Блог им. MilanChic → Банальное путешествие вокруг Балтийского моря
В этом выпуске: потеря карточки, как выжить в Швеции с полторашкой белорусского самогона, ром с градом в норвежских горах, лосиная сауна и другие приключения Насти в путешествии вокруг Балтики.
Осторожно, длинный текст. Содержит видеовставки.
Если честно, отправляться вокруг Балтийского моря мне хотелось гораздо меньше, чем в прошлые приключения. Ну что там хорошего — там все уже были, везде цивилизация, отличные дороги и все дорого. Но Вокруг Каспия проехала, Вокруг Черного моря проехала, на очереди Балтика, гештальт надо закрывать! 690-ый к тому времени уже оброс раллийным пластиком, который надежно защищал мои почки от ветра, на сиденье уже стояла булкоспасительная самонадувающаяся подушка — готовить его к поездке не нужно. Закинула палатку, тушенку, самогонку, дождевик, и поехала.
Незадолго до этого я присоединила Беларусь к внедорожному европейскому маршруту TransEuroTrail — поэтому заодно решила провести время с пользой и посмотреть, как эта система сделана на других странах, и заодно заехать на встречу TransEuroTrail Scandinavia в Швеции. А дальше в сторону Нордкапа — как пойдет.
Внезапное нищебродство
Выехала рано утром — а вечером того же дня нужно была успеть на паром Клайпеда-Карлсхамн. Дотуда я решила ехать асфальтом, с которого только пару раз съехала в Литве. По дорогам долго ехать скучно. И чтобы я не скучала, меня покинула банковская карта. Покинула внезапно и безжалостно, в самый неподходящий момент — я заправилась за 140 км до Клайпеды, зашла расплатиться — а карточки нет. Налички тоже нет — думала уже в Швеции снять. В кармане 5 белорусских рублей, заправщицы смотрят вопросительно: “A платить кто будет?”
Вай-фая нет, симки местной нет, что делать-то? Домой не хочется, отпуск все-таки. Конечно, самым лучшим вариантом было бы отмотать время назад и взять несколько карточек, как взрослый предусмотрительный человек. Но я так не умею. Экстренная выдача налички за границей в моем банке стоит 200 уе, тоже не вариант. Попросить друзей перевести Western Union — вариант, но в Скандинавии большинство заправок принимают только карты, и пришлось бы строить весь маршрут на основе карты заправок, где принимают наличные. Да и паром бы пропустила.
Попросив сотрудников заправки раздать мне интернета, попробовала перевести 200 уе заправщице через интернет-банкинг, чтобы она сняла их и отдала наличкой. Мы подождали часа 3, но деньги так и не пришли — литовские банки работают медленно. Времени до парома оставалось немного, пришлось ехать. Она мне нашла 20 евро, а остальное пообещала отправить обратно на карту.
В Клайпеде я на эту двадцатку заправилась, заехала на паром, провела некоторые шибари-процедуры с мотоциклом и пошла наверх в каюты. Голодная, без денег, с запасом топлива на 200 км — там на месте порешаем.
В пароме мне попалась замечательная попутчица — шведка Сара. Мы с ней поменяли каюту на VIP, потому что наша каюта оказалась не до конца убранной, и через неё я “обналичила” ещё 20 евро. А потом отправились в бар учить шведов географии — про Беларусь в очередной раз никто ничего не слышал. Спалось на пароме отлично, правда, снились кошмары — как я распродаю свою одежду и экип шведам, чтобы насобирать денег на возвращение домой) Утром я активно радовалась, что заранее решила включить завтрак в билет.
Как прожить в Швеции с полторахой самогона
Первым делом в Швеции мне нужно было обменять деньги на кроны и купить симку — чтобы решить вопрос с интернетом. Неудачно потыкалась в несколько банком по maps.me, cпросила у местных, где обмен валют, и нашла таки работающий банк. Вы бы видели мое выражение лица, когда там мне сказали, что поменять 20 евро в банке стоит 20 евро, потому что это размер комиссии на обмен. Однако, услышав мою историю, поменяли за просто так. Симка тоже оказалась бесплатной, но положить на неё деньги с белорусской потерянной карты не вышло — пришлось ехать в магазин и тратить предпоследние 15 евро на связь. Каждая поездка даёт какой-то свой урок, и Скандинавия явно решила поучить меня новому подходу к товарно-денежным отношениям. Умотанная всеми этими маневрами, я нашла первый ближайший пляж, припарковалась, погрызла хлебец с паштетом из запасов и выключилась на скамейке. Через пару часов проснулась на том же пляже, с той же нерешенной проблемой (поразительно!) и под ливнем поехала в сторону Першторпа, где проходил турслет.
Ну, если заправки на дровах, может и без денег обойдусь? :)
Шведы встретили меня радостно и разошлись ставить свои палатки, а к вечеру собрались у одного большого костра. С собой у меня было полтора литра хорошего белорусского самогона — я же в гости ехала. Совершила с ним круг почета — хватило попробовать всем примерно 40 участникам мероприятия, осталась почти половина. Шведы морщились и кормили меня в ответ. Шутили, что с этой бутылкой я бы без денег и до Нордкапа доехала — можно просто понемногу всем наливать на заправках и в магазинах. Ведь здесь алкоголь дорогой, и продается только в специализированных магазинах, которые работают далеко не круглосуточно. Я задумалась.
На следующий день нам предстояло мини-ралли, — я залила в КТМ весь бензин из канистры, присоединилась к группе неприлично быстрых ребят и сточила часть резины на шведских гравийках, гоняясь за ними. Первый раз находилась в окружении такого большого количества КТМ-ов — тут и кучка 690-ых, и адвенчеры побольше всех кубатур, глаз радуется! :)
Когда мы вернулись в лагерь, каждый из 40 человек посчитал своим долгом угостить меня своим алкоголем в ответ. Я мужественно отказывалась — у меня же еще проблема нерешенная. Стали думать все вместе, ругать меня за непродуманность или помогать) Кульминацией вечера стал хозяин мероприятия, который подошел ко мне и сказал, что у него завалялась лишняя кредитка и я могу взять ее, а потом отправить назад почтой и перечислить сколько потрачу. А потом подошли еще два шведа и сказали, что завтра едут в сторону Норвегии и мы можем поехать вместе. Жизнь наладилась, я перестала отбиваться от бутылки мятной финской водки, протягиваемой добродушным финном, и вскоре довольная отбыла спать в уютную палаточку, чтобы завтра в 6 утра продолжить путь. Все проблемы решаемы — иногда это делаешь ты сам, а иногда и вселенная помогает.
Невероятные шведские истории
Из первых впечатлений о шведах (кроме того, что они обычно очень вежливые, доброжелательные и хорошие люди) — у каждого пятого шведа есть эпичная история, как он или его друг сбил оленя. Олени тут небольшие, поэтому им везёт меньше, чем водителям, их сбившим. Слабонервным и защитникам животных дальше не читать)
Итак, рассказывают они эти истории увлечённо и с душой, неё забывая упомянуть, что олени — настоящие олени и бегут все время не туда- можно гнать стало по дороге километров 10 со скоростью 5км/ч. Передо мной тоже пару раз выскакивали, но, видимо, решили, что хотят ещё пожить, и убегали обратно в лес.
Пару историй для примера (краткий пересказ)
1. Владелец Super Tenere 1200: Да, было дело. Я ему движком голову снес. Он дорогу переходил, но не успел дойти до середины, а голова попала между двигателем и колесом. А тушу перекинуло спереди и всадило в другой бок. Его и выпотрошило сразу. Я вернулся посмотреть, что там с ним, а он пустой — кишки, все наружу. Я домой к жене приезжаю — весь в крови, кишках, а на движке мозги кипят (улыбается).
2. Владелец КТМ 990: Купил у меня друг новый спортбайк, и вскоре встречаю его на СТО, байк всмятку. Он рассказывает: ехал по лесной дороге, больше сотки точно, значительно больше. Вижу оленя. Времени затормозить не было, ну, сделал вилли. Оленя байком разрубило пополам, одна половина на одну часть дороги, вторая — на другую, я дальше кувырком. Ну и встаю такой, а весь в траве пережеванной и других продуктах оленьей жизнедеятельности (смеётся).
Да, напоминает байку про то, как мотоциклист сбил овцу, но проскользил на ней еще 40 км, сэкономив топливо и резину. Правдивость оставим на совести рассказчиков.
Пару дней я ехала в компании двух шведов на КТМах покрупнее. В целом, юг Швеции достаточно равнинный, из минусов — однообразно и по шведским гравийкам резина стирается особенно быстро. Я угощала попутчиков гречкой с тушенкой, а они мне варили кофе в походной турке — добавила ее с список обязательных вещей. С ними было весело — уровень езды у нас был примерно одинаковый, и мы гонялись по лесным дорогам, которые в одиночку быстро бы надоели. Заночевали в паре красивых мест у водоемов — в одном таком даже были качельки.
Я пробила колесо аж два раза. Каждый раз рядом находился сервис, но снимать им колесо пришлось самой. Не зря дома тренировалась! С ребятами расстались уже ближе к границе с Норвегией. Лайфхак — все мотоциклетно-походное недорого в мазагинах Biltema.
Ром с градом в Норвегии
Периодически впадая в ахтунг от ландшафтов, с новой камерой в колесе и подсточенной покрышкой я покинула южную Швецию и направилась по Норвежской части маршрута. В Швеции в среду должно было начаться еще одно офроудное мероприятие, и все несколько мотоциклистов, которых я встретила по пути, ехали туда. На Север никто, кроме меня, кажется, не собирался — рано же ещё. На пятый день поездки по Transeurotrail происходящее начало напоминать страну Оз, в которой я девочка, которую занесло в неведомые 3@&)я, из которых она должна выбраться и по пути встречает удивительных персонажей.
В Норвегии напала на свежий след мотоцикла на грунте в том же направлении, что и я. Пол и возраст по следу определить не могу, но хозяин байка явно наваливал. Решила ускориться, чтобы его догнать — любопытно же! Потом оказалось, что он тоже на юг ехал. Из первых ярких впечатлений — платная грунтовка. Когда я остановилась около стенда перед въездом на маленькую лесную дорожку и расшифровала его содержание об оплате, аж уронила байк от удивления. Честно попыталась разобраться, куда и что переводить, но так как текст был преимущественно на норвежском, и деньги нужно было отправлять при помощи смс с использованием норвежского номера, я развела руками, подняла КТМ и поехала дальше. Въехав в небольшой городок, чтобы заправиться, зависла около дороги с мыслями о ночевке. Подъехали три бельгийца — двое на легких эндуриках и один на конкретно гружёном BMW f800 (интересное сочетание). Предложили проехать ещё часик- два вместе и поставить лагерь. А почему бы и нет?
Трасса дальше немного сложнее, начались небольшие броды и песчаные подъемы, BMW приходилось помогать. После очередной реки, после которой нужно было выбираться вверх по глубокому песку, BMW уже разгрузили и без багажа толкали/ехали наверх. Наверху его обессиленный владелец решил, что самое лучшее место для кемпинга — прямо здесь. Все согласились.
А небо все темнело… Как только мы поставили палатки, огромная плотная стена града заполонила все пространство. Я с визгом бросилась в свою палатку.
Из BMW тем временем появились: тент, раскладные стулья, мангал, два килограмма мяса, холодильник с салатами, бутылка рома, стаканы и тарелки, сухой мох для растопки мангала и много всего другого. И пока гремел гром, а град с дождем продолжали заливать все вокруг, бельгийцы пожарили мясо, включили музыку (я им наш белорусский Nizkiz поставила), и под шутки про экзорцизм начали сушить дымящий экип у костра. И скажу я вам, это один из лучших вечеров поездки.
Дальше ТЕТ уходил в горы, иногда пересекал речки, и был весьма интересным местами. Еще немного фото горной Норвегии:
Зима близко. Ближе, чем кажется
Гравийки и грунтовки — это конечно, хорошо, но в день успеваешь проехать 350 км, не больше. После семи дней я решила съехать на асфальт и немного посмотреть на знаменитые норвежские фьорды. Оставила бельгийцев в ресторане есть лося, и выдвинулась от Ringebu через Vagamo в сторону Тропы Троллей через Гейрангер-фьорд с его водопадами. Солнышко светило, легкий снег то начинался, то заканчивался — я уже перестала обращать на него внимания. Дорога вдоль реки, фермы, тракторы — идиллия.
Однако километров через 30 после Bismo картина резко поменялась — вместо зелени вокруг меня окружала вечная мерзлота. Серая дорога, черная земля, белые замерзшие озера и черные высохшие деревья под снежными шапками — впечатляет. Снег пошел сильнее, температура снизилась с 13-15 до 0-3 градусов. Одна из ручек с подогревом Oxford отказала, поэтому правая рука замерзла быстро, за ней начало мерзнуть и все остальное. За одним особо живописным озером я решила остановиться и сделать пару фото, и тут началась настоящая снежная буря!
Пока я замерзшими руками засовывала фотик обратно в кофр, мотоцикл полностью засыпало снегом и залепило зеркала и фары. В надежде, что снег так же внезапно закончится, как и начался, я проехала еще несколько километров — но снега стало еще больше, и он уже не таял на дороге, а превращался в ледяную корку на ней, а боковым ветром сносило с дороги. Сдаваться не хотелось, но инстинкты подсказали развернуться, и не зря — дорогу перекрыли, и я уперлась бы в шлагбаум дальше — не в один, так в другой. Да и все-таки вечер был, 7 часов, а по ночам особенно холодно. Осталось ощущение прикосновения к чему-то нереальному, непокоренному.
Недовольная, вернулась километров 50 назад и заночевала в кемпинге за 30 евро — маленькой батареи не хватало, чтобы прогреть деревянный куб с кроватями, но вместе со включенной плиткой стало нормально.
Отогревшись в кроватке, нагуглила сайт vegvesen.no — там на карте отображено состояние всех дорог, очень полезная вещь при такой непредсказуемой погоде. Перевалы все еще были закрыты, а снег так и валил, но попасть туда очень уж хотелось. Перевал открыли с другой стороны, я сделала крюк в 200 км, все-таки доехала до Лестницы Троллей — и не пожалела.
(Надевая фуражку кэпа): Эта дорога была открыта в 1936 году, после 8 лет строительства, и это один из крутейших и самых известных серпантинов на земле. Входит заодно и в список самых опасных дорог (наверное, из-за того, что узкая и повороты крутые), но асфальт такой идеальный, что какая тут опасность. Дорога поднимается вверх с уклоном до 9% и 11 поворотами на почти 180 градусов. Тяжелее всего автобусам — можете глянуть на юутбе по запросу bus trollstigen.
Снизу — вид на водопад и ползущую цепочку из машин, сверху — только на облако тумана (с погодой не повезло). Но было очень в кайф заехать наверх по почти свободной дороге (еще не сезон), съесть в панорамном кафе наверху горячую бельгийскую вафлю с кофе, и медленно, любуясь пейзажами, спускаться обратно. Не представляю, какие тут пробки в сезон :) Кто соберется — имейте в виду, что открыта дорога только с мая по октябрь, зимой засыпает. Все-таки горы.
Фьорды и козлиная атака
Я спустилась обратно на дорогу, померзла еще пару часов под дождями и на пароме из Afarnes переправилась в сторону Кристиансунна. Это моя первая встреча с фьордами, и они прекрасны. Любой вид с дороги — уже достопримечательность, останавливаться хотелось на каждом шагу. Климат во фьордах достаточно непредсказуемый, но около Кристиансунна, где я решила заночевать — он казался мягким и приятным после холода в горах.
Allemansrätten, право доступа к природе в Скандинавии, позволяет ставить палатку на один день где угодно (снова кэп) — главное, соблюдать дистанцию от частной собственности, и я выбрала себе точку на небольшом полуострове. Сначала прогулялась пешком, убедилась в том, что палатка там никому не помешает, и пошла назад за мотоциклом.
По пути встретила стадо коз и пошутила что-то на тему “А вот и ужин” (у норвежцев овечья голова — традиционное блюдо). Козлам это не понравилось, они ринулись на меня. медведям я была готова и смотрела разные видео на ютубе, а вот к набегу козлов — ни разу. Перепугалась настолько, что взбежала на крутой холм — они за мной. Склон заканчивался обрывом, поэтому мне пришлось собраться с духом, убедить козлов в том, что зла я им не желаю, и бочком пройти мимо них. Нападать они не стали -наверное, просто хотели, чтобы их покормили))
⠀
А дальше — палатка, макароны с тушенкой и сыром, закат и потрясающий закат и рассвет с видом на остров. Даже не поленилась достать коптер — вид того стоил! Правда, красиво? В остальном фотки расскажут лучше, чем слова.
Утром я поехала дальше катать по фьордам, и пока я нахожусь в поиске места для поплавать, можете почитать мои личные субъективные выводы о Норвегии на байке:
— Без карточки — никуда. Заправок, где принимают кэш, становится меньше и меньше.
— Бензин, как и все остальное, дорогой — около 2$ за литр.
— В Норвегии можно найти много отменного офроуда разной степени жесткости. Для офроуда смотреть Transeurotrail или просто повнимательнее поразглядывать карты.
— Грунтовки бывают частные и платные. Правда иногда реквизиты и инструкции, куда платить, указаны только на норвежском.
— Во фьордах часто приходится пользоваться паромами — стоят они не очень дорого, от 5 евро, и оплату снимает с карточек кондуктор во время переправы.
— Горные перевалы могут в любой момент закрыть из-за погоды — поэтому полезно помнить про сайт vegvesen.no с картой состояния всех дорог.
— Дороги по большей части неширокие и извилистые, едут по ним все медленно и не обгонять машины очень сложно.
— Искать место для палатки вообще несложно. Я указывала в map.me “место для отдыха” или в OsmandMaps “укрытие” и ехала туда — хотя это я уже балованная и столик хотела, а так палатку можно бросить где угодно.
— Средняя цена за койкоместо в кемпинге для одиночного путешественника — 40 EUR. Когда снимали на четверых — вышло 15 EUR за человека. Компаниями выгоднее) Хостелы, отели и тд дороже, там я не была.
— Штрафы дорогие, все шведы меня все предупреждали не превышать в Норвегии. Превышение 1-5км/ч — штраф 60 EUR, 16-20 — 360 EUR, 30-35 — 780 EUR. Штрафы платить нужно на месте. Полицию по итогу почти не видела.
— Фары должны быть всегда включены, даже днем.
Единственный раз, когда меня остановила полиция — это была массовая проверка на алкоголь в крови. Дунула в трубочку — пожелали хорошей дороги и отпустили с миром. Следят, чтобы пьяными не ездили)
PS А в Тронхейме рекомендую рыбное кафе Ravnkloa Fish Market в центре — меня там покормили китом, но и помимо него там огромный ассортимент всевозможной рыбы и морских гадов из местных вод :)
Лосиная ферма и заполярье
Если бы я могла отмотать свою поездку назад, я бы быстро проехала весь юг Швеции по асфальту и оставила больше времени на север. Дороги, рельефы, виды, атмосфера — все здесь дает совершенно непередаваемые ощущения отрыва от цивилизации. Расстояния между городами все больше, в лесу попадаются только лоси или заброшенные снегоходы с зимы.
У меня есть замечательный друг по переписке в Инстаграм из Голландии, бывший вело-ультрамарафонщик и настоящий мотопутешественник. Когда он по фото увидел, где я нахожусь, предложил остановиться у его друга на лосиной ферме. Кто тут откажется :) Ферма находится недалеко от Эстерсунда. Эмиле, который перенял бизнес у своего отца, заботится о брошенных/раненных лосятах. Лосятину здесь не едят, потому что нельзя есть лучших друзей, но делают из них кучу всего другого — ножи и селфи-палки из сброшенных рогов, мыло из жира на шерсти, сыр (!), бумагу и даже машину, которая работает на лосином, простите, дерьме. Есть сауна, после которой можно купаться в водоеме вместе с лосями. Лоси очень дружелюбные, хотя когда им принесли картоху и брикет соли, совсем перестали обращать внимание на окружающих людей.
Дальше я доехала до городка Арвидсъяур, где ночевала в каком-то католическом арт-хостеле (до конца не уверена, что поняла правильно))) перед марш-броском за Полярный круг. Сам знак начала заполярья — ничего выдающегося и много туристов, но вот каменистые горы перед ним — это нечто. Не совсем было понятно, что именно здесь дорога, но по навигатору получилось пробраться)
Считается, что Швеция — страна, где английский знают все. Но шведский север — отдельный разговор. Мои попытки найти кафе с местной кухней в городке Йоккмокк были обречены на провал — меня никто не понимал, а почти все кафе оказались забегаловками с шаурмой и пиццей за 20 евро. В конце концов я нашла что-то более туристическое и с обеденным меню (лайфхак для тех, кто хочет подешевле) и под проливным дождем поехала в сторону Финляндии.
Финляндия, дьявольские дырки и бесплатная недвижимость
Когда едешь 4 часа за полярным кругом под дождем по Швеции и Финляндии, толком не поспав прошлую ночь и изрядно задолбавшись, полярные ночи делают свое дело. Тебя штырит, и вместо того, чтобы ехать в теплый и сухой хостел, ты веришь картам и едешь посмотреть ближайшую достопримечательность. Хииденкирнут, или маслобойки дьявола — скопление ледниковых выбоин, заполненных темной водой. Здесь я провела еще пару часов, исследуя загадочные доисторические дырки в земле и разговаривая с камерой.
Хостелы в Финляндии дешевле, чем в Швеции, а остальное стоит примерно одинаково. Насквозь мокрая, ночевать и сушиться я отправилась в хостел в Рованиеми. Несмотря на цену в 25 евро, он встретил меня атмосферой шика и гламура, стопкой журналов Vogue в прихожей, леопардовыми коврами и все такое. Мой развешенный для сушки экип и особенно боты сделали его чуть менее гламурным.Какой же кайф поспать в тепле после холодного и мокрого дня!
После этого в Финляндии палатку я не ставила ни разу — не потому, что жила в отелях, а потому, что по всей стране разбросаны более 3000 навесов, домиков и беседок, куда можно просто прийти и переночевать на природе. В домиках обычно есть дрова, иногда народ оставляет пакеты с ролтоном и так далее. Пробовать кетчуп не рискнула. Из-за навязчивой идеи «хочу переночевать на острове», поплыла на пароме на небольшой островок Хайлуото — всего километров 50 в длину, где нашелся свободный домик у моря. Там и заночевала — под шум волн, с затопленным камином — круто же.
Были и другие домики, отличительная черта у них всех — нет замков изнутри, поэтому я на всякий случай перед сном клала около головы топор)) После нескольких дней жизни в лесу в таких жилищах начала ощущать себя суровым лесником, в котором от женщины остался только розовый лифчик и длинные волосы.
На Севере Финляндии много достопримечательностей — деревня Санты, музей Арктикум, арктический зоопарк Рануа, сейчас набирают популярность фототуры белых ночей — ведь «золотой час фотографа» перед закатом длится не час, а целых 4! Но вместо всего этого я поехала кормить суровых комаров поближе к Эстонии, где внезапно наконец-то стало тепло и темно. Финляндия порадовала парой водопадов по пути, иногда начали встречаться мотоциклисты.
Борзые чайки в Хельсинки отобрали у меня последний хлеб, зато там удалось перехватить очень достойной лососевой ухи и отправиться на паром Хельсинки-Таллин. Паром — разговор отдельный, я в жизни не видела такую концентрацию игровых автоматов и ресторанов на квадратный метр, и это при том, что паром идет всего 3 часа! После первого часа все резко встали из-за бара и куда-то ломанулись — duty free открылся! Была наслышана про эти алкотуры из-за высоких акцизов в Финляндии, но своими глазами видела в первый раз. Сейчас иногда еще финны сначала плывут до Таллина, потом автобусом едут до Латвии, там закупают ящики алкоголя и везут обратно — у каждого свой туризм.
Эстония
В Эстонии меня радушно приняли Рома и Женя, знакомые моих знакомых. Мы мило погуляли по городу, подегустировали местную медовуху, и на следующий день я отправилась в сторону дома по эстонскому TransEuroTrail. Отличительная черта того участка, где я ездила — очень много камней. Сначала мелких, как галька, потом все больше и больше — в конце на насыпной дороге из-за них трясло, как на 700-кубовой одностволке. А, погодите, я же ехала на 700-кубовой одностволке… Короче, меня трясло вдвойне, и от мотика отвалилось все, что могло (в частности, раскрутился пластик). Когда уже ближе к Латвии выехала на асфальт, готова была его обнять.
Но между тем, попалось много живописных мест — водопад у моря, какие-то промышленные карьеры с голубой водой, мини-зоопарк.
Меня очень удивила внезапно попавшаяся мини-пустыня, по которой было бы неплохо готовиться к Дакару :)
и спуск к водопаду у Балтийского моря с огроооомными количеством ступенек
На этом месте у меня начало заканчиваться время. Булки содрогалась при мысли об офисном стуле, но пришла пора возвращаться. Поэтому завершу эту историю ночевкой у Чудского озера и не буду докучать читателю историей про скучный латвийско-белорусский транзит домой. Хотя в Латвии тоже определенно есть, что посмотреть, я уже писала об этом здесь.
Подводя итоги: все проблемы решаемы, а вокруг Балтики тоже есть много потрясающих мест, особенно если передвигаться вне асфальта. Всем добра!
- MilanChic
- 4dearlife
- 15 января 2020 в 17:12
- 16
- ?
- Serowodorod
- 15 января 2020 в 19:30
- ↓
Пост интересный, но фейковый. КТМ за всё путешествие почти не сломался.
А вот вопрос по сайту можно? Я не понял, как узнать про конкретную точку. Вот увеличил я карту, есть несколько мест рядом. Что это такое — не совсем понятно (и гугл и янтекс переводчики пишут что-то неясное — например autiotupa «глушь хаты»)
Но я не сумел перейти от точки к ее описанию, которое есть в меню Lista
Но я не сумел перейти от точки к ее описанию, которое есть в меню Lista
«заночевала в кемпинге за 30 евро — маленькой батареи не хватало, чтобы прогреть деревянный куб с кроватями, но вместе со включенной плиткой стало нормально» — случайно не в кемпинге в ifjord? Так описание подходит — 30 евро, маленькие домики внутри территории, две кровати, обогреватель, плитка… Навеяло — два года назад на минском с4 250 только против часовой проехал)))
здесь был ататат
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (39)
RSS свернуть / развернуть