Урал ИМЗ-8.103-10 1989 → Урал - история. Идея, воплощение, жизнь.
Так уж вышло, что это мой первый мотоцикл. Вообще люблю покрутить гайки, но крайне не люблю при этом лежать под машиной в позе лотуса, в этой связи и появилась идея обзавестись старым мотоциклом. Ветер в лицо и так далее по списку было на тот момент вторично, душа просила эпичного замеса с железом. Можно было позволить себе взять некроазиата или неоазиата, но в таком случае либо денежки сразу и катайся, либо денежки сразу и потом еще и еще, а стабильная работа появилась вот только. Вспомнил, какой ужас в детстве на меня нагонял дедушкин урал, неистовый вой трансмиссии, инфернальный звук работы мотора, чувство что вот вот и коляска уже опрокинется… Решение было принято не спонтанно, вынашивал его около года, в течение которого и искался мотоцикл, непременно с документами и полностью комплектный. И он был найден.
Помог отец, привлек его чтобы расширить зону поиска, ибо мои поиски на авито по городу и области особых плодов не приносили — либо нет документов, либо аццкий некомплект. И вот однажды ему знакомый подсказывает, что один товарищ продает мотоцикл:
ИМЗ 8.103-10, в народе «табуретка», 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужчина был ответственным, в то время это был единственный транспорт, за ним ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла того самого товарища, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен.
При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом в придачу.
Взялся за дело, решил в первую очередь устранить причину засирания свечей, смесь была крайне богатой, нагар не был масляным. Не буду утомлять мозг читателя, карбюраторы спустя полгода я просто выбросил, ибо лошадь сдохла, пора слезать. Также было заменено зажигание на микропроцессорное СОВЕК с двухвыводной катушкой:
Купил б/у правую головку, восстанавливать родную не было никакого смысла — ввертыш под свечу зажигания + посадочное отверстие под направляющую втулку просажено + овальное. Заменил направляющие втулки на чугунные втулки TRW от какого-то БМВ, поставил новые клапаны производства АМЗ г.Луганск, прирезав седла и развернув втулки, притер, пролил — ОК. Отдельная история про инструмент — зенковки с рынка просто ужасный аццтой, «качество» прирезки фасок оцените ниже, утомился притирать.
Затем под замену пошли карбюраторы. Приобрел популярные ныне реплики Keihin PZ30.
И мотоцикл ожил, наконец мог ехать не один десяток километров. Но я то уже втянулся, руки чесались до капитальныхвложений ремонтов…
В зиму с 2018 на 2019 год купил двигатель с ИМЗ 8.103-30 1985 года прошедший 24 тысячи км, решил поупражняться с ним. Не буду утомлять читателя разборкой, отмывкой (порекомендую средство Pro-foam 1000) и дефектовкой, скажу лишь что не выбросил я только картер двигателя, заднюю опору коленвала и цилиндры. Все остальное пошло на металлоприемку, кроме кривошипа и распредвала (они потом помогали при подборе шестерен ГРМ). Заменил коленчатый вал на восстановленный в Ирбите, кованые поршни установил производства Автотехнологии, поршневые кольца Kolbenshmidt, подобрал шестерни ГРМ комплект из хороших б/у, подшипники koyo и skf, сальники corteco, распредвал и толкатели более современные с вращающимися пятками. Разбавлю фотками:
В итоге к лету 2019 года мотоцикл был худо-бедно собран, в техническом плане. Двигателю предстояла обкатка, поэтому коляска была отсоединена. Купил дуги безопасности КБМТС, аккумулятор от ИБП (стартера не предполагалось) и начал потихоньку, вечерами по свежему воздуху, кататься.
Понял, что тормоза отвратительны, а работа передней вилки хороша для езды по полю, для остального не годится от слова совсем. Подвернулась гидропневматическая вилка от Иж-Орион с передним колесом, с дисковыми тормозами, с машинкой от Дукатти монстер, траверсами и подшипниками адаптированными под Урал (удачно купил у оппозитчика, разбиравшего своего соляка). И состояние деталей было близким к отличному. Боже, как я радовался этой вилке, да до сих пор радуюсь. И тормозить хоть как-то можно стало. Раз переднее колесо стало на 18 дюймов, то и на заднюю ось и на коляску решил приобрести колеса на 18, также удачно купил комплект колес с хромированными ободами и ступицами от Урал-турист. Установил китайскую ускоренную главную пару в редуктор (девятку). Вид это имело примерно такой:
2019 год закончился тем, что двигатель без проблем наработал 14 моточасов (около 600 километров проехал), остался зимовать в деревне у родителей. Перед зимовкой выгулял его в ту деревню, в которой для меня начался Урал, тот самый монстр, от которого я так роптал в детстве. Вдарил оппозитом по полям, которые годами не слыхали этих архаичных мотоциклов… Пикча на фоне заброшенного дома и гаража, в котором когда то обитал тот самый дедушкин Урал:
И на какое то время я обрел то душевное равновесие, эдакий покой, будто этот путь был не напрасным, все ради того момента с крайней фотографии. Да, это был мой кайф.
2020 год начался пандемией и смутными перспективами. Мотоцикл не был готов в той мере, в которой я его хотел видеть. Восстановление должно было венчаться свежей покраской и живой проводкой, доведением до ума технической составляющей.
Перегнал мотоцикл обратно в город:
Разобрал на болты все, кроме силового агрегата и трансмиссии, ну и подвески.
Установил крыло от Ориона. Отрегулировал зазор в тормозной системе спереди, натирал диск о суппорт. Заменил переднюю оптику — корпус фары от к-750 — классическая фара яйцом, интегрировал в него родной спидометр, новые контрольные лампы, заменен и модуль на оптику от BOSCH под лампу Н4. Токарь выточил адекватные стойки крепления руля. Установил ручки пассажира от урала-соло. Приобрел глушители из нержавейки, две трубы, всегда хотелось двустволку. Корпус воздушного фильтра от М-72 с бумажным фильтроэлементом. Зеркала от Волка. Поворотники от явы… всего и не упомню теперь. Крышку ГРМ на двигателе заменил на более современную, с верхнем выводом сапуна. Ржавчину на раме зачистил до металла, где ее не было — заматовал краску, загрунтовал, покрасил в черный мат. Бак, заднее крыло, корпус воздушного фильтра — также зачистил, ржавчину вытравил ортофосфорной кислотой, нейтрализовал спиртом и покрасил. Заказал проводку с разгрузочными реле на все потребители + с предохранителями, отличная вещь получилась:
Блок коммутации скрылся под сиденьем. Реле регулятор установил с диагностикой (контрольные лампы подачи питания и зарядки интегрированы в реле). Собрал все в кучу, потом вновь разобрал, отрегулировал, выставил, собрал… И теперь катаюсь по солнышку :)
Итого, за два с лишним года ремонтов, собирательств, поиска артефактов и моих тяготений к поездкам по местам, где людей давно нет, мотоцикл был назван Сталкером. Из родного, заводского, на нем остались: рама с маятником и подножками, бак, заднее крыло с навесным, сиденье и руль. В денежном эквиваленте — порядка 120 тысяч рублей. В человекочасах — думать не хочу, я не слесарь, не инженер по образованию, все постигалось долго, нудно, глубоко копая, доставляя удовольствие.
Если кому-то из читателей нужны будут советы, имена, пароли, явки — с удовольствием помогу. Засим все.
Помог отец, привлек его чтобы расширить зону поиска, ибо мои поиски на авито по городу и области особых плодов не приносили — либо нет документов, либо аццкий некомплект. И вот однажды ему знакомый подсказывает, что один товарищ продает мотоцикл:
ИМЗ 8.103-10, в народе «табуретка», 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужчина был ответственным, в то время это был единственный транспорт, за ним ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла того самого товарища, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен.
При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом в придачу.
Взялся за дело, решил в первую очередь устранить причину засирания свечей, смесь была крайне богатой, нагар не был масляным. Не буду утомлять мозг читателя, карбюраторы спустя полгода я просто выбросил, ибо лошадь сдохла, пора слезать. Также было заменено зажигание на микропроцессорное СОВЕК с двухвыводной катушкой:
Купил б/у правую головку, восстанавливать родную не было никакого смысла — ввертыш под свечу зажигания + посадочное отверстие под направляющую втулку просажено + овальное. Заменил направляющие втулки на чугунные втулки TRW от какого-то БМВ, поставил новые клапаны производства АМЗ г.Луганск, прирезав седла и развернув втулки, притер, пролил — ОК. Отдельная история про инструмент — зенковки с рынка просто ужасный аццтой, «качество» прирезки фасок оцените ниже, утомился притирать.
Затем под замену пошли карбюраторы. Приобрел популярные ныне реплики Keihin PZ30.
И мотоцикл ожил, наконец мог ехать не один десяток километров. Но я то уже втянулся, руки чесались до капитальных
В зиму с 2018 на 2019 год купил двигатель с ИМЗ 8.103-30 1985 года прошедший 24 тысячи км, решил поупражняться с ним. Не буду утомлять читателя разборкой, отмывкой (порекомендую средство Pro-foam 1000) и дефектовкой, скажу лишь что не выбросил я только картер двигателя, заднюю опору коленвала и цилиндры. Все остальное пошло на металлоприемку, кроме кривошипа и распредвала (они потом помогали при подборе шестерен ГРМ). Заменил коленчатый вал на восстановленный в Ирбите, кованые поршни установил производства Автотехнологии, поршневые кольца Kolbenshmidt, подобрал шестерни ГРМ комплект из хороших б/у, подшипники koyo и skf, сальники corteco, распредвал и толкатели более современные с вращающимися пятками. Разбавлю фотками:
В итоге к лету 2019 года мотоцикл был худо-бедно собран, в техническом плане. Двигателю предстояла обкатка, поэтому коляска была отсоединена. Купил дуги безопасности КБМТС, аккумулятор от ИБП (стартера не предполагалось) и начал потихоньку, вечерами по свежему воздуху, кататься.
Понял, что тормоза отвратительны, а работа передней вилки хороша для езды по полю, для остального не годится от слова совсем. Подвернулась гидропневматическая вилка от Иж-Орион с передним колесом, с дисковыми тормозами, с машинкой от Дукатти монстер, траверсами и подшипниками адаптированными под Урал (удачно купил у оппозитчика, разбиравшего своего соляка). И состояние деталей было близким к отличному. Боже, как я радовался этой вилке, да до сих пор радуюсь. И тормозить хоть как-то можно стало. Раз переднее колесо стало на 18 дюймов, то и на заднюю ось и на коляску решил приобрести колеса на 18, также удачно купил комплект колес с хромированными ободами и ступицами от Урал-турист. Установил китайскую ускоренную главную пару в редуктор (девятку). Вид это имело примерно такой:
2019 год закончился тем, что двигатель без проблем наработал 14 моточасов (около 600 километров проехал), остался зимовать в деревне у родителей. Перед зимовкой выгулял его в ту деревню, в которой для меня начался Урал, тот самый монстр, от которого я так роптал в детстве. Вдарил оппозитом по полям, которые годами не слыхали этих архаичных мотоциклов… Пикча на фоне заброшенного дома и гаража, в котором когда то обитал тот самый дедушкин Урал:
И на какое то время я обрел то душевное равновесие, эдакий покой, будто этот путь был не напрасным, все ради того момента с крайней фотографии. Да, это был мой кайф.
2020 год начался пандемией и смутными перспективами. Мотоцикл не был готов в той мере, в которой я его хотел видеть. Восстановление должно было венчаться свежей покраской и живой проводкой, доведением до ума технической составляющей.
Перегнал мотоцикл обратно в город:
Разобрал на болты все, кроме силового агрегата и трансмиссии, ну и подвески.
Установил крыло от Ориона. Отрегулировал зазор в тормозной системе спереди, натирал диск о суппорт. Заменил переднюю оптику — корпус фары от к-750 — классическая фара яйцом, интегрировал в него родной спидометр, новые контрольные лампы, заменен и модуль на оптику от BOSCH под лампу Н4. Токарь выточил адекватные стойки крепления руля. Установил ручки пассажира от урала-соло. Приобрел глушители из нержавейки, две трубы, всегда хотелось двустволку. Корпус воздушного фильтра от М-72 с бумажным фильтроэлементом. Зеркала от Волка. Поворотники от явы… всего и не упомню теперь. Крышку ГРМ на двигателе заменил на более современную, с верхнем выводом сапуна. Ржавчину на раме зачистил до металла, где ее не было — заматовал краску, загрунтовал, покрасил в черный мат. Бак, заднее крыло, корпус воздушного фильтра — также зачистил, ржавчину вытравил ортофосфорной кислотой, нейтрализовал спиртом и покрасил. Заказал проводку с разгрузочными реле на все потребители + с предохранителями, отличная вещь получилась:
Блок коммутации скрылся под сиденьем. Реле регулятор установил с диагностикой (контрольные лампы подачи питания и зарядки интегрированы в реле). Собрал все в кучу, потом вновь разобрал, отрегулировал, выставил, собрал… И теперь катаюсь по солнышку :)
Итого, за два с лишним года ремонтов, собирательств, поиска артефактов и моих тяготений к поездкам по местам, где людей давно нет, мотоцикл был назван Сталкером. Из родного, заводского, на нем остались: рама с маятником и подножками, бак, заднее крыло с навесным, сиденье и руль. В денежном эквиваленте — порядка 120 тысяч рублей. В человекочасах — думать не хочу, я не слесарь, не инженер по образованию, все постигалось долго, нудно, глубоко копая, доставляя удовольствие.
Если кому-то из читателей нужны будут советы, имена, пароли, явки — с удовольствием помогу. Засим все.
- word
- Олег
- 30 сентября 2020 в 9:17
- 1
- ?
здесь был ататат
- capitan_amer
- 30 сентября 2020 в 19:55
- ↑
- ↓
Что-то у тебя не так с балансировкой, не должно быть на оппозите вибраций, на холостых, и шума не должно быть,
а может это мне после планеты так казалось
а может это мне после планеты так казалось
- maestro1973
- 10 января 2021 в 9:23
- ↑
- ↓
Вам видимо никогда не приходилось видеть работу ХД на эволюшен на холостом ходу… Вот там ВИБРАЦИИ!!! Урала у меня не было, была парочка Днепров, но отличия там не велики. Я бы не сказал, что мотор шумный, больше всего шумел гребаный привод генератора. А вибраций там не было вовсе — любая японская одностволка вибрирует сильнее.
Новые планы включают взбодряк коляски (подвеска, проводка, покраска, не решил как быть с ветрозащитным стеклом, все в паутинке) наверное летом, а в зиму сборка нижнеклапанного двигателя, уж очень хочется его попробовать. Вещь еще более архаичная, картеру вот вот 65 лет стукнет, а самой конструкции лет сотню. Достал новый коленчатый вал с ходом 88 миллиметров, поршни БМВ производства Колбеншмидт, которые уже не делают… Пугает немного, что объем вместо 750 кубиков до 890 возрастет, как бы не было вибраций лишних. В общем планы есть, было бы время их воплощать и кататься :)
- capitan_amer
- 30 сентября 2020 в 19:53
- ↑
- ↓
поликарбоната купи кусочек, а может даже и бесплатно достанется, найди где режут поликарбонат для рекламных конструкций
- maestro1973
- 10 января 2021 в 9:31
- ↑
- ↓
Учитывая небольшие обороты нижнеклапанника увеличение объёма ему только на пользу пойдёт, как мне кажется. Мне всегда нравились нижнеклапанники… Они конечно менее мощные и медленные, но как они мягко работают! А уж надёжность там просто феноменальная!
Сам недавно некрояпа поменял на вполне живого урала 88 года. Не нарадуюсь. по 1000 км каждые выходные катаюсь пока тепло. С головками беда в самом деле. Самая ответственная часть в моторе и мото в целом. Без должной сноровки, опыта и приспособлений лучше самому не лезть.
Если не секрет, где проводку такую замечательную добыть удалось?
Да, тормоза вполне себе делаются. За пару итераций упоры колодок регулируются. Нормально потом тормозит.
Если не секрет, где проводку такую замечательную добыть удалось?
Да, тормоза вполне себе делаются. За пару итераций упоры колодок регулируются. Нормально потом тормозит.
Привет, по левому берегу в районе нижней-верхней террас. Частенько лесами-огородами :) У меня пока не решен вопрос с категорией, дуралей, когда открывал B нужно было просто головой кивнуть, и была бы открыта и А, а теперь вот мучаюсь, себя в руки никак не возьму, не отведу в МРЭО на экзамены.
Санчо молодец, но на самом деле порой он противоречивый персонаж, хотя однозначно положительный. Его ремонтами не всегда нужно руководствоваться т.к. он многое не показывает + часто делает отступления от руководств по ремонту. Канал у него интересный :)
Санчо молодец, но на самом деле порой он противоречивый персонаж, хотя однозначно положительный. Его ремонтами не всегда нужно руководствоваться т.к. он многое не показывает + часто делает отступления от руководств по ремонту. Канал у него интересный :)
Далековато от меня, я вокруг тереньгульского района (там мотик стоит) с заездом в сенгилеевский, кузоватовский районы и самарскую область.
И Санчо, и Четодел сами в своих видео говорили, что они делают для себя и просто это показывают, и их видео не являются обучающими. Но смотреть их очень интересно, да. А категорию открывай, пока еще каких-нибудь нововведений не придумали
И Санчо, и Четодел сами в своих видео говорили, что они делают для себя и просто это показывают, и их видео не являются обучающими. Но смотреть их очень интересно, да. А категорию открывай, пока еще каких-нибудь нововведений не придумали
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть