BMW S1000RR 2013 → Обзор возможностей телеметрии BMW HP Race Datalogger + пример анализа данных
Сижу, анализирую свои последние покатушки по треку. Решил, что раз все равно записываю план на следующую тренировку — поделюсь с сообществом, может быть кому-то также будет интересно
Разговор пойдет про устройство сбора данных с систем мотоцикла и про возможные анализы, которые можно проводить на компьютере, понимая, где и что нужно улучшать (на примере данных, которые я собрал во время track day в июне на Moscow Raceway)
Пару слов об устройстве
Внешне устройство представляет из себя небольшую коробочку и провод, который подключается к мозгам мотоцикла. Коробочка вешается на бок мотоцикла с помощью двухстороннего скотча. Во время поездки коробочка копит в себе все данные с периодичностью 100 раз в секунду. После поездки к коробочке подключается флешка, на которую в автоматическом режиме сбрасываются все записанные данные (5 сессий, т.е. около часа катаний «весят» примерно 15-17 Мб)К коробочке идет диск, на котором записана программа для импорта и анализа данных
Снимаемые каналы
В стандартной конфигурации datalogger снимает следующую информацию* Скорость (по спидометру) + скорость по gps + скорость отдельно переднего и заднего колеса
* Об/мин двигателя
* Угол наклона по gps и встроенным акселерометром
* % поворота ручки газа и % газа (разные вещи, так как электронные системы корректируют поведение двигателя иногда)
* Температура охлаждающей жидкости
* Текущую передачу
* % нажатия на передний и задний тормоз + реальный % зажатия тормозов (с учетом работы АБС, например)
* Степень вмешательства трекшена
* Работа АБС и ее степень вмешательства
* Позицию мотоцикла по GPS
* % скольжения переднего и заднего колеса
Как видно, каналов более, чем много. Однако для фанатов предусмотрена опция закупки доп. источника каналов и подключения внешних сенсоров (например, мне не хватает понимания работы подвески — т.е. степени сжатия вилки и заднего амортизатора)
Анализы и представление данных
Итак, все это добро записано, добросовесно скачано и импортировано в анализатор. Что же он умеет, и что можно понять из него. Сразу скажу, что программа очень инженерная, никаких красивостей тут нет. Чистая инженерия и графика1) Последовательность разгона, торможения, переключения передач и пр
В главном окне можно вывести любые каналы на график времени. Можно оценить, как гонщик действовал и сравнить с тем, что от него ожидалось (или сравнить просто с лучшим кругом)Например:
Здесь видно, что я торможу слишком рано
На фото каналы: ярко-зеленый — число оборотов двигателя, красный — скорость, темно-фиолетовый — нажатие на передний тормоз, светло-фиолетовый — угол наклона мотоцикла
Здесь видно, что я не до конца открыл газ на разгоне (т.е. потерял динамику)
Тут я еще не все анализы освоил, но количество их поистинне безгранично, можно практически по миллисекундам смотреть когда и что водитель трогал, как вел себя мотоцикл и какой скорости, времени и углу прохождения поворота это привело
2) Анализ трека по активности торможения
Видно достигнутое замедление, сила давления на передний и задний тормоз, угол наклона. Сам по себе анализ не очень интересен, но если сравнивать круги между собой — видно, какого максимального замедления удается достичь
3) Достигнутые скорости в поворотах
По каждому повороту показывается угол наклона в повороте. Также, анализ интересен с точки зрения сравнения кругов между собой
4) Достигнутые скорости на прямой
Показывается передача, достигнутая скорость, максимальные обороты двигателяНа приложенной фотке видно, что на большой прямой MRW я достиг в этом круге почти 259 км/ч, и у меня можно было еще чуть-чуть открутить 5ую передачу (т.е. осталась неиспользованная 6ая). Что говорит о том, что либо я медленно ехал этот круг, либо надо менять звездочки, чтобы использовать 6ую передачу
5) Связь продольного и бокового ускорения для всех точек трека в поворотах
Этот анализ непростой, но дает возможность сделать интересные выводы. (более подробно — тут).
По вертикали откладывается продольное ускорение/замедление. Т.е. с верхней половине графика точки, где я ускоряюсь. В нижней — это торможение. Вправо и влево откладываются углы наклона.
Если все точки выложить положить на кривую — получится какая-то фигура. У профессионального гонщика она похожа на сердце (т.е. ускорения и торможения проходят и при низко наклоненном мотоцикле). У новичка — больше на крест (т.е. в повороте только постоянная скорость, на прямом байке торможение и ускорение). Соответственно, из приложенного графика видно, что мне надо работать над входом в левые повороты с trail-bracking (т.е. замедляясь)
6) Наиболее используемые обороты в ходе круга
Гистограмма, на приложенном рисунке показывает, что я стараюсь держать высокие обороты, но переключаться можно и попозже, чтобы еще больше сместить используемые обороты в зону максимальной мощности. Кроме того, такие гистограммы полезны если вы пробуете разные карты настройки двигателя
В системе еще есть миллион разных графиков и окон, но они нужны уже скорее для глубокой отстройки электронных систем, карт впрыска топлива. Я пока их не изучал, так как даже сейчас информации более, чем достаточно. В целом, становится гораздо понятнее, как ведет себя мотоцикл, какие ошибки совершает пилот, какие навыки следует отрабатывать.
Так что — если у вас есть подобная система — давайте обмениваться записями, чтобы сравнивать поведение друг друга на треке. Да здравствуют инженеры и аналитика в таком «адреналиновом» спорте, как ШКМГ!
- b0nch
- Александр
- 20 июня 2014 в 12:21
- 11
- +49
честно, завидую белой завистью!!! У меня в Ростове только трек для картинга длиной всего в километр, короче очень маленький. А так мечтаю покататься на большом треке, позакладывать в повороты… Чувствую себя пареньком из деревни на мопеде перед настоящими мотоциклистами. Из того, что доступно — за городом на новых участках дороги кольцевые развязки — туда и приезжаю позакладывать. Довольствуюсь малЫм.
- sergey78rus
- 20 июня 2014 в 16:09
- ↓
К сожалению анализа практически не увидел. У меня тоже есть система телеметрии, правда на автомобиле, но сути не меняет. Так вот, главное это не то, что ты в программе увидишь, а какие выводы сделаешь. Самые элементарные выводы на поверхности: скажем, судя по графику торможения, усилие очень плавает. Т.е. можно поставить себе цель тормозить более интенсивно, особенно к концу торможения (видно как усилие в середине торможения ослабевает, а потом опять увеличивается).
Аналогично по оборотам, в статье есть вывод — надо дальше крутить.
Но это все достаточно базовые и не сложные вещи, которые опытный тренер и без телеметрии укажет =)
Из данных телеметрии можно вытащить гораздо больше. Но я не знаю как. Т.е. нужны методики, которые из набора графиков позволяют сделать «задачи на заезд». Я надеялся в статье именно это увидеть =)
Аналогично по оборотам, в статье есть вывод — надо дальше крутить.
Но это все достаточно базовые и не сложные вещи, которые опытный тренер и без телеметрии укажет =)
Из данных телеметрии можно вытащить гораздо больше. Но я не знаю как. Т.е. нужны методики, которые из набора графиков позволяют сделать «задачи на заезд». Я надеялся в статье именно это увидеть =)
- sergey78rus
- 20 июня 2014 в 16:12
- ↓
Да, еще по поводу самой системы телеметрии. Она по GPS рисует трек. Если взять и вильнуть на прямой, в логе это будет видно на GPS-треке? Я к чему — позволяет ли точность и задержки GPS в данной системе использовать трек для анализа траектории?
Данные снимаются 100 раз в секунду, поэтому виляние будет видно (собственно, виляние будет видно даже на такой простой программе, как racechrono + 100Hz bluetooth GPS приемник)
Насчет анализов — согласен конечно. Я очень поверхностно написал анализы, на которые я смотрю. План на тренировку у меня пока только составляется, и, да, я пока смотрю на очень базовые вещи (собственно, я сейчас всерьез смотрю на торможение, так как здесь у меня самые базовые навыки здесь еще не устаканились)
По более подробным анализам — могу порекомендовать блог одного парня, который также проводит такие анализы. К сожалению, в интернете этой информации немного, а те тренеры, с которыми я разговаривал — не очень склонны проводить 3-4 часа за просмотром графиков
Как только дойду до более сложных анализов и наберу их достаточное количество — может создам отдельный пост
Насчет анализов — согласен конечно. Я очень поверхностно написал анализы, на которые я смотрю. План на тренировку у меня пока только составляется, и, да, я пока смотрю на очень базовые вещи (собственно, я сейчас всерьез смотрю на торможение, так как здесь у меня самые базовые навыки здесь еще не устаканились)
По более подробным анализам — могу порекомендовать блог одного парня, который также проводит такие анализы. К сожалению, в интернете этой информации немного, а те тренеры, с которыми я разговаривал — не очень склонны проводить 3-4 часа за просмотром графиков
Как только дойду до более сложных анализов и наберу их достаточное количество — может создам отдельный пост
- sergey78rus
- 20 июня 2014 в 16:39
- ↑
- ↓
Про реальные 100Hz GPS очень сомневаюсь. 10Hz да, есть. Возможно 20Hz, но реально работающего я не видел, только в описании. Те, что по bluetooth, «бытовые» приемники, они вообще 1Hz.
Я могу путать, но при скорости обмена 38400 на частоте 10Hz уже не все nmea-сообщения «помещаются», я оставлял только основные.
Речь ведь идет не о том, как часто приемник выдает данные, а как часто он регистрирует их изменение.
Если нет описания, какой конкретно чип используется, то проще всего просто вильнуть на прямой =)
Я могу путать, но при скорости обмена 38400 на частоте 10Hz уже не все nmea-сообщения «помещаются», я оставлял только основные.
Речь ведь идет не о том, как часто приемник выдает данные, а как часто он регистрирует их изменение.
Если нет описания, какой конкретно чип используется, то проще всего просто вильнуть на прямой =)
Я до этого racechrono использовал + вот такой приемник
Ты прав, этот приемник 10Hz.
BMW говорят, что у них приемник 100Hz, но понять это действительно сложно. Я когда с racechrono катался — тоже были очень точные измерения
Полазал еще раз по графикам — видно, как контрруление работает, так что минимум 10Hz там есть.
Описания конкретного чипа в hp datalogger нет, так что неясно, что внутри
Ты прав, этот приемник 10Hz.
BMW говорят, что у них приемник 100Hz, но понять это действительно сложно. Я когда с racechrono катался — тоже были очень точные измерения
Полазал еще раз по графикам — видно, как контрруление работает, так что минимум 10Hz там есть.
Описания конкретного чипа в hp datalogger нет, так что неясно, что внутри
www.demetra5.kiev.ua/ru/catalog/geodezicheskije_prijomniki/pm800/2
А эти? Но я не о том. bikepost.ru/blog/47320/Obzor-vozmozhnostej-telemetrii-BMW-HP-Race-Datalogger--primer-analiza-dannykh.html#comment1055083 Вот тут же говорю, что комбинированной системой gps+аксель можно снимать.
Вопрос что вы имели ввиду, когда говорили «может все и даже больше»?
А эти? Но я не о том. bikepost.ru/blog/47320/Obzor-vozmozhnostej-telemetrii-BMW-HP-Race-Datalogger--primer-analiza-dannykh.html#comment1055083 Вот тут же говорю, что комбинированной системой gps+аксель можно снимать.
Вопрос что вы имели ввиду, когда говорили «может все и даже больше»?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (28)
RSS свернуть / развернуть