Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Redhills → Северный маршрут (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша) на BMW F800GS Adv

В августе 2015 года было решено ехать на север (Карелия, Мурманская область), достигнуть самой северной точки Европы в Норвегии и закольцевать маршрут, возвращаясь через Данию, Германию и Польшу.

Как и предыдущая поездка в Закавказье, идея была совершить одиночное мотопутешествие. Только на этот раз к набору вещей были добавлены палатка, тёплый спальник, складная пенка, самонадувающиеся коврик и подушка. Упакованные в гермомешок вещи образовали удобнейшую спинку, что, в совокупности со штатным сиденьем Гусёнка, давало поистине королевский комфорт.

Этот набор сильно удешевлял путешествие по самым дорогим для жизни странам Европы. Таким образом, стандартное место для ночлега выглядело вот так:

Или вот так:

А вот пример сервировки «стола»:

Старт путешествия — это всегда волнительно, такой шаг в неизвестность. Но первая точка, где я хотел побывать — это родина деда, деревня Палкино в Костромской области. Я там не был лет 35, поэтому очень хотелось сравнить детские воспоминания с уже взрослыми впечатлениями. Да и дорога через Галич и Буй получается попрямее, чем через показываемый навигатором путь через Кострому. Дорожка там весёлая, в основном грунтовка с колеями от лесовозов, по попадаются несколько кусочков отличного асфальта километра по два-три. Это когда-то начинали строить трассу Санкт-Петербург — Екатеринбург, да забросили.
Деревенька оказалась вполне себе живая, на удивление. Воспоминания ожили и заиграли новыми красками. Жаль, что родственников не удалось найти, поумирали или разъехались. Ну да ладно, едем дальше.
В Карелии прямо на ходу на приборке мотоцикла загорелись какие-то ошибки, мотор пару раз кашлянул и заглох. Судя по навигатору, до ближайшего более-менее крупного поселения было больше 100км. Хорошо хоть, телефон ловил на одну чёрточку. Пришла очень умная мысль позвонить в «помощь на дорогах БМВ», благо при покупке мотоцикла этот сервис прорекламировали. Набираю номер. Отвечает девушка. Объясняю ситуацию. Обещает перезвонить. Не успел попить чайку, отзванивается, говорит, что высылают эвакуатор из Петрозаводска, который, правда, ехать будет до меня часов 5 минимум. Потом на полном серьёзе начинает спрашивать, не замёзну ли я там, есть что поесть и попить. Не, ну я правда себя почувствовал как минимум не брошенным! Понимаю, что времени у меня вагон, решаю поковыряться в почти новом мотоцикле, хоть и ничего не смыслю в его начинке. Хорошо, что прихватил несколько ключиков и бит, так как весь крепёж БМВ — сплошные звёздочки. Начал разбирать то место, где у обычных мотоциклов бак. А у восьмисотки там аккумулятор и мозги. А бак с бензином — под седлом. То есть восседаешь на бочке с 24 литрами пороха бензина))
В общем, раскрутил там, что смог. И смотрю, один проводочек болтается. Отпал! Тут я искренне и громко в непечатных выражениях пожелал здоровья и долгих лет жизни тому дяде, который делал мне дополнительный вывод для подключения навигации. Проводок прикрутил и байк ожил! Конечно, я тут же созвонился с девушкой из БМВ, обрадовал её новостью. Она спокойно так сказала, что эвакуатор развернут. Потом спросила: «А куда Вы едете?». Я ответил, что в Норвегию. И следующие 5 её слов были произнесены с мечтательной интонацией человека, сидящего где-то в душном московском офисе с наушниками на голове и отвечающего на дурацкие звонки вроде моего: «Так хотелось бы с Вами...».
Так, с шутками и прибаутками, я долетел до довольно скромного знака «Полярный круг» на трассе «Кола».

А там рукой подать и до Мурманска, где мне хотелось побывать на стоянке ледоколов. А вот и они:

Конечно, там рядом стоял и ледокол «Ленин», который сейчас превращён в музей. Но с «Капитаном Драницыным» у нас давнее знакомство, больше 27 лет назад я бывал на нём, когда отец служил на Крайнем Севере. Когда такой ледокол заходит в бухту, ломая двухметровый лёд как папиросную бумажку — это незабываемо! На фото 1988 года я с отцом и младшим братом:

Безусловно, я не мог не приехать поклониться и почтить память героев-защитников Крайнего Севера

А дальше — совершенно безлюдная дорога, где за 150 километров мне навстречу попалось 2 машины, граница, и финское: «Топпро пошшалофатть!». Кроме того, торжественно вручают вот такой знак «Олени на дорогах»:

Я уж было собрался обидеться, типа, сами вы олени, но оказалось, что всё гораздо прозаичнее. В год на дорогах Финляндии гибнет до 4000! оленей, и наиболее опасны они для байкеров. Не защищены мы никак от неожиданно выскакивающих на дорогу олешек. Не то что грузовики:

Как это назвать? Оленятники?
В Финляндии, как мне объяснили, я застрахован автоматически на случай краша с оленем, а вот в Норвегии страховки не будет и можно попасть на серьёзные бабосики. Конечно же, я стал мечтать увидеть Настоящего Северного Оленя, который возит санки Йоллопукки, ихнего Деда Мороза стало быть. И конечно же, оказался не совсем готов, когда мохнатая зверюга выпрыгнула на дорогу метрах в 30 впереди. Место оттормозиться было, но адреналина я хапнул ведро! Потом я бегал за этим олешкой по болоту с фотоаппаратом, пытаясь заснять поближе и не подозревая, что впереди будут ещё десятки и сотни таких большими и маленькими стадами.

Постепенно продвигаясь на север, я увидел на краю дороги скромную табличку с надписью «Норвегия». Вот и вся граница между странами. В этом смысле очень удобно для путешественника. В Норвегии ландшафты стали поинтереснее. Вместо заболоченной финской равнины дорога пролегала вдоль моря с одной стороны и гор с другой, плавно обрисовывая береговую линию и даря кайф от езды в наклонах в скоростных поворотах, пусть даже и на гружёном под завязку GSе.

Мыс Нордкап встретил ледяным ветром и низкой полярной облачностью. Норвеги построили здесь большущий туристический комплекс, расположенный в основном под землёй, чтобы не искажать ландшафт, наверное. Суровое место. Никаких тебе деревьев. Мхи и лишайники.

Символ этой земли — Тролли. В качестве сувениров продаются на каждом шагу, поэтому сложно удержаться от приобретения маленького попутчика))

После Нордкапа маршрут пролегал в основном в юго-западном направлении. Я наслаждался великолепными пейзажами, солнечной погодой, но одна техническая проблема всё более меня озадачивала. Сделаю небольшое отступление. По моим наблюдениям, во время одиночного путешествия получается больше контактов с разными людьми, чем при движении в группе, где хватает общения внутри. Да и окружающие, видя, что ты один, охотно идут на контакт. Так вот, на одной из остановок ко мне подходят два итальянца, тыкают пальцами в номер, Руссия, Путин, Берлускони, друзья. Знакомимся. Они путешествуют втроём с отцом, которому лет 80, бодрый такой старикан, тоже подключился в разговору. Говорят, что дома тоже ездят на мотоциклах, на Дукати. Показывают на мою заднюю покрышку, стёртую уже до корда. Я и говорю, братцы, знаю о проблеме, да где тут найдёшь новый баллон? Так они начинают рыть интернет (которого у меня нет), звонить куда-то. Причём делают это по-итальянски энергично и скоро уже человек пятнадцать вовлечено в процесс)). В итоге покрышка найдена в Тромсё, меня заклинают ехать медленно, тормозить плавно, зовут в гости кататься по Доломитовым Альпам, с явками и паролями. Воодушевляющее мотобратство.
По дороге попадались уже совсем ручные олени, так что бегать по болоту за крупным планом не было необходимости. Извольте! Как лучше повернуться?

Путешествуя по Норвегии, паромов избежать можно, но не нужно. Очень отлаженная система, всё удобно, довольно недорого, а какие шикарные виды с воды!

А кто заметил моего Гусёнка на палубе парома, блистающего голым задним баллоном, тот очень наблюдательный товарищ!
В Тромсё я приехал поздно, салон был закрыт, поэтому пришлось зарулить в кемпинг, расположенный чуть не в центре города. Допоздна проговорил с парнишкой-норвегом. Он на велосипеде 2 месяца каникул едет с юга на север. Сухой как деревяшка. Вот меня спрашивают, как ты на мотоцикле едешь, это ведь тяжело (страшно, опасно, долго, дорого, нужное подчеркнуть). Я обычно отвечаю: «Это по сравнению с велотуризмом лёгкая и непринуждённая увеселительная прогулка». Через год я также познакомился где-то на границе с Монголией с девушкой-немкой, которая на велике из Новосибирска в Улан-Батор фигачила. И такая симпатичная, знаете ли девчонка… И ничего не боится. Страхи в голове на диване растут.
На следующий день на заднем колесе чернела шикарная обновка Метзелер Тоуранс Некст, а я расстался с N-ным количеством евроденег.
На фотке видна и обновка, и мост, который ведёт на умопомрачительные по своей красоте Лофотенские острова. Вперрррёд!

Эти острова цепочкой уходят в море и дорога представляет собой шикарный набор мостов, тоннелей, серпантинов, видовых площадок. Боже, я снова там хочу погонять!

География поездки, тем не менее, диктовала немного другие условия, и в силу некоторой ограниченности времени надо было двигаться дальше. Если посмотреть на карте, паром, нет это уже на паром, а паромище, отправляется с самого кончика архипелага, двигается на юго-восток и прибывает через 90 км в местечко Будё. Паром был последний вечерний, поэтому я был одарен потрясающим закатом в открытом море!

Палатку ставил в темноте, в проливе мигал маяк, а наутро из окошка моего «люкса» был вот такой вид:

С норвежским размахом отстроен туристический комплекс на Полярном круге. Дааа… очень хотелось бы, чтобы и наша инфраструктура соответствовала… Ведь не меньше у нас красот и величия природы!

Подъезжая к Тронхейму, я попал в очень сильный дождь и реально промок до трусов, несмотря на приличный дождевик. Это был знак, что пора жабу додушить. Она после покупки покрышки была уже еле жива, поэтому особых усилий прикладывать не пришлось. Улыбка.

Мотель оказался Hotell, и в скромную плату за номер, оказывается, входил и завтрак. Ваш покорный слуга, вымытый, высушенный и голодный, наутро припёрся в столовку, где малочисленные сонные автотуристы в количестве двух пожилых пар арийской наружности вяло жевали свои круассаны, нехотя запивая кофеёчком. К немалому удивлению российского мототуриста, на завтрак подавали креветки и сёмгу. Через полчаса, безжалостно расправившись с этими буржуазными излишествами, я тоже нехотя попивал кофеёк. Желудок радостно трещал по швам)). Тронхейм запомнился невероятным количеством американских авто всех марок и годов выпуска в идеальном состоянии и часто в классном тюнинге.
Atlantic Road и Лестницу Троллей я проехал за один день, это рядом и зависать надолго желания не возникло. Но побывать хоть раз стОит.
Это привлекательные туристические аттракционы, как, например, мост в Никуда:

Лестница Троллей:

В Норвегии доступ к природе гарантирован законом, поэтому размещаться можно везде, где место не ограничено заборами. Ограничения, насколько я знаю, имеются относительно разжигания костров, чтобы не оставались выжженные участки, так мне с примусом газовым и нужды в костре не было. Мерный шум водопада, в непосредственной близости от которого была очередная ночёвка, ну нисколько не мешал))
Интересуясь олимпийским движением и побывав в качестве волонтёра на Играх в Сочи, я с интересом прогулялся по Лиллехаммеру, принимавшему зимние Игры 1994 года. А тогда, 20 лет назад глядя в телевизор, казалось что соревнования проходят на другой планете…

Моё путешествие входило в следующую фазу, насмотревшись на красоты природы, мне предстояло ознакомиться с двумя расположенными недалеко друг от друга, но такими разными столицами государств. Сначала — Осло, где я к своей радости наслушался джаза…

… и рока…

Затем, зацепив краешком Швецию и проехав по Эрессунскому мосту-тоннелю, называемому современным технологическим чудом…

… попал в Копенгаген, откуда я не смог уехать, не попробовав в одном ресторанчике какие-то местные рыбные деликатесы за разговорами с новым знакомым. А всего-то тормознул проезжавшего мимо на велике мужика дорогу на центральную площадь спросить. Улыбка.

Дания поразила огромным количеством ветряков. Начиная от таких:

И заканчивая современными конструкциями:

Датчане, пользуясь удачным расположением, нещадно эксплуатируют пассаты, муссоны и бризы и прочие движения воздушных масс.

Потом была родина Гусёнка, Германия. Тут он мне признался, что автобаны он не очень любит, и гонять быстрее 180 км в час ему не по душе. Тем не менее, здраво рассудив, что впечатлений уже довольно, быстренько проскочили Польшу, где жара доходила до +35, и приземлились на российской территории, а точнее, на Куршской косе, для несколькодневного отдыха. Вот оно наше всё!



А дальше, через литовскую Клайпеду и латвийский Резекне, мимо Великих Лук и потомившись в московских пробках, как я писал когда-то в школьных сочинениях, усталые, но довольные, вернулись домой. Вятский край встретил парадно, вот так:
  • RedhillsRedhills
  • Алексей
  • 3 декабря 2017 в 1:08
  • 6
  • оценка: +90

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
+3
kobba
  • kobba
  • 3 декабря 2017 в 3:05
Маршрут зачетный!
Наверняка интересно, держи плюс и км.)
Только вот фотки бы побольше размера и по центру разместить, скудно воспринимаются все прелести прездки. Может стоить перезалить, пока есть 7 дн на корректировку поста?
Попробуй «поиграть» с параметрами фотографий, например я радикалом.ру пользуюсь, выставляю вверху уменьшить до 900 или 920. Вроде всё ОК)
+3
Redhills
Спасибо за советы! Постарался поправить. Так лучше?
0
kobba
Ого, нет слов Алексей, всё больше чем на отлично!
здесь был ататат

0
SlavaARB
Хороший маршрут, интересный отчёт.
0
mirage
Отличный отчёт, но фотки мелкие. Крупнее бы их сделать — цены бы не было! Спасибо! Обожаю Норвегию…
0
romka460
Отличный интересный отчет. Спасибо.
Такой формат читать приятнее, чем «День первый», «второй» и т.д.
Но отсюда и вопрос: сколько времени заняло все?
0
Redhills
Благодарю за положительный отзыв! В общей сложности поездка заняла порядка 3-х недель
0
Ksetdekov
Очень круто! Я год назад похожий маршрут по северу проехал, только на машине. Не готов был к длинным пробегам под дождем в низкой температуре)
Вы использовали подогреваемую одежду или аксессуары?
0
Redhills
Экипировка была тёплая, но из подогревов только штатные ручки у мотоцикла.
0
AlexSpain
Привет, с интересом прочитал, спасибо! А что в руке на четвертом фото снизу?
+1
Redhills
Посредине Куршской косы есть посёлок Рыбачий. Это так интересно там коптят рыбу, разрезая её по спинке. Получается такая круглая штука. Вкуснотищща!
0
Alexys
Классно! Очень интересно. Тоже планирую доехать до Нордкаппа. Мыс Рока уже покорил, пора собирать другие «крайние точки» континента.
0
Redhills
Ого! А у меня наоборот, Мыс Рока в планах только. Надеюсь, Скандинавия Вам понравится!
0
AlexSpain
Если на Мыс Рока собираетесь, то уже и до самой южной точки от туда не далеко. Тарифа. Там и пляжи чумовые.
0
oleg-gx
Отлично описано!!! И фотки хороши. Спасибо!!!
+1
celtic
во многих отчетах в Норвегию меняют заднюю резину. Там асфальт такой или едут на 50% износа?
+2
Redhills
Да, резина была с пробегом больше 10тыс.км. Но мне показалось, что она подозрительно быстро сточилась. Асфальт в основном такой зернистый, не гладкий. Это очень хорошо при минусовых температурах, хороший держак, как говорится. Но в качестве приобретённого опыта и как совет людям, планирующим Скандинавию, поставил бы новую резину перед поездкой.
+1
Tully
  • Tully
  • 3 декабря 2017 в 17:11
Я вот даже залогинюсь, чтобы плюс поставить)
Отличный маршрут, отличный отчет!
Никаких лишних соплей, а атмосфера поездки передается отлично.
0
AlexSpain
Мне бы хотелось про некоторые моменты по подробнее. Я много где был в Норвегии, кроме Лофотенских островов.
0
Mackxs
Класс! Молодец, земеля!!!
0
Alexeus
Зачетно прокатился… Молодчик…
0
aler
  • aler
  • 3 декабря 2017 в 23:21
Отличное путешествие, было интересно читать, спасибо! А сколько дней занял маршрут?
+2
theuser
Спасибо за отчет, тоже планирую летом примерно так же до Нордкапа и на лофотены потом. Вопрос по парому из Москенеса в Буде — он реально 2 раза в день ездит рано утром и вечером или это у них на сайте неправильная информация? Во сколько обошелся проезд?
И, думаю, всем интересен будет общий бюджет поездки :)
+1
Redhills
Билеты на паромы стоят по-разному. На обычные были ценники около 420-460 рублей. В Буде самый дорогой — 2400 руб. Я заранее расписание движения не изучал, понимая, что рейсы регулярные и время ожидания всегда можно использовать с пользой. Основной затратой у меня получились заправки. Каждая по 20-23 литра за 2100-2800 руб. Я ехал с кредитной картой. Наличные деньги мне не пригодились ни разу. Так что рассчитывайте в зависимости от расхода топлива, типа проживания и питания (палатка либо отели, примус или рестораны). У меня получилось около 80т.р.
0
Sergeykos
А от Буде ехали по какой дороге, Fv17, что ближе к морю с кучей паромов, или Е6, которая пожирней на картах? Вообще много паромов попадалось по пути и были с ними какие нибудь проблемы? И почему въезжали через Финляндию, а не через Киркинес? Только начинаю планировать маршрут по Норвегии а информация по внутренним паромам довольно скудная.
0
burjaden
«Страхи в голове на диване растут» — очень правильно подмечено!
0
LEO1968
просто суперклассно!
0
verykilled
Практический вопрос: при таком типовом ночлеге в палатке, как обстоят дела с душем, стиркой белья и т.п.?
Просто мы даже когда останавливались в миниотелях и хостелах (при длинных перегонах) не успевали стирать экип и т.п. И уже на 3ий-4ый день выглядишь как бомж :) Весь в мошках и дорожной грязи :)
0
Redhills
Конечно, используешь всякую возможность помыться и постирать и почистить экипировку. Пошёл, например, купаться в водопаде, прихватил шампуник)) Объём багажных ёмкостей у GS позволяет везти ежедневную смену белья из расчёта на неделю. Так что, в принципе, как от бомжа не воняет. А слегка грязный эндуро выглядит гораздо органичнее, чем идеально чистый эндуро))
0
verykilled
Водопадик в Норвегии, думаю, слегка прохладный, да и за шампунь в водопаде защитники природы расстреляют без суда и следствия :) Видимо лучше раз в 3-4 дня останавливаться в хостеле со стиральной машиной и душем :)
0
Busy
  • Busy
  • 9 декабря 2017 в 19:43
пара десятков фоток и красная дорожка на карте…
а как прокатился :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Redhills, Северный маршрут (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша) на BMW F800GS Adv