Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Jay_001 → Если нет динамометрического ключа.

*а затянуть по мануалу очень хочется!

Так уж получилось, что это мой первый пост. Принципиально не хотел писать первым постом «как я влился в моторяды», ибо так делают все, это лирика чистой воды и практическую пользу несет редко.



Сразу предупреждаю, что точность метода неизвестна и мной не проверена (ибо как раз у меня ключа и нет). Могу сказать одно: равномерность затяжки будет обеспечена.
Многие могут назвать содержимое поста костылями и колхозом. Ваше право. Но за неимением лучшего, как правило, приходится пользоваться тем, что есть.

А то, что есть, думаю, лучше, чем затягивать от руки :)


Начну с небольшой предыстории.
(Тем, кому хочется сразу суть, читать с "Нам понадобится" ).

Началось все с того, что мой старый конь по имени ZX-50 потребовал новой поршневой, ибо за 7 лет в нем была поменяна одна лишь лампочка (за что ему большое спасибо). После появления Броса в гараже, его было бы резонно вообще не ремонтировать и оставить на содержание младшему брату, пускай разбирается в технике. Но младший брат еще достаточно зелен (13 лет), интересуют его больше «танки» и «контра» (хотя с друзьями на квадрике катается по полям периодически), а деревенской роскоши, в духе перевозки картофельных мешков, стальных труб и пакетов с цементом, Брос себе позволить не может. Точнее, я ему позволить не могу. Да и расход в 4 литра на 150 километров с его 650 кубами Бросу мог только сниться.
Такой «транспорт на 5 километров», вообще говоря, очень полезен, да и много с ним воспоминаний связано, потому вернуть его к жизни определенно стоило.

Далее пошел процесс беготни по Питеру и поиск нужных запчастей. «Авто-Вело-Мото» за это дело вообще больше спасибо. Их главное найти и добраться, а там уже только сиди да называй нужную запчасть — с вероятностью 98% её тут же принесут тебе со склада. Новая поршневая — 2 тысячи рублей, восхитительно, беру! (От таких ценников Брос в гараже опять нервно подергивает клапанами).
Параллельно в одном из журналов «МОТО» я наткнулся на статью по переборке двухтактной горизонталки, в которой было написано «затянуть с моментом 12 Нм». Затяжка цилиндра по моменту — это не то, чем стоит пренебрегать", — подумал я, и начал искать пути решения проблемы, поскольку ключа, как известно, у меня не было.

Решение было найдено достаточно быстро, из определения «момента» с курса школьной физики. Все, что было нужно, я нашел на даче (люблю заниматься ремонтом именно там, а не в гараже. Просто приятнее).

Итак, нам понадобится:
(В данном случае, мне понадобилось)



1) Трещотка.
(можно и вороток, но он не совсем подходит для наших задач. Об этом позже.)
2) Труба, которую можно на эту трещотку надеть.
(можно и без нее, на самом деле. Чем легче — там лучше. Мне отлично подошла ручка от швабры :)
3) Рулетка или еще что-нибудь, чем сантиметры можно измерить.
4) Груз. Мне не менее отлично подошел блин от штанги на 2.5 кг. Очень удобно использовать что-то известной массы. Например, два литра воды в бутылке :)
5) Маркер, карандаш, топор, кусок изоленты или что-то другое, чем можно отметить измеренное расстояние.

Порядок действий:
1) Надеваем трубу на трещотку.
2) Смотрим момент затяжки в мануале.
3) Смотрим, каким моментом мы располагаем. (из расчета 1 кг = 10Н. Для перфекционистов: 1 кг = 9,80665 Н)

*Поскольку я не мог изменять массу груза, пришлось изменять длину плеча рычага. Впрочем, это и есть самый удобный способ. Можно обойтись и без трубы, но оперировать с длиной рычага трещотки крайне неудобно.

4) Считаем расстояние, на котором нужно повесить груз по формуле из тех самых старших классов: M1/M2 = P2/P1
*Так как момент затяжки всегда «на метр», то значение P2 будет всегда фиксированное — 100(см).

Итоговая формула будет такой:

P1 = (M2*100)/(M1*10) (х10 (или х 9.80665 :) — перевели в Ньютоны)

P1 — расстояние, на которое нужно будет повесить груз, см.
M1 — масса имеющегося груза, кг
M2 — требуемый момент затяжки, Н*м

Получаем: (12*100)/(2.5*10) = 48 сантиметров.

5) Смотрим, каким рычагом мы располагаем (измеряем расстояние от оси вращения трещотки до конца трубы).

*Если слишком мало — ищем другую трубу или еще один (или другой — более тяжелый) груз.

6) Отмечаем 48 сантиметров на нашей трубе и вешаем туда груз. Не забываем взводить трещотку так, чтобы она была параллельна полу. (Почему? См. ниже) Взводим до того момента, пока груз не перестанет опускаться под своим весом.



Поздравляю, вы затянули гайку/болт с указанным в мануале моментом! Повторите процедуру на остальных :)

Теоретическое отступление:
Для более точного результата важно, чтобы рычаг находился параллельно полу (именно поэтому нам не подходит вороток — там очень трудно этого добиться), ибо затягиваем мы исключительно с использованием силы тяжести (коей на нашей планете предостаточно) которая тянет исключительно вниз, и никуда больше (есть, конечно, одно местечко на планете, где таки не вниз, но вряд ли отсутствие динамометрического ключа застало вас именно там).
Как известно, плечо силы — это перпендикуляр от точки приложения (от гайки то есть) до линии ее действия. Потому при непараллельном расположении рычага и пола вы будете получать меньший момент затяжки.

Важно:
Двигатель не просто так называется «горизонталка». Поэтому все действия по затяжке гаек проводились с гайками, ось вращения которых расположена горизонтально. Но мы же помним, как изменить направление действия силы (простейшие механизмы -> блок)… :)

P.S.
На самом деле, на поиск всех предметов по даче и затяжку первой гайки было потрачено чуть больше времени, чем вы потратили на прочтение этого поста. И намного меньше, чем я потратил на написание.

Спасибо моей школьной учительнице по физике.
Спасибо вам, что прочитали этот пост.
Всем добра. Не ломайтесь :)
  • Jay_001Jay_001
  • Johnny
  • 16 апреля 2015 в 0:01
  • 20
  • оценка: +97

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
0
Andsah
Сразу предупреждаю, что точность метода неизвестна и мной не проверена (
Может сперва проверить, а потом писать.
Но сразу могу сказать что точность будет лучше, чем у щелчковых ключей с диапазоном 0-150(200) Нм.
И хуже, чем у маленьких до 50 Нм.
+4
Anderer
Восхитительно!
0
Magpul68
А в каком месте на планете ,«где таки не вниз» ?))))
+1
Jay_001
Честно — не помню. Но суть в том, что мужик стал строить дом, а стены, проще говоря, ровно становиться не хотели.

Оказалось, что там аномалия, и сила тяжести и вправду действует под углом.
Я думаю, что гугл должен подсказать, где это :)
0
D62
Здесь про этом место рассказывается www.liveinternet.ru/users/3186072/post137370386/play#
здесь был ататат

0
MsKaa
Полагаю, речь идёт о самом низе, то бишь — центре твёрдого железного ядра Земли.
Но если Вы оказались там, то супермену мотоцикл не нужен, он умеет летать, рентген, *пиу-пиу* лазеры из глаз…
Человек про науку рассказывает, а вы тут «аномалия», «бермудский треугольник»…
+2
firesnake
Бывали случаи (и тут они описывались), что товарищ собирал мотор и всё крутил динамометрическим ключом. И вот, затягивая мелкий болтик с усилием в 10нм, он срывает резьбу, которая, по-видимому, была бракованной или уставшей. В таких случаях лучше тянуть руками: тогда чувствуешь, какой болт хорошо тянется, а где резьба уже «поплыла» и где нужно остановиться, чтобы не сорвать резьбу.
0
borisovich
Вот, блин, обогнал!
+1
Piloshin
Если недотянуть — резьба конечно не сорвётся. Но ведь такая «поплывшая» резьба наверно уже не обеспечивает качественной стяжки деталей?
0
firesnake
Смотря где. Зависит от соединения. Если это болты, которых вокруг целая пачка (например, болты крышек сцепления и генератора, где больше упор на герметичность, чем на силу затяжки), то плохая резьба там проживёт долго и счастливо, ну а если это головка блока или крепление подножек, то конечно, здесь я бы уже ремонтировал/менял.
0
sybereks
Когда тянешь динамо ключиком то чувствуешь как резьба идет, да и если есть такое ощущение то всегда можно поменять болт или разобраться с резьбой не доводя до краха
0
firesnake
Не все чувствуют, полагаясь на показания ключа. О чём я выше и написал.
+6
borisovich
А то, что есть, думаю, лучше, чем затягивать от руки :)

Я лучше всё-таки от руки…
На самом деле приобрести или взять димамометрический ключ взаймы проще, чем всё это. А в ситуации, когда ключ взять попросту негде, — тянуть от руки. Потому что если считаешь себя механиком достаточно квалифицированным, чтобы разбирать двигатель, то момент должен уметь чувствовать руками. Это умение полезное, потому что избавляет других механиков от работы по высверливанию сорванных болтов, шпилек и свечей. Ну и самое главное, везде может закрасться ошибка. Был у меня случай, когда я капиталил мотор от старой 400ки — тянул болты, соединяющие половинки картера, с моментом по мануалу, ключ был выставлен точно на нужное значение. Один из болтов начал вытягиваться в резьбе, благо вовремя почувствовал, ослабил и протянул вручную. А не почувствовал бы — половинил бы картер по новой и подбирал бы болт резьбой на размер побольше. Можем быть ошибка в мануале, может ключ не откалиброван был, может резьба уставшая, но ошибка налицо. Поэтому рукам я доверяю больше, даже на сверхмелких моментах. Мотор без проблем ездит до сих пор, если что.
+15
okjetpes
Чтобы крутить не только вертикальные гайки я вместо гири использовал бы безмен.
0
Jay_001
тоже замечательный вариант :)
0
amulet333
Написано грамотно. Инфа полезна. Плюсую!
0
vadkuvaev
Вот только точность будет достигнута при параллельном расположении ключа относительно пола, если ключ будет выше или ниже, то он уже считается гипотенузой, а для момента придется высчитывать катет, который параллельный полу. Или умножать на cos угла.
0
Jay_001
Именно об этом я напомнил в «теоретическом отступлении» :)
+2
MOTOGRAFF
Молодец! Очень полезно освежить знания. Диплом и нужный ключ у меня есть. А вот объяснить другу гуманитарию сущность вселенской неопределенности порой непросто:-) Спасибо.
+1
R154
  • R154
  • 16 апреля 2015 в 10:03
Вот что значит голова, руки и свободное время!
0
Alexa
  • Alexa
  • 16 апреля 2015 в 10:54
еще в копилку самоделкиным- я пользовался домашними электронными весами, давя ими в обычный ключ, зная длину которого, легко посчитать момент. тарировка в граммах- момент можно очень точно отмерять.
метод конечно гавно и неудобный, но затянуть пару гаек — может выручить.
0
Satyr
представляю как на меня смотрит собственница стеклянных весов когда я ими в гараже на ржавую трубу давить буду, шик! надо попробовать!
0
Piloshin
Молодец что не стал начинать с того «как я влился в мотобратство». Тока первые два предложения можно было упустить, потому что тоже лирика :)
А за материал плюсик. Но формуле было бы лучше использовать общепринятые обозначения в физике. Масса обозначается малой «m». Длина (плечо) — «l». А то эти М1, М2 затрудняют понимание.
+1
Rumpel
Давно пользуюсь таким методом, только проще, вместо груза — электронный кантер. В зависимости от инструмента (длины плеча), считаю силу затяжки в экселе и тяну.
+2
Ahead_Full
"… Евреи, не жалейте заварки..."
купите динамометрический ключ один раз в магазине, сильно экономит время. Содержать технику на самообслуживании и не иметь динамометрический ключ, это как минимум странно.
0
Fhh
  • Fhh
  • 16 апреля 2015 в 13:12
братюнь шикарно в целом :)
еще бы безмен тебе в руки вместо гири и полный супергут был :)
зачем изменять плечо когда можно изменить силу, а безмен покажет килограммы
0
Jay_001
Не было безмена под рукой, увы :)
0
LER062
" чуйка " — чутьё не подводит обычно. а эта тема про безмен. а кто сказал что он верен и прочие… ТЯНИ правильно и ВСЁ будет!
0
hrenov_drumm
При использовании блока для изменения направления вращения не забыть внести поправку на диаметр блока :)
0
aLexusPro
Сверлим отверстие на расстоянии 102 см от точки вращения трещетки, по необходимости вставляем безмен — вот и вся динамометрия. Можно еще отверстие на расстоянии 51 см — для небольших моментов и удобства в длине. Как вариант — сделать насадку с нужными дырками на имеющуюся трещетку.

Лишние 2 см буду компенсировать некруглость силы тяжести, с ними 1 кг по безмену будет соответствовать 10 Нм ровно, а не 9,8. Для 51 см момент делим пополам, т. е. 1 кг — это 5 Нм. Если аккуратно тянуть, будет получаться очень точно. По поводу перпендикулярности можно не волноваться, как только она отклоняется, момент «автоматически» сокращается вслед за сокращением рычага. Кто стесняется точности безмена, купите колу на полтора-два литра, сама бутылка весит еще грамм 50.

В вертикальных плоскостях можно и собственным весом аккуратно пользоваться. Точность ниже, моменты будут большие, рычаги мелкие, но порядок величин можно оценить. Например, человек массой 80 кг весит 785 Н. Если он аккуратно повиснет (или присядет) на рычаге в 20 см, создаст момент в 157 Нм. Если надо 100 Нм, то требуется рычаг в 13 см (100/785=0,13).

Можно еще и так делать: крутим шуруповертом с контролем момента (он обычно небольшой), потом аккуратно дотягиваем самопальным динамометром, и, запомнив сколько надо докрутить, (например, треть оборота), остальные винтики дотягиваем руками на треть оборота.
+2
sybereks
Ребят, я конечно секс люблю, но блин половина из нас ездит на мотоциклах которые стоят денег и запчасти иной раз стоят очень не малых денег и заниматься этим вместо того что бы купить ключ за 2-3 тысячи?
Россия, конечно сильна, да и самоделками и я занимаюсь но не для более менее точных вещей, сегодня делал программатор ттл уровней для радио станции которую буду ставить на мотоцикл, всё гуд, но там не нужен момент нажима паяльника )))
0
skorp
  • skorp
  • 16 апреля 2015 в 18:39
а может лучше метровый рычаг с петлей на метровой отметки и обыкновеные ручные весы с крючком на конце. тини до нужной массы и все, в любой плоскости.
0
vadkuvaev
Учитывая, что некоторые болты на мотоцикле низко расположены, то пудовая гиря там не подлезет.
+1
denned
Ещё существует способ с весами (которые для измерения массы).

Я года 1,5 назад купил себе динамометрический ключ. И таки один болт, на М6 помоему, свернул (слава богу без последствий). С тех пор я зарёкся закручивать мелкий крепёж ключом, только от руки. А средний и крупный, только ключом.
здесь был ататат

0
V0ron
  • V0ron
  • 18 апреля 2015 в 23:36
А у меня на днях как раз наоборот получилось. В наличии был джонесвеевский динамоключ и мануал с моментами затяжки. А в итоге пришлось вскрывать двигатель и высверливать сломавшийся болт. Вот так я неудачно поставил демпфер руля от фирмы LSL. Ибо болты из комплекта (которые ставились вместо держащих крышку движка) оказались сделаны из совсем г.

А по существу, нормальный динамометрический ключ стоит не дороже прокладки крышки ГБЦ, так что можно один раз потратиться. Тем более крутить можно под любым углом, да и просто в хозяйстве всегда пригодится.
0
ingener46
Во, во, не БОГИ горшки обжигают! ))) +
с чего физика начинается тем и заканчивается.
Таким способом можно и поверку старому динаметрику устроить.
Я в мелких от 4-8 мм. пользую шуруповёрт а дальше ручками для надёги.
Но ключик лучше иметь.
Удачи!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Jay_001, Если нет динамометрического ключа.