Блог им. MikeNN → Немного про "путь на тропу"
Этот пост порожден недавними вопросами про особенности покупки экипа и погружения в мототему при отсутствии опыта. Чем ближе сезон, тем больше возникает постов про так называемые «советы для начинающих». Хотел я написать весь этот текст развернутым комментарием к одному из постов. Но что-то много букв получилось слишком.
Начну с того, что я не считаю себя опытным мотоциклистом. Категорию «А» открыл в 2013 году в возрасте 30 лет. Опыта вождения мотоцикла к этому моменту не имел совсем. Многие вопросы мотожизни и у меня находятся в стадии становления до сих пор. Попробую перечислить своё видение так называемых «советов для новичка», хотя и знаю что советовать – дело неблагодарное. Попытался сформулировать советы так, как хотел бы, чтобы объяснили их мне при начальных мыслях о покупке мотоцикла. Фотки моего мота в посте, просто чтобы немного разбавить текст.
Итак, мои советы начинающему мотоциклисту:
ПОДГОТОВКА
— Для нормального развития мотожизни нужны деньги. Будь готов к этому. Экипировка стоит приличных денег. Особенно качественная и удобная. Хороший мотоцикл – дорогая штука. На его эксплуатацию нужны средства. Не нужно думать, что если ты накопил 100 тысяч рублей, то уже готов к покупке мотоцикла, а остальное как-нибудь само собой приложится. Не приложится. Вернее приложится, только при наличии денежных знаков.
— Начать нужно с хорошей мотошколы и получения категории «А» с самостоятельной (не за деньги!) сдачей экзамена. Если с первого раза выполнить качественно все упражнения не получилось и экзамен провален – не отчаиваться! Продолжай оттачивать вождение со специалистом/инструктором на площадке, а потом вновь самостоятельно сдавай экзамен. И так до победного получения категории. У тебя обязательно получится;
— Выучи и реально пойми для самого себя правила дорожного движения. Обычная зубрежка билетов и ответов на вопросы по тестам-картинкам знаний даёт довольно мало, и такие ПДД забываются сразу после получения водительского удостоверения. И если движение на автомобиле в потоке многое прощает, то незнание ПДД при управлении мотоциклом – смертельно опасно!
Ты должен быть уверен на 100%, что знаешь значение дорожных знаков, разрешенных скоростей на разных участках и видах дорог, способы парковки и выполнения правильных маневров на дороге. Должен быть точно уверен, что знаешь в какой ситуации главная дорога у тебя, а в какой – «у того парня». Должен уметь и понимать, как правильно проезжать перекрестки, двигаться внутри дворовых территорий, выполнять повороты и развороты в различных дорожных ситуациях и условиях;
— Экип покупай ДО момента покупки мотоцикла. Обязательный минимум: качественный шлем, колени (можно встроенные в джинсы/штаны), куртка со спиной и локтями — либо хорошая черепаха с защитой спины, дождевик, мотообувь;
— Экип можно примерять заранее до умопомрачения, но «поймешь» его секреты только при живой эксплуатации на дороге. Советами друзей мотоциклистов и видеоблогеров конечно пренебрегать не следует, но только ты сам сможешь разобраться, что подходит именно тебе, а от чего лучше отказаться в пользу иных брендов и видов;
— ДО момента покупки своего первого мотоцикла попробуй посидеть/проехать на разных видах и моделях мотоциклов, чтобы определиться и понять, что такое вес мотоцикла, как он влияет на управляемость и какая посадка/высота мота/положение руля и подножек для тебя являются оптимальными;
— Не существует универсального мотоцикла для любых покрытий дороги и поездок. Разные мотоциклы созданы под разные дороги. Ты не сможешь выбрать такой мот, чтобы он был применим для всего сразу. Не ломай голову. Можно немного «поиграть» с этой проблемой установкой разной резины (для асфальта или для грунта), но это не выход. Определись, где именно ты будешь кататься: по асфальту или по грунту – так проще будет определиться с моделью мотоцикла.
— Выбирай первый мот максимально удобным для твоих первых поездок. По физическим ощущениям новичка. Не по внешнему виду выбирай! Не спортивный обвес и красивый пластик делают мотоцикл удобным для езды по городу. Вес мотоцикла и посадка на нем должны быть удобны начинающему. Малокубатурный и желательно недорогой байк для первого мотоцикла предпочтительнее (всё равно первый мот скорее всего незначительно пострадает от собственной «новичковой» неуклюжести и будет продан после первого сезона, так как разберешься, что именно хочется от мотоцикла и какой он должен быть).
Лучше и дешевле отъездить один сезон на китайце новом или «ёбрике», понять все свои «хотелки» и ощущения, не переживая что наставишь ему царапин, чем купить первым мотом «старого японца» или «новый литр» и ушататься в первый же сезон от непонимания процесса, при этом попадая на приличные расходы;
ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГАМ
— НЕ БОРЗЕЙ! Особенно на дороге. Никто ничего тебе не должен! НИКТО и НИЧЕГО! Ты сам выбрал этот вид транспорта и расступаться перед тобой в потоке и в пробке никто не обязан. Учись сам безопасно и правильно двигаться на мотоцикле, не мешая при этом другим участникам движения и не создавая помех;
— Если хочешь развить и проверить максимальные скорости своего мотоцикла – уйди с дороги общего пользования. Езжай и плати деньги за трек. Езжай на свой страх и риск на пустые одинокие трассы, но будь готов увидеть внезапный трактор или выбежавшую на дорогу кошку/собаку в тот момент когда ты будешь думать о том, что вот-вот разгонишься до 200-300 км/ч. Куда хочешь езжай, хоть на взлетно-посадочную полосу – но дороги общего пользования не для гонок. Да, порой мотоциклисты нарушают скоростной режим (все участники движения это периодически делают). Но по вопросам «гонок» и суперскоростей — пожалуйста на трек. Иначе натворишь беды для себя и окружающих. Падение с мотоцикла на скорости – это травмы, боль и поломанные судьбы людей, а иногда и смерть. Не приближай искусственно неизбежное.
— Если тебе достался мот с искусственным громким звуком выхлопной системы или как его любят называть «прямотоком», сними эту никчемную опцию и поставь сразу обычный стоковый глушитель. Чаще всего он лежит у продавца мотоцикла в гараже. Забери его и поставь. Не «рычи» ни на кого в потоке и не будь шумным. Твой громкий «рык» никакой безопасности не прибавляет – это МИФ. Круче от громкого выхлопа в глазах окружающих ты тоже не становишься. Ты только пугаешь или бесишь громким шумом окружающих граждан.
Не забывай, что по тебе и твоим манерам люди будут судить обо всех остальных мотоциклистах и учиться уважать их. Люди запоминают и обращают внимание только на негатив. Культурных мотоциклистов граждане не замечают. И в лице твоего громкого выхлопа, всех нас будут считать сумасшедшими. Помни, что во дворах гуляют дети, а вечером они вместе со взрослыми людьми спят в своих квартирах. Им и их родителям абсолютно по барабану, что на проезжую часть выехал очередной «король дороги» с «прямотоком».
— Учись читать дорожную обстановку и предугадывать движение автомобилей. Учись смотреть в зеркала машин – там часто заметно увидел ли тебя водитель авто или отвлекается на телефон/помаду/кино и т.п.;
— НИКОГДА и НИГДЕ не передвигайся на мотоцикле без мотошлема. Не стесняйся иногда выглядеть нелепо из-за экипировки. Надевай на себя экип при управлении мотоциклом даже на короткие расстояния. Да бывает ОЧЕНЬ ЖАРКО. Да бывает НЕУДОБНО. Забей и надевай экип. Со временем научишься правильно использовать правильный экип и эти проблемы уйдут. И жару победишь и неудобство.
— НИКОГДА не проезжай перекресток на загоревшийся перед тобой желтый сигнал светофора. Это смертельно опасно! Увидел МИГАЮЩИЙ ЗЕЛЕНЫЙ — тормози и вставай на светофоре! Мысли про «я успею» и «ещё уйма времени и никого же нету» — отбрось НАВСЕГДА и признай для себя самого нелепыми. Останавливаясь на затухающий зелёный, не забудь глянуть в зеркало, вдруг сзади авто, водитель которого думает, что успеет;
— Скорость движения при прохождении регулируемого перекрестка в городе – не более 40-50 км/ч, с обязательным поворотом головы в каждую сторону и осмысливанием дорожной обстановки. Даже когда ты едешь на зеленый. Скорость проезда перекрестка должна давать тебе возможность полностью остановиться в случае возникновения внезапной опасности;
— Если встречный автомобиль собрался повернуть перед тобой налево, будь готов затормозить, твоя скорость должна позволять сделать это уверенно;
— Нет полного обзора для поворота налево – жди когда появится, потом поворачивай;
— В зеркала смотри ДВАЖДЫ, особенно при перестроениях. Помимо зеркал осматривай зону перестроения поворотом головы. Там помимо автомобилей могут быть и другие мотоциклисты. А как показывает практика и другие «…исты» на велосипедах, моноколесах, самокатах, роликах и т.п.;
— Одиноко стоящий на обочине или медленно крадущийся по ней по ходу твоего движения автомобиль может неожиданно для тебя взять и развернуться прямо перед тобой. Обязательно сбавляй скорость, будь внимателен к маневрам «обочечников». При таких маневрах люди не склонны тщательно искать в зеркале одинокого мотоциклиста на трассе;
— Езда по мокрому покрытию, кардинально отличается от сухого. Учись постепенно «вкатываться» в мокрый асфальт. Мокрые листья и рельсы, мелкие камни, разлитое масло, горбы, колейность дороги, срез верхнего слоя асфальта – опасны! Двойное внимание к таким покрытиям. Вырабатывай понимание того, как на таких покрытиях ведет себя мотоцикл твой мотоцикл на конкретно твоей резине;
— Если решил прокатить кого-либо вторым номером – ты полностью отвечаешь за жизнь и здоровье этого человека. Имей средства и силы обеспечить пассажира экипом (и шлемом и одеждой). НИКОГДА не катай двойку без мотошлема. Если его не имеется — то просто откажи просящей/просящему прокатиться. Если планируешь прокатить ребенка — даже если это «20 метров по деревне до магазина» — надень на него мотошлем по размеру и защиту коленей/локтей. Учти, что дети очень любят убирать ноги с подножек пассажира и прижигать их об выхлоп или просто засовывать куда попало. Проинструктируй любого пассажира перед поездкой о правилах поведения и опасных факторах.
ПДД регулируют стаж вождения по этой теме. Но стаж далеко не всегда предполагает опыт и пройденные километры. Мотоцикл с пассажиром управляется совершенно иначе, чем ты привык. Тормозит мот тоже иначе. Не каждый мотоцикл рассчитан на то, чтобы ездить с пассажиром, даже если на нем есть для этого посадочное место. Прежде чем ездить с двойкой — потренируйся на площадке на медленных скоростях.
— Не «прилепляйся» сам и не позволяй другим ехать в опасной близости с тобой (сзади и сбоку). Старайся находится в позиции одинокого мотоциклиста на дороге — подальше от всех машин. В плотном городском потоке это расстояние стремительно сокращается, но всегда можно соблюдать приличный зазор впереди и позади себя;
— Шлем на земле = нужна помощь. Остановись и помоги. Взаимовыручка на дороге наше всё;
— Двигайся в том междурядье, где едет основная масса мотоциклистов. Обычно между двумя крайними левыми рядами или между отбойником и крайним левым. При движении в разных междурядьях — машина может от испуга сместиться в любую сторону на любого из вас.
— Если тебя догнал более резвый мотобрат, спокойно включи поворотник, найди карман и пропусти. Не для него, для своей безопасности.
— Следи за уровнем масла, проверяй давление в шинах. Пока мот греется — проверяй лампочки поворотников и стопсигнала, и проводи прочий внешний осмотр — смотри не потрескались ли резинки, не выкручиваются ли от вибраций винтики/шпунтики;
— Никакие советы не смогут гарантированно уберечь тебя от ДТП. Будь осмотрителен сам. Выбирай скорость сам. Принимай решения на дороге сам. Старайся совершенствоваться. Иногда человек сам для себя понимает, что его навыки вождения для движения по дороге слабоваты, не стесняйся признаться себе в этом. Тренируйся, набирайся опыта.
Также будет полезен и вот этот пост. Для второго этапа развития.
Если умеешь читать, то обязательно прочитай книги «Дорожная стратегия» и «Искусство управления мотоциклом», автор — Дэвид Л. Хафф. Все комментаторы этого поста рекомендуют.
Вперед к светлому мотобудущему!
Спасибо за внимание. Все написанное — сугубо собственные ощущения ни на что не претендующие. Наверняка я много важного забыл, поэтому подбрасывайте свои мысли. Если каждый добавит что-то важное, пост будет полнее и полезнее.
Всем удачи и скорейшего сезона!
- MikeNN
- Михаил
- 21 января 2020 в 15:16
- 7
- ?
Со 2 сезона появилась привычка сбрасывать с хвоста жо… онюхов — т.к. есть понимание, что мотик вытолкать на встречку/на перекресток/просто с дороги куда как легче, чем авто. Если кто-то пристраивается сзади вплотную — или ухожу в междурядье/просто вперед, пользуясь мощностью мопеда или (если движняк более менее плотный и щемиться не надо) уже прям оттормаживаю на безопасных скоростях, рукой показываю чтобы не висел на хвосте. Пару раз начинала лавировать в пределах полосы — думала, что дурная и отставали.
Но, блин, идиоты же…
Но, блин, идиоты же…
Не прилепляйся сам и не позволяй другим ехать в опасной близости с тобой (сзади и сбоку). Старайся находится в позиции одинокого мотоциклиста на дороге-подальше от всех машин. В плотном городском потоке, согласен это расстояние стремительно сокращается, но всегда можно соблюдать приличный зазор впереди и сзади себя.
Читать полностью не стал(так пробежал текст, не более), ну не понимаю я советы от
Тем более, всё тоже самое в 5-6 постах, уже есть на данном ресурсе.
И канечно, не в обиду автору.
Дорога в ад вымощена благими намерениями,
но часто благие намерения, являются единственным достоянием людей. (Стивен Кинг)
Я не считаю себя опытным мотоциклистом. Категорию «А» открыл в 2013 году в возрасте 30 лет. Опыта вождения мотоцикла к этому моменту не имел совсем. Многие вопросы мотожизни и у меня находятся в стадии становления до сих пор.
Тем более, всё тоже самое в 5-6 постах, уже есть на данном ресурсе.
И канечно, не в обиду автору.
Дорога в ад вымощена благими намерениями,
но часто благие намерения, являются единственным достоянием людей. (Стивен Кинг)
- capitan_amer
- 21 января 2020 в 19:19
- ↑
- ↓
тем не менее доходчиво всё изложил:
«Лучше и дешевле отъездить один сезон на китайце новом или «ёбрике», понять все свои «хотелки» и ощущения, не переживая что наставишь ему царапин, чем купить первым мотом «старого японца» или «новый литр» и ушататься в первый же сезон от непонимания процесса, при этом попадая на приличные расходы»
«Лучше и дешевле отъездить один сезон на китайце новом или «ёбрике», понять все свои «хотелки» и ощущения, не переживая что наставишь ему царапин, чем купить первым мотом «старого японца» или «новый литр» и ушататься в первый же сезон от непонимания процесса, при этом попадая на приличные расходы»
«Для нормального развития мотожизни нужны деньги» — увы, но это точно… все хотели бы ездить на BMW — но большинство берет китайца (альфу, дельту и по нарастающей) просто потому, что денег нет и в будущем вряд-ли что изменится… а ездить хочется :)
— я бы еще посоветовал зеркала слепых зон, перестраиваться стало намного проще
— я бы еще посоветовал зеркала слепых зон, перестраиваться стало намного проще
я пока взял обычные — просто на пробу, как ни странно — понравилось, момент эстетики перестал волновать после пары выездов, был момент одно случайно потерял, так ловил себя на мысли, что как-то стремно ехать даже )
но если есть возможность взять сферическое — берите, когда-нибудь и я на него созрею (но пока, увы, не нашел похожего...(( )
но если есть возможность взять сферическое — берите, когда-нибудь и я на него созрею (но пока, увы, не нашел похожего...(( )
просто нужно пару поездок привыкнуть + клеил в верхний правый угол, — тогда как-то более-менее стало, видно и кто на обгон идет и в целом дорогу (перед этим клеил нижние углы — обзор не понравился..). Смотрю вроде как в большое зеркало и маленькое не особо замечается, но если в нем отображается машина — сразу заметно
за неимением сферического — тоже неплохо :)
за неимением сферического — тоже неплохо :)
- smmikhailov
- 21 января 2020 в 19:18
- ↓
Про второй-третий сезон добавить бы, про псевдо навыки и я всё могу. Про начало сезона, когда не привыкли. Про то, что если едешь в потоке не маячь чётко по середине авто и не собирай все ямы которые авто пропускает между колёс. Про то, чтоб не зависать по долгу в слепых зонах авто. Много чего можно дописать…
Моим первым мотом был Racer Forester с такой же кубатурой. Покупал его новым за 80 примерно. На стелсе тоже ездил. Уверен, что у таких мотоциклов есть свой клиент и их немало. Для моих потребностей он не подошёл. Воспринимал его как школьную парту и продал после одного сезона. Для дальних поездок не очень подходит такая кубатура
Я бы для новичков добавила некие негласные правила, о которых они не знают ( если «старшие» братья не помогают вкатываться):
1. Шлем на земле = нужна помощь. Остановись и помоги. Взаимовыручка на дороге наше всё.
2. Едь в том междурядье, где едет основная масса байкеров. Обычно между двумя крайними левыми рядами или между отбойником и крайним левым.
3. Если тебя догнал более резвый мотобрат, спокойно включи поворотник, найди карман и пропусти. Не для него, для своей безопасности.
1. Шлем на земле = нужна помощь. Остановись и помоги. Взаимовыручка на дороге наше всё.
2. Едь в том междурядье, где едет основная масса байкеров. Обычно между двумя крайними левыми рядами или между отбойником и крайним левым.
3. Если тебя догнал более резвый мотобрат, спокойно включи поворотник, найди карман и пропусти. Не для него, для своей безопасности.
о, фига… никогда, вообще ни разу сзади не рыкнули, а ведь точно были ситуации, когда я пару раз прощелкала момент подкрадывания — так и ехали тихо сзади, пока я в зеркала не глянула.
А смещаюсь я просто — вклиниваю нос впереди еле ползущего авто и тихо продвигаюсь потом вперед — товарищам хватает места проехать, если уж совсем снаглела то перед авто аварийкой извинюсь, как правило никто не возмущается…
А смещаюсь я просто — вклиниваю нос впереди еле ползущего авто и тихо продвигаюсь потом вперед — товарищам хватает места проехать, если уж совсем снаглела то перед авто аварийкой извинюсь, как правило никто не возмущается…
Таша, я тут на БП встречала огромное количество комментаторов с прямо противоположной точкой зрения: ты не имеешь права просить/ожидать, что едущий (медленнее тебя) впереди байкер обязан пропустить. И подобные комментаторы не считают зазорным держать весь междуряд. В Мск подобное отношение к мотобратьям уже повсеместное. Причем первосезонника видно по неуверенной езде, с большим запасом и т.п. Ему страшно отвлечься на зеркало, страшно вклиниться в ряд, он считает это очень опасным… Просто хотела напомнить начинающим, что пропускать более быстрого это точно такое же негласное правило как помочь на дороге или поздороваться.
На мой взгляд полученный навык в мотокроссе может только усугубить ситуацию новичка. У человека возникнет ощущение что он уже может и поедет он соответственно. Но будет глубокое непонимание того, как его воспринимают на дороге другие водители и как они себя ведут. Лучше пусть осторожно вкатывается и изучает поведение других водителей.
- capitan_amer
- 22 января 2020 в 16:35
- ↑
- ↓
Никогда не занимался мотокроссом, но думаю что навык мотокросса полезен в городе.
Понятно, что город это не кроссовая трасса, и это любой адекват поймёт. Никак не могу понять вред от умения управлять мотоциклом на скользком и неровном покрытии
Понятно, что город это не кроссовая трасса, и это любой адекват поймёт. Никак не могу понять вред от умения управлять мотоциклом на скользком и неровном покрытии
- Vershinsky
- 22 января 2020 в 17:24
- ↑
- ↓
Поддерживаю. Как и трековое использование шоссейного мотоцикла. Чтобы руки ноги сами всё делали не отвлекая мозг. Мозг — сосредоточен на дорожной обстановке.
- Vershinsky
- 22 января 2020 в 10:08
- ↓
Смотри уровень масла, проверяй давление в шинах. Пока греется — проверяй лампочки и прочий внешний осмотр. Я так с не гаснущим стопарём успел поездить, например.
- Alexeybelg
- 22 января 2020 в 12:53
- ↓
Спасибо за статью. С многим бесспорно согласен. При этом кажется малореализуемой на практике идея «Разные мотоциклы созданы под разные дороги». У подавляющего большинства мотоциклистов в единицу времени есть (могут позволить) только один мотоцикл, в том числе поэтому производители делают мотоциклы достаточно универсальными. Мне кажется, новичку лучше обратить внимание на какие-то вещи вроде «чем тяжелее мотоцикл, тем сложнее на нем ездить по пробкам», «вертикальная (классическая) посадка наиболее удобна для гражданской езды» и т.п.
«чем тяжелее мотоцикл, тем сложнее на нем ездить по пробкам»— с этим утверждением не могу согласиться
«У подавляющего большинства мотоциклистов в единицу времени есть (могут позволить) только один мотоцикл»— именно поэтому мозг «новичка» и разрывается от непонимания на какой мотоцикл ему смотреть при выборе первого. Проще сразу определиться по какому покрытию дороги планируется ездить — отсюда и танцевать при выборе. Тем более что позволить сможет себе только один мот
- belohvost80
- 19 февраля 2020 в 15:49
- ↓
Классный пост! Подпишусь под каждым словом. Еще бы в мото школах читали лекции о выборе экипировки и мота!!!
- belohvost80
- 19 февраля 2020 в 18:25
- ↑
- ↓
Я отучился в 18ом. После школы знал только два положения сцепления вкл. и выкл.Но школа мне нравилась и нравиться до сих пор(общаемся). Ездить в принципе научили. Даж горку тренировали на моте.
Но хорошо, что в юности в вузе научили пользоваться справочной литературой. Самообразование рулит!
Но хорошо, что в юности в вузе научили пользоваться справочной литературой. Самообразование рулит!
— Шлем на земле = нужна помощь. Остановись и помоги. Взаимовыручка на дороге наше всё;О как! Век живи — век учись! Спасибо!
Насчёт ёбрика и китайца совет не универсальный — зависит от того, где ездить. Для крупного города мотоцикл без АБС противопоказан, особенно новичку.
Ну и я бы добавил:
— Видишь пустое пространство между машинами — жди, что оттуда на тебя кто-то выскочет. Не важно, едут они или стоят.
— Когда едешь в межрядье в стоящем потоке, будь готов, что тебе под колёса выскочит пешеход, перебегающий дорогу между машин.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (69)
RSS свернуть / развернуть