Блог им. sanovich → Норвегия: полезные детали путешествия
Всем привет!
В Норвегию, судя по всему, не ездил только ленивый, и я не стал исключением =) Планируя поездку, я активно пользовался материалами с Байкпоста, коих тут изрядное количество, за что всем авторам, кстати, огромное спасибо. Но когда я читал отчеты, мне показалось, что в материалах содержатся в основном восторги относительно этой прекрасной страны, что совсем неудивительно, но не хватает сухой информации а-ля путеводитель, которая весьма полезна при планировании и подготовке к любому путешествию. Поэтому я решил восполнить пробел и пояснить за детали, которые, конечно же, имеются, и в большом количестве. Все описанное ниже взято сугубо из личного опыта. Если у вас, друзья, имеется что добавить полезного, прошу в комменты, получится дельный информативный пост, который поможет тем, кто только туда собирается.
Итак
Итак, мотоцикл Moto Guzzi California Touring, я один, ровно 3 недели, 5 стран, не считая России, 4 границы, 5885 км.
Маршрут
Маршрут на картинке ниже, но Гугл почему-то разрешает ставить только 10 точек, поэтому начинается поездка в Стокгольме и заканчивается в Минске. Так что добавлю недостающие пункты: Москва — Пушкинские Горы — Питер — Хельсинки — паром до Стокгольма. Ну а из Минска я вернулся в Москву.
Посещенные достопримечательности: Лестница троллей (Trollstigen), Нерёй-фьорд (Naeroyfjorden) на пароме из Kaupanger в Gudvangen, Берген, Кафедра проповедника (Preikestolen), Лизе-фьорд (наверно, так, по-норвежски Lysefjorden) на пароме из Forsand в Lysebotn, Камень-горошина (Kjeragbolten). Про Горошину расскажу, наверно, отдельно, есть что сказать.
Маршрут на карте не совсем точен, но при всех использованных точках менять его перетаскиванием Гугл тоже не разрешает. Но не важно, лишь отмечу, что из Клайпеды в Калининград я попал через Куршскую косу. Кстати, езда через косу подразумевает дополнительные расходы: 3,5 евро паром в Клайпеде через залив, 5 евро экологический сбор в Литве (мото) и 300 рэ сбор у нас (150 с ТС и по 150 с каждого пассажира).
Кстати, итальянцы очень странные инженеры, поэтому на туринговом мотоцикле, созданном для езды на большие расстояния, оба счетчика пробега после 999.9 км сбрасываются на ноль вместе со всей статистикой. Поэтому инфы по среднему расходу и скорости у меня нет, а общий пробег приходилось считывать каждый день, прибавлять к имеющемуся и записывать в блокнот =)
Бензин.
В тот же блокнот записывал расходы на бензин. Вот:
4929 руб.
34.50 EUR
856 SEK
1768 NOK
31 бел. руб.
Итого в общей сложности 27600 руб.
Самый дорогой бензин в Скандинавии, порядка 100-110 руб. за литр. И это несмотря на то, что в Норвегии сырьевая экономика, основанная на нефти и газе. В Финляндии где-то 1,4 евро, в Литве на Лукойле (гыгы) 1,1 евро, в Белоруссии порядка 38 руб. на наши деньги, то есть дешевле, чем у нас.
УПД. Вынес из комментов, потому что важно. Как работают заправки. Литва и Белоруссия — все как в России, в Швеции местами оплата в магазине, а местами автоматы, в Норвегии везде автоматы. Автоматы устроены следующим образом. Вставляешь карту, вводишь пин. Сразу списывается депозит в размере от 800 до 1500 крон. После чего выбираешь колонку и бензин. Бензин там только 95 и 98. После заправки на автоматах старого образца надо жать «стоп», а то не вернут депозит, на новых же жать ничего не надо. Ну и, собственно, после заправки депозит возвращается в полном объеме и списывается стоимость топлива, либо депозит возвращается за вычетом топлива. Я на всякий случай после заправки дал на кнопку «выдать чек». Оно и для учета удобнее.
Паромы.
Паром Хельсинки-Стокгольм обошелся папаше Дорсету в 200 евро, включая ужин (офигенный шведский стол с неограниченной жратвой, вином и пивом) и завтрак. Размещение — койка в двухместной каюте без окон (свезло, ехал в каюте один). =)Крепко заливать шары на этом пароме тем не менее не советую, потому что единственные полицейские, которых я видел в Швеции, стояли на выезде с парома с алкотестерами и всех продували (меня не продули, но мало ли). Карлсхамн-Клайпеда — 160 евро, включая ужин и завтрак. Размещение — койка в четырехместной каюте с окном (опять свезло, кроме меня был 1 человек). Паромы в Норвегии встречаются повсеместно, так как воды очень много. переправа обходилась от 50 до 110 крон (курс 1 крона — 7,4 руб.) в зависимости от расстояния. Плюс были два экскурсионных парома (см. раздел Маршрут), 2,5 часа в пути на каждом, 400-500 крон вместе с мотоциклом. Билеты на них можно купить заранее через интернет, и лучше это сделать.
Границы.
Финскую границу прошел примерно за час — час пятнадцать, при том, что без очереди не лез (здесь и далее время привожу на прохождение обоих КПП). На нашей стороне досмотр формальный, финны вообще не досматривают. Граница Литва-Калининград через пункт пропуска на Куршской косе — 15 минут. Литовцы на выезде не досматривают вовсе, наш от нечего делать (3 машины всего на КПП) досмотрел по полной программе, заглянул в каждый пакет, хоть и не копался в них, и попросил снять сидушку. Калининград-Литва через КПП Кибартай — 6 часов, полный пэ. Литовцы запускали по 6 машин раз в 40 минут, и пока последняя из партии не покинет КПП, новые не пускали. Притом на самом КПП я провел едва ли 10 минут. Досматривать поленились, сказали, так проезжай. Литва-Белоруссия — еще хуже, 2,5 часа, и это без очереди. На КПП опять же минут 10 максимум, на выезде не досматривали. На белорусской стороне тоже не больше 10 минут, досмотр формальный. Вывод: вопреки расхожему мнению, наши и белорусские пограничники работают четко и быстро.
Жилье.
Гостиницы, даже самые простецкие, дорогие, от 100 евро. В целях экономии можно останавливаться в кемпингах, коих там через каждый километр. Кемпинги обычно имеют домики или списанные дома на колесах и площадки под палатки. Кое-где бывают еще и хостелы, но как по мне, так лучше уж в палатке. В домиках обычно есть холодильник и плитка. Если в палатке, то готовить придется на своей горелке или общей кухне. Душ и туалет общие (М и Ж отдельно), но все очень чисто и аккуратно. Горячая вода за дополнительную плату — 10-20 крон за 5 минут. Кроме того, можно постираться-посушиться, за доп. плату, разумеется. Лично я в кемпингах жил дважды. В первый раз в домике-скворечнике за 40 евро, а во второй раз в палатке за 20. Считали так: 110 крон за мот и 75 с человека. Итого 185 крон, как раз примерно 20 евро. Думаю, если селиться в домике вдвоем-втроем, подсчет будет похожий, но на лицо выйдет дешевле.
Едьба.
Необходимо иметь в виду, что в Скандинавии кухня в кабаках закрывается в 22.00, дальше только наливают. Останавливаясь в кемпинге, едьбу надо купить в супермаркете, поскольку они обычно расположены в сельской местности, пешком до цивилизации не дойти. Хотя во втором моем кемпинге имелся паб, где я поужинал и хорошо попил пивка. Едят в основном мясо или лосося, крайне популярны бургеры и крафтовое. Отдельно стоит сказать про Берген. Там в гавани рыбный рынок с кучей кабачков, где можно и нужно трескать всякую рыбу и морепродукты. Королевские крабы, креветосы, мидии, устрицы, омары, вот это вот все. Все свежее и очень вкусное. Можно попробовать экзотические штуки типа кита.
Деньги-документы
В Скандинавии налик не нужен вообще, карточки принимают даже на рынках. Если только клубнички по пути купить. Было с собой 300 евро налом на всякий случай, даже не притронулся к ним. Единственный раз пришлось снять 100 крон, когда надо было взять где-то монетку в 10 крон для душа. На оставшиеся купил клубники, 20 где-то оставил на чай (на чай там, кстати, везде можно оставлять с карточки) и 20 привез домой в качестве сувенира. Документы: паспорт, СТС (спрашивают на границе), грин-карта (спрашивают на границе), права, международные права (ни разу не спросили), мед. страховка (могут спросить, но в основном для себя, обязательно с пунктом насчет экстремальных видов спорта), диагностическая карта. Диагностическая карта даже на новые ТС необходима в Прибалтике, скандинавы не интересуются. У меня, правда, литовцы не спросили, но очень даже могли. У них и на сайте посольства в списке необходимых документов она фигурирует.
Сигареты.
Сигареты стоят бешеного бабла. В Финляндии и Швеции 6 евро, в Норвегии 12. При этом норма провоза автотранспортом крайне маленькая. в Финляндию не знаю (сайт таможни исключительно на финском), а в Прибалтике 2 пачки на человека. Тут никаких выводов и советов, просто надо иметь в виду, и, либо таки везти, надеясь на формальный досмотр, либо через красный коридор, либо раскошеливаться на месте, либо не курить совсем.
Алкоголь.
В Скандинавии гос. монополия, поэтому в супермаркетах продают только пиво. Все, что крепче — только в специальных магазах, которые еще и работают в будни до шести, в субботу до трех, а в воскресенье вообще не работают (это про Швецию, в Норвегии не знаю график работы, но примерно такой же). Пивас отличный, норвежцы рубятся по крафтовому, его миллион сортов, и спокойно можно купить в супермаркетах практически все. Ну и аквавит, конечно. Фруктовых аквавитов замечено не было, только травяные. Бухло дорогое.
Навигация.
Поскольку хороший мотонавигатор стоит от 30 тысяч рублей, то я купил крепеж на руль для своего телефона и установил прогу MAPS.ME. Она бесплатная, карты все бесплатные, но программа косячная. То есть из пункта А в пункт Б я всегда доезжал, но часто с фигней. Фигня заключается в том, что всегда надо смотреть на экран, поскольку голосовые инструкции часто говорят совсем не то, нет подсказок, в каком направлении сворачивать (грубо говоря, сверните налево по указателю на Осло), что крайне затрудняет ориентацию на развязках шоссе, и кое-чего еще. Успокаивался лишь, когда вспоминал, что прога бесплатная, и для бесплатной весьма неплоха. Но под конец путешествия все-таки старался скачивать маршрут из гугл-карт и ехать по нему. Хотя если вдруг промахнешься, оффлайн он тебе маршрут не перестроит.
Люди.
Люди хорошие и приветливые, весьма общительные. Иной раз, увидя российские номера, подходили просто поприветствовать и высказать респект, что доехал. Абсолютно все слои населения, и состоятельные пацаны на Теслах, и матросы на паромах, и кассиры в сельпо прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с общением и взаимопониманием не было. Культура вождения на высочайшем уровне, в Скандинавиии на дорогах чувствовал себя в полной безопасности, что позволяло ехать на расслабоне и любоваться чудесными пейзажами.
Дороги.
Дороги хорошего качества, хотя битум для заделки трещин используют, правда, в меньшем количестве, чем у нас. В асфальт мешают щебенку, но не гранитную и дико скользкую, как у нас, а какую-то другую, совершенно не скользкую, а наоборот. Поэтому держак отличный даже по дождю, но и резина изнашивается заметно быстрее. В Норвегии много платных участков (в Швеции вроде бы не попадались), устроены следующим образом. Проезжаешь под рампой с камерами, тебя фотографируют, а потом по почте якобы приходит счет. Примерно представляю, как это устроено в рамках Европы, но как они нашим счета присылают, не знаю. Один чорт мотоциклы и мопеды ездят бесплатно. Почти на 100% дороги-змейки, позакладывать одно удовольствие. Дороговизна бензина несколько компенсируется скоростным режимом и размеренным стилем езды, благо валить тут не получается, да и незачем. Ограничение скорости 80, попадались несколько коротких участков, где 90, но мало. Камеры на скорость в наличии, но перед каждой предупреждающий знак, и стреляют только в лоб. Дороги вообще очень хорошие, а тоннели нет. Узкие и плохо освещенные тусклыми желтыми фонарями. То есть их света не достаточно, чтобы все нормально осветить, но хватает, чтобы свести на ноль свет твоих фар. Короче, меня в этих тоннелях глючило.
Что брать с собой.
Количество багажа мотопутешественника ограничено небольшой вместимостью мотоцикла. Но в моем случае все было вполне. Два кофра по 35 литров плюс желтая гермосумка Ortlieb на 50 литров — вполне достаточный объем для одного. В сумке ехали палатка (обычная, трехместная, довольно большая) 2,5 см надувной коврик и спальник. Спальник в целях экономии места не упаковывал в мешочек, а распределил по сумке. Из необходимой одежды — кроссовки, штаны, складной пуховичок, куртка-дождевик, полартек (на мне во время езды по большей части). Белье и футболки брал с расчетом, чтобы по пути стираться на длительных остановках, то есть дней на 4-5. Мыльно-рыльные принадлежности, складное полотенце, аптечка, запасные перчатки, 2 комплекта термобелья (один постоянно на мне), мотодождевик. Также брал горелку и газ, походный котелок, ложку-вилку (два в одном), чай в пакетиках. Из инструмента — ледерман (им же и колбаску порезать можно), ремкомплект для шин и компрессор. Пункт на будущее — обязательно моток бельевой веревки. А то трусняк сушить в гостиничном номере на телевизоре и люстре не очень удобно =)
Погода.
Норвегия — дождливая страна. В Бергене, к примеру, 266 дождливых дней в году. Во время моего путешествия дождь был каждый день, хотя под конкретные дожди попадал трижды. Погода меняется моментально, буквально в течение 5-10 минут. Только что было солнце, и вот дождь, а через 15 минут опять солнце. Или едешь по дождю, заезжаешь в тоннель, а на другой стороне яркое солнце, и наоборот. Бывало, что едешь, вокруг светит солнце, а прямо над тобой висит туча размером с десятирублевую монету, и из нее поливает. Дождь там может пойти абсолютно из любого облака. Скажу больше, если видишь облако, то из него обязательно хоть десять капель, но прольется. Дождь обычно идет после обеда, а с утра наоборот яркое солнце и ни облачка. При этом было довольно тепло, днем 18-20 градусов, я не мерз.
Ну вот, что пришло на ум. Если есть вопросы, то конечно же задавайте, с удовольствием отвечу. Буду рад, если сия инфа поможет кому-нибудь в путешествии в эту без преувеличения прекрасную страну. Такие дела.
В Норвегию, судя по всему, не ездил только ленивый, и я не стал исключением =) Планируя поездку, я активно пользовался материалами с Байкпоста, коих тут изрядное количество, за что всем авторам, кстати, огромное спасибо. Но когда я читал отчеты, мне показалось, что в материалах содержатся в основном восторги относительно этой прекрасной страны, что совсем неудивительно, но не хватает сухой информации а-ля путеводитель, которая весьма полезна при планировании и подготовке к любому путешествию. Поэтому я решил восполнить пробел и пояснить за детали, которые, конечно же, имеются, и в большом количестве. Все описанное ниже взято сугубо из личного опыта. Если у вас, друзья, имеется что добавить полезного, прошу в комменты, получится дельный информативный пост, который поможет тем, кто только туда собирается.
Итак
Итак, мотоцикл Moto Guzzi California Touring, я один, ровно 3 недели, 5 стран, не считая России, 4 границы, 5885 км.
Маршрут
Маршрут на картинке ниже, но Гугл почему-то разрешает ставить только 10 точек, поэтому начинается поездка в Стокгольме и заканчивается в Минске. Так что добавлю недостающие пункты: Москва — Пушкинские Горы — Питер — Хельсинки — паром до Стокгольма. Ну а из Минска я вернулся в Москву.
Посещенные достопримечательности: Лестница троллей (Trollstigen), Нерёй-фьорд (Naeroyfjorden) на пароме из Kaupanger в Gudvangen, Берген, Кафедра проповедника (Preikestolen), Лизе-фьорд (наверно, так, по-норвежски Lysefjorden) на пароме из Forsand в Lysebotn, Камень-горошина (Kjeragbolten). Про Горошину расскажу, наверно, отдельно, есть что сказать.
Маршрут на карте не совсем точен, но при всех использованных точках менять его перетаскиванием Гугл тоже не разрешает. Но не важно, лишь отмечу, что из Клайпеды в Калининград я попал через Куршскую косу. Кстати, езда через косу подразумевает дополнительные расходы: 3,5 евро паром в Клайпеде через залив, 5 евро экологический сбор в Литве (мото) и 300 рэ сбор у нас (150 с ТС и по 150 с каждого пассажира).
Кстати, итальянцы очень странные инженеры, поэтому на туринговом мотоцикле, созданном для езды на большие расстояния, оба счетчика пробега после 999.9 км сбрасываются на ноль вместе со всей статистикой. Поэтому инфы по среднему расходу и скорости у меня нет, а общий пробег приходилось считывать каждый день, прибавлять к имеющемуся и записывать в блокнот =)
Бензин.
В тот же блокнот записывал расходы на бензин. Вот:
4929 руб.
34.50 EUR
856 SEK
1768 NOK
31 бел. руб.
Итого в общей сложности 27600 руб.
Самый дорогой бензин в Скандинавии, порядка 100-110 руб. за литр. И это несмотря на то, что в Норвегии сырьевая экономика, основанная на нефти и газе. В Финляндии где-то 1,4 евро, в Литве на Лукойле (гыгы) 1,1 евро, в Белоруссии порядка 38 руб. на наши деньги, то есть дешевле, чем у нас.
УПД. Вынес из комментов, потому что важно. Как работают заправки. Литва и Белоруссия — все как в России, в Швеции местами оплата в магазине, а местами автоматы, в Норвегии везде автоматы. Автоматы устроены следующим образом. Вставляешь карту, вводишь пин. Сразу списывается депозит в размере от 800 до 1500 крон. После чего выбираешь колонку и бензин. Бензин там только 95 и 98. После заправки на автоматах старого образца надо жать «стоп», а то не вернут депозит, на новых же жать ничего не надо. Ну и, собственно, после заправки депозит возвращается в полном объеме и списывается стоимость топлива, либо депозит возвращается за вычетом топлива. Я на всякий случай после заправки дал на кнопку «выдать чек». Оно и для учета удобнее.
Паромы.
Паром Хельсинки-Стокгольм обошелся папаше Дорсету в 200 евро, включая ужин (офигенный шведский стол с неограниченной жратвой, вином и пивом) и завтрак. Размещение — койка в двухместной каюте без окон (свезло, ехал в каюте один). =)Крепко заливать шары на этом пароме тем не менее не советую, потому что единственные полицейские, которых я видел в Швеции, стояли на выезде с парома с алкотестерами и всех продували (меня не продули, но мало ли). Карлсхамн-Клайпеда — 160 евро, включая ужин и завтрак. Размещение — койка в четырехместной каюте с окном (опять свезло, кроме меня был 1 человек). Паромы в Норвегии встречаются повсеместно, так как воды очень много. переправа обходилась от 50 до 110 крон (курс 1 крона — 7,4 руб.) в зависимости от расстояния. Плюс были два экскурсионных парома (см. раздел Маршрут), 2,5 часа в пути на каждом, 400-500 крон вместе с мотоциклом. Билеты на них можно купить заранее через интернет, и лучше это сделать.
Границы.
Финскую границу прошел примерно за час — час пятнадцать, при том, что без очереди не лез (здесь и далее время привожу на прохождение обоих КПП). На нашей стороне досмотр формальный, финны вообще не досматривают. Граница Литва-Калининград через пункт пропуска на Куршской косе — 15 минут. Литовцы на выезде не досматривают вовсе, наш от нечего делать (3 машины всего на КПП) досмотрел по полной программе, заглянул в каждый пакет, хоть и не копался в них, и попросил снять сидушку. Калининград-Литва через КПП Кибартай — 6 часов, полный пэ. Литовцы запускали по 6 машин раз в 40 минут, и пока последняя из партии не покинет КПП, новые не пускали. Притом на самом КПП я провел едва ли 10 минут. Досматривать поленились, сказали, так проезжай. Литва-Белоруссия — еще хуже, 2,5 часа, и это без очереди. На КПП опять же минут 10 максимум, на выезде не досматривали. На белорусской стороне тоже не больше 10 минут, досмотр формальный. Вывод: вопреки расхожему мнению, наши и белорусские пограничники работают четко и быстро.
Жилье.
Гостиницы, даже самые простецкие, дорогие, от 100 евро. В целях экономии можно останавливаться в кемпингах, коих там через каждый километр. Кемпинги обычно имеют домики или списанные дома на колесах и площадки под палатки. Кое-где бывают еще и хостелы, но как по мне, так лучше уж в палатке. В домиках обычно есть холодильник и плитка. Если в палатке, то готовить придется на своей горелке или общей кухне. Душ и туалет общие (М и Ж отдельно), но все очень чисто и аккуратно. Горячая вода за дополнительную плату — 10-20 крон за 5 минут. Кроме того, можно постираться-посушиться, за доп. плату, разумеется. Лично я в кемпингах жил дважды. В первый раз в домике-скворечнике за 40 евро, а во второй раз в палатке за 20. Считали так: 110 крон за мот и 75 с человека. Итого 185 крон, как раз примерно 20 евро. Думаю, если селиться в домике вдвоем-втроем, подсчет будет похожий, но на лицо выйдет дешевле.
Едьба.
Необходимо иметь в виду, что в Скандинавии кухня в кабаках закрывается в 22.00, дальше только наливают. Останавливаясь в кемпинге, едьбу надо купить в супермаркете, поскольку они обычно расположены в сельской местности, пешком до цивилизации не дойти. Хотя во втором моем кемпинге имелся паб, где я поужинал и хорошо попил пивка. Едят в основном мясо или лосося, крайне популярны бургеры и крафтовое. Отдельно стоит сказать про Берген. Там в гавани рыбный рынок с кучей кабачков, где можно и нужно трескать всякую рыбу и морепродукты. Королевские крабы, креветосы, мидии, устрицы, омары, вот это вот все. Все свежее и очень вкусное. Можно попробовать экзотические штуки типа кита.
Деньги-документы
В Скандинавии налик не нужен вообще, карточки принимают даже на рынках. Если только клубнички по пути купить. Было с собой 300 евро налом на всякий случай, даже не притронулся к ним. Единственный раз пришлось снять 100 крон, когда надо было взять где-то монетку в 10 крон для душа. На оставшиеся купил клубники, 20 где-то оставил на чай (на чай там, кстати, везде можно оставлять с карточки) и 20 привез домой в качестве сувенира. Документы: паспорт, СТС (спрашивают на границе), грин-карта (спрашивают на границе), права, международные права (ни разу не спросили), мед. страховка (могут спросить, но в основном для себя, обязательно с пунктом насчет экстремальных видов спорта), диагностическая карта. Диагностическая карта даже на новые ТС необходима в Прибалтике, скандинавы не интересуются. У меня, правда, литовцы не спросили, но очень даже могли. У них и на сайте посольства в списке необходимых документов она фигурирует.
Сигареты.
Сигареты стоят бешеного бабла. В Финляндии и Швеции 6 евро, в Норвегии 12. При этом норма провоза автотранспортом крайне маленькая. в Финляндию не знаю (сайт таможни исключительно на финском), а в Прибалтике 2 пачки на человека. Тут никаких выводов и советов, просто надо иметь в виду, и, либо таки везти, надеясь на формальный досмотр, либо через красный коридор, либо раскошеливаться на месте, либо не курить совсем.
Алкоголь.
В Скандинавии гос. монополия, поэтому в супермаркетах продают только пиво. Все, что крепче — только в специальных магазах, которые еще и работают в будни до шести, в субботу до трех, а в воскресенье вообще не работают (это про Швецию, в Норвегии не знаю график работы, но примерно такой же). Пивас отличный, норвежцы рубятся по крафтовому, его миллион сортов, и спокойно можно купить в супермаркетах практически все. Ну и аквавит, конечно. Фруктовых аквавитов замечено не было, только травяные. Бухло дорогое.
Навигация.
Поскольку хороший мотонавигатор стоит от 30 тысяч рублей, то я купил крепеж на руль для своего телефона и установил прогу MAPS.ME. Она бесплатная, карты все бесплатные, но программа косячная. То есть из пункта А в пункт Б я всегда доезжал, но часто с фигней. Фигня заключается в том, что всегда надо смотреть на экран, поскольку голосовые инструкции часто говорят совсем не то, нет подсказок, в каком направлении сворачивать (грубо говоря, сверните налево по указателю на Осло), что крайне затрудняет ориентацию на развязках шоссе, и кое-чего еще. Успокаивался лишь, когда вспоминал, что прога бесплатная, и для бесплатной весьма неплоха. Но под конец путешествия все-таки старался скачивать маршрут из гугл-карт и ехать по нему. Хотя если вдруг промахнешься, оффлайн он тебе маршрут не перестроит.
Люди.
Люди хорошие и приветливые, весьма общительные. Иной раз, увидя российские номера, подходили просто поприветствовать и высказать респект, что доехал. Абсолютно все слои населения, и состоятельные пацаны на Теслах, и матросы на паромах, и кассиры в сельпо прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с общением и взаимопониманием не было. Культура вождения на высочайшем уровне, в Скандинавиии на дорогах чувствовал себя в полной безопасности, что позволяло ехать на расслабоне и любоваться чудесными пейзажами.
Дороги.
Дороги хорошего качества, хотя битум для заделки трещин используют, правда, в меньшем количестве, чем у нас. В асфальт мешают щебенку, но не гранитную и дико скользкую, как у нас, а какую-то другую, совершенно не скользкую, а наоборот. Поэтому держак отличный даже по дождю, но и резина изнашивается заметно быстрее. В Норвегии много платных участков (в Швеции вроде бы не попадались), устроены следующим образом. Проезжаешь под рампой с камерами, тебя фотографируют, а потом по почте якобы приходит счет. Примерно представляю, как это устроено в рамках Европы, но как они нашим счета присылают, не знаю. Один чорт мотоциклы и мопеды ездят бесплатно. Почти на 100% дороги-змейки, позакладывать одно удовольствие. Дороговизна бензина несколько компенсируется скоростным режимом и размеренным стилем езды, благо валить тут не получается, да и незачем. Ограничение скорости 80, попадались несколько коротких участков, где 90, но мало. Камеры на скорость в наличии, но перед каждой предупреждающий знак, и стреляют только в лоб. Дороги вообще очень хорошие, а тоннели нет. Узкие и плохо освещенные тусклыми желтыми фонарями. То есть их света не достаточно, чтобы все нормально осветить, но хватает, чтобы свести на ноль свет твоих фар. Короче, меня в этих тоннелях глючило.
Что брать с собой.
Количество багажа мотопутешественника ограничено небольшой вместимостью мотоцикла. Но в моем случае все было вполне. Два кофра по 35 литров плюс желтая гермосумка Ortlieb на 50 литров — вполне достаточный объем для одного. В сумке ехали палатка (обычная, трехместная, довольно большая) 2,5 см надувной коврик и спальник. Спальник в целях экономии места не упаковывал в мешочек, а распределил по сумке. Из необходимой одежды — кроссовки, штаны, складной пуховичок, куртка-дождевик, полартек (на мне во время езды по большей части). Белье и футболки брал с расчетом, чтобы по пути стираться на длительных остановках, то есть дней на 4-5. Мыльно-рыльные принадлежности, складное полотенце, аптечка, запасные перчатки, 2 комплекта термобелья (один постоянно на мне), мотодождевик. Также брал горелку и газ, походный котелок, ложку-вилку (два в одном), чай в пакетиках. Из инструмента — ледерман (им же и колбаску порезать можно), ремкомплект для шин и компрессор. Пункт на будущее — обязательно моток бельевой веревки. А то трусняк сушить в гостиничном номере на телевизоре и люстре не очень удобно =)
Погода.
Норвегия — дождливая страна. В Бергене, к примеру, 266 дождливых дней в году. Во время моего путешествия дождь был каждый день, хотя под конкретные дожди попадал трижды. Погода меняется моментально, буквально в течение 5-10 минут. Только что было солнце, и вот дождь, а через 15 минут опять солнце. Или едешь по дождю, заезжаешь в тоннель, а на другой стороне яркое солнце, и наоборот. Бывало, что едешь, вокруг светит солнце, а прямо над тобой висит туча размером с десятирублевую монету, и из нее поливает. Дождь там может пойти абсолютно из любого облака. Скажу больше, если видишь облако, то из него обязательно хоть десять капель, но прольется. Дождь обычно идет после обеда, а с утра наоборот яркое солнце и ни облачка. При этом было довольно тепло, днем 18-20 градусов, я не мерз.
Ну вот, что пришло на ум. Если есть вопросы, то конечно же задавайте, с удовольствием отвечу. Буду рад, если сия инфа поможет кому-нибудь в путешествии в эту без преувеличения прекрасную страну. Такие дела.
- sanovich
- Александр
- 13 октября 2017 в 15:09
- 31
- +54
… не дописал…
бонусом к картам — отличное ведение по маршруту, возможность показа и ведения по нарисованным отдельно GPX трекам, запись этого самого трека. Дополнительный бонус для владельцев турынд — можно поставить расчет короткого маршрута, включить выезд на грунтовки и поиметь еще чутка приключений на вторые 90.
бонусом к картам — отличное ведение по маршруту, возможность показа и ведения по нарисованным отдельно GPX трекам, запись этого самого трека. Дополнительный бонус для владельцев турынд — можно поставить расчет короткого маршрута, включить выезд на грунтовки и поиметь еще чутка приключений на вторые 90.
Попробовал osmand, много бесполезной информации льется в гарнитуру) Едешь, она тебе в ухи орет поверни туда, впереди трамваи, пешеходный, лежачий, маршрут пересчитала, скоро приедем. В городе ездить — сойдешь с ума)
А более тонко настроить нет возможности, либо все оповещения отключить, либо частично, но опять же не все ненужные.
А более тонко настроить нет возможности, либо все оповещения отключить, либо частично, но опять же не все ненужные.
Александр, честно, не знаю что с твоей версией мапс.ми, но мы с ней объездили всю Черногорию и не было косяков с ведением маршрута. Очень помогла карта в поисках местных достопримечательностей и нужных мест (банки, рестораны, заправки).
Катали весной с мапс.ми в окрестностях штата ГОА (Индия), тоже без нареканий.
Попробуй переустановить программу. При своей бесплатности у меня прога честно отрабатывает своё назначение.
Катали весной с мапс.ми в окрестностях штата ГОА (Индия), тоже без нареканий.
Попробуй переустановить программу. При своей бесплатности у меня прога честно отрабатывает своё назначение.
Да хрен его знает. Вот приведу пример. Еду, дождь, ни фига не видно, слушаю подсказки. Оно и говорит, мол, держись левее на развязке. Ну я и держусь. А оно, как оказалось, имело в виду, что две крайние ПРАВЫЕ полосы поднимаются на эстакаду и уходят налево. Так-то! =) А я в итоге уехал на этой развязке прямо, а поскольку автобан, то ближайший разворот встретился километров через десять. Ну или вот главная уходит левее, а съезд с нее прямо. Эта штука авторитетно заявляет, мол, двигайтесь прямо, имея в виду, конечно, что надо двигаться левее по главной дороге. Ну и все такое
Не Норвегия, но частично маршрут совпадал.
Паром Хельсинки — Стокгольм нам обошелся по 150 на рыло (зависит от времени горда судя по всему)
Алкашку брали в дьютике (взяли пару бутылок Хенесси) и цедили их всю дорогу, когда не сидели в кабаках.
Возможно курево можно купить в дьютике и возить потом по ЕС, но я взял пару блоков и проехал через финскую границу без проблем (не досматривали).
На границах в общей очереди не стояли. Самое долгое ожидание было на въезде в Финку (тупо час простояли перед КПП) — попали на пересменок что ли. ХЗ.
Паром Хельсинки — Стокгольм нам обошелся по 150 на рыло (зависит от времени горда судя по всему)
Алкашку брали в дьютике (взяли пару бутылок Хенесси) и цедили их всю дорогу, когда не сидели в кабаках.
Возможно курево можно купить в дьютике и возить потом по ЕС, но я взял пару блоков и проехал через финскую границу без проблем (не досматривали).
На границах в общей очереди не стояли. Самое долгое ожидание было на въезде в Финку (тупо час простояли перед КПП) — попали на пересменок что ли. ХЗ.
В моем случае паром стоил 150 без ужина и завтрака. Бухло шведы из дьютика тащили телегами буквально =) Я не стал, мне много не надо, а пивка я себе всегда на месте организую. А сигарет на финнской границе в дьютике, кстати, не было из принципиальных соображений. Иначе финны бы таскали их как шведы алкоголь =)
По навигации. Купили SIM-ку Orange и по всему ЕС были обеспечены интернетом (брал тариф чисто под и-нет). Наивгировали в основном по офф-лайн Гуглю, но также пользовали Maps.me и еще какую-то прогу с достопримечательностями я качал — там краткое описание, ну и положение на карте (а может это и в мапс.ми было)
Поставил, что-то странно себя ведет, navitel/maps.me/osmand сразу выдает все что нужно в плане poi в виде заправок, а эта долго думает.
Для РБ вроде не детализирована карта. Интерфейс да, удобный, но местами вводит в ступор, а при построении всё просило в какой-то «автономный режим» перейти, хотя gps, wifi включены были.
Видимо пока только по европе нормально будет.
Для РБ вроде не детализирована карта. Интерфейс да, удобный, но местами вводит в ступор, а при построении всё просило в какой-то «автономный режим» перейти, хотя gps, wifi включены были.
Видимо пока только по европе нормально будет.
До РБ все никак не доеду, поэтому не буду утверждать, но скажу, что на территории Германии, Нидерладндов, Франции, Чехии, Австрии, Италии, Бельгии и Швейцарии — без проблем.
Прога у меня бегает на довольно средненьком китайце — Huawei. Пользую по голосовой навигации, до места ночлега ведет не напрягаясь, маршрут на ходу перестраивает бодро.
Моя сестра проехала под управлением HERE на авто из РФ до запада Италии и через Швейцарию и Германию обратно, есесьно РБ была так же пересечена, проблемм не обозначено.
maps.me и osmand дважды ставил и дважды удалял, прога которая понравилась — Sygic, т.к. позволяет загружать треки, но HERE быстрее и голосовые подсказки четче, количество раз, когда сворачивал не туда — пересчитать по пальцам.
От как-то так. Пользую с марта 2015 г.
Прога у меня бегает на довольно средненьком китайце — Huawei. Пользую по голосовой навигации, до места ночлега ведет не напрягаясь, маршрут на ходу перестраивает бодро.
Моя сестра проехала под управлением HERE на авто из РФ до запада Италии и через Швейцарию и Германию обратно, есесьно РБ была так же пересечена, проблемм не обозначено.
maps.me и osmand дважды ставил и дважды удалял, прога которая понравилась — Sygic, т.к. позволяет загружать треки, но HERE быстрее и голосовые подсказки четче, количество раз, когда сворачивал не туда — пересчитать по пальцам.
От как-то так. Пользую с марта 2015 г.
Ну в here для РБ основные дороги есть, а вот дома отсутствуют вообще, хотя в принципе ищет их, но маршрут почему-то не строит, эпопея с «автономным режимом».
Пока еще попробую с osmand поездить, а вот во всех предыдущих путешествиях навителом пользовался, у него пока проблема только с Польшей, где устроили великую стройку дорог всея страны — показывает что еду по полю. А maps.me удобен в плане пешей навигации, весь список ближайших достопримечательностей\магазинов и т.д. под рукой.
Пока еще попробую с osmand поездить, а вот во всех предыдущих путешествиях навителом пользовался, у него пока проблема только с Польшей, где устроили великую стройку дорог всея страны — показывает что еду по полю. А maps.me удобен в плане пешей навигации, весь список ближайших достопримечательностей\магазинов и т.д. под рукой.
о, да, HERE может провести и пешеходом и общественным транспортом то же.
Посмотри в настройках — скачалась ли карта РБ, отключи онлайн работу проги и попробуй построить маршрут к конкретному адресу.
Вот смотрю десктопную карту — как google maps, только HERE и вот в РБ действительно не знает улиц в мелких городках или нет номеров домов в более-менее крупных.
Походу для посещения этой страны придется пользоваться еще какой-то софтиной.
Посмотри в настройках — скачалась ли карта РБ, отключи онлайн работу проги и попробуй построить маршрут к конкретному адресу.
Вот смотрю десктопную карту — как google maps, только HERE и вот в РБ действительно не знает улиц в мелких городках или нет номеров домов в более-менее крупных.
Походу для посещения этой страны придется пользоваться еще какой-то софтиной.
А, точно! Про это я как раз и не сказал, а оно важно. Литва и Белоруссия — все как в России, в Швеции местами оплата в магазине, а местами автоматы, в Норвегии везде автоматы. Автоматы устроены следующим образом. Вставляешь карту, вводишь пин. Сразу списывается депозит в размере от 800 до 1500 крон. После чего выбираешь колонку и бензин. Бензин там только 95 и 98. После заправки на автоматах старого образца надо жать «стоп», а то не вернут депозит, на новых же жать ничего не надо. Ну и, собственно, после заправки депозит возвращается в полном объеме и списывается стоимость топлива, либо депозит возвращается за вычетом топлива. Сейчас подправлю пост, добавлю эту информацию
- sumerkalesa
- 13 октября 2017 в 16:00
- ↓
Спасибо! коротко и по делу — точно пригодится)
Можно пожелание по следующей статье? ) расскажите, пожалуйста, про свои впечатления от достопримечательностей — что понравилось, а что просто разрекламировано. Была только в северной Норвегии — теперь мечтаю о таком маршруте, как у вас. И что по ценам на продукты? я помню, что мы вообще все брали с собой — покупали только хлеб, молоко и рыбные палочки. но цены кусались
Можно пожелание по следующей статье? ) расскажите, пожалуйста, про свои впечатления от достопримечательностей — что понравилось, а что просто разрекламировано. Была только в северной Норвегии — теперь мечтаю о таком маршруте, как у вас. И что по ценам на продукты? я помню, что мы вообще все брали с собой — покупали только хлеб, молоко и рыбные палочки. но цены кусались
Хорошо, напишу, тоже коротко и по делу =)
А про продукты вот что. В кабаках от 25 евро за горячее блюдо, макдональдс — 28 евро за 2 бутерброда, большую картошку и напиток. В супермаркетах набор из хлеба, сосисок, сырной нарезки, воды и пары каких-нибудь консервов стоит порядка 15-20 евро, хватает на ужин и на завтрак
А про продукты вот что. В кабаках от 25 евро за горячее блюдо, макдональдс — 28 евро за 2 бутерброда, большую картошку и напиток. В супермаркетах набор из хлеба, сосисок, сырной нарезки, воды и пары каких-нибудь консервов стоит порядка 15-20 евро, хватает на ужин и на завтрак
В кучу про приложения, есть прога OSMAnd, навигатор на базе тех же карт, что и MAPS.Me (OpenStreetMap как раз). Оффлайн, показывает полосы, что удобно на безумных развязках или в странах с правосторонним движением. Ну и треки пишет, достопримечательности отображает.
По сигаретам, беда… Вышла нелепая ситуация, когда в Клайпеде выкинул полную пачку вместо пустой:) Ещё на пароме промок до трусов и на границе в дютифри купил блок самых дешёвых сигарет, которые были:)
На обратном пути оставшиеся от этого блока четыре пачки нашёл литовский погранец, и я полтора часа оплачивал пошлину на ввоз:D По два евро за пачку. При этом на границе не работал терминал, как мне сказали (хотя значок сети был активен), сдачи с десятки не было, а без сдачи отпускать меня не собирались, т.к. плакаты противодействия коррупции висели на каждой стенке%) Выкинуть сигареты, кстати, тоже не дали. Может план выполняли, черт их знает.
Немного оффтоп получился, но мелкие деньги, да и вообще наличку я теперь всегда с собой вожу%)
По сигаретам, беда… Вышла нелепая ситуация, когда в Клайпеде выкинул полную пачку вместо пустой:) Ещё на пароме промок до трусов и на границе в дютифри купил блок самых дешёвых сигарет, которые были:)
На обратном пути оставшиеся от этого блока четыре пачки нашёл литовский погранец, и я полтора часа оплачивал пошлину на ввоз:D По два евро за пачку. При этом на границе не работал терминал, как мне сказали (хотя значок сети был активен), сдачи с десятки не было, а без сдачи отпускать меня не собирались, т.к. плакаты противодействия коррупции висели на каждой стенке%) Выкинуть сигареты, кстати, тоже не дали. Может план выполняли, черт их знает.
Немного оффтоп получился, но мелкие деньги, да и вообще наличку я теперь всегда с собой вожу%)
здесь был ататат
здесь был ататат
По гостиницам. Дело в том, что кемпинги расположены в сельской местности, и до города, чтобы его посмотреть, надо как-то добираться. Поэтому выбрал для себя такой вариант размещения. Приехал, переоделся, погулял, поужинал, выпил и спать, никуда ехать не надо. Единственное, сдуру забукал гостиницу в деревне рядом с Кафедрой проповедника, а когда понял, что там везде полно кемпингов, то гостиница оказалась без возможности отмены. Но оно вышло к лучшему, поскольку поднимался я на Кафедру под проливным дождем, вымок до нитки и в кемпинге бы тупо не просушился. А в целом совет такой. Если хочется посмотреть города (Лиллехаммер, Берген, Олесун и тэдэ), то, наверное, лучше жить в гостинице в городе. А если достопримечательности природные, то однозначно кемпинг. Но тут уж каждый решает сам, исходя из толщины кошелька. И да, в Осло — ни ногой!
- max_spenser
- 13 октября 2017 в 18:56
- ↓
5 евро экологический сбор в Литве (мото)Хехе, а я под шлагбаум за литовцем следом проехал, не платил)
Литва-Белоруссия — еще хуже, 2,5 часа.В этом году сделали для мотов без очереди. Практически каждые выходные мотался туда-сюда из Минска в Вильнюс, полчаса тратил максимум с заходом в дютик.
MAPS.MEВ плане пешей навигации по городу очень годная программа, все достопримечательности под рукой, а вот в движении беда. Пока с Navitel езжу, но недавно поставил OsmAnd, посмотрим, сгодится ли для моих потребностей.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (52)
RSS свернуть / развернуть