Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Aprilia Tuono 1000 R Factory 2007 → Замена и ремонт генератора (катушки статора)

Однажды утром мой Гром, тот, который на итальянском звучит Tuono, а по матери Aprilia, не захотел заводиться. Явно не хватало заряда аккумулятора, причем до этого замечал что слышу в наушниках scala PACKTALK какой-то странный шум, похожий на наводки — помехи от электросети, тон, который менялся с изменением оборотов двигателя. Захотелось самому найти причину и устранить её. До этого момента ковыряться в системе зарядки мне никогда не приходилось.



В нете нашел несколько полезных инструкций (тыц, тыц и тыц) которые помогли выявить неисправиность. Вначале напряжение на клемах батареи при работающем двигателе не поднималось выше 11,5 В. Регулятор напряжения почти на всех байках в упрощенном виде выглядит как трехфазный диодный выпрямитель, где входящие 3 фазы переменного тока выпрямляются в постоянный. Исходя из схемы можно проверить мультиметром целостность всех диодов и их правильную работу. Для тех кто не знает как прозванивать диоды в такой цепи есть много инфы в гугле и в инструкциях, линки на которые есть выше. В моем случае все диоды были рабочими, значит регулятор напряжения в порядке.



Но при замере трёх входящих фаз обнаружились такие неисправности: генератор выдает недостаточное линейное (межфазное) напряжение на выходе, сопротивление изоляции отсутствует и фазы коротят на корпус. Придется разбирать крышку генератора и снимать статор. На Громе это довольно трудоемкое дело.

1.

2.

Чтоб добраться до всех соединительных разьемов генератора и выпрямителя регулятора напряжения, пришлось разборать байк по порядку с обеих сторон:
1. Сиденье
2. Бак
3. Боковой пластик с обеих сторон
4. Нижний пластик обтекателя
5. Слить масло из двигателя и снять маслянный бак
6. С правой стороны снять верхний пластик
7. Снять расширительный бачек охлаждающей жидкости
8. Снять крышку генератора

На второй картинке выше, черной стрелкой обозначено место расположения регулятора напряжения с правой стороны байка. Генератор же расположен с левой стороны. Соединены они проводом, который проходит между корпусом двух цилиндров и коричневым разъемом, спрятанным за расширительным баком охлаждающей жидкости. На англоязычных форумах многие владельцы ссылаются на часто возникающую так называемую "проблему коричневого разьема" в котором, из-за вибрации и температуры, контакты перегорают и плавятся, но у меня таких проблем не было. В любом случае, этот разьем идёт в комплекте с новым статором.





Статор оказался сгоревшим, нужен новый. Звоню дилеру узнаю цену (около 500 евро) и месяц ждать доставки. Да ну вас в баню, подумал я. Мне както пришла мысль что ниодин производитель мотоциклов не выпускает все детали на своих мощностях, может и статор для моего Грома выпускает ктото другой. Быстрый поиск в гугле обнаружил английскую компанию Electrex World, которая производит статоры для различных мотоциклов. Для Грома цена была раза в 3 дешевле оригинала. Через неделю новый статор получен и установлен, но после 150 км пробега история повторилась. После очередной разборки обнаружил что изоляция на одной катушке откололась и обмотка статора из за этого коротит на корпус и других неисправностей нет.




Фотографии и описание дефекта отправил в компанию Electrex. В письме я наставивал на том что это скол куска изоляции, то ли результат транспортировки то ли заводской брак. Спустя несколько дней они согласилась с моими доводами и обещали выслать по гарантии новый статор. А я тем временем решил не дожидаться и начать ремонт этого. Всего катушек на статоре — 18, 3 фазы с соединением обмоток звездой, значит по 6 последовательно соединенных катушек на каждую фазу и отключение (шунтирование) одной катушки из цепи не особо повлияет на работу статора и системы зарядки в целом. Друзья усомнились в моих электротехнических познаниях и отговаривали от экспериментов, настаивали дожидаться нового статора. Наверно так и поступил бы каждый байкер, но мы — инженеры электромеханики, люди упертые))…




Полностью отмотал медный провод с поврежденной катушки и зачистил её от кусочков обгоревшего изоляционного лака. Затем зачистил концы провода и спаял их между собой, предварительно одел термовставку на провод и зафиксировал все провода в одном положении для надежности при вибрациях. В идеале, надо было нанести немного изоляционного лака, но в местных магазинах не нашел. Закрепил статор и все остальные детали байка на свои места.
Финальная проверка на оборотах двигателя в промежутке 2000 -5000 об/мин. показала что напряжение на клемах батареи варьировалось от 13,5 В до 14,8 В что собственно и требуется, судя по описаниям. Спустя пару месяцев байк продал и до сих пор новый владелец ездит без проблем системы зарядки.
Новый статор я получил из Англии позже, он до сих пор лежит на полке в родной упаковке )))
Если честно, после года владения этим байком, подостыл к «итальянцам». Это, конечно, моё личное мнение, но в итоге: ненадежность, технологии, уступающие «японцам», высокие цены на запчасти и длительный срок ожидани — я пас. Надо было слушать советы знающих людей, которые отговаривали от покупки Грома (но послушал жену, вдруг, почему-то! а жена сказала: «красивенький, давай возьмем?!»). Проблемы появлялись часто, так как езжу каждый день. В среднем была неделя ремонта после трех недель езды. В итоге, после очень положительного опыта владения Kawasaki ER-6n купил Kawasaki Versys 1000, модель 16 года. Пока в процессе обкатки, собственно на нем и поеду на ТТ2016. Но об этом напишу отдельно… как говорится, to be continued.
  • costaridercostarider
  • Костя
  • 17 апреля 2016 в 18:42
  • 7
  • оценка: +19

Комментарии (22)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

+3
costarider
Ну все остальные перечисленные недостатки все равно остаются
0
a_r
  • a_r
  • 17 апреля 2016 в 22:04
Молодец. Я бы, наверное, сцыканул в итальянца лезть. Но на твоем примере видно, что внутри все мотоциклы одинаковы. Юзаю, кстати, РР от вышеозначенной фирмы. Полет нормальный.
+1
costarider
По какой причине надо бояться лезть в итальянца?
0
a_r
Да хрен их знает. Кажется, будто все у них «не так». Да и кривые руки могут дорого потом обойтись.
+1
costarider
Кстати да. У меня постоянно такое чувство было что нужно очень осторожно работать. На кавасаки такого чувства нет. Я не знаю как это описать или по какой причине.
+2
alfarider
Я бы в дальняк на таком байке как у вас не поехал, и не только из за комфорта а скорей из за недоверия к технике
+4
costarider
Поэтому в моём посте о поездке в Грузию я на Kawasaki ER-6. Вот ему я всегда доверял. И он не подводил. Надежная машина. Надеюсь и новый Versys 1000 будет такой же.
0
mohnatiy
Ездили в прошлом году тремя италомотами в Европу — 6 т.км за 12 дней, ни одной поломки.
По своему опыту — 3 итальянских мотоцикла и только один дурил, потому что электрические провода были перетерты.
И да, я рисомолкам тоже больше доверяю))
+2
Glider
В Японии инженерное образование и его уровень повыше мне кажется. В любом случае сегодня половина мотоцикла это «электро»-часть в которую входит и электроника. А в этой области японцы далеко впереди.
0
zogar-zag
Мне кажется, что катушки похабно намотаны или так и было задумано?
0
costarider
Да, мне тоже. Но компания известная и серьезная. Там гарантия и всё такое.
0
GaKa
  • GaKa
  • 18 апреля 2016 в 1:26
Как с наличием запчастей для японцев? Неужели лучше чем европейских производителей? Ведь первые «чужаки» а вторые «свои»
+1
costarider
Есть один класный онлайн магазин запчастей для японских байков, максимум 10 дней доставка на Кипр.
+2
krouford
В конце прошлого сезона поменял генератор на своей R6. Вчера открыл сезон, на обратном пути, за 100 метров до гаража погасла приборка и заглох, заряд на аккумулятор не идет. Видимо, генка зиму не пережил (приехал ночью, не успел еще залезть в него), буду менять опять. Спасибо за наводку на магазин!
0
costarider
Сколько стоил генератор на R6? Проверьте выпрямитель-регулятор напряжения тоже.
0
krouford
Около 9 тыр. стоил. Спасибо за совет, его тоже проверю.
+3
costarider
9000 это много меньще 500 евро за генератор Априлии )))
+3
rushpile
Вот опять итальянцы плохие:( С ними просто действует принцип громкого голоса — владельцев меньше, поэтому каждую поломку обсуждают чаще. А я вот всё равно дико хочу именно такой Туоно или MM Corsaro — дорогие в обслуживании, детали доставать — геморрой, но ваша жена права — КРАСИВЕНЬКИЙ, зараза, причем во всех смыслах.
+4
costarider
Только это и успокаивало, что красивый :-)
0
CTC
  • CTC
  • 18 апреля 2016 в 19:19
Пара контор Москве, за 5 рублей и 5 дней перематывают гены, с гарантией.
0
costarider
Я далеко от Москвы да и от других городов где это делают
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Aprilia Tuono 1000 R Factory 2007, Замена и ремонт генератора (катушки статора)