Блог им. h579mo52rus → Белорусские малыши
В 1990 г. мне исполнилось 6 лет. Я научился читать. Около моего подъезда стоял новенький мотоцикл, купленный родителями соседу с третьего этажа. Подойдя к нему, я медленно сложил в слово пять букв: м-и-н-с-к.
Так началось моё знакомство с мотоциклами из Белорусской ССР.
Соседу тогда было лет около восемнадцати, и он выпросил у родителей двухколёсную технику, коей в те годы в деревне имелось во множестве. Он не хотел быть хуже других. Купить более престижный «Иж» или «Урал» родителям показалось дорого и непрактично, а вот маленький «Минск» — самое то для пацана.
Довольный сосед катался на нём днями и ночами, а я завидовал всё больше и больше. Мне тоже хотелось ездить с ним. Однако он катал своих ровесников. Как сейчас помню улыбающиеся физиономии с пробивающимся пушком сразу двоих пассажиров. Достаточно длинное седло «Минска» позволяло ездить втроём. По осени соседа забрили в армию, откуда он вернулся в гробу… Погоревав, родители продали за бесценок «Минск», которого быстро уничтожили местные наездники.
Белорусские «осьмушки» у нас ценились выше ковровских «Восходов».
Они считались более экономичными, практичными и менее капризными, чем мотоциклы завода имени Дегтярёва. Своих малышей владельцы ласково называли «эмчиками». Они всегда с гордостью подчёркивали, что «Минск» запускается с пол-тычка.
«Эмчики» стоили дешевле остальных отечественных моделей. У нас их брали или «пионеры» или педантичные пенсионеры, ставящие во главу угла не статус мотоцикла, а его функционал. В руках владельцев второго типа «Мински», надо отдать должное, действительно ездили годами. Я сам видел белорусский мотоцикл, выходивший в одних руках без серьёзных ремонтов 38000 км, и описал его (https://bikepost.ru/blog/66014/Resurs-mototsikla-Minsk.html). Встречаются экземпляры с пробегами и 50000.
Я всегда считал, что «Минск» — техника неплохая. Что ему будет, если не ломать-то? Это сейчас все фапают на надёжность «Ямахи» YBR125, а тогда «Ёбриков» никто не знал.
И «Минск» был их простым безотказным аналогом. Один мужик-пенсионер рассказывал мне, как в эпоху продуктового дефицита 80-х поехал на белорусском мотоцикле из нашей Горьковской области в Москву за колбасой. Он боялся серьёзных поломок, ибо опыта дальнобоя у него за плечами не было, и взял с собой некоторые запчасти. Самой серьёзной среди них был поршень. В итоге ни одна из деталей не понадобилась. Путь в 500 км туда и столько же обратно загруженный колбасой и другим продуктовым дефицитом маленький «Минск» преодолел без проблем. У хозяина прибавилось калорий в питании, а у мотоцикла – тысяча километров на счётчике. В моём посёлке до начала 2000-х у одного педантичного владельца в годах дожил «Минск» модели М-104.
И он бы ещё поездил, да попал в руки к молодому сыну.
В 90-е годы количество «эмчиков» даже в деревнях заметно поубавилось. В городах они вообще стали ископаемым реликтом. В Нижнем Новгороде «Мински» встретились мне на улице раза два-три. Владельцами были люди солидного возраста. Судя по привязанному на багажнике шмурдяку, они ехали то ли за город на рыбалку, то ли на дачу. Зарплаты тогда упали, инфляция выросла. Уже далеко не каждый стал осиливать покупку нового «Минска». Нулёвый белорусский мотоцикл стал редким гостем в деревне. Завод, конкурируя с другими марками, явно начал бороться за покупателя. Очевидно, ставка была сделана на молодёжь, ибо в цветовой гамме «Минсков» ощутимо расширился выбор ярких оттенков. Мне запомнился жёлтый цвет.
После классического для «эмчика» красного смотрелся он необычно, привлекая внимание к проезжающему мимо мотоциклу.
В пресловутые 90-е я впервые увидел белорусского малыша с задней покрышкой К-102 от «Ижа». В таком исполнении мотоцикл смотрелся посерьёзней и очень мне нравился внешне. Тогда я ещё не понимал, что ничего хорошего на практике данная переделка не несёт. Толстая кондовая шина К-102 тяжела для маленького 125-кубового моторчика. Получалось лишь снижение динамики и ухудшение экономичности.
Долго я облизывался на «Минск». Во второй половине 2000-х стал работать и задумался о приобретении нового мотоцикла. В фантазиях стоял лакированный «эмчик», а разум склонялся к «Ижу». Я решил проехаться по нижегородским мотомагазинам, которых тогда было по пальцам одной руки перечесть, сделав выбор по ситуации, на месте. В двух «Минсков» в наличии не оказалось, но готовы были привезти по предоплате, в последнем, третьем, один стоял. Подойдя поближе, я увидел ценник в 28000 рублей, а на другой ручке бумажку с краткой надписью: «Продано». Тогда взял «Ижа».
До сих пор люблю этих малюток из Белоруссии. Они какие-то тёплые, душевные и родные. Мне нравится их мягкий звук выхлопа, лёгкость управления, вид. Я не могу не оглянуться, если мимо проезжает такой мотоцикл. В моём гараже другой аппарат. «Минск» же стоит не там, а на заставке компьютера, радуя меня каждый раз при его включении своим непритязательным классическим дизайном.
Так началось моё знакомство с мотоциклами из Белорусской ССР.
Соседу тогда было лет около восемнадцати, и он выпросил у родителей двухколёсную технику, коей в те годы в деревне имелось во множестве. Он не хотел быть хуже других. Купить более престижный «Иж» или «Урал» родителям показалось дорого и непрактично, а вот маленький «Минск» — самое то для пацана.
Довольный сосед катался на нём днями и ночами, а я завидовал всё больше и больше. Мне тоже хотелось ездить с ним. Однако он катал своих ровесников. Как сейчас помню улыбающиеся физиономии с пробивающимся пушком сразу двоих пассажиров. Достаточно длинное седло «Минска» позволяло ездить втроём. По осени соседа забрили в армию, откуда он вернулся в гробу… Погоревав, родители продали за бесценок «Минск», которого быстро уничтожили местные наездники.
Белорусские «осьмушки» у нас ценились выше ковровских «Восходов».
Они считались более экономичными, практичными и менее капризными, чем мотоциклы завода имени Дегтярёва. Своих малышей владельцы ласково называли «эмчиками». Они всегда с гордостью подчёркивали, что «Минск» запускается с пол-тычка.
«Эмчики» стоили дешевле остальных отечественных моделей. У нас их брали или «пионеры» или педантичные пенсионеры, ставящие во главу угла не статус мотоцикла, а его функционал. В руках владельцев второго типа «Мински», надо отдать должное, действительно ездили годами. Я сам видел белорусский мотоцикл, выходивший в одних руках без серьёзных ремонтов 38000 км, и описал его (https://bikepost.ru/blog/66014/Resurs-mototsikla-Minsk.html). Встречаются экземпляры с пробегами и 50000.
Я всегда считал, что «Минск» — техника неплохая. Что ему будет, если не ломать-то? Это сейчас все фапают на надёжность «Ямахи» YBR125, а тогда «Ёбриков» никто не знал.
И «Минск» был их простым безотказным аналогом. Один мужик-пенсионер рассказывал мне, как в эпоху продуктового дефицита 80-х поехал на белорусском мотоцикле из нашей Горьковской области в Москву за колбасой. Он боялся серьёзных поломок, ибо опыта дальнобоя у него за плечами не было, и взял с собой некоторые запчасти. Самой серьёзной среди них был поршень. В итоге ни одна из деталей не понадобилась. Путь в 500 км туда и столько же обратно загруженный колбасой и другим продуктовым дефицитом маленький «Минск» преодолел без проблем. У хозяина прибавилось калорий в питании, а у мотоцикла – тысяча километров на счётчике. В моём посёлке до начала 2000-х у одного педантичного владельца в годах дожил «Минск» модели М-104.
И он бы ещё поездил, да попал в руки к молодому сыну.
В 90-е годы количество «эмчиков» даже в деревнях заметно поубавилось. В городах они вообще стали ископаемым реликтом. В Нижнем Новгороде «Мински» встретились мне на улице раза два-три. Владельцами были люди солидного возраста. Судя по привязанному на багажнике шмурдяку, они ехали то ли за город на рыбалку, то ли на дачу. Зарплаты тогда упали, инфляция выросла. Уже далеко не каждый стал осиливать покупку нового «Минска». Нулёвый белорусский мотоцикл стал редким гостем в деревне. Завод, конкурируя с другими марками, явно начал бороться за покупателя. Очевидно, ставка была сделана на молодёжь, ибо в цветовой гамме «Минсков» ощутимо расширился выбор ярких оттенков. Мне запомнился жёлтый цвет.
После классического для «эмчика» красного смотрелся он необычно, привлекая внимание к проезжающему мимо мотоциклу.
В пресловутые 90-е я впервые увидел белорусского малыша с задней покрышкой К-102 от «Ижа». В таком исполнении мотоцикл смотрелся посерьёзней и очень мне нравился внешне. Тогда я ещё не понимал, что ничего хорошего на практике данная переделка не несёт. Толстая кондовая шина К-102 тяжела для маленького 125-кубового моторчика. Получалось лишь снижение динамики и ухудшение экономичности.
Долго я облизывался на «Минск». Во второй половине 2000-х стал работать и задумался о приобретении нового мотоцикла. В фантазиях стоял лакированный «эмчик», а разум склонялся к «Ижу». Я решил проехаться по нижегородским мотомагазинам, которых тогда было по пальцам одной руки перечесть, сделав выбор по ситуации, на месте. В двух «Минсков» в наличии не оказалось, но готовы были привезти по предоплате, в последнем, третьем, один стоял. Подойдя поближе, я увидел ценник в 28000 рублей, а на другой ручке бумажку с краткой надписью: «Продано». Тогда взял «Ижа».
До сих пор люблю этих малюток из Белоруссии. Они какие-то тёплые, душевные и родные. Мне нравится их мягкий звук выхлопа, лёгкость управления, вид. Я не могу не оглянуться, если мимо проезжает такой мотоцикл. В моём гараже другой аппарат. «Минск» же стоит не там, а на заставке компьютера, радуя меня каждый раз при его включении своим непритязательным классическим дизайном.
- h579mo52rus
- Юрий Медведев
- 19 марта 2017 в 18:46
- 1
- +36
Отличный мотоцикл. Я на Минске учился и сдавал на категорию А в далёком 1976-м.
Спасибо за настольгические воспоминания.
Однако Минск также далёк от Ёбрика как Урал от своего прототипа БМВ. Это не означает что он лучше или хуже-он просто другой.
Вопрос на засыпку-Мински до сих пор двухтактные или четырёхтактные?
Спасибо за настольгические воспоминания.
Однако Минск также далёк от Ёбрика как Урал от своего прототипа БМВ. Это не означает что он лучше или хуже-он просто другой.
Вопрос на засыпку-Мински до сих пор двухтактные или четырёхтактные?
- h579mo52rus
- 19 марта 2017 в 19:30
- ↑
- ↓
Есть и двухтактные — модель М125. Но в большинстве четырёхтактные.
- h579mo52rus
- 20 марта 2017 в 11:06
- ↑
- ↓
Ещё летом 2016 г. в одном нашем мотомагазине стоял двухтактный М125. Наверное, остатки распродавались.
Эх, Юрий, ты меня сейчас вернул лет на 12 назад, когда мне было 13-14 лет, и я тоже захотел первый моциклет)
Тоже хотел Минск, именно 12-вольтовый, с высоким крылом, как на фотографиях. Но у нас Мински ценились на уровне Ижей, и стоили также, а Восходы не уважали и стоили они дешевле, и поэтому первым мотом у меня был Восход-3М, голубого цвета:)
Но кто-бы мог подумать, что я через много лет буду ездить на Минске, хоть от того Минска тут мало что осталось.
Жалко, ММВЗ тоже канул в лету, как и ИЖМАШ…
Тоже хотел Минск, именно 12-вольтовый, с высоким крылом, как на фотографиях. Но у нас Мински ценились на уровне Ижей, и стоили также, а Восходы не уважали и стоили они дешевле, и поэтому первым мотом у меня был Восход-3М, голубого цвета:)
Но кто-бы мог подумать, что я через много лет буду ездить на Минске, хоть от того Минска тут мало что осталось.
Жалко, ММВЗ тоже канул в лету, как и ИЖМАШ…
- AlexMorpheus
- 19 марта 2017 в 21:26
- ↑
- ↓
Почему канул? Вроде ж они что-то производят до сих пор в отличие от ИЖ.
М125 — это почти тот самый Минск 3.112 в прошлом году видел в магазине.
Кстати Ижмаш то сам живой и процветает (автоматы Калашникова там делают), а вот Ижмото да завод прекратил производство.
М125 — это почти тот самый Минск 3.112 в прошлом году видел в магазине.
Кстати Ижмаш то сам живой и процветает (автоматы Калашникова там делают), а вот Ижмото да завод прекратил производство.
- h579mo52rus
- 19 марта 2017 в 22:00
- ↑
- ↓
Я попытался найти сегодня информацию в Интернете по этому поводу, но ничего однозначного. Склоняюсь к твоему мнению о том, что не выпускают.
- ilia040102
- 20 марта 2017 в 0:09
- ↑
- ↓
мотоциклы для ижмаш были ширпотреб икому не нужный!!! а вот калашников!!!
- h579mo52rus
- 20 марта 2017 в 11:08
- ↑
- ↓
Ну, насчёт «никому» не нужный, думаю, ты перебарщиваешь. Мне они были нужны, у нас они чуть не в каждом дворе имелись.
Рассмотрел фото, первое, там кикстартер поворотный, и глушитель матовый. Год выпуска не знаю, но в 1991 году купил 3.112, проблемы были только две — мотоцикл можо было завести без ключа и горели коммутаторы… Спалил шрук 5… Голову ломал, пока не нашел проблему в колодке проводки, что подсоеденялась к коммутатору были перепутаны провода, что обнаружил на схеме проводки, сменил их местами и кем то на трассе отданный задаром коммутатор б/у, где-то под Ростовом-на-Дону до сих пор работает, «Козлик» у тестя. А вторая проблема это переодически вылетала 4-я передача, на вторичный вал КПП подбирались шайбы и на 2-3000 км хватало. А так за 1000 км на нём ездил, не подводил. Носталгия… Сизый выхлоп с маслицем…
- h579mo52rus
- 19 марта 2017 в 21:58
- ↑
- ↓
Макакой у нас его тоже называли, но всё моё существо восстаёт против этого неблагозвучного прозвища.
Понравилась статья. Тоже окунулся в детство. Сразу вспомнилось, как в 1979 году разгружали с грузовика во дворе нашего 8-ми квартирного дома в деревне мотоцикл Минск 3.115 (по-моему)в обрешетке — хоть мне и было лет 5. Как с отцом, я -сидя на баке) ездили по утрам, до его работы, по грибы и как на песке один раз вместе плавно завалились на бок и глаза отца, слегка испуганные за меня и две фразы: «Цел? Нигде не болит?» и «Только маме ничего не говори!». И как в 1982г уже разгружали большой чёрный МТ-10-36 у построенного отцом гаража на два мотоцикла и как на лет 6-7 Минскач просто стоял в гараже у стены, пока мне не исполнилось лет 15 и я его довольно быстро запустил, перепроверив техническое состояние, и ездил по свим подростковым делам ночью (потому что днём и вечером ездил по домашним хозяйственным делам на МТ (Днепре)). И как в первой половине 90-х уже брать мой младший ездил на нём, удивляя меня, перебравшегося к тому времени в г.Минск, алюминиевой проволокой вместо хомутов на мото, которая резко бросалась глаза. И как незаметно для меня мотоцикл был продан в конце 90-х (незаметно потому, что меня в тот период, длившийся лет 15 мотоциклы не интересовали от слова «совсем»). Эх, хорошая техника — действительно безотказная и неприхотливая… На фото мот не мой, но, как говорится, 1в1. И госномера тоже не было (никогда).
- nikdonbass
- 19 марта 2017 в 23:22
- ↑
- ↓
Отличный коммент, отл фото, случайно нажал минус(не нашел как отменить)однозначно +
Свой Минск я купил 13 января 1993 года в магазине Зенит в Сокольниках. Точнее оплатил покупку, получил квитанцию, но мотоцикл увидел только на витрине. К моей «огромной» радости мне сообщили, что получать его надо было на Липецкой улице, на складе под эстакадой, ближайшее метро Царицино, это примерно полтора часа от Сокольников, и еще 20 минут на автобусе, который ходил довольно редко. Спустя три часа мне все таки выдали мой мотоцикл. У проезжавшего мимо Уазика удалось слить с бензонасоса литр бензина и выпросить полстакана отработки. По раскисшей грязи добрался до ж\д станции Царицино, рядом с метро. С трудом перетащив через все пешеходные переходы оказался на пероне, заброс Минска в электричку, спустя 45 минут уже был на Каланчевской, небольшая пробежка до Ленинградского вокзала и мотоцикл в тамбуре электрички, еще час и я в Крюково. И тут отказала свеча А23 и Минск не завелся, пару километров пришлось толкать его до дома. Лифт, 17 этаж, ничего не понимающие лица родителей поздним вечером — Знакомьтесь, это Минск, он будет жить с нами.
У меня тоже теплые воспоминания о нем, помню в году 1992, мне было 14, мы с мамой зашли в спортивный магазин и там стояли 2 минска, тогда как раз пошла инфляция и они стоили очень дешево, мама прям загорелась купить один из них для меня, но хранить увы его было негде и дальше разговоров дело не пошло.
- h579mo52rus
- 22 марта 2017 в 21:25
- ↑
- ↓
Давай фото! Если что, вот моя электронная почта: [email protected]. Особо интересуют фотографии счётчика с заявленным пробегом.
Ссылку выслал на почту. Там, в теме, есть фотографии одометра. Снимок конкретно с «92» не покажу, поскольку на пробеге почти 89 я заменил спидометр на новый. У старого очень дергалась стрелка, а мне случайно подвернулся абсолютно новый такой же (старого образца), еще в заводской консервационной смазке! :) Да, было немного жаль снимать старый, так как там красовалось целых 88 тысяч пробега. Это тот случай, когда пробег хотелось наоборот накрутить :))
- h579mo52rus
- 23 марта 2017 в 18:34
- ↑
- ↓
Да, спасибо, ссылку получил. Твой «Минск» прекрасно смотрится!
- Omega39rus
- 9 июля 2019 в 20:36
- ↑
- ↓
Нифигасе, что за седло с хвостом, самоделка из П5 с задним крылом от 638-й Явы? Или заводской такой был? Глушак ещё заводской нужен, огурцы не из той эпохи…
Люто плюсую, смотрится просто огонь, состояние мота просто бомба))) И что там за малюсенький циферблат на спидометре у края шкалы?
Люто плюсую, смотрится просто огонь, состояние мота просто бомба))) И что там за малюсенький циферблат на спидометре у края шкалы?
Спасибо) Да, сидение самодельное. На счет пенала и крыла — все правильно подмечено :) Огурца нашел абсолютно нового, не стоявшего на мотоцикле — особых раздумий что ставить не было) Он звучит, кстати, по-другому, не так, как новые глушители, мне даже больше нравится. А циферблат саморобный — счетчик десятков и сотен метров — отец работал агрономом — чтобы не ходить из сажнем по полям:)
- Omega39rus
- 12 июля 2019 в 11:59
- ↑
- ↓
Отлично сделано, меня всегда бесил стоковый пенополиуретан — слишком мягкий, и форма некрасивая. Себе тоже на П5 двухтрубной самодельную подушку делал, более плоская и угловатая. И глушаков второй комплект от П3 огурцами, в концевиках заглушки другие сделал — звук у них действительно более басовитый)))
Хорошие воспоминания навеял пост. Первый мотоцикл, на котором я ехал самостоятельно был именно Минск моего брата. Страшнее всего было то, что доставал до земли одной стороной и с сильным перекосом, а так, как на велосипеде) Мотоцикл был без особых проблем, возил нас по окрестным хуторам и на рыбалку. Было, что и падали, было, что ездили вчетвером. Минск называли «Козликом» за всепролазность, мог ехать в любой овраг и не боятся там остаться.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (32)
RSS свернуть / развернуть