Блог им. MegaFrodo → Часть 2. 20.000 км на ИЖ Планете 2. Наладка и эксплуатация
Когда-то ИЖ Планета была символом мотоциклизма в СССР. Теперь, этот аппарат все реже встречается на дорогах. А жаль. Ведь при элементарном уходе, он надёжен и неприхотлив. Эта статья о личном опыте более 20.000 км на Планете для тех, кто хочет эксплуатировать этот аппарат, как мотоцикл, а не как музейный экземпляр. Первую часть поста «20.000 км на ИЖ Планете 2. Часть 1 – Техника» можно прочитать тут. Если у вас достало сил и желания доработать все, что описано в Части 1, тогда читаем далее про наладку и особенности эксплуатации…
I. Наладка
1. Двигатель:
При наладке учитываем два эмпирических показателя здорового движка Планеты:
- (а) Низкие обороты холостого хода: на прогретом должно быть примерно 2 «дын-дын»/сек (помним про большой одноствольный мотор). Меньше лучше. Сильно больше — признак убитой поршневой (если не настраивается) Холостой ход настраивается так: ставим иглу золотника в среднее положение, закручиваем винт качества до упора и отпускаем на 1,5 оборота. Заводим и прогреваем мотор. Винтом количества ставим минимально устойчивые обороты ХХ. Затем крутим винт качества туда сюда — ищем положение, когда обороты максимальны ХХ. Повторяет операцию, пока не добьемся мин устойчивого ХХ
- (б) Быстрый переход от прерывистого режима «дын-дын» на ХХ к ровной работе на ходу, где-то на 10-15км/ч на первой передаче. Если прерывистый режим сохраняется дольше — смесь слишком богатая, нет «дын-дын» вначале — бедная. Качество смеси регулируется винтом качества (качество смеси карбюратора К37И вообще очень зависит от винта качества ХХ) или перестановкой иглы на одно-два деления соответственно вниз (ниже игла — меньше топлива — беднее смесь) или выше (для более богатой смеси). После поездки проверяем изолятор свечи: хороший цвет — кремовый, если черный — смесь богатая, белый — бедная. Корректируем соответственно*.
Внимание: в практике встречал иглы, установленные с карбюратора Юпитера по ошибке — мотор при этом работать нормально отказывался — хотя внешне иглы похожи. Поставил на место — все заработало.
2. Электрооборудование
Как инженер-энергетик расскажу про электросистему отдельно.
На 6В ИЖах (ИЖ-49, 56, п1, п2, п3) используется генератор постоянного тока всего в 45Вт, управляемый электромеханическим реле регулятором РР-1. Со временем пружины слабеют и настройки уходят. Рекомендую проверить тестером, что рабочее напряжение (на средних оборотах) при включенной / выключенной фаре примерно 7В (+15% к номиналу). Напряжение включения реле обратного тока (гаснет красная лампа «зарядки» на фаре) около 6,6В (+10%), отключения (загорается лампа) — около 6,3В (+5%) (параметры указаны примерно — детали в инструкции к РР-1. Регулируется подгибом крепления пружин. Звучит сложно — но разобраться не сложно. Процесс хорошо описан в интернете. Кому интересно – найдете)
Отмечу, что исправная система 6в отлично работает и аккумулятор не садиться даже при длительном движении со светом. В эксплуатации контролируем только состояние контактов (клеммы аккумулятора желательно пропаять) и состояние щеток ротора (меняем, если нужно, где-то раз в 15000 км) Ёмкость аккумулятора роли не играет. У меня стоит самый дешевый китайский гелиевый аккум на 4 или 6 А*ч рублей за 300 и отлично работает. К сожалению, при мощности фары в 35 Вт ни о каком свете, соответствующем современным стандартам безопасности речи не идет. Но для небольшой скорости фара светит дорогу исправно. Начиная с П4, ИЖи имеют отличный 12в генератор на 120-150Вт переменного тока — там все хорошо со светом и можно смело ставить галогенную лампу Н4.
Внимание: есть хороший бонус за плохой свет на 6в — мотоцикл можно завести на «мертвом» аккумуляторе. По своей конструкции генератор постоянного тока ИЖа возбуждается остаточным магнетизмом ротора, в отличие от 12в генератора переменного тока, которому необходимо питание питание обмотки возбуждения от аккумулятора. Практически это означает возможность завести мотоцикл «с толкача» вообще без аккумулятора (кто не знает, как делается заводка с толкача: 1. Включаем зажигание и разгоняем с горки, 2. Включаем 2ю скорость! На первой колесо пойдет в юз) для упрощения процедуры и, если аккумулятора вообще нет, можно замкнуть реле обратного тока — генератор включиться сразу. Запомните этот совет — может пригодиться. Напротив 12в ИЖ П4-П5 толкать его бесполезно. Лучше прикурить от авто или другого мотоцикла. Прикурить 6В ИЖ от 12в машины тоже можно. Для этого аккумуляторы соединяем (+ на +, — на -) через лампочку для ограничения тока зарядки. Подойдет любая 6 или 12в желательно мощностью побольше, например, 21Вт от поворотников.
Остальные системы байка настройки как таковой не требуют. Разве только выбор вязкости масла в подвеске и преднатяг задних амортизаторов.
Внимание: Общий совет — советую лишний раз (уж точно не чаще 3000-4000км) ничего не перенастраивать. Не мешай машине работать — главный девиз на Планете (в древнем журнале ЗА рулем на 1970-какойто год была статья по этому поводу). Уж, тем более наивно верить в сказки, что карбюратор может неожиданно начать «переливать» или зажигание вдруг «сбилось». Гон — проверьте по списку Часть 1 — наверняка найдете более разумную причину.
II Эксплуатация
Итак, все отлажено и работает. Что же ожидать от Планеты в поездке.
При эксплуатации Планеты делаем скидку на ее характеристики за ее древность: двигатель и электрооборудование — это привет из 30-х от немецкого DKW350, а ходовая и и подвеска из 50-х от ИЖ-56. После этого ничего серьезно не менялось, кроме перехода на 12В генератор в начале 80-х на П4. Если иметь данный факт ввиду и не требовать от олдтаймера невозможного — Планета доставит вам много приятных впечатлений
Посадка и эргономика
Посадка на мотоцикле прямая с наклоном вперед. Высота по седлу около 750-780мм. Для моих 167см роста все было бы комфортно, если бы не постоянная опора на руки, что утомляет. На скорости все ок, с учетом разгружающего ветрового потока и полностью отсутствующей ветрозащиты. На более поздних ИЖах руль сделали выше, что добавило комфорта. П2 видно проектировалась с претензией на спортбайк 50-х :)
Хорошей оценки заслуживает и сиденье. Благодаря своему классическому ровному профилю сиденье отлично подходит для езды с пассажиром(-кой) или при острой необходимости даже двумя (одна моя подруга больше хвалила ИЖ за комфорт в пути, чем F650 с его ступенькой). В базе на П2 установлена жесткая анти-эротическая ручка-скоба между водителем и пассажиром. Ее я демонстрировать первым делом при переборке в 2000 года, да просит меня любители аутентичности.
С органами управления все не так хорошо. Привыкших к современной легкости управления Планета разочарует. Ни о каком управлении сцеплением и тормозом одним-двумя пальцами и речи нет. Рычаги приходится выжимали всей пятерней и до упора рычага в руль. Благо относительно низкий вес мотоцикла в 160кг позволяет удерживать его без проблем и так. Про слабость переднего тормоза и настоятельную потребность замены его на двухкулачковый от П5 я писал в Части 1.
Сцепление работает также туго и отключает привод на колесо только в полностью выжатом рычаге и при этом не полностью. Из-за этого бывает затруднительно поймать нейтральной на месте. Момент включения сцепления также довольно размыт. Не думаю, что это особенность моего экземпляра, хотя износ корзины и густое масло в коробке добавляют эффекта. В практике я не встречал ИЖей с чисто работающим сцеплением, в отличие, например, от Явы (ну, или моего нынешнего BMW F650).
Ходы лапки переключения скоростей по истине огромны. Если на Планете стоит одноплечевая лапка (иногда меняют на двухплечевую от Юпитера) Внимание: переключения вверх лучше делать пяткой, поддергивая лапку спереди вверх. Рекомендую не злоупотреблять способом в левом повороте из-за риска повредить ногу. Благо редко приходится переключиться вверх в глубоком повороте.
Управляемость и проходимость
Вот тут кроется главный секрет былого успеха ИЖа. Этим мотоциклом может управлять кто угодно и фактически без подготовки. Принеся в жертву точность и резкость управления, инженеры завода сделали действительно отличную модель для массового производства в СССР. Контрруление и кроссовое противосвешивание — это все не про Планету 2 с ее квадратными шинами. Водитель просто выбирает направление, а дальше главное — не мешать. Мотоцикл сам покажет, как нужно преодолевать бездорожье. Низкий центр тяжести, небольшой вес и относительно тяговитый с низов мотор делают чудеса. Те, кто ездил на средних турэндуро типа F650 или Трансальпа удивит, насколько устойчиво и легко для водителя Планета преодолевает грязь, колеи, песок и прочие буераки. Да, скорость передвижения при этом будет невысокой 20-30км/ч и почти не зависит от степени открытия газа, но устойчивость и уверенность на дороге будут на высоте. Безусловно, при должной подготовке современный турэндуро позволит проехать тот же отрезок в 2-3 раза быстрее. Но это при условии, что водитель обладаем хорошими навыками и не расшибется. Но нужно и возможно ли это было в 50-х? когда этот мотоцикл делали с приоритетом простоты управления, как транспорт на каждый день для всей семьи, а не развлечение выходного дня*.
Серьезное ограничение проходимости Планеты — это небольшой клиренс и два низко расположенных глушителя (П5 с одним высоким глушаком намного лучше в этом отношении). На эти глушители мотоцикл и стремиться лечь как только глубина колеи превысит норму в 150мм. С другой стороны, выхлопные патрубки являются отличной защитой картера и рамы от камней и прочих препятствий.
Мой личный опыт на трассе довольно ограничен, но в целом планета обеспечивала уверенное движение по прямой на скорости до 90 км/ч. Благодаря наследству от колясочного варианта — фрикционному демпферу — воблинг на аппарате исключен как класс. Да и на бездорожье этот простой до примитивности, но эффективный девайс, существенно сокращает рысканье руля и утомляемость, так что если бы не странная посадка с опорой на руки можно было бы ехать бесконечно.
* Благодаря Планете, до появления у меня BMW я вообще не понимал, зачем нужно учиться ездить на мотоцикле с инструктором, тем более по бездорожью. Единственный секрет управления, найденный мной эмпирически, это необходимость езды в натяг на пересеченке, особенно песок желательно преодолевать, слегка прибавляя газ
Температурный режим и холодный пуск
Тут на Планете все отлично. Оговорюсь сразу, что в глухих московских пробках на Планете я не стоял ни разу, тем не менее большой опыт эксплуатации на (иногда полном) бездорожье показывает, что аппарат не склонен к перегреву в любых режимах, кроме экстремальных (типа шлифования резины на месте), если смесь нормальная, а ребра охлаждения не покрыты маслом.
На практике, на 2-ой передаче и выше перегреть аппарат не получилось ни разу (контрольный плевок на ребра цилиндра показывает устойчиво <100С и чуть выше на головке). Выяснилось также, что на ХХ и низкой скорости естественной конвекции и легкого ветерка (есть в природе всегда) достаточно для нормального охлаждения, что невозможно на водяном моторе, где воздух через радиатор должен продаваться строго спереди назад. Так что опасение по этому предмету я считаю надуманными.
Рис 1 Небольшой клиренс и два низко расположенных глушителя — основной ограничитель проходимости Планеты. Но выхлопные патрубки являются и отличной защитой картера и рамы от камней и прочих препятствий
Пуск двигателя обеспечивается устойчиво до температур -5С, а ниже редко кто ездит. Пусковых устройства два: (1) утопитель поплавка карбюратора (в народе называемый «подсос») и (2) пусковой обогатитель – рычажок на руле. В теплое время года для пуска П2 было достаточно полностью вытянутого обогатителя и руки пачкать не приходилось.
Скоростной режим
Крейсерская скорость Планеты с ее паспортными 18 лс мощности составляет около 80-85км/ч по трассе и 50-60км/ч по сухому проселку. О динамике можно говорить лишь условно. К сожалению, держаться в современном трафике на трассе с такими показателями просто опасно.
При желании можно разогнаться и быстрее до предельных 100-110кмч, но желания большого не вызывает, во-первых на скорости 80 км/ч и выше начинает существенно возрастает вибрация, хотя и не так сильно, как при отсутствующих крышках карбюратора (Внимание: из-за важности вопроса подчеркну еще раз экзистенциальную необходимость крышек карбюратора и распорного болта на Планете. Разница в комфорте на скорости вас удивит) и падает управляемость, во-вторых резко растет дымность выхлопа — плата за совмещенную систему смазки 2-х тактного двигателя. Последнее делает делание водителей сзади обогнать вас, даже там где нельзя, прочти неистребимым, а, следовательно, резко падает безопасность пребывания на трассе.
Расход
Расход топлива в смешанном цикле около 6,0-6,5 л/100км. Бака в 18 литров хватает на 270-300 км пробега, так что можно не беспокоиться о частой заправке. При скорости менее 60 км/ч расход можно держать в пределах менее 5.0 л/100 км, если нужно тянуть до заправки – это неплохой вариант… Смазка двигателя совместная с бензином (ого) Когда-то только так и было – сейчас экзотика. Приехал на заправку. Налил сначала масла в бак, потом бензина, взболтал и езжай дальше. На обратной стороне крышки бака есть мерный стаканчик для масла на 100 мл. Очень удобно. Не знаю, почему от него отказались на более поздних модификациях. Хотя мотор и позволяет лить фактически любое моторное масло в смеси с бензином – экономить не рекомендую, используйте хорошее 2-х тактное масло. Сохраните двигатель от нагара, а себя от геморроя по его очистки из камеры сгорания и глушаков. Я использовал МГД-14М, первое отечественное 2-х тактное масло, которое появилось в продаже по разумной цене.
Внимание: резерв в баке довольно маленький – мне хватало менее чем на 20 км, так что рекомендую на резерв не рассчитывать и периодически заглядывать в бак.
Подвеска и грузоподъемность
Жесткость пружин и параметры подвески подобраны, видимо, на одного расчетного бойца с полной выкладкой — в сумме 100-120 кг. Для моих 65 кг подвеска казалась немного жесткой. Оптимальной плавности хода и управляемости удавалось добиться при езде с подругой, что тоже неплохо. В моем случае стоят амортизаторы от более поздней модели П3 (заметно по открытым пружинам. Аутентичные представляют собой закрытый хромированный цилиндр) с возможностью преднатяга пружин. Вещь удобная. После замены масла и устранения течи по резьбе (см часть 1) амортизаторы исправно служили все 20000 моего пробега. И поверьте, вопреки расхожему мнению они работают.
Заключение (или новое начало)
Планета 2 1970 года выпуска досталась мне в 2000 году в наследство от деда и до этого около 15 лет пылилась в разборе. Реальный пробег до меня оценочно 40.000-50.000км (с коляской). Иж стал для меня первым серьезным моторным средством после Верховины. На этом далеко не новом аппарате после перекраски и переборки я проехал более 20.000 км с 2000 по 2005 год. За это время этот бак показал себя по-настоящему безотказным и удивительно надежным аппаратом. Несмотря на преимущественно внедорожную эксплуатацию по проселкам Подмосковья, он исправно возил меня, а иногда и еще одного и двоих вне зависимости от температуры за бортом или состояния или отсутствия дороги.
После 2005 года я все реже стал бывать у себя в деревне и все меньше ездить, пока в 2014 году не купил свой красный BMW F650 1996 года – но это совсем другая история и начало нового поста…
Рис 2 Новый взгляд на мир
PS в до интернетную эру в 2000 году в особенностях наладки и эксплуатации приходилось разбираться самому эмпирически, а также статьям из За рулем 70-х годов и древним советским книжкам по эксплуатации, которые сейчас уже вряд ли нейдешь. Этот пост мой личный опыт. Надеюсь, что в интернетную эру он будет полезен нынешним и будущим владельцам Планеты
- MegaFrodo
- Sergey
- 8 ноября 2016 в 22:42
- 7
- +41
Те, кто ездил на средних турэндуро типа F650 или Трансальпа удивит, насколько устойчиво и легко для водителя Планета преодолевает грязь, колеи, песок и прочие буераки. Да, скорость передвижения при этом будет невысокой 20-30км/ч и почти не зависит от степени открытия газа, но устойчивость и уверенность на дороге будут на высоте.Полностью согласен. Всю юность проездил на Ижах разных моделей, в том числе любил покататься по пересеченной местности, получая от этого неимоверное удовольствие. Так вот на В-Стром по тем же самым лесным маршрутам ездить на много сложнее, т.к. нет стабильности в поведении мотоцикла на песке, щебне или размокшей глине по сравнению с Ижом.
Согласен — езда на турэндуро по глине — это близко к мазахизму. Но больше расстраивать именно непредсказуемость поведения тяжелого байка с высоким центром тяжести. Ода секунда и ты уже на земле. Если я правильно помню, тот «красный дьявол» достался оператору в сильно ушата нос состоянии. Крышки карбюратора там не стояли точно — думаю, что вибратор был еще тот! И движок болтался наверняка. И все равно ехать на нем по размазневой степной глине намного проще. За все время эксплуатации на Поанете я упал один раз — на сплошном льду. На F650 ситуация настолько изменилась, что я прочитал почти всю иностранную литературу по вождению тяжелых эндуро и пошел заниматься с инструктором
Там была планета 5, крышек у нее не было в базе и купили они его нового из коробки. По остальному согласен, даже на полтиннике эндуро двухтактном по глине можно ехать только на скорости. Я на юпитере 3 ездил как на харлее — мне было 15, поднять переднее колесо было не реально, но отправить в занос заднее — легко. Это был просто танк для подростка. Упал я с него всего один раз не по своей вине в дождь. Было больно, но не смертельно. )) Но ремонтировать его по сравнению с той же явой, это было настоящее садо-мазо. Очень не технологично.
- variator42
- 13 марта 2017 в 17:45
- ↓
Значит мне не одному это показалось. В детстве постоянно носились по полям и в тайгу. Носились как критины просто.
Тут решил повторить маршрут на KLE. Ну вроде эндура. Сколько же я кирпичей выкакал )))
Видать это не возрастное, и впрямь иж лучше шел. А восход при его весе и подавно.
Тут решил повторить маршрут на KLE. Ну вроде эндура. Сколько же я кирпичей выкакал )))
Видать это не возрастное, и впрямь иж лучше шел. А восход при его весе и подавно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть