Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. capitan_amer → Краткая история мотоциклов с коляской


Харли-Дэвидсон 1915 года выпуска с первой оригинальной харлеевской коляской.
Любопытная машина — мотоцикл с коляской.
Мало из нас кто ездил в коляске или на заднем сиденье, еще меньше кто за рулём. Но есть небольшое количество энтузиастов-колясочников, которые любят свои трехколесные машины, иногда называемые боковой прицеп или коляска, и значительное число компаний, которые пытаются снабдить своей продукцией своих истинных ценителей.

Происхождение коляски является предметов споров, но с появлением патента на роликовую цепь в 1880 и приходом популярности «безопасного» велосипеда (с двумя одинакового размера колесами с приводом цепью на заднее), творчески одаренные натуры разработали очень лёгкую коляску, чтобы энергичные молодые велосипедисты могли перевозить своих дам на стиле.
Когда на велосипеды стали ставить моторчики, возникла идея возить пассажира. В Викторианскую эпоху уважающую себя женщину нельзя было увидеть на заднем сиденье, не говоря уже о том, что старые задние сиденья были ужасно неудобными. Первое упоминание о мотоцикле с коляской, которое я нашел, был конкурс 1893 года, учрежденный французской газетой, обещавшей награду тому, кто предложит лучший способ перевозить пассажира с комфортом и элегантностью. Были представлены три сильно отличающихся способа: спереди, сзади на прицепе и сбоку в коляске.

Классический английский экипаж. Ariel square four 1953 года с коляской Ватсониал сквайр
Перевозка пассажира спереди была трициклом наоборот, с двумя колёсами и пассажирским сиденьем спереди и водителем сидящим сзади. Любой, кто имел удовольствие быть в 1960 году в Сайгоне, возможно ездил на такой штуке со вьетконговским лихачем социопатом за рулём. Основная проблема заключалось в том, что пассажир, буквально, «принимал удар на себя» при любом столкновении.

Идея прицепа сзади. Поднятое дышло, идущее над задним колесом и прикрепленное к раме мотоцикла, как правило, под сиденьем. Это двухколесный прицеп мог бы обеспечить достаточно много места, но пассажирке доставался бы весь шум и выхлопные газы, что было не популярно среди грациозных леди.
Третий и последний вариант это коляска
Самое первое фото мотоцикла с коляской, которое я видел, был мотоцикл Тор с коляской, которое американская компания включила в свой каталог. Коляска была очень презентабельная, плетеная сделанная из прутьев. Что хорошо из-за малого веса.

Пять лет спустя производители мотоциклов начали предлагать заводские коляски, и не только люльки, но и грузовые кузова для развозных машин. Мотоцикл с коляской был дешевле по сравнению с автомобилями, и для плохих американских дорог, застрявшие в грязи, их было легче вытаскивать.

БМВ Р75 1943 года как пример военного мотоцикла с коляской времен Второй Мировой войны

Рамы для колясок были достаточно простыми, обычно трубчатые из стали, с коляской или грузовым контейнером, прикрепленной болтами
В 1913 году конструкторы колясок выбирали 2, 3 или 4 точки крепления коляски к мотоциклу. Двухточечные крепления быстро исчезли, наверное, из-за того, что большинство колясок самостоятельно отваливалось на скорости. Большинство колясок не имело подвесок, но уже начали появляться листовые рессоры. В 1913 году Эрл Джонсон из Харлана, Айова, запатентовал экипажную часть с колесом коляски, которое может наклоняться вместе с мотоциклом, предвидя конструкции Flexi-Flyer (колесо коляски наклоняется при горизонтальной люльке) и Equa-Lean (колесо стоит по центру отклоняющейся люльки).

Коляска сама по себе могла быть одно- двухместной, грузовой, с пожарным оборудованием, трубочистным.
Харли Девидсон был готов выйти на золотой рынок колясок. Их первая каталожная коляска появилась в 1914 году, на самом деле она была сделана компанией Роджерс. В 1915 году Харли Дэвидсон начал изготавливать свои коляски сам. В 1916 году армия США заказала несколько харлеев с колясками, чтобы бороться с войсками Панчо Вилльи в пустынях вдоль мексиканской границы, и Билл Харли разработал крепление пулемёта к коляске. Во время Первой мировой войны на Западный фронт было поставлено много мотоциклов с коляской, но они в больше степени использовались посыльными и для перевозки офицеров, чем для атак вражеских позиций пулеметным огнём.
После войны автомобили стали довольно недорогими и колясок становилось всё меньше. По-прежнему процветала торговля у таких фирм как английский Ватсониан (продает коляски с 1912 года), немецкий Штайб (начал в 1914) и австрало-американский Джим Гудлинг. Они были весьма активными, пусть и ограниченными. Великая депрессия немного помогла индустрии, потому что мотоцикл с коляской был самым дешевым средством транспорта.

Третье колесо полезно на мокрой грунтовой дороге, коляска Чемпион Дайтона 2+2
После второй мировой война американское общество потребления жаждало огромных машин, а никак не мотоциклов с колясками. В Европе из-за низкого налогообложения для двух- и трехколесных транспортных средств и малого количества автомобилей разразился еще один шквал интереса к коляскам. Однако к концу 1950-х годов благодаря дешевым автомобилям, таким как британский Ford Popular и немецкий VW Жук, малолитражки снова победили колясычей.
Индустрия упала, осознавая, что с практической точки зрения, мотоцикл с коляской стал бесполезен. Единственные заводы, выпускающие их как утилитарные транспортные средства, находились в восточном блоке, такие как чехословацкий Велорекс в сотрудничестве с Явой, Урал и Днепр в Советской союзе [автор или ничего не знает про мотоциклы Иж с колясками вятско-полянского завода, или не считает их за мотоциклы совсем] и китайцы. И Харлей, конечно, но больше для парадного использования.
Но энтузиасты вдохнули в легенду жизнь. Калифорниец Даг Бинхам, известный также как мистер Колясочник из Side Strider Inc начал строить и продавать мотоциклы с колясками в 1969 году. Он учредил ежегодный слет колясочников в Гриффин Парке в Лос-Анжелесе на десятилетия перед уходом из жизни в 2016 году. Полдюжины других американских компаний, таких как Champion и Motorvation, а также Texas и California (сделанные в Вирджинии), производят коляски, с большим списком опций и сопутствующих товаров.

Не надо бояться упасть на мокрой траве на урале с коляской
В Европе есть спрос на специализированные мотоциклы с коляской со сложными системами подвески, предназначенными для улучшения управляемости, как правило, громоздкой конструкции. Я хорошо помню тот день, когда я ехал в Альпах и далеко впереди я видел мотоцикл с коляской. Едва я думал его догнать, как он, наверное, увидел меня в зеркале заднего вида и прибавил газу, и всё что мне оставалось это держаться за ним. И только в плотном дорожном движении я смог поравняться с ним. Это был БМВ К100 с наклоняемой коляской, с женой и ребёнком в ней.
Сейчас в этой стране есть только одна компания, которая продает мотоциклы с коляской: русский Урал. И дюжина американских компаний производящих или импортирующих коляски, затраты на покупку которых могут сильно различаться.

Работник Урала Альберт Менци едет с поднятой коляской с женой Рут
Последнее замечание: хотя мотоциклы с коляской есть в коллекциях многих автомобильных музеев, есть только один музей, который, как я знаю, посвящен только истории мотоциклов с коляской, это международный музей мотоциклов с колясками Константино Фронталини рядом с Чиньоли в итальянской провинции Марчелата.
Посетите сайт, sidecar.it, и вы не будете разочарованы — знание итальянского языка будет полезно, хотя картинки всё-таки нуждаются в небольшом объяснении.

Прикрепление коляски
Если вы думаете о том, чтобы закрепить третье колесо на своем мотоцикле, вам лучше узнать все о схождении и развале и смещении колеса коляски относительно заднего колеса мотоцикла и о многих других измерениях. Относительно просто прицепить коляску, но непросто сделать это правильно. И если сделать всё неправильно, вы будете думать, почему эта чертова вещь так плохо едет.
В этой стране коляску прикрепляют с правой стороны мотоцикла, позволяя водителю выглядывать вперед из-за грузовика и видеть, что там происходит. В Англии и других правосторонних странах, коляску крепят слева. Бедная английская девушка, чей бойфренд хочет проехать по континенту, потому что сейчас коляска с неправильной стороны, насколько водителю придётся высовываться увидеть, что за грузовиком.

Коляска типа equa-lean на повороте в долине Смерти в Калифорнии 1983 год
Естественная физика мотоциклетного управления включая наклон, отменяется когда прикреплена коляска. Если только конечно у вас будет наклоняемая коляска, но не думаю, что кто-нибудь из производителей еще делает эту систему. Я прошел тысячу миль с коляской типа equa-lean 20 лет назад и мне очень понравилось. Но это, наверное, потому что в душе я больше мотоциклист, чем колясочник.
Как только третье колесо прикреплено, фактор наклона уходит, и управление происходит поворотом переднего колеса. Поэтому мотоцикл с коляской управляется более по-автомобильному чем по-мотоциклетному.

Покупка или прикрепление коляски
Серьёзно подумайте. Водить мотоцикл с коляской совсем другое, чем водить одиночку. На самом деле, вероятно, нет совсем ничего общего. Колясочники, как правило, приветливы и дружелюбны, поэтому я искренне советую новичку попытаться найти опытного наставника в окрестности и внимательно прислушаться к его советам. Самое большое собрание колясочников можно найти при помощи Американской Ассоциации Колясочников, которая устраивает ежегодные слеты и выпускает выходящий один раз в два месяца журнал Sidecarist. Связаться с ней можно через сайт sidecar.com
Оставайтесь на связи и смотрите, если какой либо класс колясочников будет продаваться в вашей области. Подчеркну особенно: вы должны получить нужные инструкции.

БМВ с коляской Штайб
Однако, насколько это возможно, я буду вам премного благодарен если вы начнете своё обучение без резких действий, и не будете переоценивать свои возможности. Самой большой проблемой является «подъем» коляски, который может произойти при движении в правом повороте или дуге. Простая физика объясняет то, что коляска поднимется вверх, а мотоцикл наклоняется в противоположном направлении от того, куда водитель хочет повернуть. Это весело для опытного колясочника и страшно для новичка, и его пассажиров.
В 1997 году программа безопасности USCA Sidecar опубликовала 120-страничный фолиант, написанный в основном гениальным колясочником Дэвидом Хогом, названным «Вождение мотоцикла с коляской», 2-е издание.

Мотоцикл с коляской делает выезд на природу более приятным

оригинал статьи
ridermagazine.com/2011/05/13/a-short-history-of-sidecars/
  • capitan_amercapitan_amer
  • 5 декабря 2018 в 14:35
  • 3
  • оценка: +26

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+2
Schwarz
Спасибо! Отличная статья! Даже захотелось сделать себе наклоняемую коляску!
Да и голда с крытой коляской впечатлила… Хотя, это уже ну совсем автомобиль… скорее ух нужно делать складную крышу, как у кабриолета.
+5
Umelec1
Статья по «коляскам» известным в интернете.
Я конструктор мотоцикла Урал и косвенно интересуюсь колясками лет сорок.
До интернет у меня было твердое представление, что коляски к мотоциклу стали приделывать англичане. Бралась самая легкая двухколесная коляска за лошадью и цеплялась к мотоциклу. Причем, некоторое время, второе колеса тележки не убирали.
В Ирбите была самая богатая библиотека по мотоциклам колясками, особенно с изданиями для служебного пользования.
К сожалению известный директор сдал библиотеку в макулатуру.
Про французский конкурс узнал не так давно уже из интернета. Полагаю, что совсем не все источники оцифровываются.
Мотоцикл с коляской получил второе рождение именно во время первой мировой, как носитель автоматического оружия.
Но наибольшие распространение мотоцикл с коляской получил в СССР, как наиболее доступный вид транспорта.
Всех более впущенных мотоциклов с коляской было выпущено модели ИМЗ 8-103, более полутора миллионов.
Стать полезная.
Но как как английский телеканал «ИСТОРИ», где вторая мировая война проходит без СССР, а так все верно.
+1
Jah
  • Jah
  • 6 декабря 2018 в 11:10
Спасибо за попытку.
Два замечания:
1. Кое-где проглядывают кальки с аглицкого, очень неуклюжие притом.
2. Словосочетание «Эта страна» уместно только в речи тех, у кого есть ещё одна ;) В речи прочих это выглядит как детсадовское кривляние.
0
DelelKrs
Я думаю кто-то лурк перечитал =)
+1
Enkei
  • Enkei
  • 6 декабря 2018 в 12:42
Очень любопытно, почему в лету канули наклоняющиеся коляски. Наклоны — это ИМХО вообще самое классное, что в мотоциклизме есть, и был же способ это чувство относительно комфортно и безопасно дать пассажиру без нужды в его экипировке и подготовке. Печалька.
+1
capitan_amer
Наверное, усложнение конструкции не даёт сколько нибудь преимуществ перед стандартным жёстким креплением коляски.
При этом несёт в себе массы недостатков: 1) затрудняется движение по пересечённой местности, для чего собственно и служат колясыч, уменьшает дорожный просвет.
2) За счёт увеличения количества шарниров усложняется настройка и обслуживание.
3) Мотоцикл с коляской и так игрушка не из дешёвых, а тут цена ещё сильнее увеличивается.
И последнее, колясочники в большинстве своём традиционалисты, читай консерваторы, и ничего не хотят менять
+1
ogr
  • ogr
  • 6 декабря 2018 в 15:06
Мало из нас кто ездил в коляске или на заднем сиденье, еще меньше кто за рулём.
Для меня с детства существовали мотоциклы с коляской, и ещё эти «странные» на двух колёсах, которые непонятно как равновесие держат. У Отца «Урал», у деда «Иж», у всех известных в детстве мужчин был мотоцикл с коляской. Я с пелёнок в люльке на руках мамы. Как научился сидеть, уже ездил на баке перед отцом. Лет с 6 давали подержать ручку газа на ходу. В 10 я уже полноценно сам рулил, пока ехали до садового участка через поле. А вот два колеса с мотором я освоил только к 14 годам!
А они тут такое пишут… Эх, времена, эх, нравы!
+2
capitan_amer
Про Америку же пишут. Там вообще коляски со времён Сухого закона никто не видел!
+1
Finist_77
В ГДР фирма Stoye, известная еще с довоенных времен, в 60-80 годы выпускала коляску типа Superelastik с довольно спорным дизайном, но зато продвинутую в техническом плане (это штатная коляска мотоциклов MZ). У нее был стабилизатор поперечной устойчивости как в автомобиле: маятник подвески колеса коляски и маятник заднего колеса мотоцикла соединялись торсионом. Перевернуться на повороте в сторону коляски (особенно если в коляске сидел пассажир) было практически невозможно — мотоцикл на любой скорости разворачивался «блинчиком». Кроме того, у нее был гидравлический привод тормоза на колесо коляски (и это в то время, когда многие коляски, например Duna, были вообще без тормоза), который включался Г-образным рычагом, заходящим под педаль заднего тормоза мотоцикла. На небольшой скорости можно было нажать ногой на этот рычаг не нажимая на задний тормоз мотоцикла и развернуться на 180 градусов в сторону коляски мгновенно, при этом водителя не накрывало коляской, потому что стабилизатор. Ни один мотоцикл больше так не мог!

0
capitan_amer
Тут вопрос,
как боролись с разницей тормозных усилий на заднем колесе и на колесе коляски, ведь если на коляске гидравлика, то тормозит сильнее, если вообще боролись?
0
Finist_77
Если нажимать на механический и на гидравлический тормоз с одинаковым усилием и передаточное отношение между рычагом, на который нажимаешь и рычагом, разжимающим колодки, одинаковое — то и тормозить они будут совершенно одинаково. Почему гидравлика должна быть «сильнее»? А вообще на мотоциклах с колясками тормоз коляски, вне зависимости от того, гидравлический он или механический, регулируют так, чтобы при торможении мотоцикл не вело в какую-нибудь сторону, просто изменяя длину тяги привода к тормозу коляски. Он тогда вступает в действие не одновременно с тормозом заднего колеса, а чуть раньше или чуть позже — проверяется просто по ощущениям.
0
Satelis
что бы при повороте на коляску она не поднималась, надо настроить тормоз на ней на более раннее схватывание чем у заднего колеса, тогда мотоцикл просто поворачивает вокруг нее, а вот что бы не получилось как на фото в вашем следующем сообщении, надо развивать «жопное чувство». Но могу сказать одно, что бы перевернуть Урал, надо или не иметь мозгов или сделать это специально, он устойчив и предсказуем.
0
capitan_amer
Вот здесь удалось
+1
Finist_77
Я имел в виду поворот в сторону коляски, а не переворот в сторону коляски. :) А здесь — это он не поворачивает, а стоппи с коляской делает!
+2
aperturer
Для мотоцикла с коляской приходится делать специальные ворота
0
ushakov_ivan
Это если у коляски нет стекла)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. capitan_amer, Краткая история мотоциклов с коляской