Блог им. Harley_Hero → Harley-Davidson XRTT 750: спортбайк родом с флэт-трека
Для многих знатоков мотоциклетной истории и поклонников марки Harley-Davidson аббревиатура XR-750 неразрывно связана с легендарным спортивным мотоциклом, созданным для гонок по грунтовым трассам. На счету XR-750 множество побед, титулов, а также звание любимого мотоцикла знаменитого каскадера Ивела Книвела. Но все это общеизвестные факты. Куда интереснее, что в свое время на основе двигателей серии XR завод разработал кольцевой мотоцикл XR750TT. Настоящий спортбайк!
Толчком к появлению нового мотоцикла послужили изменения, произошедшие в чемпионате AMA Grand National Championship в конце 60-х, что в свою очередь подтолкнуло японских и британских производителей мотоциклов попробовать свои силы в американских гоночных сериях. Доминировавшая ранее модель Harley-Davidson KR, уже не могла противостоять возросшей конкуренции и на ее смену пришел самый продвинутый двигатель фирмы – XR-750, который располагался внутри хром-молибденовой рамы от компании Nickels engineering. Как и силовой агрегат мотоцикла для флэт-трека, двигатель шоссейного аппарата имел объем 750 куб.см. и базовую мощность около 70-79 лошадиных сил (некоторые источники утверждают, что двигатель гоночного мотоцикл XRTT 750 пилота Кэла Рейборна развивал мощность 100 л.с.), что позволяло разгонять 142-киллограмовый мотоцикл до 160 к/ч. Двигатель оснащался двумя 36-миллиметровыми карбюраторами Mikuni и работал в паре с четырехступенчатой КПП.
В гоночной версии XR750TT использовался топливный бак емкость 23 литра, выполненный из стекловолокна. Из того же материала изготавливался и развитый передний обтекатель, включавшие боковые облицовки. Интересная эргономическая деталь: в верхней части топливного бака находилась небольшая кожаная подушка с круглым вырезом, а слева от нее располагалась крышки топливного бака. Вероятно, подушка предназначалась для комфортного «залегания» пилота за передним обтекателем во время движения на скоростных прямиках. Как и версия для флэт-трека, кольцевой XR-750 комплектовался передней вилкой Ceriani и амортизатором Girling. От установки спидометра решили отказаться, оставив лишь тахометр Smith и индикатор уровня масла. Разительные отличия шоссейно-кольцевой версии мотоцикла от «грунтовой» заключались в наличии переднего тормоза. Спереди на XR750TT устанавливалось четырех кулачковые барабанные тормоза Fontana, а сзади помогал еще один дисковый тормоз.
Спортивная карьера Harley-Davidson XRTT 750 сложилась весьма удачно и главные достижения этого уникального мотоцикла в основном связаны с именем профессионального мотогонщика Кэла Рейборна (Cal Rayborn). Талантливый американский пилот к 24 годам сумел пробиться в высшую спортивную лигу Соединенных Штатов – чемпионат AMA Grand National Championship, который охватывал сразу четыре вида мотогонок. После победы в кольцевых гонках на этапе AMA 1966 года в Карлсбаде, Калифорния, Кэл получил приглашение от заводской команды Harley-Davidson. Именно с H-D Рейборн достиг своих самых впечатляющих результатов, когда два года подряд (1968 и 1969 гг.) выигрывал знаменитую гонку Daytona 200, а в 1970 году установил два рекорда скорости. В 1972 году Рейборн совершил настоящий подвиг, когда принял участие в англо-американской гоночной серии Trans-Atlantic Match Race. Выступая на уже устаревшем XRTT 750 и абсолютно не зная британских гоночных треков, американец сумел выиграть три гонки из шести. К сожалению, всего год спустя после феноменального успеха на Match Race, Рейборн погиб во время гонки в Новой Зеландии, врезавшись в стену, проходящую рядом с трассой.
В настоящее время гоночный Harley-Davidson XRTT750 является одним из самых редких мотоциклов марки. Ходят слухи, что завод собрал всего от 18 до 23 мотоциклов, и большинство из них исчезли в частных коллекциях. Например, один живой экземпляр XRTT750 принадлежит Джону Варру – владельцу старейшего дилерского центра Harley-Davidson в Европе. Надо отдать должное Джону, что его XRTT750 не пылиться в гараже или спрятан под стеклом, а регулярно принимает участие в различных мероприятиях марки и даже ездит по треку во время знаменитого фестиваля скорости в Гудвуде.
Толчком к появлению нового мотоцикла послужили изменения, произошедшие в чемпионате AMA Grand National Championship в конце 60-х, что в свою очередь подтолкнуло японских и британских производителей мотоциклов попробовать свои силы в американских гоночных сериях. Доминировавшая ранее модель Harley-Davidson KR, уже не могла противостоять возросшей конкуренции и на ее смену пришел самый продвинутый двигатель фирмы – XR-750, который располагался внутри хром-молибденовой рамы от компании Nickels engineering. Как и силовой агрегат мотоцикла для флэт-трека, двигатель шоссейного аппарата имел объем 750 куб.см. и базовую мощность около 70-79 лошадиных сил (некоторые источники утверждают, что двигатель гоночного мотоцикл XRTT 750 пилота Кэла Рейборна развивал мощность 100 л.с.), что позволяло разгонять 142-киллограмовый мотоцикл до 160 к/ч. Двигатель оснащался двумя 36-миллиметровыми карбюраторами Mikuni и работал в паре с четырехступенчатой КПП.
В гоночной версии XR750TT использовался топливный бак емкость 23 литра, выполненный из стекловолокна. Из того же материала изготавливался и развитый передний обтекатель, включавшие боковые облицовки. Интересная эргономическая деталь: в верхней части топливного бака находилась небольшая кожаная подушка с круглым вырезом, а слева от нее располагалась крышки топливного бака. Вероятно, подушка предназначалась для комфортного «залегания» пилота за передним обтекателем во время движения на скоростных прямиках. Как и версия для флэт-трека, кольцевой XR-750 комплектовался передней вилкой Ceriani и амортизатором Girling. От установки спидометра решили отказаться, оставив лишь тахометр Smith и индикатор уровня масла. Разительные отличия шоссейно-кольцевой версии мотоцикла от «грунтовой» заключались в наличии переднего тормоза. Спереди на XR750TT устанавливалось четырех кулачковые барабанные тормоза Fontana, а сзади помогал еще один дисковый тормоз.
Спортивная карьера Harley-Davidson XRTT 750 сложилась весьма удачно и главные достижения этого уникального мотоцикла в основном связаны с именем профессионального мотогонщика Кэла Рейборна (Cal Rayborn). Талантливый американский пилот к 24 годам сумел пробиться в высшую спортивную лигу Соединенных Штатов – чемпионат AMA Grand National Championship, который охватывал сразу четыре вида мотогонок. После победы в кольцевых гонках на этапе AMA 1966 года в Карлсбаде, Калифорния, Кэл получил приглашение от заводской команды Harley-Davidson. Именно с H-D Рейборн достиг своих самых впечатляющих результатов, когда два года подряд (1968 и 1969 гг.) выигрывал знаменитую гонку Daytona 200, а в 1970 году установил два рекорда скорости. В 1972 году Рейборн совершил настоящий подвиг, когда принял участие в англо-американской гоночной серии Trans-Atlantic Match Race. Выступая на уже устаревшем XRTT 750 и абсолютно не зная британских гоночных треков, американец сумел выиграть три гонки из шести. К сожалению, всего год спустя после феноменального успеха на Match Race, Рейборн погиб во время гонки в Новой Зеландии, врезавшись в стену, проходящую рядом с трассой.
В настоящее время гоночный Harley-Davidson XRTT750 является одним из самых редких мотоциклов марки. Ходят слухи, что завод собрал всего от 18 до 23 мотоциклов, и большинство из них исчезли в частных коллекциях. Например, один живой экземпляр XRTT750 принадлежит Джону Варру – владельцу старейшего дилерского центра Harley-Davidson в Европе. Надо отдать должное Джону, что его XRTT750 не пылиться в гараже или спрятан под стеклом, а регулярно принимает участие в различных мероприятиях марки и даже ездит по треку во время знаменитого фестиваля скорости в Гудвуде.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 28 ноября 2017 в 10:24
- +7
- Harley_Hero
- 28 ноября 2017 в 16:55
- ↑
- ↓
Наверное, недостаточно уделил этому внимания. Дело в том, что даже на момент столь успешного выступления в гоночной серии Trans-Atlantic Match Race, технически мотоцикл устарел и уступал многим конкурентам ( особенно мотоциклам из Японии). Вероятно, бесперспективность дальнейшего развития проекта XRTT 750 и послужила основной причиной.
- Harley_Hero
- 29 ноября 2017 в 12:40
- ↑
- ↓
Все верно, поправил. А на последнем фото, вероятно, самая последняя модификация, куда уже интегрировали дисковые тормоза. Поскольку мотоцикл сам по себе эксклюзив и кастом, то изменения в конструкцию могли вносить от гонки к гонке.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть