Блог им. ankor → Страна крестов, или снова о Грузии
Идея поехать на мотоцикле в путешествие появилась зимой 2017, в наличии на тот момент был Honda Silver Wing 600, на нём и решено было ехать.
Планируя поездку, ставил задачу как можно реже проезжать по одной дороге, так как это путешествие и интересен каждый новый километр. Хорошо известные туристические места я подробно описывать не буду, о них без труда можно найти массу информации в сети. Это рассказ — отчёт о моём небольшом путешествии и впечатлениях, которые я получил. Особый интерес для меня представляет сама дорога со своими неожиданностями, быт людей, общение и желание сделать интересные фотографии.
Погода была отвратительной, холод и дождь не давали наступить лету в центральной России, и я отправился за ним на Кавказ. Старт был намечен на раннее утро 10 июля 2017 г. с дачи в 50 километрах от Москвы по трассе М-4. Надев, все взятые с собой тёплые вещи я выдвинулся в направлении Волгограда по трассе Р-22 «Каспий».
Чем дальше я уезжал от Московской области, тем становилось теплей, за Тамбовом я снял куртку, а на подъезде к Волгограду я уже ехал в футболке и черепахе. Дорога однообразная в основном двух полосная с множеством ремонтируемых участков. В Волгограде был забронирован номер в гестхаусе, прибыл я туда в 18 часов. Дневной пробег составил 950 км. Прогулялся по городу, он большой, симпатичный с ужасными дорогами. Вечером перед сном включил телевизор, посмотрел репортаж о поимке местного чиновника — коррупционера от культуры. С мыслями, что наконец то теперь будет всё хорошо я уснул.
В 5:30 утра я выдвинулся в сторону Калмыкии. Зная, что бензин там плохой и мало заправок, на выезде из Волгограда залил полный бак.
Все 300 километров до Элисты это степи, иногда переходящие в поистине марсианский пейзаж. Вдоль дороги на многие километры высажены кустарники, и местные жители собирали с них ягоды. Остановился, спросил у женщины, продающей их вёдрами у дороги, что за ягоды? Крыжовник, ответила она. Он не был похож на крыжовник из Подмосковья ни по внешнему виду, ни на вкус. Очень впечатлило обилие саранчи и кузнечиков, сделав буквально пару шагов с дороги, я их увидел столько, сколько не видел за всю жизнь. Чуть дальше меня ждала встреча, которая могла прекратить моё путешествие. Внезапно из кустов вылетела огромная стая птиц, и они начали синхронно пересекать дорогу туда обратно, мне ничего не оставалось, как проехать сквозь них сбив несколько и одну из них шлемом. Остановившись и осмыслив происшедшее, я подумал, как хорошо, что это были птицы размером с воробья, а не стая индеек.
Осмотрев несколько буддистских реликвий, я доехал до Элисты, где заправился и поел. Поездку по этой дороге я выбрал во многом из-за проезда по Калмыкии, и она не разочаровала, впечатлений осталось не мало.
Вскоре начался Ставропольский край со своими бесконечными полями в которых я чуть не обсох. В Карачаево — Черкесии и Северной Осетии уже чувствовался Кавказский колорит. Осетинские ДПСники на поверку оказались не такими свирепыми, как о них рассказывают. Возможно, мне так показалось из-за того, что я сам к ним подъехал, и спросил по какой дороге лучше проехать. Рассказали, остановили машину, едущую в том направлении, спросили водителя куда он едет, убедившись, что по нужной мне дороге, попросили его проводить меня, что он и сделал. Отсюда для меня началось то Кавказское гостеприимство, которое сопровождало меня во всей дальнейшей поездке.
Ночь в горах, как известно, наступает рано и внезапно. Так подъезжая к Владикавказу в начале девятого было уже темно, проехал я его быстро, так как вечером дорога была свободной. Начинались горные хребты, в темноте они казались огромными, чёрными и холодными. 2000 километров по равнине расслабили, и проезжая один из резких горных поворотов я чуть не разложился, спасла ABS.
Вскоре я увидел хвост очереди из автомобилей, стоящих на границе, вот он, переход «Верхний Ларс». Границу прошёл, как и положено на мотоцикле без очереди за 25 минут, досмотра никакого не производилось, штамп в загранпаспорт, и — добро пожаловать в Грузию. В Степанцминде у меня был забронирован номер, время подходило к полуночи. Продолжая движение через ночные горы, через 11 километров после границы я доехал до посёлка.
Навигатор не знал ни одной улицы, а ездить и искать нужную можно было до утра. Отправился искать не спящих местных, и на центральной площади обнаружил полицейскую машину. Сотрудник оживлённо беседовал с местным жителем, так как больше на улице никого не было обратился к ним с вопросом: — Где находится нужный мне гостевой дом? И тут всё пошло по осетинскому сценарию: — Сначала полицейский рассказывал сколько раз мне нужно повернуть направо и налево, и рукой изображал уходящего в тину карася, но потом глядя на меня он понял, что я не рыболов. Отрядив своего собеседника мне в провожатые, он распрощался с нами, и отправился в противоположном направлении.
За этот день я проехал 960 километров, очень непростых, и насыщенных событиями. Слегка за полночь по местному времени заселился в номер, он был крохотный, буквально кровать и тумбочка. Приняв душ, я собрался в номер, но встретившийся по пути хозяин гестхауса Арчил пригласил меня поужинать, отказываться не стал. Еда была на мой взгляд излишне солёная и острая, немного поев я высказал свои опасения, что может обостриться гастрит. Арчил рассказал о довольно странном методе лечения гастрита и язвы, которым пользовался его отец. Он глотал живых мальков форели, и как он утверждал, благодаря своей живучести они долго двигались в желудке тем самым убирая воспаление. Я спросил, почему именно мальки форели? На форели нет чешуи и она полностью растворяется в желудке, ответил Арчил. Поблагодарив его за ужин, я отправился спать.
Проснувшись утром, я вышел на балкон с которого была видна Гергетская церковь святой Троицы возведённая на горе, и отличный вид на Казбек, макушка которого была окутана облаками.
Вид потрясающий, в тот момент я понял в какое волшебное место я приехал, при дневном свете горы выглядели совсем по-другому. Арчил пригласил на завтрак, который я провёл в компании англичанина и его украинской подруги, путешествующих автостопом. Они прошлый день допоздна лазили по горам, замёрзли и простыли. англичанин ловко смахивал рукавом набегавшие сопли, старый свет, старая школа подумал я. После завтрака я отправился поменять рубли на лари, и просто прогуляться по посёлку.
Часов в 10 собрался в путь к бывшей столице Грузии, Мцхете.
Военно – Грузинская дорога очень извилиста и красива.
Я ехал не спеша любуясь красотами, ведь до Мцхеты где я планировал заночевать всего около 130 км. Но по приезду планы резко поменялись, по всему городу оглушительно стрекотали цикады, и у меня через полчаса разболелась голова. Мцхета — это пригород Тбилиси, уютный и чистый, если бы не эта оглушительная симфония я бы с удовольствием там остановился. Пришлось продолжить путь по запланированному на следующий день маршруту в Боржоми.
До Боржоми около 140 км., где большая часть дороги проходит по отличному бетонному автобану «Тбилиси – Батуми» с не частыми для горной страны равнинными пейзажами. На всём протяжении дороги, на каждом указателе населённого пункта, либо поворота на него, обязательно упоминается что, продолжая путь прямо Вы попадёте в Сухуми. Таким образом, Грузинское правительство выражает своё отношение к Абхазии, и её столице как к неотъемлемой части своей страны. До Боржоми я добрался к вечеру, ночлег не бронировал, пришлось импровизировать. Свернув с главной дороги на второстепенную, подъехал к нескольким сидящим на лавке мужикам. Поприветствовав, спросил: — Где можно переночевать? Всё решилось очень быстро, после непродолжительной беседы между собой один из них встал и предложил остановиться у него. Это был огромный дом, как и везде в Грузии, большой дом и балкон непременный атрибут настоящего грузина. Звали хозяина дома Нугзар, он был несказанно рад, что выиграл тот тендер на лавке, и я остановился у него. На втором этаже дома, где мне была выделена кровать, можно было поселить пионерский отряд. Во времена Советского Союза здешние дома в сезон превращались в санатории, но сейчас тут тишина. Нугзар организовал ужин с различными виноградными алкогольными напитками и признался, что жена ему не разрешает пить, но с гостем можно. После ужина, поднявшись на второй этаж с балкона мне открылся потрясающий вид на тёмную гору напротив, на которой стоял огромный светящийся крест. Выглядело это грандиозно и завораживающе.
Рано утром я отправился к источникам. Чем ближе я к ним подъезжал, тем дороже и пафоснее становились постройки, а в непосредственной близости просто дворцы.
Вода из источников мне показалась менее газированная чем в бутылках, но с более выраженным вкусом.
Набрав пару бутылок, и осмотрев окрестности я начал прокладывать маршрут к побережью, где и планировал заночевать.
Дорога к Кобулети протяжённостью 250 км., проходит через Кутаиси. Так как смотреть в нём особо нечего, проезжаю его быстро, но впечатлений он успевает оставить не мало. Это первый большой город, который я проезжал в Грузии, и он показался мне суетным и хаотичным. Сложилось впечатление, что это один большой квест в котором люди носятся через дорогу как безголовые курицы, а водители норовят проехать как можно ближе к ним. Цель этой игры — показать кто тут главный, и при этом уцелеть. Отсутствие опыта в таких играх, и жуткая жара гнали меня к морю.
После полудня жара стала невыносимой, в тени далеко за 30. Ускорения создавали эффект гриля в духовке казалось, чем быстрее я еду, тем быстрее и лучше пропекусь. Но близость моря оставляла шансы выжить. К 15:00 я доехал до посёлка Уреки, с чёрным песчаным пляжем, прозванным местными Магнетти.
На пляже яблоку негде упасть, вспомнились курорты Краснодарского края. Решил проехать 10 км. в сторону Батуми до посёлка Шекветили, где тоже чёрный песок, но место тихое и малолюдное. Так оно и оказалось, несколько грузинских семей в пределах видимости, чёрный песок, сосны и теплое довольно чистое море. Искупавшись и немного отдохнув от жары и суеты на пляже под соснами, я собрался проехать ещё 15 км. до Кобулети, где и планировал остаться ночевать.
Приехав на пляж где стояли палатки, я заметил мотоцикл с питерскими номерами, подъехал к нему и увидел парня с девушкой: — спросил не будут они против моего соседства, они сказали: — без проблем, заселяйся. Их звали Андрей и Таисия, приехали из Химок, и уже не первый день жили на этом пляже. Поставил палатку, заварил чай и сел беседовать со своими соседями и любоваться закатом над морем. Ребята путешествовали на Вулкане 900 который, как и мой Сильвер Винг 600 не очень подходит для таких путешествий, где дороги иногда меняются на направления. Но мы доехали до моря, и это в очередной раз доказывает, что самое главное ставить цель и достигать её любыми средствами, она того стоит.
Тем временем наступала ночь, рядом с нами отдыхала компания турок, которые пили алкогольные напитки и очень шумно общались, чуть позже они начали танцевать, а поздней ночью ругаться и драться. Когда они уехали, и всё стихло, на пляже появилась свора собак, и тоже очень громко начали выяснять отношения. Их кто-то прогнал, наступила тишина, спать больше никто не мешал.
Утром проснулся от громкого крика вороны, звона колокольчика и мычания коровы, зоопарк какой-то подумал я, сейчас открою палатку, а там весь Ноев ковчег высадился. Но опасения не подтвердились, снаружи всё было тихо и спокойно, вдалеке патрулировали полицейские, было прекрасное солнечное утро.
Позавтракав и искупавшись, я начал собираться дальше по побережью в сторону Турецкой границы до села Сарпи. Ребята собирались выехать позже и остановиться в Батуми, обменявшись контактами я поехал.
Проехав через Батуми, который меня очень впечатлил, и в котором я посчитал необходимым погулять после того как найду жильё и оставлю лишние вещи, я доехал до Сарпи. Увидев впереди Турецкую границу, не без труда припарковался, метрах в трёхстах. Мой сотовый оператор прислал СМС «Добро пожаловать в Турцию», с чем я не согласился, в этой поездке я планировал ограничиться Грузией.
Побережье в Сарпи всё застроено гостиницами и отелями, море грязное, плавало большое количество мусора. Местные говорили, что это турки его сбрасывают, вероятно в конкурентной борьбе.
Посмотрев на всё это, я вернулся назад на шесть километров в село Гонио, и снял жильё на два дня.
Каково же было мое удивление, когда с балкона моего номера на горе напротив я увидел опять огромный светящейся крест. Это действительно страна крестов, они везде, на флаге, на домах, горах и вдоль дорог. Они огромные и маленькие, порой совершенно не понятно для чего поставлены.
В Грузии определённо в кресты вложено очень много смысла, и это тоже добавляет колорита этой замечательной стране.
На следующий день с раннего утра я отправился гулять по Батуми.
Это симпатичный курортный город, со всеми атрибутами для отдыха с деньгами, казино, отели, и прочие сооружения старались построить в необычном архитектурном стиле. Прокатился на канатной дороге, и очень впечатлился видом кладбища под ней, инстинктивно покрепче взявшись за поручень.
Нагулявшись, я вернулся в Гонио, где и провёл остаток дня на пляже.
Ещё один день мне захотелось провести в Батуми, я сходил в ботанический сад, на пляж рядом с ним. Погода была отличная, хотелось отдохнуть перед дорогой в горную часть страны.
Вечером мне позвонил Андрей, и предложил поехать с ними в сторону Тбилиси по увлекательной Трансаджарской «магистрали» связывающей Батуми и Ахалцихе через перевал Годердзи. Так как очередной моей целью было посещение Вардзии, я с радостью согласился, каких-то 160 км., и я доберусь до Ахалцихе. По альтернативной хорошей дороге через Кутаиси 320 км.
Рано утром встретились на выезде из Батуми, и отправились по этой короткой дороге. На протяжении 80 км. до Хуло проложен асфальт нормального качества, после Хуло асфальт заканчивается, начинается грунтовка. Добравшись до одного из самых труднодоступных перевалов Грузии, Годерзи мы то и дело останавливались, чистейший горный воздух, ручьи, пересекающие раздолбаную дорогу и восторг от увиденных красот, не позволяли быстро ехать.
Из Годерзи до Адигени 25 км. ведет такая же грунтовка, плавно переходящая в бездорожье. Тут случается первая неприятность, добравшись до вершины перевала, мой мотоцикл начинает греться, и созерцание красот становится вынужденным, и более частым. В дальнейшем, чем ниже мы спускались с перевала, тем реже грелся мотоцикл, а на равнине совсем перестал. Из Адигени в Ахалцихе 28 км. проложен асфальт разного качества, и это было спасением, потому что жара и бездорожье основательно нас вымотали. Вторая неприятность постигла нас всех, у нас заканчивался бензин. Скорость нашего движения, не смотря на появившейся асфальт оставалась не высокой, в угоду экономичности. Заправок судя по окружавшим пейзажам не предвиделось, и вариантов найти бензин было не много.
Но мы всё же дотянули до первой заправки, Андрей на лампочке, а я на парах.
Добравшись до Ахалцихе, мы отправились в самую большую крепость Грузии, Рабат. Побродив по крепости, и пообедав в ресторане, мы распрощались, ребятам надо было ехать в Тбилиси, а мне в Вардзию.
На выезде из Ахалцихе меня очень смущала сизая туча за горой, как раз по направлению движения. Через 26 км. подъезжая к посёлку Аспиндза решил заночевать в нём, начинался дождь, и уже вечерело. Спрашиваю у прохожего: — Где тут можно заночевать? Он мне объяснил где находится дом, в котором сдаются комнаты, и в этот момент случился ливень. Заметно ускоряясь нахожу тот дом, сигналю, потому что собака, которая встретила меня у забора явно не была рада нашей встрече. Хозяйка дома, миниатюрная пожилая женщина пристегнула собаку, и махнула рукой, изрядно промокший, я заехал под навес. Она пригласила меня в дом, налила чай и дала лаваш с сыром, поев и приняв душ я упал на кровать, и моментально уснул. Так закончился этот тяжёлый, и полный впечатлений день. На тот момент мой общий пробег составлял 2826 км.
Утром была отличная погода, я выспался, и был готов отправляться в Вардзию. Умывшись и рассчитавшись с хозяйкой, я отправился в путь. Так как выехал я часов в восемь, а вход в пещеры открывался в десять, я решил заехать в пару интересных мест со старыми церквями в Саро, и в женский монастырь в Вардзии.
По дороге произошло ещё одно запоминающееся событие, неожиданно за очередным поворотом я увидел переползающую дорогу змею, она была длинной не меньше метра. Поняв, что для того чтобы её объехать мне нужно совершить резкий и опасный манёвр, я проехал по ней, зачем-то задрав ноги. Через десяток метров я остановился и обернулся чтобы оценить последствия наезда, гадина ползла как ни в чём не бывало. Так уже совсем неспешно я докатил до пещер. Билет купил одним из первых, чтобы на фото не было много туристов, выглядят пещеры эпично, но описывать их я не буду, в сети куча информации.
Пообедав в ресторане, я приготовился к заезду на 230 км. через Ахалкалаки, Ниноцминду и Цалку в Тбилиси, где планировал провести пару дней. Забронировал номер в хостеле, и отправился. Дорога до Тбилиси вполне приличная. Встречались довольно странные мосты.
Запомнились гнёзда аистов в Ниноцминде, и сушёный навоз, заготавливаемый целыми деревнями для использования в отоплении.
Жара стояла адова, на въезде в Тбилиси мотоцикл начал скрипеть задними колодками и греться, так я доехал до хостела недалеко от метро Авлабари. Заселившись, решил, что эти пару дней буду передвигаться на метро, такси и пешком. Нам с мотоциклом нужно было отдохнуть друг от друга перед поездкой к дому.
Хостел со свежим ремонтом, очень чистый, и главное, что эти два дня я был один в пятиместном номере. Мотоцикл поставил во дворе под гранатовым деревом.
Получив инструктаж от прекрасных гостеприимных хозяев хостела Сергея и Наиры сколько нужно платить таксистам, и куда непременно нужно сходить, отправился гулять по городу.
На следующий день, прокатился на метро до центрального рынка, где ничего не поменялось с советских времён, колоритнейшее место, те же виды и запахи.
Набрав овощей и фруктов по ценам от производителя, отправился обратно. Остаток этого дня, и следующий я гулял по старому городу, где время как будто замерло, и складывалось ощущение, что здесь ничего не поменялось за сотни лет, и не измениться ещё столетия. И это прекрасно, что будут такие места самобытные и уютные.
Но нужно было собираться домой, и ранним утром 19 июля я отправился в путь.
Из Тбилиси выехал пораньше до пробок, и надеялся доехать до Ростова на Дону, но в мои планы планы вмешались события из за которых я не успел. Не доезжая нескольких километров до границы перекрыли движение, альпинисты спускались с горы, и сбрасывали камни которые могли произвольно упасть на дорогу. После чего они убирали с дороги то что накидали.
Простоял около двух часов, но зато на границу приехал первым, дорога перед границей не очень хорошая, и пользуясь своей манёвренностью обогнал все впереди едущие машины. Границу прошёл очень быстро, спросили: — много машин собралось? Я сказал много, и они без энтузиазма разбрелись по своим постам.
Далее вывески населённых пунктов менялись достаточно быстро, Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды, Невинномысск.
Я ехал динамично, с минимумом остановок, но теперь погода решила откорректировать мой график. После Невинномысска начали сгущаться тучи, в Армавире я надел дождевик, а в Кропоткине меня накрыл ливень. Я сел на остановке рядом с попавшем неприятную ситуацию велосипедистом, посмотрел в приложении ближайшие гостиницы, и на моё счастье буквально в километре нашёл. В гостинице места были, заселился, поставил мотоцикл первый раз за всю поездку ночевать на улице. Подвёл итог сегодняшнего дня, 680 км., значит завтра нужно будет проехать рекордные для этой поездки 1300 км.
Лёг пораньше с мыслью, хоть бы завтра без дождя, я уже начал скучать по родным, и готов был эти километры по «родной» М-4 проехать быстро на сколько это можно было.
Утром проснувшись сразу посмотрел в окно, пасмурно, но без дождя. Собравшись, в 6:30 отправился в этот долгий путь. В районе Ростова попал под небольшой дождь, но даже дождевик не стал доставать, остановился поесть, и взять еды с собой.
Больше дождя ни где не было, и до Воронежа я ехал весьма бодро. Впоследствии остановки становились всё чаще, темнело и холодало, уставший часов в 10 вечера я добрался до дома.
Самое важное, что я получил, огромное количество эмоций, и ещё немного опыта. Поеду ли я ещё в подобную поездку? Обязательно, и надеюсь неоднократно!
Итог поездки, пройдено 5150 км. за 10 дней.
Планируя поездку, ставил задачу как можно реже проезжать по одной дороге, так как это путешествие и интересен каждый новый километр. Хорошо известные туристические места я подробно описывать не буду, о них без труда можно найти массу информации в сети. Это рассказ — отчёт о моём небольшом путешествии и впечатлениях, которые я получил. Особый интерес для меня представляет сама дорога со своими неожиданностями, быт людей, общение и желание сделать интересные фотографии.
Погода была отвратительной, холод и дождь не давали наступить лету в центральной России, и я отправился за ним на Кавказ. Старт был намечен на раннее утро 10 июля 2017 г. с дачи в 50 километрах от Москвы по трассе М-4. Надев, все взятые с собой тёплые вещи я выдвинулся в направлении Волгограда по трассе Р-22 «Каспий».
Чем дальше я уезжал от Московской области, тем становилось теплей, за Тамбовом я снял куртку, а на подъезде к Волгограду я уже ехал в футболке и черепахе. Дорога однообразная в основном двух полосная с множеством ремонтируемых участков. В Волгограде был забронирован номер в гестхаусе, прибыл я туда в 18 часов. Дневной пробег составил 950 км. Прогулялся по городу, он большой, симпатичный с ужасными дорогами. Вечером перед сном включил телевизор, посмотрел репортаж о поимке местного чиновника — коррупционера от культуры. С мыслями, что наконец то теперь будет всё хорошо я уснул.
В 5:30 утра я выдвинулся в сторону Калмыкии. Зная, что бензин там плохой и мало заправок, на выезде из Волгограда залил полный бак.
Все 300 километров до Элисты это степи, иногда переходящие в поистине марсианский пейзаж. Вдоль дороги на многие километры высажены кустарники, и местные жители собирали с них ягоды. Остановился, спросил у женщины, продающей их вёдрами у дороги, что за ягоды? Крыжовник, ответила она. Он не был похож на крыжовник из Подмосковья ни по внешнему виду, ни на вкус. Очень впечатлило обилие саранчи и кузнечиков, сделав буквально пару шагов с дороги, я их увидел столько, сколько не видел за всю жизнь. Чуть дальше меня ждала встреча, которая могла прекратить моё путешествие. Внезапно из кустов вылетела огромная стая птиц, и они начали синхронно пересекать дорогу туда обратно, мне ничего не оставалось, как проехать сквозь них сбив несколько и одну из них шлемом. Остановившись и осмыслив происшедшее, я подумал, как хорошо, что это были птицы размером с воробья, а не стая индеек.
Осмотрев несколько буддистских реликвий, я доехал до Элисты, где заправился и поел. Поездку по этой дороге я выбрал во многом из-за проезда по Калмыкии, и она не разочаровала, впечатлений осталось не мало.
Вскоре начался Ставропольский край со своими бесконечными полями в которых я чуть не обсох. В Карачаево — Черкесии и Северной Осетии уже чувствовался Кавказский колорит. Осетинские ДПСники на поверку оказались не такими свирепыми, как о них рассказывают. Возможно, мне так показалось из-за того, что я сам к ним подъехал, и спросил по какой дороге лучше проехать. Рассказали, остановили машину, едущую в том направлении, спросили водителя куда он едет, убедившись, что по нужной мне дороге, попросили его проводить меня, что он и сделал. Отсюда для меня началось то Кавказское гостеприимство, которое сопровождало меня во всей дальнейшей поездке.
Ночь в горах, как известно, наступает рано и внезапно. Так подъезжая к Владикавказу в начале девятого было уже темно, проехал я его быстро, так как вечером дорога была свободной. Начинались горные хребты, в темноте они казались огромными, чёрными и холодными. 2000 километров по равнине расслабили, и проезжая один из резких горных поворотов я чуть не разложился, спасла ABS.
Вскоре я увидел хвост очереди из автомобилей, стоящих на границе, вот он, переход «Верхний Ларс». Границу прошёл, как и положено на мотоцикле без очереди за 25 минут, досмотра никакого не производилось, штамп в загранпаспорт, и — добро пожаловать в Грузию. В Степанцминде у меня был забронирован номер, время подходило к полуночи. Продолжая движение через ночные горы, через 11 километров после границы я доехал до посёлка.
Навигатор не знал ни одной улицы, а ездить и искать нужную можно было до утра. Отправился искать не спящих местных, и на центральной площади обнаружил полицейскую машину. Сотрудник оживлённо беседовал с местным жителем, так как больше на улице никого не было обратился к ним с вопросом: — Где находится нужный мне гостевой дом? И тут всё пошло по осетинскому сценарию: — Сначала полицейский рассказывал сколько раз мне нужно повернуть направо и налево, и рукой изображал уходящего в тину карася, но потом глядя на меня он понял, что я не рыболов. Отрядив своего собеседника мне в провожатые, он распрощался с нами, и отправился в противоположном направлении.
За этот день я проехал 960 километров, очень непростых, и насыщенных событиями. Слегка за полночь по местному времени заселился в номер, он был крохотный, буквально кровать и тумбочка. Приняв душ, я собрался в номер, но встретившийся по пути хозяин гестхауса Арчил пригласил меня поужинать, отказываться не стал. Еда была на мой взгляд излишне солёная и острая, немного поев я высказал свои опасения, что может обостриться гастрит. Арчил рассказал о довольно странном методе лечения гастрита и язвы, которым пользовался его отец. Он глотал живых мальков форели, и как он утверждал, благодаря своей живучести они долго двигались в желудке тем самым убирая воспаление. Я спросил, почему именно мальки форели? На форели нет чешуи и она полностью растворяется в желудке, ответил Арчил. Поблагодарив его за ужин, я отправился спать.
Проснувшись утром, я вышел на балкон с которого была видна Гергетская церковь святой Троицы возведённая на горе, и отличный вид на Казбек, макушка которого была окутана облаками.
Вид потрясающий, в тот момент я понял в какое волшебное место я приехал, при дневном свете горы выглядели совсем по-другому. Арчил пригласил на завтрак, который я провёл в компании англичанина и его украинской подруги, путешествующих автостопом. Они прошлый день допоздна лазили по горам, замёрзли и простыли. англичанин ловко смахивал рукавом набегавшие сопли, старый свет, старая школа подумал я. После завтрака я отправился поменять рубли на лари, и просто прогуляться по посёлку.
Часов в 10 собрался в путь к бывшей столице Грузии, Мцхете.
Военно – Грузинская дорога очень извилиста и красива.
Я ехал не спеша любуясь красотами, ведь до Мцхеты где я планировал заночевать всего около 130 км. Но по приезду планы резко поменялись, по всему городу оглушительно стрекотали цикады, и у меня через полчаса разболелась голова. Мцхета — это пригород Тбилиси, уютный и чистый, если бы не эта оглушительная симфония я бы с удовольствием там остановился. Пришлось продолжить путь по запланированному на следующий день маршруту в Боржоми.
До Боржоми около 140 км., где большая часть дороги проходит по отличному бетонному автобану «Тбилиси – Батуми» с не частыми для горной страны равнинными пейзажами. На всём протяжении дороги, на каждом указателе населённого пункта, либо поворота на него, обязательно упоминается что, продолжая путь прямо Вы попадёте в Сухуми. Таким образом, Грузинское правительство выражает своё отношение к Абхазии, и её столице как к неотъемлемой части своей страны. До Боржоми я добрался к вечеру, ночлег не бронировал, пришлось импровизировать. Свернув с главной дороги на второстепенную, подъехал к нескольким сидящим на лавке мужикам. Поприветствовав, спросил: — Где можно переночевать? Всё решилось очень быстро, после непродолжительной беседы между собой один из них встал и предложил остановиться у него. Это был огромный дом, как и везде в Грузии, большой дом и балкон непременный атрибут настоящего грузина. Звали хозяина дома Нугзар, он был несказанно рад, что выиграл тот тендер на лавке, и я остановился у него. На втором этаже дома, где мне была выделена кровать, можно было поселить пионерский отряд. Во времена Советского Союза здешние дома в сезон превращались в санатории, но сейчас тут тишина. Нугзар организовал ужин с различными виноградными алкогольными напитками и признался, что жена ему не разрешает пить, но с гостем можно. После ужина, поднявшись на второй этаж с балкона мне открылся потрясающий вид на тёмную гору напротив, на которой стоял огромный светящийся крест. Выглядело это грандиозно и завораживающе.
Рано утром я отправился к источникам. Чем ближе я к ним подъезжал, тем дороже и пафоснее становились постройки, а в непосредственной близости просто дворцы.
Вода из источников мне показалась менее газированная чем в бутылках, но с более выраженным вкусом.
Набрав пару бутылок, и осмотрев окрестности я начал прокладывать маршрут к побережью, где и планировал заночевать.
Дорога к Кобулети протяжённостью 250 км., проходит через Кутаиси. Так как смотреть в нём особо нечего, проезжаю его быстро, но впечатлений он успевает оставить не мало. Это первый большой город, который я проезжал в Грузии, и он показался мне суетным и хаотичным. Сложилось впечатление, что это один большой квест в котором люди носятся через дорогу как безголовые курицы, а водители норовят проехать как можно ближе к ним. Цель этой игры — показать кто тут главный, и при этом уцелеть. Отсутствие опыта в таких играх, и жуткая жара гнали меня к морю.
После полудня жара стала невыносимой, в тени далеко за 30. Ускорения создавали эффект гриля в духовке казалось, чем быстрее я еду, тем быстрее и лучше пропекусь. Но близость моря оставляла шансы выжить. К 15:00 я доехал до посёлка Уреки, с чёрным песчаным пляжем, прозванным местными Магнетти.
На пляже яблоку негде упасть, вспомнились курорты Краснодарского края. Решил проехать 10 км. в сторону Батуми до посёлка Шекветили, где тоже чёрный песок, но место тихое и малолюдное. Так оно и оказалось, несколько грузинских семей в пределах видимости, чёрный песок, сосны и теплое довольно чистое море. Искупавшись и немного отдохнув от жары и суеты на пляже под соснами, я собрался проехать ещё 15 км. до Кобулети, где и планировал остаться ночевать.
Приехав на пляж где стояли палатки, я заметил мотоцикл с питерскими номерами, подъехал к нему и увидел парня с девушкой: — спросил не будут они против моего соседства, они сказали: — без проблем, заселяйся. Их звали Андрей и Таисия, приехали из Химок, и уже не первый день жили на этом пляже. Поставил палатку, заварил чай и сел беседовать со своими соседями и любоваться закатом над морем. Ребята путешествовали на Вулкане 900 который, как и мой Сильвер Винг 600 не очень подходит для таких путешествий, где дороги иногда меняются на направления. Но мы доехали до моря, и это в очередной раз доказывает, что самое главное ставить цель и достигать её любыми средствами, она того стоит.
Тем временем наступала ночь, рядом с нами отдыхала компания турок, которые пили алкогольные напитки и очень шумно общались, чуть позже они начали танцевать, а поздней ночью ругаться и драться. Когда они уехали, и всё стихло, на пляже появилась свора собак, и тоже очень громко начали выяснять отношения. Их кто-то прогнал, наступила тишина, спать больше никто не мешал.
Утром проснулся от громкого крика вороны, звона колокольчика и мычания коровы, зоопарк какой-то подумал я, сейчас открою палатку, а там весь Ноев ковчег высадился. Но опасения не подтвердились, снаружи всё было тихо и спокойно, вдалеке патрулировали полицейские, было прекрасное солнечное утро.
Позавтракав и искупавшись, я начал собираться дальше по побережью в сторону Турецкой границы до села Сарпи. Ребята собирались выехать позже и остановиться в Батуми, обменявшись контактами я поехал.
Проехав через Батуми, который меня очень впечатлил, и в котором я посчитал необходимым погулять после того как найду жильё и оставлю лишние вещи, я доехал до Сарпи. Увидев впереди Турецкую границу, не без труда припарковался, метрах в трёхстах. Мой сотовый оператор прислал СМС «Добро пожаловать в Турцию», с чем я не согласился, в этой поездке я планировал ограничиться Грузией.
Побережье в Сарпи всё застроено гостиницами и отелями, море грязное, плавало большое количество мусора. Местные говорили, что это турки его сбрасывают, вероятно в конкурентной борьбе.
Посмотрев на всё это, я вернулся назад на шесть километров в село Гонио, и снял жильё на два дня.
Каково же было мое удивление, когда с балкона моего номера на горе напротив я увидел опять огромный светящейся крест. Это действительно страна крестов, они везде, на флаге, на домах, горах и вдоль дорог. Они огромные и маленькие, порой совершенно не понятно для чего поставлены.
В Грузии определённо в кресты вложено очень много смысла, и это тоже добавляет колорита этой замечательной стране.
На следующий день с раннего утра я отправился гулять по Батуми.
Это симпатичный курортный город, со всеми атрибутами для отдыха с деньгами, казино, отели, и прочие сооружения старались построить в необычном архитектурном стиле. Прокатился на канатной дороге, и очень впечатлился видом кладбища под ней, инстинктивно покрепче взявшись за поручень.
Нагулявшись, я вернулся в Гонио, где и провёл остаток дня на пляже.
Ещё один день мне захотелось провести в Батуми, я сходил в ботанический сад, на пляж рядом с ним. Погода была отличная, хотелось отдохнуть перед дорогой в горную часть страны.
Вечером мне позвонил Андрей, и предложил поехать с ними в сторону Тбилиси по увлекательной Трансаджарской «магистрали» связывающей Батуми и Ахалцихе через перевал Годердзи. Так как очередной моей целью было посещение Вардзии, я с радостью согласился, каких-то 160 км., и я доберусь до Ахалцихе. По альтернативной хорошей дороге через Кутаиси 320 км.
Рано утром встретились на выезде из Батуми, и отправились по этой короткой дороге. На протяжении 80 км. до Хуло проложен асфальт нормального качества, после Хуло асфальт заканчивается, начинается грунтовка. Добравшись до одного из самых труднодоступных перевалов Грузии, Годерзи мы то и дело останавливались, чистейший горный воздух, ручьи, пересекающие раздолбаную дорогу и восторг от увиденных красот, не позволяли быстро ехать.
Из Годерзи до Адигени 25 км. ведет такая же грунтовка, плавно переходящая в бездорожье. Тут случается первая неприятность, добравшись до вершины перевала, мой мотоцикл начинает греться, и созерцание красот становится вынужденным, и более частым. В дальнейшем, чем ниже мы спускались с перевала, тем реже грелся мотоцикл, а на равнине совсем перестал. Из Адигени в Ахалцихе 28 км. проложен асфальт разного качества, и это было спасением, потому что жара и бездорожье основательно нас вымотали. Вторая неприятность постигла нас всех, у нас заканчивался бензин. Скорость нашего движения, не смотря на появившейся асфальт оставалась не высокой, в угоду экономичности. Заправок судя по окружавшим пейзажам не предвиделось, и вариантов найти бензин было не много.
Но мы всё же дотянули до первой заправки, Андрей на лампочке, а я на парах.
Добравшись до Ахалцихе, мы отправились в самую большую крепость Грузии, Рабат. Побродив по крепости, и пообедав в ресторане, мы распрощались, ребятам надо было ехать в Тбилиси, а мне в Вардзию.
На выезде из Ахалцихе меня очень смущала сизая туча за горой, как раз по направлению движения. Через 26 км. подъезжая к посёлку Аспиндза решил заночевать в нём, начинался дождь, и уже вечерело. Спрашиваю у прохожего: — Где тут можно заночевать? Он мне объяснил где находится дом, в котором сдаются комнаты, и в этот момент случился ливень. Заметно ускоряясь нахожу тот дом, сигналю, потому что собака, которая встретила меня у забора явно не была рада нашей встрече. Хозяйка дома, миниатюрная пожилая женщина пристегнула собаку, и махнула рукой, изрядно промокший, я заехал под навес. Она пригласила меня в дом, налила чай и дала лаваш с сыром, поев и приняв душ я упал на кровать, и моментально уснул. Так закончился этот тяжёлый, и полный впечатлений день. На тот момент мой общий пробег составлял 2826 км.
Утром была отличная погода, я выспался, и был готов отправляться в Вардзию. Умывшись и рассчитавшись с хозяйкой, я отправился в путь. Так как выехал я часов в восемь, а вход в пещеры открывался в десять, я решил заехать в пару интересных мест со старыми церквями в Саро, и в женский монастырь в Вардзии.
По дороге произошло ещё одно запоминающееся событие, неожиданно за очередным поворотом я увидел переползающую дорогу змею, она была длинной не меньше метра. Поняв, что для того чтобы её объехать мне нужно совершить резкий и опасный манёвр, я проехал по ней, зачем-то задрав ноги. Через десяток метров я остановился и обернулся чтобы оценить последствия наезда, гадина ползла как ни в чём не бывало. Так уже совсем неспешно я докатил до пещер. Билет купил одним из первых, чтобы на фото не было много туристов, выглядят пещеры эпично, но описывать их я не буду, в сети куча информации.
Пообедав в ресторане, я приготовился к заезду на 230 км. через Ахалкалаки, Ниноцминду и Цалку в Тбилиси, где планировал провести пару дней. Забронировал номер в хостеле, и отправился. Дорога до Тбилиси вполне приличная. Встречались довольно странные мосты.
Запомнились гнёзда аистов в Ниноцминде, и сушёный навоз, заготавливаемый целыми деревнями для использования в отоплении.
Жара стояла адова, на въезде в Тбилиси мотоцикл начал скрипеть задними колодками и греться, так я доехал до хостела недалеко от метро Авлабари. Заселившись, решил, что эти пару дней буду передвигаться на метро, такси и пешком. Нам с мотоциклом нужно было отдохнуть друг от друга перед поездкой к дому.
Хостел со свежим ремонтом, очень чистый, и главное, что эти два дня я был один в пятиместном номере. Мотоцикл поставил во дворе под гранатовым деревом.
Получив инструктаж от прекрасных гостеприимных хозяев хостела Сергея и Наиры сколько нужно платить таксистам, и куда непременно нужно сходить, отправился гулять по городу.
На следующий день, прокатился на метро до центрального рынка, где ничего не поменялось с советских времён, колоритнейшее место, те же виды и запахи.
Набрав овощей и фруктов по ценам от производителя, отправился обратно. Остаток этого дня, и следующий я гулял по старому городу, где время как будто замерло, и складывалось ощущение, что здесь ничего не поменялось за сотни лет, и не измениться ещё столетия. И это прекрасно, что будут такие места самобытные и уютные.
Но нужно было собираться домой, и ранним утром 19 июля я отправился в путь.
Из Тбилиси выехал пораньше до пробок, и надеялся доехать до Ростова на Дону, но в мои планы планы вмешались события из за которых я не успел. Не доезжая нескольких километров до границы перекрыли движение, альпинисты спускались с горы, и сбрасывали камни которые могли произвольно упасть на дорогу. После чего они убирали с дороги то что накидали.
Простоял около двух часов, но зато на границу приехал первым, дорога перед границей не очень хорошая, и пользуясь своей манёвренностью обогнал все впереди едущие машины. Границу прошёл очень быстро, спросили: — много машин собралось? Я сказал много, и они без энтузиазма разбрелись по своим постам.
Далее вывески населённых пунктов менялись достаточно быстро, Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды, Невинномысск.
Я ехал динамично, с минимумом остановок, но теперь погода решила откорректировать мой график. После Невинномысска начали сгущаться тучи, в Армавире я надел дождевик, а в Кропоткине меня накрыл ливень. Я сел на остановке рядом с попавшем неприятную ситуацию велосипедистом, посмотрел в приложении ближайшие гостиницы, и на моё счастье буквально в километре нашёл. В гостинице места были, заселился, поставил мотоцикл первый раз за всю поездку ночевать на улице. Подвёл итог сегодняшнего дня, 680 км., значит завтра нужно будет проехать рекордные для этой поездки 1300 км.
Лёг пораньше с мыслью, хоть бы завтра без дождя, я уже начал скучать по родным, и готов был эти километры по «родной» М-4 проехать быстро на сколько это можно было.
Утром проснувшись сразу посмотрел в окно, пасмурно, но без дождя. Собравшись, в 6:30 отправился в этот долгий путь. В районе Ростова попал под небольшой дождь, но даже дождевик не стал доставать, остановился поесть, и взять еды с собой.
Больше дождя ни где не было, и до Воронежа я ехал весьма бодро. Впоследствии остановки становились всё чаще, темнело и холодало, уставший часов в 10 вечера я добрался до дома.
Самое важное, что я получил, огромное количество эмоций, и ещё немного опыта. Поеду ли я ещё в подобную поездку? Обязательно, и надеюсь неоднократно!
Итог поездки, пройдено 5150 км. за 10 дней.
- ankor
- Андрей
- 16 февраля 2019 в 15:38
- 5
- +33
- A-Peresvet
- 18 февраля 2019 в 13:12
- ↓
В одной по сути небольшой статье уместить столько интересных впечатлений и живых фотографий — это редкий талант. Обычно в таком формате все сводится к скучному перечислению. Добавил в избранное. Есть небольшая просьба: добавить в статью или в комментарии несколько фото бездорожья. Хочется представлять объем бедствия. Мотоцикл у меня не внедорожный.
Спасибо за комментарий. Бездорожьем я в данном отчете называл те дороги, по которым было не комфортно ехать на Сильвере. Это в основном сухие, каменистые грунтовки разной степени паршивости.
Причина по которой я не поехал в Сванетию, горная дорога была размыта после ливня, и никто в здравом уме на таком транспорте туда не поедет. В сухую погоду, это такая же каменистая грунтовка, по которой не спеша можно проехать на любом транспорте.
Причина по которой я не поехал в Сванетию, горная дорога была размыта после ливня, и никто в здравом уме на таком транспорте туда не поедет. В сухую погоду, это такая же каменистая грунтовка, по которой не спеша можно проехать на любом транспорте.
про форель правда, лично наблюдал приезжающего на крузаке с водителем к форелевому хозяйству и заглатывющему форель вот так www.youtube.com/watch?v=yfLLknNQzAo.В Боржоми надо выше по реке от парка 3 км пешком(не знаю можно ли на мото)там купальни за 5 лари вход! Описание ваше понравилось, про бухло для крутого рокера главное ни слова!)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть