Блог им. romatte → В горы с ночевкой, чего опасаться? Статья - памятка начинающему эндуристу.
Друзья, по уже многочисленным просьбам я написал небольшую статью-памятку, для всех кто собирается хорошо поэндурить в горах, да и не только в горах, я думаю многие начинающие эндуристы почерпнут для себя кое что полезное из этой статьи, особенно те, кто любит ездить далеко и с ночевкой. Я не назову эту статью бесценным кладезем знаний, но если не спасти жизнь, то значительно облегчить ее она сможет.
Для удобства, я разделил ее на разделы, в каждом из которых постараюсь максимально раскрыть его тематику, будь то технические аспекты, погодные условия или правильный подход к ночевке.
Технические трудности:
Это горы, кислорода мало, с каждой тысячей километров вверх мотоцикл едет все хуже и температура воздуха понижается на 5 градусов, а бензина жрет он все больше. Есть мотоциклы которые просто не едут уже на 2000-2500 метров, лечится просто, откройте верхнюю крышку аирбокса и облегчите доступ кислорода к воздушному фильтру. Это не решит проблему на 100%, но легче станет.
Не крутите движок, лучше он не поедет, а вот расход увеличится в разы.
Не нужно ехать в горы одному, как минимум вдвоем.
Если есть GPS начните отслеживать маршрут, вы и так скорее всего потеряетесь, а если заедете в тучу/туман, то почти наверняка.
Всегда следите за зарядом телефона или имейте дополнительный аккумулятор, предварительно узнайте какой оператор ловит лучше. Например МТС просто бесполезен на северном Кавказе, а Мегафон наоборот может ловить в самых неожиданных местах.
Возьмите с собой в 2 раза больше бензина чем считаете, когда вы заблудитесь, то скажите спасибо, не если вы заблудитесь, а именно когда.
Возьмите ремкомплект, запасную свечу, свечной ключ, минимально инструментов, подумайте что еще за сюрприз может устроить вам ваш мотоцикл.
Перед поездкой проверьте все, масло, натяжение цепи, смажьте цепь, проверьте болты (я вот потерял недавно один от пластика, а другой с противоположной стороны почти выкрутился), проверьте все что можно.
Погода
Это горы, погода тут может меняться каждые 10 минут, если вы почему-то решили что дождь не пойдет, вы ошибаетесь, он обязательно пойдет, еще и градом добавит, будьте готовы к этому.
Запомните, иногда лучше переждать чем лезть в самое пекло (стену ливня, туман с видимостью в 3 метра), а иногда нужно убираться от сюда любой ценой, даже 2-3 километра сыграют свою роль.
Если остановились на ночевку ставьте палатку повыше, иначе когда пойдет дождь ее смоет потоком.
Если погода резко испортилась, подождите пол часа, станет еще хуже или нет.
ОПАСНО!
Лучше не ездить далеко одному, старайтесь как минимум вдвоем.
Всегда говорите куда вы едете и где вас потом искать.
Не гоняйте где не знаете дороги, если вы сломаете ногу, вы умрете там, точнее умереть вам не дадут, вас скорее всего раньше съедят.
Гоняя по знакомой дороге, помните, рельеф меняется постоянно, достаточно одного дождя и вы не узнаете дорогу по которой гоняли 2 дня назад.
Всегда экип, черт с ней с черепахой, но колени, мотоботы, перчатки, шлем обязательно + мотокуртка с защитой.
Всегда закрывайте ваш шлем потому, что жук влетевший вам в открытое забрало на скорости 70 км скорее всего вас убьет, если даже он не попадет вам в глаз, то как минимум вы потеряете управление.
Собаки — точнее те медведи которые охраняют кошары, которых почему то называют собаками. Избегайте их общества, они стащат вас за ногу и съедят, если догонят конечно, их там не кормят иной раз неделями, многие сами добывают себе еду. Пока светло их как правило привязывают, как темнеет отпускают, учитывайте это.
Коровы — это очень тупые животные, невероятно, неизмеримо тупые. Никогда, никогда не думаете, что вы сможете просчитать действие коровы когда вваливаете по гравийке, даже если она стоит на другом конце дороги, она может бросится вам под колеса, может остаться стоять на вашем пути как вкопанная или менять траекторию. Единственное правильное решение, замедлиться и быть готовым ко всему. В одной из поездок, на мотоцикл знакомого напал молодой бычок.
Бараны — вы будете часто встречать стада баранов в несколько тысяч голов, вполне адекватные и пугливые животные, не торопитесь, не пугайте их (пастуху их потом собирать), спокойно и очень медленно проедет, они сами расступятся.
Лошади — не пугайте лошадей, это не корова, лягнет из самого невероятного положения, они умные, но страх ненужно недооценивать, снизьте скорость, лошади уйдут сами.
Кошары — места где укрывают скот (помещения, загоны), там собаки, там люди и не всегда это хорошо, кошару можно не найти там где она была 2 недели назад, так же она может появиться в совершенно неожиданном месте, собак отпускают на ночь, это все что нужно знать.
Люди — проезжая махните и поздоровайтесь с местными (как правило это пастухи), если не уверены или чувствуете себя не комфортно избегайте остановок и разговоров. Вы встретите много туристов, на машинах, велосипедах, мотоциклах, багги, если у вас появилось подозрение, что люди в беде (кончился бензин, сломались, что то еще случилось), остановитесь и спросите чем можете помочь. Тут так принято, будут у вас проблемы, вам так же помогут, но это перестанет работать, если люди будут проезжать мимо. Если знаете о какой то проблеме или сложной ситуации лучше предупредить людей которых встретили.
Не оставляйте свои мотоциклы без присмотра, а то не ровен час, погрузят в грузовик и пойдете домой пешком.
Если вы житель равнины и не привыкли к высоте, избегайте высокой скорости на серпантинах, вы то поднимаетесь на 1000 метров, то опускаетесь на 1500, тут скорость должна быть не более 40 км/ч, это не я придумал, просто придерживайтесь этого правила, тем более если вы уже не так молоды.
Не пейте много, с непривычки алкоголь в горах, даже небольшая для вас порция может привести к плохим последствиям. Я вот например вообще не пью в горах, лучше чай на травах возьмите, вас и так к вечеру срубит от чистого воздуха.
Вы попали в туман, видимости нет. Аккуратно съехали на обочину и остались там, до момента пока туман не уйдет, нельзя ехать в тумане, вы заблудитесь. Недавно эндуристы натолкнулись на 2 мужиков которые со слезами кинулись им под колеса, попросили бензин и воду, они поехали на ниве и попали в туман, ехали какое то время, потом остановились, туман ушел, они заблудились, ехали пока не кончился бензин, потом закончилась еда, вода и прошло 3 или 4 дня, они уже приготовились умирать голодной смертью, как повстречали орущих прямотоками ангелов хранителей. Еще бы 1-2 дня и все.
Вы можете встретить сомнительные заправки в окрестностях, не заправляйтесь там, это не бензин, это трындец, мотоцикл потом никуда не поедет.
Если вы сомневаетесь в дороге, спуске, остановитесь и пройдите его пешком или вообще лучше выберите другую дорогу, тоже касается и форсирования рек, пройдите пешком тот путь по которому хотите проехать, лучше вообще провести в поводу. Скользкие подводные камни и ямы, невероятно сильное течение, ледяная вода, так же помните, в разное время суток река может выглядеть по разному, с утра это мелкая речушка, а после обеда это бушующий поток и таким он может оставаться еще неделю если идут дожди.
Селевые потоки, если сошла сель, не суйтесь туда без особой нужны.
Ночевка!
Палатка — ставьте там где ее не смоет потоками дождя, ставьте ее так, что бы она просматривалась как можно с меньшего количества мест, палатка не должна просматриваться с дороги.
Костер — тут нет дров, тут как правило не растут деверья и чем вы выше, тем меньше они не растут :-), имейте это ввиду, готовить еду придется на газовой горелке.
Могут прийти дикие животные, в зависимости от местности может водиться все, начиная с кабанов, медведей, волков, пум и заканчивая ети, и я не уверен, что пошутил сейчас. Если к вам пришли ночные гости…мне жаль, наверняка вы были хорошим человеком. Что делать в этом случае читаем в главе «Чем защищаться».
Что бы снизить вероятность прихода ночных гостей не оставляйте объедки и еду там где она может привлечь внимание животных, а поскольку привлечь она их может везде, нигде не оставляйте объедков.
Никогда не мусорите, все, что привезли увозите, что может сгореть сожгите в костре.
Лучше если всегда будет оставаться смена, один спит, другой караулит, потом поменялись, не то что бы это крайне необходимо, но у меня как то был неприятный инцидент когда все в лагере решили уснуть.
Если вы считаете, что сможете обойтись без палатки, то вы ошибаетесь.
Обязательно накройте байк чехлом на ночь.
Возьмите за правило, что останавливаться на ночлег нужно так, что бы вас вообще по хорошему никто не видел, не потому, что опасно или еще что то, просто возьмите за правило.
Ложась спать, сделайте все, что бы нож, палка, хоть что то было у вас под рукой и в случае чего вы были готовы к обороне, а не метались в трусах по палатке ища свой швейцарский ножик.
Ставить палатку у воды конечно удобно, но ночью к воду придут пить животные, оно вам надо? )
Чем защищаться?
Опять же нож, хороший, большой нож.
Шокер, он замечательно отпугивает как собак, так и другую живность, есть мощные шокеры объединенные с фанариком, будет очень удобно.
Учтите, что если мотоботом можно съездить городской или деревенской шавке по морде, то местные собаки вас, за ваш же мотобот и стащат, не размахивайте членами своего тела если они вам дороги.
Животные
Кого тут только нет (медведи, волки, пумы, кабаны), помните они бояться огня. Многие говорят, что дикие животные боятся вас больше чем вы их, это справедливо когда они не голодные. Но то, что они попадутся вам на глаза очень маловероятно, для вас куда большую опасность представляют те же собаки с кошар.
Животные на дороге — бич мотоциклиста. Вы не предугадаете их реакцию, снизьте скорость и дайте им убраться у вас с дороги.
Насекомые — слепни в частности, при остановке они могут облепить вас, сев сразу несколькими десятками, но это только до 1500 метров высоты, потом насекомых очень мало. Никаких особо ядовитых у нас нет.
Змеи — змей дохнера, смотрите под ноги, не бегайте по высокой траве, аккуратнее лазайте по скалам, они там греются.
Что делать если переехал змею? Это частое явление, они иногда переползают дорогу. Не давайте пропадать мясу, для желающих рецепт в комментариях (но только по просьбам).
Лекарства
Жгут, бинты, обезболивающее, левомицетин, активированный уголь, средство для обработки ран, большие пластыри, 150 грамм коньяка (мало ли для каких нужд пригодиться может, рану промыть, последствие высоты снять), далее по своему вкусу.
Заповедники
Имейте ввиду, вы можете въехать в заповедную зону не заметив ее, обычно есть большой металлически лист уведомляющий вас об этом, в заповедниках запрещена: охота, рыбалка, разведение костров, сбор ягод, грибов, трав, нельзя мусорить и съезжать с дороги на транспортном средстве. За соблюдением правил следят егеря и лучше их не встречать. Если проезжаете заповедник, то проезжайте, это не место для ночлега, отдыха и т.д.
Что брать с собой?
Вы должны четко понимать, от того что вы возьмете с собой может зависеть ваша жизнь, даже не может, а будет зависеть, вопрос в том насколько быстро это произойдет.
Нож — не перочинный ножик, который годится для ковыряния в зубах, а НОЖ, которым можно при необходимости нарубить веток, защитить себя, заточить палку, охотиться в конце концов
Теплая одежда (хорошая мотокуртка) — какая бы погода не была, какой бы летний месяц не стоял, это горы, сейчас +30 и жара, через 5 минут +7, град, ледяной дождь
Дождевик — нельзя давать себе промокнуть и замерзнуть, управлять в таком состоянии трудно и опасно
Чехол для мотоцикла
Каримат — туристический коврик, на нем можно отдохнуть, он не пропускает холод камней
Спальник и палатку, если вы решили ночевать, неважно насколько сейчас тепло
фонарик, инструменты + свеча, телефон
Трос веревочный — он плоский и почти не занимает места 5х10 см, но вещь невероятно полезная, вы даже не представляете в каком количестве случаев его можно применить
Питьевую воду, больше чем считаете нужным
Бензин, брать запаску в 2 раза больше чем считаете нужным (в горах жрем больше, вы можете потеряться или выбрать более длинную дорогу)
Помимо еды возьмите пару сникерсов, а то мало ли, на них можно продержаться 3-4 дня.
Если ваша кожа чувствительна к солнцу, обязательно используйте крем, ожоги вам обеспечены, загорите лучше чем на пляже.
Возьмите что то, чем накроете в дождь свои вещи привязанные к мотоциклу и наденьте это до того как пойдет дождь, у меня есть очень классная непромокаемая хреновина на резинке от какого то рюкзака, которую просто одеваешь сверху на закрепленные вещи, владельцам непромокаемых кофров проще.
Возьмите небольшой шланг, если все таки вы останетесь без бензина, он очень поможет вам когда проезжающая машина захочет с вами поделиться.
Думаю для начала вполне хватит, если материал был вам полезен, прошу не забывайте ставить оценку, так же будет здорово если вы дадите ссылку на нее начинающим эндуристам, лучше учиться на чужих ошибках чем на своих. До встречи!
- romatte
- Роман
- 7 июля 2014 в 22:44
- 80
- +138
- Crazy-Sunny
- 16 июля 2014 в 14:52
- ↑
- ↓
С некоторому отговорка и можно перенести и на город =) я сейчас так в Москве осваиваюсь. «не если, а когда заблудитесь» — улыбнуло =)Отличный безумно полезный пост.
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
Если мы говорим про варианты с расстоянием более 100км от города, то, вот мой опыт:
GPS приемник сейчас в каждом телефоне, закачайте туда хорошие карты и вы никогда не заблудитесь.
Отличная комбинация — телефон в водонепроницаемом чехле + карты + зарядка от аккумулятора
с таким набором вы не заблудитесь НИКОГДА и НИГДЕ. Брать 100% рекомендую. Если едете далеко, возьмите 2 телефона.
Я в таких местах блудил, где просто голые поля, по сторонам болота, дороги нет вообще, как ее найти — неизвестно, только GPS меня спасало, в других случаях я бы там навсегда наверное остался в этих болотах. А так при помощи GPS всегда выезжал. Если кому интересно могу скинуть свои подборки программ для навигации.
GPS приемник сейчас в каждом телефоне, закачайте туда хорошие карты и вы никогда не заблудитесь.
Отличная комбинация — телефон в водонепроницаемом чехле + карты + зарядка от аккумулятора
с таким набором вы не заблудитесь НИКОГДА и НИГДЕ. Брать 100% рекомендую. Если едете далеко, возьмите 2 телефона.
Я в таких местах блудил, где просто голые поля, по сторонам болота, дороги нет вообще, как ее найти — неизвестно, только GPS меня спасало, в других случаях я бы там навсегда наверное остался в этих болотах. А так при помощи GPS всегда выезжал. Если кому интересно могу скинуть свои подборки программ для навигации.
В горах может быть много мест, где в данный момент спутник GPS может быть тупо вне обозреваемого небосвода, не говоря о том, что там вообще никакой вид связи работать не будет.
Горы — не болота, легко можно попасть в место не имеющей нужной детализации карты навигатора, а в виду ограниченного горами горизонта ориентироваться почти невозможно.
Очень рекомендую по этому скачать на телефон, а лучше взять с собой в бумажном виде сборник нужных топографических карт Генштаба СССР. Ни один навигатор не имеет на своих картах такое количество информации, как они, не смотря даже на 30ти летнее устаревание.
Они содержат очень много важной информации:
— Географические элементы — леса, просеки, болота, реки, пересыхающие ручьи, овраги и многое другое.
— Уровнях высот, вы можете знать не только направление, но и насколько крутым будет подъем, как глубоко или высоко вам нужно будет подняться. Каждые 100метров выделены жирной линией.
— Линиях газопроводов и электропередач, вдоль которых будут обязательно просеки, это отличные ориентиры и возможность сориентироваться, если заблудились и их сложно перепутать с чем-то другим.
Горы — не болота, легко можно попасть в место не имеющей нужной детализации карты навигатора, а в виду ограниченного горами горизонта ориентироваться почти невозможно.
Очень рекомендую по этому скачать на телефон, а лучше взять с собой в бумажном виде сборник нужных топографических карт Генштаба СССР. Ни один навигатор не имеет на своих картах такое количество информации, как они, не смотря даже на 30ти летнее устаревание.
Они содержат очень много важной информации:
— Географические элементы — леса, просеки, болота, реки, пересыхающие ручьи, овраги и многое другое.
— Уровнях высот, вы можете знать не только направление, но и насколько крутым будет подъем, как глубоко или высоко вам нужно будет подняться. Каждые 100метров выделены жирной линией.
— Линиях газопроводов и электропередач, вдоль которых будут обязательно просеки, это отличные ориентиры и возможность сориентироваться, если заблудились и их сложно перепутать с чем-то другим.
Да что вы говорите? :-)
Толковый словарь Дмитриева
Членом называется конечность, часть тела человека (например, рука или нога).
От долгого сидения у неё онемели все членЫ. | Ни одним членом шевельнуть не может от усталости.
P.S. Меня начинает пугать граммар-наци настрой некоторых представителей мото сообщества. Друзья все пишут как хотят, ненужно использовать чужие ошибки (неважно реальные или высосанные из пальца) для поднятия самооценки, гневно указуя на них в комментариях. Этот сайт про другое, это не литературный кружок. Текст написан адекватно, достаточно грамотно, структурированно, смысл ясен, читается текст легко (ну только SpeedMaster возникли проблемы с улавливанием смысла), в нем нет грамматических ошибок, я вообще с трудом понимаю как можно из-за 4-5 описок/ошибок вообще поднять эту тему. Ну этот спич не конкретно вам oobana, просто раз уж поднялся вопрос.
Толковый словарь Дмитриева
Членом называется конечность, часть тела человека (например, рука или нога).
От долгого сидения у неё онемели все членЫ. | Ни одним членом шевельнуть не может от усталости.
P.S. Меня начинает пугать граммар-наци настрой некоторых представителей мото сообщества. Друзья все пишут как хотят, ненужно использовать чужие ошибки (неважно реальные или высосанные из пальца) для поднятия самооценки, гневно указуя на них в комментариях. Этот сайт про другое, это не литературный кружок. Текст написан адекватно, достаточно грамотно, структурированно, смысл ясен, читается текст легко (ну только SpeedMaster возникли проблемы с улавливанием смысла), в нем нет грамматических ошибок, я вообще с трудом понимаю как можно из-за 4-5 описок/ошибок вообще поднять эту тему. Ну этот спич не конкретно вам oobana, просто раз уж поднялся вопрос.
Да Рома прав, с водой даже в горах нужно быть аккуратно, я пил из ручья поднимаю голову и в двух метрах выше вижу дохлую змею в воде… хорошо не траванулуся… да и паразитов хватает… хотя если стоит вопрос выживание глистов вывести проще таки потом чем помереть, но вот инфекция может добить. так что решать надо по месту…
Добавлю, нюансы на которых не акцентировали. Берите теплые вещи, желательно шерсть.
На высотах свыше 4к становится не комфортно, кроме отсутствия кислорода, у вас может начаться горная болезнь. И даже если вы весь день катали, на высоте свыше 4к, ничего у вас не болело, или слегка болела голова, вполне вероятно, что заночевав на этой же высоте, ваша ночевка превратиться в кошмар, горнячка, рвота, нехватка кислорода, бессонница.
Важно!!! Горнячка может закончится летальным исходом, отек мозга и вы больше не жилец, гипоксия это называется. Стоит предусмотреть медикаменты которые помогут этого избежать.
На высотах свыше 4к становится не комфортно, кроме отсутствия кислорода, у вас может начаться горная болезнь. И даже если вы весь день катали, на высоте свыше 4к, ничего у вас не болело, или слегка болела голова, вполне вероятно, что заночевав на этой же высоте, ваша ночевка превратиться в кошмар, горнячка, рвота, нехватка кислорода, бессонница.
Важно!!! Горнячка может закончится летальным исходом, отек мозга и вы больше не жилец, гипоксия это называется. Стоит предусмотреть медикаменты которые помогут этого избежать.
Чувствуете, что становиться плохо, бегом в низну около 5к вы верняково почувствуете, что становится плохо))) Только стоит ли из-за этого бежать вниз?)) Во всяком случае, если очень херово и нету рядом разбирающихся людей, не стоит с этим играться. Был случай, парню на высоте 5к было плохо, все думали горнячка — пройдет, парень умер от отека мозга.
здесь был ататат
Да неприятный такой случай надо сказать, все безалаберно уснули, а я проснулся от того, что в лагере передвигались двое сомнительных личностей, было темно, около 4 утра, я подорвался, поднял кого смог. Личности начали рассказывать историю о том, что они ищут Кисловодск и едут с одного из населенных пунктов, на вопрос: «ребята какой Кисловодск, это КБР, а не Ставропольский край, вы в 15 км. от Эльбруса, тут людей нет, ни хрена нет, вы прете на машине в течении 5 часов (в противоположном направлени) в сторону Эльбруса который занимает чуть ли не пол неба в этом месте и надеетесь увидеть крупный город?» В общем и ребята мутные и история у них неправдоподобная, ну не могли они в таких диких местах искать довольно крупный город через который проходит федеральная трасса, это просто нереально там дичайшие территории. Ну мы им сказали, что бы разворачивались и ехали назад, может быть и правда заблудились (но это нереально), а может быть и нет, всегда есть опасения, что тебя прирежут так во сне, подходили то они к одной палатке, а то что вокруг нее еще куча мужиков в спальниках они как то не учли. В общем утром был серьезный разговор на тему безопасности :-), ехали на машине, на одну ночь, из опытных только пара людей была, а те кто бдил не разбудили смену или просто уснули.
Со змеей все просто, если уж задавили, даже у мертвой змеи зафиксируйте тело у самой головы, на голову наступите сапогом, отрежьте ее, не касаясь руками закопайте или присыпьте чем то, освежуйте (снимите шкуру и удалите внутренности), дома порежьте на куски по 5 см., их в пакет, туда же вино, перец, соль, лук, маринуйте до вечера, потом жарить на сковородке до готовности, очень вкусно. Велосипедисты частенько готовят, это от звука мотоцикла змеи разбираются, а на велосипедах их давят довольно часто.
Если собираетесь приготовить в полевых условиях, выпотрошенную змею кладем на горячие угли (без огня, именно угли) сворачиваем змею (как ремень) и не трогаем до готовности. Если змея небольшая, то можно просто обмотать вокруг палки и приготовить держа над костром. В принципе это мясо можно и сырым есть.
НИКОГДА не охотьтесь на змей и не пытайтесь специально ее убить, если это только не вопрос жизни и смерти, не потому, что змею жалко, а потому, что она скорее всего вас укусит. Вообще лучше обходить змей стороной.
Со змеей все просто, если уж задавили, даже у мертвой змеи зафиксируйте тело у самой головы, на голову наступите сапогом, отрежьте ее, не касаясь руками закопайте или присыпьте чем то, освежуйте (снимите шкуру и удалите внутренности), дома порежьте на куски по 5 см., их в пакет, туда же вино, перец, соль, лук, маринуйте до вечера, потом жарить на сковородке до готовности, очень вкусно. Велосипедисты частенько готовят, это от звука мотоцикла змеи разбираются, а на велосипедах их давят довольно часто.
Если собираетесь приготовить в полевых условиях, выпотрошенную змею кладем на горячие угли (без огня, именно угли) сворачиваем змею (как ремень) и не трогаем до готовности. Если змея небольшая, то можно просто обмотать вокруг палки и приготовить держа над костром. В принципе это мясо можно и сырым есть.
НИКОГДА не охотьтесь на змей и не пытайтесь специально ее убить, если это только не вопрос жизни и смерти, не потому, что змею жалко, а потому, что она скорее всего вас укусит. Вообще лучше обходить змей стороной.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (64)
RSS свернуть / развернуть