокоился и отвёз обе головки к аргонщику, где мне всё без проблем исправили. Ну что, начёнм!


Всё покрасили. Начинаем процедуру сборки :-)


Была у меня в запасе ещё одна вилка «Орион» и решил её поставить сюда. Тем более тут такая рама, она имеет другой угол наклона рулевой колонки и как раз адаптирована на эту вилку. Так же эта рама позволяет поставить двигатель П6 и радиатор, причём всё влезет и не будет упираться в бак, как на обычной раме. Именно это подвигло меня вернуться к сборке Планеты-6. не знаю, что за упёртость, но хочется, чтобы был такой мотоцикл и ездил.


После всех собранных мотоциклов, этот собирался быстрее, почти на автомате.


Так же на этой вилке другая разновидность держателей фары и отражателей. Для отражателей своё крепление. На этом мотоцикле захотелось больше хромовых деталей, и из-за этого я решил поставить спицованные колёса.


Почти новый задний кожух.Самое интересное — почти весь крепёж остался родным, так как после недели отмачивания в бензине он был как новый.


Красавец получается)) Я верю — всё получится!


Начинаем установку органов управления, проводки, перебранной панели приборов. С панелью пришлось повозиться. Здесь лампа «масло» была не задействована. Провели провод на маслобак, закатали в термоусадку, уложили в приборку — всё заработало.


Как с конвейера.Может чуть лучше)))



Все штекеры с чехлами. Жаль на четвёрках такого нет, тут уже в дождь проводке ничего не страшно.


Вот он) Занял своё почётное место.



Протянули проводку, перебрал всю гидравлику. Осталось правильно подключить пару проводов и можно пробовать подключать АКБ для проверки.


Всё работает! Можно закреплять проводку к раме в скором времени.


Хотел убрать нагар, а его почти не было. Огромный плюс раздельной смазки — нагара намного меньше.


Здесь так же загерметизировал подкрылок, чтобы грязь из-под колеса не попадала. На другой Планете 5-01 эта маленькая доработка показала себя замечательно — теперь на БПВ, коммутаторе и проводке совсем нет грязи.


Прочистил глушитель и колено от нагара. Впервые попался целый глушитель, всё как новое, стоило лишь отмыть от грязи и пройти полиролью.


Потихоньку мотоцикл обрастает всем необходимым.


Переобятнули и собрали седло. Ставим крышки бардачков. Вот уже начинает нравиться)))


Ещё один момент, когда я чуть не сошёл с ума — замена спиц. Вот вроде почти убрал восьмёрку — появляется овал. За 2 недели не смог устранить полностью биение и выровнять колесо. Переднее колесо более-менее, а заднее никак не хочет. Это мой первый опыт в замене спиц, и честно говоря, мне не хватило терпения. Буду отдавать знающему человеку. Конечно, я должен это сделать сам, но мне жалко тратить столько времени.



Так же доставил проблем делитель троса. Сам делитель с хонды дио. Пришлось делать аналог троса на ручку газа, так как трос с карбюратора и маслонасоса были родными. Час колдования паяльником и всё было готово и работало не хуже родного. Ещё один плюс ИЖа — он сделает из тебя механика, электрика, научит паять, делать нужные детали, ну и… кхм, конечно не секрет, научит ругаться.


Как же не хватает колёс)) Уже почти всё готово. Пока сделают колёса, пока приедет новая Mitasовская резина, можно устранить всё мелочи и останется только спустить его на землю))


На этом я подведу итог первой части :-) Вот такая мутная история получилась с двигателем. Хоть он потрепал мне нервов, но я всё равно сделаю его как полагается. Было бы слишком просто — оставить его на полке, когда до финиша совсем немного. Самое удивительное, что времени на сборку ушло в 2 раза меньше чем в прошлый год, так что вторую часть долго ждать не придётся. Всё-таки не зря купил этот мотоцикл, какой красавец получается, аж самому нравится))
Вот как-то так проходит наш зимний гаражный сезон))
Ещё раз всех с Новым Годом, спасибо за внимание, до новых встреч! :-)
  • Aleksei43RUSAleksei43RUS
  • Алексей
  • 4 января 2020 в 22:17
  • ?

Комментарии (21)

RSS свернуть / развернуть
+2
funyfizik
Любить советские мото это не для каждого. Это собственный целый мир)))) Был у меня юпитер 3 с люлькой прошлой зимой купил, ровно через две недели продал — не мое, к сожалению. Удачи в будущих начинаниях!
+2
SergeyVodopy
Всегда завидовал терпению и упорству владельцев отечественной мототехники. Так держать!
+2
capitan_amer
Ох уж эти ижи, будь они неладны!
Получился прекрасный ходовой музэйный экспонат, из разряда «Иж, которого не было»!
По моему опыту воздушка планета не перегревается, малый диаметр цилиндра и длинный ход поршня делают своё дело, дают большую поверхность охлаждения.
Уж до чего красива планета — по мне самый гармоничный отечественный мотоцикл, настолько же уродлив этот агрегат с помпами и шлангами
0
Zepp
  • Zepp
  • 5 января 2020 в 13:09
Был в юности ИЖ ПС, при воспоминании в голове только мат, половинил двигатель чуть ли не раз в неделю.
+1
Motorbeard
Я в юности тоже так чинил… купили поршень второго ремонта, а цилиндр номинальный — херня, наждачкой обточим и киянкой забьем, а потом как нибудь прикатается.
Неудивительно, что мотики жили по 2 — 3 дня максимум
+1
Zepp
Да нет, даже в юности рукожёпством не страдал. Все проблемы у ИЖ-ПС были конструктивные. Довольно мощную поршневую группу в 32 силы горе конструкторы соединили с дремучей коробкой от древней модели ИЖ 350 рассчитанную на 14 л с. Вот её постоянно и крушил не расчётный крутящий момент, выгибало упорную стенку валов и передачи пропадали. Быстро рвало ПЛАСТИКОВЫЕ ведущие диски сцепления, по той же причине, также на первых ПСах рвались тонкие спицы заднего колеса.
Да и рулился ПС как бревно.
0
Aleksei43RUS
Ну при всех его минусах, двигатель хороший. Когда перебирал такой, то понравилась компактность, шестерёнчатая передача. А вот коробка передач на них была другая разработана по передаточным числам. Но вот вибратор он ещё тот…
+1
Omega39rus
А в чём была проблема термообработать пластину? Ни для кого не секрет, кто в Планетах разбирается, что эта пластина выгибается и начинают пропадать передачи…
+1
Zepp
«Ни для кого не секрет» — это сейчас при наличии доступа к коллективному разуму в виде инета, а в 70-х годах прошлого века каждый владелец ПСа решал проблемы самостоятельно.
Задача расчёта прочности деталей мотоцикла должна решаться на этапе конструирования, а не эксплуатации силами владельца.
0
Omega39rus
Да, интернет — великая вещь, но я к выводам про пластину в 2000 году сам пришёл, когда свою П5 перебирал, и в книгах про неё нигде не было сказано. Просто выровнял, как смог, и кольца из сталистой проволоки под внешние обоймы подшей коробки подложил…
Про конструкцию — правда, согласен, что это был косяк завода, про который уже владельцы должны были хотя бы в Мото написать, чтобы ижевчане конструкцию изменили…
0
RichardRow
ИЖ сделает из тебя не механика, электрика и много кого ещё, а мизантропа с ненавистью к отечественным конструкторам, сборщикам и предыдущим владельцам. Я не спорю, ИЖики обладают своей магией, но вот владеть им — это отдельный разговор. Слишком сильно надо любить нашу историю для этого. Слишком они своеобразные.

Когда-нибудь я себе снова возьму ИЖ. Юнкера, если они ещё останутся к тому времени. И буду выкатываться на нём пару раз в сезон для души, но когда это будет большой-большой вопрос.
0
Aleksei43RUS
я вот тоже в последнее время на юнкер посматриваю, уж очень хочется попробовать это чудо, причём даже после юпитера это как небо и земля
0
RichardRow
Ну вам-то сам Бог велел уже давно заиметь такой в коллекцию мотоциклов)

Насчёт небо и земля от Юпитера сложно сказать. Технически — плюс-минус одинаковые, а вот эстетически и по посадке — это да. Своя магия у Юнкерса есть. Так же как и «Крокодила» (Honda Fusion)
0
AntonKatenev
Лучше купить игрушечную настольную паровую машинку. Примерно те же технологии, примерно такое же хобби, и примерно столько же имеет отношения к мотоциклам. Но не вызывает ненависти, да и выглядит посимпатичнее.
+1
RichardRow
Ну так покупайте. Мне Юнкерс вполне зашёл именно как «понтоцикл», а не как «ежедневная» техника. В плане 2-3 выезда в сезон Юнкерс КРАЙНЕ притягателен и не напрягает своими выкидонами.
0
Omega39rus
Алексей, если хочется больше хрома — можно кожухи на аморты сверху поставить от хромированных амортов 3-й серии, просто отверстие под шток немного увеличить нужно. Будут аморты с видом как у ПС))) Ну да вы большой любитель оригинала…
А видели в ВК, кто-то почти целый ИЖ 560 Орион в деревне нашёл, и продавать пытались, я так и не выяснил, чем история с покупкой закончилась. Но фотки несчастного Ориона сохранил себе))) Хотите поглядеть?)))
0
Aleksei43RUS
Насчёт оригинала — да, тут я решил заморочиться. Хочется сделать этот мотоцикл ближе к тому виду, который он имеет на заводском чертеже)) А насчёт Ориона в деревне… Я как-то видел фото, там он сильно уставший. Вроде зимой его выкатили. Очень было интересно, куда же всё-таки он попадёт в итоге, но пока всё тихо…
0
Omega39rus
Да-да, тот самый, зимний Орион… Ну двиг-то почти ямаховский, ресурс не чета двухтактникам. Да даже если заклинил — Михаил Немцов сравнивал потроха, очень многое подходит от Ямаховских двигателей. Облицовка вроде в комплекте, выхлоп целый, литьё с вилкой на месте… Не хватало только приборки, суппорта и заднего фонаря с поворотниками.
0
Omega39rus
Большая просьба, Алексей, вы не меряли раму 5-01? Скажите пожалуйста, чем отличается рама с иным углом наклона рулевой колонки под орионовскую вилку? Какую трубу мне надо разрезать и удлинить и на сколько? Нижнюю переднюю?
0
Aleksei43RUS
Саму раму не мерял. По отличиям от стандартной рамы, на этой угол вроде меньше сделан для большего удобства с использованием вилки орион. Насчёт удлинения труб точно не скажу… не мерял, что куда и как, но факт — с измененным углом лично мне стало удобнее в плане посадки и управления.
0
Omega39rus
То есть рулевая колонка более вертикально стоит? Странно, мне казалось — наоборот, потому что при установке орионки на обычную раму перед задирается, и если ещё более вертикально рулевую сделать (угол уменьшить) — то ещё больше задерётся… Мне казалось, наоборот больше рулевую наклонили, от этого и колесо вперёд уехало, плюс ещё ось перед вилкой установлена…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Aleksei43RUS, Ремонт мотоцикла ИЖ-Планета 5-01 1997г. 1 часть.