Блог им. Harley_Hero → История Harley-Davidson Panhead, часть I
Знаменитый двигатель Harley-Davidson Panhead, который знающие люди ласково кличут сковородкой (или кастрюлей – кому какая гастрономия ближе), был в строю долгих 17 лет – с 1948 по 1965 годы. Но даже сегодня, спустя полвека после окончания производства этого двигателя, многие афтеркаркет-компании выпускают реплики знаменитого твина!.. Потому что Panhead – это действительно культовый и, как полагают многие, самый красивый мотор Harley-Davidson!
История Panhead началась задолго до его дебюта: точкой отсчета можно считать 1936 год, когда американский мотопроизводитель представил свой первый OHV big-twin – модель 61 Overhead, известную как Knucklehead. «Костяшкоголовый» (так дословно переводится прозвище мотора) был важнейшим достижением компании Harley-Davidson первой половины прошлого века, позволившим фирме пережить трудное время 30-х годов и продолжить развитие. Однако к началу следующего десятилетия стало очевидно, что двигателю остро требовалось обновление! Которым и стал «новый-старый» Panhead, созданный на базе 61 Overhead.
Работа над созданием нового двигателя велась даже в годы Второй Мировой войны! И хотя представленный в 1948 году Panhead был конструктивно во многом похож на двигатель предыдущего поколения (что вообще характерно для V-твинов Harley-Davidson, базовые принципы которых нерушимы и неизменны, как рецепт классического чизбургера), это был глобально модернизированный агрегат, потенциала которого хватило почти на два десятилетия.
Из основных изменений:
* мотор получил алюминиевые «головы», что улучшило охлаждение двигателя и как следствие понизило рабочую температуру горячего твина
* был обновлен клапанный механизм, в котором появились гидрокомпенсаторы, не только упростившие обслуживание мотора, но и сделавшие его работу тише
* новые клапанные крышки характерной формы, напоминавшие перевернутые вверх дном сковородки
* новая поршневая
* доработанная система смазки с более производительным маслонасосом
Нижняя часть мотора осталась почти неизменной.
В силу многочисленных изменений двигатель стал экономичнее, «прохладнее» и немного легче (минус 3,6 кг). Стало меньше проблем с течью масла, чем особенно грешил Knucklehead. Мотор предлагался в нескольких модификациях, число которых со временем росло. Но в первой своей итерации (с 1948 по 1954 годы) Panhead мог быть:
* с рабочим объемом цилиндров 60,32 или 73,66 куб. дюйма (для простоты их называли 61- и 74-инчевыми) – то есть 988,5 и 1 207 куб.см соответственно; малокубатурная версия именовалась E, большой твин – F
* с разной степенью сжатия: для E-версии компрессия могла быть 6,5:1 либо 7:1, а для F-модели – 6,6:1 или 7:1; форсированный вариант Panhead получал в название литеру L – например, FL означало, что это 1207-кубовый мотор максимальной производительности
* с измененным передаточным отношением для мотоциклов с «коляской» — эта версия двигателя именовалась S (например, FLS или ES)
Топовая, назовем ее так, версия Panhead FL первого поколения развивала максимальную мощность 50 л.с. при 4 800 об/мин. Как и полагается американскому big-twin’у, это был длинноходный мотор с размерностью 87,3 х 100,8 мм. Также отмечу, что почти все части и детали «Сковородок» разной кубатуры были взаимозаменяемыми (хоть и не без определенной доработки напильником…)
На сегодня всё – в следующей (и, надеюсь, заключительной по Panhead:) части допишу про эволюцию этого двигателя.
История Panhead началась задолго до его дебюта: точкой отсчета можно считать 1936 год, когда американский мотопроизводитель представил свой первый OHV big-twin – модель 61 Overhead, известную как Knucklehead. «Костяшкоголовый» (так дословно переводится прозвище мотора) был важнейшим достижением компании Harley-Davidson первой половины прошлого века, позволившим фирме пережить трудное время 30-х годов и продолжить развитие. Однако к началу следующего десятилетия стало очевидно, что двигателю остро требовалось обновление! Которым и стал «новый-старый» Panhead, созданный на базе 61 Overhead.
Работа над созданием нового двигателя велась даже в годы Второй Мировой войны! И хотя представленный в 1948 году Panhead был конструктивно во многом похож на двигатель предыдущего поколения (что вообще характерно для V-твинов Harley-Davidson, базовые принципы которых нерушимы и неизменны, как рецепт классического чизбургера), это был глобально модернизированный агрегат, потенциала которого хватило почти на два десятилетия.
Из основных изменений:
* мотор получил алюминиевые «головы», что улучшило охлаждение двигателя и как следствие понизило рабочую температуру горячего твина
* был обновлен клапанный механизм, в котором появились гидрокомпенсаторы, не только упростившие обслуживание мотора, но и сделавшие его работу тише
* новые клапанные крышки характерной формы, напоминавшие перевернутые вверх дном сковородки
* новая поршневая
* доработанная система смазки с более производительным маслонасосом
Нижняя часть мотора осталась почти неизменной.
В силу многочисленных изменений двигатель стал экономичнее, «прохладнее» и немного легче (минус 3,6 кг). Стало меньше проблем с течью масла, чем особенно грешил Knucklehead. Мотор предлагался в нескольких модификациях, число которых со временем росло. Но в первой своей итерации (с 1948 по 1954 годы) Panhead мог быть:
* с рабочим объемом цилиндров 60,32 или 73,66 куб. дюйма (для простоты их называли 61- и 74-инчевыми) – то есть 988,5 и 1 207 куб.см соответственно; малокубатурная версия именовалась E, большой твин – F
* с разной степенью сжатия: для E-версии компрессия могла быть 6,5:1 либо 7:1, а для F-модели – 6,6:1 или 7:1; форсированный вариант Panhead получал в название литеру L – например, FL означало, что это 1207-кубовый мотор максимальной производительности
* с измененным передаточным отношением для мотоциклов с «коляской» — эта версия двигателя именовалась S (например, FLS или ES)
Топовая, назовем ее так, версия Panhead FL первого поколения развивала максимальную мощность 50 л.с. при 4 800 об/мин. Как и полагается американскому big-twin’у, это был длинноходный мотор с размерностью 87,3 х 100,8 мм. Также отмечу, что почти все части и детали «Сковородок» разной кубатуры были взаимозаменяемыми (хоть и не без определенной доработки напильником…)
На сегодня всё – в следующей (и, надеюсь, заключительной по Panhead:) части допишу про эволюцию этого двигателя.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 20 мая 2016 в 16:24
- 3
- +58
- Harley_Hero
- 20 мая 2016 в 19:48
- ↑
- ↓
Позвольте с вами не согласиться. У той же Honda базовые принципы рядного 4-цилиндрового двигателя тоже не изменились с момента дебюта CB750 первого поколения. И некоторые современные «четверки» японского концерна — это та же архитектура 69-го года + несколько современных технологий, типа впрыска топлива, электронного зажигания, а также десяток несложных датчиков. То же самое и в случае с H-D: современный Twin Cam — это два цилиндра, одна шатунная шейка и OHV привод — как и полвека назад. При этом двигатель не лишен актуальных технологий!
- madcrokodile
- 21 мая 2016 в 12:14
- ↑
- ↓
Актуальные технологии это непосредственный впрыск и электронное, не дискретное управление фазами газораспределения на впуске и выпуске. А не инжектор и электрозажигание.
ХД всегда будет где-то на 30 лет позади современности. И это прекрасно! Мне было бы скучно жить в мире, где все игрушки сделаны из карбона или пресованного риса:)
ХД всегда будет где-то на 30 лет позади современности. И это прекрасно! Мне было бы скучно жить в мире, где все игрушки сделаны из карбона или пресованного риса:)
- Harley_Hero
- 24 мая 2016 в 7:58
- ↑
- ↓
Спасибо! Постараюсь сегодня/завтра найти время дописать историю про PanHead!
- Harley_Hero
- 24 мая 2016 в 7:59
- ↑
- ↓
Притом что Panhead следующих поколений стали еще мощнее!
Да и запас по тюнингу там был огромный
Да и запас по тюнингу там был огромный
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть