Блог им. IIIance → Karelia in spring или звеня бубенцами
Апрелем сего года, решил найти пару таких же альтернативно одарённых и рвануть на севера, а точнее покатать по глубинкам Карелии. Обогнуть кольцом Ладогу и Онегу. Немного покупаться в Шуе. На пару недель, полудикарями (по нашей доброй традиции — маршрут не планировали, от слова — совсем). Фотоотчётик вам из той поездки.
Моты готовятся в дорогу. РТха всё больше оэндуривается. На эту поездку избавилась от нежного электро-преднатяга. Путём отключения лишней электроники и скрупулёзного подбора толщины проставочной шайбы (идеально подошла выточенная из тормозного диска от ВАЗ) немного кастрировали ESA, получив неплохое увеличение клиренса (при сохранении геометрии подвески и стабильности мота на высоких скоростях).
Как в том анекдоте: — А теперь пристегните, пожалуйста, ремни и мы попробуем со всем этим взлететь.
Каким-то чудом, всё запаковано/запихано/затрамбовано/примотано. Глядя на прогноз погоды, сразу залез в дождевик (собственно, почти всю поездку я из него и не вылазил). Поехали.
Я рванул через Иваново-Кинешму-Кострому-Ярославль на Череповец. Второй мот, стартует на день позже и немного другим маршрутом, встречаемся в Череповце. Долбанный навигатор, предложил срезать через Буй, я согласился. В общем – не ездите в Буй, нихрена там нет, в том числе и дорог. Не зря Сусанин там поляков выгуливал.
Холодновато. Температура, болтается около +5 градусов. Не смотря на подогревы, подстёжки, дождевик и ветрозащиту РТэхи, приходится отогреваться кофеем.
Проехал Судиславль. Хороший городок, компактный. Всё в одном месте — нате вам и дедушка Ленин, и опиум для народа, и поворот на этот долбанный Буй.
Поездка, прошла с девизом — «Трезвость норма жизни» и «Ударим мотопробегом по пьянству и ещё чему-нибудь». Что вообще-то печально.
Я ненавижу ЯндексНагибатор. Этой скотине, мало было Буя, утащил меня в Череповец через Пошехонье. Дорогу, я так понял, не восстанавливали с последней бомбёжки во время ВОВ. Причём, немцы бомбили её ну очень качественно. Хотя, в самом Пошехонье весьма симпатично, но я был зол, за отбитую по дороге задницу и не фоткал.
Второй мот — Саня с двойкой, едут другой дорогой, через Углич. Как я понял, дорога с той стороны, тоже ни разу не радует. Хотя он на 650 ГС, ему вроде как попроще. Но, по приезду в Череповец, матерился. Долбанные немцы, везде успели отбомбиться.
Переночевали у друзей в Череповце. С утра пораньше (часиков так 11) двинули на Белозёрск. Санина двойка едет до Петрозаводска и там на поезд обратно.
Добрались до Белозёрска. Разумеется, сразу поехали на озеро.
Учитывая, что стоял солнечный день, а озеро ещё во льду — пейзаж просто космос. Жаркая пустыня на Северном полюсе.
Собственно, центр Белозёрска. Красиво, ухожено, есть, что посмотреть.
Вид с вала Кремля на центр города и ту самую лодью или ладью, на которой варяги гоняли в греки, попутно развешивая всем и основывая Русь. Историческую справку по городу, ищите в инете, мне лень писать.
С Белозёрска едем на Вытегру. Разумеется мимо асфальта. Первая паромная переправа. Прикольная. При приближении транспорта, паром просто разворачивается поперёк канала. Работа у паромщика прелестная – ручка вперёд, ручка назад.
Вторая паромная переправа по пути на Вытегру, уже посерьёзней. Не знаю, что возят самоходные баржи, но идут караваном. В озеро пустые, из озера загруженные. Или наоборот.
Паром еле успевает проскочить, через этот конвейер. Кстати, удивительно, но денег за переправу не берут, всё за счёт заведения.
Грейдер кончился, выехали на кусочек хорошей дороги. Так и тянет открутиться, но нельзя, Санин ГС, из-за загрузки и резины, начинает расколбашивать на скоростях выше 120 км/час. Ну нам и спешить некуда, едем степенно, почти соблюдая ПДД.
А вот и Вытегра. От Вытегры, слева Онеги — асфальт заканчивается, справа Онеги — изумительная дорога. Мы налево.
Начинаются заправки «Хренойл» и рулетка с бензином (или тем, что нальют вместо него). Дальше, в глубинке, заправлялись на колонке со стрелками, вспомнил молодость. И да, запас хода приходиться точно рассчитывать, особенно с маленьким баком. Один раз залили такое, что даже сухой оппозит (который жрёт всё) еле переварил (моментальный расход, был 97 л. на 100 км.). Эфир наверное или ракетное топливо где-то спёрли.
На выезде из Вытегры, есть прекрасный экземпляр деревянного зодчества, даже можно сравнить с каменным. Интересно, из какого молитва быстрее доходит? Скоро его доделают и утащат на Кижи (показывать за 5 т.р.). В музей подводной лодки, заеду на обратной дороге.
После Вытегры начинается трэшачок. Санин ГС стебётся над РТ, тут его стихия. А нам с РТ пофиг, мы ведь почти Гусь. Ну и пусть даже резину не менял с шоссейки (так и поехал на Мишке Пилот Роад). Снизил давление в баллонах, валим – выше скорость, дальше полетишь.
Вот и Ленинградская область. Лететь по сырому песку и размытой глине весело. Скорость получается держать 60-80 км/час, постоянно играя с РТхой в игру «поймай меня, если сможешь». Местный народ, посматривает на нас как на идиотов (особенно на меня). По грейдеру стоят трактора и маталыги, что бы вытаскивать РЕЙСОВЫЙ автобус (он там реально ходит, подвеска лифтованная и походу звуков которые он издаёт, в него вварили торсионы).
А вот и третья паромная переправа, уже серьёзная. И в отличии от предыдущих она платная. Хотя, для местных, похоже, так же как и предыдущие бесплатная.
А вот и рейсовый автобус, с которым мы выезжали из Вытегры, нас догнал. Правда, есть у меня подозрения, что это хорошо замаскированный трактор.
Какие честные дорожники, не соврали, правду на плакате написали. Хотя, тут как раз и начинается, так называемый карельский грейдер — выровненная грунтовка, посыпанная гранитной крошкой. Позволяет прилично наваливать, даже в дождь, но, если грохнулся, смачно обдерёшься.
Собственно, мы в Карелии. Дальше в Петрозаводск, где ссаживаем Санину двойку и дальше во все тяжкие.
Вот и Онега, если точнее Онего. Красота. Вот обожаю я Карелию, за её озёра. Могу часами сидеть на берегу, ловить дзэн. Круче только сопки заполярья.
И какой прекрасный, карельский загар на белом песочке. А… что? Это не песочек? Ну, другого не было.
Остался последний рывок, до Петрозаводска. Там ночуем. Хотели в палатках, но что-то подустали, лагерь лень разбивать. Да и Санину двойку надо успеть на поезд до Москвы посадить. Тюлени.
Опять начался вдрызг разбитый асфальт (немцы и тут успели), вперемешку с грейдером. Реконструкция подвески РТхи, конечно, добавила ей надёжности, но всё это за счёт моей бедной задницы.
Привет Петрозаводск.
Очень хотелось жрать. Не сочтите за рекламу — в Петрозаводске есть кафе «ДеЖавю», сколько там не бывал, кормят офигенно и ну очень бюджетно. Рекомендую.
Лагерь разбиваем в гостишке. Два с чем-то рубля, за вполне приличный двухместный номер, в центре. Нормально. Двойку отправили домой.
С утра, пакуемся и двигаем на Суо… Сао… Суя… Суоярви. Началось. Я об эти финские названия, язык постоянно ломаю. В Карелии, вообще есть места, где обозначения только на финском языке.
Заехали в посёлок Эссойла на Сямозере и на само Сямозеро, рядом Шотозеро и Вагатозеро, а ещё там деревня Сяпся. Я это смог написать?
Махнулись с Саней мотами, до Суоярви он едет на РТ, я на его ГС.
После моего крейсера, едя на Саниной 650-ке, меня не покидало ощущение, что у меня на ходу сп…ли мотоцикл. Как-то так сложилось, что последние годы, подо мной постоянно туреры-оверлитры. Уже привык, что мот вокруг тебя и нигде не дует. На офф-роад, конечно, всё кардинально меняется местами, но я готов поднимать скилл вождения тяжёлого турера по бездороу, дабы ехать до этого бездорожья в комфорте. Тем более, РТ вполне себе позволяет недурственно поэндурить.
А вот и Суоярви. Дальше асфальта нет и с заправками напряжёнка. Перекрестились и залились бензином под крышки, на какой-то непонятной бензоколонке (в этот раз пронесло, оказался бензин). Фоток Суоярви не будет, так как там фоткать нечего или мы не нашли чего.
Блин, где я? Мы точно в финку, как охотнички-рыбачки из фильма про их особенности, не упороли ненароком? Да не, вроде на русском.
Покрутившись по глухомани, едем на постой к знакомому, который переехал из Москвы в Карельскую глубинку и содержит неплохое такое хозяйство. В том числе и приют для мотопутешественников (что весьма ценно и редко в таких местах – можно отдохнуть, серьёзно подремонтироваться, обслужить мот и снарягу). Если кому понадобится, вот координаты — N62°10.342´ E 032°24.944´.
Серёга, так зовут знакомого, вообще мировой мужик. Турист советской закалки и серьёзный водник. Познакомились с ним, когда он водил нашу группу по сплавам. Одних его баек, про пешие и водные походы, надолго хватит послушать. Правда, он немного офигел, когда мы завалились, так как не ждал никого ещё недели две-три, тем более на мотах. В прошлом году Саша которая Панда, в одной из своих поездок к нему заезжала. Передавал ей привет.
Так как с собой был рыболовной шмурдяк, попробовали поймать язя. Ага, поймали. Как обычно, минус три блесны и вытащенная коряга.
Позавтракали, осмотрели/обслужили моты, пора двигать дальше. Выезжаем в сторону Костомукши, хочется покрутиться по совсем уж отдалённым местечкам. Температура падает, около -5 градусов, идёт снег. Грейдер, покрыт скользкой, глиняной плёнкой. На моей резине слегка стремновато. К тому, что мотает зад, я уже привык, а вот то, что начинает на таком покрытии срывать передок моей коровы, неприятно. Еду архиаккуратно, скорость 40-60.
Серёга нас попугал, что населёнку в тех местах, лучше пролетать ходом, можно остаться без мотов. Чем глубже к финке, тем больше ощущение, что погружаешься в унылые 90-е, везде разруха, люди какие-то сумрачные. Время как будь-то замерло лет 30 назад, так и не двигается. С заправками – беда.
Оопс…, а вот и первый шмяк. Выезжаю из-за поворот, а там красота – Санин Гусь полетал. При приземлении, вся ненужная хрень (кофры, зеркала, номер и т.п.), с мота отвалилась. Видимо, что бы не мешала летать. Повезло, что на обочине был отвал мягкого песка, а не крупные камни как обычно. Вывод — не переоценивайте себя, не надейтесь на резину, технику, скилл и прочее. Особенно в дальняках, где до ближайшей помощи совсем не близко. Если дерьмо может случиться, оно случится обязательно.
С помощью топора, пассатижей, верёвок и такой-то матери, приводим мот к ходовому состоянию. Обошлось без повреждений тушки пилота, помогла защита и песок. Зелёнка и синяя изолента у нас были, но, в этот раз не понадобились. Кстати, пока мы собирали мот в один кусок, проезжавшая пара машин даже не подумали остановиться и спросить — всё ли у нас в порядке. Хотя прекрасно было видно, что произошло неладное. Вот такая она, северная взаимовыручка или нам просто не повезло.
Покрутившись пару дней по глубинке (медведя, так и не встретили), захотелось комфорта. Двигаем в сторону Медвежьегорска. Сделали крюк и заехали в Гирвас. В надежде, попасть на водосброс. Гирвас, находиться на реке Суна, которая перегорожена плотиной. Большую часть года Гирвас представляет собой каменный склон, и лишь на несколько дней, в период паводка, водопад оживает. И тогда с 30-метровой высоты вода падает по ступеням. Вот в этот каньон (кстати, вулканического происхождения), при открытии шлюза, со всей дури шпарит вода и льдины, снося всё на своём пути. Зрелище космическое, мощь стихии не описать. Мы, к сожалению, на сброс не попали. На обратном пути я ещё раз заезжал на Гирвас, в надежде застать сброс воды, но – не судьба. Жаль. Говорят, что есть где-то расписание сбросов, я не нашёл.
Ура, асфальт. Счастливая от вида асфальта РТха (… я ваши грейдеры) и побитый Гусь, ковыляют в сторону Медвежьегорска.
А вот и Медвежьегорск. Гостишки и кафешки, дорогие и стрёмные. Многие ночуют тут, по дороге на Мурманск. Цены из-за этого ломят, а качество а-ля 90-е.
Перекусили, заправились бензином и кофе, и отправились искать место ночёвки, на берегу Онеги. Саня, кстати, ещё и визор шлема при падении хорошо так закоцал. Едет как одноглазый пират.
Километрах в 50 от Медвежьегорска, нашли приемлемое местечко и разбили лагерь на берегу Онеги (или Онего). Еле поставились, ветерок нехилый, метров 20-30 в секунду дует.
Дедушка Онего буйствует, начинается шторм. На берегу, мы встали зря.
В лесу, очень много железа со времён Великой отечественной. Эхо прошедшей войны.
У нас обнаружился сосед, блин, стрёмно встали. Купаться – нафиг.
Кстати, воду всю дорогу получали фильтрацией из ближайших водоёмов, норм, никто не обкакался. Фильтр качает пятилитровую кубышку, за час-два.
К ночи, задуло не по детски, костёр пришлось тушить и расползаться по палаткам. Мою палатку ветром согнуло так, что заехало в лоб фонариком, висевшим под потолком. С просоня, подумал, что на неё пьяный медведь упал. На улице стоять невозможно, сдувает нафиг в сторону финки. Температура ещё упала, около -7 градусов. В довесок, ветром с Онеги несёт ледяную морось и влажность просто зашкаливает. Не смотря на хорошую снарягу и химические грелки, замерзли и не выспались. Наверное, самая поганая ночёвка за всю поездку.
Немного охренев от такой ночёвки, выехали только к обеду. Позавтракали, отогрелись и поехали искать финский укрепрайон.
Ориентир на расположение укрепрайона – разрушенные казармы. После них офф-роад.
Сооружения монументальные. Всё долбилось в скале. Сначала силами наших военнопленных, потом, когда захватили, силами финских военнопленных достраивалось.
Вся скала пронизана ходами. К любой точке, можно пройти не выходя наверх. В теле скалы выдолблены бункеры.
Наверху скалы, находятся три дота. Мы нашли только два, всё очень хорошо замаскированно в толще камня. Вот пушечный дот.
Точка наблюдения, совмещенная с пулемётной.
Мощно финны обустраивались. В амбразурах и камне, есть следы попаданий снарядов и пробитий.
Укрепрайон простреливал весь Медвежьегорск и берег Онеги. Но это не особо помогло финнам.
Когда возвращались к мотам, случился курьёз. В лесу встретили плачущую даму, которая сказала – что разворачивалась и попала в ямку. Мдя… ямка, оказалась бездонным бетонированным колодцем (финны козлы, спецом для неё вырыли). Заднее колесо машины, висело на уровне моей груди. Ничего, вытащили. Засунули пилотессу за руль, с наказанием давить тапку в пол. Встали на порог и прыгая на нём раскачали драндулет (хорошо, что мы хорошо и много кушаем), машинка зацепилась тремя колёсами и выгребла (повезло, что была версия 4х4). Хотя хозяйка и не верила в наш гениальный план, и собиралась вызывать вертолёт.
Что-то мы подустали, после всех этих лазаний по горам и ужасной ночёвки. Опять рванули в Медвежьегорск, в отель Атлантик. Как и говорил, гостиница развалина, по цене люкса в Петрозаводске. Но, уже еле стояли на ногах. Да и Сашин мот, надо было подремонтировать, ездить без зеркал — немного печально.
С утра нашли единственный сервис, в котором есть сварка, но нет сварщика. Благо варить и сами умеем. Наглухо приварили зеркала и двинулись в сторону Мурманска. Как-то подозрительно плотно, летят белые мухи. Температура, около -5 градусов.
Подозрительные белые мухи, оказались неплохим таким снежным фронтом.
Температура, упала ниже -10. Сильный снегопад, на дороге гололёд и завалена снегом. Коробки жмутся к обочинам. Антиобледенительным составом в дорогу, как-то не озаботились.
С визорами шлемов, ситуация не лучше. Как не смахивай, моментально залепляет снегом и обледеневает. Пинлоки, уже не спасают. Езда по трассе превратилась в способ извращенного самоубийства. Да и не смотря на все подогревы, яйца от холода звенели на всю Карелию, и будили мишек. Так-как по времени мы уже выбрали лимит и нас в Петрозаводске ждал ещё один товарищ, поняли, что по такой трассе, ну никак не успеваем доехать до Белого моря. В общем, напридумывав себе оправданий, разворачиваемся на Петрозаводск. На Кольский, потом сгоняю.
Кое-как, отогреваясь кофеем на заправках и сколачивая лопатами лёд с мотов, доковыляли до Петрозаводска. Заселились в уже известную гостишку. Сказать, что мы были сырые и промёрзшие, это ничего не сказать. Плюсом к этому, больше недели мотания по лесам и ночёвок под звёздами, ни разу не добавляют чистоплотности. Запах в номере стоял эпичный, казарма отдыхает. Спасибо, что не выселили.
С утра, к нам присоединяется ещё один товарищ, тоже на ГСе 700-ке. Погодка не радует. Пообщался с местным байкером, говорит, что первый раз такую дерьмовую погоду видит на майских. Снежный циклон, кружит над Мурманском и разумеется Питером. Решаем сгонять на Ладогу.
Едем на Сортавалу-Видлицу-Олонец. Погода вроде выравнивается. Плюсовая температура и дождь, ну это почти Майами. У меня первая поломка, отвалился давно любивший мозги датчик бокового упора. Был безжалостно вырезан и выкинут в лес (пусть медведи жрут), провода скручены и замотаны синей изолентой.
Кстати, я говорил про заправку, где заправили чем-то очень непохожим на бензин, так вот, она в Пряже (не помню как называется) не заправляйтесь там. Все три мота затроили, зачихали и начали жрать «бензин» вёдрами. У меня моментальный расход, дошел до 97 л. на 100 км… Даже интересно, что это такое ливанули в бак?
Выехали на берег Ладоги и погнали по побережью. Над Питером, впрочем, как всегда, висит туча.
Ладога, после Онеги, кажется тихой и спокойной.
Погоняли по берегу Ладоги. РТха, матерится от этих грейдеров, но едет бодро, не отстаёт от пернатых. Я уже приспособился к стойке на ней и не пугаюсь песка, камней и размазни под колёсами. Сане пора возвращаться. Мы с Максом остаёмся в Карелии, на сплав. Едем на Лодейное поле.
На границе Карелии прощаемся с Саней, ему в Москву. Мы с Максом едем на турбазу в Матросах. У нас впереди, небольшой сплав по Шуе.
Приехали на базу. Там у нас заказан короткий сплав по реке Шуя, с ночлегом и едой. К нам присоединилась жена с подругами, приехали поездом. Принимающая контора организовала ресторанное питание. После двух недель на консерве, я с удовольствием предался греху чревоугодия.
РТха прячется в кустах, с мыслью – что угодно, только, не грейдеры.
С утра, меняем моты на лодки и гребём в сплав по Шуе. Ну как сплав, покатушки. Порог, ну который можно вообще порогом назвать, там один — Большой Толли. В этом году, вода в Карелии весьма высокая. Так что, более-менее прикольно. Хотел как обычно его самосплавом пройти, но в труселях холодновато, а гидрач я не брал.
Народу нравится, несколько раз обносим Тольку и катаемся. Не Красненькая, конечно, но, что есть то есть.
Саня, в это время, умудрился опять залезть в какие-то говна. Где он их нашел по маршруту Питер-Москва?
С утра отправил всех «сплавщиков» на поезде в Москву и попрощались с Максом, он поехал на Питер. Я стартую на следующий день. Обогну Онегу и домой.
Переночевал в хостеле (еле нашел место, было 9 мая). И с утра пораньше (часиков в 11) рванул огибать Онегу. Заехал на Гирвас, но как и говорил, опять не попал на спуск воды. Печально. Позавтракал на уже привычных блоках, на привычной заправке, в привычном Медвежьегорске.
Трасса с другой стороны Онеги – шикарна. Прямые прогоны, в большинстве случаев отличный асфальт, почти нет машин (все едут по Коле), нет населёнки. РТха, наконец-то попала в свою стихию, можно валить на все деньги. Я и навалил, забыв, что на бездоре спускал давление в колёсах. По приезду обнаружил, что у меня минус комплект резины.
Нормальных заправок, вполне хватает (перегоны между ними 200-300 км.), но только Роснефть. Еду в Москву, через Вологду – Ярославль – Кострому – Кинешму.
До встречи Карелия. Всё было как всегда — круто и весело.
Опять Вытегра, уже с другой стороны. Кольцо вокруг Онеги замкнулось.
Как и собирался, заехал в Музей подводной лодки.
К сожалению, музей закрыт, вход в лодку заварен. Обидно, досадно. Ну и ладно, едем дальше.
Вокруг красивые пейзажи Вологодской области.
Проезжаю Кострому. Время к полночи, подустал и достали лоси. Ехать приходится не более 100 км. в час, иначе есть хороший шанс не разойтись с сохатым, а кто из нас хрустнет, вполне предсказуемо.
Махнул 1300 км… Можно было и сразу домой валить, но ночью опять был минус, туман и лоси. Переночевал в Кинешме. Завтрак и вперёд, вернее назад, домой. Волга, тоже весьма красива.
Почти дома. Из Кинешмы, опять выехал в ночь.
За что и поплатился. Попал в какой-то мегарой шаранок (майских жуков). Влепилось их несколько сотен. Знатно отбомбились. Даже с ветрозащитой РТ, вытряхивал их из всех щелей, а башка долго гудела от ударов в шлем. Жалко жучков.
Собственно всё. РТху на короткий передых, до следующей поездки. В путешествии, всё понравилось. И поездка, и люди, и техника. Летом, опять улечу в Карелию и дальше на Кольский. Там будет интересней — 3 моря за поездку, Хибины и Рыбачий с Териберкой. Если интересно и устраивает такой формат фотоотчёта, выложу тут.
Всем добра, бобра и хороших путешествий.
Моты готовятся в дорогу. РТха всё больше оэндуривается. На эту поездку избавилась от нежного электро-преднатяга. Путём отключения лишней электроники и скрупулёзного подбора толщины проставочной шайбы (идеально подошла выточенная из тормозного диска от ВАЗ) немного кастрировали ESA, получив неплохое увеличение клиренса (при сохранении геометрии подвески и стабильности мота на высоких скоростях).
Как в том анекдоте: — А теперь пристегните, пожалуйста, ремни и мы попробуем со всем этим взлететь.
Каким-то чудом, всё запаковано/запихано/затрамбовано/примотано. Глядя на прогноз погоды, сразу залез в дождевик (собственно, почти всю поездку я из него и не вылазил). Поехали.
Я рванул через Иваново-Кинешму-Кострому-Ярославль на Череповец. Второй мот, стартует на день позже и немного другим маршрутом, встречаемся в Череповце. Долбанный навигатор, предложил срезать через Буй, я согласился. В общем – не ездите в Буй, нихрена там нет, в том числе и дорог. Не зря Сусанин там поляков выгуливал.
Холодновато. Температура, болтается около +5 градусов. Не смотря на подогревы, подстёжки, дождевик и ветрозащиту РТэхи, приходится отогреваться кофеем.
Проехал Судиславль. Хороший городок, компактный. Всё в одном месте — нате вам и дедушка Ленин, и опиум для народа, и поворот на этот долбанный Буй.
Поездка, прошла с девизом — «Трезвость норма жизни» и «Ударим мотопробегом по пьянству и ещё чему-нибудь». Что вообще-то печально.
Я ненавижу ЯндексНагибатор. Этой скотине, мало было Буя, утащил меня в Череповец через Пошехонье. Дорогу, я так понял, не восстанавливали с последней бомбёжки во время ВОВ. Причём, немцы бомбили её ну очень качественно. Хотя, в самом Пошехонье весьма симпатично, но я был зол, за отбитую по дороге задницу и не фоткал.
Второй мот — Саня с двойкой, едут другой дорогой, через Углич. Как я понял, дорога с той стороны, тоже ни разу не радует. Хотя он на 650 ГС, ему вроде как попроще. Но, по приезду в Череповец, матерился. Долбанные немцы, везде успели отбомбиться.
Переночевали у друзей в Череповце. С утра пораньше (часиков так 11) двинули на Белозёрск. Санина двойка едет до Петрозаводска и там на поезд обратно.
Добрались до Белозёрска. Разумеется, сразу поехали на озеро.
Учитывая, что стоял солнечный день, а озеро ещё во льду — пейзаж просто космос. Жаркая пустыня на Северном полюсе.
Собственно, центр Белозёрска. Красиво, ухожено, есть, что посмотреть.
Вид с вала Кремля на центр города и ту самую лодью или ладью, на которой варяги гоняли в греки, попутно развешивая всем и основывая Русь. Историческую справку по городу, ищите в инете, мне лень писать.
С Белозёрска едем на Вытегру. Разумеется мимо асфальта. Первая паромная переправа. Прикольная. При приближении транспорта, паром просто разворачивается поперёк канала. Работа у паромщика прелестная – ручка вперёд, ручка назад.
Вторая паромная переправа по пути на Вытегру, уже посерьёзней. Не знаю, что возят самоходные баржи, но идут караваном. В озеро пустые, из озера загруженные. Или наоборот.
Паром еле успевает проскочить, через этот конвейер. Кстати, удивительно, но денег за переправу не берут, всё за счёт заведения.
Грейдер кончился, выехали на кусочек хорошей дороги. Так и тянет открутиться, но нельзя, Санин ГС, из-за загрузки и резины, начинает расколбашивать на скоростях выше 120 км/час. Ну нам и спешить некуда, едем степенно, почти соблюдая ПДД.
А вот и Вытегра. От Вытегры, слева Онеги — асфальт заканчивается, справа Онеги — изумительная дорога. Мы налево.
Начинаются заправки «Хренойл» и рулетка с бензином (или тем, что нальют вместо него). Дальше, в глубинке, заправлялись на колонке со стрелками, вспомнил молодость. И да, запас хода приходиться точно рассчитывать, особенно с маленьким баком. Один раз залили такое, что даже сухой оппозит (который жрёт всё) еле переварил (моментальный расход, был 97 л. на 100 км.). Эфир наверное или ракетное топливо где-то спёрли.
На выезде из Вытегры, есть прекрасный экземпляр деревянного зодчества, даже можно сравнить с каменным. Интересно, из какого молитва быстрее доходит? Скоро его доделают и утащат на Кижи (показывать за 5 т.р.). В музей подводной лодки, заеду на обратной дороге.
После Вытегры начинается трэшачок. Санин ГС стебётся над РТ, тут его стихия. А нам с РТ пофиг, мы ведь почти Гусь. Ну и пусть даже резину не менял с шоссейки (так и поехал на Мишке Пилот Роад). Снизил давление в баллонах, валим – выше скорость, дальше полетишь.
Вот и Ленинградская область. Лететь по сырому песку и размытой глине весело. Скорость получается держать 60-80 км/час, постоянно играя с РТхой в игру «поймай меня, если сможешь». Местный народ, посматривает на нас как на идиотов (особенно на меня). По грейдеру стоят трактора и маталыги, что бы вытаскивать РЕЙСОВЫЙ автобус (он там реально ходит, подвеска лифтованная и походу звуков которые он издаёт, в него вварили торсионы).
А вот и третья паромная переправа, уже серьёзная. И в отличии от предыдущих она платная. Хотя, для местных, похоже, так же как и предыдущие бесплатная.
А вот и рейсовый автобус, с которым мы выезжали из Вытегры, нас догнал. Правда, есть у меня подозрения, что это хорошо замаскированный трактор.
Какие честные дорожники, не соврали, правду на плакате написали. Хотя, тут как раз и начинается, так называемый карельский грейдер — выровненная грунтовка, посыпанная гранитной крошкой. Позволяет прилично наваливать, даже в дождь, но, если грохнулся, смачно обдерёшься.
Собственно, мы в Карелии. Дальше в Петрозаводск, где ссаживаем Санину двойку и дальше во все тяжкие.
Вот и Онега, если точнее Онего. Красота. Вот обожаю я Карелию, за её озёра. Могу часами сидеть на берегу, ловить дзэн. Круче только сопки заполярья.
И какой прекрасный, карельский загар на белом песочке. А… что? Это не песочек? Ну, другого не было.
Остался последний рывок, до Петрозаводска. Там ночуем. Хотели в палатках, но что-то подустали, лагерь лень разбивать. Да и Санину двойку надо успеть на поезд до Москвы посадить. Тюлени.
Опять начался вдрызг разбитый асфальт (немцы и тут успели), вперемешку с грейдером. Реконструкция подвески РТхи, конечно, добавила ей надёжности, но всё это за счёт моей бедной задницы.
Привет Петрозаводск.
Очень хотелось жрать. Не сочтите за рекламу — в Петрозаводске есть кафе «ДеЖавю», сколько там не бывал, кормят офигенно и ну очень бюджетно. Рекомендую.
Лагерь разбиваем в гостишке. Два с чем-то рубля, за вполне приличный двухместный номер, в центре. Нормально. Двойку отправили домой.
С утра, пакуемся и двигаем на Суо… Сао… Суя… Суоярви. Началось. Я об эти финские названия, язык постоянно ломаю. В Карелии, вообще есть места, где обозначения только на финском языке.
Заехали в посёлок Эссойла на Сямозере и на само Сямозеро, рядом Шотозеро и Вагатозеро, а ещё там деревня Сяпся. Я это смог написать?
Махнулись с Саней мотами, до Суоярви он едет на РТ, я на его ГС.
После моего крейсера, едя на Саниной 650-ке, меня не покидало ощущение, что у меня на ходу сп…ли мотоцикл. Как-то так сложилось, что последние годы, подо мной постоянно туреры-оверлитры. Уже привык, что мот вокруг тебя и нигде не дует. На офф-роад, конечно, всё кардинально меняется местами, но я готов поднимать скилл вождения тяжёлого турера по бездороу, дабы ехать до этого бездорожья в комфорте. Тем более, РТ вполне себе позволяет недурственно поэндурить.
А вот и Суоярви. Дальше асфальта нет и с заправками напряжёнка. Перекрестились и залились бензином под крышки, на какой-то непонятной бензоколонке (в этот раз пронесло, оказался бензин). Фоток Суоярви не будет, так как там фоткать нечего или мы не нашли чего.
Блин, где я? Мы точно в финку, как охотнички-рыбачки из фильма про их особенности, не упороли ненароком? Да не, вроде на русском.
Покрутившись по глухомани, едем на постой к знакомому, который переехал из Москвы в Карельскую глубинку и содержит неплохое такое хозяйство. В том числе и приют для мотопутешественников (что весьма ценно и редко в таких местах – можно отдохнуть, серьёзно подремонтироваться, обслужить мот и снарягу). Если кому понадобится, вот координаты — N62°10.342´ E 032°24.944´.
Серёга, так зовут знакомого, вообще мировой мужик. Турист советской закалки и серьёзный водник. Познакомились с ним, когда он водил нашу группу по сплавам. Одних его баек, про пешие и водные походы, надолго хватит послушать. Правда, он немного офигел, когда мы завалились, так как не ждал никого ещё недели две-три, тем более на мотах. В прошлом году Саша которая Панда, в одной из своих поездок к нему заезжала. Передавал ей привет.
Так как с собой был рыболовной шмурдяк, попробовали поймать язя. Ага, поймали. Как обычно, минус три блесны и вытащенная коряга.
Позавтракали, осмотрели/обслужили моты, пора двигать дальше. Выезжаем в сторону Костомукши, хочется покрутиться по совсем уж отдалённым местечкам. Температура падает, около -5 градусов, идёт снег. Грейдер, покрыт скользкой, глиняной плёнкой. На моей резине слегка стремновато. К тому, что мотает зад, я уже привык, а вот то, что начинает на таком покрытии срывать передок моей коровы, неприятно. Еду архиаккуратно, скорость 40-60.
Серёга нас попугал, что населёнку в тех местах, лучше пролетать ходом, можно остаться без мотов. Чем глубже к финке, тем больше ощущение, что погружаешься в унылые 90-е, везде разруха, люди какие-то сумрачные. Время как будь-то замерло лет 30 назад, так и не двигается. С заправками – беда.
Оопс…, а вот и первый шмяк. Выезжаю из-за поворот, а там красота – Санин Гусь полетал. При приземлении, вся ненужная хрень (кофры, зеркала, номер и т.п.), с мота отвалилась. Видимо, что бы не мешала летать. Повезло, что на обочине был отвал мягкого песка, а не крупные камни как обычно. Вывод — не переоценивайте себя, не надейтесь на резину, технику, скилл и прочее. Особенно в дальняках, где до ближайшей помощи совсем не близко. Если дерьмо может случиться, оно случится обязательно.
С помощью топора, пассатижей, верёвок и такой-то матери, приводим мот к ходовому состоянию. Обошлось без повреждений тушки пилота, помогла защита и песок. Зелёнка и синяя изолента у нас были, но, в этот раз не понадобились. Кстати, пока мы собирали мот в один кусок, проезжавшая пара машин даже не подумали остановиться и спросить — всё ли у нас в порядке. Хотя прекрасно было видно, что произошло неладное. Вот такая она, северная взаимовыручка или нам просто не повезло.
Покрутившись пару дней по глубинке (медведя, так и не встретили), захотелось комфорта. Двигаем в сторону Медвежьегорска. Сделали крюк и заехали в Гирвас. В надежде, попасть на водосброс. Гирвас, находиться на реке Суна, которая перегорожена плотиной. Большую часть года Гирвас представляет собой каменный склон, и лишь на несколько дней, в период паводка, водопад оживает. И тогда с 30-метровой высоты вода падает по ступеням. Вот в этот каньон (кстати, вулканического происхождения), при открытии шлюза, со всей дури шпарит вода и льдины, снося всё на своём пути. Зрелище космическое, мощь стихии не описать. Мы, к сожалению, на сброс не попали. На обратном пути я ещё раз заезжал на Гирвас, в надежде застать сброс воды, но – не судьба. Жаль. Говорят, что есть где-то расписание сбросов, я не нашёл.
Ура, асфальт. Счастливая от вида асфальта РТха (… я ваши грейдеры) и побитый Гусь, ковыляют в сторону Медвежьегорска.
А вот и Медвежьегорск. Гостишки и кафешки, дорогие и стрёмные. Многие ночуют тут, по дороге на Мурманск. Цены из-за этого ломят, а качество а-ля 90-е.
Перекусили, заправились бензином и кофе, и отправились искать место ночёвки, на берегу Онеги. Саня, кстати, ещё и визор шлема при падении хорошо так закоцал. Едет как одноглазый пират.
Километрах в 50 от Медвежьегорска, нашли приемлемое местечко и разбили лагерь на берегу Онеги (или Онего). Еле поставились, ветерок нехилый, метров 20-30 в секунду дует.
Дедушка Онего буйствует, начинается шторм. На берегу, мы встали зря.
В лесу, очень много железа со времён Великой отечественной. Эхо прошедшей войны.
У нас обнаружился сосед, блин, стрёмно встали. Купаться – нафиг.
Кстати, воду всю дорогу получали фильтрацией из ближайших водоёмов, норм, никто не обкакался. Фильтр качает пятилитровую кубышку, за час-два.
К ночи, задуло не по детски, костёр пришлось тушить и расползаться по палаткам. Мою палатку ветром согнуло так, что заехало в лоб фонариком, висевшим под потолком. С просоня, подумал, что на неё пьяный медведь упал. На улице стоять невозможно, сдувает нафиг в сторону финки. Температура ещё упала, около -7 градусов. В довесок, ветром с Онеги несёт ледяную морось и влажность просто зашкаливает. Не смотря на хорошую снарягу и химические грелки, замерзли и не выспались. Наверное, самая поганая ночёвка за всю поездку.
Немного охренев от такой ночёвки, выехали только к обеду. Позавтракали, отогрелись и поехали искать финский укрепрайон.
Ориентир на расположение укрепрайона – разрушенные казармы. После них офф-роад.
Сооружения монументальные. Всё долбилось в скале. Сначала силами наших военнопленных, потом, когда захватили, силами финских военнопленных достраивалось.
Вся скала пронизана ходами. К любой точке, можно пройти не выходя наверх. В теле скалы выдолблены бункеры.
Наверху скалы, находятся три дота. Мы нашли только два, всё очень хорошо замаскированно в толще камня. Вот пушечный дот.
Точка наблюдения, совмещенная с пулемётной.
Мощно финны обустраивались. В амбразурах и камне, есть следы попаданий снарядов и пробитий.
Укрепрайон простреливал весь Медвежьегорск и берег Онеги. Но это не особо помогло финнам.
Когда возвращались к мотам, случился курьёз. В лесу встретили плачущую даму, которая сказала – что разворачивалась и попала в ямку. Мдя… ямка, оказалась бездонным бетонированным колодцем (финны козлы, спецом для неё вырыли). Заднее колесо машины, висело на уровне моей груди. Ничего, вытащили. Засунули пилотессу за руль, с наказанием давить тапку в пол. Встали на порог и прыгая на нём раскачали драндулет (хорошо, что мы хорошо и много кушаем), машинка зацепилась тремя колёсами и выгребла (повезло, что была версия 4х4). Хотя хозяйка и не верила в наш гениальный план, и собиралась вызывать вертолёт.
Что-то мы подустали, после всех этих лазаний по горам и ужасной ночёвки. Опять рванули в Медвежьегорск, в отель Атлантик. Как и говорил, гостиница развалина, по цене люкса в Петрозаводске. Но, уже еле стояли на ногах. Да и Сашин мот, надо было подремонтировать, ездить без зеркал — немного печально.
С утра нашли единственный сервис, в котором есть сварка, но нет сварщика. Благо варить и сами умеем. Наглухо приварили зеркала и двинулись в сторону Мурманска. Как-то подозрительно плотно, летят белые мухи. Температура, около -5 градусов.
Подозрительные белые мухи, оказались неплохим таким снежным фронтом.
Температура, упала ниже -10. Сильный снегопад, на дороге гололёд и завалена снегом. Коробки жмутся к обочинам. Антиобледенительным составом в дорогу, как-то не озаботились.
С визорами шлемов, ситуация не лучше. Как не смахивай, моментально залепляет снегом и обледеневает. Пинлоки, уже не спасают. Езда по трассе превратилась в способ извращенного самоубийства. Да и не смотря на все подогревы, яйца от холода звенели на всю Карелию, и будили мишек. Так-как по времени мы уже выбрали лимит и нас в Петрозаводске ждал ещё один товарищ, поняли, что по такой трассе, ну никак не успеваем доехать до Белого моря. В общем, напридумывав себе оправданий, разворачиваемся на Петрозаводск. На Кольский, потом сгоняю.
Кое-как, отогреваясь кофеем на заправках и сколачивая лопатами лёд с мотов, доковыляли до Петрозаводска. Заселились в уже известную гостишку. Сказать, что мы были сырые и промёрзшие, это ничего не сказать. Плюсом к этому, больше недели мотания по лесам и ночёвок под звёздами, ни разу не добавляют чистоплотности. Запах в номере стоял эпичный, казарма отдыхает. Спасибо, что не выселили.
С утра, к нам присоединяется ещё один товарищ, тоже на ГСе 700-ке. Погодка не радует. Пообщался с местным байкером, говорит, что первый раз такую дерьмовую погоду видит на майских. Снежный циклон, кружит над Мурманском и разумеется Питером. Решаем сгонять на Ладогу.
Едем на Сортавалу-Видлицу-Олонец. Погода вроде выравнивается. Плюсовая температура и дождь, ну это почти Майами. У меня первая поломка, отвалился давно любивший мозги датчик бокового упора. Был безжалостно вырезан и выкинут в лес (пусть медведи жрут), провода скручены и замотаны синей изолентой.
Кстати, я говорил про заправку, где заправили чем-то очень непохожим на бензин, так вот, она в Пряже (не помню как называется) не заправляйтесь там. Все три мота затроили, зачихали и начали жрать «бензин» вёдрами. У меня моментальный расход, дошел до 97 л. на 100 км… Даже интересно, что это такое ливанули в бак?
Выехали на берег Ладоги и погнали по побережью. Над Питером, впрочем, как всегда, висит туча.
Ладога, после Онеги, кажется тихой и спокойной.
Погоняли по берегу Ладоги. РТха, матерится от этих грейдеров, но едет бодро, не отстаёт от пернатых. Я уже приспособился к стойке на ней и не пугаюсь песка, камней и размазни под колёсами. Сане пора возвращаться. Мы с Максом остаёмся в Карелии, на сплав. Едем на Лодейное поле.
На границе Карелии прощаемся с Саней, ему в Москву. Мы с Максом едем на турбазу в Матросах. У нас впереди, небольшой сплав по Шуе.
Приехали на базу. Там у нас заказан короткий сплав по реке Шуя, с ночлегом и едой. К нам присоединилась жена с подругами, приехали поездом. Принимающая контора организовала ресторанное питание. После двух недель на консерве, я с удовольствием предался греху чревоугодия.
РТха прячется в кустах, с мыслью – что угодно, только, не грейдеры.
С утра, меняем моты на лодки и гребём в сплав по Шуе. Ну как сплав, покатушки. Порог, ну который можно вообще порогом назвать, там один — Большой Толли. В этом году, вода в Карелии весьма высокая. Так что, более-менее прикольно. Хотел как обычно его самосплавом пройти, но в труселях холодновато, а гидрач я не брал.
Народу нравится, несколько раз обносим Тольку и катаемся. Не Красненькая, конечно, но, что есть то есть.
Саня, в это время, умудрился опять залезть в какие-то говна. Где он их нашел по маршруту Питер-Москва?
С утра отправил всех «сплавщиков» на поезде в Москву и попрощались с Максом, он поехал на Питер. Я стартую на следующий день. Обогну Онегу и домой.
Переночевал в хостеле (еле нашел место, было 9 мая). И с утра пораньше (часиков в 11) рванул огибать Онегу. Заехал на Гирвас, но как и говорил, опять не попал на спуск воды. Печально. Позавтракал на уже привычных блоках, на привычной заправке, в привычном Медвежьегорске.
Трасса с другой стороны Онеги – шикарна. Прямые прогоны, в большинстве случаев отличный асфальт, почти нет машин (все едут по Коле), нет населёнки. РТха, наконец-то попала в свою стихию, можно валить на все деньги. Я и навалил, забыв, что на бездоре спускал давление в колёсах. По приезду обнаружил, что у меня минус комплект резины.
Нормальных заправок, вполне хватает (перегоны между ними 200-300 км.), но только Роснефть. Еду в Москву, через Вологду – Ярославль – Кострому – Кинешму.
До встречи Карелия. Всё было как всегда — круто и весело.
Опять Вытегра, уже с другой стороны. Кольцо вокруг Онеги замкнулось.
Как и собирался, заехал в Музей подводной лодки.
К сожалению, музей закрыт, вход в лодку заварен. Обидно, досадно. Ну и ладно, едем дальше.
Вокруг красивые пейзажи Вологодской области.
Проезжаю Кострому. Время к полночи, подустал и достали лоси. Ехать приходится не более 100 км. в час, иначе есть хороший шанс не разойтись с сохатым, а кто из нас хрустнет, вполне предсказуемо.
Махнул 1300 км… Можно было и сразу домой валить, но ночью опять был минус, туман и лоси. Переночевал в Кинешме. Завтрак и вперёд, вернее назад, домой. Волга, тоже весьма красива.
Почти дома. Из Кинешмы, опять выехал в ночь.
За что и поплатился. Попал в какой-то мегарой шаранок (майских жуков). Влепилось их несколько сотен. Знатно отбомбились. Даже с ветрозащитой РТ, вытряхивал их из всех щелей, а башка долго гудела от ударов в шлем. Жалко жучков.
Собственно всё. РТху на короткий передых, до следующей поездки. В путешествии, всё понравилось. И поездка, и люди, и техника. Летом, опять улечу в Карелию и дальше на Кольский. Там будет интересней — 3 моря за поездку, Хибины и Рыбачий с Териберкой. Если интересно и устраивает такой формат фотоотчёта, выложу тут.
Всем добра, бобра и хороших путешествий.
- IIIance
- Алексей
- 20 ноября 2021 в 5:40
- 3
- ?
Ладно двухцилиндровые, 650-ка одноствольная и та туда же :) И да, у меня бак (25 л.) сожрало чуть больше чем за 100 км., у остальных аналогично. До сих пор интересно — Что же там такое залили? :)
Вот эти ухарцы (там ещё кафе на запраке):
Россия, Республика Карелия, Пряжинский район, посёлок городского типа Пряжа, Р-21 Кола, 386-й километр.
Не надо там заправляться :)
Вот эти ухарцы (там ещё кафе на запраке):
Россия, Республика Карелия, Пряжинский район, посёлок городского типа Пряжа, Р-21 Кола, 386-й километр.
Не надо там заправляться :)
- biconton_D
- 20 ноября 2021 в 19:10
- ↓
Karelia in springА на своем родном русском языке написать что мешало? Или это уже позорно?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть