Блог им. Moto_ist → Про запах советского двухтактного мопеда (и не только)
— Э-э. Зачем рухлядь купил? Добавил бы тысяч 20, купил бы нормального китайца, и ездил бы по грибы-ягоды, — сказал мне продавец мотолавки небольшого провинциального города, куда я зашел в поисках свечи и родных зеркал на советский мопед.
Вот не уверен я совсем, что советские двухтактные мопеды нужны, чтобы ездить. Что раньше, тем более теперь. Это просто маленькое назад в прошлое, которое у каждого свое, и в которое хочется вернуться. Невозможно, да. Но попробовать и добиться ощущения устойчивой иллюзии можно.
Говорят, что самые сильные воспоминания связаны с запахами. Если спустя 20 или 30 лет попадается запах, который врезался тебе в память еще в детстве, то ты вдруг прокатишься на машине времени назад – туда, где впервые его почувствовал.
У меня один из таких запахов – это дым сгоревшего бензина вперемешку с маслом от двухтактного мотора. Мопеда в детстве у меня не было, но удавалось прокатиться, а запах врезался в память, нервы, стволовые клетки и все то прочее, из чего мы состоим. Так что первый мопед уже во взрослом возрасте я купил не чтобы ездить, а чтобы мешать бензин с маслом, бить по ножке кик-стартера и чувствовать тот самый запах. В хорошо проветриваемом гараже или на улице, конечно. Вот уж вряд ли это можно было объяснить тому продавцу в мотолавке.
Давно еще заметил, что старые вещи, которые уже когда-то у тебя были, радуют больше, чем новые, пусть самые современные, удобные и продвинутые. В гонке мотоциклов под себя наконец находишь свое, но самый первый свой мотоцикл вспоминаешь с каким-то особым чувством. У меня это был Иж-Планета 3, писал о своей мотоэволюции и о том, что рано или поздно куплю такой под восстановление. Обязательно расскажу здесь об этом. Или вот первый автомобиль. У меня он был вот такой, поэтому купил по объявлениями и уже восстановил. Москвич педальный, собирался, как и его взрослые модели на АЗЛК.
А уж про вещи, которых в детстве у тебя не было, но о которых мечтал… Несколько лет подряд летом отдыхал в Прибалтике, с завистью там смотрел вслед мальчишкам на минимокиках. Такого именно мокика, на который смотрел с завистью, еще не нашел, но подвернулась следующая после него модель. Делались они все на рижском мотозаводе «Красная звезда», или Sarkanā zvaigzne по-тамошнему. Знакомьтесь – Рига Стелла. Несколько лет мокик пылился на складах, был продан первому покупателю только в 1993 году. Местами на нем попадается надпись «Сделано в СССР». Заводится, тарахтит и даже ездит, ждет своего восстановления.
Продукция рижского мотозавода вообще отличалась от остальных мопедов авторским дизайном. Красивые у них мопеды всегда были. Жаль, что все так глупо развалилось, и на чем ездят нынешние латышские подростки — неизвестно.
А прошлым летом в соседней Калужской области увидел Ригу-22 1983 года выпуска, на фотографиях очень хорошо смотрелась. Так хорошо, что не выдержал, поехал и забрал. Крылья и бак уже крашеные, все остальное в стоке. Хотя специалисты сказали, что такие двигатели на них в том году не ставили, и должен быть S-62, а тут более поздний V-50. Надо поразбираться.
В отличие от Стеллы эта Рига почти не ездит. Точнее, заводится и ездит, но только на первой передаче. Настроить так ее ручное переключение, чтобы ездить на второй, пока не удалось. Запчасти некоторые нашел на рынке в Сокольниках, но на самом деле это сложный процесс. Полно китайской ерунды, которая мало подходит ни по качеству, ни по стилю, ни по ощущениям. Так что от идеи заменить все в мопедах на такое же, но новое отказался – советских запчастей не найти, китайские – не вариант. Поэтому буду восстанавливать каждую детальку, каждый болт и гайку советского производства. Есть несложные технологии. И для межсезонья самое прекрасное занятие.
Хорошо, что оно — межсезонье — подходит к концу).
Вот не уверен я совсем, что советские двухтактные мопеды нужны, чтобы ездить. Что раньше, тем более теперь. Это просто маленькое назад в прошлое, которое у каждого свое, и в которое хочется вернуться. Невозможно, да. Но попробовать и добиться ощущения устойчивой иллюзии можно.
Говорят, что самые сильные воспоминания связаны с запахами. Если спустя 20 или 30 лет попадается запах, который врезался тебе в память еще в детстве, то ты вдруг прокатишься на машине времени назад – туда, где впервые его почувствовал.
У меня один из таких запахов – это дым сгоревшего бензина вперемешку с маслом от двухтактного мотора. Мопеда в детстве у меня не было, но удавалось прокатиться, а запах врезался в память, нервы, стволовые клетки и все то прочее, из чего мы состоим. Так что первый мопед уже во взрослом возрасте я купил не чтобы ездить, а чтобы мешать бензин с маслом, бить по ножке кик-стартера и чувствовать тот самый запах. В хорошо проветриваемом гараже или на улице, конечно. Вот уж вряд ли это можно было объяснить тому продавцу в мотолавке.
Давно еще заметил, что старые вещи, которые уже когда-то у тебя были, радуют больше, чем новые, пусть самые современные, удобные и продвинутые. В гонке мотоциклов под себя наконец находишь свое, но самый первый свой мотоцикл вспоминаешь с каким-то особым чувством. У меня это был Иж-Планета 3, писал о своей мотоэволюции и о том, что рано или поздно куплю такой под восстановление. Обязательно расскажу здесь об этом. Или вот первый автомобиль. У меня он был вот такой, поэтому купил по объявлениями и уже восстановил. Москвич педальный, собирался, как и его взрослые модели на АЗЛК.
А уж про вещи, которых в детстве у тебя не было, но о которых мечтал… Несколько лет подряд летом отдыхал в Прибалтике, с завистью там смотрел вслед мальчишкам на минимокиках. Такого именно мокика, на который смотрел с завистью, еще не нашел, но подвернулась следующая после него модель. Делались они все на рижском мотозаводе «Красная звезда», или Sarkanā zvaigzne по-тамошнему. Знакомьтесь – Рига Стелла. Несколько лет мокик пылился на складах, был продан первому покупателю только в 1993 году. Местами на нем попадается надпись «Сделано в СССР». Заводится, тарахтит и даже ездит, ждет своего восстановления.
Продукция рижского мотозавода вообще отличалась от остальных мопедов авторским дизайном. Красивые у них мопеды всегда были. Жаль, что все так глупо развалилось, и на чем ездят нынешние латышские подростки — неизвестно.
А прошлым летом в соседней Калужской области увидел Ригу-22 1983 года выпуска, на фотографиях очень хорошо смотрелась. Так хорошо, что не выдержал, поехал и забрал. Крылья и бак уже крашеные, все остальное в стоке. Хотя специалисты сказали, что такие двигатели на них в том году не ставили, и должен быть S-62, а тут более поздний V-50. Надо поразбираться.
В отличие от Стеллы эта Рига почти не ездит. Точнее, заводится и ездит, но только на первой передаче. Настроить так ее ручное переключение, чтобы ездить на второй, пока не удалось. Запчасти некоторые нашел на рынке в Сокольниках, но на самом деле это сложный процесс. Полно китайской ерунды, которая мало подходит ни по качеству, ни по стилю, ни по ощущениям. Так что от идеи заменить все в мопедах на такое же, но новое отказался – советских запчастей не найти, китайские – не вариант. Поэтому буду восстанавливать каждую детальку, каждый болт и гайку советского производства. Есть несложные технологии. И для межсезонья самое прекрасное занятие.
Хорошо, что оно — межсезонье — подходит к концу).
- Moto_ist
- Владислав
- 22 февраля 2021 в 19:33
- ?
- capitan_amer
- 22 февраля 2021 в 20:04
- ↓
Как я ездил на планете.
На полном газу сзади наверное кубометры сизого дыма.
Весь зад мотоцикла, номер, всё в масле.
Но сейчас на двухтактник, только на скутере
На полном газу сзади наверное кубометры сизого дыма.
Весь зад мотоцикла, номер, всё в масле.
Но сейчас на двухтактник, только на скутере
Эх, вспоминаю себя и другана, 13-летних оболтусов, собравших из движка Д-5 и рамы от какой-то Риги адскую повозку. Помню, как нам, ковырявшимся на стоянке в этом самом мопеде, какой-то добрый мужик принёс увесистый ящик, в котором оказался двигаель Д-5 в консервационной смазке и отдал задарма ) Масла надо было наболтать обязательно побольше, чтобы сизого дыма было побольше, потом сделали на него двухместное сиденье-батон. Сами… а потом этот мопед у нас прямо на перекрёстке отжали гопники… Это были лихие нулевые.
Владислав, согласен, у меня схожие мысли. Если правильно помню, заливал в трехлитровую банку бензин из канистры, добавлял около 200 мл масла. Нажатие кнопки подсоса на карбюраторе, закапал бенз- запах испарений пошёл, подпрыгнул чуть нажав на кикстартер и мопед оживал, окутывал вкусными запахами горелого масла… Было в этом процессе что-то волшебное, живое и настоящее
Привет. Был такой Рига мини у соседа по дому, мы 13-14 летние пацаны смотрели на него с завистью. Потом чуть позже у меня были несколько Риг, Верховина, Карпаты. Только самые хорошие воспоминания. Мне больше запомнился запах отработки, когда перебираешь двигатель, все вокруг в масле. Потом у друзей были мотоциклы, а мне не дали права, не прошел по зрению. Помню как плакал. Не судьба. А все мото-дузья «переболели», и пересели на машины. О мото я забыл. Потом машина, права почему то дали легко. Прошло много лет, я стал увлекаться велосипедом, все таки два колеса, это сидит где-то очень глубоко, и не дает мне покоя. Теперь вот думаю открыть категорию А а дпльше посмотрим.
сидел я как то с отцом и рассуждал, почему у покемонских мотиков о 50 кубах целых 10 л.с. встречается, а у китайских товарищей 6-8 л.с. вообще норма. В тоже время в советских мопедах не было и 3-х л.с. никогда, даже самый понтовый мокик ЗиД Пилот 3-х скоростной (не советский, но нашенский) имел около 3,5. А батя мне и сказал: ты подумай, кто на советских мопедах катался? — дети, лет 8-13. Нахрена ему больше? ты бы своему пацану доверил технику в 10 лет, которая едет 90? 90 Минск и Восход ехали, но это ведь мотоцикл уже. На них лет в 12 садились, с пониманием)). А лет в 16 уже на машине учиться пора, нахрена тебе этот ижак))) Вот и не купил я ижак)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть