Блог им. tim2813 → По Лунной реке.
“ Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами ”
А не квадратными метрами ”
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552092/11a283eb/18482426.jpg)
Ай – это река на Южном Урале, самый крупный приток Уфы. По-башкирски “Ай” — луна, месяц.
Так сложилось, что эта поездка, как будто, продолжение моего небольшого путешествия до Таганая( Перья Таганая), поэтому хотелось поскорее добраться до Челябинской области, до того места, где Ай спускается с хребта Уреньга.
А еще нужна была дорога, которую сможет осилить дорожный мотоцикл, поэтому началом маршрута я выбрал город Кусу.
Путешествие на малокубатурном мотоцикле совсем не похоже на перемещение на каком-нибудь мощном байке. На федеральной трассе (а я поехал по М5) начинает сдуваться не только мотоцикл, но и сам водитель.Летит время, тянутся десятки и сотни километров, но ничего не происходит, и это удручает.
“ Спидометр показывает ноль. И это соответствует моим ощущениям от езды”- писал Гриша Grenka.Улучив удобный момент, я все же свернул с М5 в сторону Аргаяша и поехал через башкирские селения на севере Челябинской области.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551010/acff4a0b/18482228.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551010/2e8fa6c6/18482229.jpg)
Остановился перевести дух в одном из сел. Бабушки торгуют дарами огорода, деды — медом.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551107/8751a8f5/18482256.jpg)
Все также неспешно я проехал Миасс, Златоуст и добрался до города Кусы. Горы снова, как в первый раз, захватывают дух.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551216/b0de0dae/18482273.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551216/9b222a44/18482274.jpg)
Хотя у меня было время, но прокладку маршрута я провел небрежно, решив, что с интересными точками я разберусь на месте. Бумажная карта скромно молчала, а навигатор, насуплено смотрел на серпантины дорог.
Но это был не повод расстраиваться, и, глядя в воду Кусинского пруда, где отражалось небо, мне казалось, что я вижу отражение каждого такого же уральского городка-завода: Каменского, Невьянского, Исетского.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551277/2c20d925/18482278.jpg)
Как сооружается плотина силами приписных крестьян и солдат-рекрутов. Эти же крестьяне, оторванные от пашни, полезут в гору ломать руду, рубить лес и жечь уголь для доменных печей.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551504/ec40c59d/18482342.jpg)
Строится завод, где мастеровые будут лить металл из домен. Как огромный молот, приводимый в действие водобойными колесами, будет ковать чугун, который сплавщики и бурлаки на деревянных суднах — барках будут сплавлять по тесным и стремительным уральским рекам.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551601/193cb78b/18482349.jpg)
Как барки будут биться на камнях — бойцах, а из того металла, что дойдет до оружейных заводов будут изготовлены ядра.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551821/35ddcaa9/18482380.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551821/36fb1122/18482381.jpg)
Так я ехал вдоль берега Большой Сатки — притока реки Ай и дорога причудливо повторяла изгибы строптивой реки. Очень не хотелось разбиться на серпантинах, присыпанных щебенкой, как барка на повороте о камень — боец. Но, несмотря на постоянно молящегося сплавщика, мотоцикл доехал до Порогов.
Вопреки названию на Порогах нет порогов, а есть гидроэлектростанция, работающая с начала прошлого века.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551915/da39a5e4/18482405.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504551915/0a636a97/18482406.jpg)
Место довольно популярное, рядом есть турбаза — отель, задерживаться здесь я не стал и отправился в путь.Еще спускаясь в долину, я с опасением думал о том, как буду подниматься. Но мотоцикл, пусть и не резвым горным козликом, а послушным груженым мулом, забрался на перевал.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552092/c3b4241e/18482423.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552092/35744166/18482424.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552092/3e0b9adb/18482425.jpg)
Миновав Бердяуш, Сатку и Сулею, я остановился в поселке Межевом. Местные жители из скального выхода реки Каменки сделали каскадный водопад.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552225/27bdabe6/18482458.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552225/af6acc1b/18482459.jpg)
Дорога опять стала забираться круто вверх. И где-то там на высоком лесистом берегу Ай я встал на ночлег.Я нашел удобную полянку, скрытую со всех сторон молодым ельником, но, вот незадача, посередине, между двумя высокими растениями большой, но голодный паук ювелирно достраивал свою ловушку.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552367/d8f08aab/18482488.jpg)
Ломать паутину совсем не хотелось, поэтому я расположил мотоцикл с одной стороны от нее, а палатку — с другой.Пока я разбивал лагерь, с травы поднялась целая эскадрилья самого страшного лесного зверя — мошки. Пара оводов, как тяжелые бомбардировщики атаковали куртку — энцефалитку.
Раскинув руки, минуту — полторы я постоял у паучьей сетки, и все незадачливые кровососы оказались там. Сначала паук ошарашено убежал в свое укрытие, но быстро вернулся и деловито запаковал всех мошек в один большой мешок, оставив вялиться его на солнце.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552486/9f35fff2/18482512.jpg)
Покормив паука, я разогрел ужин и для себя. Ночью, вопреки прогнозу, пошел дождь, сильный, но короткий.Утро выдалось солнечное и ветреное. Быстро проплывали облака, задевая верхушки сосен.
Не доезжая до Алексеевки, я свернул в поле и вышел на них. На Айские Притесы.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552639/b30fc028/18482534.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552651/ce0e2564/18482535.jpg)
Высота завораживает. Другое название Притесов — Сабыр-Кая (Пестрые скалы) из-за растущих лишайников.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552802/c66e0dfa/18482560.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504552802/4adaf009/18482561.jpg)
По одной из легенд конокрад Юлдаш, спасаясь от погони, прыгнул со скалы. Вслед за ним полетела и его повозка с лошадьми. Больше его не видели.
Лишь самовар, выпавший из повозки и застрявший на камнях, издавал на ветру леденящий душу звук.Повторять его “подвиг” совсем не хотелось.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553057/d53bc06b/18482603.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553073/ebfb735f/18482604.jpg)
Внизу туристы — водники вставали на воду после ночевки.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553153/13df1245/18482618.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553153/817fcd2d/18482619.jpg)
Прошедший накануне дождь расстроил мои планы двинуться по левому берегу Ай по лесным дорогам. Я встал на асфальт и, минуя Межевой, приехал в Башкирию.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553248/cd6e8fb4/18482634.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553248/45eb76dd/18482635.jpg)
Олы юлнэн тузанэн ла (Пыль большой дороги)
Узем курдем тузганэн. (Сам видел, как поднималась.)
Белми калдэм, сизми калдэм, (Не заметил, не почувствовал,)
Яшь гомеремнен узганэн. (Как пролетела молодая жизнь.)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553358/c9b9f313/18482652.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553358/cd285b3a/18482653.jpg)
Олы юлнэн тузанэнда (В пыли большой дороги)
Калды минем эзлэрем. (Остались мои следы.)
Кайда икэн яшьлегем, дип (Говоря, где же моя молодость,)
Шул юлларны эзлэдем. (Искал я те дороги.)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553427/fe861e35/18482659.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553430/ced0c20d/18482662.jpg)
Олы юлнын тузанэнда (В пыли большой дороги)
Югалтым эзлэремне. (Потерял свои следы.)
Их, кайтарып алэр идем (Эх, вернуть бы)
Узган гомерлэремне. (Мою прошедшую жизнь.)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553520/a1bb36f0/18482669.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553520/694cf565/18482670.jpg)
Так я добрался до села Лаклы и встал у подножия Капка-Таш (Каменные ворота).
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553651/fcf54a0f/18482686.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553651/8fa18c6e/18482687.jpg)
Другой берег реки Ай украшает скала Ласын-Таш (Соколиный камень).
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553749/5a123ccb/18482696.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553749/a5b4e27c/18482697.jpg)
Оставив мотоцикл далеко внизу, я забрался на вершину Капка-Таш.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553834/5ddfef12/18482715.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553834/839ee953/18482716.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553931/b3ee3cd3/18482732.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504553931/ad62d355/18482733.jpg)
Сильный западный ветер, несмотря на стремительное течение Ай, загонял туристов — водников обратно за излучину реки.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554070/43c95312/18482746.jpg)
Некоторые впрягались в веревки и, как бурлаки, тащили катамараны по течению, другие отталкивались от берега веслами, как шестами.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554136/ebbfdea2/18482760.jpg)
“ Дорог так много — моя одна”.
Я искупался, перекусил и поехал через Янган-Тау и Месягутово уже в сторону дома.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554212/b470479c/18482773.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554212/115cf60a/18482774.jpg)
" Идет волна, волна в которой ты теряешься… "
Возле Янган-Тау меня в первый раз в тот день накрыло. Была дилемма: одеваться и фотографировать или наоборот фотографировать, а потом одеваться, я выбрал второе. Стена воды двигалась очень быстро.
Порывом ветра сдуло с мотоцикла кроки (копии карт), их пропажу я обнаружил позже.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554329/dd116dde/18482790.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554329/0990f9c3/18482791.jpg)
Мочило меня еще раза три или четыре. Сильно, но быстро. После второго погружения дождевик я уже не снимал.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554407/f4996b18/18482804.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554407/24584b4e/18482805.jpg)
“А она нам нравится,
Хоть и не красавица”
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554481/b792049a/18482822.jpg)
Впереди был еще долгий путь домой, ремонты дорог и километры снятого асфальта, лысые холмы с вырубленными лесами, цветущие ряской пруды и деревни с пустыми глазницами окон. Все это совсем не радовало глаз и фотоаппарат расчехлять уже не хотелось.
Под Ревдой я попал в длинную вялотекущую пробку, начало которой скрывалось где-то за горизонтом. Обочины не было, на нашей полосе был свежий асфальт, на встречной он был снят.
Но была сильная усталость, ломота в руках и шее, про пятую точку ничего не скажу, потому что давно уже ее не чувствовал и еще было сильное желание поскорее вернуться домой.И я поехал по узкой бровке между полосами. Пару раз фуры чуть не выдавили меня на встречку, и, хотя в этот момент, там никого не было, но обратно на свою полосу я бы не смог вернуться из-за разницы высоты полос.
Мне стало понятно, что если буду дальше двигаться в таком режиме, то приеду в лучшем случае в больницу. И я пополз со всеми.
Через километр появилась обочина, и, опередив пробку, во главе которой один КАМАЗ тащил другого на тросе, я вырвался на прямую дорогу.
А вскоре уже был дома, за что отдельное спасибо Коту — моему мотоциклу.
“За грустную радость вечерней дороги,
Тускнеющей стыло,
За чувство вины и щемящей тревоги
Спасибо “
P.s. Несколько сухих цифр: было пройдено 1200 км дорог, залито в бак 32 л бензина, расход 2,7 л/100 км, бюджет поездки — 1500 руб.
![](http://images.vfl.ru/ii/1504554614/fd5fddfa/18482835.jpg)
tim2813
- Тимур
- 26 декабря 2017 в 17:38
- 6
- +56
![grayknight](https://bikepost.ru/uploads/images/03/29/19/2016/04/16/avatar_48x48.jpg?165835)
- grayknight
- 26 декабря 2017 в 23:40
- ↓
Река Ай, помню! В прошлом году и в позапрошлом мимо проезжал! Приятное название такое — р.Ай на указателе. Но искупаться не рискнул…
![_BURNASH_](https://bikepost.ru/uploads/images/01/84/84/2013/12/04/avatar_48x48.jpg?085150)
Всё таки эпистолярный жанр — это не набор слов и фактов. Это умение погрузить, добавить то, что уместно, украсить там, где нужно, тем чем нужно… опустить то, что не важно. Это либо есть, либо этого нет. Моё мнение — у Вас это есть, очень приятно почитать.
При этом в повествовании нет ни драмы, ни экшна, ни новизны… есть только дороги, мысли и места, оттого вдвойне сложней написать что-то достойное опубликования, потому — плюс!
При этом в повествовании нет ни драмы, ни экшна, ни новизны… есть только дороги, мысли и места, оттого вдвойне сложней написать что-то достойное опубликования, потому — плюс!
![tim2813](https://bikepost.ru/uploads/images/04/89/72/2017/10/11/avatar_48x48.jpg?095217)
Спасибо за отзыв. Все-таки думаю, что драмы и экшна не хватает. А они нужны, чтобы выйти из своей зоны комфорта, из своей тесной раковины, открыть в себе новые силы.
Экстрим тесно связан со страхом. Сейчас, по прошествии времени, все эти страхи: новой дороги, поломки мотоцикла, недостатка воды и бензина, ночевки возле населенного пункта, кажутся несущественными и, порой, смешными. Потому о них писать не стал.
Экстрим тесно связан со страхом. Сейчас, по прошествии времени, все эти страхи: новой дороги, поломки мотоцикла, недостатка воды и бензина, ночевки возле населенного пункта, кажутся несущественными и, порой, смешными. Потому о них писать не стал.
![Planetsky1](https://bikepost.ru/uploads/images/04/26/00/2016/10/15/avatar_48x48.jpg?174517)
- Planetsky1
- 27 декабря 2017 в 17:07
- ↓
«1200 км… залито в бак 32 л бензина, расход 2,7 л/100 км, бюджет поездки — 1500 руб.» -ЭХ, читаю и обалдеваю ....))))
![tim2813](https://bikepost.ru/uploads/images/04/89/72/2017/10/11/avatar_48x48.jpg?095217)
" Если ехать долго по железной по дороге прямо, то уехать можно далеко..."
На таких участках маршрута, которые проходят по федеральным трассам, видишь только вереницы фур и серую ленту асфальта. Это совсем не то, что хотелось бы увидеть в пути, но это плата за " уехать можно далеко " и относительно быстро.
На таких участках маршрута, которые проходят по федеральным трассам, видишь только вереницы фур и серую ленту асфальта. Это совсем не то, что хотелось бы увидеть в пути, но это плата за " уехать можно далеко " и относительно быстро.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть