Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. turboforik → Риск: что это, и как его уменьшить v.2

Привожу на суд читателей вторую версию перевода статьи из книги «Motorcycle Heart, Theory, and Practice». Dave Preston…
Первую в варианте tenorio вы можете посмотреть по этой ссылке

Многие из нас не раз сталкивались с такими людьми, которые при каждой встрече говорят нам о том, что «мотоциклы опасны». Некоторых таких людей принято собирательно называть «мамочки». При всем моем уважении к матерям, позволю себе не согласиться. Основываясь на своем сорокалетнем мотоопыте, я пришел к выводу, что мотоциклы привносят определенную долю риска, а не опасности.
Несмотря на то, что «опасность» и «риск» зачастую воспринимаются как синонимы, это разные вещи. На практике «опасность» относится к такой ситуации, в которой можно получить вред, травмы, например, а «риск» представляет собой ряд событий и условий, которые вместе могут привести к возникновению опасности. Для простоты понимания, полностью устранить риск невозможно, его можно только минимизировать. А что же до опасности… это просто опасность.
Прогулка по центру города в разгар боевых действий крайне опасна. Специальность инженера по сносу (подрыву) зданий несет определенную долю риска. Играть с огнем – опасно. Работа пожарного – риск. Незащищенные случайные половые контакты (секс с незнакомками без презерватива) – опасность, а решение стать отцом – риск (не уверен, что последнее утверждение верное, просто не смог ничего противопоставить примеру незащищенного секса). (я бы привел в пример защищенный секс, с мирамистином-хлоргекседином в проверенном борделе Голландии, это уже не опасность, но риск  прим. От turboforik).
Если вы спросите у опытных байкеров, за плечами которых не один сезон, об их «истории мотоциклиста», то узнаете очень интересную вещь – большую часть своего мотостажа они провели не в борьбе с опасными ситуациями, бросаясь грудью на амбразуру, а в попытках разумно минимизировать риск от катания. Однажды мой друг сказал мне о тех вещах, которые по его мнению, позволяют мне получать удовольствие от езды на мотоцикле. Он считает, что это происходит благодаря тому, что я использую собственную голову, опыт, разработки, тренировки и экипировку, для того чтобы уменьшить риск до приемлемого уровня, и это, кажется, применимо не только ко мне, но ко многим другим.
Удивительно, но люди применяют разные подходы в отношении к просто рискованному поведению и реально опасному. Многие слышали от своих родителей «Мотоцикл? Только через мой труп». Эти же родители радостно отправляют своих детей в переполненном автобусе на горнолыжный курорт (риск), для того чтобы дети могли кататься ночью (опасность) с такими же «опытными» и «взрослыми» (опасность), а после всего этого дети возвращаются затемно на том же автобусе (еще больше риска). Так насколько опасно кататься на горных лыжах? Вы когда-нибудь заглядывали в медпункт на горнолыжке? Любое место, в котором слово триаж (Медицинская сортировка или триаж — распределение пострадавших и больных на группы, исходя из нуждаемости в первоочередных и однородных мероприятиях в конкретной обстановке.) употребляется в повседневной речи является опасным. Опытные лыжники, подобно мотоциклистам, используют определенные техники, которые позволяют уменьшить степень риска, но при этом мотоциклисты, как правило, не летят кучкой в одном и том же направлении на высокой скорости и хаотично меняя полосы движения.
Если вы думаете, что здесь действует детское правило «не вижу, значит этого нет», то вы ошибаетесь. Никто из отдыхающих не видит и не представляют себе, что происходит за фасадом пресловутого горнолыжного курорта, исключение составляют лишь те, кто непосредственно работает в том же медпункте, кстати, большинство из таких работников имеют четкие предубеждения против горных лыж. Когда водитель автомобиля, стоящий в пробке на трассе видит как ты несешься мимо него со скоростью 90 км\ч в междурядье, для него такое поведение выглядит чертовски опасным. Если честно, я тоже не в восторге от таких «летчиков», когда сам сижу за рулем авто, несмотря на то, что о мотоциклах я знаю больше среднестатистического водятла, который треплется по телефону, пишет смски, трещит с пассажиром, слушает шансон, причесывается, чешет блуд и так далее и тому подобное за рулем. Поэтому, когда кто-то занимается чем-то рискованным, в чем вы ни черта не смыслите для вас это кажется опасным.
Есть много хороших способов уменьшить риск при езде на мотоцикле. Принцип ATGATT — «All The Gear All The Time» «Фулл экип – даже если за хлебушком» — весьма неплохой на самом деле. Мы можем по-разному понимать что такое «фулл экип», но тем не менее, этот принцип будет работать на вас. *да что тут по разному понимать то?

Всевозможные курсы повышения подготовки (аналог наших контраварийных школ) таят в себе огромный потенциал в деле снижения риска. Не только если вы новичок и только вкатываетесь, но даже если вы накатали не один сезон, то продвинутый курс водительского мастерства, продвинутый курс городского вождения, различные эдуро курсы, и тому подобное поможет значительно снизить степень риска. Обучение на таких курсах включает в себя множество упражнений, сложность которых растет по экспоненте, поэтому неразумно посещать такие курсы раз в год, все равно ничему не научитесь с таким графиком.
Разумеется, в первую очередь нужно держаться подальше от алкоголя и наркотиков, эта мера очень сильно поможет снизить риск. Когда мы с женой были молоды, я привел ей статистику о несчастных случаях с мотоциклистами, которая наглядно показала, что подавляющее большинство трагедий происходит с теми мотоциклистами, у которых стаж менее 6 месяцев, которые были пьяны, без прав, без страховки, без номеров, уходящих на огромной скорости от полиции на краденых байках. Будучи молодым и горячим, я сделал вывод о том, что раз я не отношусь ни к тем, ни к другим, то мои шансы разбиться на мотоцикле равны нулю. Мудрая жена, в свою очередь, заметила, что некоторые из пострадавших относились к нескольким категориям сразу, а то и ко всем пяти! Недавно опубликованные статистические данные из NHTSA (The National Highway Traffic Safety Administration) приводят разные данные, но могут рассказать ту же самую историю — мотоцикл и алкоголь несовместимые вещи.
Даже при условии того, что мы ответственно посещаем курсы дополнительной подготовки, ездим трезвыми и думаем головой, всегда есть куда двигаться в плане минимизации риска поездок на мотоцикле. Многие мотоциклисты предпочитают не ездить в дождь, но в моем частном случае отказ от поездок в дождь – это взять и вычеркнуть множество дней году, так как там, где я живу дождь – весьма частое явление. Соглашусь с тем, что мокрая дорога — это дополнительный риск, но ведь это не вся ситуация, правда? Возьмем какую-нибудь второстепенную дорогу в тридцати милях от Сиэтла (Канада), в ноябре. Действительно, идет дождь, на дороге мокрые листья (дополнительный риск), наверняка, в поворотах лежит песок (еще больше риска), возможно, на дороге появились новые выбоины (опять риск), но в то же самое время сокращается риск другого рода. Меньше трафика, студенты и школьники на каникулах, так что на дороге меньше БЧД (больших машин для поездок загород – в западной адаптации прим. turboforik), которые петляют по дороге. На самом деле степень риска определяют многие факторы, часть из которых вы можете не учесть, хотя стоило бы.
Как насчет холода? Ага, вы говорите — не стоит волноваться, ведь у вас есть подогрев ручек. Или подогрев ручек и сиденья. Или подогрев ручек, сиденья и даже экипа. Хотя, это, конечно, снижает риск гипотермии, одновременно растет другой риск. Теперь у вас есть реальная возможность езды на мотоцикле в идеальном комфорте, пока вы не попадете на гололед. Вам то тепло, а дорога отнюдь не разогрета. Пока кто-нибудь не разработает систему, которая может нагреть поверхность дороги на четверть мили перед вами, риск сохраняется.
Выбор путешествовать по автострадам страны может показаться безопасным, до тех пор, пока вы не поговорите с дальнобойщиками, которые вам расскажут, что происходит с мотоциклистом, оказавшимся вблизи многоосного грузовика, когда у того одна из дюжины шин взрывается от перегрева. Это очень неприятно.
Навигатор может уменьшить риск — если вы не пялитесь в него в более двух секунд — слишком долго для того чтобы не пропустить апекс крутого поворота. Ни один из этих примеров не выдуманный.
Везде, всегда и при любых обстоятельствах, когда вы едете — будет риск, и точно так же, везде, всегда и при любых обстоятельствах будут способы уменьшить этот самый риск с помощью умения просчитывать дорожную обстановку, подготовки, тренировок и экипировки. Планируя долгую поездку по жаре, идея за несколько месяцев скинуть вес и улучшить свою форму будет весьма кстати, ведь вы будете меньше потеть и меньше хотеть пить. Тормоза с АБС и кроссовые тренировки помогут справиться в условиях не идеального сцепления с дорогой или его полном отсутствии.
Мы можем заранее подготовить наши ветрозащитные маски на случай холодной и туманной погоды, и т.д., но мы никогда не можем исключить риск полностью, и если мы отбрасываем эту мысль о риске, то тем самым только увеличиваем его.
Есть некоторые обстоятельства, при которых УВЕЛИЧЕНИЕ риска может быть хорошей идеей. Класс «Расширенные уличные навыки» (Advanced Street Skills) я начал с одного упражнения с условным названием «без тормозов» и перенес это правило на последующие упражнения. Я обнаружил, что отказ от использования тормозов вынуждал меня сконцентрироваться больше на упражнении, которое, возможно, было бы слишком легким для обучающегося при моем уровне опыта. Однако, я не рекомендую вам отказаться от использования тормозов при уличной езде, чтобы усилить свою концентрацию. Вы можете практиковать такую езду на пустых парковок на низких скоростях и многому научиться.
Кроме того, концепция устранения риска не всегда применима. Если ты сидишь на диване в гостиной, наслаждаясь просмотром Чемпионата мира по футболу, ты в безопасности? Не обязательно в плане здоровья (5 литров пива не в счет), но в принципе в безопасности? До тех пор, пока поврежденный 747-й не дотянет нескольких миль до взлетно-посадочной полосы войдя в ваш дом. Такое не может произойти? Ох ё… Теория хаоса — это просто Законы Мерфи в квадрате. Что может случиться — случится. Единственная переменная в этих процессах — это ваше местонахождение и степень вовлеченности в событие.
В итоге все в этой сводится к выбору. В пьесах Шекспира, да и во всех трагедиях вообще, герои вынуждены делать выбор, зачастую они о своем выборе в последствие жалеют. Идея самой трагедии гораздо глубже простой печальной концовки. Смысл в том, что герой сам создает своими действиями все предпосылки для трагической развязки, а сюжет крутится вокруг его усилий избежать того, что непеременно происходит в финале пьесы.
Откуда взялось слово «трагедия»? Греческое слово «tragos» означает козу, которая, кстати говоря, становилась призом автору лучшей пьесы. Это совсем не относится к теме статьи, но зато этим фактом вы сможете повыпендриваться перед друзьями на вечеринке.

Так что выбор одного или нескольких десятков вариантов развития событий на дороге зависит от каждого из нас. Когда ехать, куда ехать, как ехать – лишь малая часть вариантов. Это палка о двух концах касается не только мотоциклов, но и всех видов деятельности или спорта, в которых присутствует риск. Вы всегда делаете выбор, несмотря на общество, которое хочет сделать его за вас. Но ответственность за выбор всегда лежит на вас. Рано или поздно придется отвечать — это будет результат вашего выбора.
Надеюсь, что вы будете продолжать ездить на мотоцикле, читать, учиться, тренироваться и искать новые и новые пути сокращения риска, так как теперь вы о нем знаете.

Добавлю от себя, кому лень читать всю портянку.

1. Риск и опасность не одно и то же. Риск — совокупность действия, бездействия, и ситуации в целом. Опасность — она просто есть. Риск можно минимизировать. Излишний риск может спровоцировать опасность.
2. За любой риск придется рано или поздно отвечать. Без исключений.
  • turboforikturboforik
  • Александр Балакин
  • 9 июля 2014 в 16:06
  • 10
  • оценка: +24

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
0
__Doc__
Вооо. Вот это более литературный перевод! А я так и не собрался :(. Хоть мне и статью скинули… Позор на мои седины…
0
turboforik
Да я тоже неделю взяться не мог. Мне статью скинули еще в конце той недели, взялся только сегодня :)
0
JarikBSU
А я не понимаю их стиль написания. Написать страницу слов с отвлеченным смыслом о банальности которая и так понятна и привести 200 примеров этой банальности.
Причем у них все тексты такие.
p.s. или просто у нас слишком разные языки и при переводе становится так скучно.
0
turboforik
Языки разные, но не настолько. Сам исходник текста банален (см. теги к посту), правильных мыслей по хорошему две:
1. Риск и опасность не одно и то же. Риск — совокупность действия, бездействия, ситуации. Опасность — она просто есть. Риск можно минимизировать.
2. За любой риск придется рано или поздно отвечать. Без исключений.
+4
XT660X
Красиво, только про горные лыжи перегнули — там тоже есть правила, а нарушителей везде хватает.
На лыжах/сноуборде катаю 25 лет, на мото 3 год — на дорогах дураков больше :)
+1
turboforik
Да тут, как мне кажется, про многое перегнули. И про риск становиться отцом, и про малое количество машин в ноябре (когда у нас такая погода, как у них в ноябре, то в российских условиях по второстепенным дорогам и трассам не федерального значения катается прорва пьяных рыбаков и охотников).
+1
Jeep174
Очень понравилась статья, еще?=)
0
llelik
а есть книга в оригинале? тож переведу чего нить
0
BRAID
пасиб за статью
+1
MrBlackCat
йа это четал уже? не?
0
turboforik
Первую в варианте tenorio вы можете посмотреть по этой ссылке
Я думаю, что читал :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. turboforik, Риск: что это, и как его уменьшить v.2