Блог им. RatmiR73 → Износ мотоциклетных шин на треке: наиболее распространённые примеры и причины
Перевод статьи и видео Дэна Неттинга (канал Life at Lean), где он рассказывает о наиболее типичных видах деформации шин, как их распознать и о причинах появления.
Автор: Dan Netting
В этом руководстве я разберу несколько разных примеров износа резины, с которыми можно столкнуться во время трек-дня, отдыхая в паддоке между заездами. Мне хотелось бы помочь вам узнать больше об износе шин мотоцикла, чтобы вы могли успешно бороться с отвратительными повреждениями ваших покрышек.
Однако, как большинство подобных справочников о шинах, природа этой темы довольно сложная и состоящая из многих компонентов, поэтому зачастую довольно непросто сказать, что явилось причиной того или этого (особенно когда речь идёт о настройке подвески). Так что прошу вас воспринимать эту статью как несколько упрощённую базовую информацию об износе шин мотоцикла, а не как подробный анализ. Детальный разбор я оставляю Дэйву Моссу. Итак, давайте перейдём к первому примеру повреждения покрышек.
Причина – деформация из-за холодного воздуха происходит, когда шина перекачана. Когда давление в шине излишнее пятно контакта на земле слишком маленькое и не может производить тепло, достаточное для того, чтобы разогреть каркас шины до рабочей температуры. Вместо этого поверхность шины быстро нагревается, в то время как температура каркаса остаётся ниже рабочей, поэтому поверхность шины просто рвётся.
Признаки – следы деформации довольно глубокие и похожи на следы от ногтей. Если вы можете поддеть эти следы своим ногтем и почти отделить значительный кусок резины от покрышки, то будьте уверены, это признак воздействия холодного воздуха.
Причина – Повреждения от перегрева возникают при недостаточном давлении в шине. Недокачанная шина создаёт слишком большое пятно контакта, и это приводит к тому, что шина перегревается. Когда вся шина перегревается, то поверхность начинает плавиться очень быстро и изнашивается из-за центробежной силы, появившейся во время вращения колеса.
На первый взгляд это похоже на деформацию от холодного воздуха, но поскольку перегревается вся шина, а не только её поверхность, резина слетает с меньшим усилием, а не отрывается от холодного каркаса, как вы можете увидеть при воздействии холодного воздуха. Это означает, что деформация от перегрева не такая глубокая.
Признаки – как я уже говорил, для поверхности резины не требуется много, чтобы оторваться, когда шина недокачана, потому что вся шина перегревается, так что следы деформации на покрышке от перегрева неглубокие и более обширные. Также вы не сможете подцепить повреждения ногтем как это возможно при деформациях от холодного воздуха.
Следы деформации спускаются вниз от центра шины, в форме дуги, это вызвано центробежной силой, действующей на колесо.
Прим.: кроме того, можно заметить, что шина прогнулась вовнутрь, где ей продолжительное время пришлось выдерживать вес мотоцикла и райдера.
Когда мы говорим о подвеске и как неправильная настройка может повлиять на износ шин, трудно объяснить, какие признаки об этом говорят, потому что не каждая форма износа является уникальной для конкретного компонента подвески. Тем не менее, ниже я в общих чертах описал несколько моментов, которые должны помочь вам определить, связаны ли ваши проблемы с шинами с подвеской.
Если настройки вашего заднего амортизатора (отбой, сжатие, статическое проседание (SAG) или жёсткость пружины) настроены некорректно, в тот момент, когда они задействуют шину как часть подвески, вы немедленно получаете какой-то необычный износ или деформацию, потому что шина просто не сконструирована, чтобы её использовали таким образом.
Для нетренированного глаза износ шины, вызванный неправильными настройками подвески, легко можно спутать с проблемами давления в шинах (холодный воздух или перегрев), но есть несколько отличий и несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы начать работать над исправлением этих деформаций.
Правильно ли настроены пружины? – если ваша пружина слишком жёсткая или слишком мягкая, каркас шины будет подвергаться большой нагрузке, потому что его заставляют работать значительной частью подвески, поскольку пружина не выполняет свою работу должным образом. Это означает, что шина закончится быстро, разрывая себя на кусочки из-за неправильной нагрузки.
Является ли повреждённая область одинаковой по всей ширине? – обратите внимание на толщину деформации. Если вы заметите, что ширина области повреждений не одинаковая и значительно изменяется, если проследить по всей шине, то это яркий признак того, что с подвеской что-то не так, обычно настройки отбоя приближаются к максимальным значениям. Фотография наглядно это демонстрирует.
Идёт ли деформация по всей окружности шины? – если да, то это может быть связано с неправильным давлением в шинах или с геометрией.
Однако если это не так и вы, исследуя деформацию по всей окружности шины, отмечаете, что следы непостоянны, то есть сначала идёт повреждённая область, а затем значительная зона без повреждений, затем снова повреждения, которые вновь сочетаются с чистой зоной, то это ещё один признак, что настройки подвески выставлены неправильно, скорее всего, отбой или сжатие, или даже комбинация их обоих.
Края протектора задраны? – если у вас есть задранные участки на передней или задней кромке рисунка протектора, то это явный признак того, что демпинг отбоя на вилке или амортизаторе выставлен на слишком быстрое или слишком медленное срабатывание. Обычно если борозда находится на переднем крае, отбой слишком медленный, а если на заднем крае, то он слишком быстрый. Ответив на вопросы, указанные выше, вы сможете определить, есть ли у вас проблемы, связанные с подвеской.
Недостаточно веса на переднем колесе
Причина – этот вид износа мотоциклетных шин встречается не так часто как повреждения от холодного или горячего воздуха, так как он возникает из-за неправильной настройки геометрии, которая обычно влияет на переднее колесо. На этой фотографии вы видите результат недостатка веса на передней шине, в связи с чем она не может прогреться до рабочей температуры.
Это означает, что передняя шина не может получить должного держака или силы сцепления и, как результат, передняя шина получает удары и, отставая, тащится по поверхности, когда райдер открывает газ, вместо того, чтобы катиться, как это должно быть. Поверхность шины сильно нагревается и впоследствии разрушается.
Признаки – при недостатке веса на переднем колесе вы увидите гораздо меньшую полосу повреждений, которые будут выглядеть очень похоже на деформацию от перегрева на заднем колесе, только полоса будет около 5-10 миллиметров в ширину, обычно посередине между центром покрышки и кромкой. Также, как правило, этот след будет одинаковым вокруг всей шины.
Слишком много веса на переднем колесе
Причина – как можно понять из заголовка, другой вид повреждений, связанных с геометрией, это слишком много веса на переднем колесе. Что происходит в этом случае – когда вы начинаете поворачивать мотоцикл в поворот, из-за излишнего веса переднее колесо будет буквально вспахивать поверхность (вместо того чтобы катиться), и как только вы закончите поворачивать и откроете газ, то уберёте излишний вес с переднего колеса и разгрузите его.
Заодно с перегрузкой переднего колеса, этот вид повреждений часто появляется, когда передняя часть мотоцикла слишком мягкая вкупе с чрезмерным весом.
Признаки – при деформации, вызванной геометрией, а именно чрезмерным весом на переднем колесе, повреждения появятся на крайней трети покрышки, что будет знаком неправильного износа, так что повреждённая область будет довольно обширной.
Если ваши шины показывают плохие следы износа на крайней трети покрышки, где начинается рисунок износа (ближе к середине шины), равномерно следуя по всей окружности покрышки, вы можете быть полностью уверены, что ваши проблемы с деформацией вызваны геометрией и чрезмерным весом на переднем колесе.
Можно часто услышать вопрос: «Почему мои шины синие?» или «Что за синее вещество на моих шинах?» от людей, которые предполагают, что их шинам пришёл конец. Это не совсем так.
Что делает их синими? – Мотоциклетные шины содержат масла, которые сохраняют их мягкими, и синие/зелёные оттенки, которые вы можете видеть на шинах – это просто масла, выступившие на поверхности.
Почему они на поверхности? – Когда шины в процессе эксплуатации значительно нагреваются, а затем снова охлаждаются (это один тепловой цикл), масла часто выступают на поверхность. Когда вы снова поедете, то эти поверхностные масла сотрутся, и только когда вы снова вернётесь и дадите шинам остыть, следы появятся снова.
Каждый раз, когда вы проводите шину через тепловой цикл, вы теряете масла, которые позволяют ей оставаться мягкой, поэтому чем больше тепловых циклов прошла резина, тем менее эффективными будут свойства резины.
Примечание: тепловые циклы влияют на трековые шины гораздо больше нежели на дорожные, потому что дорожная резина приспособлена к прохождению этих циклов.
Итак, теперь мы знаем, что мы не хотим увидеть касательно износа шин, но что мы хотим увидеть?
Взгляните на фотографию, это то, что мы хотим увидеть. Если рисунок, образовавшийся на шинах, выглядит так же, как на фото, то есть похож на песчаный пляж, а все деформации пропали, то вы на правильном пути.
Это не означает, что вы получите наилучший результат (гонщики часто жертвуют шинами для лучшего выступления), но это подразумевает, что с большой вероятностью вы увеличите срок службы ваших шин с достаточным держаком для любого гонщика в течение трек-дня.
Мотоциклетные шины очень дорогие и, возможно, являются самой большой статьёй расходов для любого трек-дня или гонщика (помимо стоимости времени на треке), так что решение проблем с износом шин очень важно для их сохранения и сохранения вашего кошелька в хорошем состоянии.
С учётом озвученных советов я уверен, что теперь вы сможете заметить признаки проблем, связанных с неправильным износом шин и принять меры к их устранению как можно быстрее, до того, как износ начнёт разрушать ваши шины.
Также следует отметить, что это сильно упрощённое руководство по износу шин и видам деформаций, поскольку существует множество факторов, которые вступают в игру: такие как давление в шинах, настройки подвески, стиль вождения и даже профиль трека, которые добавляют проблем. Так что всё, что я стараюсь сделать – дать вам базовые знания, чтобы вы могли двигаться в нужном направлении, чтобы решать ваши проблемы с износом шин. Надеюсь, я принёс немного пользы.
Так что не забывайте следить за вашими шинами, друзья!
Я очень благодарен Дэйву Моссу (Dave Moss Tuning) за эту статью. Всему этому я научился благодаря информации из его бесплатных видео и статей, которые были посвящены проблемам износа шин. По этой тематике практически нет качественного материала, так что нам очень повезло, что у нас есть Дэйв, который делает всё, чтобы научить райдеров решать проблемы с износом шин.
Перевод и озвучка: Андрей «РатмиР» С.
Выложено с разрешения автора.
Специально для БайкПост и Мотоджимхана 73
Оригинал видео:
Автор: Dan Netting
В этом руководстве я разберу несколько разных примеров износа резины, с которыми можно столкнуться во время трек-дня, отдыхая в паддоке между заездами. Мне хотелось бы помочь вам узнать больше об износе шин мотоцикла, чтобы вы могли успешно бороться с отвратительными повреждениями ваших покрышек.
Однако, как большинство подобных справочников о шинах, природа этой темы довольно сложная и состоящая из многих компонентов, поэтому зачастую довольно непросто сказать, что явилось причиной того или этого (особенно когда речь идёт о настройке подвески). Так что прошу вас воспринимать эту статью как несколько упрощённую базовую информацию об износе шин мотоцикла, а не как подробный анализ. Детальный разбор я оставляю Дэйву Моссу. Итак, давайте перейдём к первому примеру повреждения покрышек.
Холодный воздух
Причина – деформация из-за холодного воздуха происходит, когда шина перекачана. Когда давление в шине излишнее пятно контакта на земле слишком маленькое и не может производить тепло, достаточное для того, чтобы разогреть каркас шины до рабочей температуры. Вместо этого поверхность шины быстро нагревается, в то время как температура каркаса остаётся ниже рабочей, поэтому поверхность шины просто рвётся.
Признаки – следы деформации довольно глубокие и похожи на следы от ногтей. Если вы можете поддеть эти следы своим ногтем и почти отделить значительный кусок резины от покрышки, то будьте уверены, это признак воздействия холодного воздуха.
Горячий воздух
Причина – Повреждения от перегрева возникают при недостаточном давлении в шине. Недокачанная шина создаёт слишком большое пятно контакта, и это приводит к тому, что шина перегревается. Когда вся шина перегревается, то поверхность начинает плавиться очень быстро и изнашивается из-за центробежной силы, появившейся во время вращения колеса.
На первый взгляд это похоже на деформацию от холодного воздуха, но поскольку перегревается вся шина, а не только её поверхность, резина слетает с меньшим усилием, а не отрывается от холодного каркаса, как вы можете увидеть при воздействии холодного воздуха. Это означает, что деформация от перегрева не такая глубокая.
Признаки – как я уже говорил, для поверхности резины не требуется много, чтобы оторваться, когда шина недокачана, потому что вся шина перегревается, так что следы деформации на покрышке от перегрева неглубокие и более обширные. Также вы не сможете подцепить повреждения ногтем как это возможно при деформациях от холодного воздуха.
Следы деформации спускаются вниз от центра шины, в форме дуги, это вызвано центробежной силой, действующей на колесо.
Прим.: кроме того, можно заметить, что шина прогнулась вовнутрь, где ей продолжительное время пришлось выдерживать вес мотоцикла и райдера.
Износ шины, связанный с подвеской
Когда мы говорим о подвеске и как неправильная настройка может повлиять на износ шин, трудно объяснить, какие признаки об этом говорят, потому что не каждая форма износа является уникальной для конкретного компонента подвески. Тем не менее, ниже я в общих чертах описал несколько моментов, которые должны помочь вам определить, связаны ли ваши проблемы с шинами с подвеской.
Если настройки вашего заднего амортизатора (отбой, сжатие, статическое проседание (SAG) или жёсткость пружины) настроены некорректно, в тот момент, когда они задействуют шину как часть подвески, вы немедленно получаете какой-то необычный износ или деформацию, потому что шина просто не сконструирована, чтобы её использовали таким образом.
Для нетренированного глаза износ шины, вызванный неправильными настройками подвески, легко можно спутать с проблемами давления в шинах (холодный воздух или перегрев), но есть несколько отличий и несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы начать работать над исправлением этих деформаций.
Правильно ли настроены пружины? – если ваша пружина слишком жёсткая или слишком мягкая, каркас шины будет подвергаться большой нагрузке, потому что его заставляют работать значительной частью подвески, поскольку пружина не выполняет свою работу должным образом. Это означает, что шина закончится быстро, разрывая себя на кусочки из-за неправильной нагрузки.
Является ли повреждённая область одинаковой по всей ширине? – обратите внимание на толщину деформации. Если вы заметите, что ширина области повреждений не одинаковая и значительно изменяется, если проследить по всей шине, то это яркий признак того, что с подвеской что-то не так, обычно настройки отбоя приближаются к максимальным значениям. Фотография наглядно это демонстрирует.
Идёт ли деформация по всей окружности шины? – если да, то это может быть связано с неправильным давлением в шинах или с геометрией.
Однако если это не так и вы, исследуя деформацию по всей окружности шины, отмечаете, что следы непостоянны, то есть сначала идёт повреждённая область, а затем значительная зона без повреждений, затем снова повреждения, которые вновь сочетаются с чистой зоной, то это ещё один признак, что настройки подвески выставлены неправильно, скорее всего, отбой или сжатие, или даже комбинация их обоих.
Края протектора задраны? – если у вас есть задранные участки на передней или задней кромке рисунка протектора, то это явный признак того, что демпинг отбоя на вилке или амортизаторе выставлен на слишком быстрое или слишком медленное срабатывание. Обычно если борозда находится на переднем крае, отбой слишком медленный, а если на заднем крае, то он слишком быстрый. Ответив на вопросы, указанные выше, вы сможете определить, есть ли у вас проблемы, связанные с подвеской.
Повреждения, связанные с геометрией
Недостаточно веса на переднем колесе
Причина – этот вид износа мотоциклетных шин встречается не так часто как повреждения от холодного или горячего воздуха, так как он возникает из-за неправильной настройки геометрии, которая обычно влияет на переднее колесо. На этой фотографии вы видите результат недостатка веса на передней шине, в связи с чем она не может прогреться до рабочей температуры.
Это означает, что передняя шина не может получить должного держака или силы сцепления и, как результат, передняя шина получает удары и, отставая, тащится по поверхности, когда райдер открывает газ, вместо того, чтобы катиться, как это должно быть. Поверхность шины сильно нагревается и впоследствии разрушается.
Признаки – при недостатке веса на переднем колесе вы увидите гораздо меньшую полосу повреждений, которые будут выглядеть очень похоже на деформацию от перегрева на заднем колесе, только полоса будет около 5-10 миллиметров в ширину, обычно посередине между центром покрышки и кромкой. Также, как правило, этот след будет одинаковым вокруг всей шины.
Слишком много веса на переднем колесе
Причина – как можно понять из заголовка, другой вид повреждений, связанных с геометрией, это слишком много веса на переднем колесе. Что происходит в этом случае – когда вы начинаете поворачивать мотоцикл в поворот, из-за излишнего веса переднее колесо будет буквально вспахивать поверхность (вместо того чтобы катиться), и как только вы закончите поворачивать и откроете газ, то уберёте излишний вес с переднего колеса и разгрузите его.
Заодно с перегрузкой переднего колеса, этот вид повреждений часто появляется, когда передняя часть мотоцикла слишком мягкая вкупе с чрезмерным весом.
Признаки – при деформации, вызванной геометрией, а именно чрезмерным весом на переднем колесе, повреждения появятся на крайней трети покрышки, что будет знаком неправильного износа, так что повреждённая область будет довольно обширной.
Если ваши шины показывают плохие следы износа на крайней трети покрышки, где начинается рисунок износа (ближе к середине шины), равномерно следуя по всей окружности покрышки, вы можете быть полностью уверены, что ваши проблемы с деформацией вызваны геометрией и чрезмерным весом на переднем колесе.
Изменение цвета шин – синие шины
Можно часто услышать вопрос: «Почему мои шины синие?» или «Что за синее вещество на моих шинах?» от людей, которые предполагают, что их шинам пришёл конец. Это не совсем так.
Что делает их синими? – Мотоциклетные шины содержат масла, которые сохраняют их мягкими, и синие/зелёные оттенки, которые вы можете видеть на шинах – это просто масла, выступившие на поверхности.
Почему они на поверхности? – Когда шины в процессе эксплуатации значительно нагреваются, а затем снова охлаждаются (это один тепловой цикл), масла часто выступают на поверхность. Когда вы снова поедете, то эти поверхностные масла сотрутся, и только когда вы снова вернётесь и дадите шинам остыть, следы появятся снова.
Каждый раз, когда вы проводите шину через тепловой цикл, вы теряете масла, которые позволяют ей оставаться мягкой, поэтому чем больше тепловых циклов прошла резина, тем менее эффективными будут свойства резины.
Примечание: тепловые циклы влияют на трековые шины гораздо больше нежели на дорожные, потому что дорожная резина приспособлена к прохождению этих циклов.
Что мы хотим увидеть от наших шин
Итак, теперь мы знаем, что мы не хотим увидеть касательно износа шин, но что мы хотим увидеть?
Взгляните на фотографию, это то, что мы хотим увидеть. Если рисунок, образовавшийся на шинах, выглядит так же, как на фото, то есть похож на песчаный пляж, а все деформации пропали, то вы на правильном пути.
Это не означает, что вы получите наилучший результат (гонщики часто жертвуют шинами для лучшего выступления), но это подразумевает, что с большой вероятностью вы увеличите срок службы ваших шин с достаточным держаком для любого гонщика в течение трек-дня.
Подводим итоги
Мотоциклетные шины очень дорогие и, возможно, являются самой большой статьёй расходов для любого трек-дня или гонщика (помимо стоимости времени на треке), так что решение проблем с износом шин очень важно для их сохранения и сохранения вашего кошелька в хорошем состоянии.
С учётом озвученных советов я уверен, что теперь вы сможете заметить признаки проблем, связанных с неправильным износом шин и принять меры к их устранению как можно быстрее, до того, как износ начнёт разрушать ваши шины.
Также следует отметить, что это сильно упрощённое руководство по износу шин и видам деформаций, поскольку существует множество факторов, которые вступают в игру: такие как давление в шинах, настройки подвески, стиль вождения и даже профиль трека, которые добавляют проблем. Так что всё, что я стараюсь сделать – дать вам базовые знания, чтобы вы могли двигаться в нужном направлении, чтобы решать ваши проблемы с износом шин. Надеюсь, я принёс немного пользы.
Так что не забывайте следить за вашими шинами, друзья!
Благодарность
Я очень благодарен Дэйву Моссу (Dave Moss Tuning) за эту статью. Всему этому я научился благодаря информации из его бесплатных видео и статей, которые были посвящены проблемам износа шин. По этой тематике практически нет качественного материала, так что нам очень повезло, что у нас есть Дэйв, который делает всё, чтобы научить райдеров решать проблемы с износом шин.
Перевод и озвучка: Андрей «РатмиР» С.
Выложено с разрешения автора.
Специально для БайкПост и Мотоджимхана 73
Оригинал видео:
- RatmiR73
- Андрей
- 16 марта 2019 в 20:52
- 14
- +18
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть