BMW R1100GS 1996 → ТС к кривым ПТС. Или как можно поправить ошибку в ПТС через криминалистов.
Посвящаю этот пост продавцам «Киндер-сюрпризов».
Начнем как в школьных задачках по физике.
Дано:
Гусь R1100GS 1997г.
Ввезен в 2011 во Владик из Японии (да, это Гусь с яповского рынка!).
По ПТС я третий владелец.
Никто из владельцев на учет его не ставил.
Что требуется:
Поставить на учет.
Дано:
Гусь R1100GS 1997г.
Ввезен в 2011 во Владик из Японии (да, это Гусь с яповского рынка!).
По ПТС я третий владелец.
Никто из владельцев на учет его не ставил.
Что требуется:
Поставить на учет.
Пост описывает мытарства «легализации» 16-значного VINа (на самом деле это номер рамы, вписанный не в ту строчку ПТС, но об этом позже). Этим же путём проходят так же все те, кто в принципе имеет проблемы с VINом на раме — покрашенным, трудночитаемым, поврежденным, сомнительным.
Предисловие.
Достался мне по весне мотоцикл неплохой — R1100GS. Старый и классный Гусь. Тракторный и желтый. Документы обычны: ПТС, ДКП и еще пара юридически незначительных бумажек. В 10 дневный срок катал в свое удовольствие, а потом закатил в гараж и временно на него забил. Решил перепродать. Но к лету из-за ленности не особо его и продал — так в гараже и стоял. И тут торкнуло меня чем-то и я понял: «Хочу Гуся, в попу Квас!»
Люто-бешено, за сутки, привожу мотоцикл в порядок (были мелкие косячки по всему периметру), оформляю страховку, прохожу ТО и отправляюсь получать талон на Твардовского для постановки на учет.
Вот «виновник» всех проблем — ПТС, в строчки которого дважды вписан номер рамы: в графу «VIN» и в графу «Номер рамы».
Глава раз.
Еще при оформлении ОСАГО сотрудник страховой обратил мое внимание на странный VIN с 16 знаками. Я сбегал к мотоциклу, проверил — и впрямь 16 знаков. Но что уж поделать — давай страхуй так. Второй раз об это «споткнулись» уже при написании заявления о постановке на учет в ГИБДД. Ответ мой тот же: «Клавиши на компе топтать умеешь? Ну и пиши тогда там то, что есть!». А вот на площадке поимелся долгий диалог, в результате которого меня завернули.
В феврале 1977 года в США и Канаде был принят стандарт ISO 3779, описывавший формат номеров VIN. VIN (Vehicle Identification Number) в дословном переводе — идентификационный номер автомобиля. Разработчики преследовали цель создать простой и надежный способ классификации машин и их защиты от угонщиков, а не просто пронумеровать автомобили мира.
VIN-код состоит из 17 символов, представляющих из себя комбинацию цифр и букв латинского алфавита. Каждый символ кода идентифицирует определенные данные об автомобиле и имеет для этого строго ограниченный набор шифров. При составлении номера все американские автопроизводители, а также автомобильные компании, экспортирующие свои машины в США, придерживаются правил вычисления контрольного числа. Абсолютное большинство европейских компаний также придерживаются стандарта ISO 3779, даже если модели не экспортируются в Новый Свет.
Суть диалога заключалась в том, что инспектор, досматривающий ТС на площадке не имеет права допустить ТС с таким VINом на следующий этап оформления. Россия работает по мировому стандарту и требуется строго 17-значный VIN. Там же, на площадке, мой VIN был сфотографирован на смартфон и отправлен на некую «экспертизу» по электронной почте. Ответ пришел минут за 20.
Японский псевдо-VIN хххххххR1100GSCJ на самом деле всего лишь номер рамы (первые 7 символов) и название модели. Просто выбиты они в одну строчку, что дает иллюзию единого номера. Существуют японские псевдо-VINы любого количества символов, в зависимости от длины названия модели ТС. Надо понимать, что как такового VINа, у техники, предназначенной для Японии, может просто не быть. Япония такая Япония и им международные шифры-идентификаторы (которые, строго гововря обязательны только в США-Канаде-Европе) не указ. На таможне обычно вписывают этот псевдо-VIN, как и положено в графу «номер рамы». При этом в графе самого VIN ставится словечко «Отсутствует». ГИБДД кочевряжится при постановке на учет таких мотоциклов, но прищучить простыми средствами их все же можно. Хватает простого аргументированного разговора на месте. Ведь документы, хоть и необычны своим содержанием, тем не менее полностью соответствуют закону.
Ответ от «телефонного эксперта» пришел простой и неприятный: в таком виде мотоцикл поставить на учет невозможно. Необходимо поправить ситуацию с кривым VINом, благо для этого предлагается аж 2 способа.
1) Приехать на таможню, набычить и потребовать с них новый ПТС с «отсутствующим» VINом. Вариант нереален в виду того, что нужная таможня находится во Владивостоке.
2) Постановить здесь и сейчас, что «VIN вызывает сомнения» и направить мотоцикл на криминалистическую экспертизу, которая выдаст справку о том, что это не VIN, а номер рамы. Так же экспертиза укажет на то, что номер не был «перебит» или каким-либо образом изменен. И на основании этой справки тут же, в Москве, можно будет поставить ТС на учет. Правку в ПТС мне, конечно же, никто не сделает, но теперь все действия по оформлению мотоцикла будет сопровождать справка с фразой «VINа нет!».
Глава два.
Выбран был естественно второй вариант. Инспектор написал рапорт. К сожалению, копию рапорта не сделал, но суть его проста: «Инспектор такой-то произвел досмотр ТС и выявил, что в VINе всего 16 знаков. Это очень подозрительно, на основании чего прошу направить в ЭКЦ (экспертно криминалистический центр) на экспертизу.»
Побакланив пару дней, я пришел на Твардовского в кабинет 2-11 (Криминалистический отдел), в котором обменял рапорт на вот эту замечательную бумагу.
Обратите внимание на то, что при проверке возможно повреждение ЛКП, за которое никто ответственности не несет. Скорее всего будут просто промывать от краски место самого VINа. Поскоблят еще и поцарапают для проведения анализы краски.
Помимо этого, в криминалистическом отделе, я написал два документа:
— Объяснительную, которую я так же не сфоткал. Суть ее такая: «Я, гражданин и всё такое, В ПН и ПНД на учете не стою, не судим. Я купил в феврале ТС. В Августе его решил поставить на учет. Мне в регистрации отказано из-за того, что в VINе 16 знаков. Лично я с ТС ничего такого не делал, номера не перебивал, не хулиганил и т.п… Дата, подпись, расшифровка.»
— Расписку в том, что на время проведения экспертных действий обязуюсь предоставлять своё ТС всюду, где потребуют и так же обязуюсь ТС не продавать, не портить и не изменять его внешний вид.
ПТС при этом у меня забрали, предоставив заверенную кучей печатей и подписей копию.
Глава три.
В ЭКЦ прибыл просто так — спросить о том, нужно ли оставлять ТС на несколько дней, или же вся процедура происходит при мне. Почему-то телефона ЭКЦ в интернете нет — иначе бы справился уделённо. Я спешил на работу и не мог позволить себе задержек и, вызнав все меня интересовавшее, хотел уж порулить по своим делам. В ответ на это меня попросили не греть им межушный ганглий и заезжать прямо сейчас в ангар, коли я и так тут со своим мотоциклом. Мол, «Сегодня тут никого, а завтра пёрнуть негде будет!». Я согласился. При этом направление на исследование было отдано. Жаль, что ни один из документов, которыми обменивались досмотрщики мне в руки так и не попал — инспектора передавали их друг другу лично. Заметил только то, что один из них носил название «Заявка на криминалистическое исследование».
Что такое ЭКЦ — экспертно криминалистический отдел? Иногда по телевизору вы слышите слова "… дактилоскопическая экспертиза показала...", "… в соответствии с результатами баллистической экспертизы...", "… химический анализ белого порошка выявил...". Знайте, всякий раз при произнесении этой фразы за спиной у ведущего встает орда экспертов криминалистов, которые и занимаются поиском улик в кабинетах, полигонах, диаграммах, пробирках. И да, они так же проводят экспертизу номеров рамы.
Осмотр оказался прост — с фонарями два товарища стали исследовать все места с хоть какими-то символами. И тут они обнаружили штуку, от которой у меня чуть волосы на зад не пересели. Вокруг номера рамы (тот, который псевдо-VIN) наличествуют многочисленные следы повреждения металла под краской. Ну очень похожих на грубую работу болгарки. Я чуть не сел от такого — шанс оказаться владельцем ворованного мотоцикла с грубо подделанными номерами меня не обрадовал. Минут 15, пока растворялась краска на номере, я грыз ногти. Наконец ребята постановили: краска родная, перекраски не осуществлялось, следы мехобработки заводские. Фухххх! Отпустило…
«Ждите неделю и мы сами пришлем документы криминалистам в ваше ГИБДД. Телефон их есть? — Отлично, вот и начинайте с понедельника названивать.»
Таким образом, я оказался на улице без номеров и со смешным комплектом документов: копия ПТС, полурукописный ДКП и заявление на регистрацию. Хаха, блин — эта история явно до первой «остановки по требованию»…
Глава четыре
Откатал полторы тысячи километров по Москве. Безнаказанно))) И затем началась самая «вкусная» глава!
Спустя 8 дней после экспертизы справка наконец-то достигла кабинета №2-11. Вместе с окончанием обеда сотрудников этого кабинета дожидался и я. На полях одного из служебных документов по моему делу я расписался в получении двух бумаг:
— моего ПТС (который ранее был пришит к делу),
— справки из ЭКЦ.
Справка из ЭКЦ.
Забавный документ, к тому же изобилующий ошибками. Майору было явно западло переделывать похожий текст от предыдущей экспертизы, поэтому согласно тексту они обследовали супер-мотоцикл Honda CB600F с рядной четверкой объемом 1085см. Но все эти неточности нам побоку. Главное — все номера соответствуют реальности, на первой странице содержатся вопросы, а на последней странице на них же ответы: «Номера не уничтожались и не изменялись». А вот с годом производства мотоцикла они явно налажали — двигатель-то действительно произведен в 1996г, а вот мотоцикл вполне мог быть собран годом позже.
Основная ценность данного документа заключается в том, что впервые в нём все вещи называются своими именами. А именно: «Номер рамы» и «Номер двигателя». На основании этой справки можно бодаться с ГИБДД дальше.
Следующим этапом шествую на площадку осмотра, где мне, на основании справки из ЭКЦ, закрывают наконец-то заявление о постановке на учет. Дальше следую за оформлением стандартных документов на получение СТС.
Заявление о постановке на учет.
Это заявление выдается в самом начале регистрационных действий и находилось у меня на руках на протяжении всех мытарств. Вашего интересу ради выделю поле «Сведения о транспортном средстве»: в правой его части две рукописные пометки разным почерком. Первая — отказ в регистрации и направление на экспертизу (поставлена в Главе раз). Вторая, чуть пониже, нихрена не разборчивая (даже на оригинале не смог ее прочитать), но явно одобряющая дальнейшие действия (поставлена только что). Еще в строке VIN номер вручную зачеркнут и вставлена пометка «отсут.» Наконец-то документы начинают потихоньку исправляться!!!
Следующая проблема была совсем другого плана. Очередь-то в ГИБДД электронная, а талон у меня просрочен на 10 дней. И талонов, как понимаете, на сегодня нет. И стоять в очереди как-то не хочется. На расспросы справочная ГИБДД утверждает, что надо брать новый талон и все начинать по новой. А вот ХРЕНУШКИ — свою очередь я уже раз отстоял, талон выбил и тот факт, что у ГИБДД есть проблемы с моими документами не обязывает меня стоять здесь сызнова. Буду бить железо пока горячо! Стучусь в кабинет к начальнику регистрационного отдела, описываю ситуацию, и он мне ставит печатку и роспись на старый талон, позволяя тем самым лезть в обход электронной очереди! НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ТАЛОНЫ, ДАЖЕ НЕНУЖНЫЕ И ПРОСРОЧЕННЫЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ЗАКОНЧИТЕ ВСЕ ДЕЛА!!!
Дальше стоит прийти в самое начало регистрации (где обычно пишется заявление) и обновить регистрационные карты сегодняшним днём. Это пара бумаг, в которых содержится выжимка сведений из базы ТС об угоне и прочем. Выдаются эти бумаги в самом начале, вместе с заявлением при постановке на учет и в контексте моих проблем они незначительны. С обновленным талоном это заняло 1 минуту у первого свободного окна.
Следом я как бы должен идти на площадку, но там я уже был и поэтому просто перехожу в соседний зал, где принимают документы и выдают СТС. Там я стал опять серьезно очковать, потому что на мою просьбу был получен отказ
— «Так нельзя делать, я не могу поставить ТС на учет на основании этой справки. Езжайте во Владик».
Я в ответку привожу контраргументы:
— «Криминалисты указали, что так можно, и на каком, собственно, основании вы мне отказываете в выполнении ваших обязанностей?»
Дальше оператор куда-то позвонила. Что это был за человек — собеседник? Я его не видел, не знаю, как его зовут и даже голоса его не слышал. Но он был явно на моей стороне и все кидаемые оператором в трубку волны «не могу — невозможно — не соответствует — запрещено по правилам», разбивались о его слово «МОЖНО». Спасибо большое этому человечищу — его готовность совершать нестандартные шаги в нестандартной ситуации достойна уважения и земного поклона моей благодарности. В конце разговора мои документы были приняты и через час я уже прикручивал номер к хвосту мотоцикла.
На руки мне был выдан только ПТС (без правок), СТС и номер. Никаких документов, поясняющих ситуацию, не прилагалось. И это не очень приятно, поскольку в СТС и ПТС у меня есть расхождения. В ПТС VIN есть, а в СТС его нет, и так же «лажа» с годом — в ПТС у меня стоит 1997, а в СТС 1996 (как ЭКЦ постановил). Вызвано это тем, что в базе ГИБДД мотоцикл значится уже с учетом тех правок, которые сделал ЭКЦ и СТС, по этой базе выписываемый, так же этим правкам удовлетворяет. А вот ПТС у меня старый и со всеми ошибками. Предполагаю, что если я «потеряю» ПТС, то мне выправят дубликат со всем данными на своих местах, что было бы неплохим решением этой проблемы.
Выводы.
1) Никогда не довольствуйтесь устным отказом должностного лица. Любое законное требование вам должны либо удовлетворить, либо написать на него письменный отказ. Угроза написания письменного отказа сразу же заставляет должностное лицо шевелить нейронами на тему «А что мне в отказной писать, согласно какому пункту?» И этот вопрос заставляет звать более компетентного сотрудника или начальника, которые могут вас просветить в вопросе или посоветовать, куда идти дальше.
2) Если сотрудник перед вами тупит, то сами требуйте его начальника или более компетентное лицо — ЭТО ВАШЕ ЗАКОННОЕ ПРАВО!
3) Всегда перед уходом от должностного лица спрашивайте о своих дальнейших действиях. «Куда с этой справкой идти? А что в этом документе содержится? А что мне на основании этой бумаги там сделают?».
4) Фотографируйте и ксерокопируйте все документы, которые проходят через ваши руки. Благо, мобилы с хорошими фотоаппаратами есть почти у всех. Это преследует несколько целей: а) Документы доходчиво объясняют многим сотрудникам суть ваших проблем, но многие бумаги по ходу мытарств у вас изымают. Их копии тоже помогают неплохо, хоть юридической силы они и не имеют. б) По окончании всех действий у вас на руках останется доходчивое объяснение сложившейся ситуации или повод пойти в суд в) Можно по окончании написать отчет в помощь будущим поколениям.
5) Если ловите адекватного сотрудника, то не стесняйтесь его поспрашивать на все те же темы. Хорошо осведомленный сотрудник сам подскажет вам все дырки, входы и выходы. Именно благодаря такому сотруднику я смог провернуть всю эту хрень. Еще на площадке (Глава 1) этот замечательный товарищ в погонах указал направление, в котором нужно копать.
6) Все в ГИБДД спешат. Старайтесь отточить в голове формулировки своих проблем так, чтобы в пару фраз четко и полностью излагать суть своих проблем. Даже пойманный за рукав в коридоре сотрудник сможет дать вам нужные ответы. А вот ежели будете мямлить и молоть пустопорожнюю чушь, то сотрудник сделает морду тяпкой и пошлет вас в окно к оператору-церберу на растерзание. Речь в этом пункте идет о сотрудниках, которые вам ничем не обязаны. Тех, кто длявас что-то обязан сделать, можете терзать как угодно.
7) Не теряйте талон электронной очереди — на его основании можно пролезть в любые окна, минуя прочих автолюбителей.
Вот как-то так)
Эпилог.
На всех этапах мне в этом нелегком деле попадались большей частью адекватные люди в погонах и они помогали чем могли. Советом, направлением, печатью и росписью. Дело нестандартное, но не сказать, чтобы редкое. И весьма интересно то, что все малоосведомленные люди отправляли сразу же во Владик и посмеивались над моим намерением «марать бумагу» — но я их не слушал: на кой мне их мнение, если майор в синей форме заверил меня в том, что все срастётся.
И вот, в итоге этот сложный случай пройден и на руках у меня свежий СТС да номер, висящий под хвостом на временных хомутиках. У следующего владельца тоже будут вопросы при постановке на учет, но все эти вопросы он закроет ксерокопиями документов, проходивших через мои руки, и простой фразой «На учете уже стоял». Потому что в это говно вляпаться может только тот, кто первым ставит на учет — все последующие и ботинок своих не замарают.
И да, за просрочку постановки на учет я штраф не платил))) Вероятно за стеной моих проблем про это просто-напросто забыли.
- Figgyfox
- Михаил Галёнков
- 14 августа 2014 в 20:56
- 18
- +80
6) Все в ГИБДД спешат. Старайтесь отточить в голове формулировки своих проблем так, чтобы в пару фраз четко и полностью излагать суть своих проблем. Даже пойманный за рукав в коридоре сотрудник сможет дать вам нужные ответы...На мой вкус — самый полезный совет. По работе тоже приходится сталкиваться с людьми, которых послали ко мне с целью «иди-не-знаю-куда-принеси-то-не-знаю-что». Очень немногие способны просто сформулировать свои потребности. Так вот правильно заданный вопрос — это уже половина ответа. Об этом надо помнить всем и всегда при общении с людьми, от которых что-то надо.
Что же до сути поста — поздравляю с победой над бюрократической машиной и легализацией своего кОника! Это правильное решение, это правильное решение, это правильное поведение. Ура!
Отправлять технику на экспертизу в ЭКЦ довольно распространенная практика при любых сомнениях (судя по количеству народа, что туда приезжает). Вот только идти туда надо исключительно при 100% уверенности, что с техникой все в порядке и ничто никогда не изменялось.
Я когда машину пытался на учет поставить, у меня инспектору что-то не понравилось в номере. В результате экспертизы выявили, что машина сварена из двух разных частей! Разумеется все данные внесли в общую базу ГИБДД и тогда о постановке на учет пришлось забыть насовсем.
За экспертизу мота деньги платил?
Я когда машину пытался на учет поставить, у меня инспектору что-то не понравилось в номере. В результате экспертизы выявили, что машина сварена из двух разных частей! Разумеется все данные внесли в общую базу ГИБДД и тогда о постановке на учет пришлось забыть насовсем.
За экспертизу мота деньги платил?
По поводу VIN и его обязательности в ПТС: у меня праворукая машина и в пункте VIN в ПТС стоит — ОТСУТСТВУЕТ, в СТС заполнены номер двигателя и кузов (коляска) номером кузова сообтветственно. Вообще в праврульном мире это называется не VIN, а FRAME. И формат <Код модели>-<порядковый номер>, например BHE-015867. BHE — код модели производителя, который у каждого разный, но всегда 3 символа и порядковый номер. Кода производилтеля нет — он и так указан в строке «марка, модель», ну и в ПТС тоже как то аналогично.
Такая история на любой машине, выпещенной для внутреннего японского рынка и такая маркировка ( в т.ч. мотоциклов) вполне норма для России за Уралом :) во Владике скорее у вас переспросят «а что такое VIN!?».
«Но он был явно на моей стороне и все кидаемые оператором в трубку волны «не могу — невозможно — не соответствует — запрещено по правилам», разбивались о его слово «МОЖНО». Спасибо большое этому человечищу» — зря вы идеализируете «Человечище», просто оператор как робот, у него скрипт — он его выполняет, ЗАКОНОВ ОНИ НЕ ЗНАЮТ И НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ!!! у них есть должностные инструкции, которые описывают самые популярные вопросы «по закону», но часто не учитывают «осложнения», которые тем не менее все равно в рамках законов. Для оператора сделать не так как он далет 100 раз в день — это взять на себя ответственность, проще послать «во Владик».
Такая история на любой машине, выпещенной для внутреннего японского рынка и такая маркировка ( в т.ч. мотоциклов) вполне норма для России за Уралом :) во Владике скорее у вас переспросят «а что такое VIN!?».
«Но он был явно на моей стороне и все кидаемые оператором в трубку волны «не могу — невозможно — не соответствует — запрещено по правилам», разбивались о его слово «МОЖНО». Спасибо большое этому человечищу» — зря вы идеализируете «Человечище», просто оператор как робот, у него скрипт — он его выполняет, ЗАКОНОВ ОНИ НЕ ЗНАЮТ И НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ!!! у них есть должностные инструкции, которые описывают самые популярные вопросы «по закону», но часто не учитывают «осложнения», которые тем не менее все равно в рамках законов. Для оператора сделать не так как он далет 100 раз в день — это взять на себя ответственность, проще послать «во Владик».
Я сам сталкивался с криминалистами, когда мне после ремонта в арасервисе «телевизора» на машине без чеков, табличку приклепали шурупами. Гайцы передали инспектору, тот открыл дело на подозрение в перебитых номерах, эксперты подтвердили что табличка переклепывалась, а вин — оригинальный. В итоге инспектор написал «отказ в возбуждении уголовного дела» и машину сняли с учета благополучно.
Все что эксперты протерли/пришли при проведении экспертизы нужно срочно законсервировать. Сгнивает мгновенно. Потом проблемы будут посерьезней. Я проходил через это. За два года номер сошел почти весь. Потом новая экспертиза и вклейки фото в ПТС.
Любой устойчивый антикор подойдет. Его при необходимо стиль произвести сверки можно легко смыть и впоследствии восстановить. Под краской может продолжать ржаветь.
Любой устойчивый антикор подойдет. Его при необходимо стиль произвести сверки можно легко смыть и впоследствии восстановить. Под краской может продолжать ржаветь.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть