Блог им. YanaVanorb → Дагестан 2022: цитадель. К Луню. В Дербент, Нарын-Кала - через калмыцкие степи.
— из двух спорящих тот неправ, кто умнее
(любимая поговорка моего отца)

Дербент. Самая южная крепость России — персидская цитадель, Каспийские врата. Крепость Востока, форпост на границе цивилизаций; знаменитая Нарын-Кала, основанная задолго до Рождества Христова (VIII век до н.э.) Чужая, незнакомая территория… и — Лунь. Списанный военный ракетоносец, увязший в песках на берегу Каспия, единственный экраноплан Советского Союза, скользящий по морской воде на воздушной подушке, секретный проект 903…
… Дагестан. Незнакомая территория — никогда не была в горах; если честно — немного не по себе. Впервые почувствовала какую-то неизъяснимую тревогу — другой мир, неприветливые взгляды, низкорослые горцы. Разбитые дороги, с бесконечным ремонтом. И вырастающие холмистые монолиты, на горизонте — ехала через Хасавюрт, специально чтобы посмотреть на горы, хотя бы издалека.
Выехала пятого сентября, рано утром. Пасмурно и сыро, на МКАДЕ уже замерзла — хоть и была затянута в кожзам. Съезд на заправку — встречаю группу мотоциклистов — посматривают на моё переднее колесо. Да, протектор съелся очень быстро — проплешины, резина лысеет — заправляюсь без разговоров, нет желания; бак до полного и вперёд. В пятнадцать градусов на трассе мёрзнуть начинают уже через пару часов; глаза слезятся от встречного ветра. Торможу на обочине, вытягиваю из сумки всё, что могу вытянуть потеплее, включая ветрозащитный дождевик, надеваю бахилы, отогреваю руки — сожалея, что не поставила муфты на руль — холодно. Тучи затягивают горизонт, и начинается морось — но дождя не обещали (ох уж эти синоптики). Еду дальше — после Каширы съезд на Р22-«Каспий» — остановка в районе Михайловки. Сворачиваю на просёлочную дорогу в поле, ночёвка в спальном мешке. День первый. Утром снова в путь — становится теплее. Временами останавливаюсь размяться, направление — Волгоград. Тучи постепенно расходятся, небо яснеет, выглядывает солнце — и тут — бах! Передним колесом — в выбоину на асфальте, километрах на девяноста в час; пробоина, начинает вести руль, выворачиваю на пределе, чуть не угодив под колёса фуры — тут же съезжаю на обочину, постепенно сбавляя скорость. Спрыгиваю, осматриваю колесо — так и есть: прокол, спустило камеру… достаю смартфон, ищу ближайшие автосервисы: километров двадцать-тридцать по трассе — шиномонтаж. На малой скорости, шатко-валко — добираюсь туда. «Можете помочь?» — мастер ремонтирует грузовую шину. «У меня переднее колесо спустило, пробой… я в Дербент еду, пару дней всего, опасаюсь не успеть» — «Латку на камеру поставить могу — давайте сюда, а покрышку менять надо, на такой далеко не уедете — стёрто почти до дыр. У меня мотоциклетных нет, в Волгоград надо»… эх, дороги. Звоню, ищу сервисы, дозвонившись — уточняю наличие — Wanda универсальная, 21 дюйм на переднее колесо, да, точно такая, как была (одна в наличии) — в Волгоград. Около сотни, крейсерская км/ч, солнце уже поджаривает, Волга-Волга — въезжаю в город. Правее. Через центр — по улице 64 Армии — где-то-дальше — мотомагазин. Приобретаю покрышку, три с половиной тысячи, но поставить нет возможности — нужен шиномонтажный станок. «Там автомобильный шиномонтаж, но возьмут ли мотоцикл? Обычно не связываются» Еду в шиномонтаж — «Мы на мотоциклы не монтируем, не знаем как, у нас автомобили — да я и не сталкивался никогда, не знаю, как мотоциклетное колесо снимать, даже! на ваш страх и риск...» «Давайте вместе — пожалуйста! я покажу, переднее несложно, тормозные диски главное аккуратно вытащить» — снимаем переднее колесо — и на шиномонтажный станок. Покрышка стала как влитая — стоимость монтажа — как за автомобильное колесо — 200 рублей. «Спасибо!» — еду дальше. Временные потери колоссальны — полдня на всё про всё, и это в режиме экономии человекочасов.
Беру правее — и на Элисту.

Калмыкия. Двухрядная дорога лентой, степь да степь кругом — безлюдность. На многие километры — почти никого, пасмурное хмурое небо, испещренная редкими островками зелени, бескрайняя монотонная даль, подкрадывающиеся к асфальту пески. Земля степных трав и чемпионатов по мотокроссу. Вечереет; останавливаюсь, привал на ночлег — где-то в степи сворачиваю в сумерках правее дороги… полынь? сизая растительность пахнет полынью… полынь! Заворачиваюсь в спальный мешок, трещат сверчки… и не только. Как? В калмыцкой степи? Наши русские комары?! — причём тучами. Заснуть от тонкого надоедливого жужжания не так-то и просто — затягиваюсь завязками спального мешка по самый нос, оставив маленькое отверстие для дыхания. Утром, проснувшись от другого жужжания, — рядом проезжает эндурист — жду исчезновения признаков мотожизни на горизонте, после чего вскакиваю, и, быстро собравшись, рву на Яшкуль. День второй.
Правее — по 85К-2 — и на Комсомольский. После Яшкуля торможу на заправке — «А мы карты не принимаем, только наличные» -«Как так… — удивляюсь я. — а… перевод?» — обнаруживаю, что не ловит Билайн. «Некуда, у нас и карты-то не работают. Только наличные. Если хотите заправиться, вам в Яшкуль возвращаться надо, ближайшие сто километров до Комсомольска — ни одной заправки» — «Ну делааа… бензина у меня на дне, километров на сто, может, хватит впритык, если повезет...» «А вы куда едете?» — подходит местный житель. «В Дербент, на пару дней, горы хочу увидеть» -«А в Чечню не хотите заехать, там женщины на мотоциклах редко появляются? Вот там — горы!» -«Нет — спасибо! Попасть в плен чеченцев? В любом случае не успею» :)
На Комсомольский. Сквозь степь. Абсолютная безлюдность — ни души… ни машины. Шоссе лентой впивается в горизонт, пронзает его насквозь, нанизывая как бусины города — Комсомольский, Артезиан, Кочубей, Бабаюрт… Останавливаюсь передохнуть перед рывком — что это… невесомый скачущий шар, серебристое кружево… перекати-поле! Первый раз в жизни вижу — перекати-поле. Ловлю руками — лёгкое как пушинка. Отпускаю на волю, снова в седло — и через степь. На одном дыхании, до последней капли бензина — без связи, интернета, телефона — да, в калмыцкой степи тоже не ловит Билайн — отрезана от всего мира. Если бы я там заглохла, в степи, или случилась поломка — возможно, долго пришлось бы ждать подмогу: даже появление фуры на этом отрезке пути — редкость. Стрелой мчусь в Комсомольск — на резерве. Заправка — на последних каплях топлива.
Комсомольск. На въезде — ворота в виде Пагоды — оказывается, в Калмыкии — буддизм. Я и не знала :) Ощущение, будто попала куда-то в Монголию — многоярусные храмы, буддийские ступы. Азиатские лица… спешу. На Хасавюрт.
Граница. Блокпост — окончание Республики Калмыкия, далее начинается Республика Дагестан.
Спешиваюсь, очередь на таможне — приходится полностью распаковать свою поклажу — все сумки — через тщательный досмотр. Проверка паспортов, документов — и я в Дагестане. И так уж случилось — прямо на границе хлынул жуткий ливень — сезон. Хотя по прогнозу его не должно было быть (ох уж эти синоптики). Намокаю, ищу пристанище — чуть далее построек — заброшенная АЗС. Стою под крышей, ливень — почти тропический, потоки мутной воды, сыро… в этот момент я уже думала развернуться и ехать обратно. Впереди свинцовые тучи и дождевая завеса. Под крышу заруливает фура — спрятаться от дождя. Выходит дагестанский водитель — «Сезон дождей!» — разводит руками. Жду окончания ливня… уже и фура уехала…
Наконец-то. Можно двигаться дальше — дождь окончился также внезапно, как и начался. На Качалай. Подъезжая к Тереку, тормозит ДПС — проверка документов. «Счастливо! — на прощание говорит молодой и улыбчивый сотрудник. — Осторожнее — дорога ошибок не прощает». Мост через овраг — Терек скован в своих берегах и сильно не бушует — останавливаюсь специально, чтобы сделать несколько фото знаменитой реки.
На Хасавюрт — еду к горам. Шоссе отвратительное, всё в выбоинах, но впереди — горы. Монументально вырастают в призрачной дымке, всё ближе и ближе. Темнеет, сворачиваю на Махачкалу. Накрапывает мелкий, моросящий дождик — настроение на нуле, полотно мокрое, извивается гюрзой, то вверх, то вниз; везде сыро. Впервые сталкиваюсь с капитальным ремонтом дорог, когда движение по светофорам по одной полосе в одну и другую сторону — правая полоса разрыта до основания, движение по левой полосе — плетёмся медленно по мокрым камням, песку и остаткам асфальта. Начинается туман, видимость резко снижается. Ночь. День третий.
До Дербента — осталось километров двадцать, два часа ночи. Надо дожать, видимость почти на нуле, очки запотевают от влажности — скорость держу около 60 кмч.
Восьмое сентября. Еду по своей полосе, темно. И тут — бах! удар, кувырок через голову, хруст моих рёбер с левой стороны, удар шлемом о землю, вода, песок, камни. Молниеносно вскакиваю, трясущимися руками стягиваю шлем… Ночь. Ремонт дороги, яма на моей полосе. По колено в воде, позади перекрёсток, «Петёрочка». Посёлок Мамед-Кала. За плечами почти 2000 км пути.
И тут ощущение, что это конец. Живот не вспорот, но рёбра хрустнули отчётливо. Стягиваю перчатки — правая рука дёргается в конвульсиях, в свете фонарей, три пальца дрожат и я не могу ими управлять — они не слушаются.
Мотоцикл… мотоцикл зарыт в грязи, в луже воды и камней, на правом боку. Такой мотоцикл я видела только в тяжёлых ДТП на фотографиях… обшивка разбита, разбит даже спидометр с почти 30 000 км пробега, и впечатление, что ремонту он уже не подлежит — никогда. Безлюдно.
Тогда — стоя над разбитым мотоциклом — я уже думала, что — всё. Я больше никогда в жизни не сяду за руль… пришло понимание, что я необратимо покалечилась (а так оно и есть).
Беру себя в руки — которые болят и трясутся — вытащить байк самостоятельно я не могу, ищу людей. Кто-то выходит из машины, далеко на перекрёстке — вместе вытягиваем мотоцикл, на твёрдый асфальт, вызываем скорую, ДПС. С сотрудником АЗС затягиваем байк от постороннего внимания в свободное помещение — до окончания разбирательств.
Меня везут в больницу «Дагестанские Огни» — рентгены — сломаны рёбра, трещина. В больнице нет света и воды — работает на дописточнике энергии, если я не ошибаюсь. Мелкий дождь. Вырубаюсь в сон. Утром осмотр — но меня беспокоят мои вещи и документы, к тому же в поездку не захватила медицинский полис.
Уезжаю на АЗС — к мотоциклу, день четвёртый. На обе руки констатированы сильные ушибы, по первичному диагнозу. Отволакиваю мотоцикл на мойку — кисти распухают и начинают походить на шарики, сцепление и тормоз выживать — больно. Но мне нужно к Луню и в Нарын-Кала.
Вместе с заправщиком и дальнобойщиком ищем способы обратного возвращения. «А ты езжай в Дербент, куда путь держала, отправим тебя обратно автобусом, а мотоцикл — транспортной компанией. Пока остановись у меня, на заправке» — ночую в спальном мешке на полу.
Пятница, девятого сентября. Мотоцикл на удивление — на ходу.

К Луню. В Дербент. На Лифане — да, он завёлся, весь такой разбитый; мы оба — беглецы и бродяги. В старинный город доарабской цивилизации — улочки узкие, подъёмы крутые — погода солнечная. Проезжаю город — далее по шоссе — поворот налево, на Каспий. Равнинный прибрежный рельеф, мутные волны с барашками — штормит, на горизонте событий. И Лунь — удивительный, мощный ракетоплан, чудо техники и инженерной мысли, уникальная разработка инженеров Советского Союза — переданный на вооружение в далёком 1991 году. Фантастика наяву — напоминает кадры из фильма «Прометей» — обездвиженный, покинутый «Каспийский монстр» — пристанище туристов. Неожиданный контраст — вдали горы и гранатовые сады остатков древней цивилизации, на пляже — объект передовых технологий, передвигающийся по воде на воздушной подушке, способный почти незаметно уничтожать дальние и ближние корабли противника, водоизмещением аж до 20 000 тонн.


Стягиваю одежду — и в волны. «Что, байкерша?» — усмехается случайный прохожий. «Да.» — усмехаюсь в ответ. Накрывает с головой — плаваю в тёплой воде, прыгаю через волны. Далеко уплывать нельзя — надвигается шторм, вдали над горами вижу завихрения циклона; прибой может унести в море. На берег выхожу обсохнуть — болят и рёбра, и руки, кисти которых похожи на два распухших шарика. Превозмогая боль, собираю камушки и ракушки — мозаику побережий; почему они в большинстве — рыжие? так и не нашла ответа на этот вопрос.
В Нарын-Кала. Штурмую древнюю цитадель — неприступные стены, на которых ещё сохранились следы от орудий и многочисленных штурмов. Крутой подъём, многочисленные ступеньки — и я внутри. Крепость посещаема туристами и хорошо отреставрирована — зиндан, бани-хаммам, гауптвахта, Музей истории Дербента, Музей истории российских императоров, побывавших в Дербенте. Делаю много фото и селфи… но — вот незадача: по прибытии в Москву ни одно фото не сохранилось — начисто стёртая память. От влажности ли, климата, перепада температур… не знаю.
Странно, но — ладно. Покидаю незнакомый город, далёкий город, романтический восточный город — Дербент. Туда лучше ездить на мотоциклах — парами :)
В Москву возвращалась автобусом, байк отправили транспортной компанией. Ехала долго, весь автобус — дагестанцы, весь путь было напряжение — мусульмане… а я «православная женщина на мотоцикле», возвращаюсь из «крестового похода» :) Ещё и искалеченная, «женщина на мотоцикле» — до последнего надеялась, что по рукам — ушибы. Оказалось — по приезду в Москву — это переломы, тяжёлые мотоциклетные травмы, повреждение плечевого сплетения, воспаление периферических нервных окончаний — первое время не удавалось заснуть без уколов обезбаливающих, очень долго восстанавливалась — хотя безаварийной езды уже накатала, до сорока тысяч км своего хода.
«Слушай, брат… Да ладно тебе, брат!» — всю дорогу за спиной болтают два дагестанских парня. Оборачиваюсь – «Вы родственники? – Нет. — А почему вы называете друг друга – брат?» — «У нас так принято, как знак уважения» — парни немного смущаются. «А другие — не братья? Которые чужие… ну, мы, например» — не удержалась задать провокационный вопрос.
В Москве была 11 сентября утром. Выхожу на перрон, копаюсь в смартфоне… надо в больницу.
«Вам туда, если к метро! – одёргивает позади мой случайный дагестанский попутчик. — …до свидания.» — «До свидания».


(любимая поговорка моего отца)

Дербент. Самая южная крепость России — персидская цитадель, Каспийские врата. Крепость Востока, форпост на границе цивилизаций; знаменитая Нарын-Кала, основанная задолго до Рождества Христова (VIII век до н.э.) Чужая, незнакомая территория… и — Лунь. Списанный военный ракетоносец, увязший в песках на берегу Каспия, единственный экраноплан Советского Союза, скользящий по морской воде на воздушной подушке, секретный проект 903…
… Дагестан. Незнакомая территория — никогда не была в горах; если честно — немного не по себе. Впервые почувствовала какую-то неизъяснимую тревогу — другой мир, неприветливые взгляды, низкорослые горцы. Разбитые дороги, с бесконечным ремонтом. И вырастающие холмистые монолиты, на горизонте — ехала через Хасавюрт, специально чтобы посмотреть на горы, хотя бы издалека.
Выехала пятого сентября, рано утром. Пасмурно и сыро, на МКАДЕ уже замерзла — хоть и была затянута в кожзам. Съезд на заправку — встречаю группу мотоциклистов — посматривают на моё переднее колесо. Да, протектор съелся очень быстро — проплешины, резина лысеет — заправляюсь без разговоров, нет желания; бак до полного и вперёд. В пятнадцать градусов на трассе мёрзнуть начинают уже через пару часов; глаза слезятся от встречного ветра. Торможу на обочине, вытягиваю из сумки всё, что могу вытянуть потеплее, включая ветрозащитный дождевик, надеваю бахилы, отогреваю руки — сожалея, что не поставила муфты на руль — холодно. Тучи затягивают горизонт, и начинается морось — но дождя не обещали (ох уж эти синоптики). Еду дальше — после Каширы съезд на Р22-«Каспий» — остановка в районе Михайловки. Сворачиваю на просёлочную дорогу в поле, ночёвка в спальном мешке. День первый. Утром снова в путь — становится теплее. Временами останавливаюсь размяться, направление — Волгоград. Тучи постепенно расходятся, небо яснеет, выглядывает солнце — и тут — бах! Передним колесом — в выбоину на асфальте, километрах на девяноста в час; пробоина, начинает вести руль, выворачиваю на пределе, чуть не угодив под колёса фуры — тут же съезжаю на обочину, постепенно сбавляя скорость. Спрыгиваю, осматриваю колесо — так и есть: прокол, спустило камеру… достаю смартфон, ищу ближайшие автосервисы: километров двадцать-тридцать по трассе — шиномонтаж. На малой скорости, шатко-валко — добираюсь туда. «Можете помочь?» — мастер ремонтирует грузовую шину. «У меня переднее колесо спустило, пробой… я в Дербент еду, пару дней всего, опасаюсь не успеть» — «Латку на камеру поставить могу — давайте сюда, а покрышку менять надо, на такой далеко не уедете — стёрто почти до дыр. У меня мотоциклетных нет, в Волгоград надо»… эх, дороги. Звоню, ищу сервисы, дозвонившись — уточняю наличие — Wanda универсальная, 21 дюйм на переднее колесо, да, точно такая, как была (одна в наличии) — в Волгоград. Около сотни, крейсерская км/ч, солнце уже поджаривает, Волга-Волга — въезжаю в город. Правее. Через центр — по улице 64 Армии — где-то-дальше — мотомагазин. Приобретаю покрышку, три с половиной тысячи, но поставить нет возможности — нужен шиномонтажный станок. «Там автомобильный шиномонтаж, но возьмут ли мотоцикл? Обычно не связываются» Еду в шиномонтаж — «Мы на мотоциклы не монтируем, не знаем как, у нас автомобили — да я и не сталкивался никогда, не знаю, как мотоциклетное колесо снимать, даже! на ваш страх и риск...» «Давайте вместе — пожалуйста! я покажу, переднее несложно, тормозные диски главное аккуратно вытащить» — снимаем переднее колесо — и на шиномонтажный станок. Покрышка стала как влитая — стоимость монтажа — как за автомобильное колесо — 200 рублей. «Спасибо!» — еду дальше. Временные потери колоссальны — полдня на всё про всё, и это в режиме экономии человекочасов.
Беру правее — и на Элисту.

Калмыкия. Двухрядная дорога лентой, степь да степь кругом — безлюдность. На многие километры — почти никого, пасмурное хмурое небо, испещренная редкими островками зелени, бескрайняя монотонная даль, подкрадывающиеся к асфальту пески. Земля степных трав и чемпионатов по мотокроссу. Вечереет; останавливаюсь, привал на ночлег — где-то в степи сворачиваю в сумерках правее дороги… полынь? сизая растительность пахнет полынью… полынь! Заворачиваюсь в спальный мешок, трещат сверчки… и не только. Как? В калмыцкой степи? Наши русские комары?! — причём тучами. Заснуть от тонкого надоедливого жужжания не так-то и просто — затягиваюсь завязками спального мешка по самый нос, оставив маленькое отверстие для дыхания. Утром, проснувшись от другого жужжания, — рядом проезжает эндурист — жду исчезновения признаков мотожизни на горизонте, после чего вскакиваю, и, быстро собравшись, рву на Яшкуль. День второй.
Правее — по 85К-2 — и на Комсомольский. После Яшкуля торможу на заправке — «А мы карты не принимаем, только наличные» -«Как так… — удивляюсь я. — а… перевод?» — обнаруживаю, что не ловит Билайн. «Некуда, у нас и карты-то не работают. Только наличные. Если хотите заправиться, вам в Яшкуль возвращаться надо, ближайшие сто километров до Комсомольска — ни одной заправки» — «Ну делааа… бензина у меня на дне, километров на сто, может, хватит впритык, если повезет...» «А вы куда едете?» — подходит местный житель. «В Дербент, на пару дней, горы хочу увидеть» -«А в Чечню не хотите заехать, там женщины на мотоциклах редко появляются? Вот там — горы!» -«Нет — спасибо! Попасть в плен чеченцев? В любом случае не успею» :)
На Комсомольский. Сквозь степь. Абсолютная безлюдность — ни души… ни машины. Шоссе лентой впивается в горизонт, пронзает его насквозь, нанизывая как бусины города — Комсомольский, Артезиан, Кочубей, Бабаюрт… Останавливаюсь передохнуть перед рывком — что это… невесомый скачущий шар, серебристое кружево… перекати-поле! Первый раз в жизни вижу — перекати-поле. Ловлю руками — лёгкое как пушинка. Отпускаю на волю, снова в седло — и через степь. На одном дыхании, до последней капли бензина — без связи, интернета, телефона — да, в калмыцкой степи тоже не ловит Билайн — отрезана от всего мира. Если бы я там заглохла, в степи, или случилась поломка — возможно, долго пришлось бы ждать подмогу: даже появление фуры на этом отрезке пути — редкость. Стрелой мчусь в Комсомольск — на резерве. Заправка — на последних каплях топлива.
Комсомольск. На въезде — ворота в виде Пагоды — оказывается, в Калмыкии — буддизм. Я и не знала :) Ощущение, будто попала куда-то в Монголию — многоярусные храмы, буддийские ступы. Азиатские лица… спешу. На Хасавюрт.
Граница. Блокпост — окончание Республики Калмыкия, далее начинается Республика Дагестан.
Спешиваюсь, очередь на таможне — приходится полностью распаковать свою поклажу — все сумки — через тщательный досмотр. Проверка паспортов, документов — и я в Дагестане. И так уж случилось — прямо на границе хлынул жуткий ливень — сезон. Хотя по прогнозу его не должно было быть (ох уж эти синоптики). Намокаю, ищу пристанище — чуть далее построек — заброшенная АЗС. Стою под крышей, ливень — почти тропический, потоки мутной воды, сыро… в этот момент я уже думала развернуться и ехать обратно. Впереди свинцовые тучи и дождевая завеса. Под крышу заруливает фура — спрятаться от дождя. Выходит дагестанский водитель — «Сезон дождей!» — разводит руками. Жду окончания ливня… уже и фура уехала…
Наконец-то. Можно двигаться дальше — дождь окончился также внезапно, как и начался. На Качалай. Подъезжая к Тереку, тормозит ДПС — проверка документов. «Счастливо! — на прощание говорит молодой и улыбчивый сотрудник. — Осторожнее — дорога ошибок не прощает». Мост через овраг — Терек скован в своих берегах и сильно не бушует — останавливаюсь специально, чтобы сделать несколько фото знаменитой реки.
На Хасавюрт — еду к горам. Шоссе отвратительное, всё в выбоинах, но впереди — горы. Монументально вырастают в призрачной дымке, всё ближе и ближе. Темнеет, сворачиваю на Махачкалу. Накрапывает мелкий, моросящий дождик — настроение на нуле, полотно мокрое, извивается гюрзой, то вверх, то вниз; везде сыро. Впервые сталкиваюсь с капитальным ремонтом дорог, когда движение по светофорам по одной полосе в одну и другую сторону — правая полоса разрыта до основания, движение по левой полосе — плетёмся медленно по мокрым камням, песку и остаткам асфальта. Начинается туман, видимость резко снижается. Ночь. День третий.
До Дербента — осталось километров двадцать, два часа ночи. Надо дожать, видимость почти на нуле, очки запотевают от влажности — скорость держу около 60 кмч.
Восьмое сентября. Еду по своей полосе, темно. И тут — бах! удар, кувырок через голову, хруст моих рёбер с левой стороны, удар шлемом о землю, вода, песок, камни. Молниеносно вскакиваю, трясущимися руками стягиваю шлем… Ночь. Ремонт дороги, яма на моей полосе. По колено в воде, позади перекрёсток, «Петёрочка». Посёлок Мамед-Кала. За плечами почти 2000 км пути.
И тут ощущение, что это конец. Живот не вспорот, но рёбра хрустнули отчётливо. Стягиваю перчатки — правая рука дёргается в конвульсиях, в свете фонарей, три пальца дрожат и я не могу ими управлять — они не слушаются.
Мотоцикл… мотоцикл зарыт в грязи, в луже воды и камней, на правом боку. Такой мотоцикл я видела только в тяжёлых ДТП на фотографиях… обшивка разбита, разбит даже спидометр с почти 30 000 км пробега, и впечатление, что ремонту он уже не подлежит — никогда. Безлюдно.
Тогда — стоя над разбитым мотоциклом — я уже думала, что — всё. Я больше никогда в жизни не сяду за руль… пришло понимание, что я необратимо покалечилась (а так оно и есть).
Беру себя в руки — которые болят и трясутся — вытащить байк самостоятельно я не могу, ищу людей. Кто-то выходит из машины, далеко на перекрёстке — вместе вытягиваем мотоцикл, на твёрдый асфальт, вызываем скорую, ДПС. С сотрудником АЗС затягиваем байк от постороннего внимания в свободное помещение — до окончания разбирательств.
Меня везут в больницу «Дагестанские Огни» — рентгены — сломаны рёбра, трещина. В больнице нет света и воды — работает на дописточнике энергии, если я не ошибаюсь. Мелкий дождь. Вырубаюсь в сон. Утром осмотр — но меня беспокоят мои вещи и документы, к тому же в поездку не захватила медицинский полис.
Уезжаю на АЗС — к мотоциклу, день четвёртый. На обе руки констатированы сильные ушибы, по первичному диагнозу. Отволакиваю мотоцикл на мойку — кисти распухают и начинают походить на шарики, сцепление и тормоз выживать — больно. Но мне нужно к Луню и в Нарын-Кала.
Вместе с заправщиком и дальнобойщиком ищем способы обратного возвращения. «А ты езжай в Дербент, куда путь держала, отправим тебя обратно автобусом, а мотоцикл — транспортной компанией. Пока остановись у меня, на заправке» — ночую в спальном мешке на полу.
Пятница, девятого сентября. Мотоцикл на удивление — на ходу.

К Луню. В Дербент. На Лифане — да, он завёлся, весь такой разбитый; мы оба — беглецы и бродяги. В старинный город доарабской цивилизации — улочки узкие, подъёмы крутые — погода солнечная. Проезжаю город — далее по шоссе — поворот налево, на Каспий. Равнинный прибрежный рельеф, мутные волны с барашками — штормит, на горизонте событий. И Лунь — удивительный, мощный ракетоплан, чудо техники и инженерной мысли, уникальная разработка инженеров Советского Союза — переданный на вооружение в далёком 1991 году. Фантастика наяву — напоминает кадры из фильма «Прометей» — обездвиженный, покинутый «Каспийский монстр» — пристанище туристов. Неожиданный контраст — вдали горы и гранатовые сады остатков древней цивилизации, на пляже — объект передовых технологий, передвигающийся по воде на воздушной подушке, способный почти незаметно уничтожать дальние и ближние корабли противника, водоизмещением аж до 20 000 тонн.


Стягиваю одежду — и в волны. «Что, байкерша?» — усмехается случайный прохожий. «Да.» — усмехаюсь в ответ. Накрывает с головой — плаваю в тёплой воде, прыгаю через волны. Далеко уплывать нельзя — надвигается шторм, вдали над горами вижу завихрения циклона; прибой может унести в море. На берег выхожу обсохнуть — болят и рёбра, и руки, кисти которых похожи на два распухших шарика. Превозмогая боль, собираю камушки и ракушки — мозаику побережий; почему они в большинстве — рыжие? так и не нашла ответа на этот вопрос.
В Нарын-Кала. Штурмую древнюю цитадель — неприступные стены, на которых ещё сохранились следы от орудий и многочисленных штурмов. Крутой подъём, многочисленные ступеньки — и я внутри. Крепость посещаема туристами и хорошо отреставрирована — зиндан, бани-хаммам, гауптвахта, Музей истории Дербента, Музей истории российских императоров, побывавших в Дербенте. Делаю много фото и селфи… но — вот незадача: по прибытии в Москву ни одно фото не сохранилось — начисто стёртая память. От влажности ли, климата, перепада температур… не знаю.
Странно, но — ладно. Покидаю незнакомый город, далёкий город, романтический восточный город — Дербент. Туда лучше ездить на мотоциклах — парами :)
В Москву возвращалась автобусом, байк отправили транспортной компанией. Ехала долго, весь автобус — дагестанцы, весь путь было напряжение — мусульмане… а я «православная женщина на мотоцикле», возвращаюсь из «крестового похода» :) Ещё и искалеченная, «женщина на мотоцикле» — до последнего надеялась, что по рукам — ушибы. Оказалось — по приезду в Москву — это переломы, тяжёлые мотоциклетные травмы, повреждение плечевого сплетения, воспаление периферических нервных окончаний — первое время не удавалось заснуть без уколов обезбаливающих, очень долго восстанавливалась — хотя безаварийной езды уже накатала, до сорока тысяч км своего хода.
«Слушай, брат… Да ладно тебе, брат!» — всю дорогу за спиной болтают два дагестанских парня. Оборачиваюсь – «Вы родственники? – Нет. — А почему вы называете друг друга – брат?» — «У нас так принято, как знак уважения» — парни немного смущаются. «А другие — не братья? Которые чужие… ну, мы, например» — не удержалась задать провокационный вопрос.
В Москве была 11 сентября утром. Выхожу на перрон, копаюсь в смартфоне… надо в больницу.
«Вам туда, если к метро! – одёргивает позади мой случайный дагестанский попутчик. — …до свидания.» — «До свидания».



YanaVanorb
- Татьяна Броновицкая
- 15 сентября 2023 в 18:02
- ?

я уже жду что быстрее случится — она сломается или мопед? настолько, чтобы больше вообще за руль не садиться.
Про неприветливые взгляды отдельно доставило — Дагестан весьма гостеприимный край, но эта везде видит негатив, абсолютно везде. Всё боицца, что ее чеченцы украдут. И ни одной мысли — а нахрена она им…
Про неприветливые взгляды отдельно доставило — Дагестан весьма гостеприимный край, но эта везде видит негатив, абсолютно везде. Всё боицца, что ее чеченцы украдут. И ни одной мысли — а нахрена она им…

Почитай все посты. Там ататат. Полный мрачный ататат.
Понятно, что разложиться можно и на мульте v4, и никто не застрахован от ямы на дороге, но автор раз за разом делает одну и ту же ошибку: вместо того, чтобы планировать маршрут исходя из своих возможностей и возможностей техники — пытается ехать сутками нон-стоп на необслуженном китайском эндурике с лысой резиной.
Причём, как тут уже верно писали, явно воспринимает это как героизм — хотя героизмом тут и не пахнет, тут другой изм.
Итог каждый раз примерно один — все плохо.
Автор, ты выздоравливай, но тебе бы подход к планированию путешествий пересмотреть.
Комфортный пробег в сутки на нормальной технике у каждого конечно свой, но в целом это 5-8 часов за рулём, в зависимости от времени суток, дороги и техники.
Всё что больше — уже тяжело, и ты уже превращаешься в зомби за рулём. Даже дальнобойщиков заставляют отдыхать, хотя казалось бы, всем выгодно чтобы они сутки напролёт фигачили. А все потому, что груз доехавший за два дня бесконечно выгоднее, чем груз, который вместе с фурой валяется в кювете, и водилой, которому ещё и больничный оплачивать.
Понятно, что разложиться можно и на мульте v4, и никто не застрахован от ямы на дороге, но автор раз за разом делает одну и ту же ошибку: вместо того, чтобы планировать маршрут исходя из своих возможностей и возможностей техники — пытается ехать сутками нон-стоп на необслуженном китайском эндурике с лысой резиной.
Причём, как тут уже верно писали, явно воспринимает это как героизм — хотя героизмом тут и не пахнет, тут другой изм.
Итог каждый раз примерно один — все плохо.
Автор, ты выздоравливай, но тебе бы подход к планированию путешествий пересмотреть.
Комфортный пробег в сутки на нормальной технике у каждого конечно свой, но в целом это 5-8 часов за рулём, в зависимости от времени суток, дороги и техники.
Всё что больше — уже тяжело, и ты уже превращаешься в зомби за рулём. Даже дальнобойщиков заставляют отдыхать, хотя казалось бы, всем выгодно чтобы они сутки напролёт фигачили. А все потому, что груз доехавший за два дня бесконечно выгоднее, чем груз, который вместе с фурой валяется в кювете, и водилой, которому ещё и больничный оплачивать.

Так тут такое впечатление что все такие через одного. Железные жопы, покорители Эвереста на стеллзах и гоняющие моты из Владивостока в Москву только-что получив права. Неудивительно что рано или поздно кто-то воспримет эти подвиги как способ к самореализации если других способов нет. Тут только пожалеть…
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат

Автор молодец, что путешествует, но лучше бы поаккуратней. Например, резину менять до выезда, чтобы меньше зависеть от шиномонтажек, можно купить пару монтажных лопаток, и научиться самой бортировать колёса. Ну и вовремя понимать, когда уже пора остановиться на отдых. А так, в Дагестане красиво, и есть что посмотреть помимо Дербента и Луня.
Ну и выздоровления автору конечно)
Ну и выздоровления автору конечно)

Лунь и цитадель в Дербенте посмотреть конечно можно, но все самое интересное там в других местах. Где нет людей и где есть горы. Или хотя бы пляжи с выездом к воде.
Ты должна научится планировать свои поездки и быть готовой к неприятностям. И запомнить — тебе никто ничего не должен. Ни по жизни ни в дороге. Когда примешь это — станет очень легко жить.
Ты должна научится планировать свои поездки и быть готовой к неприятностям. И запомнить — тебе никто ничего не должен. Ни по жизни ни в дороге. Когда примешь это — станет очень легко жить.
здесь был ататат

- WhiteMotard
- 8 октября 2024 в 22:06
- ↑
- ↓
Игорь, привет! Весело тут у вас)) Я тоже этим летом в Дербенте был, правда, на самолете летал. Вот видео с «Луня»: cloud.mail.ru/public/RwB3/6aCQEB5pp
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (31)
RSS свернуть / развернуть