Блог им. mordaha → ..Не можешь ползти – ляг и лежи в направлении своей мечты (с) или наконец-то Грузия! Повесть в 8 частях. Часть VI

Часть шестая. Кахетия, крепость Бочорма и рассказ о том, почему с горцами сложно воевать

Предыдущие части Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Фото с Военно-Грузинской дороги для анонса, далее по тексту — объяснительная, почему не Кахетия и Бочорма

Последней нашей остановкой в чудеснейшем винном регионе была столица Кахетии — Телави, а целью — одна из крепостей древней Кахетии — Бочорма, расположенная севернее за перевалом через Гомборский хребет.

Историческая справка.
Бочорма — крупный кахетинский город, одноименная крепость и храм IX-X веков, территориально расположенные на одной из гор Гомборского хребта на высоте ок. 1300 метров над уровнем моря. В храме Бочорма в IX веке хранилась икона Святого Георгия с его мощами. Насколько известно, во время завоевательных походов город переходил из рук в руки исключительно в следствии изнурительных годовых осад либо жители добровольно покидали его до прихода армии противников. Расположение города несколько нестандартное, но оборонительно — невероятно выгодное: с южной стороны — вертикальный обрыв, северная сторона, с более пологим склоном, обнесена крепостной стеной и укреплена башнями. В настоящее время, крепость Бочорма — крупнейшая крепость в Мцхета-Мтианети. (Источник travelgeorgia.ru/)

Так как нашей целью был не сам Телави, а его окрестности, мы забронировали загородный отель «Шато-Мере» и, минуя город, отправились в него по достаточно пустынной, по крайней мере на наш взгляд, трассе. В виду того, что расстояние между Кварели и Телави — смешное, мы проделали весь путь неспеша минут за 30, так же быстро, в течение 20 минут получили ключ от номера и, сбросив вещи и захватив только инструменты, отправились “завоевывать” Бочорму беспечно оставив канистру и не заехав на заправку, как-будто уже недельное наше путешествие по этой восхитительной, но не богатой заправками стране, нас ничему не научило

Путь из Телави в Бочорму начинается сразу с закручивающего локоны серпантинов подъема к перевалу через Гомборский хребет, а самый его исток лежит в шикарнейших дубовых рощах. Не могу до сих пор понять почему, но этот небольшой и недолгий перевал дался мне эмоционально тяжелее всех, хоть он и проходит всей своей длиной по асфальту, исключая небольшие песчаные заплаты по обеим сторонам от самой верхней точки. После спуска дорога разветвляется: прямо продолжается трасса на Тбилиси, по которому проходит основной, но все-такие немногочисленный, трафик, направо уходит дорога на Шени и к Сионскому водохранилищу (как мы поняли, довольно популярное место отдыха с равзлечениями и кафе) — по которой, проглотив и не заметив чуть больше 6км, мы оказываемся у знакомых коричнево-белых указателей на Бочорму.
К слову, грузинское правительство делает очень много для развития туризма, и эти стандартизованные указатели на достопримечательности — одна из тех вещей, помогающих сделать знакомство с, и без того гостеприимной, страной максимально комфортным.

Тот самый прекрасный и ненавистный перевал

По указателям поворачиваем направо — и вот мы находимся у места, где автомобилисты оставляют свои машины, чтобы начать пешее восхождение по хвойному прохладному уютному лесу к руинам старого города, ну, а для нас — начинается самое интересное. Узкая тропинка с первых “шагов” начинает круто взлетать вверх, первые десятки метров — это еще каменные витки, но достаточно скоро остается только слегка волнующаяся, присыпаная старой хвоей и шишками, вспученная толстыми корнями и уходящая вверх в темно-зеленые кущи прямая. Подстегнутые совершенно новыми неожиданными препятствиями мы по крайней мере я с совершенно свободной от мыслей и сомнений головой поднимаемся все выше и выше, достигнув и преодолев начало монорельса, точнее того, что от него осталось, пока первая нота разума или слабости и женского инстинкта самосохранения не залетела в мою голову: если я подскользнусь и упаду(что не страшно в какой-нибудь другой ситуации), то упаду я на старый ржавый тонкий металлический штырь и кто знает насколько удачно. Озвучив ее в интерком, я останавливаюсь, чтобы подумать. Оценив поверхность, все схлапывающуюся ширину тропы и все увеличивающийся угол подъема, мы решаем, что мне и правда лучше не рисковать, а вот Алексей пробует продолжить путь, но уже на Freeride. Еще какое-то расстояние он проходит, пока лес совсем не обступает нас, оставив пространство в 1.5 ширины руля, разрезанного рельсой, которую, по всей видимости, не успели разобрать на чермет. И тут наше непешее путешествие закончилось, и по традиции голливудского кинематографа мы разделяемся: я намерена увидеть стойкий старый город, а муж сказал, что он пешком в гору не полезет, и стал спускать моего малыша до площадки, где мы оставили 690.

Начало

Попытка взять город пехотой

Дошла ли я до вершины — нет? В мотодоспехах, не предназначенных для трекинга в горах, в скользящих на бугрящихся под ногами корнях нетуристических мотоботах, на негнущихся из-за защиты коленей ногах я мужественно карабкалась вверх, подтягиваясь на руках на монорельсе, но… Отвечая на вопрос догнавшей меня грузинской семьи: а далеко еще до конца, не знаете? — я вдруг осознала, что и правда не знаю, но идти все труднее, а в моих ботинках спуск — это то еще приключение. Поэтому поговорив с милыми людьми о политике и новом недоразумении в Осетии, я пошла обртано, точнее, практически поехала на пятой точке с горы, к мужу и мотоциклам.

Так выглядит храм в городе, штурм которого не удался. Фото, естественно, не наше

Встретив меня и узнав о моей слабовольности и неудаче, Алексей рассказал, что ранее встреченная мною семья порекомендовала доехать до озера, где можно приятно отдохнуть и поесть отличных хинкали (и кстати, не первый раз я слышу о вкусных хинкали у этого водохранилища, так что, возможно, они там и правда хороши).
А что мы? Мы аккуртано сползли вниз, психанули, что не смогли достигнуть цели и поехали обратно — через перевал, который двуедин в одном: “жуткий” для меня и самый обычный для всех остальных (там же мне под джерси залетела оса, не смогла выбраться и укусила в плечо, зараза, в качестве дополнительного штриха к неудачному дню).
Почти доехав до Телави, мы немного оправились от неудачной попытки “захватить” Бочорму и, словно турки, начали собирать новый поход на этот неприступный город: заехали на заправку, где купили воды и поболтали с администратором заправки о политике и экономике, и снова рванули через Гомборский хребет из объятий столицы Кахетии.
На этот раз нам подумалось, что стоит пойти в обход и зайти с другой стороны, мимо деревни, но в итоге совершенно промахнулись. Видимо, первоначальный путь — это единственно возможный до древнего кахетинского города Бочормы — нашего маленького грузинского Ватерлоо. Так, не солоно нахлебавшись и облаянные собаками, ослепленные поражением и позабыв про, наверное, изумительно-бирюзовое озеро и воспетые хинкали, мы в четвертый раз проходим путь Сасадило — Телави.

Заметки на полях: Ездить в путешествия в туристическом экипе Для покорения Бочормы хорошо иметь собой легкую сменную не скользящую обувь, а после — все-таки вспомнить о водохранилище Сиони, чтобы прикоснуться к обычной не туристической жизни Грузии, тем более что расстояние до него от поворота к началу подъема — всего каких-то 14 км.

Утолить нашу печаль и сгладить впечатления о прошедшем дне помог ужин в ресторане отеля под кахетинское вино и живую национальную и эстрадную грузинскую музыку, потому что совершенно случайно мы попали на празднование юбилея Нани Брегвадзе и даже пообщались с ее дочерью и взяли автограф самой Нани для мамы. И так красивыми сильными мелодичными голосами попрощалась с нами Кахетия — древняя, гостеприимная и упоительно-прекрасная, а нас уже ждал Тбилиси.