Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. VasiliySpb → Академия эндуро Дукати - воспоминания и размышления.



Друзья, в этом посте не будет гламурных картинок, это пост рассуждений и подведения итогов — как от покатушек на китайском кроссаче вокруг дачи можно дойти до академии эндуро Дукати в Италии, и насколько это помогает эндурить в нашей грязи на «слоне». Для тех, кто пропустил — ссылки на рассказ о мероприятии, где нет рассуждений и есть на что посмотреть.
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Первым моим кроссовым мотиком был китайский BSE в 15 л.с. Он был похож на любой другой кроссовый мотик, являясь копией какой-то старой хонды. Я выбрал его потому что в сети писали, что вроде как чуть более качественный, чем другие китайцы. Ну он не развалился за пару сезонов. По грунту на глазок он способен выжимать 60-70 км/ч и на грязевой резине способен проезжать практически везде. Только начал на нем кататься — встретил двух «байкеров» — отца и сына 15 лет на типа как у меня bse-шках. Катаются вдвоём второй сезон. Давайте вместе? А давайте. И мы изъездили с ними все окрестные озёра на карельском перешейке. Находили фрагменты линии Маннергейма, охотничьи засидки, закопавшихся джиперов и песчаные карьеры, готовые выступить кроссовой трассой. Но как-то очень быстро стало все понятно и немножко неинтересно. Гор у нас нет, везде куда хоть как-то можно проехать, кросс и так едет. Вставать приходится больше потому, что иначе отобьёшь жопу. Я понимал что мы катаемся и только, скилл особо не растёт.





И тут мне пришла в голову дебильная мысль — а не поехать ли попробовать прокатиться по грунтовой дорожке на новенькой Мультистраде. Резина конечно шоссейная, но я уже ж эндурил, где волки срать боятся. По проселку то точно проеду. Кому интересно — подробности есть в моем отзыве про Мульта. Здесь же коротко скажу, что позорно завалился на поворачивающей песчаной горке, отъехав от дома с километр. Причём я по ней ещё когда спускался, уже все понял про свой эндуро скилл и волновал меня один вопрос — как я буду возвращаться, когда развернусь.

Уронив мотоцикл без всякой защиты, поцарапался пластик — именно в точке падения нашёлся здоровый булыжник. Восстанавливается, но потом красить. Я обратился за помощью к интернету, чтобы узнать я ли это такой ламер, или может Мультистрада такой гламурный типа «кроссовер», на котором с асфальта съезжать можно максимум на сухой плотно укатанный грунт. Интернет подтвердил мне, что конечно Мультистрада не эндуро. Тут бы все и кончилось, но попалось мне на глаза с начала одно видео, потом другое, потом учебный курс коротких видеоуроков «эндуро на тяжёлом мотоцикле» и стало очевидно, что наши мотоциклы могут многое, а вот по прокладкам часто есть большие вопросы.

Это был вызов размером с Эверест. Я уже имел опыт управления самой разнообразной техникой и то, что я оказывается не умею ездить на своём любимом мотоцикле везде, где он может… думаю настоящие мотоэнтузиасты меня хорошо понимают — это не давало бы спокойно спать. И я начал готовиться. Предварительные выводы после глубокого теоретического изучения вопроса были следующие.

1. Модель резины намного важнее мотика.
2. Ход подвески должны быть минимум 180-200мм.
3. Надо уметь использовать имеющийся вес

Можете забросать меня камнями и плохо намоченными тряпками в комментариях, если несогласны. Лично для меня — новичка в эндуро — это оказалось шокирующим открытием. Любой мотик с райдером, удовлетворяющим этим параметрам, позволяет с удовольствием эндурить практически где угодно.

Если ездить в горы и по камням, нужны ещё спицованные колеса. Но в Ленинградской области и особенно вокруг моей дачи ничего похожего не наблюдается, поэтому сей несомненно важный в других условиях пункт, был вычеркнут сразу. Есть ещё очень много требований, которые можно предъявлять к эндуро мотику и так можно дойти до кроссовых ктм. Я для себя решил вообще очень условно сравнивать мотоциклы, потому что они почти все «хорошие», в каждом есть своя прелесть. Вот сегодня, например, выкатил после зимы кроссовую bse-шку, которую называю «мотособакой». Сгонял на ней через грязь с остатками снегов на разведку. Для слонов пока рано, а вот мотособака для подобного — ехать вообще где угодно и не париться -достаточно хороша, чтобы с удовольствием.

Но у меня конкретно Мультистрада, так что прийдется учиться на ней. Но я не подниму ее в грязи и песке один, проверено. А падать буду много. Тоже проверено. (наивный чукотский юноша с опытом выяснил, что прекрасно поднимает Мульта где угодно, но это все было уже много позже).

Раз не подниму — надо найти промежуточный вариант между кроссовым мотоциклом и Мультистрадой. На эту роль был выбран bmw g310gs. Как и почему это случилось и как вообще « дукатист» может выбрать бмв — в отзыве про этот безусловно интересный аппарат.



Начал тренироваться на бмв и немного начал понимать, что такое вообще техника управления «эндуро». Оказывается — вот неожиданно — эта техника вообще универсальна для любых мотиков на грунте. Просто на легком мотоцикле ты не замечаешь сложностей там, где на тяжёлом просто завалишься в той же технике. Я ощутил это поразительно хорошо.



Параллельно с тренировками на 310gs я стал готовить мультистраду по составленному списку, и занялся вопросом резины. Оказалось, что в интернете есть несколько довольно больших клубов фетешистов, которые маскируются под группировки любителей определённой резины. Я крайне не хотел бы религиозных тёрок о резине в моем блоге, поэтому лишь замечу, что выбрал для себя tkc80 и не разочарован. Одна из очень немногих, что доступна в размерности Мультистрады.

Итак — резина есть, мотик есть, защита есть, скилл на более легком мотоцикле наработан и впервые подготовленный я выезжаю на подготовленной мультистаде на ту же дорогу. Скажу вам, друзья, для меня тогда это была минута триумфа. Я медленно и аккуратно съездил во все ближайшие «любимые» места через лужи и грязь и хотя много раз было страшно — нигде не упал. Но где-то там в лесу на недоступном автомобилистам озере, думая с лёгким ужасом над обратной дорогой, я понял что учиться по видеоурокам это хорошо для 310gs, но мало для слона.



Вот так я и попал в итоге в академию Дукати эндуро, когда начал искать в сети, где бы поучиться таким извращениям с инструктором. Что из этого получилось, как мог рассказал.

Поясню, что я подразумеваю под эндуро. Не гламурный итальянский просёлок, но наши дороги в лесах, где застревают даже подготовленные 4х4. Подразумеваю возможность доехать на озеро в местах, куда не доберутся коробочники. И главные враги, которым нам приходится противостоять — рыхлый песок, мокрая глина и жидкая грязь. Правда ее сознательно не задумывался снимать, исправлю в ближайшем будущем. Что у этих фото общего? На всех перед вами «дорога», по которой я дальше проезжал на Мульте.







Теперь же хочу поделиться тем, что оформилось в академии Дукати и закрепил здесь в нашей грязи. Надеюсь кому-то будет полезно. Буду рад услышать мнение всех, особенно опытных эндуристов, особенно тех, кто эндурит на слонах. Особо отмечу, что это исключительно мои личные выводы, я совершенно не являюсь специалистом-экспертом и не претендую. Более того, отчетливо осознаю как много надо мне ещё учиться. Итак, поехали.

Стоим.
Все сложные участки проезжаем в стойке. Если дорога не позволяет поддерживать скорость выше 40км/ч едем в стойке вообще всегда. Надо научиться правильно стоять в стойке — это как раз можно по видео. Вообще правильно «стоять» это неправильно. Правильно двигаться в стойке. Вперёд при ускорении, назад при торможении, смещаясь влево-право при поворотах. Ты нетдолжен оставаться статичен во время движения. Эта техника настолько сложна, что думаю только профессиональные спортсмены исполняют ее безупречно. Ее стоит практиковать при каждом выезде, чтоб доводить до автоматизма. Баланс — как можно дольше простоять после остановки мотика до касания земли ногами — тоже следует отрабатывать, пока касание земли не будет случаться по желанию, а не чтоб не упасть.

Так же, как технику рулить в первую очередь распределяя вес по подножкам — если нажать на одну из них всем весом тела, мот пойдёт в ту же сторону, хотя вы не меняли положение руля. Рулем лишь вспомогательно при необходимости. Подрулите на чуть небольшой скорости на слоне в грязи — и можете нырнуть в неё с головой. Я пару раз пробовал. Неприкольно выливать воду из шлема.

Сцепление.
Сцепление наш лучший друг. Чтобы действительно «круто» ездить на любом эндуро, нужно не щадить технику. Не бойтесь держать мотор раскрученным и буксовать сцеплением. Когда вы заезжаете на сложную горку, то просто ровный газ вам может не помочь. Выжимайте сцепление и давайте мотору раскрутиться, без передачи усилия на колесо это случиться очень быстро, а потом именно сцеплением регулируйте количество тяги, разумеется ни в коем случае не бросая сцепление резко. Как только мотор начинает чуть сбавлять — сразу газу и поджать сцепление чтоб чуть захватывало, словно медленно трогаешься. Или чуть слабее, по ситуации. Но сцеплением в сложных условиях работаем всегда. Оно решает сразу две задачи — помогает держать мотор достаточно раскрученным, всегда оставляя запас тяги, и в тоже время регулирует количество тяги на колесе, исключая пробуксовку. Не бросайте газ на середине подъема, если надо чуть притормозить — выжимайте сцепление и возвращайте обратно плавно когда скорость уменьшиться. Тоже самое в грязи. Добавляйте газ только буксуя сцеплением, чтобы избежать скольжения заднего колеса. Даже очень плавное добавление газа без сцепления на мокрой глине приведёт вас к падению проще простого.

Задний тормоз.
Наш второй лучший друг. За исключением ситуаций удерживания мотоцикла на склоне и торможения по прямой на сухом плотном грунте, передний тормоз вам просто не нужен. Чуть только его потрогаешь — непременно навредит. Задний тормоз — он не такой. Даже на полностью заблокированном заднем колесе мотоцикл способен сохранить хорошую управляемость. Когда мы эндурим со скоростями до 60 км/ч, а тем более ниже, тормозим только двигателем и задним тормозом. В некоторых подъемах и поворотах при плохом зацепе не смущайтесь одновременно держа газ в пробуксовывающем сцеплении прижать задний тормоз и добавить так ещё газу, чтобы сохранить плавную тягу на колесе при снижении скорости.

Скорость.
Это наш коварный друг. Он помогает тебе всегда и везде, но предаст при малейшей ошибке. Поначалу я ездил на тяжёлом мотике медленно везде, где не мог бы на дорожнике ехать быстро. И это было тяжело. Сложно. Очень уставал. Много падал. Оказалось что подсмотренные в сети техники таки помогают поднять тяжелый мотик в грязи и такому «хиляку». Но когда я научился ездить чуть быстрее, обнаружил что его вес даже дает преимущество. На скорости от 30 км/ч и выше при правильном управлении слон очень устойчив. Работая сцеплением и задним тормозом можно передвигаться быстро в самых сложных условиях. Если правильно своим весом загружать переднее колесо на подъёмах, то можно сохранять ровную скорость от начала и до вершины, даже когда подъем реально крутой. С таким весом зубастая резина везде дает хороший зацеп, а мощности всегда в достаточно.

Импульсы — сила.
Регулярно случаются ситуации, когда ровного добавления газа на колесо может быть недостаточно. Например, вы заглохли на склоне, и мот ещё не упал. Если склон не слишком крутой, можно попробовать тронуться, но добавляя ровный газ, даже в буксующем сцеплении, скорее всего вы будете торопиться, чтобы поехать и не упасть. Чем выше уклон, тем вероятней при старте допустить пробуксовку заднего колеса. Если грунт ещё и мокрый, после этого почти наверняка понадобится техника «как поднять тяжелый мотик на склоне».

В такой ситуации намного эффективнее будет добавлять газ импульсами, резкими импульсами, подкручивая мотор от души и играя сцеплением. Если бы это происходило на ровной дороге, то вы бы тронулись дергаясь, как если сели первый раз на мотик. Только не глохли бы, а наоборот, не испытывали недостатка тяги и не имели бы риска встать на заднее колесо. Все тоже самое в горку позволяет тронуться и набрать начальную скорость. Даже если случается кратковременная пробуксовка заднего колеса, оно тут же ловит зацеп, но не полностью теряет импульс. Эта же техника помогает тронуться в луже или на мокрой глине — только если в горку импульсы должны быть сильными, то здесь их следует сделать максимально нежными.

Наверное мог бы вспомнить что-то ещё, может в другой раз, если аудитории будет это интересно. Этот пост и так получился очень большим.Я очень мало снимаю когда катаюсь, в этом сезоне может быть начну больше. А вот как теперь обычно выглядит мой мот даже после покатушек в тёплый солнечный день.



Крупный план



P.S. Тема размышлений продолжается в записи Эндуро на слонах — какой мотик лучше?
  • VasiliySpbVasiliySpb
  • Василий
  • 15 апреля в 1:40
  • 4
  • ?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
0
YURIK64
Спасибо! Почерпнул много нужной информации из твоих постов! Пиши ещё!
0
cheblack
Да, отличная тема. У меня чистый дорожник, но резина МТ-60, поэтому вне асфальта терпимо едет. А вот прокладки очень не хватает.
0
__Doc__
Ежели вес тела позволяет, то питбайк в помощь :)
Как говорил как бы не Крис Бёрч:
— как научиться круто ездить на турынде?
— отъездить 100 часов на dirtbike (кроссач/эндуро)
+1
DanielKross
Интересный цикл статей получился. Тоже в этом году планирую по-эндурить на свой хонде, только резину надо другую. И «по-треккерить» тоже очень любопытно. На мой взгляд на мотоцикле жизненно важно уметь хорошо ездить =)
+1
VasiliySpb
Спасибо всем за позитивные комментарии, рад что получилось интересно. Мой первый в жизни опыт в роли блоггера ))

Я написал немного про эндуро на Мульте в первом отзыве, и получил много комментариев, что это мотик не для грязи и эндурить на нем только смех один. Захотелось убедительно рассказать, что это не смех, а fun ))
+1
__Doc__
Боюсь, ты немного не так понял :) Эндурить можно и нужно. И это фан — согласен, я пробовал неоднократно :). Но до определенной сложности трассы. В какой-то момент на слоне становится шибко непреодолимо. Прыгать через брёвна на мультике? Жалко его…
А пост хороший, полезный, молодцом!
З.Ы. А недогусь мне всё равно не нравится :)))
0
VasiliySpb
Спасибо, Док! на моем Мульте вообще так себе прыгать через брёвна — ход подвески ещё меньше версии Эндуро. У меня 200, там вроде 240. При этом сомнений нет, что любые слоны плохо прыгают ))
Очень много куда можно доехать, когда не приходится прыгать через брёвна, но приходится преодолевать лужи и броды, в которых полностью скрывается переднее колесо.., или глубокий рыхлый песок.
Но то о чем ты пишешь — высокая сложность трассы — конечно потребует не только правильного легкого мотика, но и серьезной подготовки прокладки. Собственно задумался… знаешь, так сходу даж не вспомню знакомых мест, где вообще можно поперепрыгивать брёвна )) может был бы и не против на кроссаче так попробовать, да негде. Случайное бревно высотой ~30 см поперёк дороги я и на Мульте перепрыгиваю.
+1
__Doc__
Лужи, броды, песок — это, как ты правильно заметил — начальный уровень. Лёгкий мот с серьёзной подвеской даёт забраться с ещё более суровые долбеня (с тем, что его гораздо проще можно вытащить в одиночку, если застрял). Дает больше возможностей в плане всяких трюков (попрыгать там, заехать в горку с большим уклоном и т.п.). Плюс, поскольку вес твоего тела сравним с весом мотика, изучать внедорожную езду проще, а сама она даже больше фана доставляет, чем на турынде.
Турында хороша, пожалуй, в ралли. Там, где надо много и долго валить, но всё же не по бездору, а по каким-никаким дорогам.
Я ни в коем случае не опревергаю того, что написано в статье и в комментах, я просто рассказываю свой опыт, если что :). Так вот мой опыт, опыт моих друзей на турындах показывает, что если человека прёт с оффроада, то в итоге появляется второй лёгкий мот для фана, а турында остается для повседневного использования и дальняков со сложными условиями в том числе :)
+1
VasiliySpb
Совершенно с тобой согласен, и кросс у меня есть. Подумываю о том чтобы заменить китайскую копию Хонды на оригинал. Но вот в чем штука — для такого мотика теперь у меня неподалёку от дома практически нет дорог )) ну то есть для него все это будет слишком просто. Я рассказывал, что катался на таком кроссе со знакомыми и мы проезжали вроде везде, если совсем в чащу не сворачивать. У нас тогда вообще не было никакой теоретической базы, и даже когда не получалось, было понятно что надо просто попробовать ещё раз другой и тогда наверное заедешь. А на слоне там надо именно что «преодолевать». Совсем другие эмоции и ощущения. Я бы хотел на кроссе научиться ездить лучше, но это одному и без подходящей трассы дальше уже сложно. И условия нужны и ошибки свои не так явно часто осознаёшь, как на слоне. Там то просто идентифицировать — ошибся значит упал.
0
__Doc__
Поищи какую-нить эндуро-школу в окрестностях. Там, обычно и маршруты есть и тренера и мотики на пощупать.
0
VasiliySpb
вот ещё что — у меня есть всякие фантазии о путешествиях на дальняк, когда заканчивается асфальт и дальше по пути можно встретить на дороге что угодно, вплоть до утонувшего трактора. К такому хочется быть готовым, мне кажется именно в этом вся прелесть турэндур.
+1
Muahaha
Несломанные лопухи на грязной мульте — показатель, что человек действительно эндурил на ней умеючи :)
+1
butane
Присоединяюсь к восхищению навыками и отвагой! не многие готовы будут использовать столь недешевый кроссовер в таких условиях! Судя по фото, завалы и падения на мульте все таки бывают. Как отрабатывает защита, что в первую очередь страдает? Достаточно ли при таких условиях использования стандартных дуг? Нет ли желания снять хрустальные лопухи или поставить защиту типа Barkbusters?
Честно признаюсь, все чаще появляется желание съехать на мультике с асфальта, но уровень скиллов и дороговизна ремонта в случае падения пока отбивают желание …
+2
VasiliySpb
Спасибо! Конечно надо использовать, с собой же не заберешь.
Защита на грунте отрабатывает отлично — до фотографирований был уронен не один раз. На удивление, даже штатные лопухи защиты рук остаеются целыми при этих казалось бы декоративных дугах. Сначала хотел их заменить, но сразу не смог найти подходящий афтемаркет, а потом уже раскатался так, что вроде как можно и на этих. Буду признателен, если пришлете в личку ссылку на защиту bakbusters и можешь еще кто посоветует какие полезные ништяки.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. VasiliySpb, Академия эндуро Дукати - воспоминания и размышления.