Блог им. VasiliySpb → Эндурим на песке
Когда съезжаешь с асфальта на не самом легком мотоцикле, два типа покрытия вызывают особую сложность — мокрая глина и сухой песок. Я не раз видел, как вполне опытные на асфальте райдеры достаточно уверенно едут по твёрдому грунту, но теряются, когда выезжают даже на безобидный на первый взгляд песочек. Лето в этому году в Ленобласти выдался аномально сухим, идеальная погода, чтобы прокачать соответствующий навык. Полезные советы по преодолению и размышления о том, почему это сложно, в новом выпуске школы «эндуро на слонах».
В первую очередь стоит разобраться, почему собссно на сухом песке и мокрой глине без соответствующей подготовки начинаются проблемы? Ответ прост — движение мотоцикла перестаёт быть предсказуемым и прямолинейным, и райдер естественно пытается всеми силами снова сделать его стабильным. Это разумеется не получается, поскольку в таких условиях невозможно, и результатом будет или остановка, или чаще всего падение. Вообще, во время тренировок нужно постоянно быть готовым к падению — их будет много, но вы будете падать не просто так, а чтобы когда-нибудь научиться. А если ещё и понимаешь что надо делать, все получится скорей, чем вы думаете.
На мокрой глине поведение одного и того же мотоцикла всегда плюс минус одинаковое, песок же более коварен, потому что он бывает очень разным. Катаясь по карьерам Ленобласти, я выяснил, что есть оказывается большое многообразие видов песка между плотным, мелким как пудра и крупным рыхлым. Это очень сильно влияет на поведение мотоцикла, но ты не успеваешь рассмотреть что за песок впереди, пока в него не въехал. Первое к чему нужно быть готовым — движение мотоцикла перестаёт быть полностью прямолинейным и это нормально. На плотном мелком песке мот лишь немного ведёт и в большинстве случаев по ровным дорогам без крутых подъемов можно просто спокойно ехать сидя. Но если этот песочек окажет более зернистым и рыхлым, мот совсем перестаёт ехать прямо и каждое колесо начинает двигаться по своей неповторимой непредсказуемой траектории.
Самое сложное в обучении эндуро на песке — поверить что это нормально, и вот так то и прийдется кататься дальше, когда каждое колесо норовит ехать нелинейно по-своему. Нужно перестать с этим бороться и начать управлять, и тогда мотоцикл сам собой будет двигаться в нужную сторону. Но прежде чем перейти к практическим советам, давайте разберемся, что вообще происходит с колёсами на песке.
Переднее колесо норовит зарыться, и в этот момент с одной стороны колёса песка оказывается всегда больше чем с другой, что приводит к повороту руля без участия всадника. Далее поведение переднего колеса очень зависит от заднего — толкает оно мотоцикл вперёд или нет. Если толкает, то переднее колесо приподнимается, и меньше зарываясь в песок, само выправляется в сторону движения мотоцикла, снова уходит в сторону по песку и снова спрямляется по движению. Если же переднее колесо вперёд не толкаем, на нем тут же возникает дополнительная нагрузка и оно стремиться зарыться глубже, так чтобы руль подвернулся и мотоцикл упал. Чем больше вес, тем сильнее ощущается эффект.
Заднее колесо само по себе преподносит меньше сюрпризов — если оно не толкает мотоцикл вперёд, проблемы будут только с передним. Ну а если толкает, в песке у вас будет постоянная пробуксовка, от чего заднее колесо все время будет вести в какую-то сторону. Не нужно бояться, при движении по песку это совершенно нормально, заднее колесо всегда будет пробовать куда-то уехать. На этом краткий курс теории будет считать законченным, переходим к практике.
Первое — едем разумеется в стойке. Если нужно проехать небольшой сложный участок, это не крутой подъем и вас никто не видит — конечно можно просто «пропингвинить», проезжая сидя и помогая себе ногами. Но если нужно проехать участок даже в несколько сотен метров, такой способ уже не очень поможет. Я всегда встаю в стойку и снижаю скорость когда вижу на незнакомой дороге впереди песок, потому что не знаю каким он окажется в итоге. На 310gs стоит стоковая Туранза, резина далеко не топовая и по рисунку кажется скорее шоссейной, но даже она позволяет при наличии навыков вполне уверенно и с удовольствием ездить по любому песку. Но только в стойке. Дело в том, что рулить в песке нужно в первую очередь ногами, правильно перенося вес на подножках и наклоняя мотоцикл. Кроме того, положение тела в движении по песку близко к положению торможения в стойке — отклоняемся назад чтобы лучше загрузить заднее колесо и разгрузить переднее. Но на подъемах вес все равно нужно переносить вперёд, чтобы сохранять хороший зацеп заднего колеса без отрыва переднего.
А вот с рулем нужно быть очень аккуратным. Мы помним, что переднее колесо само помогает нам ехать, поэтому очень важно научиться не держать руль вцепившись в него всеми лапами, а только слегка придерживать пальцами, давая свободный ход. Рулить в песке нужно ладонями. Давайте представим на стоящем спокойно мотоцикле, что вы поворачиваете толкая от руль от себя. По-очереди, одной рукой в одну сторону, другой в другую. Потом попробуйте порулить так на маленькой скорости на твёрдых покрытиях. Когда вы поедете по песку, очень важно использовать этот навык, чтобы не бороться с постоянными «паразитными» поворотами переднего колеса. Вы подруливаете толкая руль от себя одной или другой рукой, давая колесу отклоняться на совсем небольшой градус при «прямолинейном» движении — дальше его не пустит ваша ладонь. Вы удивитесь, насколько послушней становиться мотоцикл в песке, как только перестаёшь жёстко держать руль и позволяешь ему чуть-чуть танцевать.
Переходим к главному — газ. Газ на песке всегда должен быть приоткрытым. Ваши «обороты» холостого хода должны быть ближе к 5 тысячам. Большой ошибкой будет сбавить газ, если заднее колесо начало заносить сильнее чем хотелось бы. Газ нужно убирать только сцеплением. Убирать плавно и не полностью! Если только речь не идёт об экстренной остановке. Пробуксовывая сцеплением, вы стабилизируете мот, имеете уверенный запас тяги и заднее колесо все ещё продолжает толкать переднее, даже когда мотоцикл замедляется. Если вы просто убираете газ, то после стабилизации мотоцикла нужно будет добавлять газ намного резче и велика вероятность получить новый занос. В идеале вы вообще до падения или полной остановки следует держать стабильные обороты мотора, передавая момент на колесо только сцеплением. И если в какой-то момент понадобилось убрать газ, очень плавно работайте сцеплением, возвращая тягу. Со временем вы начнёте отпускать сцепление все быстрее, помогая себе в рулении контрзаносами заднего колеса.
Ну а когда у вас начнёт получаться делать все это не думая и одновременно, можно выяснить, что гонять по песку на тяжелом мотике это очень и очень весело. Пробуйте, экспериментируйте, делитесь опытом.
- VasiliySpb
- Василий
- 13 июля 2019 в 17:03
- 10
- ?
- IgorLebedev
- 13 июля 2019 в 17:54
- ↓
ПРивет земляку! Лето в Ленобласти, к сожалению, уже оскалилось проливными дождями и сухим не кажется, как в июне ))
Статья классная! +1
Нашел несколько полезных советов, о которых раньше не задумывался вовсе.
СПАСИБО, автор!
Статья классная! +1
Нашел несколько полезных советов, о которых раньше не задумывался вовсе.
СПАСИБО, автор!
- VasiliySpb
- 13 июля 2019 в 22:58
- ↑
- ↓
Ни разу такое не пробовал на шоссейном мотоцикле, но в целом эта техника универсальна, поскольку такое поведение на песке характерно для всех двухколесных. Но чтобы техника работала, надо обязательно сначала попрактиковаться в условиях, когда не страшно падать. Потому что научиться не падая думаю не получится ;)
Полезная инфа!
Имея небольшой эндурный опыт скажу что главная проблема — в том что работа рулем перестает влиять на траекторию по привычным асфальтовым шаблонам. От слова совсем.
Есть учебное видео на котором отучают от асфальтовой рулежки разными методами. Один из них — при прямолинейном движении по песку быстро перекладывать руль на нехилый угол, и, о чудо, моту это пофиг — едем прямо )
Имея небольшой эндурный опыт скажу что главная проблема — в том что работа рулем перестает влиять на траекторию по привычным асфальтовым шаблонам. От слова совсем.
Есть учебное видео на котором отучают от асфальтовой рулежки разными методами. Один из них — при прямолинейном движении по песку быстро перекладывать руль на нехилый угол, и, о чудо, моту это пофиг — едем прямо )
Газ нужно убирать только сцеплением
наверное вы хотели сказать передачу мощности на заднее колесо?
про 5000 об/мин сильно, на многоих мотах, даже эндуро это почти максимальные обороты. Логичнее держать обороты в зоне максимального крутящего момента. И ещё если мот тяжелый, тот же 1200 гусь то разгонять его постоянно не получится, и есть техника импульсного газа, рывками его подавать, так тяга сохраняется а скорость не нарастает.
А тема правильая и изложненно все верно)
наверное вы хотели сказать передачу мощности на заднее колесо?
про 5000 об/мин сильно, на многоих мотах, даже эндуро это почти максимальные обороты. Логичнее держать обороты в зоне максимального крутящего момента. И ещё если мот тяжелый, тот же 1200 гусь то разгонять его постоянно не получится, и есть техника импульсного газа, рывками его подавать, так тяга сохраняется а скорость не нарастает.
А тема правильая и изложненно все верно)
- VasiliySpb
- 14 июля 2019 в 9:42
- ↑
- ↓
Да, речь шла именно о передаче мощности конечно же.
Что касается оборотов — речь про тяжёлые мотики, а не маленькие кроссачи. Когда мотор можно крутить до 10-11 тыс.об, то как раз ближе к 5 получается оптимальная зона для дальнейшего уверенного подхвата.
Вы совершенно правы про импульсы, но там необходимо для оптимального эффекта работать газом, сцеплением и задним тормозом. Это может быть будет тема для отдельной продвинутой статьи, ну и именно такой песок, где никак не проехать без импульсов, на дорогах все же почти встречается. Если на мотике надо ехать импульсами, даже 4х4 авто в таком песке встаёт сразу.
Что касается оборотов — речь про тяжёлые мотики, а не маленькие кроссачи. Когда мотор можно крутить до 10-11 тыс.об, то как раз ближе к 5 получается оптимальная зона для дальнейшего уверенного подхвата.
Вы совершенно правы про импульсы, но там необходимо для оптимального эффекта работать газом, сцеплением и задним тормозом. Это может быть будет тема для отдельной продвинутой статьи, ну и именно такой песок, где никак не проехать без импульсов, на дорогах все же почти встречается. Если на мотике надо ехать импульсами, даже 4х4 авто в таком песке встаёт сразу.
- Sheff_serg
- 14 июля 2019 в 8:24
- ↓
Спасибо за статью! Наконец-то расставлены все точки над i. Тема в этом году стала очень актуальна, когда я два дня на строме ездил по пампасам, в том числе и песчаным)
- VasiliySpb
- 14 июля 2019 в 9:45
- ↑
- ↓
Рад что понравилось. Все точки ещё не расставлены, это тема содержит много нюансов, про базовые вещи постарался рассказать.
- VasiliySpb
- 14 июля 2019 в 10:56
- ↑
- ↓
Ну во-первых, потому что гусёнок с защитой весит под 200 кг, тут полно людей меня уверяли, что на такие тяжёлые мопеды вообще не эндурят ))
Во-вторых, 310gs на вседорожной резине как на фото ведёт себя на песке схоже с Мультистрадой на ткс80, но подходящих фоток Мульта под рукой не было.
Во-вторых, 310gs на вседорожной резине как на фото ведёт себя на песке схоже с Мультистрадой на ткс80, но подходящих фоток Мульта под рукой не было.
- VasiliySpb
- 14 июля 2019 в 17:33
- ↑
- ↓
Дело в том, что я сторонник концепции «универсального» мотоцикла, когда ты можешь ехать далеко, долго и по разным типа покрытия. И тут возможность стравить давление чаще всего отсутствует, потому что по асфальту потом на единичке будет просто опасно.
Я с собой миникомпресор вожу на всякий случай. Универсальность мота компрессор никак не уменьшит) И даже наоборот, увеличит. А по давлению, на единичке ничего особенно плохого не произойдёт на асфальте, до заправки доехать 20 км можно. Я например на 250сс эндуре с 1атм начинаю по сухому, и если скользко становится опускаюсь ниже, 0.8-0.7 но выше 1.0 не бывает вообще у меня давления в колёсах на эндурке. И по асфальту тоже бывают участки, ничего не происходит. Ну на дальняк не надо так ехать…
- Sheff_serg
- 15 июля 2019 в 10:09
- ↑
- ↓
Да и вообще, компрессор в дальняке, как и ремкомплект шин — мастхэв!
по пескам езжу много и с удовольствием. Мопед F800GSA, облачен в защиты и с кофром, так что вес в районе 250 точно.
Для меня езда по песчаным дорогам (Мещера в частности) наиболее увлекательна из всех вариантов вне асфальтового катания. В целом со всем написанным в статье согласен, кроме оборотов, так как они действительно отличаются у разных мотиков, у кого вторая длинная, кто-то разогнавшись переключается на третью. Лично я редко смотрю на обороты на грунте, просто чувствуешь надо ли добавить газу или наоборот пора переключаться вверх.
От себя добавлю, что на 800ке на глубоком песке надо дать ей выйти на скорость (30-40км/ч хотя бы), тогда разгружается переднее переднее колесо и мотоцикл начинает нормально ехать. Тем не менее надо быть готовым к пугающе сильному расколбасу руля не пытаться его ловить, раскачивая весь мотоцикл. Песок любит быструю езду.
По поводу стойки. Когда сложный участок, трогаюсь или наваливаю то еду в стойке, а так и сидя норм. Особенно когда участок песка 80-100км например.
Подытоживая скажу, что на песке на слоне мне ездить интереснее всего, так как такая езда постоянно тренирует навыки и не бывает одинаковой. А вот в чаче на 800ке грустно совсем. Для грязевых ванн имеется легкий мопед.
Для меня езда по песчаным дорогам (Мещера в частности) наиболее увлекательна из всех вариантов вне асфальтового катания. В целом со всем написанным в статье согласен, кроме оборотов, так как они действительно отличаются у разных мотиков, у кого вторая длинная, кто-то разогнавшись переключается на третью. Лично я редко смотрю на обороты на грунте, просто чувствуешь надо ли добавить газу или наоборот пора переключаться вверх.
От себя добавлю, что на 800ке на глубоком песке надо дать ей выйти на скорость (30-40км/ч хотя бы), тогда разгружается переднее переднее колесо и мотоцикл начинает нормально ехать. Тем не менее надо быть готовым к пугающе сильному расколбасу руля не пытаться его ловить, раскачивая весь мотоцикл. Песок любит быструю езду.
По поводу стойки. Когда сложный участок, трогаюсь или наваливаю то еду в стойке, а так и сидя норм. Особенно когда участок песка 80-100км например.
Подытоживая скажу, что на песке на слоне мне ездить интереснее всего, так как такая езда постоянно тренирует навыки и не бывает одинаковой. А вот в чаче на 800ке грустно совсем. Для грязевых ванн имеется легкий мопед.
- SamaraRaider
- 19 июля 2019 в 12:02
- ↓
я тоже на fz6s2 практикую такие вылазки, многие уже говорят купи ты себе эндуро)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть