Блог им. Pazukha → Планета Монголия. 7 — Дорога, которой нет.
С двадцатых годов прошлого века эти «короткие» километры прорезала скотогонная тропа, а после второй мировой войны началась прокладка атодороги. Прорублась она в скалах и кручах то ли нашими заключенными, то ли немецкими военнопленными. По итогу дорога настолько оказалась экстремальной, что госкомиссия ее не приняла, а ответственных отправили под суд и, говорят, расстреляли.
День 7. Дорога, которой нет.
Как и было предсказано – на рассвете разбудил монотонный стук дождя по палатке. Делать нечего – завтракаю, собираюсь, наряжаясь во все гидроизолирующее снаряжение. Спустившись со своего горного отеля беру курс на нужный перевал. Еще на подходах, на травке и грунте становится ясно, что попыхтеть прийдется и новая резина будет очень кстати. Пока подъем каменистый – нет проблем, но чем выше тем больше грунта как ни странно.
Да еще грунта не размытого, а лишь смоченного непрекращающимся дождем — оттого шибко скользкого.
Весь подъем – увлекательный аттракцион: не остановиться, не упасть и зацепиться за спасительные камушки на дороге. Ничего сложного перевал, впрочем, не представляет, но в данных метеоусловиях пришлось немного попотеть. Виды с вершины так же не впечатли: мало того что дождь, так и лес все закрывает. Под перевалом есть явные следы рукотворных выработок в горе – это место добычи Ороктойского мрамора особого по цвету. Говорят, им отделаны 2 станции метро в Москве.
Спуск с перевала занятие под дождем не менее увлекательное чем подъем. Даже по накатанной дороге уже внизу было ехать настолько скользко, что зачастую «резал» напрямую по скошенным лугам.
Забавно, что в первом же поселке Нижняя Талда был взят в плен местным населением. Лет 10 назад даже бы и не остановился здесь у подвыпившей компании, а сейчас все разительно изменилось – мужики приветливые и готовые помочь. Причем среди них оказался настоящий талант – гармонично и красиво исполнявший горловое пение. Жаль снимать себя запретил… От Талды до тракта рукой подать. На трасе холодно и сыро. Чтобы немного согреться и отвлечься от монотонности асфальта, на самый крутой перевал тракта Чике-Таман иду старой дорогой. Дело в том, что старый путь на перевал ведущий свою родословную от конно-тележной тропы проходит иной траекторией нежели современная шикарная трасса. При этом былой путь в отличном состоянии и не представляет какой-либо трудности в любую погоду. Наверху, кстати, меж направлениями различных эпох есть смычка, которая в сезон плотно оккупируется торговцами сувениров.
За перевалом погода все чаще стала улыбаться, дождь барабанил по шлему все реже.
К селу Иня так и вовсе распогодилось. Неподалеку от Ини, вернее у села Акбом, притаилась еще одна попутная хотелочка – ретранслятор Ачик от которого отлично видна главная вершина Алтая – Белуха. В такую погоду лезть на высоту бессмысленно, не то что Белухи, собственного носа не увидишь.
Но душа требовала приключений – как уж тут пройти мимо культовой в мото-среде тропы Тюнгур – Иня. Если посмотреть на карту, то Чуйский тракт, рассекающий с севера на юг Алтай, с востока на небольшом протяжении дублирует только что пройденный Чемальский тракт, а вот с запада значительно дольше дублирует дорога Усть-Коксинского района. Интересно, что путь от Ини до крайнего населенного пункта той дороги, Тюнгура, по шоссе — четыреста километров, а по прямой всего лишь полсотни. С двадцатых годов прошлого века эти «короткие» километры прорезала скотогонная тропа, а после второй мировой войны началась прокладка атодороги. Прорублась она в скалах и кручах то ли нашими заключенными, то ли немецкими военнопленными. По итогу дорога настолько оказалась экстремальной, что госкомиссия ее не приняла, а ответственных отправили под суд и, говорят, расстреляли. С тех пор природа взяла свое – дорога вновь стянулась до состояния тропы пригодной лишь для пеших, конных и одноколейных.
Собственно, в Усть-Коксинский район мне совсем не надо, но пройти самый живописный скальный участок тропы – это интересно! До недавнего времени дорога начиналась практически сразу за Иней у подвесного моста через Катунь. Мост тот снесло стихией и его сменили два капитальных через Чую и Катунь у места их слияния.
Кстати, практически над местом слияния проходит один из скальных участков былого пути, на который теперь приходится заезжать отдельно.
В отличии от предстоящей тропы, он достаточно широк даже для машин. Здесь же заметил интересные плавсредства на которых явно пришли с Тюнгура.
Пообщаться только времени уже не было – еще чуть-чуть и тропа закроется по метеоусловиям.
По живописной дорожке миную село Инегень и ухожу дальше вдоль Катуни.
Вскоре дорога, спустившись на крайнюю поляну у реки, дорогой собственно быть перестала – вот оно начало тропы!
Направление сразу держит в тонусе – местами узко и сыпуче. Миновав несколько ручьев с вкусной холодной водицей, тропка выводит к главному препятствию – каменным ступеням.
Их всего три, расположены по степени убывания высоты и идя сейчас от Ини мы с них спускаемся. По сути затруднения вызывает лишь самая высокая – остальные проходятся ходом доже на загруженном мотоцикле. За ступенями самая красивая часть тропы…
…прорубленная в скальной стене над двухцветным слиянием Катуни и Аргута!
А завершилось сегодняшнее мое прохождение у знаменитого наскального мото-рисунка 67-года.
Отметился и обратно! Поначалу думал здесь же на тропе и заночевать, но одумался – если ночью каменные ступени обледенеют, выбираться по утру станет просто опасно.
Вновь с удовольствием прошел скальную полку в обратном направлении. Попотел на большой ступени.
И набрав вкуснейшей водицы забрался на гору у самого начала тропы, откуда открывается шикарнейший вид на ущелье Катуни.
Только раскинул палатку, как моросящий без устали дождь перерос в полноценный. Как же приятно в сухой палатке приготовить вкусный ужин и зарывшись в теплый стальник слушать барабанную дробь дождя….
- Pazukha
- Александр
- 2 июля 2019 в 6:08
- 4
- ?
- Gestyanschik
- 2 июля 2019 в 8:56
- ↓
Александр, реально ли проехать по этой тропе в одиночку на груженом Ебрике? Собираюсь туда через полторы недели.
здесь был ататат
готов поспорить, бублики пришли не с Тюнгура, а с Аргута. они крайне неповоротливы и ими оч сложно управлять, но они могут пройти там, где больше никто не пройдёт. так что смысла использовать бублик даже на верхней Катуни нет, она достаточно спокойна. практичнее на рафте пойти, или на катамаране. а на Аргуте есть сложные участки, куда есть смысл соваться на бубликах
- Vladimir_IL
- 2 июля 2019 в 10:44
- ↓
Интересное место. Тоже хотелось бы на YBR125 проехать.
Буду ждать продолжения.
Буду ждать продолжения.
- IgorLebedev
- 2 июля 2019 в 10:57
- ↓
Здорово! Автор, а вами восхищен! Опасный романтизм, отдельное спасибо за красивые фото.
Обязательно найду и прочту все ваше творчество.
Обязательно найду и прочту все ваше творчество.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернуть