Урал ИМЗ-8.103-10 1994 → Бесконтактный датчик топлива на герконах
Представляю вашему вниманию простой бесконтактный датчик топлива.
В баке располагается трубка из немагнитного материала. Один конец ее запаян, а второй герметично вкручен в отверстие в днище бензобака. Внутри трубки расположена гирлянда из герконов и резисторов, концы которой выведены на разъем в нижнем торце. Снаружи по трубке скользит поплавок с магнитом и замыкает герконы.
Для нижнего торца пришлось выточить хитрую втулку-гайку. В нее с одной стороны впаивается трубка, а с другой вкручивается разъем СР-50. Сама же втулка вкручивается в отверстие снизу бензобака.
Герконы и резисторы соединяются по такой схеме:
Общее сопротивление батареи и сопротивление первого резистора подбираются под какой-то конкретный прибор. Сопротивление пустого/полного датчика для него можно найти в интернете. У меня прибор тоже самопальный и я на это дело не заморачивался. Герконов влезло аж 33 штуки, и это на мой 15-литровый бак от ижа. Теоретическая точность в пол литра)
Я смонтировал все это на полосе из одностороннего стеклотекстолита.
Герконы следует располагать так, чтобы каждый из них перекрывал соседние. Тоесть или как у меня или в шахматном порядке. Нужно это для того, чтобы цепь не разрывалась при движении магнита вдоль герконов.
В верхний торец трубки я загнал немного ваты, чтобы плата там не болталась. Вся плата держится за нижний разъем, вкрученный в гайку.
Заливать герконы в эпоксидку запрещено — она при затвердении их раздавит. По этому нужен или герметичный корпус как у меня или герметичный разъем (сами герконы бензина не боятся).
Поплавок я сделал из пенополиэтилена. Просто вырезал ножом. Центральное отверстие проплавил горячим болтом и по сторонам воткнул два маленьких кусочка сильного магнита. Кусочки эти я тоже заплавил, чтоб не вылезли. Плавучести хватает с избытком, бензин его не берет.
В бензобаке внизу сверлится отверстие под втулку (у меня 18мм), вся эта конструкция заводится через горловину и прикручивается снизу гайкой. Оптимальнее гайку в бак вварить, но в моем случае он был уже покрашен. Работает датчик хорошо, ресурс у него практически вечный.
Если кому-то не нужен датчик уровня, а хватит простой лампочки резерва — есть готовый вариант. Это датчик уровня масла ВАЗ 21083-3839210 Принцип тот-же, но геркон только один на конце трубки. Его достаточно просто подогнать под нужный уровень.
В баке располагается трубка из немагнитного материала. Один конец ее запаян, а второй герметично вкручен в отверстие в днище бензобака. Внутри трубки расположена гирлянда из герконов и резисторов, концы которой выведены на разъем в нижнем торце. Снаружи по трубке скользит поплавок с магнитом и замыкает герконы.
Моя реализация:
В качестве трубки я взял медную водопроводную трубу диаметром 12мм и затычку к ней.Для нижнего торца пришлось выточить хитрую втулку-гайку. В нее с одной стороны впаивается трубка, а с другой вкручивается разъем СР-50. Сама же втулка вкручивается в отверстие снизу бензобака.
Герконы и резисторы соединяются по такой схеме:
Общее сопротивление батареи и сопротивление первого резистора подбираются под какой-то конкретный прибор. Сопротивление пустого/полного датчика для него можно найти в интернете. У меня прибор тоже самопальный и я на это дело не заморачивался. Герконов влезло аж 33 штуки, и это на мой 15-литровый бак от ижа. Теоретическая точность в пол литра)
Я смонтировал все это на полосе из одностороннего стеклотекстолита.
Герконы следует располагать так, чтобы каждый из них перекрывал соседние. Тоесть или как у меня или в шахматном порядке. Нужно это для того, чтобы цепь не разрывалась при движении магнита вдоль герконов.
В верхний торец трубки я загнал немного ваты, чтобы плата там не болталась. Вся плата держится за нижний разъем, вкрученный в гайку.
Заливать герконы в эпоксидку запрещено — она при затвердении их раздавит. По этому нужен или герметичный корпус как у меня или герметичный разъем (сами герконы бензина не боятся).
Поплавок я сделал из пенополиэтилена. Просто вырезал ножом. Центральное отверстие проплавил горячим болтом и по сторонам воткнул два маленьких кусочка сильного магнита. Кусочки эти я тоже заплавил, чтоб не вылезли. Плавучести хватает с избытком, бензин его не берет.
В бензобаке внизу сверлится отверстие под втулку (у меня 18мм), вся эта конструкция заводится через горловину и прикручивается снизу гайкой. Оптимальнее гайку в бак вварить, но в моем случае он был уже покрашен. Работает датчик хорошо, ресурс у него практически вечный.
Если кому-то не нужен датчик уровня, а хватит простой лампочки резерва — есть готовый вариант. Это датчик уровня масла ВАЗ 21083-3839210 Принцип тот-же, но геркон только один на конце трубки. Его достаточно просто подогнать под нужный уровень.
- fox_alex
- Александр Курмис
- 11 апреля 2014 в 2:39
- 19
- +49
Молодец! Как профессионал, 10 лет занимающийся спутниковым мониторингом транспорта, в том числе и датчиками уровня топлива разного типа — скажу, что работа понравилась! Для нашего бизнеса точность недостаточная, для мотоцикла — в самый раз!
Какие я вижу опасности?
1. Возможность течи через прокладку
2. Есть вероятность заедания поплавка на трубке, со временем, когда на ней отложится всякая дрянь, в нижней части особенно. Ну, это смотря где заправляться…
3. При пайке нужно правильно подобрать припой, чтобы не нарваться на чистое олово и «оловянную чуму», аллотропию — разложение олова на морозе. Грамотнее было бы варить или клеить правильными клеями, это кажется более сложным, но поверьте — хорошая пайка ничуть не проще. А при плохой пайке — см. п. 1.
4. Вата внутри — это смешно :) Нельзя органику использовать, непредсказуемая она.
Я бы рекомендовал всё-таки заливать трубку, но не эпоксидкой, а каким-нибудь герметизирующим незастывающим гелем для радиоэлектроники. Только подобрать по совместимости с нефтепродуктами. И для поплавка подобрать полый тороид. Можно в товарах для детей посмотреть игрушку для ванной или типа того. Распилить, вложить/вклеить магнит(ы), склеить паяльником и клеевым пистолетом аккуратно-герметично, чтобы внутри воздух был. Тот же полиэтилен пойдёт, его на ощупь сразу можно выбрать в магазине — он скользкий.
Ещё идея для самодельщиков — взять готовый датчик уровня топлива для систем мониторинга транспорта (примерно 4000 руб.), выходы там бывают всякие — напряжение в разных диапазонах, частота 500..1500 Гц, цифра по RS-232 или RS-485. Обрезать под размер и вклячить, цифровые можно подключать к индикатору — самодельному или готовому. Точность будет — мама не горюй! На полную длину такие датчики дают 1000 градаций, на обрезке (если исходник был не длинный) будет 300-400 градаций. 50 грамм на стоящем прямо мотоцикле.
Какие я вижу опасности?
1. Возможность течи через прокладку
2. Есть вероятность заедания поплавка на трубке, со временем, когда на ней отложится всякая дрянь, в нижней части особенно. Ну, это смотря где заправляться…
3. При пайке нужно правильно подобрать припой, чтобы не нарваться на чистое олово и «оловянную чуму», аллотропию — разложение олова на морозе. Грамотнее было бы варить или клеить правильными клеями, это кажется более сложным, но поверьте — хорошая пайка ничуть не проще. А при плохой пайке — см. п. 1.
4. Вата внутри — это смешно :) Нельзя органику использовать, непредсказуемая она.
Я бы рекомендовал всё-таки заливать трубку, но не эпоксидкой, а каким-нибудь герметизирующим незастывающим гелем для радиоэлектроники. Только подобрать по совместимости с нефтепродуктами. И для поплавка подобрать полый тороид. Можно в товарах для детей посмотреть игрушку для ванной или типа того. Распилить, вложить/вклеить магнит(ы), склеить паяльником и клеевым пистолетом аккуратно-герметично, чтобы внутри воздух был. Тот же полиэтилен пойдёт, его на ощупь сразу можно выбрать в магазине — он скользкий.
Ещё идея для самодельщиков — взять готовый датчик уровня топлива для систем мониторинга транспорта (примерно 4000 руб.), выходы там бывают всякие — напряжение в разных диапазонах, частота 500..1500 Гц, цифра по RS-232 или RS-485. Обрезать под размер и вклячить, цифровые можно подключать к индикатору — самодельному или готовому. Точность будет — мама не горюй! На полную длину такие датчики дают 1000 градаций, на обрезке (если исходник был не длинный) будет 300-400 градаций. 50 грамм на стоящем прямо мотоцикле.
Гуглить по производителям ДУТ: Технотон, Омникомм, или просто «дут мониторинг глонасс»
Вышеуказанные стоят дорого, просто мы именно с дорогими дружим, так надёжнее :)
Можно найти в 1,5-2 раза дешевле. А конкретно купить — по списку их дилеров. Спрашивать «ДУТ для Газели», там бак низенький, датчик короткий. Проблема — в большой «голове» датчика, не факт что влезет. Украинцы делают датчики с маленькими головами, не помню как называются…
И ещё. ДУТ ставят головой вверх. Что будет если его поставить головой вниз — я не знаю :)
По идее вверху есть дренажные отверстия, и важна общая ёмкость… Наверное, будет работать.
Вышеуказанные стоят дорого, просто мы именно с дорогими дружим, так надёжнее :)
Можно найти в 1,5-2 раза дешевле. А конкретно купить — по списку их дилеров. Спрашивать «ДУТ для Газели», там бак низенький, датчик короткий. Проблема — в большой «голове» датчика, не факт что влезет. Украинцы делают датчики с маленькими головами, не помню как называются…
И ещё. ДУТ ставят головой вверх. Что будет если его поставить головой вниз — я не знаю :)
По идее вверху есть дренажные отверстия, и важна общая ёмкость… Наверное, будет работать.
На мото использовать датчики поплавкового типа достаточно проблематично:
1 Поплавок должен иметь достаточные габариты чтобы плавать, что сильно мешает монтажу (а именно впихиванию в бак) и соответственно демонтажу датчика в бак
2 Именно полученный датчик будет показывать неточные данные: из-за сложной формы бака количество топлива на сантиметр высоты уровня (единицу длины датчика) будет отличаться. Например внизу посередине бака выемка и соответственно на единицу высоты уровня топлива литров будет меньше.
Поэтому лучше использовать емкостные датчики топлива:
1 По габаритам они похожи на трубку, что позволяет их вставлять снизу, а не через горловину, что сложнее
2 Использование микроконтроллера хоть и усложняет всю конструкцию, но зато позволяет точно тарировать и выводить данные хоть на ЖК дисплей, хоть на лампочки, хоть на стрелочные приборы.
3 Бюджет на изготовление такого датчика, даже с использованием микроконтроллера не такой иж и высокий.
1 Поплавок должен иметь достаточные габариты чтобы плавать, что сильно мешает монтажу (а именно впихиванию в бак) и соответственно демонтажу датчика в бак
2 Именно полученный датчик будет показывать неточные данные: из-за сложной формы бака количество топлива на сантиметр высоты уровня (единицу длины датчика) будет отличаться. Например внизу посередине бака выемка и соответственно на единицу высоты уровня топлива литров будет меньше.
Поэтому лучше использовать емкостные датчики топлива:
1 По габаритам они похожи на трубку, что позволяет их вставлять снизу, а не через горловину, что сложнее
2 Использование микроконтроллера хоть и усложняет всю конструкцию, но зато позволяет точно тарировать и выводить данные хоть на ЖК дисплей, хоть на лампочки, хоть на стрелочные приборы.
3 Бюджет на изготовление такого датчика, даже с использованием микроконтроллера не такой иж и высокий.
Всё верно. Кстати, если есть микроконтроллер и процесс тарировки — то можно оттарировать и герконовую линейку :)
АЦП, обработка, ЦАП — и на винтажный аналоговый прибор :)
Всё как бы труъ, но где-то посредине спрятан совсем не трушный компьютер…
Кстати, таблицы тарировок в современных ёмкостных ДУТ содержатся внутри, в памяти в головке датчика, наружу идут уже готовые литры. Там и фильтрация плесканий, и даже компенсация теплового расширения, правда, она под соляру выставлена с завода.
АЦП, обработка, ЦАП — и на винтажный аналоговый прибор :)
Всё как бы труъ, но где-то посредине спрятан совсем не трушный компьютер…
Кстати, таблицы тарировок в современных ёмкостных ДУТ содержатся внутри, в памяти в головке датчика, наружу идут уже готовые литры. Там и фильтрация плесканий, и даже компенсация теплового расширения, правда, она под соляру выставлена с завода.
Мы датчики не делаем, мы делаем приборы (GPS\ГЛОНАСС\GSM-терминалы) и программное обеспечение систем. Датчиками Технотон торгуем попутно, ну и в силу специфики изучаем все остальные. Вода — это проблема, да. Особенно если датчик стоит вниз головой! При обычной установке в бак грузовика он ведь до дна не достаёт. Там остаётся 2-3 см, и то бывает, что «водяной пузырь» в солярке начинает доставать до трубок и замыкать. А при такой вот установке — любое количество воды замкнёт датчик. Возможно, что для «перевёртыша» герконы — лучшее решение!
А температура — не при чём, правда. Там коэффициент настолько мизерный, что для бака мотоцикла можно пренебречь. Скорее дело было именно в воде.
А температура — не при чём, правда. Там коэффициент настолько мизерный, что для бака мотоцикла можно пренебречь. Скорее дело было именно в воде.
здесь был ататат
В деле измерения уровня топлива этот вопрос — плескания топлива — ключевой :)
Обычно решается математическими методами. В данном случае, когда нет цифры и математики — достаточно инерции поплавка и его трения о трубку. Лишь бы это трение не стало слишком сильным (поверхности задерутся со временем) — и поплавок замрёт в одном положении, скорее всего верхнем…
Обычно решается математическими методами. В данном случае, когда нет цифры и математики — достаточно инерции поплавка и его трения о трубку. Лишь бы это трение не стало слишком сильным (поверхности задерутся со временем) — и поплавок замрёт в одном положении, скорее всего верхнем…
Лишь бы впихнулся этот герметик. А заполнять надо — каждая заправка это резкий перепад температур, герметичная трубка с воздухом — это тот же сильфон, рано или поздно начнёт подсасывать туда-сюда, в топливе всегда есть растворённая вода, её пары будут оставаться внутри, и коррозия начнётся.
Можно предохраниться — покрыть плату аэрозольным уретановым лаком CRAMOLIN.
Так… Что-то я увлёкся, походу :)
Можно предохраниться — покрыть плату аэрозольным уретановым лаком CRAMOLIN.
Так… Что-то я увлёкся, походу :)
- BlackMamba
- 27 января 2016 в 11:08
- ↓
Зачет!!! А сам указатель топлива от чего можно использовать? есть какие-то ограничения?
- BlackMamba
- 27 января 2016 в 14:39
- ↓
и какие герконы ставил и резисторы? по характеристикам? как их подобрать? что за крючочек в самом верху? на выходе с этого дела 2 провода? земля и сигнал? хочу себе такое смастерить.
3 года прошло — датчик жив, ничего ему не делается)
Про герконы и резисторы:
Герконы какие найдешь. Чем мельче — тем точнее датчик будет. Допустим герконов у тебя N штук влезло.
Резисторы — есть у тебя показометр от машины. Меришь сопротивление его родного датчика. Получаешь две цифры Rmin и Rmax в минимальном и максимальном положении.
Если родного датчика нет — подбирай эти занчения методом тыка или на прдстроечном резисторе каком-нибудь. Так чтоб в одном положении стрелка в нуле была, а во втором в максимуме.
По схеме сверху в статье R1 = Rmin
Все остальные резисторы будут Rn = (Rmax-Rmin)/N
Тогда датчик будет с показометром работать от минимума до максимума.
Про герконы и резисторы:
Герконы какие найдешь. Чем мельче — тем точнее датчик будет. Допустим герконов у тебя N штук влезло.
Резисторы — есть у тебя показометр от машины. Меришь сопротивление его родного датчика. Получаешь две цифры Rmin и Rmax в минимальном и максимальном положении.
Если родного датчика нет — подбирай эти занчения методом тыка или на прдстроечном резисторе каком-нибудь. Так чтоб в одном положении стрелка в нуле была, а во втором в максимуме.
По схеме сверху в статье R1 = Rmin
Все остальные резисторы будут Rn = (Rmax-Rmin)/N
Тогда датчик будет с показометром работать от минимума до максимума.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (34)
RSS свернуть / развернуть