Блог им. Marat74 → Подытоги 7 лет в седле
Почти ровно шесть лет назад я в заснеженной Перьми смотрел, как подруга уже бывшего хозяина Ямахи ТДМ900А, прощаясь, украдкой гладит ТыГыДыма по седлу. Осталось только пара подписей в договоре и загрузить мой новый мот в кузов пикапа. Ну и добраться домой, в Златоуст.
Это была предистория второго в моей жизни мотосезона. А годом раньше мой друг, обзавёдшийся Боливардом, предложил мне взять на время его предыдущий мот — китайскую реплику Вираги. На тот период я остался без машины, так что это было решением задачи мобильности, так что никакой лирики и «исполнений детской мечты».
До этого мое знакомство с миром мотоциклов ограничивалось разовой поездкой в 16 лет на «восходе» двоюродного брата. По территории сельской школы в Башкирии. А сельская школа в Башкирии это нехилый участок земли, включающий не одну сотку огородов, лесопилку, само здание школы и дома учителей. Вот и на тропинке между рекой и штабелями брёвен меня, новоиспечённого водытэля мотоцикла и встретил с радостной улыбкой и распростертыми объятиями мой пятилетний племянник… делать было нечего, между рекой и брёвнами я выбрал второе, так как река бежала в овраге, глубиной метров 5… Восход чиркнув по стволам, вошёл как нож между брёвен. Я сидел на вросшем в лесоповал мотоцикле и запоздало покрывался холодной испариной.
Через два дня тот же брат повёз меня и мою сестру в соседнюю деревню на дискотеку… по дороге к которой, сворачивая на грунтовку, мы благополучно завалились. Я, как сидевший на заднем крыле, летел дальше всех. Пострадал только брат, получив глубокую рану щиколотки.
В общем, после такого знакомства я спокойно жил без мыслей о двухколесном коне тридцать лет. Единственная мимолётная встреча с мототемой была, когда однокурсник приехал в гости в общагу на свежеприобретенной Яве. И после обмывки этого радостного события мы с ним затолкали через пешеходный верхний! переход Яву в электричку на платформе «Отдых» в Москве, для возвращения ее и весьма нетрезвого пилота в Жуковский.
Итак, Стелс-Вирага. 400 кубиков, вполне заметная динамика в городских условиях, пыточное сиденье в сочетании с полным бессилием на трассовых скоростях. Первую поездку по работе в 300 километров я завершал елозя по седлу и в утрированной стойке. В общем этот мот мне «не зашёл», а вот идея иметь мотоцикл понравилась. И откатав за сезон 6000 я принялся за поиск мотоцикла, который мне бы подошел. Естественно выбор пал на паркетник, турэндуро. Вопрос был — а какой? Нет, пернатых я не рассматривал. Не по бюджету, ни вообще. Чисто разумом сделан выбор — я хочу Ямаха ТДМ900А. Именно «А» — АБС.
ТыГыДым стал моим верным другом на 4 года. Я едва дождался, когда сойдёт снег с дорог и вот, момент истины. Первый выезд. Непривычно высокий после Стелса. А уж после мышиных габаритов стелса — ощущался как слон. Но стоило тронуться с места — как я в него влюбился. Высокий центр масс в сочетании с моим ста килограммами делал его «парящей бабочкой», а 86 лошадок почти позволяли отжигать, «как пчела». В стойке ТДМ перекладывался в виражах, как велик BMX. V-твиновский, благодаря распредвалам, алгоритм работы цилиндров обеспечивал приличную тягу и стабильность заднего колеса в поворотах.
С 30 лет я достаточно плотно подсел на снегоходы, причём кроссовые и горники, что немало помогло потом в освоение мото, а так как я и мой друг Яша ( провокатор-вирагодаритель) относимся к небонырам (парашютистам), то вместе с мотоциклом он обеспечил меня теоретическим материалом — ссылками на Кейт Кода и Ли Паркса. Ибо — знать с чем ты имеешь дело, залог безопасности и удовольствия. Но все это не освобождало от необходимости легализации и получения категории «А» в права.
А с этим была засада. В городской автошколе в связи с изменением стандартов, первый набор на обучение начинался только осенью… Так что первый совместный сезон я и ТДМ почти полностью провели в статусе нелегалов. Со всеми сопутствующими событиями. Правда это не помешало скатать в Москву и на пару с Яшей проложить кольцевой маршрут через Башкирию, Свердловскую и Тюменскую область для исполнения норматива ЖЖ. Ну и итог первого сезона — 36000 км. Если на Стелс гаишники внимания за все время владения так и не соизволили обратить, то ТДМ пару, тройку раз становился объектом охоты, но ни разу в городе базирования.
Самый забавный эпизод был в соседнем Миассе, когда на светофоре из стоящей в двух машинах впереди гаишной Рено выскочил майор и кинулся в атаку. Медленно, на скорости слегка превышающей беговые возможности человека, я отлавировал его стороной и спокойно поехал к парковке торгового центра. Где меня ждала жена на своём автомобиле. Я даже не успел заглушить мотор, как с визгом тормозов перед мной опять явился тот же Рено. Как чертики из табакерки знакомый уже майор и водитель в чине лейтенанта выскочили из экипажа. Чисто инстинктивно, на нейтрали, газую. И служители закона, как те же чертики, зачем-то запрыгивают обратно в салон автомобиля. Неспешно ( дело на оживлённой парковке) разворачиваюсь и отправляюсь восвояси.
Первое падение, как подавляющее большинство, было на нулевой скорости, обычно при остановке под уклон и на песке. Благодаря дугам и широкому центральному кофру без последствий для ТыГыДыма. Первое зеркало я разбил, когда решив, что ТДМ вполне эндуро, полез к озеру через холмы поросшие соснами с развитой и частями торчащей наружу корневой системой. Вот на одном корне на крутом спуске меня и развернуло. Даже не упал, но в развороте чирканул рукояткой об ствол, начисто снеся зеркало заднего вида. Родные зеркала искать не стал и заменил на первое, что подошло. Тем более второе падение в посыпанном песком повороте привело к ликвидации второго родного. Падение глупое и единственное на скорости у меня, запомнилось только заинтересованным взглядом водителя стоявшей впереди, на противоположной обочине видавшей виды десятки. И явным его разочарованием, когда ТДМ скользящий на дугах и глушителе не доехал до бампера каких-то полуметра.
Даже за хлебом катаюсь в экипе, так что падение только добавило опыта, а не следов на шкуре.
Готовясь к теоретическим экзаменам в ГИБДД, я использовал приложение по билетам в смартфоне. Буквально используя каждую свободную минуту. Как результат — экзамен я сдал за одну минуту и сорок секунд. В практических экзаменах мне сложно давалась только доска. В немалой степени из за легкого китайского мотоциклика, которым мне было в разы сложнее управлять чем моим ТДМом. Но сдал я на права с первой попытки. Буквально за пару недель до закрытия сезона.
Следующие два года прошли с ТыГыДымом в полной гармонии. Увеличивая его пробег с каждым летом на 20- 25 тысяч километров. О некоторых моих поездках я писал тут. Но потихоньку, исподволь начинали посещать мысли о том, что с асфальта я фактически не съезжаю, крейсер за 140 км/ч для ТДМ выходит за зону комфорта его двигателя. В общем пора идти нам дальше по разным путям. Ему к новому хозяину, а мне пока к новым мукам выбора.
За время ТыГыДымства я накатал около 80000 км и всегда вспоминаю его с тёплыми чувствами.
Для документирования памяти сдал заявку на Кросс-Россия и получил ее.
ТДМ в итоге ушёл моему знакомому, по дружеской цене и с кучей предупреждений и рекомендаций о том, какой обширный фронт работ ему предстоит. Общаемся, он доволен… ну в большей мере.
А с выбором мото в принципе муки были, но локальные. Класс турэндуро сразу был вычеркнут, спорты меня и раньше и теперь не волнуют. Покатавшись вдоволь на Боливарде Якова я вычеркнул из списка интрудеры и все остальное, что подразумевает посадку с вытянутыми вперёд ногами.
В общем выбор мой был FJR1300. Уже наметил хороший мот в Москве, переговорил с владельцем, связывался с салоном Ямахи в Челябинске по возможности взять новый… Но, в отличии от ситуации с ТДМ, я не был уверен в своём выборе. Ну и купил себе в ноябре 2019 года Хаябуса, которого привёз, по традиции не в сезон, домой через снежную бурю из Тамбовской области.
О нем я много тут уже писал.
П.С. Статья написана в порыве графоманства, отягощённого мототоксикозом и не несёт практической цели.
П.П.С. Некоторые моменты могут быть выданы за художественный вымысел и не являются признанием в совершении хулиганистых поступков)
Это была предистория второго в моей жизни мотосезона. А годом раньше мой друг, обзавёдшийся Боливардом, предложил мне взять на время его предыдущий мот — китайскую реплику Вираги. На тот период я остался без машины, так что это было решением задачи мобильности, так что никакой лирики и «исполнений детской мечты».
До этого мое знакомство с миром мотоциклов ограничивалось разовой поездкой в 16 лет на «восходе» двоюродного брата. По территории сельской школы в Башкирии. А сельская школа в Башкирии это нехилый участок земли, включающий не одну сотку огородов, лесопилку, само здание школы и дома учителей. Вот и на тропинке между рекой и штабелями брёвен меня, новоиспечённого водытэля мотоцикла и встретил с радостной улыбкой и распростертыми объятиями мой пятилетний племянник… делать было нечего, между рекой и брёвнами я выбрал второе, так как река бежала в овраге, глубиной метров 5… Восход чиркнув по стволам, вошёл как нож между брёвен. Я сидел на вросшем в лесоповал мотоцикле и запоздало покрывался холодной испариной.
Через два дня тот же брат повёз меня и мою сестру в соседнюю деревню на дискотеку… по дороге к которой, сворачивая на грунтовку, мы благополучно завалились. Я, как сидевший на заднем крыле, летел дальше всех. Пострадал только брат, получив глубокую рану щиколотки.
В общем, после такого знакомства я спокойно жил без мыслей о двухколесном коне тридцать лет. Единственная мимолётная встреча с мототемой была, когда однокурсник приехал в гости в общагу на свежеприобретенной Яве. И после обмывки этого радостного события мы с ним затолкали через пешеходный верхний! переход Яву в электричку на платформе «Отдых» в Москве, для возвращения ее и весьма нетрезвого пилота в Жуковский.
Итак, Стелс-Вирага. 400 кубиков, вполне заметная динамика в городских условиях, пыточное сиденье в сочетании с полным бессилием на трассовых скоростях. Первую поездку по работе в 300 километров я завершал елозя по седлу и в утрированной стойке. В общем этот мот мне «не зашёл», а вот идея иметь мотоцикл понравилась. И откатав за сезон 6000 я принялся за поиск мотоцикла, который мне бы подошел. Естественно выбор пал на паркетник, турэндуро. Вопрос был — а какой? Нет, пернатых я не рассматривал. Не по бюджету, ни вообще. Чисто разумом сделан выбор — я хочу Ямаха ТДМ900А. Именно «А» — АБС.
ТыГыДым стал моим верным другом на 4 года. Я едва дождался, когда сойдёт снег с дорог и вот, момент истины. Первый выезд. Непривычно высокий после Стелса. А уж после мышиных габаритов стелса — ощущался как слон. Но стоило тронуться с места — как я в него влюбился. Высокий центр масс в сочетании с моим ста килограммами делал его «парящей бабочкой», а 86 лошадок почти позволяли отжигать, «как пчела». В стойке ТДМ перекладывался в виражах, как велик BMX. V-твиновский, благодаря распредвалам, алгоритм работы цилиндров обеспечивал приличную тягу и стабильность заднего колеса в поворотах.
С 30 лет я достаточно плотно подсел на снегоходы, причём кроссовые и горники, что немало помогло потом в освоение мото, а так как я и мой друг Яша ( провокатор-вирагодаритель) относимся к небонырам (парашютистам), то вместе с мотоциклом он обеспечил меня теоретическим материалом — ссылками на Кейт Кода и Ли Паркса. Ибо — знать с чем ты имеешь дело, залог безопасности и удовольствия. Но все это не освобождало от необходимости легализации и получения категории «А» в права.
А с этим была засада. В городской автошколе в связи с изменением стандартов, первый набор на обучение начинался только осенью… Так что первый совместный сезон я и ТДМ почти полностью провели в статусе нелегалов. Со всеми сопутствующими событиями. Правда это не помешало скатать в Москву и на пару с Яшей проложить кольцевой маршрут через Башкирию, Свердловскую и Тюменскую область для исполнения норматива ЖЖ. Ну и итог первого сезона — 36000 км. Если на Стелс гаишники внимания за все время владения так и не соизволили обратить, то ТДМ пару, тройку раз становился объектом охоты, но ни разу в городе базирования.
Самый забавный эпизод был в соседнем Миассе, когда на светофоре из стоящей в двух машинах впереди гаишной Рено выскочил майор и кинулся в атаку. Медленно, на скорости слегка превышающей беговые возможности человека, я отлавировал его стороной и спокойно поехал к парковке торгового центра. Где меня ждала жена на своём автомобиле. Я даже не успел заглушить мотор, как с визгом тормозов перед мной опять явился тот же Рено. Как чертики из табакерки знакомый уже майор и водитель в чине лейтенанта выскочили из экипажа. Чисто инстинктивно, на нейтрали, газую. И служители закона, как те же чертики, зачем-то запрыгивают обратно в салон автомобиля. Неспешно ( дело на оживлённой парковке) разворачиваюсь и отправляюсь восвояси.
Первое падение, как подавляющее большинство, было на нулевой скорости, обычно при остановке под уклон и на песке. Благодаря дугам и широкому центральному кофру без последствий для ТыГыДыма. Первое зеркало я разбил, когда решив, что ТДМ вполне эндуро, полез к озеру через холмы поросшие соснами с развитой и частями торчащей наружу корневой системой. Вот на одном корне на крутом спуске меня и развернуло. Даже не упал, но в развороте чирканул рукояткой об ствол, начисто снеся зеркало заднего вида. Родные зеркала искать не стал и заменил на первое, что подошло. Тем более второе падение в посыпанном песком повороте привело к ликвидации второго родного. Падение глупое и единственное на скорости у меня, запомнилось только заинтересованным взглядом водителя стоявшей впереди, на противоположной обочине видавшей виды десятки. И явным его разочарованием, когда ТДМ скользящий на дугах и глушителе не доехал до бампера каких-то полуметра.
Даже за хлебом катаюсь в экипе, так что падение только добавило опыта, а не следов на шкуре.
Готовясь к теоретическим экзаменам в ГИБДД, я использовал приложение по билетам в смартфоне. Буквально используя каждую свободную минуту. Как результат — экзамен я сдал за одну минуту и сорок секунд. В практических экзаменах мне сложно давалась только доска. В немалой степени из за легкого китайского мотоциклика, которым мне было в разы сложнее управлять чем моим ТДМом. Но сдал я на права с первой попытки. Буквально за пару недель до закрытия сезона.
Следующие два года прошли с ТыГыДымом в полной гармонии. Увеличивая его пробег с каждым летом на 20- 25 тысяч километров. О некоторых моих поездках я писал тут. Но потихоньку, исподволь начинали посещать мысли о том, что с асфальта я фактически не съезжаю, крейсер за 140 км/ч для ТДМ выходит за зону комфорта его двигателя. В общем пора идти нам дальше по разным путям. Ему к новому хозяину, а мне пока к новым мукам выбора.
За время ТыГыДымства я накатал около 80000 км и всегда вспоминаю его с тёплыми чувствами.
Для документирования памяти сдал заявку на Кросс-Россия и получил ее.
ТДМ в итоге ушёл моему знакомому, по дружеской цене и с кучей предупреждений и рекомендаций о том, какой обширный фронт работ ему предстоит. Общаемся, он доволен… ну в большей мере.
А с выбором мото в принципе муки были, но локальные. Класс турэндуро сразу был вычеркнут, спорты меня и раньше и теперь не волнуют. Покатавшись вдоволь на Боливарде Якова я вычеркнул из списка интрудеры и все остальное, что подразумевает посадку с вытянутыми вперёд ногами.
В общем выбор мой был FJR1300. Уже наметил хороший мот в Москве, переговорил с владельцем, связывался с салоном Ямахи в Челябинске по возможности взять новый… Но, в отличии от ситуации с ТДМ, я не был уверен в своём выборе. Ну и купил себе в ноябре 2019 года Хаябуса, которого привёз, по традиции не в сезон, домой через снежную бурю из Тамбовской области.
О нем я много тут уже писал.
П.С. Статья написана в порыве графоманства, отягощённого мототоксикозом и не несёт практической цели.
П.П.С. Некоторые моменты могут быть выданы за художественный вымысел и не являются признанием в совершении хулиганистых поступков)
- Marat74
- 27 февраля 2021 в 20:01
- ?
- SquallTemnov
- 27 февраля 2021 в 20:55
- ↓
Поздравляю :) Отличный рассказ. Какая именно модель «Фыжика», если не секрет?
З.Ы. И таки да, сейчас набегут всем известные личности на тему «все будут ездить на эндуро» и «купи гуся!» :D
З.Ы. И таки да, сейчас набегут всем известные личности на тему «все будут ездить на эндуро» и «купи гуся!» :D
- SquallTemnov
- 27 февраля 2021 в 20:58
- ↑
- ↓
*модель фыжика планировалась к покупке* — отсутствие редактирования поста напрягает по прежнему.
Кроме всем известной ЖЖ есть и другие номинации. Которые, по мне, гораздо интереснее.
Кросс Россия — это проехать не менее 10000 от границы до границы России или большую часть в любом темпе и за любое время. В моём случае — от Троицка до Ямбурга. Но я не удержался и включил в этот список все мои поездки за три года. Что формально правила не запрещают.
Кросс Россия — это проехать не менее 10000 от границы до границы России или большую часть в любом темпе и за любое время. В моём случае — от Троицка до Ямбурга. Но я не удержался и включил в этот список все мои поездки за три года. Что формально правила не запрещают.
- SquallTemnov
- 28 февраля 2021 в 12:22
- ↑
- ↓
Хм… получается он сдан и у меня за тот год если таким образом подходить к вопросу. Да и у большинства, я так думаю.
От границы до границы или более половины — одно из условий, второе — пробег. Поездкой от южной до северной границы я закрыл одно условие. А поездкой Златоуст — Москва — Железногорск ( Красноярского края) — пересёк более половины страны от запада в сторону востока. Лукавил я только то, что добавил к этой поездке другие.
Знак отличия «CROSS RUSSIA», присуждается любому байкеру, который на 2х колесах пересек Россию.
Что с востока на запад, что с запада на восток – произвольно. В идеале от одной границы до другой, но не обязательно.
Обязательно, чтобы длинна маршрута была более 10000 километров. И тем самым была пройдена основная часть нашей Родины. Например, от Москвы до Владивостока.
http: //www./cross-russia
Что с востока на запад, что с запада на восток – произвольно. В идеале от одной границы до другой, но не обязательно.
Обязательно, чтобы длинна маршрута была более 10000 километров. И тем самым была пройдена основная часть нашей Родины. Например, от Москвы до Владивостока.
http: //www./cross-russia
- Aleks_Biker
- 3 марта 2021 в 8:12
- ↑
- ↓
http: //www./cross-russia
Не смог выйти на конкретный сайт. Есть более точный адрес или название организации?
Не смог выйти на конкретный сайт. Есть более точный адрес или название организации?
Время не ограничено. Хотите «летите», как черти угорелые. А хотите — езжайте не спеша. Важно, чтобы у вас за спиной, к концу путешествия, осталось более 10000 километров.
Для регистрации, собирать чеки не обязательно. Вполне достаточно позвонить или написать письмо. Того, кто прошел Россию многие видели и подтверждать специально сей прохват, нужды нет. Думаю, врать никто не станет. Вот где подвох… всё на слово!!!
Для регистрации, собирать чеки не обязательно. Вполне достаточно позвонить или написать письмо. Того, кто прошел Россию многие видели и подтверждать специально сей прохват, нужды нет. Думаю, врать никто не станет. Вот где подвох… всё на слово!!!
Я чистокровны юзер- поэтому только в общий словах: Брал ТДМ с пробегом 36000 км. До 60 тысяч вообще проблем не было, потом начался дикий масложор, проблему решили в Москве, парни из мастерской на территории бывшего АЗЛК. Вроде регулировкой клапанов. На 70000 перебрал передние вилки, на момент продажи задний аморт был в рабочем состоянии. С самого начала глючила АБС, отключаясь на скоростях выше 150 км/ч, а под конец и вообще отказала — новый хозяин решил проблему, дело было в датчике на заднем колесе. Парни из Московской мастерской предупредили, что к 120 000 проблема повторится. Что и произошло. Но как оказалось — проблема в этом случае была в утечке из под хомута маслопровода к масляному радиатору. Регулярно перегорали лампы задних габаритов и ближнего света — практически расходники. От ям треснул передний диск — заварил, ещё годен. Часто подкисает задний суппорт, если прощёлкать — то быстрый износ заднего тормозного диска с колодками. Тормозные передние диски менял только раз, прежний хозяин поменял перед продажей. У меня 90 процентов трассового пробега, поэтому меняю редко колодки. Чисто субъективно — к продаже мотоцикл стал «расхлябанный»так как по большому кроме вышеуказанного менял еще только подшипники в рулевой траверсе и в ступицах. Единожды. В общем у парня с прямыми руками он вполне долгожитель. Если даже у меня выжил.
Я же говорю, я юзер) отдал — сделали, пропало. Сказали через 60000 опять заходи.
Трассовые пробеги безопасны, до момента когда ты влётаешь в жёсткую выбоину в асфальте. И она для подвески и ходовой в разы опаснее, чем приключения на грунте. И для двигателя ТДМ крейсерская скорость свыше 150 весьма неприятна. Причём в таком режиме ему приходилось чаще всего галопировать часов 16 в сутки, что и для коробки со сцеплением не айс. Ну и Понто-Вилли, прыжки с бордюров и с импровизированных трамплинов, тоже так себе развлечение для мота. Единственно — четко следил за межсервисными интервалами. Кстати, солдатки на подножках былы сточены в первый же сезон.
Трассовые пробеги безопасны, до момента когда ты влётаешь в жёсткую выбоину в асфальте. И она для подвески и ходовой в разы опаснее, чем приключения на грунте. И для двигателя ТДМ крейсерская скорость свыше 150 весьма неприятна. Причём в таком режиме ему приходилось чаще всего галопировать часов 16 в сутки, что и для коробки со сцеплением не айс. Ну и Понто-Вилли, прыжки с бордюров и с импровизированных трамплинов, тоже так себе развлечение для мота. Единственно — четко следил за межсервисными интервалами. Кстати, солдатки на подножках былы сточены в первый же сезон.
Дело, как я отмечал ранее в других своих постах, в специфике моей «мотожизни». На 90 процентов я имею возможность совмещать удовольствие от перемещения на мотоцикле с решением вопросов по работе. Потребность «поэндурить» с лихвой компенсируют выезды с детьми, для этого достаточно добраться до аэродрома Устиново в Миассе, где стоит китайский конёк старшего сына и есть возможность взять по дружбе мопеды для меня и среднего.
Если путешествие — то с семьей на автомобиле, ну или если недалеко — семья на авто, я в конвое и очень редко со вторым номером.
Как следствие — мне необходим созданный чисто для трасс мот. Хаябус идеально укладывается в мои потребности. А брать супертурэндуро, в который ради компромисса или уж тем более совмещения трассовых и внедорожных качеств, вложено столько работы и изобретательности создателей… это поступать как большинство владельцев лендкрузеров, съезжающих с дороги только до дачи.
Если путешествие — то с семьей на автомобиле, ну или если недалеко — семья на авто, я в конвое и очень редко со вторым номером.
Как следствие — мне необходим созданный чисто для трасс мот. Хаябус идеально укладывается в мои потребности. А брать супертурэндуро, в который ради компромисса или уж тем более совмещения трассовых и внедорожных качеств, вложено столько работы и изобретательности создателей… это поступать как большинство владельцев лендкрузеров, съезжающих с дороги только до дачи.
Я живу в Златоусте. Цели поездок в 150, 350 км — это повседневка. А так — Москва, через Димитровград или Нижний Новгород. Железногорск через Томск. И тому подобное. Расход на скоростях свыше 150 у Хаябуса схож с ТДМ, но этот вопрос меня не особо волнует.
Посадка — взял завышенный клипоны, мне достаточно. Я, благодаря комплекции весьма комфортно ложусь на бак. Скажем так, я не устаю. Так как локомотивная тяга и большая база делает поездку, для меня, комфортной.
Посадка — взял завышенный клипоны, мне достаточно. Я, благодаря комплекции весьма комфортно ложусь на бак. Скажем так, я не устаю. Так как локомотивная тяга и большая база делает поездку, для меня, комфортной.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (39)
RSS свернуть / развернуть