Блог им. Alfred1978 → Из чего делают сумки для мотоциклов



Мне бы хотелось немного рассказать о том, какие синтетические ткани в основном применяются при производстве мотосумок различными производителями. Большинство производителей, не спешит делиться информацией о том, какая именно ткань используется, только если это не топовые ткани, о которых я обязательно тут расскажу. У всех на слуху Оксфорд, Кордура и Гипалон. Их я расположил в таком порядке по мере возрастания износоустойчивости. Всё, что слабее оксфорда в рамках этого поста рассматриваться не будет, а таких тканей очень много, но интереса они в данном случае не представляют, это например таффета, брезент и т д. С мембранными тканями тоже отдельная история, да и для сумок они не очень нужны. Ещё есть такой материал, как неопрен, который у большинства ассоциируется с гидрокостюмами, но неопрен бывает разный и для сумок он применяться тоже может, но это тоже очень дорого, почти как гипалон. Кстати неопрен используется при производстве гипалона. Материал этот не сильно популярный и купить его тоже достаточно проблематично, поэтому про него я рассказывать сейчас не буду, но если будет большой интерес, то можно написать про него отдельный пост. Далее привожу список матариалов, которые можно встретить в описаниях к мотосумкам или мотоэкипировке:

1. CORDURA
2. Нейлон
3. Баллистический нейлон
4. Оксфорд
5. ПВХ ткань
6. ТПУ ткань (термополеуретан)
7. HYPALON
8. Полиэстер

Некоторые просто пишут, трех или четыре или пяти слойная ткань, при этом тип ткани часто не уточняется.
Можно указать просто слово «нейлон» и это будет верно описывать все первые четыре пункта вышеприведенного списка. Причем, некоторые виды нейлона визуально отличить, никак не получится, например, если сравнивать Кордуру с ее Корейской копией, которая называется KODRA или KODURA. Правда, ее я ни разу не встречал в описаниях сумок, думаю это связано с тем, что недобросовестный продавец считает, раз уж она так сильно похожа на кордуру, то можно в описании указать Кордуру, ведь она у всех на слуху и такое изделие будет иметь большую популярность. Хотя оба эти материала по прочности и износоустойчивости практически не отличаются. Что касается настоящей кордуры, то она изготавливается на основе нейлона 6.6, и производится компанией INVISTA (раньше производила dupont) или по их патенту, а Корейская копия – KODRA или KODURA изготавливается на основе нейлона 6. Поверхность Кордуры кажется шершавой на ощупь, возникает ощущение, как будто она сделана из шерсти, а балистический нейлон и оксфорд более гладкие. На картинке ниже слева Кодра 1000D, по центру Кордура 1000D и справа оксфорд 1680D ПВХ.



Ткань оксфорд может изготавливаться из нейлона или полиэстера. Визуально их отличить тоже, скорее всего не получится, но можно отличить по цифре, характеризующей линейную плотность волокон — «Денье». Если ткань выполнена на основе полиэстера, то она имеет обозначение 300, 600, 900, 1200D, если на основе нейлона то 240, 420, 630, 840, 1260, 1680D. Еще бывает оксфорд 1800D, но купить его получится едва ли, как я понял, существует он только в теории. Нейлон более прочный по сравнению с полиэстером, а полиэстер лучше переносит воздействие высоких температур.
Все нейлоновые и полиэстеровые ткани производятся с различными степенями влагозащиты. Есть два основных влагоазащитных покрытия это PU (полиуретан) и ПВХ (поливинилхлорид). Методы их нанесения также довольно различны, отмечу лишь основное. ПВХ покрытие более тяжелое, и наносится на внутреннюю сторону ткани. Внутренняя сторона ткани с таким покрытием напоминает прозрачную пленку, иногда вовсе не прозрачную, но пленка есть всегда. Обратная сторона тканей с PU покрытием не имеет такого толстого слоя пленки, но присутствует заметное тонкое блестящее покрытие. Ткани с пропиткой ПУ имеют разную степень влагозащиты самая распространенная PU1000, ткани в свободной продаже можно найти со значением до PU5000, бывают и более высокие цифры, например PU10000, но такую ткань уже купить не получится, во всяком случае, небольшими партиями не получится точно. Водоупорность ткани с покрытием ПВХ не нормируется в мм водного столба, поскольку считается, что ПВХ покрытие делает ткань герметичной и некоторые производители заявляют, что их продукция полностью герметична, хотя при этом швы не проклеены герметизирующей лентой. А без этого герметичности добиться не получится. Кстати такую герметизирующую ленту в сумках, подобных моим, нанести, скорее всего, не получится из-за высокого перепада в толщине шва. Эту толщину можно сделать меньше, но для этого требуются специальные швейные машины, колонковые или рукавные, ну и немного изменить конструкцию также потребуется. В общем, много тонкостей возникает, и как я понял, ни кто не шьет герметичные сумки их текстиля, в основном герметичность достигается за счет установки внутрь сумки тонкого гермомешка, швы которого герметизировать значительно проще.
Еще встречается такой вид пропитки как DWR, он отличается от пропиток PU тем, что наносится на наружную сторону ткани. Напомню, что пропитки PU наносятся на внутреннюю сторону. Пропитка DWR хороша тем, что пока она новая, то совершенно не дает намокнуть волокнам ткани, но к сожалению, она значительно менее износостойкая по сравнению с пропитками типа PU.

Иногда сумки шьются из ПВХ тканей, но тут сразу стоит отметить, что ПВХ ткани бывают разные, самые простые из них используются для производства баннеров, такие ткани сразу же стоит отсеять. Они имеют более тонкий корд и покрытие обычно у них очень слабое. Более прочными являются ПВХ ткани для надувных лодок, вот их уже можно использовать, но такие ткани плотностью менее 1000г/м2 являются очень нежными, их достаточно легко поцарапать или проколоть. Для сумок лучше подойдут ткани плотностью 1000-1450г/м2, но тут тоже есть ряд особенностей. Ткань плотностью 1250г/м2 очень толстая работать с ней весьма проблематично, о прочностных характеристиках я ещё расскажу подробнее дальше.
Также для сумок можно использовать ТПУ ткани (термопластичный полиуретан) из него также изготавливаются надувные лодки. Такая ткань имеет более высокую стойкость к истиранию. Кроме этого ТПУ ткань более эластичная, а значит с ней проще работать. Однако верхнее значение рабочей температуры ТПУ и ПВХ тканей находится на уровне 70-80 градусов. После превышения этого значения температуры износостойкость тканей несколько снижается. Само ТПУ или ПВХ покрытие это ещё не самое главное в ПВХ ткани. Она состоит, как правило, из основы (корда), на которую с обеих сторон наносится слой клея и слой и слой ПВХ или PU, таким образом, ткань получается минимум пятислойная. Прочность ткани сильно зависит от вида плетения основы: полотняное переплетение, панама, двойная панама.

И осталось рассмотреть ещё один интересный материал – Гипалон. Если ввести этот материал в гугл, то выходит одна и та же статья на разных сайтах, везде говорится, что он разработан компаний DuPont. На сайте компании ничего подобного мне найти не удалось, и я написал им письмо, они ответили достаточно быстро, ответ был примерно таков: про гипалонм мы ничего не слышали, где купить не знаем. Официальный продавец гипалона в России – HYPTEX мне ответил, что у них есть некоторые остатки на складе, но новых поставок не ожидается. Я обзвонил кучу компаний, которые делают надувные лодки, но гипалоном занимаются буквально единицы и то гипалон они либо не продают, либо могут найти небольшие куски, но по занебесным ценам, около 8000р за метр. Кстати да, я забыл сказать, что гипалон ужас какой дорогой, мало того, что дорогой, так ещё и купить негде. Очень долго искал и нашел.

Оказалось гипалон ещё как производится, более того, у него много различных расцветок и разновидностей. Он имеет отличия, как в цвете, так и в текстуре. Например, есть гипалон с видом отделки под ткань или под карбон, последний правда имеет на столько огромную стоимость, что применять его точно не получится. Если не ошибаюсь, с учетом курса, это около 7000р за погонный метр ткани плотностью 1300г/м2.





Сейчас я шью сумки из материала Oxford 1680D, ткань достаточно прочная, как показала практика, эта ткань может выдержать очень многое. Падения мотоцикла на небольших скоростях сумки переживают хорошо. Недавно мне сообщили, что сумки пережили падение на скорости около 60км/ч, мотоциклист тоже цел. Всё время, что шью сумки, я постоянно пытаюсь придумать, как их можно улучшить и периодически меняю разные материалы, и технологии сборки сумки. Сейчас наконец-то пришел к тому, что появился законченный вариант, настало время двигаться дальше и делать сумку более высокого класса. Очень много общался с владельцами сумок различных брендов, отдельное спасибо тут стоит сказать пользователю под ником Wr38, который предоставил мне огромное количество полезной информации. Все, указанные выше ткани имеют высокие показатели износостойкости, но мне хотелось бы выбрать из них что-то самое прочное, из чего можно было бы изготовить максимально надежную сумку. Для этого я придумал и проделал несколько тестов.

Тест №1 Воздействие высоких температур


Я заказал несколько разных типов тканей, в том числе гипалон, чтобы провести тесты и выбрать наиболее подходящий материал. Сначала мне нужно было выяснить, как ведет себя материал при воздействии высоких температур. Для этого была собрана небольшая грелка на керамических резисторах. На резисторы я клал кусок ткани и прижимал его чем-то тяжелым, затем спустя 15 минут я снимал тестируемый материал с нагревателей, мял его, гнул, пытался порвать и шкрябал отверткой, чтобы понять, как изменяются его характеристики в нагретом состоянии. Испытания проводил для двух температур, 104 и 146 градусов. Все что у меня получалось, было записано в таблицу. Для того чтобы каждый смог повторить мой эксперимент, опишу все параметры стенда. Использовались 4 параллельно соединённых резистора номиналом 47Ом каждый, мощность каждого резистора 20Вт. При напряжении 12В получалась температура на поверхности резисторов около 104 градусов, при напряжении 15В около 146, потребляемый ток при этом 1,05 и 1,3А соответственно. Погрешность в измерении температуры примерно плюс минус 3 градуса. Ткань клалась на нагреватели только после того, как они выходили в режим теплового равновесия.



Результаты эксперимента сведены в таблицу.



Сделаем выводы по результатам теста:

1. Оксфорд 1680D ПВХ Выдерживает температуру паяльника до +200°С, но при такой температуре от паяльника остаются небольшие следы, если долго держать в одном месте. При температуре +250°С паяльник моментально прожигает ткань. При тестах паяльником, возможна погрешность ±15°С.
2. Кордура переносит температуру паяльника +200°С, чуть лучше Оксфорда, но паяльник при температуре +250°С, также легко прожигает ткань.
3. Свойства ПВХ тканей меняются сильнее, чем у текстиля.
4. Поскольку маловероятно, что ткань в наших широтах сможет нагреться больше +70°С, то в сумках можно применять все из тестируемых тут тканей, кроме баннерной ПВХ ткани. Кстати, все ткани, о которых тут идет речь имеют стойкость к ультрафиолету.



На следующих картинках показано как проводился тест тканей. Мне очень понравилось, как показал себя Оксфорд 1680D и Кордура 1000D. Даже на 146 градусах они почти не изменили свое состояние, а вот баннерная ткань плотностью 550г/м2 вздулась и начала изгибаться, процесс имел необратимые последствия. Эксперимент для Оксфорда 1680D, Кордуры 1000D и баннерной ПВХ ткани были сделаны вне общего зачета, потому что, Оксфорд и так рассчитан на рабочую температуру +110 градусов, а значит, с ним не могло ничего случиться, а баннерную ткань я всё равно применять бы не стал, просто решил показать, как выглядит плохая ткань. Теперь по результатам теста я знаю, что даже если сумка будет располагаться рядом с глушителем, то ей ничего не грозит. Кстати Оксфорд выдерживает примерно 180-200 градусов кратковременно, а при 250 градусах прожигается в момент.



Тест №2 Истирание


Поскольку дно сумки и лицевая сторона могут испытывать значительные нагрузки, как на истирание, так и на разрыв, то эти места можно защищать дополнительно. Чтобы выбрать ткань для защиты, понадобилось произвести этот тест.
Тест на истирание производился при помощи гравера дремель. В качестве насадки использовался диск для резки металла. Эксперимент проводился следующим образом. На гравере были выставлены минимальные обороты, а именно 5000 оборотов. При таких оборотах, если сильно надавить на ткань, то гравер сбрасывает обороты, таким образом, я мог шкрябать ткани при примерно одинаковых условиях. Испытания считалось завершенным, когда мне удалось очистить верхний слой ПВХ покрытия до корда. Чем больше времени мне требовалось на это действие, соответственно тем более износостойкая ткань. Чтобы подтвердить, что тесты проводятся в одинаковых условиях, тест на протирания до корда проводился несколько раз, по завершению теста затраченное время имело погрешность в 3-7 секунд, соответственно можно сделать вывод о равнозначных условиях проведения тестов для всех образцов. После каждого теста диск очищался.



Результаты тесты были сведены в таблицу.





Тест больше задумывался для ПВХ тканей, Оксфорд и Кордуру добавил для большей информативности. Поскольку текстильные ткани не имеют толстых защитных покрытий, то протираются они значительно быстрее ПВХ тканей. Поскольку у оксфорда и кордуры нет защитных покрытий, то ткань тестировалась только на сквозное протирание.

Для гипалона, по ошибке проводилось сквозное протирание с тыльной стороны, но время протирания до корда наружной стороны, примерно совпало со временем протирания до корда с изнаночной стороны, поэтому тест решил не переделывать.
По проделанному тесту сделаем выводы:

1. ПВХ ткани значительно более износостойкие, чем оксфорд и кордура.
2. Все 4 образца ПВХ тканей можно использовать для производства сумок.
3. У гипалона, помимо покрытия очень износостойкий корд.

Тест №3 Разрыв


Я планирую при помощи плотной лодочной ПВХ ткани или Гипалона сделать крепление подобное системе M.O.L.L.E., в котором отверстие для стропы будет пробиваться, а края ни как обрабатываться не будут. Поэтому возникла необходимость проведения следующего теста. Я сделал по 2 отверстия в каждом из образцов, в которые будет продет провод, за который я буду дергать и смотреть, выдержит ли ткань. В эксперименте участвуют 11 образцов ткани.



1. Кордура 1000D
2. Оксфорд 1680D
3. Лодочная ПВХ ткань 1250г/м2 плетение панама
4. Лодочная ПВХ ткань 650г/м2
5. Лодочная ПВХ ткань 1050г/м2
6. Лодочная ПВХ ткань 1450г/м2
7. Баннерная ПВХ ткань 550г/м2
8. Тентовая ПВХ ткань 650г/м2 Российское производство
9. Тентовая ПВХ ткань 650г/м2 Корейское производство
10. Тентовая ПВХ ткань 900г/м2 усиленная Корейское производство
11. Гипалон 1300г/м2



Очень хорошо себя показала Кордура, мне потребовалось приложить действительно большие усилия, чтобы ее порвать. В видео это всё можно посмотреть. Мой Оксфорд 1680D, на удивление легко порвался, видимо при пробое где-то был дефект или я после Кордуры слишком сильно его потянул, в конце видео я Гипалону и Оксфорду 1680D дал второй шанс и там уже Оксфорд 1680D показал себя достойно, а про гипалон нет.

Лодочная ПВХ ткань 1250г/м2 показала себя весьма достойно, но по ощущениям как будто немного слабее Кордуры. Лодочная ПВХ ткань 650г/м2 совершенно не годится для наружной отделки, но внутренние гермомешки из нее получаются прекрасные. Лодочная ПВХ ткань 1050г/м2 оказалась немного прочнее предыдущего варианта. Лодочная ПВХ ткань плотностью 1450г/м2 оказалась самой прочной в этом тесте, превзойдя Кордуру.

Баннерная ПВХ ткань 550г/м2 – не годится ни для чего кроме баннеров.

Тентовая ПВХ ткань 650г/м2 Российского производства показала себя так себе, аналогичная ПВХ ткань, только Корейского производства выглядит значительно лучше, на много лучше варится феном, чем российский вариант или чем баннерная ПВХ ткань, но по прочности примерно то же самое что и Российский аналог. А вот от Тентовой ткани плотностью 900г/м2 Корейского производства я не ожидал таких показателей. Ткань оказалась очень прочной, примерно на уровне Кордуры.
А вот Гипалон 1300г/м2 показал себя очень плохо, чему я сильно удивился. Прочность гипалона в этом тесте оказалась примерно на уровне Оксфорда 1680D, как мне показалось вначале, поэтому я решил повторить этот эксперимент для двух тканей, от которых я ожидал большего, Для Оксфорда 1680D и Гипалона 1300г/м2. Оксфорд на этот раз показал себя достойно, но разумеется слабее Кордуры а вот Гипалон так и не смог реабилитироваться.

Особый интерес для меня представляли ткани Оксфорд 1680D, Кордура 1000D, Лодочная ПВХ ткань 1250г/м2 и Гипалон, именно эти ткани я планировал применять в сумках. Теперь видимо Наружный слой сумок буду делать из Кордуры 1000D, лицевая вставка сумки будет или из Кордуры или лодочной ПВХ ткани, внутренняя часть сумки видимо будет частично из оксфорда 1680D ПВХ, частично из чего-то менее толстого, например из оксфорда 420 -600D, потому что дополнительный вес сумке не нужен.



На дно видимо буду делать вставку из лодочной ПВХ ткани 1250г/м2 на тот случай, если на большой скорости в дно будут прилетать камни. По отзывам пользователя Wr38 такие камни на больших скоростях разносят в лохмотья даже Кордуру, поэтому я думаю, что ПВХ ткань в данном случае будет выступать в роли отличного демпфера, также сюда хорошо подошел бы гипалон, т.к. по износостойкости ему нет равных.

Общие выводы по тестам


1. Лодочные ПВХ ткани значительно более износостойкие, чем кордуры и оксфорды.
2. Оптимальным вариантом для усиления дна по соотношению цена/износостойкость является Лодочная ПВХ ткань 1250г/м2 плетение панама.
3. По износостойкости гипалон 1300г/м2 безусловный лидер, но рвется очень легко.
4. Очень понравилась ткань кордура, обязательно буду ее использовать.

Комментарии (27)

RSS свернуть / развернуть
+5
pupszu
Антон, как всегда отжигает на ниве ликбеза))
0
Alfred1978
Стараемся стараемся))
+1
Kadet73
Приветствую, боковые сумки Kriega OS 32 по 5 бальному рейтингу какой по Вашему балл?
0
Alfred1978
Именно по поводу этих сумок я думаю вам ответит очень подробно Wr38.
Мне он отзывался о них очень хорошо)
Ну и на сколько я знаю, сейчас на рынке всего два производителя, которые выпускает сумки полностью из гипалона, это как раз Kriega и еще Loan Rider. И то и то очень дорого)
Был ещё один производитель с гипалоном, но сейчас уже не могу вспомнить как там было сделано.
+1
Kadet73
Спасибо, одна Женина сумка Kriega уже у меня) Жду теперь, когда в деле ее смогу опробовать
0
RomanG
У меня вот есть сумка от Kriega. Судя по описанию, она не вся из Гипалона, а лишь частично (а точнее усиление крепления лямок). Остальное из 420D Кордура.

0
Alfred1978
5 вставок насчитал вероятно из гипалона)
Ну и ещё концы молний тоже возможно гипалоном закрыты, но тут это всё так, для красоты, не более.
+3
Gestyanschik
Вот это я понимаю подход к делу!
0
Alfred1978
Постарался донести как можно больше информации)
+1
DanielAdvy
Да, все бы производители думали об улучшении своей продукции =)
+1
Kopcheny
Отличный текст, спасибо большое, но в следущий раз параграфы чуть меньше нарежьте, пожалуйста.
0
Alfred1978
Да, согласен тяжело читается. Пытаюсь разделять, а потом как понесёт на писанину и там уже куча написалось))
+1
Dalt
  • Dalt
  • 21 ноября в 22:05
Антон спасибо за статью, очень познавательно!
+1
Alfred1978
Вам спасибо что читаете, очень приятно что не впустую пишу)
+1
Kadet73
Не впустую так сказать, пишешь уже давно. У меня и мотика то ещё не было, когда читать начал. Уже довелось и с Женей Wr38 лично обсудить твой труд. Так что дерзай!
здесь был ататат

+1
vasteed
научный труд, не иначе!
а вот интересно теперь натурпродукт исследовать,- кожу, пишут по моему кенгуру одна из лучших, про бегемота -вообще молчу )))
0
Alfred1978
Пока изучаю только синтетические материалы, до кожи видимо ещё не скоро дойду)
0
jgrav
Правильное отношение к делу!
Единственное тест на разрыв выпадает из общей канвы подхода, никаких количественных оценок.
С другой стороны для понимания ситуации этого вполне достаточно.
+1
Oktavist
Спасибо за статью, познавательно, как раз сейчас выбираю сумки себе
здесь был ататат

здесь был ататат

+2
ises
Из одного поста узнал больше, чем за годы работы на швейной фабрике. Спасибо тебе, добрый человек!
здесь был ататат

0
ushakov_ivan
Вот это обзор, конечно, фантастика просто!!!
0
Alfred1978
Очень приятно)
0
mirage
Вот это подход, респект! Пора готовиться к заказу прочных и вместительных сумок)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Alfred1978, Из чего делают сумки для мотоциклов