Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. VasiliySpb → Эндуро на слонах - продолжение

Сезон начался, а я улетел из Питера до начала мая. Проезжаю по Европе на машине из Голландии в Бельгию, смотрю на абсолютную ухоженность даже в глухой сельской местности и с особенной ностальгией вспоминаю нашу родную грязь, в которую уже вовсю начали нырять мотоэнтузиасты. Чтоб ощутить хоть какую-то сопричастность к происходящему — несколько лайфхаков для тех, кто хочет или любит эндурить на слонах.

Сегодня в программе — как проезжать длинные глубокие лужи. Следствия неверного выполнения этого упражнения — «как поднять тяжелый мотик в грязи одному» и «что делать, если слон застрял». Ну и на случай, если посмотрев на лужу, передумали в неё лезть, а места для разворота катастрофически не хватает — «как повернуть слона на пятачке».





Лужи. Лужи у нас везде. Чтобы поэндурить в интересных местах, до них сначала надо доехать через лужи, что само по себе может стать отдельным приключением. Я почти не встречал лесных проселков в родной Ленобласти, где бы не было смачных глубоких луж. Не, иногда в Питере бывает, что они подсыхают, но такое случается не каждое лето, а если случилось — не больше чем на пару недель. Уверен, что глубокие лужи всех форм и размеров так же очень распространены на всех лесных дорогах нашей большой страны.

Не знаю как вам, а лужи мне проезжать всегда было особенно страшно. Такие, что во всю ширину дороги от 10 метров в длину. Да что значит было, в общем-то бывает страшновато до сих пор. Если это новая дорога, то ты не можешь толком оценить глубину, не слезая с мотоцикла. Не знаешь, что за рельеф скрывается под водой, но покрытие внизу — жидкая грязь, а под ней весьма возможна глина — главный враг всех тяжелых эндуристов. На ней даже на внедорожной резине слон начинает «плыть». В глубоких лужах колесо неплохо самоочищается, но все равно велик шанс, что глина превратит колесо в слик, забившись во все щели. Хочу поделиться приемами, которые помогают мне ездить в таких условиях.



А может, ну его нафиг?..
Когда я только начинал эндурить на слоне, то попал в такую ситуацию — усыпанная хвоей лесная тропинка весело бежала в летнем лесу, плавно поворачивая на спуске с пригорка. А за тем пригорком в конце спуска вместо тропинки внезапно болото, в котором прослеживаются остатки дороги. Лезть туда даже на кроссаче смысла нет. И вот картина маслом — я и слон. Стою на завершении спуска, в метре от начала болота. Тропинка чуть мотика, если поставить его поперёк. Но по краям тропа поднимается заметно выше, а центр выкатан, то есть чуть похоже на неглубокую канаву. Вокруг кустарники и деревья, сзади подъем. Что делать? Как развернуть мот??

Как я смог развернуться, дважды еле-еле удержав уже начавший завалиться мот, я до сих пор до конца понять не могу. Помню только, что развернувшись и отъехав до первой полянки, сел покурить и сидел в полной прострации с ощущением «что это было?» После, катаясь по неизвестным дорожкам, я стал очень насторожен перед сужениями, когда дорога, по которой могут впритык разъехаться мот и машина, сокращается до ширины тропы. Вопрос «как слон если что развернётся», стал для меня неожиданно трепетным. А потом мне показали один лайфхак — как развернуть практически любой мот на грунте на пятачке. Одной проблемой стало меньше. Открыли тетради, записываем.

Ставим мотик на подножку. Подходим со стороны подножки, крепко берём двумя руками — в районе руля и заднего колеса / багажной системы, и наклоняем мот на себя, так чтоб колеса только чуть оторвались от земли, а весь вес приходился на подножку. Далее плавно поворачиваем мот, как циркуль. Даже разворота на 110-120 градусов будет достаточно, чтобы спокойно стартовать в обратном направлении. Если мотик очень тяжелый для вас, это можно сделать за 2-3 приема, подвигая его на 25-30 градусов за один приём. Наловчившись, вы будете делать это не задумывась.

Чтобы подножка не уходила глубоко в грунт — особенно когда мотик тяжелый, а грунт рыхлый и тем более жидкий — помогает расширительная нашлепка на подножку, которая совершенно не мешает на асфальте, но позволяет ставить мот на «неэндурную подножку» практически где угодно. Рекомендую установить ее вместе с прочей защитой мотоцикла.



Проезжаем лужи.
Итак, если все же разворачивать мот не захотелось, пробуем проехать эту глубокую длинную лужу. Но здесь следует сделать оговорку — пробовать такие штуки следует, только овладев базовыми техниками управления тяжелым эндуро (чуть подробнее об этом здесь), и на достаточно подготовленном мотоцикле. Не выполнение этих требований легко приведёт к дорогостоящему ремонту и мотика, и райдера. Даже если согласно всем обзорам, это будет самый лучший тяжелый эндуро в мире.

Несколько слов о «характеристиках» луж, о которых идёт речь. Когда они в длину от 10 метров и больше, причём часто намного больше — 20~50м. Дорога по всей ширине становится равномерно покрыта водой, а поверхность кажется удивительно ровной, но внизу это совсем не так. Если на дороге есть колея, то она, конечно, продолжается в луже. Лучше не пробовать пересекать ее под водой, это сильно увеличивает шансы на падение. Таким образом, выбирая примерную траекторию, старайтесь чтобы она по возможности всегда была прямой и избегайте самого центра дороги — там колея как правило имеет бугор, с которого очень легко соскользнуть, особенно когда его не видно.

Так же в луже глубиной начиная от «в полколеса» могут скрываться ямы, в которые нос неожиданно ныряет и переднее колесо целиком оказывается под водой. К этому следует быть готовым. У слона и так достаточно высокое сопротивление среды, а когда он внезапно ныряет, значительно глубже чем было только что, то даже на ровном газе он сразу же заметно замедляется. Если от неожиданности вы ещё чуть закроете газ, то можно будет сразу переходить к следующему упражнению — как поднять слона в грязи. Чтобы отсрочить неизбежное, следует крепко, но не жестко держать руль и ни в коем случае, пока вы в луже, не сбавлять газ. Вы въехали в лужу с ровным газом — так его и держите.

Едем, разумеется, только в стойке. Вы не сможете поймать ногой высокий тяжелый мотик в таких условиях, если поедете сидя. И стараемся держать скорость. Скорость в этом упражнении крайне важна. Медленный слон заваливается очень легко, особенно если райдер на нем сидит. Если же двигаться в стойке со скоростью ~20км/ч или выше, поднимая красивые фонтаны брызг, то оказывается, что слона не так то просто остановить, и он способен проскакивать очень многое. Такие лужи — в том числе. Со снижением скорости шансы на падение только растут.

Ну а теперь главный лайфхак в этом деле. Как только заехали в воду, смотрите, не отрывая глаз, на точку на другом берегу, куда вы хотите приехать. Это похоже на магию, но работает с надежностью молотка. Ни в коем случае не смотреть на воду перед собой и берега по краям. Тело отрабатывает заученные навыки, мот ныряет и выныривает, а вы держите равновесие, ровно держите газ и всегда смотрите в точку, куда хотите приехать. Только туда. И сами не заметите, как уже выбираетесь снова на грунт. Посмотрели на воду перед собой — замедлились и упали.

Ну а если вдруг в луже вы все же начали замедляться — стало глубже и мот пошёл тяжелее, чуть сбросили газ и надо добавить — газ всегда добавляем импульсами, нежно и только пробуксовывая сцеплением. Иначе на мощном моторе особенно велик риск сорвать заднее колесо, а потом выливать воду из шлема. Но смотрим всегда только в точку выезда на сушу. Что бы не происходило вообще.



Как поднять тяжелый мотик в грязи одному?
Вообще это сложно. Но возможно. Здесь тоже есть свои нюансы. Самое важное — прежде чем поднимать слона, убедитесь что оба его колеса заблокированы. Если у тяжелой эндуры оставить крутиться хотя бы одно колесо, поднять такой мот в грязи или на песке сможет только Геракл, у всех остальных это будет сизифов труд — приподнял — подвинул — опустил. Если не ассоциируете себя с героями Древней Греции, то надо придумать чем заблокировать переднее колесо — заднее и так почти наверняка осталось на передаче. Даже если и нет — проблема все равно будет в переднем, именно оно стремится прокручиваться, когда поднимаем мотик за руль.

Если у вас нет защиты рук, то зажать передний тормоз можно надев на него и руль перчатку. Легко и просто. Но если вы, как и я, катаетесь на мотоцикле с защитой рук, то так не получится. И в этом случае вам заранее следует взять с собой что-то — кусок ли веревки, резинку на липучке или там резинку для крепления багажа — надо заранее подобрать и попробовать как получается сделать это до падений, ещё дома. Как ни смешно — если у вас не окажется, чем в такой ситуации заблокировать передний тормоз, один тяжелую эндуру вы скорее всего не поднимите — прокручивая передним колесом, мот будет ползти вбок, а не подниматься наверх. На худой конец для этого подойдёт и бандана. Но если вдруг окажется что с собой нет ничего подходящего, ваше приключение может минимум на пару часов затянуться.

Если оба колеса заблокированы, следует помнить, что вы поднимете мот не вверх, а по окружности, центром которой является точка касания грунта колёсами. А это значит, что чем выше будет лежать мот на боку, тем проще его будет поднять. Поднимать его следует, держа обеими руками за руль с одной стороны, начиная в позиции нижнего положения «приседания со штангой». Стараемся поднять мот ногами и мышцами спины. Обычно получается не сразу — немного приподнял, потом обратно. В этом случае следует поискать, чтоб такое подпихнуть под мот, когда его приподнял. Если в следующий раз вы будуте делать рывок, когда мот удалось приподнять чуть выше — этот рывок выйдет легче. Как правило, достаточно увеличить угол подъема на 10-20 градусов, и дальше вы сможете поднять слона на колёса без труда. Даже порой настолько без труда, что видел как рывок приподнятого уже мотика даётся неожиданно легко, и он не только поднимается, но и заваливается на другую сторону. Отсюда вывод — в верхней точке поднимать осторожно, если есть возможность с той стороны поставить подножку — обязательно сделать заранее. А то, после того как наконец-то поднял, может стать неожиданно обидно.

Если вы уронили мотик на склоне или так что в этом конкретном месте его очень неудобно поднимать — попробуйте повернуть его прям так, как лежит. Когда это песок или грязь, то даже слона можно крутить лёжа на боку. Задав правильно положение, блокируем колеса и пробуем поднимать.

У меня по началу не получалось поднимать Мульта с одного раза — приходилось раз-другой «повышать градус». С опытом научился делать это без помощи посторонних предметов и с первого раза. Но даже если вдруг «что» — теперь я знаю, что даже если не за один «присест», то способ есть, не прибегая к посторонней помощи.



А если застрял?
Ну и последнее на сегодня — что делать, если закопался задним колесом или хуже того — сразу двумя? Если зарылось только заднее колесо, как правило, освободиться очень просто — резкими импульсами, наращивая амплитуду передаваемого на заднее колесо усилия посредством сцепления, вы легко освобождаетесь из плена. Опытные эндуристы предпочитают парковать мот на песке, зажав передний тормоз и закопав заднее почти до половины. И после выезжают из этой «засады» не сложнее, чем вы с парковки.

Все становится намного хуже, если мот застрял в грязи, и там и переднее и заднее колесо. В такой ситуации импульсы скорее всего только закопают вас глубже. Про ровный газ вообще можно забыть. Если попытка освободиться импульсами не даёт результата, прекратите как только попробовали. Не закапывайте слона дальше, вам ещё прийдется его уронить. Да, да, именно уронить. Если вы не успели закопать его полностью по заднее колесо, то легкая раскачка из стороны в сторону приведёт к тому, что мот упадёт. Далее поворачиваем его прямо лёжа поперёк, чтобы не поднять в старую яму, и поднимаем. Приключения можно продолжать.

На этом пока все. Делитесь в комментариях полезными для тяжелых эндуро хинтами и навыками, пишете, о чем может быть ещё было бы интересно узнать.
  • VasiliySpbVasiliySpb
  • Василий
  • 18 апреля 2019 в 10:39
  • 9
  • ?

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+23
BuDeman
Вот вот вам картинка с примером глубокой лужи, а то в посте что-то слабоваты:)



Кстати при потере равновесия (если остановился и чувствуешь что мот уже падает) очень помогал навык спрыгивания с мотоцикла в сторону падения, причём спрыгивать надо конкретно, учитывая что уровень грунта под ногой может быть ниже чем под колёсами. Т.е. у меня получалось спрыгнуть так что на седле у меня оставалось колено другой ноги и зачастую даже при больших углах мот не падал. А если падал, то падал не на тебя, потому что нога которая внизу далеко отставлена.

Ещё при развороте на подножке, особенно если мот груженый — она может согнуться, это надо учитывать и потом её возможно придётся менять, потому что жесткость после выпрямления она скорее всего потеряет.

По поводу застрявания, кроме работы двигателя крайне желательно ещё прыгать на подножках, раскачивая мот и разгружая подвеску.

И конечно надо всегда помнить главное правило эндуриста, — в любой сомнительной ситуации — добавь газу!
0
VasiliySpb
Отличные дополнения, спасибо!
0
danila1271
Ого, куда ТГДым забрался о_О
0
PapaJo
в вашей луже красиво с брызгами не проедешь ))
0
Ryzh
Зато можно красиво пройти как круизный лайнер и погудеть ещё )
+4
daimonwn
«И конечно надо всегда помнить главное правило эндуриста, — в любой сомнительной ситуации — добавь газу! „
0
daimonwn
главное теперь запомнить это правило и не забыть в критической ситуации )))
0
JarikBSU
вот только нет ответа на самое стремное — что делать когда застрял двумя колесами в глубокой луже.
0
Wr38
Валить на бок и тянуть в сторону
+1
farataa
В такой ситуации я повалил на бок, как отписали, но лужа была неглубокая, конец выхлопа над ней торчал. Валить надо было по ситуации на сторону выхлопной трубы, дождался, когда остынет и заткнул подручными средствами. После операции проверил: в трубу вода не затекла ну и поехал дальше. В общем, желательно ещё и затычку для трубы иметь.
0
mars999
Помню как орал благим матом))
Когда эндурик сел в болоте (заболоченная просека) и обе ноги в кроссовых мотоботах присасало)))
Сначала ноги достал потом боты))))
Мот набок кореш держал пробравшись по краю и еле еле вытащили…
0
zorin
если в одно лицо, то валить на бок и тащить. Но это и тяжело, и жалко мопед бывает. Если с другом, то можно веревку с собой возить и за траверсу тянуть или весьма эффективно за переднее колесо тоже тянуть, а ты толкаешь в руль и по ситуации подгазовывать можешь.
Главное беречь спину и тянуть ногами.
+1
PapaJo
давать объявление, продается мотоцикл такой-то самовывоз, координаты такие-то ))
+2
Wr38
  • Wr38
  • 18 апреля 2019 в 14:31
Самое главное при падении в броде — вырубайте сразу двигатель, сразу!!! Во время падения жмите на кнопку, или гидройдар обеспечен.
Не нужно лезть в брод, если мот уходит по приборку. Я так катушки зажигания на Рыбачем похоронил.
+1
Pawel_22
Спасибо! Прочитал все посты, почерпнул много нового! Можно пробовать и на слонике выезжать в лес :))
+1
Wr38
Нужно… я на слонике по кроссовой катаю иногда
+1
Vais
  • Vais
  • 18 апреля 2019 в 21:30
Да, да, именно уронить.
Не всегда. Есть еще способ «выкатывания». Я когда-то даже здесь его описывал.
Слезаем с «запаркованного» мотоцикла и выкатываем назад, вращая заднее колесо.
Да уж, читаю и снова в лес тянет, как того партизана.
0
Pilger
я меня не тяжелый 200кг веся. ноя рядом иду на первой и толкаю когда никак не едет. езжу на Мишке анаке2 по сырой глине иногда. медленно тяжело, но проезжаю.
+1
zorin
  • zorin
  • 19 апреля 2019 в 10:21
Заметил, что многие владельцы больших турэндур, как только увидели грунт, сразу встают в стойку. Типа так правильно, спортивно и т.п. Для себя давно определился, что стойка нужна только в сложных участках, резкий подъем или техничный участок. А например, в той же глубокой луже лучше ехать сидя, прохождение брода строго только сидя.
Кстати из бездора мне больше всего нравится песок. Чтобы его полюбить, надо научиться ездить по нему, зато потом это чистый кайф. В грязюке да с колеями, какая бы ни была резина, турында все равно тяжелый слон. Мопед F800GSA
+1
dsc
Когда сидишь, тяжести выше минимум на пол метра. это раз
Свободы для перемещений тела меньше, это два.
0
g5-freemen
Когда сидишь, тяжести выше минимум на пол метра.
Эээ, что?
0
Siver
Имелось в виду «центр тяжести».
0
g5-freemen
а почему он выше на полметра когда сидишь?
+1
pwrilya
Потому что когда сидишь, то твой вес на седле
Когда стоишь, то весь вес на подножках.
Подножки ниже. Общий центра тяжести конечно в итоге не на полметра ниже, но все равно очень ощутимо.
Кстати, из-за этого, мот при езде в стойке куда сложнее повернуть, вернее удержать в наклоне, тут нудно конкретно придавить одну из подножек, особенно на скорости.
Кстати, это одна из причин почему седла на спортах такие высокие, перемещая жопу достаточно высоко, райдер легче заваливает в поворот и держит там траекторию
0
VasiliySpb
В чем плюсы движения в стойке понятно — можно быстро распределять вес по подножкам, управляя так мотиком при плохом сцеплении, центр тяжести в этом случае меняется, это очевидно даже геометрически. В чем плюсы движения сидя? Можно ногой подстраховать себя от падения, когда сидишь не так страшно ехать. Слона ловить ногой небезопасно и получается плохо, в отличие от легких кроссовых мотиков.
0
DVG
  • DVG
  • 19 апреля 2019 в 10:52
Способ поворота на подножке можно использовать только на твёрдом грунте. На обычном весеннем чернозёме даже с увеличенной пяткой, даже на лёгком мотоцикле подножка уходит в землю по самое не балуйся, становясь дополнительным якорем.
0
kolotun
Не согласен: доводилось разворачивать так байк и в песках и в топких канавах. Если совсем плохо, можно использовать собственное бедро в качестве дополнительной точки опоры — в этом случае нагрузка на подножку не такая большая, и она не успевает утонуть.
0
VasiliySpb
Поддерживаю — с расширенной подножкой поворачивал Мульта в грязи — уходит не больше чем наполовину, хватает чтоб повернуть и поставить обратно.
0
g5-freemen
Если у вас нет защиты рук, то зажать передний тормоз можно надев на него и руль перчатку. Легко и просто. Но если вы, как и я, катаетесь на мотоцикле с защитой рук, то так не получится.
Можно попробовать зажать тормоз запихнув перчатки между защитой рук и ручкой тормоза.
+2
Siver
  • Siver
  • 19 апреля 2019 в 14:52
Главное правило эндуриста — никогда не эндурить в одиночку.
А уж при нарушении этого правила пригодятся все остальные советы.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. VasiliySpb, Эндуро на слонах - продолжение