Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Baltmotors Enduro 250 DD 2014 → Поездка в Шульган-Таш. Капова пещера, древние рисунки

На путешествие в Башкирию в заповедник Шульган-Таш меня подтолкнули рассказы коллеги по работе. В девяностых годах их класс поощрили поездкой в Капову пещеру. Тогда она еще не была настолько закрытой как сейчас и им удалось свободно гулять по всему первому этажу и увидеть настоящие рисунки древнего человека. Сейчас большая часть пещеры закрыта дабы сохранить оставшиеся рисунки как от природного воздействия, так и от туристов, которые рисовали поверх рисунков свои автографы (есть и такие случаи).



Кроме этого я и раньше слышал про Капову пещеру и думал, что когда-нибудь туда попаду. И вот звезды сложились так, что этот час настал. Какой-то особой подготовки к поездке не было. Подтянул и смазал цепь, взял ключи, шестигранники и хомуты. Пару дней ушло на изучение разных маршрутов. Один был длинной в 340 км, другой в 370 км. В результате выбрал второй, так как на его протяжении гарантировано были заправки и шёл он по большей части по асфальту. Но на всякий случай взял с собой еще четыре полторашки бензина. Как показала поездка использовать пришлось только одну, да и то скорее, чтобы чуть уменьшить размер багажа.

Кроме бензина волновался еще за надежность своего Baltmotors Enduro 250 DD. Всё-таки на мотоцикле я езжу только второй сезон (в прошлом году впервые сел на мотоцикл в автошколе и катался лишь пару месяцев в конце сезона), опыта почти нет. К тому же это одиночное путешествие и случись даже незначительная поломка, то вряд ли я смогу что-то починить. Но я рассудил так, что пока мотоцикл новый шанс его поломки наиболее низок, поэтому логичней ехать сейчас. К тому же это не самый ломучий представитель китайского мотопрома.

И вот она дорога. Выехал в шесть утра, миновал просыпающийся Орск и Гай и устремился в сторону Акъяра. Пока всё шло неплохо. Раздражал только навигатор, который начинал перезагружаться, когда напряжение в прикуривателе падало. Причем происходило это непредсказуемо и несколько раз подводило на дорожных развязках.

Момент истины настал на участке дороги Акъяр – Баймак. Асфальт кончился и дорога превратилась в грейдер засыпанный щебенкой. Скорость пришлось сбрасывать до 40-50 км/ч. На отдельных участках мотоцикл серьезно водило из стороны в сторону. Честно сказать я стал серьезно уставать, а ведь это была еще только середина пути.

Участок этот длился километров пятьдесят и серьезно меня вымотал. Правда был и плюс, когда на подъезде к заповеднику асфальт сменился на подобную дорогу я уже был морально готов к этому. А на обратном пути этот же 50-ти километровый отрезок я преодолевал со скоростью 80-100 км/ч и устал меньше чем в первый раз. Правильно говорят, что опыт приходит быстро.

На первых порах въезда в Башкирию ландшафт мало отличался от привычных степей Восточного Оренбуржья. Но дальше пошли более живописные пейзажи сочетавшие леса и горы.



Самое суровое испытание ждало меня в селе Старосубхангулово. Само село расположено на живописном берегу реки Агидель (Белая река). Смотрится очень красиво.





В этом селе была последняя заправка на дороге к заповеднику. Село большое и пришлось поблуждать по улицам пока нашёл заправку. А на обратном пути навигатор попытался мне «помочь» и вывести кратчайшим путём на проложенный маршрут и нарисовал мне путь между домов через большой холм. На холм я забрался без проблем, но посмотрев с вершины увидел, что впереди крутой спуск, куча грязи и луж в ложбине и снова крутой подъем, а там уже опять начинаются дома. Я понял, что это очень плохая идея так срезать путь на груженом мотоцикле и стал разворачиваться назад. И тут как по заказу пошёл хороший такой дождь.

Обратный путь с этого холма превратился в полную жесть. Мотоцикл буксовал в моментально раскисшей земле, несколько раз я падал, наскочив на мокрую ветку или другое препятствие. Последнее падение стало самым жестким. Я уже стал спускаться вниз, но попал передним колесом в трещину и полетел вперед, пропахав правым плечом землю. Силы были уже на исходе, их хватило только на то, чтобы заглушить лежащий мотоцикл и беспомощно смотреть как из-под крышки бака тихонько капает бензин. Снял шлем и попробовал положить его рядом с собой, но он тут же весело укатился вниз и застрял между камней где-то внизу.

Дождь так и не прекращался. Шлем укатился, мотоцикл лежал и из него капал бензин, вещи из раскрывшегося кофра валялись на дороге. А у подножия холма стоят дома откуда доносятся звонкие детские голоса и звуки строительства. Признаюсь, в этот момент у меня было самое большое желание бросить все и вернуться домой. Но всё же взял себя в руки, чуток отдохнул, попил водички и стал думать, как выходить из ситуации.

Решение было таким – отцепил от мотоцикла кофр и собрал туда рассыпанные вещи, затем закинул рюкзак на спину и потащил кофр вниз к подножию склона. Хорошо, что в этой модели кофра предусмотрена ручка. Оставил все у подножья холма и вернулся к мотоциклу. Развернул мотоцикл прямо на земле таким образом, чтобы его было удобно поднимать и поднял-таки с земли. Больше рисковать я не стал и спускал мотоцикл простым качением идя рядом и держа ручки тормоза и сцепления. У подножия холма загрузил все вещи на мотоцикл, сходил за шлемом и отмыл грязь с куртки. Тихонечко протиснулся между домов по раскисшей дороге и выехал на асфальт. По пути уточнил дорогу и покатил дальше по маршруту.

На десятом часу своего пути я прибыл в заповедник Шульган-Таш. Тут же нашёл палаточный городок и закатил туда мотоцикл. За сутки с меня взяли 100 рублей. В эти деньги входило место с лавочками и навесом, а также место для костра. Пока располагался на месте мотоцикл обступили школьники, приехавшие сюда на экскурсию из соседнего башкирского села. Один парнишка сказал, что у его брата похожий мотоцикл только Irbis. Поговорили с ним о мототехнике. Показал на своем мотоцикле, что я в нем усовершенствовал по сравнению с базовым вариантом.



Интересный момент – все подошедшие школьники здоровались со мной как-то башкирски. Но видя, что я не понимаю здоровались уже по-русски. Я им в ответ говорил «Ас-саляму алейкум», что их очень радовало. В общем культурные ребята, было приятно пообщаться.
Мне очень повезло со временем, и я как раз успел к началу последней в этот день экскурсии. Сами экскурсии проводятся несколько раз в день с промежутком в два часа. Без экскурсии попасть в саму пещеру туристам невозможно. В конце лагеря стоит КПП, где покупаются билеты и оттуда идёт «экологическая тропа» до пещеры. Протяженность тропы где-то километр. Сходить с неё категорически запрещено. Так же запрещено шуметь и рвать травы.



Билет мне обошелся в 240 рублей. В выходной день они стоят чуть дороже – 320 рублей. Так получилось, что на последнюю экскурсию записался только я один, больше посетителей не было. Думал, что меня завернут на следующий день пока не наберется несколько человек. Но к моей радости экскурсия состоялась. Мне дали двух экскурсоводов которые и сопровождали меня рассказывая о красотах заповедника.







Первая остановка была возле импровизированной пасеки, где пошёл рассказ о древнем промысле по добыче мёда в Башкирии. На территории заповедника и сейчас работают несколько пасек, мёд с которых можно купить в базовом лагере.



Вспомнилось, что у ДДТ есть целых две песни, которые связаны с этим заповедником. Первая песня — «Башкирский мёд», а вторая — «Агидель (Белая река)».

На следующем этапе экскурсии мы должны были посетить музей мёда. Но он был на реконструкции, поэтому ограничились лишь внешним осмотром здания.



На следующей полянке нас ждал притаившийся мамонт и реконструкция жилища древнего человека.





Музей Каповой пещеры располагается в небольшом домике на берегу Агидели. На домике есть отметка, указывающая до какой высоты поднимался уровень реки в 1990 году.





В музее собраны экспонаты различных эпох касающиеся жизни древних людей и исследователей пещеры.







А вот и сама пещера. Интересный момент, погода была очень жаркая, но как только мы пересекли мостик перед пещерой сразу стало прохладно.







На данный момент пещера оборудована всем необходимым для посещения туристами. Тропинки выложены плитами, поставлены железные лестницы. Сам путь по пещере напоминает петлю закрученную против часовой стрелки.



Недалеко от входа располагаются копии рисунков древнего человека.



Это именно копии, так как настоящие рисунки расположены в глубине пещеры на первом и втором этажах. Входы в эти помещения закрыты решетками и занавешены. Сделано это по двум причинам. Во-первых, некоторые туристы писали свои автографы поверх рисунков. Видел фото с такими художествами в музее пещеры. Во-вторых, рисунки со временем разрушаются из-за перепадов температуры и влажности.







Оригинальные рисунки в пещере относятся к верхнему палеолиту, их возраст составляет от 14 до 17 тысяч лет. На данный момент — это единственные известные сохранившиеся рисунки данного периода на территории Восточной Европы.











Не первом этаже пещеры слышен шум реки. Но стоит подняться по лестнице выше и становиться очень тихо. Здесь видны остатки археологических раскопок. Где-то здесь были обнаружены черепа людей, предположительно принесенных в жертву.



Перед входом в закрытую часть пещеры можно увидеть остатки сталактита и сталагмита. Местные жители верили в их целебные свойства и постепенно откалывали кусочки.





В одном уголке пещеры можно увидеть сросшиеся сталактиты и сталагмиты, превратившиеся тем самым в сталагнаты.



На обратном пути проходим мимо еще одной копии древних рисунков. Заодно набираем воды из источника текущего внутри пещеры.





Вся экскурсия заняла минут двадцать.



Ночью отоспался в палатке, а с утра над лагерем и Белой рекой повис туман.







Потихоньку собрался. Подкрутил разболтавшуюся защиту рук и крепления багажника, посадил на хомуты поломанный пластик и двинулся в обратный путь. По пути заехал еще на курган, который располагался рядом с дорогой. Это курган Бабсак-бия, главы древнего башкирского рода Кыпсак.



Обратную дорогу осилил всего за 8 часов и гораздо легче. В общей сложности накатал где-то 740 км.
  • AsperAsper
  • Сергей
  • 19 июня 2015 в 20:43
  • 7
  • оценка: +30

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+1
oldrider
Очень красиво.Спасибо за наметку.
0
Asper
Всегда пожалуйста )))
+1
ptich
Понравилась твоя статья, хорошо рассказываешь, фото отличные — ты отважный человек, решился на первый дальняк в одиночку да еще не поездив с местными по грязюкам для опыта.
0
Asper
Спасибо! С местными байкерами я пока не особо знаком, поэтому поехать в одиночку была скорее вынужденная мера, чем отвага )))
+1
MsKaa
Отличная поездка и экскурсия, спасибо! Прочитал на одном дыхании. :)
+1
Asper
Спасибо! Опасался, что будет слишком много букв при малом количестве фотографий в начале и никто особо не будет читать.

Мне очень повезло с экскурсоводами. Две девушки отлично дополнили пробелы в познаниях о пещере. А я уже передал в статье обобщенный вариант.
0
putnik
Живу в Башкирии, и никак не могу съездить)
0
Asper
Знакомая ситуация. Я в своей Оренбургской области никак не могу добраться до Соль-Илецких озёр и Бузулукского бора.
+1
Puhh
  • Puhh
  • 20 июня 2015 в 21:32
Отличный рассказ. На заметку, кто хочет увидеть настоящие рисунки древних людей, приезжайте зимой. Зимой туристов практически нет, и микроклимат пещеры не изменяется, по этому пускают организованные группы в святая святых! А кто все собирается да руки не дойдут — вот вам виртуальный тур в пещеру 3dcaves.net
0
Asper
Спасибо за наводку. Не воспользуюсь или нет, но хоть буду знать, что шанс есть, а то в основном встречал категоричные описания закрытости залов с рисунками. Тур, кстати, отличный. Перед поездкой его весь просмотрел. Особенно впечатлила лодка затопленная в глубине пещерной реки.
+1
ohotnikCB
Хороший пост получился! Бывал в Каповой пару раз, правда сплавляясь на катамаранах. Красивая в Башкирии природа.
0
Puhh
Сплавляться в тех краях, как говорят в наших краях, самый шулай))
0
aviacop
Знакомые места))) Были мы там всей семьей в 2012, сплавлялись неделю по Белой. И в заповеднике были в этих же местах.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Baltmotors Enduro 250 DD 2014, Поездка в Шульган-Таш. Капова пещера, древние рисунки