Урал ИМЗ-8.103-10 1989 → Урал - история. Идея, воплощение, жизнь.

Так уж вышло, что это мой первый мотоцикл. Вообще люблю покрутить гайки, но крайне не люблю при этом лежать под машиной в позе лотуса, в этой связи и появилась идея обзавестись старым мотоциклом. Ветер в лицо и так далее по списку было на тот момент вторично, душа просила эпичного замеса с железом. Можно было позволить себе взять некроазиата или неоазиата, но в таком случае либо денежки сразу и катайся, либо денежки сразу и потом еще и еще, а стабильная работа появилась вот только. Вспомнил, какой ужас в детстве на меня нагонял дедушкин урал, неистовый вой трансмиссии, инфернальный звук работы мотора, чувство что вот вот и коляска уже опрокинется… Решение было принято не спонтанно, вынашивал его около года, в течение которого и искался мотоцикл, непременно с документами и полностью комплектный. И он был найден.


Помог отец, привлек его чтобы расширить зону поиска, ибо мои поиски на авито по городу и области особых плодов не приносили — либо нет документов, либо аццкий некомплект. И вот однажды ему знакомый подсказывает, что один товарищ продает мотоцикл:


ИМЗ 8.103-10, в народе «табуретка», 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужчина был ответственным, в то время это был единственный транспорт, за ним ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла того самого товарища, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен.

При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом в придачу.

Взялся за дело, решил в первую очередь устранить причину засирания свечей, смесь была крайне богатой, нагар не был масляным. Не буду утомлять мозг читателя, карбюраторы спустя полгода я просто выбросил, ибо лошадь сдохла, пора слезать. Также было заменено зажигание на микропроцессорное СОВЕК с двухвыводной катушкой:

Купил б/у правую головку, восстанавливать родную не было никакого смысла — ввертыш под свечу зажигания + посадочное отверстие под направляющую втулку просажено + овальное. Заменил направляющие втулки на чугунные втулки TRW от какого-то БМВ, поставил новые клапаны производства АМЗ г.Луганск, прирезав седла и развернув втулки, притер, пролил — ОК. Отдельная история про инструмент — зенковки с рынка просто ужасный аццтой, «качество» прирезки фасок оцените ниже, утомился притирать.




Затем под замену пошли карбюраторы. Приобрел популярные ныне реплики Keihin PZ30.

И мотоцикл ожил, наконец мог ехать не один десяток километров. Но я то уже втянулся, руки чесались до капитальных вложений ремонтов…

В зиму с 2018 на 2019 год купил двигатель с ИМЗ 8.103-30 1985 года прошедший 24 тысячи км, решил поупражняться с ним. Не буду утомлять читателя разборкой, отмывкой (порекомендую средство Pro-foam 1000) и дефектовкой, скажу лишь что не выбросил я только картер двигателя, заднюю опору коленвала и цилиндры. Все остальное пошло на металлоприемку, кроме кривошипа и распредвала (они потом помогали при подборе шестерен ГРМ). Заменил коленчатый вал на восстановленный в Ирбите, кованые поршни установил производства Автотехнологии, поршневые кольца Kolbenshmidt, подобрал шестерни ГРМ комплект из хороших б/у, подшипники koyo и skf, сальники corteco, распредвал и толкатели более современные с вращающимися пятками. Разбавлю фотками:




В итоге к лету 2019 года мотоцикл был худо-бедно собран, в техническом плане. Двигателю предстояла обкатка, поэтому коляска была отсоединена. Купил дуги безопасности КБМТС, аккумулятор от ИБП (стартера не предполагалось) и начал потихоньку, вечерами по свежему воздуху, кататься.
Понял, что тормоза отвратительны, а работа передней вилки хороша для езды по полю, для остального не годится от слова совсем. Подвернулась гидропневматическая вилка от Иж-Орион с передним колесом, с дисковыми тормозами, с машинкой от Дукатти монстер, траверсами и подшипниками адаптированными под Урал (удачно купил у оппозитчика, разбиравшего своего соляка). И состояние деталей было близким к отличному. Боже, как я радовался этой вилке, да до сих пор радуюсь. И тормозить хоть как-то можно стало. Раз переднее колесо стало на 18 дюймов, то и на заднюю ось и на коляску решил приобрести колеса на 18, также удачно купил комплект колес с хромированными ободами и ступицами от Урал-турист. Установил китайскую ускоренную главную пару в редуктор (девятку). Вид это имело примерно такой:


2019 год закончился тем, что двигатель без проблем наработал 14 моточасов (около 600 километров проехал), остался зимовать в деревне у родителей. Перед зимовкой выгулял его в ту деревню, в которой для меня начался Урал, тот самый монстр, от которого я так роптал в детстве. Вдарил оппозитом по полям, которые годами не слыхали этих архаичных мотоциклов… Пикча на фоне заброшенного дома и гаража, в котором когда то обитал тот самый дедушкин Урал:


И на какое то время я обрел то душевное равновесие, эдакий покой, будто этот путь был не напрасным, все ради того момента с крайней фотографии. Да, это был мой кайф.

2020 год начался пандемией и смутными перспективами. Мотоцикл не был готов в той мере, в которой я его хотел видеть. Восстановление должно было венчаться свежей покраской и живой проводкой, доведением до ума технической составляющей.
Перегнал мотоцикл обратно в город:

Разобрал на болты все, кроме силового агрегата и трансмиссии, ну и подвески.
Установил крыло от Ориона. Отрегулировал зазор в тормозной системе спереди, натирал диск о суппорт. Заменил переднюю оптику — корпус фары от к-750 — классическая фара яйцом, интегрировал в него родной спидометр, новые контрольные лампы, заменен и модуль на оптику от BOSCH под лампу Н4. Токарь выточил адекватные стойки крепления руля. Установил ручки пассажира от урала-соло. Приобрел глушители из нержавейки, две трубы, всегда хотелось двустволку. Корпус воздушного фильтра от М-72 с бумажным фильтроэлементом. Зеркала от Волка. Поворотники от явы… всего и не упомню теперь. Крышку ГРМ на двигателе заменил на более современную, с верхнем выводом сапуна. Ржавчину на раме зачистил до металла, где ее не было — заматовал краску, загрунтовал, покрасил в черный мат. Бак, заднее крыло, корпус воздушного фильтра — также зачистил, ржавчину вытравил ортофосфорной кислотой, нейтрализовал спиртом и покрасил. Заказал проводку с разгрузочными реле на все потребители + с предохранителями, отличная вещь получилась:

Блок коммутации скрылся под сиденьем. Реле регулятор установил с диагностикой (контрольные лампы подачи питания и зарядки интегрированы в реле). Собрал все в кучу, потом вновь разобрал, отрегулировал, выставил, собрал… И теперь катаюсь по солнышку :)

Итого, за два с лишним года ремонтов, собирательств, поиска артефактов и моих тяготений к поездкам по местам, где людей давно нет, мотоцикл был назван Сталкером. Из родного, заводского, на нем остались: рама с маятником и подножками, бак, заднее крыло с навесным, сиденье и руль. В денежном эквиваленте — порядка 120 тысяч рублей. В человекочасах — думать не хочу, я не слесарь, не инженер по образованию, все постигалось долго, нудно, глубоко копая, доставляя удовольствие.
Если кому-то из читателей нужны будут советы, имена, пароли, явки — с удовольствием помогу. Засим все.
  • wordword
  • Олег
  • 30 сентября 2020 в 9:17
  • 1
  • ?

Комментарии (22)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

+1
serg78
  • serg78
  • 30 сентября 2020 в 14:04
Класс!!!
Никогда не хотел Урал, но глядя на твоё ТВОРЕНИЕ, задумался.
+1
word
Выглядит он лучше, чем едет и звучит, нужно понимать — воздушного охлаждения мотор и с ГРМ на шестернях, при работе шум стоит мама не горюй. Вибрации на ХХ, иной раз Харли позавидует. Управляемость тоже специфичная. Да он весь специфичный, его нужно любить, иначе не сработаться :)
0
capitan_amer
Что-то у тебя не так с балансировкой, не должно быть на оппозите вибраций, на холостых, и шума не должно быть,
а может это мне после планеты так казалось
0
govniuk
В самом деле, нет там особой вибрации. А, шум есть. Жена, едучи в коляске удивилась после первого раза. А, чо, он так орет и шумит? По мне дак все там нормально.
0
word
Выясняю пока, либо зажигание уехало, и карбы нужно отстроить по-новой, есть такое.
Шум — имеется ввиду в сравнении с двигателями жидкостного охлаждения :)
0
word
Зажигание и топливная система. Зажигание — потому что когда обслуживал двигатель решил заменить крышку ГРМ с выводом сапуна вверх, сместил метки блока. + после замены тросов все таки карбам нужно делать полный ребут настроек, иначе не полетит.
0
maestro1973
Вам видимо никогда не приходилось видеть работу ХД на эволюшен на холостом ходу… Вот там ВИБРАЦИИ!!! Урала у меня не было, была парочка Днепров, но отличия там не велики. Я бы не сказал, что мотор шумный, больше всего шумел гребаный привод генератора. А вибраций там не было вовсе — любая японская одностволка вибрирует сильнее.
+1
Gestyanschik
Молодец, упорный!
0
vlv
  • vlv
  • 30 сентября 2020 в 16:47
Столько работы…
Какие планы на новый железный замес?

Кстати, трушный суровый аксессуар коляску пользуешь?
+1
word
Новые планы включают взбодряк коляски (подвеска, проводка, покраска, не решил как быть с ветрозащитным стеклом, все в паутинке) наверное летом, а в зиму сборка нижнеклапанного двигателя, уж очень хочется его попробовать. Вещь еще более архаичная, картеру вот вот 65 лет стукнет, а самой конструкции лет сотню. Достал новый коленчатый вал с ходом 88 миллиметров, поршни БМВ производства Колбеншмидт, которые уже не делают… Пугает немного, что объем вместо 750 кубиков до 890 возрастет, как бы не было вибраций лишних. В общем планы есть, было бы время их воплощать и кататься :)
0
capitan_amer
поликарбоната купи кусочек, а может даже и бесплатно достанется, найди где режут поликарбонат для рекламных конструкций
0
maestro1973
Учитывая небольшие обороты нижнеклапанника увеличение объёма ему только на пользу пойдёт, как мне кажется. Мне всегда нравились нижнеклапанники… Они конечно менее мощные и медленные, но как они мягко работают! А уж надёжность там просто феноменальная!
+1
figasse74
Вилка хорошо вписалась, крррасота!!!
+1
Olega1986
В нашем полку прибыло!
0
govniuk
Сам недавно некрояпа поменял на вполне живого урала 88 года. Не нарадуюсь. по 1000 км каждые выходные катаюсь пока тепло. С головками беда в самом деле. Самая ответственная часть в моторе и мото в целом. Без должной сноровки, опыта и приспособлений лучше самому не лезть.
Если не секрет, где проводку такую замечательную добыть удалось?
Да, тормоза вполне себе делаются. За пару итераций упоры колодок регулируются. Нормально потом тормозит.
0
word
С коляской он вообще песня, всей гурьбой катались (когда только купил), радости не было предела. Даже разок в рождество его выкатил, подубасили по снегу :)
По проводке напишу в личку, не уверен что правилами сайта разрешено ссылки давать на сторонние ресурсы.
+1
Hutor
  • Hutor
  • 1 октября 2020 в 7:20
Комрад знает толк в извращениях :-)))))
+1
Alex9173
Класс, все работы по мотору, как учил Мотосанчо)) Тоже иногда подмывает урал купить, также есть яркие воспоминания и эдакий трепет из детства, еще меня завораживал вид вращающегося кардана, если из коляски на него смотреть.
О, так ты тоже из Ульяновска, где катаешь?
0
word
Привет, по левому берегу в районе нижней-верхней террас. Частенько лесами-огородами :) У меня пока не решен вопрос с категорией, дуралей, когда открывал B нужно было просто головой кивнуть, и была бы открыта и А, а теперь вот мучаюсь, себя в руки никак не возьму, не отведу в МРЭО на экзамены.
Санчо молодец, но на самом деле порой он противоречивый персонаж, хотя однозначно положительный. Его ремонтами не всегда нужно руководствоваться т.к. он многое не показывает + часто делает отступления от руководств по ремонту. Канал у него интересный :)
0
Alex9173
Далековато от меня, я вокруг тереньгульского района (там мотик стоит) с заездом в сенгилеевский, кузоватовский районы и самарскую область.
И Санчо, и Четодел сами в своих видео говорили, что они делают для себя и просто это показывают, и их видео не являются обучающими. Но смотреть их очень интересно, да. А категорию открывай, пока еще каких-нибудь нововведений не придумали
+1
Sibirjak
Я до Урала созрел после Явы. Автору респект и уважуха!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Урал ИМЗ-8.103-10 1989, Урал - история. Идея, воплощение, жизнь.