Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Denisnow → Мой путь с ноля за сезон

Всем привет!
Про то как я учился и как пришел к мотожизни писал в предыдущих постах. Так как покупка мотоцикла выпала на осень 14 года, то покататься и как следует чему то научиться за месяц было не возможно просто физически, то я научился минимуму, экстренно тормозить с минимальных скоростей, делать змейку с перекладкой мотоцикла(после ебрика мот практически вдвое тяжелее) и старался всегда следить за взглядом, чтобы глаза смотрели туда, куда надо ехать, а не на препятствия или под колеса.


Настал ноябрь и мот был поставлен в теплое помещение, подготовлен к зиме и бережно накрыт чехлом. Шла зима и очень хотелось уже кататься, были мысли в голове, каким будет предстоящий сезон?.. так как я был на тот момент почти женат, невеста не сначала не совсем разделила мое желание перемещаться на двух колесах, но потом к этой мысли привыкла и я ее заверил, что вместе мы тоже будем ездить, и может даже… Но об этом дальше)

Еще не выкатив мотоцикл с теплой стоянки после зимней спячки, для себя я поставил несколько задач на сезон. В моей голове уже далеко не первый год сидела в голове мысль и себе это визуально представлял, как я буду путешествовать по замечательным извилистым дорогам Европы. Эта мысль, глубоко сидевшая в голове и привела к осуществлению мечты. А также приложенные к этому усилия, ошибки и выводы сыграли тоже немаловажную роль. Но я совсем не ожидал, что смогу осуществить мечту в первый же сезон на мотоцикле. Так как на начало сезона я практически ничего не умел, кроме того что тормозить и более менее чувствовать мотоцикл, ориентироваться в потоке и проползать между рядов. Этого было не достаточно, в голове всегда сидела мысль, что надо идти учиться дальше, или придется набивать шишки на своих ошибках, что мне совсем не хотелось. Но с другой стороны, если подходить к этому с головой, внимательно усваивать всю инфу с просторов интернета и книг, следить за собой, за ошибками, самостоятельно их корректировать(не сразу, но постепенно), то почему бы не попробовать?

Но прежде, чем выехать в новом сезоне, я продумал вопрос о страховании жизни. У меня есть родственники, друзья, и я чувствую свою ответственность перед ними, потому что это я выбрал «опасное» транспортное средство, и если что то случится, то я не хочу, чтобы мои родственники как то материально зависели от меня, пусть это ляжет на страховку. Она стоит относительно недорого, но избавит вас от кучи проблем, в том числе от сбора средств на лечение и прочее. Конечно от душевных терзаний родственников она не избавит, но как минимум облегчит их в трудную минуту.

Как и говорил, к вопросу безопасности я подхожу очень досконально, и то что я буду ездить со вторым номером – данное положение обязывало научиться всему по максимуму. Невесте был выставлен ультиматум – если хочешь ездить со мной, будь добра терпеть то, что буду возвращаться поздно с джимханы(живу я области). Она со скрипом, но согласилась.
Вначале я начал просто ездить на работу и как показали первые выезды, были выявлены явные проблемы в управлении мотоциклом. Первый неприятный момент произошел в «междурядье». Что случилось? Я снес, а точнее сложил зеркало шкоды! Скорость была минимальной и вначале я даже не понял, как это произошло. Но потом прокрутил момент в голове – когда уклонялся от левого зеркала, чересчур наклонил мот вправо и тем самым задел зеркало шкоды. Еле удержал мот, чтобы не завалить его на шкоду. Момент был очень не приятный, водитель открыл зеркало и что то начал возмущаться. Я извинился, сказал ему чтобы осмотрел зеркало и если есть повреждения, то я готов возместить стоимость ущерба на месте. Морально и материально, выезжая на мотоцикле, я готов за косяки со своей стороны ответить! Водитель после моих извинений сменил гнев на милость, осмотрел зеркало, сказал что все нормально и мы разъехались. Да, казалось бы, ничего страшного не произошло, но осадок был очень не приятный. Мысли о том, что надо что то улучшать не покидала весь рабочий день. Еще до обучения я встречал информацию о джимхане, кстати и то самое видео про обучение от американских полицейских чем то ее напоминает. Этим же днем была найдена информация про джимхану, найдены места где она проходит и как раз в этот день она проходила в этом сезоне второй раз, безоговорочно было принято решение поехать и узнать что к чему.

Знаете кто наши самые главные учители? Это те, на кого мы смотрим и стараемся за ними повторять. Это во всех сферах жизни, хоть в вождении, хоть в катании на горных лыжах, хоть в резке ножом картошки. По крайней мере у меня именно так. Если я вижу того, кто делает то или иное отлично, то я приковываю к нему внимание, наблюдаю за ним, смотрю как он это делает, потом держу это в голове и стараюсь повторять. С первого раза естественно не получается, но образ в голове помогает, со временем начинает получаться, если упорно стараться и не сдаваться. Да, есть моменты, которые в голове не сразу находят понимания, но если следовать еще и главному правилу, а именно правильно смотреть туда, куда надо попасть, на уровне рефлексов, как бы не хотели, маневр начинает получаться. Все идет из головы, и я стараюсь об этом не забывать!

Так вот, приехав на джимхану, увидел как энтузиасты (спасибо им за это!) чертят разметку и расставляют конусы. Потом народ начинает катать. Сказать что у меня что-то получалось… я бы сказал что ничего не получалось. Первый раз показал, что мои навыки в управлении… их просто нет! Данные мысли меня немного повергли в уныние, так как я уже езжу по ДОП и это достаточно опасно. Но главное из всего этого я понимал, что если я до сих пор катаюсь, значит не все так плохо. Я умею как минимум хорошо тормозить, контролировать скорость, ориентироваться в потоке. Но этого пока не достаточно, чтобы избегать неприятных ситуаций, что и доказало сбитое зеркало шкоды.
Первый раз на джимхане я не падал, но и наклона мотоцикла практически не было, только в каких то пологих поворотах. Пытался понять как управлять сцеплением и газом и задним тормозом на минимальной скорости, ловил равновесие. Но все же какая то положительная динамика была, я также смотрел на тех, кто проходит повороты достаточно быстро и легко. В первый раз выехав после площадки на дорогу, появилось какое то новое ощущение в чувстве мотоцикла и это меня очень сильно порадовало!
Прогресс, как минимум, появился на второй раз. Сама главная загвоздка была в том, что я боялся сильно наклонить мотоцикл и тем самым уронить его. Достаточного чувства газа и сцепления у меня на тот момент не было, и каждый поворот для меня был мучением. Что я в итоге сделал, чтобы избавиться от страха наклонить в повороте на низкой скорости мотоцикл? Я начал крутить круги, максимально стараясь наклонить мот, просто под газом, не ускоряясь, но и не замедляясь, на ровном газу. Так я начал чувствовать некий предел и возможный максимальный для меня на тот момент угол наклона. Постепенно постепенно и с каждым разом на трассе джимханы стало получаться все лучше и лучше, примерно за месяц – полтора регулярных посещений джимханы минимум раз в неделю, а то и пару, я смог практически до подножек наклонять мот(хотя мне наверно это казалось, потому что у сузуки они достаточно высоко), но по крайней мере вся поверхность задней покрышки была задействована и этому результату я был очень доволен. На скоростной трассе почти не отставал от лидеров. Наверно кто-то подумает, вот он, родился ас, да так еще быстро, буквально за месяц.))) Ан нет, голова моя на месте, и мне еще учиться и учиться. Но то чему меня научила джимхана, это бесценный опыт, который позволяет делать многое. Главное здесь не переборщить с чувством, что ты уже все умеешь. На самом деле это ложное чувство, которое нужно понимать. Да, я хорошо начал чувствовать мот, но это чувство может сыграть злую шутку. На данном этапе позволяешь себе некоторые недопустимые вещи (в основном лихачество), голова в какой то эйфории и это приносит очень много бед. К счастью мой возраст и опыт позволяет с этим чувством всемогущественности справиться и не выключать свежую голову. Да, я иногда гоняю, но там где нет машин или их минимум и стараюсь до предела не доводить, опять же, контролируя скорость.
После того, как навыки были достаточно отработаны, было выполнено мною обещание и я стал ездить со вторым номером. Была куплена полностью экипировка, опять же была застрахована жизнь второго номера! По началу выезжали по нашим загородным дорогам, дабы почувствовать как это, езда вдвоем. Вначале было очень тяжко, так как второй номер был еще не опытным, постоянно болтался, но старался делать все правильно и в итоге у него это получилось! Хвала невесте и ее желанию. Теперь она при каждом удобном случае просится прокатиться и даже говорит что скучает по покатушкам, если мы долго не ездим(неделю). Есть много нюансов по поводу езды вдвоем, но это я опущу. И я так скажу, что со вторым номером, что один, концентрация для меня лично одинаковая, главное это не выключать голову и чтобы второй номер не мешал тебе управлять.
Примерно месяц мы вкатывались, после чего я перестал ее чувствовать за собой, она полностью перестала мешать управлению мотоцикла. Опять же, когда садишься вдвоем, а потом едешь один, такое чувство, что под тобой велосипед, настолько мотоцикл кажется легким, хотя второй номер весит чуть больше 50 кг.
С какими трудностями в итоге столкнулся? Очень сложно держать равновесие на скорости до 10 км час! Мое правило – никогда не опускать ноги с подножек до полной остановки, но со вторым номером это было очень сложно. Что я сделал? Начал тренироваться ездить медленно, от 3 до 7 км в час, крутить восьмерки на такой скорости, сначала один, потом уже с невестой. Старался делать это везде, где нет машин и не только на площадке. Даже дорогу в 1 км от мойки до гаража как то ехал минут 10, специально. И я получил еще один навык — езда на пешеходной скорости без какой либо болтанки и боязни упасть, опять же сформировался рефлекс не выставлять ноги на черепашьей скорости, практически полностью контролировать мотоцикл, в том числе со вторым номером. Пару раз с невестой катался на джимхане и это опять же очень полезный опыт как для меня, так и для нее, как для второго номера. Все те же трассы, но уже вдвоем.

Может кому то показаться, что слишком быстро я чему то научился? Возможно. Но я тренировался всегда, когда это было возможно, даже между машин в пробке придумывал упражнения в виде медленного проползания без ног на асфальте, объездов разделительной линии в виде змейки, езду в стойке. Да, и еще меня ждал очень хороший стимул, это мое первое дальнее путешествие на мотоцикле. Неподготовленным в него ехать совсем не хотелось.

Наступала середина июля, на конец августа была запланирована свадьба, после чего надо было отправляться в свадебное путешествие. Меня не покидала мысль, что нужно чему то еще научиться, но я пока не понимал чему. Да, мне не хватало трека, в моей стороне его нет. Хотелось пройти школу контраварийного вождения по примеру автомобилей. Насколько помню этому обучают у Отарыча, в школе БМВ и мотошкола ФСО, которая проводит занятия на своем автодроме. Возможно есть еще школы, но я заострил внимание на них. Так как реклама не сайте запрещена, назовем их школа №1, №2 и №3. Школа №1 отпугнула своей ценой и месторасположением аж в Сорочанах, что от меня в 120 км. Школа №2 была рекомендована, но опять же было не удобно ездить на другой конец Москвы. Когда узнавал про Школу №3, немного отпугнули сроки проведения, всего 2 дня по 6 часов с теорией, но он был сказочно близко от меня, в соседнем городе Купавна. По цене также как и у Школы №2, можно проходить обучение на своем мотоцикле или можно на их БМВ 96 или 94 года выпуска, списанных из небезизвестного картежа первого лица государства. Они в отличном состоянии, пробег у всех примерно по 16 тыс км. Я принял решение обучаться только на своем, свое ближе и понятнее, тем более я чему то, да уже научился. Затащил еще на курс своего друга, который третий сезон катается, но навыки его в плане вождения всегда у меня вызывали опасения, хотя ездит он очень аккуратно и предельно внимательно. Есть у него некоторая боязнь завалить мот и это чувство его никак не может покинуть, поэтому ему сложно пересилить себя и заваливать мотоцикл до некоего предела в повороте.

Все, курс оплачен, мы едем! Забегу немного вперед, как у меня было немного неоднозначное отношение всего к двум дням обучения, так и они и не развеялись доконца после обучения. Постараюсь объяснить почему.
В этом курсе есть свои плюсы и минусы, но плюсов я сказал бы гораздо больше. Главный и неоспоримый, это огромнейшая площадка с моделированием всевозможных ситуаций, которые только могут встретиться на дороге. Это адекватные инструкторы, которые действительно тобой занимаются, указывают на твои ошибки и не отпускают от себя, пока не исправишь. Но есть и минусы. Один из них и самый на мой взгляд главный, это группа из максимум 20 человек. Что тут не так? Падает интенсивность выполнения упражнения, потому что навыки не у всех равны, кто то затормозит, кто то еще что и интенсивность падает, поэтому отрабатывать упражнение как хотелось бы не получается. И это при том, что нас было всего 10, полную группу они не сумели набрать, и то интенсивность упражнений была так себе. Но я старался всегда выжимать максимум.

Каждому участнику выдается нагрудный номер и наушник с рацией, и инструктор обращается к тебе по номеру в режиме онлайн и указывает на твои ошибки тут же, не теряя времени. У кого не получается какое либо упражнение, подзывает к себе. Он рядом с инструктором выполняет это упражнение, под присмотром. Упражнения были достаточно интересные и для некоторых из них действительно нужна большая площадь, что могут не все себе позволить. Ссылку на школу могу скинуть по запросу. Все упражнения достаточно эффективны, если вы не знаете что такое джимхана и моделируют реальные ситуации на дороге, будь то объезд внезапно возникшего препятствия или торможение «в пол» как на сухом так и на мокром асфальте, проезд трамвайных путей в наклоне и проезд открытого люка.
Джимхана дала очень многое и некоторые упражнения у меня не вызывали никаких трудностей, что касаемо змейки или разворота в ограниченном пространстве в 6-ти или в 5-ти метровом по диаметру круге. Инструкторы косвенно выделяли меня на фоне остальных и попросту усложняли задание(в частности габаритную змейку я делал одной рукой). И один раз я все-таки завалился, казалось бы на элементарном упражнении: вначале скоростная змейка, скорость около 60км в час, доходил до 3-й передачи, после чего подъезжаю к кругу диаметром 5 метров и делаю разворот на 360 и выхожу из него. Казалось бы, ничего сложного, но это только со стороны. Да, змейка на скорости это элементарно, но после нее на третьей передаче(скорость около 60 км/ч) «подлетаешь» к этому кругу, нужно сбросить передачу до первой, и если правильно не войти в круг, то ты либо выйдешь за его пределы, либо завалишься. Для меня сложность состояла в том, чтобы поймать этот момент проскальзывания сцепления, не передавить его и не отпустить, и это все надо делать сразу после сброса с третьей на первую и правильного входа в круг. И я намучился с ним, но начал делать его более менее. Главная загвоздка в нем то, что сложно переключиться с проезда по прямой на движение по кругу, и все это на скорости, не ползком. Это занимает секунды, и за это время надо сделать очень много движений: поймать сцепление, при этом держать ровный газ и задний тормоз. Поэтому это упражнение заслуживает как минимум пристального внимания, и требует отработки. Остальные не сказать чтобы легкие упражнения, но и не особенно тяжелые, но они однозначно полезные и смоделировать их не имея достаточно большой площадки не реально. Одно вообще интересное: проезд по полосе, в которой налито 7 см по толщине воды. Очень занятное упражнение. Но правильная посадка и выбранная скорость делают свое дело и мотоцикл едет как глиссер, рассекая воду.

И интересное сборное упражнение в конце. Задействована почти вся площадка автодрома, собраны почти все упражнения и все это проходится без остановки на скорости и с интересными поворотами между упражнениями.

Что я полезного и нового для себя вынес из этих курсов:
— всегда нужна разминка перед выездом (на курсах она есть, и кстати очень интересная), даже элементарная змейка поможет как следует размять мышцы.
— коэффициент сцепления на мокром и сухом асфальте практически не меняется (не принимайте в расчет только что начавшийся дождь, поднимающий всю пыль на дороге и еще не смывший ее).
— аквапланирование на мотоцикле начинается примерно с 80 км в час на хорошо залитом участке дороги.
— в повороте при наклоне притормаживая задним тормозом уменьшается радиус поворота, а при торможении передним мотоцикл выпрямляется и радиус увеличивается.
— безопасная скорость в потоке не должна превышать 15 км/ч относительно потока.

Еще бы добавил пункт, но скажу отдельно: курсы не научат тебя быть асом на дороге, они лишь укажут направление, в котором нужно двигаться, заложат основу. В потоке с нами был один парень, который приехал на них уже 4-й!!! раз. Хотя я не понял, зачем? Да, и джимхана (не она в частности, а то что в процессе развивается), надо сказать, решает 90% проблем, с которыми можно только столкнуться на дороге, это очень хорошая база для того, чтобы начать понимать мотоцикл, чтобы вы начали сливаться в одно целое. Это понимание дает новые возможности, но самое главное не терять голову в такой ситуации, когда начинает многое получаться, иначе это чувство сыграет злую шутку. Помните об этом!

Далее, после всего этого обучения, было принято решение, попробовать поехать в небольшой дальняк в Питер вместе с невестой, чтобы уже окончательно убедиться, сможем ли мы вообще выдержать всю эту авантюру с поездкой в 7 тыс км по Европе. Почему выбрал Питер? Т.к. планирование маршрута по Европе подразумевало дневные пробеги от 500 до 700км, то это был оптимальный вариант для выходных. Но об этом вкратце расскажу в следующем посте, который будет про свадебное путешествие по южной части Европы.
  • DenisnowDenisnow
  • Денис
  • 12 января 2016 в 17:43
  • 5
  • оценка: +48

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

0
Denisnow
по мне так на любой резине можно погонять на джимхане, единственное на злой будет гораздо раньше срывать, но так проще будет почувствовать мот и ловить этот предел. на дорожной до этого предела ой как далеко.
здесь был ататат

+17
SpeedSG77
Ущипните кто-нить меня… Он таки ЕСТЬ!!! Благоразумный первосезонник!!!
А если серьёзно — жму руку за серьёзный подход к делу!
+3
Denisnow
Спасибо!!! Да, я существую!!! :-D
+2
_Tim_
Зачет, бро. Сам пойду по такому пути, «чесотка» уже в гараже стоит.
+1
Denisnow
Учись и не выключай голову, думай, читай дорогу. И от неспешной езды можно получить гораздо больше удовольствия чем от скорости) а насчёт чесотки — все когда нибудь сядут на эндуро)))) у каждого свой путь, и у каждого он по своему уникален и имеет место быть. Первые пару месяцев был мондраж и страх перед выездом, он на самом деле есть всегда, но как только сел и поехал и как следует размялся, это все уходит и начинается удовольствие от процесса
+1
vlad77790
шо за страховая? в личку…
+1
Romashkin
Сам описывал свой первый сезон, приятно видеть посты такого рода. Достаточно последовательно, толково, грамотно. Перед нами пример человека, который не только четко понимает, чего хочет от мотоцикла, но и понимает примерный путь к достижению желаемого. Само собой, путь автора подойдет далеко не всем (например, езда в цветной жилетке)))), со стороны это может показаться немного занудным. Подчеркиваю — может показаться, лично я мнение автора разделяю практически полностью. Поделюсь своим наблюдением: если стоит задача довести цинк до новичков, нужно изучить, что им сейчас «вкатывает» и немного приспособить свой текст. Практика показывает, что новички такие посты не читают вообще (что, конечно, их дело). Поэтому если стоит задача просто вести блог — это одно. Но если стоит благороднейшая и неблагодарнейшая из задач — просвещение масс, то здесь нужно работать над стилем.
+1
Denisnow
С одной стороны простой писанины конечно не достаточно, нужно чтобы обращали внимание. Но с другой… Если действительно хотят, то прочтут, тут я придерживаюсь мысли как преподавателя на паре — если студент хочет заниматься, он занимается, если нет, то его очень сложно принудить. С другой стороны конечно нужно знать подход, чтобы охватить большинство. Но это я пока только вижу в семинарах, когда ты общаешься лично. А что касаемо интересного посыла через текст — тут я пока не шибко силён. Если и заниматься, то как минимум нужно создавать отдельный ресурс и его раскручивать, делать интересным. Тут же пока стараюсь доводить свои мысли в массы. А насчёт жилетки)))) это меня не парит, как я выгляжу, главное что заметно)))
+1
Romashkin
По поводу семинаров — и в России мы к этому придем, со временем. Мотоклубы станут играть несколько иную роль, сообщество станет более формализованным — это вопрос времени. Что касается постов — движетесь верным курсом.
Собаками с автоаматами были? Собаками с автоматами были. *Пристальный взгляд*
Так держать!
+1
Denisnow
я тоже думаю что придем со временем. некоторые их уже проводят, но это пока капля в море и знают о них не многие. спасибо!
+3
geralex
Я-новичок, прочитал внимательно и до конца )))
+3
Erni_TRX
Молодец. Ответственный человек! Хороших дорог
0
ildarmakaev
а кто-нибудь может поделиться ссылкой на видео про амер.полицейских и их обучение?
0
Denisnow
забей в любом поисковике «Води как профи», найдешь кино длительностью 1,44 часа с переводом
+1
ildarmakaev
спасибо большое, Denisnow!
+2
ohotnikCB
Спасибо за описание обучения в школе ФСО, сам планирую там пройти обучение.
+1
bnxvs
  • bnxvs
  • 16 января 2016 в 14:39
Спасибо, очень полезный пост.
0
AlexPilas
В свое время прочитал, восхитился.
Снова нашел, еще раз перечитал.

Денис, спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Denisnow, Мой путь с ноля за сезон