Проект продается, 60 000 USD [email protected]

BMW S1000RR 2013 → Обзор возможностей телеметрии BMW HP Race Datalogger + пример анализа данных


Сижу, анализирую свои последние покатушки по треку. Решил, что раз все равно записываю план на следующую тренировку — поделюсь с сообществом, может быть кому-то также будет интересно
Разговор пойдет про устройство сбора данных с систем мотоцикла и про возможные анализы, которые можно проводить на компьютере, понимая, где и что нужно улучшать (на примере данных, которые я собрал во время track day в июне на Moscow Raceway)


Пару слов об устройстве
Внешне устройство представляет из себя небольшую коробочку и провод, который подключается к мозгам мотоцикла. Коробочка вешается на бок мотоцикла с помощью двухстороннего скотча. Во время поездки коробочка копит в себе все данные с периодичностью 100 раз в секунду. После поездки к коробочке подключается флешка, на которую в автоматическом режиме сбрасываются все записанные данные (5 сессий, т.е. около часа катаний «весят» примерно 15-17 Мб)
К коробочке идет диск, на котором записана программа для импорта и анализа данных

Снимаемые каналы
В стандартной конфигурации datalogger снимает следующую информацию

* Скорость (по спидометру) + скорость по gps + скорость отдельно переднего и заднего колеса
* Об/мин двигателя
* Угол наклона по gps и встроенным акселерометром
* % поворота ручки газа и % газа (разные вещи, так как электронные системы корректируют поведение двигателя иногда)
* Температура охлаждающей жидкости
* Текущую передачу
* % нажатия на передний и задний тормоз + реальный % зажатия тормозов (с учетом работы АБС, например)
* Степень вмешательства трекшена
* Работа АБС и ее степень вмешательства
* Позицию мотоцикла по GPS
* % скольжения переднего и заднего колеса

Как видно, каналов более, чем много. Однако для фанатов предусмотрена опция закупки доп. источника каналов и подключения внешних сенсоров (например, мне не хватает понимания работы подвески — т.е. степени сжатия вилки и заднего амортизатора)

Анализы и представление данных
Итак, все это добро записано, добросовесно скачано и импортировано в анализатор. Что же он умеет, и что можно понять из него. Сразу скажу, что программа очень инженерная, никаких красивостей тут нет. Чистая инженерия и графика

1) Последовательность разгона, торможения, переключения передач и пр
В главном окне можно вывести любые каналы на график времени. Можно оценить, как гонщик действовал и сравнить с тем, что от него ожидалось (или сравнить просто с лучшим кругом)
Например:

Здесь видно, что я торможу слишком рано
На фото каналы: ярко-зеленый — число оборотов двигателя, красный — скорость, темно-фиолетовый — нажатие на передний тормоз, светло-фиолетовый — угол наклона мотоцикла

Здесь видно, что я не до конца открыл газ на разгоне (т.е. потерял динамику)


Тут я еще не все анализы освоил, но количество их поистинне безгранично, можно практически по миллисекундам смотреть когда и что водитель трогал, как вел себя мотоцикл и какой скорости, времени и углу прохождения поворота это привело
2) Анализ трека по активности торможения

Видно достигнутое замедление, сила давления на передний и задний тормоз, угол наклона. Сам по себе анализ не очень интересен, но если сравнивать круги между собой — видно, какого максимального замедления удается достичь

3) Достигнутые скорости в поворотах

По каждому повороту показывается угол наклона в повороте. Также, анализ интересен с точки зрения сравнения кругов между собой

4) Достигнутые скорости на прямой
Показывается передача, достигнутая скорость, максимальные обороты двигателя

На приложенной фотке видно, что на большой прямой MRW я достиг в этом круге почти 259 км/ч, и у меня можно было еще чуть-чуть открутить 5ую передачу (т.е. осталась неиспользованная 6ая). Что говорит о том, что либо я медленно ехал этот круг, либо надо менять звездочки, чтобы использовать 6ую передачу

5) Связь продольного и бокового ускорения для всех точек трека в поворотах

Этот анализ непростой, но дает возможность сделать интересные выводы. (более подробно — тут).
По вертикали откладывается продольное ускорение/замедление. Т.е. с верхней половине графика точки, где я ускоряюсь. В нижней — это торможение. Вправо и влево откладываются углы наклона.
Если все точки выложить положить на кривую — получится какая-то фигура. У профессионального гонщика она похожа на сердце (т.е. ускорения и торможения проходят и при низко наклоненном мотоцикле). У новичка — больше на крест (т.е. в повороте только постоянная скорость, на прямом байке торможение и ускорение). Соответственно, из приложенного графика видно, что мне надо работать над входом в левые повороты с trail-bracking (т.е. замедляясь)

6) Наиболее используемые обороты в ходе круга

Гистограмма, на приложенном рисунке показывает, что я стараюсь держать высокие обороты, но переключаться можно и попозже, чтобы еще больше сместить используемые обороты в зону максимальной мощности. Кроме того, такие гистограммы полезны если вы пробуете разные карты настройки двигателя

В системе еще есть миллион разных графиков и окон, но они нужны уже скорее для глубокой отстройки электронных систем, карт впрыска топлива. Я пока их не изучал, так как даже сейчас информации более, чем достаточно. В целом, становится гораздо понятнее, как ведет себя мотоцикл, какие ошибки совершает пилот, какие навыки следует отрабатывать.

Так что — если у вас есть подобная система — давайте обмениваться записями, чтобы сравнивать поведение друг друга на треке. Да здравствуют инженеры и аналитика в таком «адреналиновом» спорте, как ШКМГ!
  • b0nchb0nch
  • Александр
  • 20 июня 2014 в 12:21
  • 11
  • оценка: +49

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
+11
Satyr
это слишком круто для меня, но плюсанул
+1
StarikOFF
Интересно, мне после покатушек нравится видео посмотреть, а кому то наверное в графиках поковыряться)
+2
Turbo_KITT
Телеметрия — вещь полезная )
+3
WuFei
Всё таки да… Я хоть и кривой инженер, и недомотоциклист, но оргазм я испытал от этой статьи.
0
aromail
честно, завидую белой завистью!!! У меня в Ростове только трек для картинга длиной всего в километр, короче очень маленький. А так мечтаю покататься на большом треке, позакладывать в повороты… Чувствую себя пареньком из деревни на мопеде перед настоящими мотоциклистами. Из того, что доступно — за городом на новых участках дороги кольцевые развязки — туда и приезжаю позакладывать. Довольствуюсь малЫм.
0
C2H5OH
Эта программа позволяет смоделировать идеального «сферического в вакууме» гонщика, который пройдет круг за минимально теоретически возможное время? Будет каждый поворот проходить на грани сноса, тормозить почти в стоппи и ускоряться почти в вилли? Интересно, какое время круга покажет такой робот?
0
b0nch
Нет, просто показывает данные. Функции моделирования нет.
Кстати, нет еще функции совмещения данных и видео (как в motogp, когда видно прямо на видео, где и как открывает газ Меландри там или Баутиста)
+1
sergey78rus
К сожалению анализа практически не увидел. У меня тоже есть система телеметрии, правда на автомобиле, но сути не меняет. Так вот, главное это не то, что ты в программе увидишь, а какие выводы сделаешь. Самые элементарные выводы на поверхности: скажем, судя по графику торможения, усилие очень плавает. Т.е. можно поставить себе цель тормозить более интенсивно, особенно к концу торможения (видно как усилие в середине торможения ослабевает, а потом опять увеличивается).
Аналогично по оборотам, в статье есть вывод — надо дальше крутить.
Но это все достаточно базовые и не сложные вещи, которые опытный тренер и без телеметрии укажет =)
Из данных телеметрии можно вытащить гораздо больше. Но я не знаю как. Т.е. нужны методики, которые из набора графиков позволяют сделать «задачи на заезд». Я надеялся в статье именно это увидеть =)
0
sergey78rus
Да, еще по поводу самой системы телеметрии. Она по GPS рисует трек. Если взять и вильнуть на прямой, в логе это будет видно на GPS-треке? Я к чему — позволяет ли точность и задержки GPS в данной системе использовать трек для анализа траектории?
0
b0nch
Данные снимаются 100 раз в секунду, поэтому виляние будет видно (собственно, виляние будет видно даже на такой простой программе, как racechrono + 100Hz bluetooth GPS приемник)
Насчет анализов — согласен конечно. Я очень поверхностно написал анализы, на которые я смотрю. План на тренировку у меня пока только составляется, и, да, я пока смотрю на очень базовые вещи (собственно, я сейчас всерьез смотрю на торможение, так как здесь у меня самые базовые навыки здесь еще не устаканились)

По более подробным анализам — могу порекомендовать блог одного парня, который также проводит такие анализы. К сожалению, в интернете этой информации немного, а те тренеры, с которыми я разговаривал — не очень склонны проводить 3-4 часа за просмотром графиков

Как только дойду до более сложных анализов и наберу их достаточное количество — может создам отдельный пост
0
sergey78rus
Про реальные 100Hz GPS очень сомневаюсь. 10Hz да, есть. Возможно 20Hz, но реально работающего я не видел, только в описании. Те, что по bluetooth, «бытовые» приемники, они вообще 1Hz.
Я могу путать, но при скорости обмена 38400 на частоте 10Hz уже не все nmea-сообщения «помещаются», я оставлял только основные.
Речь ведь идет не о том, как часто приемник выдает данные, а как часто он регистрирует их изменение.
Если нет описания, какой конкретно чип используется, то проще всего просто вильнуть на прямой =)
0
b0nch
Я до этого racechrono использовал + вот такой приемник
Ты прав, этот приемник 10Hz.
BMW говорят, что у них приемник 100Hz, но понять это действительно сложно. Я когда с racechrono катался — тоже были очень точные измерения

Полазал еще раз по графикам — видно, как контрруление работает, так что минимум 10Hz там есть.
Описания конкретного чипа в hp datalogger нет, так что неясно, что внутри
0
b0nch
Вот настройки datalogger
0
sergey78rus
Ну это настройки логгера, он может писать и 10Mz, а читать с датчиков раз в секунду =)
Я не знаю про BMW, у них может и все на 100Нz работать, тогда это действительно очень крутой логгер.
+1
frig
GPS вряд ли такое покажет. Есть геодезические системы, которые с высокой точностью работают, но время замера космическое.
Тут может быть комбинированная система — GPS+акселерометр. Аксель покажет небольшие отклонения, а благодаря GPS не будет накапливаться ошибка.
0
flegg
У меня лаптаймер qstarz lt6000, с телеметрией, все он может и даже больше…
0
frig
Показывает отклонение на 10 см от траектории используя только GPS?
0
flegg
Ни одна система не может считать отклонение 10см, кроме военных…
0
frig
www.demetra5.kiev.ua/ru/catalog/geodezicheskije_prijomniki/pm800/2
А эти? Но я не о том. bikepost.ru/blog/47320/Obzor-vozmozhnostej-telemetrii-BMW-HP-Race-Datalogger--primer-analiza-dannykh.html#comment1055083 Вот тут же говорю, что комбинированной системой gps+аксель можно снимать.

Вопрос что вы имели ввиду, когда говорили «может все и даже больше»?
+2
n1SMo
Очень крутой пост! Спасибо, интересно/, пиши еще! :)
0
k0resh
Спасибо за пост! он в чем-то подтолкнул меня на изучение Corel Draw и Autocad :)))
c++ и делфи тоже пожалуй выучу, чтоб было :)))
0
agile
до встречи через 10 лет =)
0
flegg
Телеметрия вещь очень полезная, если умеешь пользоватся, советую совмещать с онбордами, помогает еще лучше. Какое время на мрв?
0
b0nch
Пока 1:50 с копейками
0
Sergun
Рано тормозишь! смотри на горке ты тормоз в пол, а на прямых как в городе перед светофором, лучше позже, но жестче! и перед горкой, в дуге, газа мало, там 3 в отсечку
0
b0nch
Согласен, именно над этим и работаю. Пытаюсь нащупать правильные точки поворота + разобраться с последовательностью «Свешивание, торможение, контрруление, отклячивание коленки». Пока — бардак конечно, рано торможу, пересаживаюсь не в то время, так что есть над чем работать
0
Kolyaxr
А время какое лучшее?)
0
b0nch
Пока 1:50 с копейками
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, BMW S1000RR 2013, Обзор возможностей телеметрии BMW HP Race Datalogger + пример анализа данных