Блог им. Marat74 → Подытоги 7 лет в седле

Почти ровно шесть лет назад я в заснеженной Перьми смотрел, как подруга уже бывшего хозяина Ямахи ТДМ900А, прощаясь, украдкой гладит ТыГыДыма по седлу. Осталось только пара подписей в договоре и загрузить мой новый мот в кузов пикапа. Ну и добраться домой, в Златоуст.



Это была предистория второго в моей жизни мотосезона. А годом раньше мой друг, обзавёдшийся Боливардом, предложил мне взять на время его предыдущий мот — китайскую реплику Вираги. На тот период я остался без машины, так что это было решением задачи мобильности, так что никакой лирики и «исполнений детской мечты».


До этого мое знакомство с миром мотоциклов ограничивалось разовой поездкой в 16 лет на «восходе» двоюродного брата. По территории сельской школы в Башкирии. А сельская школа в Башкирии это нехилый участок земли, включающий не одну сотку огородов, лесопилку, само здание школы и дома учителей. Вот и на тропинке между рекой и штабелями брёвен меня, новоиспечённого водытэля мотоцикла и встретил с радостной улыбкой и распростертыми объятиями мой пятилетний племянник… делать было нечего, между рекой и брёвнами я выбрал второе, так как река бежала в овраге, глубиной метров 5… Восход чиркнув по стволам, вошёл как нож между брёвен. Я сидел на вросшем в лесоповал мотоцикле и запоздало покрывался холодной испариной.
Через два дня тот же брат повёз меня и мою сестру в соседнюю деревню на дискотеку… по дороге к которой, сворачивая на грунтовку, мы благополучно завалились. Я, как сидевший на заднем крыле, летел дальше всех. Пострадал только брат, получив глубокую рану щиколотки.

В общем, после такого знакомства я спокойно жил без мыслей о двухколесном коне тридцать лет. Единственная мимолётная встреча с мототемой была, когда однокурсник приехал в гости в общагу на свежеприобретенной Яве. И после обмывки этого радостного события мы с ним затолкали через пешеходный верхний! переход Яву в электричку на платформе «Отдых» в Москве, для возвращения ее и весьма нетрезвого пилота в Жуковский.

Итак, Стелс-Вирага. 400 кубиков, вполне заметная динамика в городских условиях, пыточное сиденье в сочетании с полным бессилием на трассовых скоростях. Первую поездку по работе в 300 километров я завершал елозя по седлу и в утрированной стойке. В общем этот мот мне «не зашёл», а вот идея иметь мотоцикл понравилась. И откатав за сезон 6000 я принялся за поиск мотоцикла, который мне бы подошел. Естественно выбор пал на паркетник, турэндуро. Вопрос был — а какой? Нет, пернатых я не рассматривал. Не по бюджету, ни вообще. Чисто разумом сделан выбор — я хочу Ямаха ТДМ900А. Именно «А» — АБС.


ТыГыДым стал моим верным другом на 4 года. Я едва дождался, когда сойдёт снег с дорог и вот, момент истины. Первый выезд. Непривычно высокий после Стелса. А уж после мышиных габаритов стелса — ощущался как слон. Но стоило тронуться с места — как я в него влюбился. Высокий центр масс в сочетании с моим ста килограммами делал его «парящей бабочкой», а 86 лошадок почти позволяли отжигать, «как пчела». В стойке ТДМ перекладывался в виражах, как велик BMX. V-твиновский, благодаря распредвалам, алгоритм работы цилиндров обеспечивал приличную тягу и стабильность заднего колеса в поворотах.


С 30 лет я достаточно плотно подсел на снегоходы, причём кроссовые и горники, что немало помогло потом в освоение мото, а так как я и мой друг Яша ( провокатор-вирагодаритель) относимся к небонырам (парашютистам), то вместе с мотоциклом он обеспечил меня теоретическим материалом — ссылками на Кейт Кода и Ли Паркса. Ибо — знать с чем ты имеешь дело, залог безопасности и удовольствия. Но все это не освобождало от необходимости легализации и получения категории «А» в права.
А с этим была засада. В городской автошколе в связи с изменением стандартов, первый набор на обучение начинался только осенью… Так что первый совместный сезон я и ТДМ почти полностью провели в статусе нелегалов. Со всеми сопутствующими событиями. Правда это не помешало скатать в Москву и на пару с Яшей проложить кольцевой маршрут через Башкирию, Свердловскую и Тюменскую область для исполнения норматива ЖЖ. Ну и итог первого сезона — 36000 км. Если на Стелс гаишники внимания за все время владения так и не соизволили обратить, то ТДМ пару, тройку раз становился объектом охоты, но ни разу в городе базирования.

Самый забавный эпизод был в соседнем Миассе, когда на светофоре из стоящей в двух машинах впереди гаишной Рено выскочил майор и кинулся в атаку. Медленно, на скорости слегка превышающей беговые возможности человека, я отлавировал его стороной и спокойно поехал к парковке торгового центра. Где меня ждала жена на своём автомобиле. Я даже не успел заглушить мотор, как с визгом тормозов перед мной опять явился тот же Рено. Как чертики из табакерки знакомый уже майор и водитель в чине лейтенанта выскочили из экипажа. Чисто инстинктивно, на нейтрали, газую. И служители закона, как те же чертики, зачем-то запрыгивают обратно в салон автомобиля. Неспешно ( дело на оживлённой парковке) разворачиваюсь и отправляюсь восвояси.


Первое падение, как подавляющее большинство, было на нулевой скорости, обычно при остановке под уклон и на песке. Благодаря дугам и широкому центральному кофру без последствий для ТыГыДыма. Первое зеркало я разбил, когда решив, что ТДМ вполне эндуро, полез к озеру через холмы поросшие соснами с развитой и частями торчащей наружу корневой системой. Вот на одном корне на крутом спуске меня и развернуло. Даже не упал, но в развороте чирканул рукояткой об ствол, начисто снеся зеркало заднего вида. Родные зеркала искать не стал и заменил на первое, что подошло. Тем более второе падение в посыпанном песком повороте привело к ликвидации второго родного. Падение глупое и единственное на скорости у меня, запомнилось только заинтересованным взглядом водителя стоявшей впереди, на противоположной обочине видавшей виды десятки. И явным его разочарованием, когда ТДМ скользящий на дугах и глушителе не доехал до бампера каких-то полуметра.
Даже за хлебом катаюсь в экипе, так что падение только добавило опыта, а не следов на шкуре.

Готовясь к теоретическим экзаменам в ГИБДД, я использовал приложение по билетам в смартфоне. Буквально используя каждую свободную минуту. Как результат — экзамен я сдал за одну минуту и сорок секунд. В практических экзаменах мне сложно давалась только доска. В немалой степени из за легкого китайского мотоциклика, которым мне было в разы сложнее управлять чем моим ТДМом. Но сдал я на права с первой попытки. Буквально за пару недель до закрытия сезона.


Следующие два года прошли с ТыГыДымом в полной гармонии. Увеличивая его пробег с каждым летом на 20- 25 тысяч километров. О некоторых моих поездках я писал тут. Но потихоньку, исподволь начинали посещать мысли о том, что с асфальта я фактически не съезжаю, крейсер за 140 км/ч для ТДМ выходит за зону комфорта его двигателя. В общем пора идти нам дальше по разным путям. Ему к новому хозяину, а мне пока к новым мукам выбора.
За время ТыГыДымства я накатал около 80000 км и всегда вспоминаю его с тёплыми чувствами.
Для документирования памяти сдал заявку на Кросс-Россия и получил ее.

ТДМ в итоге ушёл моему знакомому, по дружеской цене и с кучей предупреждений и рекомендаций о том, какой обширный фронт работ ему предстоит. Общаемся, он доволен… ну в большей мере.
А с выбором мото в принципе муки были, но локальные. Класс турэндуро сразу был вычеркнут, спорты меня и раньше и теперь не волнуют. Покатавшись вдоволь на Боливарде Якова я вычеркнул из списка интрудеры и все остальное, что подразумевает посадку с вытянутыми вперёд ногами.
В общем выбор мой был FJR1300. Уже наметил хороший мот в Москве, переговорил с владельцем, связывался с салоном Ямахи в Челябинске по возможности взять новый… Но, в отличии от ситуации с ТДМ, я не был уверен в своём выборе. Ну и купил себе в ноябре 2019 года Хаябуса, которого привёз, по традиции не в сезон, домой через снежную бурю из Тамбовской области.
О нем я много тут уже писал.

П.С. Статья написана в порыве графоманства, отягощённого мототоксикозом и не несёт практической цели.
П.П.С. Некоторые моменты могут быть выданы за художественный вымысел и не являются признанием в совершении хулиганистых поступков)
  • Marat74Marat74
  • 27 февраля в 20:01
  • ?

Комментарии (39)

RSS свернуть / развернуть
+2
SquallTemnov
Поздравляю :) Отличный рассказ. Какая именно модель «Фыжика», если не секрет?
З.Ы. И таки да, сейчас набегут всем известные личности на тему «все будут ездить на эндуро» и «купи гуся!» :D
+1
SquallTemnov
*модель фыжика планировалась к покупке* — отсутствие редактирования поста напрягает по прежнему.
0
Marat74
Планировал 2018 года выпуска. Обязательно на механике.
+2
Marat74
И все будут слушать «Европу Плюс», носить униформу и иметь единое вероисповедание.
Мир, во всех его проявления, хорош именно разнообразием. Вкусов, выборов и увлечений.
+1
koffy76
Отличный рассказ. Поеду в этом году на ТДМе в ваши края.
0
Marat74
Поедешь — отпишись в личку, может пригодится контакт на месте.
+1
brg-dmd
Готовясь к теоретическим экзаменам в ГИБДД, я использовал приложение по билетам в смартфоне. Буквально используя каждую свободную минуту.
Сам готовился к теории тоже по приложению, во время утренних «размышлений о вечном» в санузле, полагаю, что и автор имел в виду что-то такое :)
0
Marat74
Именно))
+1
Kadet73
Да уж, мототоксикоз лютует в предверии начала сезона
+1
Korenb
За время ТыГыДымства я накатал около 80000 км и всегда вспоминаю его с тёплыми чувствами.
Для документирования памяти сдал заявку на Кросс-Россия и получил ее.

Это что такое?
+1
Marat74
Кроме всем известной ЖЖ есть и другие номинации. Которые, по мне, гораздо интереснее.
Кросс Россия — это проехать не менее 10000 от границы до границы России или большую часть в любом темпе и за любое время. В моём случае — от Троицка до Ямбурга. Но я не удержался и включил в этот список все мои поездки за три года. Что формально правила не запрещают.
+1
SquallTemnov
Хм… получается он сдан и у меня за тот год если таким образом подходить к вопросу. Да и у большинства, я так думаю.
0
Marat74
Главное условие, кроме пробега — это от границы до границы. Или более половины России, если с запада на восток — то более половины страны.
0
CTC
Или более половины России, если с запада на восток — то более половины страны.
Этого в нормативе нет!
0
CTC
от Троицка до Ямбурга.
Если от подмосковного Троицка до посёлка Ямбург, то выходит 3600 км. И это ни как не тянет на Кросс Россия…
Учитывая, что почти каждый мотоциклист проходит в сезон от 10 до 30.000(примерно… )то каждый из них вполне лауреат этого.
Так, что лукавите, мягко говоря, батенька
0
Marat74

От границы до границы или более половины — одно из условий, второе — пробег. Поездкой от южной до северной границы я закрыл одно условие. А поездкой Златоуст — Москва — Железногорск ( Красноярского края) — пересёк более половины страны от запада в сторону востока. Лукавил я только то, что добавил к этой поездке другие.
+2
CTC
Знак отличия «CROSS RUSSIA», присуждается любому байкеру, который на 2х колесах пересек Россию.
Что с востока на запад, что с запада на восток – произвольно. В идеале от одной границы до другой, но не обязательно.
Обязательно, чтобы длинна маршрута была более 10000 километров. И тем самым была пройдена основная часть нашей Родины. Например, от Москвы до Владивостока.
http: //www./cross-russia
0
Aleks_Biker
http: //www./cross-russia
Не смог выйти на конкретный сайт. Есть более точный адрес или название организации?
0
CTC
Т. к. прямые ссылки запрещены, то убираем пробел между двоеточием и скобкой.
http: //www./
0
CTC
0
CTC
Байк пост не даёт вставить ссыль, даже с пробелом...))))))
Набираем мотожопа или русская железная жопа.
0
Marat74
Русская железная жопа
+2
CTC
Время не ограничено. Хотите «летите», как черти угорелые. А хотите — езжайте не спеша. Важно, чтобы у вас за спиной, к концу путешествия, осталось более 10000 километров.
Для регистрации, собирать чеки не обязательно. Вполне достаточно позвонить или написать письмо. Того, кто прошел Россию многие видели и подтверждать специально сей прохват, нужды нет. Думаю, врать никто не станет. Вот где подвох… всё на слово!!!
0
Marat74
И Троицк — граница с Казахстаном.
0
ZDB
  • ZDB
  • 28 февраля в 11:48
Очень душевно написал. Прочитал с удовольствием. 80000 — этотрбщий пробег у тыгыдыма больше 100000. похоже. Можешь поподробнее про состояние написать?
+2
Marat74
Я чистокровны юзер- поэтому только в общий словах: Брал ТДМ с пробегом 36000 км. До 60 тысяч вообще проблем не было, потом начался дикий масложор, проблему решили в Москве, парни из мастерской на территории бывшего АЗЛК. Вроде регулировкой клапанов. На 70000 перебрал передние вилки, на момент продажи задний аморт был в рабочем состоянии. С самого начала глючила АБС, отключаясь на скоростях выше 150 км/ч, а под конец и вообще отказала — новый хозяин решил проблему, дело было в датчике на заднем колесе. Парни из Московской мастерской предупредили, что к 120 000 проблема повторится. Что и произошло. Но как оказалось — проблема в этом случае была в утечке из под хомута маслопровода к масляному радиатору. Регулярно перегорали лампы задних габаритов и ближнего света — практически расходники. От ям треснул передний диск — заварил, ещё годен. Часто подкисает задний суппорт, если прощёлкать — то быстрый износ заднего тормозного диска с колодками. Тормозные передние диски менял только раз, прежний хозяин поменял перед продажей. У меня 90 процентов трассового пробега, поэтому меняю редко колодки. Чисто субъективно — к продаже мотоцикл стал «расхлябанный»так как по большому кроме вышеуказанного менял еще только подшипники в рулевой траверсе и в ступицах. Единожды. В общем у парня с прямыми руками он вполне долгожитель. Если даже у меня выжил.
+1
ZDB
Спасибо за подробный ответ. Славный коняга, однако. Выносливый ). На такой пробег не велики заботы. Удачи с новым питомцем. Я вот КТМ не первой свежести взял побаловаться. Посмотрим на живучесть )
0
Korenb
Это как так регулировкой клапанов жор масла устранить?? И что значит если даже у меня выжил, если трассовые пробеги наоборот самые безопасные. Вы же не в отсечку каждую передачу откручивали постоянно каждый день
0
Marat74
Я же говорю, я юзер) отдал — сделали, пропало. Сказали через 60000 опять заходи.
Трассовые пробеги безопасны, до момента когда ты влётаешь в жёсткую выбоину в асфальте. И она для подвески и ходовой в разы опаснее, чем приключения на грунте. И для двигателя ТДМ крейсерская скорость свыше 150 весьма неприятна. Причём в таком режиме ему приходилось чаще всего галопировать часов 16 в сутки, что и для коробки со сцеплением не айс. Ну и Понто-Вилли, прыжки с бордюров и с импровизированных трамплинов, тоже так себе развлечение для мота. Единственно — четко следил за межсервисными интервалами. Кстати, солдатки на подножках былы сточены в первый же сезон.
+1
nesport
Странно. Обычно все все сначала начинают с приставки спорт-и переходят на круизеров и турэндуро. А вы наоборот
Я вот имею бусу и хочу на турэндуро пересесть наоборот тоже
+1
Marat74
Дело, как я отмечал ранее в других своих постах, в специфике моей «мотожизни». На 90 процентов я имею возможность совмещать удовольствие от перемещения на мотоцикле с решением вопросов по работе. Потребность «поэндурить» с лихвой компенсируют выезды с детьми, для этого достаточно добраться до аэродрома Устиново в Миассе, где стоит китайский конёк старшего сына и есть возможность взять по дружбе мопеды для меня и среднего.

Если путешествие — то с семьей на автомобиле, ну или если недалеко — семья на авто, я в конвое и очень редко со вторым номером.
Как следствие — мне необходим созданный чисто для трасс мот. Хаябус идеально укладывается в мои потребности. А брать супертурэндуро, в который ради компромисса или уж тем более совмещения трассовых и внедорожных качеств, вложено столько работы и изобретательности создателей… это поступать как большинство владельцев лендкрузеров, съезжающих с дороги только до дачи.
+1
nesport
если взяли под работу, то есть так понимаю под город, то буса совсем не лучший выбор. Слишком тяжелая, большая база, и не очень большой выворот руля. Расход тоже не маленький из-за объема
+1
nesport
и посадка тоже не фонтан под город. Я в итоге шайбами поднял клипоны насколько можно было, стало лучше, но не идеально
0
Marat74
Я живу в Златоусте. Цели поездок в 150, 350 км — это повседневка. А так — Москва, через Димитровград или Нижний Новгород. Железногорск через Томск. И тому подобное. Расход на скоростях свыше 150 у Хаябуса схож с ТДМ, но этот вопрос меня не особо волнует.
Посадка — взял завышенный клипоны, мне достаточно. Я, благодаря комплекции весьма комфортно ложусь на бак. Скажем так, я не устаю. Так как локомотивная тяга и большая база делает поездку, для меня, комфортной.
0
Marat74
Дополню, потребность в турэндуро уменьшалась пропорционально ремонту наиболее частого и убитого маршрута: Златоуст — Кыштым ( Озерск) четыре года назад участок Карабаш-Кыштым был полный треш.
0
Korenb
Колесная база одинаковая. А вес и расход понятия относительные
+2
Marat74
Но согласитесь, на шоссе Хаябус стоит как влитой. И когда ТДМ уже начинает намекать, что не слишком ли многого от него хотят, то Сузуки только входит в свой рабочий диапазон.
0
Korenb
Хаябуса тогда будет просить третью передачу включить
0
rus036
работаю там
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Marat74, Подытоги 7 лет в седле