Блог им. AlexiNik → Россия-Казахстан "Обратная сторона Белухи" (Часть 1 из 2)
Сергей (Serus), Suzuki Djebel 250xc (Джеб) — автор отчёта
Алексей (AlexiNik) Suzuki DR-Z400SM (Дээрзет) — автор видео (камера AEE SD23 Texet DVR-905S)
Сквозь запотевший визор едва угадывается очередной резкий подъём с левым поворотом. Онемевшей, от холода, рукой плавно добавляю немного газа, стараясь избежать сноса заднего колеса в обрыв, уходящий далеко к подножию, обросших лесом, величественных гор. Маленький посёлок Матобай на берегу озера, в котором мы провели ночь, остался позади, а впереди перевал высотой 2164 метра над уровнем моря. Барабанная дробь непрекращающегося дождя по макушке шлема уже порядком поднадоела, как и подъем по извилистому серпантину, которому, похоже, не будет конца. Останавливаться нельзя, на таком крутом участке раскисшая смесь глины с землёй будет очень рада принять в свои скользкие объятья лысеющий шестьсот пятый Данлоп, лишая меня надежды вскарабкаться на перевал. Разгруженный хвост Джеба, всю поклажу я, предусмотрительно оставил джиперам, неуклюже виляет из стороны в сторону, но мотоцикл ползёт вверх. Впереди, почти на всю ширину дороги, «шлагбаум» из толстенной сухой ветки рядом стоящего дерева, притормаживаю, объезжаю. Дээрзет лежит в траве колёсами вверх, метрах в трех от дороги — торможу, подбегает Алексей.
— Ты видел, как я круто улетел? — По обыкновению улыбается и разводит руками Лёха. — В последний момент заметил ветку, не смог увернуться и влетел в нее на полном ходу.
— Нет, я не видел, — откидываю боковую подставку и нехотя волоча правой ногой слезаю с мотоцикла.
— Пошли, поможешь…
Дождь перешёл в град. Участок леса закончился, крутой уклон сменился пологими участками, и мы выезжаем на каменистое плато. Где-то позади ползут джиперы, нужно остановиться и подождать их. Ветровка а-ля дождевик, горнолыжная куртка, текстильная короткая мотокуртка, кофта и футболка промокли насквозь, пальцы на руках окаменели, да и на промокших, до нитки, ногах, впрочем тоже. Мысль о чем то горячем и сухом заполняет весь шлем и, кажется, вот-вот хлынет из всех, наглухо закрытых вентиляционных отверстий. В очередной раз замечаю, что зачем то грызу подшлемник. Съезжаю с дороги, останавливаюсь. Любое движение отдается ледяной дрожью во всем теле, левой рукой пытаюсь нащупать выпускной патрубок, а правой — крышку масляного фильтра — самые горячие, по моему представлению на тот момент, части мотоцикла. Проходит секунд тридцать, прежде чем руки начинают что-то чувствовать сквозь ледяные, вымокшие насквозь перчатки. Немного погодя слезаю с мотоцикла, озираюсь по сторонам.
Вокруг, покрытые пеленой дождя вперемешку с градом, поросшие зелёной травой холмы. Весело щелкая кнопкой записи видео, на прикрепленной к шлему камере, догоняет Алексей.
— Надо подождать машины, — негромко произносит он, слезая с мотоцикла, стягивает шлем и, вытянув его в руке, пытается запечатлеть очередные мгновения нашего путешествия.
— Погляди туда, кажется это Андрюха, — улыбаясь, говорю я ему в ответ, а сам, замерев от увиденного, а скорее всего от холода, гляжу вдаль. Поверх кромки леса, далеко внизу, как на ладони, виднеется покрытое рябью и полосами дождя озеро Маркаколь, а на нем еле различимая, одинокая лодка…
-//-
Как часто это бывает, накануне таких поездок, сегодня я ничего не успевал, Андрей позвонил с новостью о том, что он и Алексей уже преодолели пять сотен километров от Барнаула до Усть-Каменогорска и теперь ожидают меня на въезде в город. Мне редко доводилось знакомиться с людьми, с которыми общался только в интернете, вот и сейчас, подъезжая на авто к оговоренному месту я с интересом думал, какими окажутся эти ребята в жизни. Вид груженых мотоциклов на обочине дороги вызвал у меня радостную улыбку.
— Привет. Серёга, — выдал я стандартную в таких ситуациях фразу и протянул руку.
— Андрей. — Алексей, — улыбаясь, сказали парни, пожав мне руку в ответ.
— Ну что, как добрались?
— Да нормально, дороги в Казахстане просто ужасные.
— Что верно, то верно, — подумал я, вспоминая участок дороги от границы с Россией.
— Какие планы у нас дальше? — Поинтересовались гости.
План был довольно прост — разместить ребят на даче, отдохнуть. Пока готовили обед и ждали баню, на дачу прикатил четвертый участники экспедиции и, по совместительству, мой двоюродный брат Жека. Вся компания была в сборе, и мы обсудили дальнейшие планы. Ребята накупались в бане и, торжественно обменяв привезённые передние камеры на казахстанские сим-карты, выдали мне с Жекой по наклейке. С этого момента наша международная экспедиция обрела официальное название «Обратная сторона Белухи 2014». Еще немного пообщавшись, мы оставили ребят отдыхать и укатили по своим делам, договорившись встретиться утром, когда парни заберут в турфирме заранее оформленные по интернету пропуска в пограничную зону.
-//-
В день старта я проводил ребят, они решили выехать из города раньше и ждать нас в ста километрах, на берегу Бухтарминского водохранилища, а сам отправился домой. Нет, не собираться, вещи, упакованные в герметичные пакеты, валялись по всему дому, приводя меня в уныние, а доделывать дурацкую работу. Почти до пяти часов вечера я ковырялся в AutoCAD, а Жека подгонял меня, то и дело, забегая с очередной фразой типа «Иди, погляди, я уже покрышку примотал». С нажатием кнопки «отправить» на страничке электронной почты мое настроение резко улучшилось и, вырубив наконец-то комп, я побежал грузить байк. Покидав вещи в рюкзак, аккуратно прилепил на левое «ухо» Джеба символическую наклейку и, оставив мотоцикл прогреваться, прошелся еще раз по списку необходимых вещей и снаряжения.
Тронулись и через несколько минут мы уже покинули город, но мне все еще не верилось, что я, наконец-то, в седле, а впереди две недели приключений и неизведанных маршрутов. Дорога до Бухтармы живописна, но изъезжена уже вдоль и поперек, мы быстро добрались, стемнело. Жека отправился на дачу готовить ужин, а я в противоположном направлении к расположившимся на берегу парням. Они рассказали, как весело провели день, и мы поехали к Жеке на дачу. Ну, как поехали, Баха Андрея отказалась заводиться, и парни потратили почти полчаса на выяснение причины.
В очередной раз, меняя свечу, Алексей уже было начал рассказывать про теорию работы катушки и о способах ее диагностики, когда мне пришло в голову спросить, не нажата ли заветная красная кнопочка на руле мотоцикла. Мы быстро тронулись и вскоре были на даче. Поужинав и отметив начало экспедиции, мы завалились спать.
Маршрут нашего путешествия состоял из нескольких этапов. Вначале мы планировали посетить Катон-Карагайский государственный национальный природный парк и озеро Язевое, что находятся почти на самом востоке Казахстана неподалёку от подножия горы Белухи, отсюда и название экспедиции, и провести там денёк-другой. Затем проехать так называемой Староавстрийкой — живописнейшей дорогой, построенной австрийскими военнопленными Первой мировой войны в 1914-1916 гг. и соединяющей Катон-Карагайский и Курчумский районы, заодно посетив озеро Маркаколь.
Далее выехать на берег озера Зайсан, возраст которого, по разным подсчётам учёных, составляет около 60 млн. лет!, и где находятся два удивительных памятника природы: плато Киин-Кериш и горы Шекельмес. Так же в планах было посещение Таинтинских и Сибинских озёр. Получался этакий замкнутый круг, или как его ещё называют «Восточное кольцо», по красивейшим местам, побывать в которых я мечтал давным-давно. Ну что же, отличный план, пора его и выполнять…
Рано утром, быстро позавтракав и собравшись, мы двинулись в путь. Предстояло проехать около трех сотен километров асфальтовых дорог и немного грейдера на «закуску» в конце. Погода стояла превосходная, байки проблем не доставляли и весь день мы катились в спокойном темпе, любуясь восхитительными пейзажами восточного Казахстана. Благо недостатка красивых видов в этих местах не было. Горные хребты, окружённые бескрайними полями, блестящие на солнце озера, извилистые горные реки. Все эти прелести то и дело заставляли нас останавливаться и расчехлять свои камеры.
Алексей был единственный в группе, кто взялся снимать наши приключения на видео, поэтому мы быстро привыкли к тому, что он постоянно то отставал, то уезжал вперед. А еще он часто пугал нас разговорами о маленьком баке его Дээрзта, то и дело демонстрируя свои канистры при каждом удобном случае. Должен отметить, что мотоцикл я приобрел совсем недавно и, хотя успел накатать чуть более семи тысяч километров за два месяца с момента покупки, это было мое первого большое путешествие такого рода.
Параллельно с нами тем же маршрутом отправилась команда местных велосипедистов, в числе которых должен был быть и я, но вовремя одумавшись, сменил байк с педалями на байк с мотором, чему сейчас был несказанно рад. В этой части Казахстана мототуристы редкое явление, и четыре груженых мотоцикла приводили в восторг жителей многих населённых пунктов, встречавшихся нам на пути. Многие проезжающие мимо, просто сигналили, некоторые махали руками из окон, на остановках у магазинов почти всегда подходили люди с вопросами о том, кто мы такие и что мы тут делаем. Хоть мы не скучали, но все это внимание добавляло интереса и усиливало положительные впечатления от поездки. Пока я торчал в очередном магазине, покупая провизию, ребята успели познакомиться с другой командой мотоциклистов из Барнаула, которые приехали покорять те же места что и мы. «Прокаченные» парни, увидев у нас на ногах наколенники, надетые поверх штанов, тут же признали в нас любителей и, обозвав неправильными эндуристами, укатили неизвестной дорогой, волоча свои мотаки в прицепах, а мы, докупив продуктов и оседлав своих железных коней, отправились дальше.
Не спеша докатили до села Урыль, где асфальт наконец-то закончился, и остановились на перекур. Выяснив у местных, где находится магазин, мы направились в его направлении, попутно посетив пекарню и раздобыв вкуснейшего деревенского хлеба. Затарившись в магазине коньяком, пивом и кое-какими припасами, выдвинулись покорять оставшиеся на сегодня километры пути. Преодолевать большие расстояния на легком эндуро по асфальту то ещё удовольствие, и начавшаяся грунтовка, лично мне, добавила свежих сил, как и осознание завершения дня, а вместе с ним и первого этапа нашего приключения. Изменился и ландшафт. Вместо открытых просторов, почти на всём протяжении предыдущего пути, дорога запетляла по узкому ущелью, местами вплотную прижимаясь к реке Берель, чьи воды запомнились неестественным молочно-серым цветом. На очередном перекуре Алексей предложил мне обменяться мотоциклами, на что я с радостью и интересом согласился.
Четырёхсотый Дээрзет в исполнении мотард, показался высоким и очень жёстким, после моего Джеба, аппаратом, плюс у меня возникло ощущение, что мотоцикл не «едет», вроде и газу до отказу и моторчик ревёт, но совершенно нет того приятного чувства, которое испытываешь при резком ускорении. С той же радостью, что и при получении, я вернул Suzuki его хозяину, отметив свой скептицизм по поводу ощущений от езды. Алексей, долго спорить не стал, а предложил устроить небольшой драг-рейсинг, который, скажу, забегая вперёд, я впоследствии проиграл, на радость Жеки. «Сдулся!», ехидно улыбаясь, сказал он проезжая мимо, когда Алексей в очередной раз вырвался вперед при одновременном рывке на второй передаче со средних оборотов. Внезапно потерялся Андрей. Ехал ли он впереди или отстал, мы так и не поняли. Ковыряясь в навигаторе, Алексей обнаружил, что мы вообще едем не в том направлении, прямиком на Рахмановские ключи, пропустив нужный нам поворот.
Вернувшись немного назад, найдя искомый путь и обнаружив следы зубастых шин мотоцикла, уходящих по нему, мы решили, что Андрей уже укатил в этом направлении и отправились вдогонку. Вскоре дорога привела в деревню из нескольких домов и преградившему путь шлагбауму. Остановились. Ни мотоцикла, ни Андрея тут не было. Перекурили. Внезапно появилась женщина и, представившись неким работником заповедника, пригласила нас в сторожку, где предложила заплатить взнос за посещение озера. Пока я разбирался с формальностями Жека втихаря принялся за пиво, а Алексей успел вернуться до развилки, встретить заблудившегося водителя Хонды и приехать с ним обратно. По прибытию, Андрей поведал историю про зайцев, которые в наше отсутствие только и делали, что бегали впереди его мотоцикла, видимо и став причиной блужданий. Ни одного сбитого ушастого он не привез, а мы сделали вид, что поверили.
Попутно выяснилось, что оплатить надо не только место на озере, но ещё и дорогу до него, а так же предоставление услуг кемпинга, да ещё и в двойном размере, поскольку оставшаяся пара часов до конца дня, оплачивается полностью. На просьбу предоставить официальный перечень расценок мне продемонстрировали некий список с совершенно не относящимися к нам услугами. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, прибыв в это же время дня, команда из восьми человек на четырёх джипах заплатила столько же, сколько четыре мотоциклиста. Бред, ну да ладно. Алексей с Андреем заботливо предложили оплатить посещение озера и, после оформления нескольких бумаг и открывшегося шлагбаума, мы двинулись дальше.
Солнце почти село за окружающие горы и, хотя усталость уже начала чувствоваться, оставшаяся часть пути оказалась довольно интересной — много мелких бродов через речушки в густых зарослях, каменистые подъемы, извилистые тропинки. Подействовало и пиво, Жека явно прибавил темп и потерял все запасы хлеба, наспех привязанные у пекарни, благо двигался первым и ехавшие по его следам успели обнаружить пропажу. А вот куда делась бутылка пива, которую Лёха у магазина привязал к мотоциклу, хитрым узлом, со словами «Да вы не переживайте, проверено», мы так и не выяснили. Было почти темно, когда, за последним пригорком, перед нами открылся вид на озеро. Не сразу найдя место для лагеря, мы расположились. При разборе вещей выяснилось, что я являюсь обладателем самого большого котелка в группе, в связи с чем, внезапно становлюсь ответственным за приготовление пищи. Ну что же, мне не привыкать. Вскоре макароны с тушёнкой были готовы, а коньяк, который, мягко говоря, оказался не очень хорошего качества и потому запивался пивом в большом количестве, разлит по бокалам. А ещё, я зачем то всем пообещал встать в пять утра и приготовить суп.
Утро, надо сказать, выдалось не самое приятное, ночью шёл дождь и замочил кое-какие припасы, а ещё, давала о себе знать принятая накануне гремучая смесь коньяка с пивом. Но суп варить надо, чем я, собственно, и занялся, не успев проснуться. Погода на озере, а точнее скорость, с которой она меняется, это что-то. Минут за пять-десять безветренная безоблачная погода может смениться проливным дождём с градом и пронизывающим ветром. Весь день мы провели в ожидании чуда. Не только наша команда, но и все, немногочисленные отдыхающие вокруг с нетерпением ждали момента, когда покрывающие вершины густые облака рассеются, и мы увидим то, зачем проделали сюда путь – Белуху. Вид известной горы с нашего лагеря скрывали густые деревья, поэтому, каждый по очереди, либо все вместе, мы выходили на полянку по соседству, откуда открывался потрясающий вид на озеро и саму гору. Готовили фото- и видеотехнику к долгожданному моменту, тренировались в искусстве позирования, делая пробные фотографии, и так несколько раз на протяжении всего дня.
Белуха никак не хотела показываться и мы, решив, что раз гора не идёт к Магомету, самим подобраться к ней. Алексей ехать отказался, его мотоциклу ещё накануне не особо понравилась ведущая сюда, местами крутая, каменистая дорога, и он остался в лагере, ну, а мы втроем, Андрюха, Жека и я, облачились в экип и, сменив на одном из «коней» дорожную резину на зубастую Петрошину, отправились на встречу с горой. По словам местных, от места, где мы находились, до подножия горы проехать около пятидесяти километров на эндуриках было вполне реально. Окрылённые этим известием мы на всех парах помчались вперёд, но дорога оказалась не долгой. Отъехав на пару километров от лагеря, путь нам преградил шлагбаум на заставе пограничников. Военные объяснили, что дальше лежит участок Российской территории и для проезда нам требуются пропуска, коих у меня с Жекой, естественно, не оказалось. Вернувшись в лагерь и разбавив неудачу обедом, мы решили непременно вернуться сюда в будущем и занялись уже привычным делом – ожиданием, когда величественная гора соизволить предстать перед нами во всём своём великолепии. Не дождались…
С наступлением вечера в лагерь пожаловали гости – путешественники из Караганды на четырех внедорожниках. Быстро найдя общий язык и выяснив, что наш дальнейший маршрут совпадает практически полностью, мы договорились о совместном продолжении пути и принялись за другое, привычное для нас занятие – ужин, с байками у костра и совместном опустошении запасов спиртного. Перед тем, как отправится спать, каждый член команды мотоциклистов решил блеснуть способностями художественной ночной съёмки. Выбрав объектом творчества палатки, подсвеченные фонариками в темноте, на фоне гор и просто потрясающего по количеству звёзд и невообразимого по красоте, ночного неба все четверо принялись ползать по лагерю в поисках удачной композиции и подходящего сочетания настроек своих камер.
В ночной тишине звучали такие словосочетания как приоритет диафрагмы, глубина резкости и смещение экспозиции. Однако впоследствии, с ужасом глядя на результат, все единогласно списали качество получившихся «шедевров» на неблагоприятные фазы луны и магнитные бури, предположительно бушевавшие в ту ночь над лагерем. А ещё этот день запомнился язём, в единственном экземпляре пойманным, стараниями Жеки, на имеющуюся у нас удочку, которую Лёха заботливо вёз почти за тысячу километров с самого Барнаула.
--//--
Град усиливался, ограничивая видимость несколькими десятками метров. Температура, похоже, приблизилась к нулевой отметке. В голове постоянно мелькает мысль о заболеваниях, вызванных переохлаждением. Пальцы на руках онемели и утратили чувствительность. Тело, будто плавает в ледяной оболочке и отдаётся дрожью при каждой резкой смене положения или когда приходится вставать на подножках. Ноги непроизвольно обнимают двигатель в надежде согреться, но ничего не чувствуют. Впереди очередной нырок, раскисшей от дождя, извилистой дороги по вершине перевала. Преградивший путь ручей переехал ходом, стараясь не увязнуть, в покрывающей его берега, липкой жиже. Отъехал с десяток метров, остановился. Град стучит по козырьку моего насквозь вымокшего LS2, отскакивает от панели приборов и других частей мотоцикла, покрывая белым слоем зелёные холмы вокруг. Обернулся, убедится, что Алексей, единственный оставшийся на двух колёсах, помимо меня, участник этой экспедиции не встал в ручье и мне не придётся в очередной раз лезть по уши в грязь.
Дээрзет сходу перебрался через возникшее на пути препятствие, буксуя и поднимая позади себя фонтан из смеси воды и грязи. От дождя колея раскисла, почти всё время приходится медленно плестись по обочине покрытой травой. Скорость не превышает и двадцати километров в час. Небольшие подъёмы сменяются спусками, повороты прямыми, но неизменным остаётся одно — пропитавший насквозь всё тело, пронизывающий до костей холод. На очередном изгибе дороги обернулся, пройденный путь просматривался на несколько сот метров, но Алексея видно не было. Как ни странно, но ехать, почему-то, теплее, чем стоять, тело отказывается подчиняться, при попытке остановить байк, и я продолжаю путь. Дорога стала совсем скользкой. Любые продольные неровности превращают езду в «танцы на льду», мотоцикл постоянно стаскивает в рытвины и, идущие вдоль дороги, промоины, приходится активно работать рулём, отчего руки моментально устают. Местами попадаются совсем раскисшие участки с глубокими лужами, которые приходится штурмовать ходом. Раскрасив белыми пятнами зелёный ковёр травы, покрывающий окрестные холмы, наконец-то закончился град. Температура, похоже, опустилась ещё ниже, заставляя часто останавливаться и обнимать своего коня. Дорога петляет, то уходя вниз, то снова взбираясь на возвышенности, но и не думает спускать нас с отметки за две с лишним тысячи. Изредка, из-за туч, пробиваются лучи солнца, с которыми появляется слабая надежда согреться.
--//--
Проснулся. Вылез из палатки. Вокруг тихо, утреннее солнце отражается в водной глади озера. Андрей, видимо, встал как всегда раньше всех и начал сборы. Первым делом прошёл по утоптанной тропинке вокруг небольшого холма на знакомую полянку. Ну, может сейчас? Нет, сегодня, как и в предыдущие дни обе вершины Белухи закрывают густые облака. Ладно, значит есть повод ещё раз вернуться сюда в будущем. Пошёл собирать вещи и готовить завтрак.
Сегодня, нашей международной компании автомотопутешественников, предстояла тяжелейшая задача – пройти Староавстрийку и доехать до озера Маркоколь. Сама дорога никаких особенных трудностей преподнести не должна, но часть её, петляя по ущелью, пересекает реку Кара-Коба в пяти местах, а по предварительной, весьма расплывчатой и неподтверждённой, информации, все мосты на этом участки смыло весенним паводком. Ходили слухи, что военные начали восстановительные работы, но точно мы знали одно: если мостов не будет, а вода будет высокой, шансы проехать этим маршрутом стремятся к нулю и нам ничего не останется, как ехать на Маркаколь другим путём, делая пятисоткилометровый крюк по асфальту, что совершенно не радовало.
Отъехав на несколько километров от озера, остановились. Язёвый я уже видел на фото, но, как оказалось, они совсем не передают масштаба. Водопад из десяти каскадов, общей протяжённостью около двухсот метров, впечатляет. Путешественники-автомобилисты уже побывали здесь, и отправились дальше, а мы с удовольствием посмотрели на бушующий горный поток, спешащий куда-то вниз, и побродили по окрестным скалам. Сделав памятные фото, отправились дальше, уже знакомой дорогой. Вернулись в село Урыль, где догнали автомобилистов, правда, ненадолго. Выяснилось, что на единственной заправке имеется в наличии только дизель, новость не радовала, особенно Алексея, придётся делать крюк, возвращаясь в Катон-Карагай за топливом. Ребята на машинах заправились и уехали штурмовать перевал, а мы поспешили на АЗС, в надежде не сильно отстать от них. Нашли заправку с бензином, заполнили баки, всю имеющуюся у нас тару, протёрли визоры и выдвинулись в обратный путь. Последние километры асфальта дались легко и мы, съехав на грунтовку, начали подъем.
Перевал Бурхат имеет абсолютную отметку вершины более двух тысяч метров и перепад высот около километра. При протяжённости пути всего в тринадцать километров дорога здесь идёт с приличным уклоном, постоянно петляя по склону Тарбагайского хребта. Проехав с километр, мы остановились на пропускном пункте, спросили про группу автомобилей, съели по шоколадке, заплатили взнос, в размере ста восьмидесяти тенге, за въезд, который, как тут же оказалось, могли и не платить — пропуска взятые нами на Язевом действовали и тут. Отправились дальше. Постоянно забирающаяся, казалось в небеса, каменистая дорога не преподнесла сюрпризов для водителей, хотя мы несколько раз останавливались, полюбоваться открывшимися с высоты потрясающими видами, и дать передышку технике. Вершина встретила нас мелким дождиком, взявшимся, кажется, из единственной тучки на небе. Нам снова не повезло. В ясную погоду с перевала открывается потрясающий вид на лежащую в снегу Белуху, но остановившись в надежде, хоть здесь разглядеть что-то, мы с разочарованием наблюдали всё те же густые облака, окутывающие её вершины. Сделав пару очередных снимков, мы начали спуск к реке Кара-Каба. Быстро преодолели первый мелкий брод через Тарбагатай — первый на нашем пути приток основной реки. Далее шёл скоростной участок по полю, где Лёха умудрился «разложиться», разбив правое зеркало Дээрзета. Вскоре колёса упёрлись во второй приток — Таутекели, более глубокий и быстрый.
Моста не было. Построенные почти сто лет назад, вручную, опоры были разрушены. Покорёженные металлические фермы пролётного строения лежали явно не на своих местах, омываемые водами притока, неподалёку впадающего в основное русло. Новые друзья на внедорожниках, которых мы здесь наконец-то догнали, уже разведали путь для машин и почти все переправились, нам же это только предстояло. Первый осмотр показал, что русло здесь разделялось надвое, и становилось мельче, тем самым облегчая нам задачу. Осмотрев берег и выбрав замысловатую траекторию между больших камней, кустарника и брёвен я отправился первым. Брод был не глубоким, но скользкие камни и приличное течение создавали небольшие трудности. Перебравшись, поспешил помочь остальным. Жека, хоть и завалился в самом начале, поскользнувшись на камне, успешно добрался до противоположного берега, за ним Алексей и Андрей. Первый брод взят, вся команда в сборе и мы продолжили путь. Дорога шла по ущелью вдоль реки, мы не спеша катили по берегу, купаясь в огромных лужах и разглядывая окрестности.
От второго моста остались только рожки да ножки в виде голых металлических ферм на укреплённых берегах, на одной из которых лежали никак не закреплённые доски. Расположились на берегу, обсуждая варианты преодоления реки. Откинув, чуток смахивающие на безумные, идеи некоторых товарищей, предлагающих переехать «мост» своим ходом, мы пришли к выводу, что вариантов у нас не много, а точнее всего один. Перекусили, наблюдая, как тяжёлые, дымящие чёрной копотью, авто, медленно, одно за другим, преодолели водную преграду, пока мотоциклы и их хозяева, в одиночестве не остались на противоположном берегу. Ребята отправили автомобиль на разведку следующего моста, а оставшиеся пытались помочь придумать, как переправить четыре мотоцикла.
Алексей (AlexiNik) Suzuki DR-Z400SM (Дээрзет) — автор видео (камера AEE SD23 Texet DVR-905S)
Сквозь запотевший визор едва угадывается очередной резкий подъём с левым поворотом. Онемевшей, от холода, рукой плавно добавляю немного газа, стараясь избежать сноса заднего колеса в обрыв, уходящий далеко к подножию, обросших лесом, величественных гор. Маленький посёлок Матобай на берегу озера, в котором мы провели ночь, остался позади, а впереди перевал высотой 2164 метра над уровнем моря. Барабанная дробь непрекращающегося дождя по макушке шлема уже порядком поднадоела, как и подъем по извилистому серпантину, которому, похоже, не будет конца. Останавливаться нельзя, на таком крутом участке раскисшая смесь глины с землёй будет очень рада принять в свои скользкие объятья лысеющий шестьсот пятый Данлоп, лишая меня надежды вскарабкаться на перевал. Разгруженный хвост Джеба, всю поклажу я, предусмотрительно оставил джиперам, неуклюже виляет из стороны в сторону, но мотоцикл ползёт вверх. Впереди, почти на всю ширину дороги, «шлагбаум» из толстенной сухой ветки рядом стоящего дерева, притормаживаю, объезжаю. Дээрзет лежит в траве колёсами вверх, метрах в трех от дороги — торможу, подбегает Алексей.
— Ты видел, как я круто улетел? — По обыкновению улыбается и разводит руками Лёха. — В последний момент заметил ветку, не смог увернуться и влетел в нее на полном ходу.
— Нет, я не видел, — откидываю боковую подставку и нехотя волоча правой ногой слезаю с мотоцикла.
— Пошли, поможешь…
Дождь перешёл в град. Участок леса закончился, крутой уклон сменился пологими участками, и мы выезжаем на каменистое плато. Где-то позади ползут джиперы, нужно остановиться и подождать их. Ветровка а-ля дождевик, горнолыжная куртка, текстильная короткая мотокуртка, кофта и футболка промокли насквозь, пальцы на руках окаменели, да и на промокших, до нитки, ногах, впрочем тоже. Мысль о чем то горячем и сухом заполняет весь шлем и, кажется, вот-вот хлынет из всех, наглухо закрытых вентиляционных отверстий. В очередной раз замечаю, что зачем то грызу подшлемник. Съезжаю с дороги, останавливаюсь. Любое движение отдается ледяной дрожью во всем теле, левой рукой пытаюсь нащупать выпускной патрубок, а правой — крышку масляного фильтра — самые горячие, по моему представлению на тот момент, части мотоцикла. Проходит секунд тридцать, прежде чем руки начинают что-то чувствовать сквозь ледяные, вымокшие насквозь перчатки. Немного погодя слезаю с мотоцикла, озираюсь по сторонам.
Вокруг, покрытые пеленой дождя вперемешку с градом, поросшие зелёной травой холмы. Весело щелкая кнопкой записи видео, на прикрепленной к шлему камере, догоняет Алексей.
— Надо подождать машины, — негромко произносит он, слезая с мотоцикла, стягивает шлем и, вытянув его в руке, пытается запечатлеть очередные мгновения нашего путешествия.
— Погляди туда, кажется это Андрюха, — улыбаясь, говорю я ему в ответ, а сам, замерев от увиденного, а скорее всего от холода, гляжу вдаль. Поверх кромки леса, далеко внизу, как на ладони, виднеется покрытое рябью и полосами дождя озеро Маркаколь, а на нем еле различимая, одинокая лодка…
-//-
Как часто это бывает, накануне таких поездок, сегодня я ничего не успевал, Андрей позвонил с новостью о том, что он и Алексей уже преодолели пять сотен километров от Барнаула до Усть-Каменогорска и теперь ожидают меня на въезде в город. Мне редко доводилось знакомиться с людьми, с которыми общался только в интернете, вот и сейчас, подъезжая на авто к оговоренному месту я с интересом думал, какими окажутся эти ребята в жизни. Вид груженых мотоциклов на обочине дороги вызвал у меня радостную улыбку.
— Привет. Серёга, — выдал я стандартную в таких ситуациях фразу и протянул руку.
— Андрей. — Алексей, — улыбаясь, сказали парни, пожав мне руку в ответ.
— Ну что, как добрались?
— Да нормально, дороги в Казахстане просто ужасные.
— Что верно, то верно, — подумал я, вспоминая участок дороги от границы с Россией.
— Какие планы у нас дальше? — Поинтересовались гости.
План был довольно прост — разместить ребят на даче, отдохнуть. Пока готовили обед и ждали баню, на дачу прикатил четвертый участники экспедиции и, по совместительству, мой двоюродный брат Жека. Вся компания была в сборе, и мы обсудили дальнейшие планы. Ребята накупались в бане и, торжественно обменяв привезённые передние камеры на казахстанские сим-карты, выдали мне с Жекой по наклейке. С этого момента наша международная экспедиция обрела официальное название «Обратная сторона Белухи 2014». Еще немного пообщавшись, мы оставили ребят отдыхать и укатили по своим делам, договорившись встретиться утром, когда парни заберут в турфирме заранее оформленные по интернету пропуска в пограничную зону.
-//-
В день старта я проводил ребят, они решили выехать из города раньше и ждать нас в ста километрах, на берегу Бухтарминского водохранилища, а сам отправился домой. Нет, не собираться, вещи, упакованные в герметичные пакеты, валялись по всему дому, приводя меня в уныние, а доделывать дурацкую работу. Почти до пяти часов вечера я ковырялся в AutoCAD, а Жека подгонял меня, то и дело, забегая с очередной фразой типа «Иди, погляди, я уже покрышку примотал». С нажатием кнопки «отправить» на страничке электронной почты мое настроение резко улучшилось и, вырубив наконец-то комп, я побежал грузить байк. Покидав вещи в рюкзак, аккуратно прилепил на левое «ухо» Джеба символическую наклейку и, оставив мотоцикл прогреваться, прошелся еще раз по списку необходимых вещей и снаряжения.
Тронулись и через несколько минут мы уже покинули город, но мне все еще не верилось, что я, наконец-то, в седле, а впереди две недели приключений и неизведанных маршрутов. Дорога до Бухтармы живописна, но изъезжена уже вдоль и поперек, мы быстро добрались, стемнело. Жека отправился на дачу готовить ужин, а я в противоположном направлении к расположившимся на берегу парням. Они рассказали, как весело провели день, и мы поехали к Жеке на дачу. Ну, как поехали, Баха Андрея отказалась заводиться, и парни потратили почти полчаса на выяснение причины.
В очередной раз, меняя свечу, Алексей уже было начал рассказывать про теорию работы катушки и о способах ее диагностики, когда мне пришло в голову спросить, не нажата ли заветная красная кнопочка на руле мотоцикла. Мы быстро тронулись и вскоре были на даче. Поужинав и отметив начало экспедиции, мы завалились спать.
Маршрут нашего путешествия состоял из нескольких этапов. Вначале мы планировали посетить Катон-Карагайский государственный национальный природный парк и озеро Язевое, что находятся почти на самом востоке Казахстана неподалёку от подножия горы Белухи, отсюда и название экспедиции, и провести там денёк-другой. Затем проехать так называемой Староавстрийкой — живописнейшей дорогой, построенной австрийскими военнопленными Первой мировой войны в 1914-1916 гг. и соединяющей Катон-Карагайский и Курчумский районы, заодно посетив озеро Маркаколь.
Далее выехать на берег озера Зайсан, возраст которого, по разным подсчётам учёных, составляет около 60 млн. лет!, и где находятся два удивительных памятника природы: плато Киин-Кериш и горы Шекельмес. Так же в планах было посещение Таинтинских и Сибинских озёр. Получался этакий замкнутый круг, или как его ещё называют «Восточное кольцо», по красивейшим местам, побывать в которых я мечтал давным-давно. Ну что же, отличный план, пора его и выполнять…
Рано утром, быстро позавтракав и собравшись, мы двинулись в путь. Предстояло проехать около трех сотен километров асфальтовых дорог и немного грейдера на «закуску» в конце. Погода стояла превосходная, байки проблем не доставляли и весь день мы катились в спокойном темпе, любуясь восхитительными пейзажами восточного Казахстана. Благо недостатка красивых видов в этих местах не было. Горные хребты, окружённые бескрайними полями, блестящие на солнце озера, извилистые горные реки. Все эти прелести то и дело заставляли нас останавливаться и расчехлять свои камеры.
Алексей был единственный в группе, кто взялся снимать наши приключения на видео, поэтому мы быстро привыкли к тому, что он постоянно то отставал, то уезжал вперед. А еще он часто пугал нас разговорами о маленьком баке его Дээрзта, то и дело демонстрируя свои канистры при каждом удобном случае. Должен отметить, что мотоцикл я приобрел совсем недавно и, хотя успел накатать чуть более семи тысяч километров за два месяца с момента покупки, это было мое первого большое путешествие такого рода.
Параллельно с нами тем же маршрутом отправилась команда местных велосипедистов, в числе которых должен был быть и я, но вовремя одумавшись, сменил байк с педалями на байк с мотором, чему сейчас был несказанно рад. В этой части Казахстана мототуристы редкое явление, и четыре груженых мотоцикла приводили в восторг жителей многих населённых пунктов, встречавшихся нам на пути. Многие проезжающие мимо, просто сигналили, некоторые махали руками из окон, на остановках у магазинов почти всегда подходили люди с вопросами о том, кто мы такие и что мы тут делаем. Хоть мы не скучали, но все это внимание добавляло интереса и усиливало положительные впечатления от поездки. Пока я торчал в очередном магазине, покупая провизию, ребята успели познакомиться с другой командой мотоциклистов из Барнаула, которые приехали покорять те же места что и мы. «Прокаченные» парни, увидев у нас на ногах наколенники, надетые поверх штанов, тут же признали в нас любителей и, обозвав неправильными эндуристами, укатили неизвестной дорогой, волоча свои мотаки в прицепах, а мы, докупив продуктов и оседлав своих железных коней, отправились дальше.
Не спеша докатили до села Урыль, где асфальт наконец-то закончился, и остановились на перекур. Выяснив у местных, где находится магазин, мы направились в его направлении, попутно посетив пекарню и раздобыв вкуснейшего деревенского хлеба. Затарившись в магазине коньяком, пивом и кое-какими припасами, выдвинулись покорять оставшиеся на сегодня километры пути. Преодолевать большие расстояния на легком эндуро по асфальту то ещё удовольствие, и начавшаяся грунтовка, лично мне, добавила свежих сил, как и осознание завершения дня, а вместе с ним и первого этапа нашего приключения. Изменился и ландшафт. Вместо открытых просторов, почти на всём протяжении предыдущего пути, дорога запетляла по узкому ущелью, местами вплотную прижимаясь к реке Берель, чьи воды запомнились неестественным молочно-серым цветом. На очередном перекуре Алексей предложил мне обменяться мотоциклами, на что я с радостью и интересом согласился.
Четырёхсотый Дээрзет в исполнении мотард, показался высоким и очень жёстким, после моего Джеба, аппаратом, плюс у меня возникло ощущение, что мотоцикл не «едет», вроде и газу до отказу и моторчик ревёт, но совершенно нет того приятного чувства, которое испытываешь при резком ускорении. С той же радостью, что и при получении, я вернул Suzuki его хозяину, отметив свой скептицизм по поводу ощущений от езды. Алексей, долго спорить не стал, а предложил устроить небольшой драг-рейсинг, который, скажу, забегая вперёд, я впоследствии проиграл, на радость Жеки. «Сдулся!», ехидно улыбаясь, сказал он проезжая мимо, когда Алексей в очередной раз вырвался вперед при одновременном рывке на второй передаче со средних оборотов. Внезапно потерялся Андрей. Ехал ли он впереди или отстал, мы так и не поняли. Ковыряясь в навигаторе, Алексей обнаружил, что мы вообще едем не в том направлении, прямиком на Рахмановские ключи, пропустив нужный нам поворот.
Вернувшись немного назад, найдя искомый путь и обнаружив следы зубастых шин мотоцикла, уходящих по нему, мы решили, что Андрей уже укатил в этом направлении и отправились вдогонку. Вскоре дорога привела в деревню из нескольких домов и преградившему путь шлагбауму. Остановились. Ни мотоцикла, ни Андрея тут не было. Перекурили. Внезапно появилась женщина и, представившись неким работником заповедника, пригласила нас в сторожку, где предложила заплатить взнос за посещение озера. Пока я разбирался с формальностями Жека втихаря принялся за пиво, а Алексей успел вернуться до развилки, встретить заблудившегося водителя Хонды и приехать с ним обратно. По прибытию, Андрей поведал историю про зайцев, которые в наше отсутствие только и делали, что бегали впереди его мотоцикла, видимо и став причиной блужданий. Ни одного сбитого ушастого он не привез, а мы сделали вид, что поверили.
Попутно выяснилось, что оплатить надо не только место на озере, но ещё и дорогу до него, а так же предоставление услуг кемпинга, да ещё и в двойном размере, поскольку оставшаяся пара часов до конца дня, оплачивается полностью. На просьбу предоставить официальный перечень расценок мне продемонстрировали некий список с совершенно не относящимися к нам услугами. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, прибыв в это же время дня, команда из восьми человек на четырёх джипах заплатила столько же, сколько четыре мотоциклиста. Бред, ну да ладно. Алексей с Андреем заботливо предложили оплатить посещение озера и, после оформления нескольких бумаг и открывшегося шлагбаума, мы двинулись дальше.
Солнце почти село за окружающие горы и, хотя усталость уже начала чувствоваться, оставшаяся часть пути оказалась довольно интересной — много мелких бродов через речушки в густых зарослях, каменистые подъемы, извилистые тропинки. Подействовало и пиво, Жека явно прибавил темп и потерял все запасы хлеба, наспех привязанные у пекарни, благо двигался первым и ехавшие по его следам успели обнаружить пропажу. А вот куда делась бутылка пива, которую Лёха у магазина привязал к мотоциклу, хитрым узлом, со словами «Да вы не переживайте, проверено», мы так и не выяснили. Было почти темно, когда, за последним пригорком, перед нами открылся вид на озеро. Не сразу найдя место для лагеря, мы расположились. При разборе вещей выяснилось, что я являюсь обладателем самого большого котелка в группе, в связи с чем, внезапно становлюсь ответственным за приготовление пищи. Ну что же, мне не привыкать. Вскоре макароны с тушёнкой были готовы, а коньяк, который, мягко говоря, оказался не очень хорошего качества и потому запивался пивом в большом количестве, разлит по бокалам. А ещё, я зачем то всем пообещал встать в пять утра и приготовить суп.
Утро, надо сказать, выдалось не самое приятное, ночью шёл дождь и замочил кое-какие припасы, а ещё, давала о себе знать принятая накануне гремучая смесь коньяка с пивом. Но суп варить надо, чем я, собственно, и занялся, не успев проснуться. Погода на озере, а точнее скорость, с которой она меняется, это что-то. Минут за пять-десять безветренная безоблачная погода может смениться проливным дождём с градом и пронизывающим ветром. Весь день мы провели в ожидании чуда. Не только наша команда, но и все, немногочисленные отдыхающие вокруг с нетерпением ждали момента, когда покрывающие вершины густые облака рассеются, и мы увидим то, зачем проделали сюда путь – Белуху. Вид известной горы с нашего лагеря скрывали густые деревья, поэтому, каждый по очереди, либо все вместе, мы выходили на полянку по соседству, откуда открывался потрясающий вид на озеро и саму гору. Готовили фото- и видеотехнику к долгожданному моменту, тренировались в искусстве позирования, делая пробные фотографии, и так несколько раз на протяжении всего дня.
Белуха никак не хотела показываться и мы, решив, что раз гора не идёт к Магомету, самим подобраться к ней. Алексей ехать отказался, его мотоциклу ещё накануне не особо понравилась ведущая сюда, местами крутая, каменистая дорога, и он остался в лагере, ну, а мы втроем, Андрюха, Жека и я, облачились в экип и, сменив на одном из «коней» дорожную резину на зубастую Петрошину, отправились на встречу с горой. По словам местных, от места, где мы находились, до подножия горы проехать около пятидесяти километров на эндуриках было вполне реально. Окрылённые этим известием мы на всех парах помчались вперёд, но дорога оказалась не долгой. Отъехав на пару километров от лагеря, путь нам преградил шлагбаум на заставе пограничников. Военные объяснили, что дальше лежит участок Российской территории и для проезда нам требуются пропуска, коих у меня с Жекой, естественно, не оказалось. Вернувшись в лагерь и разбавив неудачу обедом, мы решили непременно вернуться сюда в будущем и занялись уже привычным делом – ожиданием, когда величественная гора соизволить предстать перед нами во всём своём великолепии. Не дождались…
С наступлением вечера в лагерь пожаловали гости – путешественники из Караганды на четырех внедорожниках. Быстро найдя общий язык и выяснив, что наш дальнейший маршрут совпадает практически полностью, мы договорились о совместном продолжении пути и принялись за другое, привычное для нас занятие – ужин, с байками у костра и совместном опустошении запасов спиртного. Перед тем, как отправится спать, каждый член команды мотоциклистов решил блеснуть способностями художественной ночной съёмки. Выбрав объектом творчества палатки, подсвеченные фонариками в темноте, на фоне гор и просто потрясающего по количеству звёзд и невообразимого по красоте, ночного неба все четверо принялись ползать по лагерю в поисках удачной композиции и подходящего сочетания настроек своих камер.
В ночной тишине звучали такие словосочетания как приоритет диафрагмы, глубина резкости и смещение экспозиции. Однако впоследствии, с ужасом глядя на результат, все единогласно списали качество получившихся «шедевров» на неблагоприятные фазы луны и магнитные бури, предположительно бушевавшие в ту ночь над лагерем. А ещё этот день запомнился язём, в единственном экземпляре пойманным, стараниями Жеки, на имеющуюся у нас удочку, которую Лёха заботливо вёз почти за тысячу километров с самого Барнаула.
--//--
Град усиливался, ограничивая видимость несколькими десятками метров. Температура, похоже, приблизилась к нулевой отметке. В голове постоянно мелькает мысль о заболеваниях, вызванных переохлаждением. Пальцы на руках онемели и утратили чувствительность. Тело, будто плавает в ледяной оболочке и отдаётся дрожью при каждой резкой смене положения или когда приходится вставать на подножках. Ноги непроизвольно обнимают двигатель в надежде согреться, но ничего не чувствуют. Впереди очередной нырок, раскисшей от дождя, извилистой дороги по вершине перевала. Преградивший путь ручей переехал ходом, стараясь не увязнуть, в покрывающей его берега, липкой жиже. Отъехал с десяток метров, остановился. Град стучит по козырьку моего насквозь вымокшего LS2, отскакивает от панели приборов и других частей мотоцикла, покрывая белым слоем зелёные холмы вокруг. Обернулся, убедится, что Алексей, единственный оставшийся на двух колёсах, помимо меня, участник этой экспедиции не встал в ручье и мне не придётся в очередной раз лезть по уши в грязь.
Дээрзет сходу перебрался через возникшее на пути препятствие, буксуя и поднимая позади себя фонтан из смеси воды и грязи. От дождя колея раскисла, почти всё время приходится медленно плестись по обочине покрытой травой. Скорость не превышает и двадцати километров в час. Небольшие подъёмы сменяются спусками, повороты прямыми, но неизменным остаётся одно — пропитавший насквозь всё тело, пронизывающий до костей холод. На очередном изгибе дороги обернулся, пройденный путь просматривался на несколько сот метров, но Алексея видно не было. Как ни странно, но ехать, почему-то, теплее, чем стоять, тело отказывается подчиняться, при попытке остановить байк, и я продолжаю путь. Дорога стала совсем скользкой. Любые продольные неровности превращают езду в «танцы на льду», мотоцикл постоянно стаскивает в рытвины и, идущие вдоль дороги, промоины, приходится активно работать рулём, отчего руки моментально устают. Местами попадаются совсем раскисшие участки с глубокими лужами, которые приходится штурмовать ходом. Раскрасив белыми пятнами зелёный ковёр травы, покрывающий окрестные холмы, наконец-то закончился град. Температура, похоже, опустилась ещё ниже, заставляя часто останавливаться и обнимать своего коня. Дорога петляет, то уходя вниз, то снова взбираясь на возвышенности, но и не думает спускать нас с отметки за две с лишним тысячи. Изредка, из-за туч, пробиваются лучи солнца, с которыми появляется слабая надежда согреться.
--//--
Проснулся. Вылез из палатки. Вокруг тихо, утреннее солнце отражается в водной глади озера. Андрей, видимо, встал как всегда раньше всех и начал сборы. Первым делом прошёл по утоптанной тропинке вокруг небольшого холма на знакомую полянку. Ну, может сейчас? Нет, сегодня, как и в предыдущие дни обе вершины Белухи закрывают густые облака. Ладно, значит есть повод ещё раз вернуться сюда в будущем. Пошёл собирать вещи и готовить завтрак.
Сегодня, нашей международной компании автомотопутешественников, предстояла тяжелейшая задача – пройти Староавстрийку и доехать до озера Маркоколь. Сама дорога никаких особенных трудностей преподнести не должна, но часть её, петляя по ущелью, пересекает реку Кара-Коба в пяти местах, а по предварительной, весьма расплывчатой и неподтверждённой, информации, все мосты на этом участки смыло весенним паводком. Ходили слухи, что военные начали восстановительные работы, но точно мы знали одно: если мостов не будет, а вода будет высокой, шансы проехать этим маршрутом стремятся к нулю и нам ничего не останется, как ехать на Маркаколь другим путём, делая пятисоткилометровый крюк по асфальту, что совершенно не радовало.
Отъехав на несколько километров от озера, остановились. Язёвый я уже видел на фото, но, как оказалось, они совсем не передают масштаба. Водопад из десяти каскадов, общей протяжённостью около двухсот метров, впечатляет. Путешественники-автомобилисты уже побывали здесь, и отправились дальше, а мы с удовольствием посмотрели на бушующий горный поток, спешащий куда-то вниз, и побродили по окрестным скалам. Сделав памятные фото, отправились дальше, уже знакомой дорогой. Вернулись в село Урыль, где догнали автомобилистов, правда, ненадолго. Выяснилось, что на единственной заправке имеется в наличии только дизель, новость не радовала, особенно Алексея, придётся делать крюк, возвращаясь в Катон-Карагай за топливом. Ребята на машинах заправились и уехали штурмовать перевал, а мы поспешили на АЗС, в надежде не сильно отстать от них. Нашли заправку с бензином, заполнили баки, всю имеющуюся у нас тару, протёрли визоры и выдвинулись в обратный путь. Последние километры асфальта дались легко и мы, съехав на грунтовку, начали подъем.
«В горах продвигайся медленно; нужно ползти — ползи.
Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
в сущности вертикальна. Лежа в горах — стоишь,
стоя — лежишь, доказывая, что, лишь
падая, ты независим. Так побеждают страх,
головокруженье над пропастью либо восторг в горах»
Иосиф Бродский. «Назидание»
Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
в сущности вертикальна. Лежа в горах — стоишь,
стоя — лежишь, доказывая, что, лишь
падая, ты независим. Так побеждают страх,
головокруженье над пропастью либо восторг в горах»
Иосиф Бродский. «Назидание»
Перевал Бурхат имеет абсолютную отметку вершины более двух тысяч метров и перепад высот около километра. При протяжённости пути всего в тринадцать километров дорога здесь идёт с приличным уклоном, постоянно петляя по склону Тарбагайского хребта. Проехав с километр, мы остановились на пропускном пункте, спросили про группу автомобилей, съели по шоколадке, заплатили взнос, в размере ста восьмидесяти тенге, за въезд, который, как тут же оказалось, могли и не платить — пропуска взятые нами на Язевом действовали и тут. Отправились дальше. Постоянно забирающаяся, казалось в небеса, каменистая дорога не преподнесла сюрпризов для водителей, хотя мы несколько раз останавливались, полюбоваться открывшимися с высоты потрясающими видами, и дать передышку технике. Вершина встретила нас мелким дождиком, взявшимся, кажется, из единственной тучки на небе. Нам снова не повезло. В ясную погоду с перевала открывается потрясающий вид на лежащую в снегу Белуху, но остановившись в надежде, хоть здесь разглядеть что-то, мы с разочарованием наблюдали всё те же густые облака, окутывающие её вершины. Сделав пару очередных снимков, мы начали спуск к реке Кара-Каба. Быстро преодолели первый мелкий брод через Тарбагатай — первый на нашем пути приток основной реки. Далее шёл скоростной участок по полю, где Лёха умудрился «разложиться», разбив правое зеркало Дээрзета. Вскоре колёса упёрлись во второй приток — Таутекели, более глубокий и быстрый.
Моста не было. Построенные почти сто лет назад, вручную, опоры были разрушены. Покорёженные металлические фермы пролётного строения лежали явно не на своих местах, омываемые водами притока, неподалёку впадающего в основное русло. Новые друзья на внедорожниках, которых мы здесь наконец-то догнали, уже разведали путь для машин и почти все переправились, нам же это только предстояло. Первый осмотр показал, что русло здесь разделялось надвое, и становилось мельче, тем самым облегчая нам задачу. Осмотрев берег и выбрав замысловатую траекторию между больших камней, кустарника и брёвен я отправился первым. Брод был не глубоким, но скользкие камни и приличное течение создавали небольшие трудности. Перебравшись, поспешил помочь остальным. Жека, хоть и завалился в самом начале, поскользнувшись на камне, успешно добрался до противоположного берега, за ним Алексей и Андрей. Первый брод взят, вся команда в сборе и мы продолжили путь. Дорога шла по ущелью вдоль реки, мы не спеша катили по берегу, купаясь в огромных лужах и разглядывая окрестности.
От второго моста остались только рожки да ножки в виде голых металлических ферм на укреплённых берегах, на одной из которых лежали никак не закреплённые доски. Расположились на берегу, обсуждая варианты преодоления реки. Откинув, чуток смахивающие на безумные, идеи некоторых товарищей, предлагающих переехать «мост» своим ходом, мы пришли к выводу, что вариантов у нас не много, а точнее всего один. Перекусили, наблюдая, как тяжёлые, дымящие чёрной копотью, авто, медленно, одно за другим, преодолели водную преграду, пока мотоциклы и их хозяева, в одиночестве не остались на противоположном берегу. Ребята отправили автомобиль на разведку следующего моста, а оставшиеся пытались помочь придумать, как переправить четыре мотоцикла.
-Конец первой части-
- AlexiNik
- Алексей
- 12 октября 2015 в 9:05
- 4
- +34
сокращает длинные записи, скрывая их целиком или частично под ссылкой («читать дальше»). Скрытая часть не видна в блоге, но доступна в полной записи на странице поста.
Детальней в справке БП bikepost.ru/info/howto/
Детальней в справке БП bikepost.ru/info/howto/
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (16)
RSS свернуть / развернуть