Блог им. 8355148 → Месяц по Скандинавии
В июле ездил по Скандинавии. Направление раскатанное, каждую осень на Байкпосте лавина прекрасных подробных отчетов, поэтому буду иметь ввиду, что читатель представляет, что такое Нордкап и Лофотены, попробую акцентировать внимание на чем-то другом.
Внутри ждут рассуждения, фотографии и видеоролики.
Мопед: Honda VFR 1200XD Crosstourer DCT 2012.
В первый день из Москвы доехали до Хельсинок. Это одиночное путешествие, но позвал с собой подругу отпраздновать День Рождения в Хельсинки. Обратно она улетела на самолете, а я поехал дальше.
Неочевидно, но Финляндия не относится к Скандинавским странам и сильно отличается от соседей, например, большей открытостью людей. Одна только страсть финнов к алкоголю чего стоит — родные души. Или скандинавская девичья красота — есть множество фанатов холодных шведок, гипнотических исландок. По мне, самые клевые из скандинавов — норвежки, но вот ни разу не слышал, чтобы кто-то фанател от финнок. Красотки, безусловно, есть, но в процентном соотношении все печально. Знаменитая картинка:
Это все к чему — есть такое ощущение со стороны, что окружают обычные люди с простыми радостями жизни. Финляндия большую часть близкой истории была провинцией Швеции, потом Российской Империи, хоть и несколько привелегированной. Особо это чувствуется на крепости Свеаборг (остров Суоменлинна) — главное блюдо второго дня, я не был здесь раньше. На крепости много артефактов Российской Империи, все эти царские пушки и прочее. Как вы знаете, лето 2017 было нетипично холодным, не многие туристы возжелали провести выходные в Хельсинки, не снимая шапок. В центре города было пустовато, а на острове, пронизываемом ветром, и подавно.
В Хельсинки остановился в частной квартире через airbnb. При случае, всегда выбираю такой вариант — в квартирах лучше всего понимаются нюансы быта. Например, у нас в многоквартирном доме весь подвал был в саунах, которыми жильцы вечерами свободно могли пользоваться (и пользовались). Забегая вперед, во всех местах, где я останавливался в Финляндии, были сауны и на них делался упор — они всегда были готовы к использованию. Да, северный народ, логично, но пересекаешь границу, и в Норвегии сауномания исчезает.
Вне Хельсинок антропогенные достопримечательности не вызывают вау-эффекта, но позволяют окунуться в изучение истории. Самое интересное из посещенного за пару дней (хельсинкские места и природа не в счет) — музей Siida на севере в городе Inari. И то с оговоркой. Основное здание музея похоже на типичный краеведческий музей, который есть в любом крупном городе нашей страны. Фоточки, чучела, посвященные арктической природе и местному населению. Т.к. финнская природа ну очень уж похожа на большую часть России — чучела песцов не так интересно рассматривать, как открытую часть музея. В открытую часть музея свозили старые сохранившиеся деревенские дома с консервацией быта. Домов довольно много и по ним интересно походить. Концентрация в одном месте — отличное решение. Забегая вперед, скажу, что формат концентрации поселения из привезенных старых домов прекрасно развит в Швеции.
В Финляндии народ погонять любит, время от времени пролетает по трассе какой-нибудь Томми Мякинен. Неприятно удивило, что возле границы с Норвегией все цены в магазинах норвежские. Я заночевал недалеко от границы с Норвегией — никакой экономии уже нет.
Есть у меня традиция — менять резину перед путешествием. Так обычно и получается, что докатываю по Москве, а потом снова пора менять и в путешествие. Искатал второй комплект Dunlop Trailsmart — нравится, как ведет себя в дождь и на грунтовке. Но суть не в этом. В Хельсинки перед выездом обнаружил, что слегка сдулось колесо. Послюнявил ниппель — ага, он подтравливает. Думал, что по пути встречу шиномонтажку и займусь. Так вот докатил до границы с Норвегией — шиномонтажек или каких-то быстросервисов вообще нет на трассах. К счастью, обошлось без замены ниппеля и сам поправил.
Норвегия. Километров через 200 зарядил дождь, и время от времени шел. Я как надел дождевик, так и не вылезал из него до юга Швеции. Не столько из-за дождя, сколько для защиты от ветра и сохранения тепла. Обычно в путешествиях я редко останавливаюсь, если нет желания что-то посмотреть. Нормальный режим для меня — сесть на мотоцикл в 8 утра, где-то после 12-ти устроить перерыв — поесть, отдохнуть около часа, а потом снова ехать без остановки часов до 6 вечера. Поужинать и снова ехать, сколько нужно — хоть до 11 вечера. Какой-то усталости нет, попиваю водичку в дороге изредка и все. В Норвегии так не работает. Холодом сковывает суставы и ощущается неприятное затекание. Приходится останавливаться где-то раз в час-полтора, чтобы просто размять пальцы и плечи. И еще если замерз — тоже можно остановиться и быстро согреться. Вдоль трасс оборудовано много зон отдыха со столами-лавочками, аккуратными туалетами. И очень много просто засыпанных площадок возле бесконечных рек-озер: либо возле трассы, либо слегка в стороне (с трассы обычно видно, что есть какая-то зона отдыха, либо знаком помечается). Через какое-то время я привык, что есть необходимость в мелких остановках, поэтому дожидался невероятно красивых мест для 5-10-минутного привала. Обедал в большинстве случаев тоже в таких местах. Непритязательно, но так приятнее.
Покупать простенькую еду в магазинах — сильно дешевле, чем есть даже на заправках. Если в магазинах цены плюс-минус как в Москве, то перекусы могут быть какие-то невероятные. Для примера — все бутерброды на крупной заправке недалеко от Нордкапа стоят по 20 евро. А молоко в 20 метрах от этой заправки я покупал дешевле, чем точно такое же молоко в точно такой же продуктовой сети в Осло, где цены сами по себе обычные. Т.е. об объективной северной надбавке говорить нельзя — просто может быть тупо дорого.
Заправки в Норвегии не так часто встречаются. ~150 км между заправками, даже автоматическими, без людей — обыденность. При этом, в первый день по Норвегии попались по пути две заправки, которые не принимали никаких банковских карт (у норвежцев тоже). Как итог, плюсом еще 100 км без заправок вышло. И это на популярном туристическом маршруте, где движение плотнее, чем на других трассах.
Норвегия — одна из самых любопытных стран Европы для нас по многим причинам. Норвегия не состоит в Евросоюзе и не собирается, при этом являя собой один из флагманов европейского мышления: например, экологические стандарты Норвегии, традиционно, самые строгие в Европе; толерантные подвижки в Норвегии начались задолго до того, как это стало модным в других странах; всеобщая «правильность» и стремление к стерильной чистоте. Норвегия очень похожа на Россию по многим факторам, и странно, что ее опыт не часто приводится в пример ни либералами, ни консерваторами. Как и в России, экономика Норвегии сильно зависит от полезных ископаемых, других производств мало. Есть великое «имперское» прошлое — Норвегия (в значительно большем варианте) была практически владычицей севера в свое время. Климат схожий, не очень подходящий для сельского хозяйства. Большая часть страны малообитаема, все сконцентрировано на юге. Короче, ну очень похожие исходные данные. Норвегия считается единственной нефтяной страной без олигархической структуры. Если взять Россию, США, арабские страны и т.д. — доход от нефти получает только несколько людей. В Норвегии доход от нефти более равномерно распределен среди населения и вообще страна сильно «социальная».
Тромсё — крупный для заполярья город с интересной компоновкой. Основная часть города находится на острове. Найти там место, чтобы бесплатно припарковать даже мотоцикл, не так-то просто.
В заполярной части Норвегии активный туристический сезон всего 2 месяца. Есть две проблемы. Нехватка жилья, нужно бронировать гостиницы сильно заранее — дней за 5-7. И еще в Норвегии обслуживающий персонал какой-то ленивый. В Тромсё приехал к отелю днем, а на ресепшене пусто. Позвонил по номеру — ну, говорят, пройдите в другой наш отель. Это примерно в 5 минутах ходьбы, при этом не совсем понятно, куда идти. Нашел по навигатору. Общение в отелях, как правило, ленивое, без огонька. И во всех встреченных норвежских отелях непривычное время въезда/выезда. Выезд в половине отелей был до 11:00, во второй до 12:00. А въезд везде был с 15:00 (никакого позднего заезда, забудьте, хотя полярный день подразумевает, что в любое время светло, как днем и если бы не отсутствие инфраструктуры, можно было бы ночью путешествовать). При этом, в 15:00 не факт, что будет готов номер. Например, в одном городе я оставил мотоцикл, зарегистрировался в отеле и пошел гулять. Возвращаюсь в 16 часов, а номер еще не готов и по всему коридору раскидано белье из разных номеров. И это четырехзвездочный крупный отель. Почему они за полдня не справляются, когда во всем мире часа хватает — загадка. С завтраками та же беда — обычно завтраки сильно поздние и вообще персонала нет. В половине случаев уезжал из отеля, когда там еще никого не было.
Лофотенские острова — одно из самых красивых мест планеты вообще и, пожалуй, лучшее с точки зрения путешествия на мотоцикле. В чем соль — дороги свободные и красота бесконечна. Полдня едешь и постоянно наслаждаешься окружением, досыта напитываешься красотой. Я доехал до отмеченного музея в городе А, но не пошел внутрь — и так был полон эмоций и мне больше не влезло бы. Удивительнейшее место. Лофотены прогреваются гольфстримом и климат мягче, даже чем более южные регионы.
А вот Атлантическая дорога переоцененная. Да, красивая, но проблема в том, что очень короткая. Хочется еще, а нет. Путешественники на смотровых площадках какие-то слегка потерянные.
Тронхейм хорош. Совершенно внезапно, классическая Старушка-Европа — подобного до или после в Норвегии не встречалось.
В 70-х годах в Норвегии решили провести социальный эксперимент — открыть ворота иммигрантам. Подразумевалось, что иммигранты ассимилируются в норвежское общество, заселят северные регионы. Страна большая, а живет там сейчас 5 мильонов человек (в 70-х было меньше 4-х). Для примера, в одной Москве, не считая Подмосковья, живет в 2 с лишним раза больше. Иммигранты активно приезжали из Пакистана, Индии, Турции, Африки и т.д. Но что-то пошло не так. Во-первых, приезжие не стали заселять север, а уплотняли южные города. Во-вторых, массовой ассимиляции не произошло. Более того, стали образовываться этнические районы внутри городов. Выглядит очень специфично — идешь-идешь и вдруг замечаешь, что на улице только негры. В России, например, такого не встречается — у нас иммигранты равномерно распределены. В общем, тот эксперимент привел в страну около 12% иммигрантов, не дав искомого результата. Кран, естественно, перекрыли, сейчас принимают в страну не так легко и больше специалистов. Еще есть нюанс в том, что в скандинавских странах принято иметь малое количество детей, многие вообще не хотят заводить детей, сильны движения типа Child Free. А выходцы из Азии и Африки, наоборот, отличаются любовью к большим семьям. Есть небольшой конфликт в обществе. Норвежцы крайне сдержанные и толерантные, но иногда это выплескивается наружу. Брейвик появился не на пустом месте.
Осло зашел. В Европе, мягко говоря, редко встретишь город без брусчатки и узких уютных улочек. В Осло все спокойно бульдозером закатывают и строят современную архитектуру, инновационные тротуары и общественные зоны. В центре свежо. Спальные районы кое-где контрастируют.
Швеция. Политический и экономический локомотив северной Европы, поактивнее соседей. Про Швецию всем больше понятно, т.к. они медийны. Огромное количество успешных музыкальных проектов, начиная от Аббы, заканчивая каким-то невообразимым количеством металла. Очень много прекрасных фильмов, по которым заметен быт. Вон, тот же «Мост» на слуху — и Child Free, и социофобы через одного. Хотел было написать, что лучше других скандинавов снимают, но вспомнил, что у датчан есть суперзвезда — Ларс Фон Триер. Считается, что в Швеции огромное количество социофобов с вечными депрессиями, что подтверждали знакомые, проживающие там.
Все мои контакты со шведами, в том числе по работе, ничего такого не выявляли — наоборот, какая-то излишняя активность. И в путешествии не заметил — наоборот, все встречные ну как-то слишком охотно рвались поболтать. Видимо, все социофобы по домам сидят.
Лично меня всегда в Швеции волновал один момент. Вот возьмем их самые известные марки: Ikea, Volvo, Tarkett, Husqvarna, Saab. Saab развалился, Ikea продана голландцам, Volvo Cars американцам, а потом китайцам, Tarkett растворилась среди инвесторов и переехала в Сербию, Husqvarna Motorcycles итальянцам, потом дальше по рукам пошла. Совпадение? Ответа у меня пока так и нет.
После лаконичной по части достопримечательностей Норвегии, Швеция обрушивается на туриста потоком того, что натворили люди в прошлом, всего много и одно интереснее другого. Особенно в Стокгольме — ну совсем обильно, даже для европейской столицы. В Стокгольме можно задорно и неделю по достопримечательностям ходить.
В Гольме все парковки автомобилей платные. Платные — это мягко сказано. А для мотоциклов есть достаточно бесплатных мест. Только у каждой мотопарковки один день в неделю ставить нельзя, когда уборка. Заранее по карте Гугла полазил вокруг отеля и нашел несколько подходящих вариантов — отлично. Есть небольшая засада — обозначения дней недели сокращают. Например, переводчик ничего не скажет про слово «Onsd» — это сокращение от Onsdag, т.е. среда.
Кстати, в Стокгольме как-то не сильно соблюдают правила — в центре машины на тротуаре или вторым рядом встречаются часто. А по трассам и вовсе носятся. После Норвегии, где движение чересчур аккуратное, не ожидал. Еще не ожидал такого количества попрошаек в городе.
Остров Эланд, ребят — это вишенка Швеции. Его редко в маршруты включают, хотя крюк не такой уж и большой по пути — крайне рекомендую. Аккуратные деревушки и мимимишная природа дополняют друг друга, вызывая примерно те же чувства, что и от Лофотен были.
Дания. Вся исцарапана широкими быстрыми трассами, по которым местные носятся. В прямом смысле. 140 жать в дождь при разрешенных 100 — норма. Примерно как в России было до эпохи «Путин разрешил +20». Наверное, сказывается близость с Германией, где тоже любят носиться сверх скоростного лимита. Паркуются тоже не всегда по правилам. Например, возле отеля был знак «Остановка запрещена», но вся улица была заставлена автомобилями — еле мотоцикл втиснул, чтобы вещи разгрузить.
Мне очень нравится архитектура Дании и Копена, в частности. Если исторические здания — все украшено эстетичными орнаментами, как-будто между сумок Луи Виттона ходишь. Если современная архитектура — кварталы-ансамбли в одном стиле. Так сейчас не строят, чтобы масштабно и эстетично было. Максимум — разукрашивают коробки разноцветными фломастерами.
Районы Копена сильно уж отличаются друг от друга. Город не очень большой, меньше 600 000 жителей, при этом целых два «свободомыслящих» района в разных концах: Христиания и Нёрребро, где еще такое можно увидеть?
До поездки я обычно ничего не читаю о достопримечательностях, чтобы не было ожиданий. А то насмотришься на отфотошопленные фотографии с лучшего ракурса в момент, когда Луна во втором доме, и реальность не впечатляет. Замок Егесков оказался полной неожиданностью — крышесносящее место, в котором целый день можно бродить. И музеи-коллекции внутри отличные. Мне, правда, интереснее была автоколлекция, чем мотоциклетная, хотя к автомобилям я нейтрально отношусь. Когда рядом видишь длиннющие автомобили эпохи стримлайнеров — все равно трепет появляется. Сегодняшние премиум-автомобили как погремушки выглядят, по сравнению с тем, что раньше творили. В этом смысле, мотоциклы начала прошлого века симпатичны, но не сказать, что произведения искусства с идеальными формами.
После Дании я практически сразу отправился домой по трассам через Гамбург, Познань и Минск без особых заездов, поэтому рассказывать про этот маршрут и не стану. Если есть вопросы — с радостью отвечу.
Внутри ждут рассуждения, фотографии и видеоролики.
Мопед: Honda VFR 1200XD Crosstourer DCT 2012.
В первый день из Москвы доехали до Хельсинок. Это одиночное путешествие, но позвал с собой подругу отпраздновать День Рождения в Хельсинки. Обратно она улетела на самолете, а я поехал дальше.
Неочевидно, но Финляндия не относится к Скандинавским странам и сильно отличается от соседей, например, большей открытостью людей. Одна только страсть финнов к алкоголю чего стоит — родные души. Или скандинавская девичья красота — есть множество фанатов холодных шведок, гипнотических исландок. По мне, самые клевые из скандинавов — норвежки, но вот ни разу не слышал, чтобы кто-то фанател от финнок. Красотки, безусловно, есть, но в процентном соотношении все печально. Знаменитая картинка:
Это все к чему — есть такое ощущение со стороны, что окружают обычные люди с простыми радостями жизни. Финляндия большую часть близкой истории была провинцией Швеции, потом Российской Империи, хоть и несколько привелегированной. Особо это чувствуется на крепости Свеаборг (остров Суоменлинна) — главное блюдо второго дня, я не был здесь раньше. На крепости много артефактов Российской Империи, все эти царские пушки и прочее. Как вы знаете, лето 2017 было нетипично холодным, не многие туристы возжелали провести выходные в Хельсинки, не снимая шапок. В центре города было пустовато, а на острове, пронизываемом ветром, и подавно.
В Хельсинки остановился в частной квартире через airbnb. При случае, всегда выбираю такой вариант — в квартирах лучше всего понимаются нюансы быта. Например, у нас в многоквартирном доме весь подвал был в саунах, которыми жильцы вечерами свободно могли пользоваться (и пользовались). Забегая вперед, во всех местах, где я останавливался в Финляндии, были сауны и на них делался упор — они всегда были готовы к использованию. Да, северный народ, логично, но пересекаешь границу, и в Норвегии сауномания исчезает.
Вне Хельсинок антропогенные достопримечательности не вызывают вау-эффекта, но позволяют окунуться в изучение истории. Самое интересное из посещенного за пару дней (хельсинкские места и природа не в счет) — музей Siida на севере в городе Inari. И то с оговоркой. Основное здание музея похоже на типичный краеведческий музей, который есть в любом крупном городе нашей страны. Фоточки, чучела, посвященные арктической природе и местному населению. Т.к. финнская природа ну очень уж похожа на большую часть России — чучела песцов не так интересно рассматривать, как открытую часть музея. В открытую часть музея свозили старые сохранившиеся деревенские дома с консервацией быта. Домов довольно много и по ним интересно походить. Концентрация в одном месте — отличное решение. Забегая вперед, скажу, что формат концентрации поселения из привезенных старых домов прекрасно развит в Швеции.
В Финляндии народ погонять любит, время от времени пролетает по трассе какой-нибудь Томми Мякинен. Неприятно удивило, что возле границы с Норвегией все цены в магазинах норвежские. Я заночевал недалеко от границы с Норвегией — никакой экономии уже нет.
Есть у меня традиция — менять резину перед путешествием. Так обычно и получается, что докатываю по Москве, а потом снова пора менять и в путешествие. Искатал второй комплект Dunlop Trailsmart — нравится, как ведет себя в дождь и на грунтовке. Но суть не в этом. В Хельсинки перед выездом обнаружил, что слегка сдулось колесо. Послюнявил ниппель — ага, он подтравливает. Думал, что по пути встречу шиномонтажку и займусь. Так вот докатил до границы с Норвегией — шиномонтажек или каких-то быстросервисов вообще нет на трассах. К счастью, обошлось без замены ниппеля и сам поправил.
Норвегия. Километров через 200 зарядил дождь, и время от времени шел. Я как надел дождевик, так и не вылезал из него до юга Швеции. Не столько из-за дождя, сколько для защиты от ветра и сохранения тепла. Обычно в путешествиях я редко останавливаюсь, если нет желания что-то посмотреть. Нормальный режим для меня — сесть на мотоцикл в 8 утра, где-то после 12-ти устроить перерыв — поесть, отдохнуть около часа, а потом снова ехать без остановки часов до 6 вечера. Поужинать и снова ехать, сколько нужно — хоть до 11 вечера. Какой-то усталости нет, попиваю водичку в дороге изредка и все. В Норвегии так не работает. Холодом сковывает суставы и ощущается неприятное затекание. Приходится останавливаться где-то раз в час-полтора, чтобы просто размять пальцы и плечи. И еще если замерз — тоже можно остановиться и быстро согреться. Вдоль трасс оборудовано много зон отдыха со столами-лавочками, аккуратными туалетами. И очень много просто засыпанных площадок возле бесконечных рек-озер: либо возле трассы, либо слегка в стороне (с трассы обычно видно, что есть какая-то зона отдыха, либо знаком помечается). Через какое-то время я привык, что есть необходимость в мелких остановках, поэтому дожидался невероятно красивых мест для 5-10-минутного привала. Обедал в большинстве случаев тоже в таких местах. Непритязательно, но так приятнее.
Покупать простенькую еду в магазинах — сильно дешевле, чем есть даже на заправках. Если в магазинах цены плюс-минус как в Москве, то перекусы могут быть какие-то невероятные. Для примера — все бутерброды на крупной заправке недалеко от Нордкапа стоят по 20 евро. А молоко в 20 метрах от этой заправки я покупал дешевле, чем точно такое же молоко в точно такой же продуктовой сети в Осло, где цены сами по себе обычные. Т.е. об объективной северной надбавке говорить нельзя — просто может быть тупо дорого.
Заправки в Норвегии не так часто встречаются. ~150 км между заправками, даже автоматическими, без людей — обыденность. При этом, в первый день по Норвегии попались по пути две заправки, которые не принимали никаких банковских карт (у норвежцев тоже). Как итог, плюсом еще 100 км без заправок вышло. И это на популярном туристическом маршруте, где движение плотнее, чем на других трассах.
(этот ролик был в заглавии)
Норвегия — одна из самых любопытных стран Европы для нас по многим причинам. Норвегия не состоит в Евросоюзе и не собирается, при этом являя собой один из флагманов европейского мышления: например, экологические стандарты Норвегии, традиционно, самые строгие в Европе; толерантные подвижки в Норвегии начались задолго до того, как это стало модным в других странах; всеобщая «правильность» и стремление к стерильной чистоте. Норвегия очень похожа на Россию по многим факторам, и странно, что ее опыт не часто приводится в пример ни либералами, ни консерваторами. Как и в России, экономика Норвегии сильно зависит от полезных ископаемых, других производств мало. Есть великое «имперское» прошлое — Норвегия (в значительно большем варианте) была практически владычицей севера в свое время. Климат схожий, не очень подходящий для сельского хозяйства. Большая часть страны малообитаема, все сконцентрировано на юге. Короче, ну очень похожие исходные данные. Норвегия считается единственной нефтяной страной без олигархической структуры. Если взять Россию, США, арабские страны и т.д. — доход от нефти получает только несколько людей. В Норвегии доход от нефти более равномерно распределен среди населения и вообще страна сильно «социальная».
Тромсё — крупный для заполярья город с интересной компоновкой. Основная часть города находится на острове. Найти там место, чтобы бесплатно припарковать даже мотоцикл, не так-то просто.
В заполярной части Норвегии активный туристический сезон всего 2 месяца. Есть две проблемы. Нехватка жилья, нужно бронировать гостиницы сильно заранее — дней за 5-7. И еще в Норвегии обслуживающий персонал какой-то ленивый. В Тромсё приехал к отелю днем, а на ресепшене пусто. Позвонил по номеру — ну, говорят, пройдите в другой наш отель. Это примерно в 5 минутах ходьбы, при этом не совсем понятно, куда идти. Нашел по навигатору. Общение в отелях, как правило, ленивое, без огонька. И во всех встреченных норвежских отелях непривычное время въезда/выезда. Выезд в половине отелей был до 11:00, во второй до 12:00. А въезд везде был с 15:00 (никакого позднего заезда, забудьте, хотя полярный день подразумевает, что в любое время светло, как днем и если бы не отсутствие инфраструктуры, можно было бы ночью путешествовать). При этом, в 15:00 не факт, что будет готов номер. Например, в одном городе я оставил мотоцикл, зарегистрировался в отеле и пошел гулять. Возвращаюсь в 16 часов, а номер еще не готов и по всему коридору раскидано белье из разных номеров. И это четырехзвездочный крупный отель. Почему они за полдня не справляются, когда во всем мире часа хватает — загадка. С завтраками та же беда — обычно завтраки сильно поздние и вообще персонала нет. В половине случаев уезжал из отеля, когда там еще никого не было.
Лофотенские острова — одно из самых красивых мест планеты вообще и, пожалуй, лучшее с точки зрения путешествия на мотоцикле. В чем соль — дороги свободные и красота бесконечна. Полдня едешь и постоянно наслаждаешься окружением, досыта напитываешься красотой. Я доехал до отмеченного музея в городе А, но не пошел внутрь — и так был полон эмоций и мне больше не влезло бы. Удивительнейшее место. Лофотены прогреваются гольфстримом и климат мягче, даже чем более южные регионы.
А вот Атлантическая дорога переоцененная. Да, красивая, но проблема в том, что очень короткая. Хочется еще, а нет. Путешественники на смотровых площадках какие-то слегка потерянные.
Тронхейм хорош. Совершенно внезапно, классическая Старушка-Европа — подобного до или после в Норвегии не встречалось.
В 70-х годах в Норвегии решили провести социальный эксперимент — открыть ворота иммигрантам. Подразумевалось, что иммигранты ассимилируются в норвежское общество, заселят северные регионы. Страна большая, а живет там сейчас 5 мильонов человек (в 70-х было меньше 4-х). Для примера, в одной Москве, не считая Подмосковья, живет в 2 с лишним раза больше. Иммигранты активно приезжали из Пакистана, Индии, Турции, Африки и т.д. Но что-то пошло не так. Во-первых, приезжие не стали заселять север, а уплотняли южные города. Во-вторых, массовой ассимиляции не произошло. Более того, стали образовываться этнические районы внутри городов. Выглядит очень специфично — идешь-идешь и вдруг замечаешь, что на улице только негры. В России, например, такого не встречается — у нас иммигранты равномерно распределены. В общем, тот эксперимент привел в страну около 12% иммигрантов, не дав искомого результата. Кран, естественно, перекрыли, сейчас принимают в страну не так легко и больше специалистов. Еще есть нюанс в том, что в скандинавских странах принято иметь малое количество детей, многие вообще не хотят заводить детей, сильны движения типа Child Free. А выходцы из Азии и Африки, наоборот, отличаются любовью к большим семьям. Есть небольшой конфликт в обществе. Норвежцы крайне сдержанные и толерантные, но иногда это выплескивается наружу. Брейвик появился не на пустом месте.
Осло зашел. В Европе, мягко говоря, редко встретишь город без брусчатки и узких уютных улочек. В Осло все спокойно бульдозером закатывают и строят современную архитектуру, инновационные тротуары и общественные зоны. В центре свежо. Спальные районы кое-где контрастируют.
Швеция. Политический и экономический локомотив северной Европы, поактивнее соседей. Про Швецию всем больше понятно, т.к. они медийны. Огромное количество успешных музыкальных проектов, начиная от Аббы, заканчивая каким-то невообразимым количеством металла. Очень много прекрасных фильмов, по которым заметен быт. Вон, тот же «Мост» на слуху — и Child Free, и социофобы через одного. Хотел было написать, что лучше других скандинавов снимают, но вспомнил, что у датчан есть суперзвезда — Ларс Фон Триер. Считается, что в Швеции огромное количество социофобов с вечными депрессиями, что подтверждали знакомые, проживающие там.
Все мои контакты со шведами, в том числе по работе, ничего такого не выявляли — наоборот, какая-то излишняя активность. И в путешествии не заметил — наоборот, все встречные ну как-то слишком охотно рвались поболтать. Видимо, все социофобы по домам сидят.
Лично меня всегда в Швеции волновал один момент. Вот возьмем их самые известные марки: Ikea, Volvo, Tarkett, Husqvarna, Saab. Saab развалился, Ikea продана голландцам, Volvo Cars американцам, а потом китайцам, Tarkett растворилась среди инвесторов и переехала в Сербию, Husqvarna Motorcycles итальянцам, потом дальше по рукам пошла. Совпадение? Ответа у меня пока так и нет.
После лаконичной по части достопримечательностей Норвегии, Швеция обрушивается на туриста потоком того, что натворили люди в прошлом, всего много и одно интереснее другого. Особенно в Стокгольме — ну совсем обильно, даже для европейской столицы. В Стокгольме можно задорно и неделю по достопримечательностям ходить.
В Гольме все парковки автомобилей платные. Платные — это мягко сказано. А для мотоциклов есть достаточно бесплатных мест. Только у каждой мотопарковки один день в неделю ставить нельзя, когда уборка. Заранее по карте Гугла полазил вокруг отеля и нашел несколько подходящих вариантов — отлично. Есть небольшая засада — обозначения дней недели сокращают. Например, переводчик ничего не скажет про слово «Onsd» — это сокращение от Onsdag, т.е. среда.
Кстати, в Стокгольме как-то не сильно соблюдают правила — в центре машины на тротуаре или вторым рядом встречаются часто. А по трассам и вовсе носятся. После Норвегии, где движение чересчур аккуратное, не ожидал. Еще не ожидал такого количества попрошаек в городе.
Остров Эланд, ребят — это вишенка Швеции. Его редко в маршруты включают, хотя крюк не такой уж и большой по пути — крайне рекомендую. Аккуратные деревушки и мимимишная природа дополняют друг друга, вызывая примерно те же чувства, что и от Лофотен были.
Дания. Вся исцарапана широкими быстрыми трассами, по которым местные носятся. В прямом смысле. 140 жать в дождь при разрешенных 100 — норма. Примерно как в России было до эпохи «Путин разрешил +20». Наверное, сказывается близость с Германией, где тоже любят носиться сверх скоростного лимита. Паркуются тоже не всегда по правилам. Например, возле отеля был знак «Остановка запрещена», но вся улица была заставлена автомобилями — еле мотоцикл втиснул, чтобы вещи разгрузить.
Мне очень нравится архитектура Дании и Копена, в частности. Если исторические здания — все украшено эстетичными орнаментами, как-будто между сумок Луи Виттона ходишь. Если современная архитектура — кварталы-ансамбли в одном стиле. Так сейчас не строят, чтобы масштабно и эстетично было. Максимум — разукрашивают коробки разноцветными фломастерами.
Районы Копена сильно уж отличаются друг от друга. Город не очень большой, меньше 600 000 жителей, при этом целых два «свободомыслящих» района в разных концах: Христиания и Нёрребро, где еще такое можно увидеть?
До поездки я обычно ничего не читаю о достопримечательностях, чтобы не было ожиданий. А то насмотришься на отфотошопленные фотографии с лучшего ракурса в момент, когда Луна во втором доме, и реальность не впечатляет. Замок Егесков оказался полной неожиданностью — крышесносящее место, в котором целый день можно бродить. И музеи-коллекции внутри отличные. Мне, правда, интереснее была автоколлекция, чем мотоциклетная, хотя к автомобилям я нейтрально отношусь. Когда рядом видишь длиннющие автомобили эпохи стримлайнеров — все равно трепет появляется. Сегодняшние премиум-автомобили как погремушки выглядят, по сравнению с тем, что раньше творили. В этом смысле, мотоциклы начала прошлого века симпатичны, но не сказать, что произведения искусства с идеальными формами.
После Дании я практически сразу отправился домой по трассам через Гамбург, Познань и Минск без особых заездов, поэтому рассказывать про этот маршрут и не стану. Если есть вопросы — с радостью отвечу.
- 8355148
- 4 января 2018 в 12:12
- 5
- +21
Супер! Очень интересно, прочел на одном дыхании!
Правда что в скандинавских странах 80% населения говорят по английски? Т.е. можно свободно подойти и узнать маршрут и т.д.?
И где девушки красивее?))
И наверное самый частый вопрос — какой получился бюджет на еда/проживание/достопримечательности? Бензин 1.9€/литр средняя цена?
Правда что в скандинавских странах 80% населения говорят по английски? Т.е. можно свободно подойти и узнать маршрут и т.д.?
И где девушки красивее?))
И наверное самый частый вопрос — какой получился бюджет на еда/проживание/достопримечательности? Бензин 1.9€/литр средняя цена?
Проблем нет с недопониманием. Если не первый, то каждый второй знает. В Швеции все попавшиеся на идеальном английском говорят. В Дании и Норвегии в кафе-магазинах хорошо говорят, а просто встреченные люди понимают, но могут плохо говорить. В Финляндии — относительно. В Хельсинки большинство людей разговаривают, т.к. там туризм развит. В магазинах вообще на русском многие разговаривают — да и очень много русских там работает. А в глубинках обычно английский только на базовом уровне. К примеру, последний отель возле границы был семейный, из персонала там только бабушка с внучкой были. Ни та, ни другая по-английски не понимали даже простых слов, типа яйцо-омлет. Приходилось на пальцах все объяснять с переменным успехом. Языки, кстати, похожие — датский, шведский и норвежский языки имеют общую структуру. Считается, что шведский — это середина. Т.е. если выучить шведский, его будут понимать и датчане, и норвежцы. А вот норвежцы и датчане уже друг друга плохо понимают. Это обыгрывается часто в шведско-датском сериале «Мост», который я упоминал.
Про девушек я заикался уже — мне понравились норвежки. Аккуратные, массово следят за собой и за фигурой. Еще забавно было видеть, что у старушек популярно заплетать две викингские косички — больше нигде такого стиля не встречал. Но вообще, конечно, фанатов шведок явно больше. Да и все мы видим регулярно фотомоделей шведских в международной рекламе и кино. Взять, например, актрисы-иконы: Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Из современных «международных» шведок — Алисия Викандер.
По бюджету — да я не записывал и вообще там не так просто следить за бюджетом. Сейчас расскажу про главную засаду — систему заправок.
Заправки в Скандинавии оплачивают по карте. Происходит так — ты засовываешь карту в терминал, на карте блокируют какую-то сумму. Не помню точно, но обычно это около 10-20 тыщ рублей. Ты заправляешься на жалкую тыщенку, а остальные деньги зависают, их возвращают где-то через неделю. Если заправляться в этой же заправочной сети, то проблемы нет, но путешественник не выбирает заправку. В итоге деньги вроде как бы есть, но фактически они все заблокированы заправками и вернут их, когда уже не надо. Заправок, где можно наличкой оператору платить, в Финляндии вообще не найти, в Норвегии есть, но не все. При этом, скандинавы почему-то не доверяют и любят списывать деньги за проживание заранее.
Для понимания бюджета, есть формула: в Европе в два раза дороже, чем в Москве, в Скандинавии в два раза дороже, чем в Европе. В Германию приезжаешь и деньги перестают кончаться.
Но есть, где сэкономить. Самые большие траты — это гостиницы. Не нравится мне палаточный быт, ничего не могу с этим поделать. В Норвегии если заранее жилье искать — ну, где-то от 4-5 тыщ рублей непритязательный номер стоит, иногда даже с туалетом на этаже. В Норвегии практически все земли государственные и все заточено на бесплатное проживание с палаткой — масса приятных природных мест, где можно заночевать. В отличие от центральной Европы, где надо рассчитывать на платный кемпинг.
В Скандинавии 99% дорог бесплатны для мотоциклистов и места для парковок легко найти. Например, в Тронхейме в центре оборудовано несколько бесплатных мотопарковок. Разгрузился в отеле, да поставил мотоцикл через пару кварталов. А если платно — где-то 1000 рублей за ночь на парковку, автомобилисты страдают.
Повсюду есть магазины продуктовые. Обычно возле нормальных заправок полноценный супермаркет с большим выбором — цены там плюс-минус как в Москве, что-то дороже, что-то дешевле, исходя из локальных предпочтений.
Больше тратить деньги некуда. В Норвегии достопримечательностей, где надо платить, практически нет. Ну, есть вот Нордкап с каким-то негуманным ценником, да и все. В Финляндии и Дании большинство достопримечательностей бесплатны или почти бесплатны. За музеи денежку просят, но можно туда и не ходить. В Швеции все платно, если внутрь входить. За любую шалость примерно по 1000 руб. просят. Но там большинство приятных мест — это просто открытые музеи или архитектурные памятники — за это платить не надо.
Про девушек я заикался уже — мне понравились норвежки. Аккуратные, массово следят за собой и за фигурой. Еще забавно было видеть, что у старушек популярно заплетать две викингские косички — больше нигде такого стиля не встречал. Но вообще, конечно, фанатов шведок явно больше. Да и все мы видим регулярно фотомоделей шведских в международной рекламе и кино. Взять, например, актрисы-иконы: Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Из современных «международных» шведок — Алисия Викандер.
По бюджету — да я не записывал и вообще там не так просто следить за бюджетом. Сейчас расскажу про главную засаду — систему заправок.
Заправки в Скандинавии оплачивают по карте. Происходит так — ты засовываешь карту в терминал, на карте блокируют какую-то сумму. Не помню точно, но обычно это около 10-20 тыщ рублей. Ты заправляешься на жалкую тыщенку, а остальные деньги зависают, их возвращают где-то через неделю. Если заправляться в этой же заправочной сети, то проблемы нет, но путешественник не выбирает заправку. В итоге деньги вроде как бы есть, но фактически они все заблокированы заправками и вернут их, когда уже не надо. Заправок, где можно наличкой оператору платить, в Финляндии вообще не найти, в Норвегии есть, но не все. При этом, скандинавы почему-то не доверяют и любят списывать деньги за проживание заранее.
Для понимания бюджета, есть формула: в Европе в два раза дороже, чем в Москве, в Скандинавии в два раза дороже, чем в Европе. В Германию приезжаешь и деньги перестают кончаться.
Но есть, где сэкономить. Самые большие траты — это гостиницы. Не нравится мне палаточный быт, ничего не могу с этим поделать. В Норвегии если заранее жилье искать — ну, где-то от 4-5 тыщ рублей непритязательный номер стоит, иногда даже с туалетом на этаже. В Норвегии практически все земли государственные и все заточено на бесплатное проживание с палаткой — масса приятных природных мест, где можно заночевать. В отличие от центральной Европы, где надо рассчитывать на платный кемпинг.
В Скандинавии 99% дорог бесплатны для мотоциклистов и места для парковок легко найти. Например, в Тронхейме в центре оборудовано несколько бесплатных мотопарковок. Разгрузился в отеле, да поставил мотоцикл через пару кварталов. А если платно — где-то 1000 рублей за ночь на парковку, автомобилисты страдают.
Повсюду есть магазины продуктовые. Обычно возле нормальных заправок полноценный супермаркет с большим выбором — цены там плюс-минус как в Москве, что-то дороже, что-то дешевле, исходя из локальных предпочтений.
Больше тратить деньги некуда. В Норвегии достопримечательностей, где надо платить, практически нет. Ну, есть вот Нордкап с каким-то негуманным ценником, да и все. В Финляндии и Дании большинство достопримечательностей бесплатны или почти бесплатны. За музеи денежку просят, но можно туда и не ходить. В Швеции все платно, если внутрь входить. За любую шалость примерно по 1000 руб. просят. Но там большинство приятных мест — это просто открытые музеи или архитектурные памятники — за это платить не надо.
Пин-лок не люблю, а в холодном климате сразу запотевает визор, поэтому такой компромисс. Профдеформация индийская, на самом деле — почти все время вообще без шлема езжу, потом тяжело в каске катать.
Чехол Interphone, у него какой-то универсальный крепеж, который у кучи китайцев есть. Чехол просто лучший.
Программа — Navitel, но это вкусовщина, просто привык.
Чехол Interphone, у него какой-то универсальный крепеж, который у кучи китайцев есть. Чехол просто лучший.
Программа — Navitel, но это вкусовщина, просто привык.
Мисс Финланд. Вы еще мисс Швеция прошлогоднюю вспомните))
Кстати, на севере имигрантов тоже полно, только чем севернее, тем гастарбайтеры евпропеестее. В той самой деревушке О и поблизости, общался с персоналом на стойках регистрации, официантами в ресторанах, сплошь немки и полячки. На вид светленькие, от местных попробуй отличи еще. Так что, мечтая о мисс Скандинавия прошлых лет, можно нарваться и на соотечественницу. Хотя, текущий тренд это очень стремительно меняет. А с учетом чилдфри и прочих лобби меньшинств, страны очень скоро примут сами знаете что)))
Кстати, на севере имигрантов тоже полно, только чем севернее, тем гастарбайтеры евпропеестее. В той самой деревушке О и поблизости, общался с персоналом на стойках регистрации, официантами в ресторанах, сплошь немки и полячки. На вид светленькие, от местных попробуй отличи еще. Так что, мечтая о мисс Скандинавия прошлых лет, можно нарваться и на соотечественницу. Хотя, текущий тренд это очень стремительно меняет. А с учетом чилдфри и прочих лобби меньшинств, страны очень скоро примут сами знаете что)))
Все так, в Скандинавии просто врезается в глаза кучность. Скажем, днем в Норвегии нормальных норвежцев мало — они все по офисам, и улицы некоторые все только в неграх. И районы отдельные. В России не так. Ну, есть какие-то цыганские поселки или типа того, но это совсем редкость — я только по телевизору видел. А чтобы сказать, что в Москве или Питере есть район, где только армяне живут — нет такого. В Европе такой контраст, навскидку, только во Франции вспоминается.
Вполне. Много моментов, где можно сэкономить время.
Во-первых, я совсем мало ехал — т.е. в большинстве случаев часа в 4 уже заселялся в гостиницу. Можно расстояния побольше закладывать — все равно светло. Потому что надо заранее все бронировать и во многих местах в Норвегии нет возможности позднего заезда, и я с запасом брал. И еще в ряде случаев просто искал дешевле места. Скажем, в Лофотенах адский ценник на отели — я доехал до конца, потом развернулся и назад до конца проехал, потому что там отель был недорогой, а паромы ходят с обоих концов. И еще крюк по материковой части сделал из-за этого. Это один пример, а таких было несколько, когда километров 200 лишних накатывал, просто чтобы на гостинице сэкономить или получить приличнее условия. Это, конечно, позволяет лучше рассмотреть маленькие поселки, но времени тратится куча. С палаткой можно в два раза быстрее продвигаться без напряга.
Можно в Финляндии на достопримечательности не ездить — ничего прям особенного там нет. На Нордкап, кстати, ездить тоже не обязательно, если хочется день сэкономить. По дороге в Тромсё более живописные арктические виды (банально снега больше, мильон оленей) и безлюднее.
Еще можно в Стокгольме мотоцикл на паром посадить до Хельсинки (а может и до Питера).
Во-первых, я совсем мало ехал — т.е. в большинстве случаев часа в 4 уже заселялся в гостиницу. Можно расстояния побольше закладывать — все равно светло. Потому что надо заранее все бронировать и во многих местах в Норвегии нет возможности позднего заезда, и я с запасом брал. И еще в ряде случаев просто искал дешевле места. Скажем, в Лофотенах адский ценник на отели — я доехал до конца, потом развернулся и назад до конца проехал, потому что там отель был недорогой, а паромы ходят с обоих концов. И еще крюк по материковой части сделал из-за этого. Это один пример, а таких было несколько, когда километров 200 лишних накатывал, просто чтобы на гостинице сэкономить или получить приличнее условия. Это, конечно, позволяет лучше рассмотреть маленькие поселки, но времени тратится куча. С палаткой можно в два раза быстрее продвигаться без напряга.
Можно в Финляндии на достопримечательности не ездить — ничего прям особенного там нет. На Нордкап, кстати, ездить тоже не обязательно, если хочется день сэкономить. По дороге в Тромсё более живописные арктические виды (банально снега больше, мильон оленей) и безлюднее.
Еще можно в Стокгольме мотоцикл на паром посадить до Хельсинки (а может и до Питера).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернуть