Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Leontij → Несколько примеров аварийных ситуаций или не повторяйте чужие ошибки

Пока погода нелетная и даже на работе заняться нечем, из всех развлечений остается только интернет. Читать надоело, решил сам написать. Пост будет посвящен моим ошибкам, которые я призываю вас не повторять. Кто-то уже бывал в подобных ситуациях и научен своим опытом, а кому-то будет полезно намотать себе на ус и сделать выводы или повысить свою бдительность перед грядущим сезоном.
Хорошо бы для наглядности фото или видео какие-нибудь вставить, но с этим небогато, извиняйте.
И готовьтесь к тому, что будет много букв ;)

Начну со своего первого сезона, год 2011, детские ошибки.
Сразу после мотошколы и УБРа я купил себе литрового фазера. Что как и почему сейчас уже не важно. Важно то, что этот мотоцикл оказался выше, тяжелее и неповоротливее, чем я думал после первого с ним знакомства в гараже продавца.
Ситуация 1-я. Роняем мотоцикл на неровном рельефе.
Байк куплен, он непривычный-необычный и надо учиться на нем ездить. Нашел пустынную асфальтированную дорожку поблизости от гаража и начал по ней кататься взад-вперед, привыкая к мотоциклу. Дорожка достаточно длинная, наверное около километра, в одном ее конце разворачивался на асфальтированной площадке, в другом — на грунтовом пятаке. поскольку ездить толком не умел и понимал, что мой мот не предназначен для езд по грунту, на грунтовом пятаке я разворачивался, перебирая ногами по земле. Вроде таким образом контролируешь все — передача первая, руль до упора, сцеплением контролируешь черепашью скорость перемещения, ногами по земле перебираешь для пущей уверенности в себе, вроде как страхуешь мот от падения. Ага, щаззз… Стоило только расслабиться, как левая нога неожиданно попала в ямку, оп-хлоп, немая сцена: мот стремится упасть и в этом стремлении прошел ровно половину пути, я его удерживаю наклоненным под 45 градусов силой двух рук (при том левая выжимает сцепление, а правая контролирует газ, который сначала открылся на полную, огласив окресности взрослым таким визгом) и одной левой ноги, которая таки сработала в качестве подстраховки. Стою, не дыша и не шевелясь, соображаю как быть дальше. Бросить не могу — только что купил же! Просто взять и поднять вроде тоже не получается — хорошо бы как-то поудобней перехватиться, но в силу обстоятельств нейтраль не включить, руку со сцепления не убрать, как быть — непонятно. Постоял, подышал и нечеловеческим (для меня по крайней мере) усилием выдернул 220кг в вертикальное положение. Выводы сделал, кататься продолжил.
Ситуация №2 — классика жанра.
Чуть ли не в тот же день. Видимо, устал тренироваться. Приехал в гараж и паркуюсь вдоль правой стены, как можно ближе к ней, чтобы лишнего места не занимать. Начинаю слезать, а мот подо мной как-то странно наклоняется. Чувствую, что ситуация выходит из под контроля, снова замираю, пытаюсь анализировать, что происходит. Ясное дело — забыл выставить подножку. Покряхтел-попыжился (неудобно и тесно было), но ситуацию исправил опять без потерь.
Ситуация №3 — не надо думать за других.
Покатавшись немного с подстраховкой (до МРЭО, до работы, всего пару-тройку раз), решил, что пора ездить самому и без посторонней помощи. Сказано-сделано. Только все равно страшно. Литр, 150 лошадей и я весь из себя неуверенный — гремучий коктейльчик. Поэтому было принято решение выехать на покатушки попозже, когда машин будет меньше. Решение, сразу скажу, было неправильное. Поехал, покатался, вроде все успешно, запланированный маршрут пройден со средней скоростью 40 км/ч, возвращаюсь домой. Впереди перекресток, на котором мне надо повернуть налево. До перекрестка метров 100-150, еду не торопясь, те же 40-50 км/ч. На перекрестке горит зеленый мне (и встречным, соответственно). Машин почти нету, но есть одна, которая приближается с противоположного направления. До перекрестка и мне и встречной машине остается метров 20 в тот момент, когда зеленый начинает мигать. Но мне-то что, я на моте, с включенным левым поворотником и к тому же зверски быстр! Думаю, что мне как раз хватит времени, чтобы успеть повернуть. Ну а машина встречная, увидев перед собой мигающий зеленый просто обязана остановиться. Я так думал. А не надо было думать, надо было смотреть перед собой. В момент, когда загорелся желтый, мы оба оказались на перекрестке, он ехал прямо, а я уже положил мот в поворот. Наши траектории должны были пересечься где-то в районе переднего крыла или центральной стойки автомобиля, т.е. если бы я ничего не предпринял, то я бы туда и приехал. Ситуация оказалась непредвиденной для обоих: я не ждал, что автомобиль не остановится, а продолжит движение, он не ожидал, что я перед ним начну поворачивать. Спасибо шоку, в который впал водитель авто (мне кажется, я запомнил его удивленные, очень-очень большие глаза, хотя лица его не помню), он не стал тормозить. Если б он затормозил, шансов у меня не было бы вовсе, и первый мой выезд закончился бы плачевно. А так я бросил взгляд куда-то сзади багажника (научили в мотошколе: куда смотришь — туда и едешь. видимо, запомнил), притормозил (а не жмакнул тормоза со всей дури, что меня в общем тоже удивило), приподняв тем самым мот из наклона, и объехал авто сзади. После того, как через пару минут припарковался и посчитал количество отложенных кирпичей, много думал. И понял, что нельзя рассчитывать на то, что окружающие будут действовать по запланированному тобой сценарию.
Ситуация №4 — рельсы.
Сезон, который хоть и начался в июне, проходил быстро и неплодотворно поначалу. Потому что было страшно. Страшно и ездить на этой зверюге и выезжать куда-то далеко, где я оказался бы беспомощным. Но кататься хотелось тем больше, чем ближе и неотвратимее был конец сезона (закрывал я свой первый сезон 19 октября под мокрым снегом). Сентябрь был переменчивый — то дождь и холодно, то солнце и сухо, а я каждый день ездил на моте на работу. Дорогу выбрал короткую и на пути у меня дважды встречалось препятствие «рельсы, расположенные под углом к проезжей части». Оба переезда двухколейные, но один у меня вообще не вызывал эмоций, а второго я почему-то всегда опасался. Не просто так боялся, начитался интернета и умных книжек, в которых рельсы фигурировали в качестве одной из подстерегающих мотоциклистов опасностей. Летом-то у меня все было нормально, потому что я не сомневался в сцепных свойствах резины, а осенью, да еще во время дождей, перестраховывался, сбавлял скорость. Как-то раз на злополучном переезде я как обычно сбавил скорость (до 20-30 км/ч), почти уже переехал все как надо, но на 3-м из 4 рельсов меня каааак колбаснуло, что очухался я только за переездом, когда понял, что еще чуть-чуть и приеду аккурат в бордюр. На следующий день снова поехал там же. Погода хреновая: дождь, грязь, холод (градусов +5 наверное), и старая резина Мишлен Пилот Роад 5-летней выдержки. В общем ехал еще аккуратнее, чем накануне. Через тот самый переезд перебирался вообще на пешеходной скорости. Но так и не перебрался. Оказавшись на 4-м рельсе, переднее колесо соскользнуло, и мот оказался на боку. Пострадать ничего не пострадало, но моя боязнь рельсов переросла в настоящую фобию. Поднимать мот с правого бока оказалось просто: выставил предварительно подножку, подскочил с другой стороны, рывком взял и поставил 220 кило на колеса. Теперь самое время ехать дальше, а мот стоит как раз между рельсами. Я решил не мучить его лишний раз и не испытывать судьбу, а просто перекатить своими руками мотоцикл за переезд. Убрал подножку, покатил, результата никакого. Почему? да потому что мотоцикл как назло оказался обоими колесами на рельсах, а все мои усилия приводят лишь к тому, что я катаю его взад-вперед по этим рельсам, как паровозик. :) Выводы? Помимо очевидного, у меня слишком маленькая скорость была для того, чтобы мотоцикл сам стабилизировался, поэтому удержать его руками-ногами було нереально.

А теперь второй сезон. Год 2012-й.
Тут я уже подрос как мотоциклист и стал больше себе позволять. В целом, чисто субъективно, опасных ситуаций стало меньше, но они стали опасней.

Ситуация пятая — глядеть в оба, соображать шустрее и опять не думать за других!
Длинная и широкая (по две полосы в каждую сторону, и все довольно широкие, шире, чем обычно) дорога. Еду прямо, в правой части левой полосы, медленно, на расслабоне, километров 40-50 скорость. Впереди меня от тротуара в попутном направлении начинает движение машина, включив левый поворотник. Машина выехала на правую полосу, поворотник продолжает моргать, едет машина медленно, я еду сзади по соседней полосе. Машина продолжает смещаться левее, перестраиваясь передо мной. Думаю — пусть едет, притормозил, пропустил, сместился в центр полосы, плетусь сзади. Машина едет в правой части левой полосы, медленно, левый поворотник продолжает моргать. Мне надоело, решил обогнать. Почему-то решил объезжать слева, а не по соседней правой полосе. В принципе слева места хватало, чтобы объехать, не вылезая на встречку, наверное потому так и решил. Ну у меня же литр, ездить я умею, ща проскочу, никто и не заметит. Ну да, ну да… Проезжая мимо водительской двери, заметил разрыв в двойной сплошной линии разметки и все понял. Успев оформить кучу разных мыслей в одно краткое, но бесконечно емкое "$ля!", увидел повернувшуюся в мою сторону морду авто и познакомился на ощупь не то с крылом, не то с бампером. Не упал. Медленно еду дальше, оцениваю собственные потери и смотрю в зеркала на происходящее сзади. Машинка постояла секунд 10 и поехала, как и собиралась, во двор. Ну а я по своим делам. По итогам: удар был по касательной, он мне пришелся в правую водительскую подножку, мотобот, среднюю часть голени, защищенную наколенником и переднюю накладку глушителя. В общем у меня следы остались только на моте и экипе, что там было с автомобилем — не знаю.
Ситуация шестая — не зевать!
Подъезжаю к Т-образному перерестку. Передо мной пара машин. Все едем по главной дороге. День. Навстречу какое-то чучело на авто с колхозным ксеноном, лупящим прямо в глаза мне, сидящему на мотоцикле (то есть явно не на дорогу светит). Думаю «вот урод» и провожаю его взглядом. Когда взгляд вернул обратно на дорогу, оказалось, что машина передо мной несмотря на однозначные указания знаков приоритета решила кого-то пропустить. Ну и чуть не впилился в багажник. В этот раз тормозного пути хватило, а на следующий раз я извлек для себя урок.
Ситуации без номеров и хронологии, потому как не единичные.
Переборщил со скоростью и не вписался в поворот. Решение — наклонить мот сильнее. Обычно в первых нескольких сезонах, пока еще навыки и психология не достигли уровня проф.пилотов ШКМГ, есть, куда наклонять. Так что стоит этим пользоваться. Первый раз у меня был вообще дурной. Меня на литре со светофора сделала девятка. Не просто девятка, а 99-я даже. Я этого просто так оставлять не захотел и дал жару. А впереди поворот. И я уже был не рад легкой победе над детищем отечественного автопрома, пришлось срочно что-то придумывать. Решил заложить посильнее. Помогло.
Другой распространенный вариант: едешь ты по междурядью, а тут кто-нибудь поперек… дальше разнообразно: могут дверь открыть, могут перестроиться, может пешеход выскочить или еще какая ерунда. У меня таких ситуаций было несколько. Например вот такая:

Тут и советовать-то особо нечего. Нужно просто следить за тем, чтобы тормозной путь был меньше расстояния видимости.

Берегите себя и не повторяйте моих ошибок! Потому что совершать свои горааааздо интереснее ;)
  • LeontijLeontij
  • Сергей Леоненко
  • 21 марта 2013 в 16:55
  • 4
  • оценка: +50

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
+10
krad213
Плюсик :)
Не согласен с тем, что думать за других не надо, как раз надо, только варианты выбирать представляющие наибольшую опасность и из этого исходить.
0
Leontij
Может и так. Но на самом деле думать за других все равно не получается. Потому что, чтобы мозг не зависал над обработкой большого количества поступающей информации, для оценки ситуации на дороге используются готовые модели. Проще говоря — стереотипы. Ты смотришь на соседей по потоку, оцениваешь их и делишь на категории (у каждого свои). В моем примере, где я забодал машину, объезжая ее слева, дело было так: я вижу, что машина едет медленно, долго моргает поворотником. Соответственно был сделан вывод, что водитель чувствует себя не уверенно, не может контролировать все рыаги-педали одновременно, и потому не выключил поворотник. На основе этого умозаключения я решил, что дальше налево машина не поедет. И оказался неправ.
Так же и с пропусканием на главной дороге. Вроде все едут одинаково, а кто-то возьмет, да и проявит вежливость. А я, будучи уверенным, что ничего подобного не произойдет (эта уверенность тоже основывалась на наблюдениях за окружающими), открыл варежку.

Выходит, что с одной стороны не думать за других — плохо, а с другой стороны ждать от всех подвоха и какой-то подставы — паранойя =)
+4
BuFox
Как по мне, так надо не думать за других, а анализировать ситуацию. Потому как черти что другие могут думать, или не думать вовсе. А понимание, кто и в какой момент может кого-то пропустить, придет со временем и опытом. Потому как такие индивиды выделяются из общей массы потока.
Ну и священные постулаты мотоциклиста:
-ВСЕ хотят тебя убить
-Не едь левее левого и правее правого
-Абсолютно все хотят тебя убить
-Следи за дорогой и не отвлекайся ни на что
И так далее по списку.
Удачи в предстоящем сезоне, друзья!
0
Leontij
Абсолютно верно. Замечу только, что сначала нужно все эти золотые правила вызубрить так, чтоб от зубов отскакивало, а потом понять, когда и зачем их можно нарушать безболезненно для себя и окружающих. ;)
-1
dmitriyld
Согласен! Как раз на днях была ситуация: еду с другом на Ебрике примерно 80-90 км/ч по главной дороге и слева есть несколько заездов к магазину.Впереди три машины.Встречная полоса свободна и я начинаю обгон.Вдруг самая первая машина включает поворот налево и начинает маневр.Я продолжил обгон, так как повернуть она успевала.Неожиданно вторая машина начинает поворачивать туда же.Я нажал на передний тормоз и перед задним бампером третей машины ухожу на свою сторону.Первые две машины повернули и я увидел свободную встречную полосу.Начал обгонять примерно на уровне того поворота, но немного раньше.Обогнал, перестроился на свою полосу, смотрю в зеркало а эта машина тоже повернула в этот заезд! Я всё обдумал и сказал сам себе:«Дурак»! Сделал вывод: НЕ ОБГОНЯТЬ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ! Эта ситуация в лучшем случае могла быть похожа на пятый случай! А в худшем… больничка, разбитый мот.Поэтому стоит думать и за других.Невовремя включенный поворотник автомобиля или вовсе не включенный может дорого вам обойтись! Берегите себя и удачи на дорогах)))
0
Demaker
а тут ясно видно перекресток и парочка машин может спокойно прятаться за грузовым транспортом, не знаю как не предусмотреть такую ситуацию.
+2
RadicalEd
По поводу езды в междурядье тоже вот как-то чуть не огреб, потому что зазевался и не посмотрел что все машины уходят правее из-за препятствия на полосе, а справа от меня как раз карман был, хотя и сто раз читал описание подобных ситуаций.

0
BuFox
НЕ хочу учить, но тут я бы привлек внимание к себе посредством громкого выхлопа или звукового сигнала. Не зря же он есть и работает =)
0
Leontij
От использования звукового сигнала меня останавливает то, что мне кажется, что реакция на него может быть непредсказуемой. То ли остановится оббибиканный, то ли метнется куда-нибудь, то ли вообще не отреагирует, кто его знает… Предпочитаю погазовать или на худой конец поморгать. Хотя некоторым ничего не помогает. Один деятель перестроился прямо в меня, плааавненько так вытеснил меня на соседнюю полосу, предварительно догнав меня сзади (то есть не видеть меня было невозможно вообще никак, от слова «совсем»), а потом сильно удивлялся моему ответному возмущению.
0
BuFox
Не без этого. Как говорится, в семье не без урода. Когда в меня уже нагло перестраиваются, я сигналю, а так предупреждаю выхлопом.
0
Demaker
в мотополосе побезопаснее будет, там хотябы привыкли к мотоциклистам и те кто не уроды, а просто забываются посмотреть в зеркала туда меньше ездят… да и если по мотополосе поедет товарищ паралельно тебе, а он поедет быстрее, то ты тоже рискуешь
+5
denwer
Спасибо за теорию. Я начинающий и мне такой пост наиболее важен чем гуру мотоциклистам. Хотя и им расслабляться не надо.
+2
Leontij
Буду рад, если моя запись на практике окажется действительно полезной. Мне в свое время чтение книжек и интернет-ресурсов не помогло)))) уж сколько раз видел бородатый боян про 1000 способов уронить мотоцикл, а все равно сам забывал подножку выставлять и т.д. и т.п.
+1
vovishe
забывать выставлять подножку по-моему не так страшно, страшно ее забывать убирать когда начинаешь движение(датчик подножки утерян) вот это настоящий провал! Всем ровных дорог.
+7
sierra
По ситуации первой: если хочешь заглушить мот не на нейтрали — воспользуйся большим красным выключателем на правом пульте. Стоп энжин на нем написано. Или сбрось газ, зажми тормоз, плавно отпусти сцепление — любой мот, даже литр, заглохнет. Почему ты полез слева объезжать машину с включенным левым поворотником? Если ползаешь с такими черепашьими скоростями, то что мешает сбросить еще и аккуратно объехать справа? Ситуации же на видео — вообще классика жанра! Там еще бывают открытые двери, высунутые в окно руки, пьяные бомжи, мамы с детишками, велосипедисты, скутеристы и прочая активная живность, поэтому в ползущем междурядье — внимание просто таки удесятеряется, а скорость — до готовности остановиться на одном метре ))))
+1
Leontij
Спасибо за советы. Но пусть их прочитает кто-нибудь, не имевший такого опыта, я-то слава богу со своими задачками на сообразительность худо-бедно справился. Пост писался с целью повышения бдительности местного населения, одурманенного ожиданием первых выездов. А то что я сам дурак, так это я знаю. В противном случае интонации звучали бы совсем другие, в духе «все редиски, один я д'Артаньян». Ошибка с поворачивающим автомобилем у меня возникла еще и из-за идеи-фикс, которая заключается в том, что обгонять можно только слева.
0
Eugene_Green
Учитывая начало карьеры 2011 г еще не одну задачку придется решить. Рано расслабляться ;-) Удачи!
0
Leontij
Спасибо на добром слове. Буду бдить дальше :)
здесь был ататат

0
kent69
В который раз убеждаюсь, что это истина испытанная на «собственной шкуре», не расслабляться никогда. Спасибо за пост, особенно когда с долей юмора написано, то вроде не всё так и страшно, но очень поучительно.
0
vlatnikov
Братиш) хорошо написал… особенно про страх литра. Скажи, каково было начинать катать и посоветовал бы ты первым мотом покупать такую злую штуку?
+2
Leontij
Коротко ответить не получится. Вопрос больно сложный. Советовать брать литр первым мотом я не буду точно. Но отговаривать от покупки городского литра типа фазера или хонды тоже не стану. Со спортами лично не знаком, так что насчет литроспортов промолчу.
Начинал катать тяжело — первые несколько дней не быстрее 50 км/ч, потом втянулся, закладывать литр в повороты тяжеловато было, т.к. по ощущениям он стремится сохранить прямолинейность движения (что неудивительно, ведь сзади стоит матерый 190-й каток). В любом случае такую технику надо брать только после мотошколы, иначе я бы вообще не представлял, как на этом чуде техники поворачивать. Кстати, фазер не такой уж и злой. Просто не надо его крутить выше 7000 оборотов. После семи тысяч просыпается эр-один. Или не переключаться выше первой передачи — на первой до 130 можно ездить легко, если больше ездить страшно. :) Ну и литр это победа чувств над разумом. Говоря о том же семействе фазеров, по всем эксплуатационным качествам шестисотка лучше литра. Но харизма не та =) У литра в качестве первого мотоцикла есть свои плюсы и минусы. Помимо очевидных минусов, есть еще такой момент: на литре прогрессировать в качестве пилота тяжело. Отчасти поэтому я решил продать фазера и купить супермото. Учиться полноценно на литре не получается из-за тормозов в голове, страшно за себя, страшно за мотоцикл (он же такой красивый и дорогой). Зато по этой же причине ездишь аккуратно. Впрочем, меня все всегда вполне устраивало.
А еще зайди в мой профиль и почитай мой предыдущий пост. Вероятно, там найдутся еще какие-то ответы на твои вопросы.
0
ArcticFox
Пост годный, отлично показал, что и слитра можно начать, если не расслабляться.
И самое главное: не зевать.
0
Leontij
Самое главное на литре, когда ездить только начинаешь, постоянно напоминать себе, что до уровня мастерства пилотов Гран-При еще очень-очень далеко. А то ведь бывают таки моменты, не скрою, когда едешь и прям тащишься от собственной крутости, когда мот управляется силой мысли и удается вообще всё-всё. Нельзя ездить на пределе своих возможностей, для экстренных ситуаций должен оставаться определенный запас прочности.
0
Eugene_Green
А что в мотошколе не учили поднимать байк? Зачем рывком 220 кг на колеса ставить? А если мот 350 кг? У нас с этого начиналось первое занятие.
0
Leontij
Признаю — поднимал мот неправильно. Так и суть поста в этом: посмотрите на меня дурака и никогда так не делайте ;)
+2
setkot
крайне советую посетить мотокросс/эндуро-школу.
Во-первых, там можно научиться падать, т.к. эндурику особо ничего не будет от падений, он на это рассчитан.
Во-вторых, на такой технике проще ощутить физику всех процессов.
Опять же, там постоянно заносы, скольжения, прыжки, препятствия и прочее. Там их отработаешь — потом на дороге проще будет, я по себе знаю — ехал осенью на моте по асфальту, на мокром асфальте зад занесло, причем весьма заметно и внезапно…
Так я даже не думая, чисто на автомате его выправил, и поехал дальше как ни в чем не бывало. Только потом, уже на светофоре понял, что таки был бы большой шанс приложиться во встречную машину, если бы не было опыта внедорожной езды
Так что эндуро/мотокросс — то, что надо) Там будут бревна, лужи, скользкая грязь, лед — и с шипами и без них — все, что требуется для отработки навыков. Ну и инструктор нужен грамотный, конечно. Мы-то в своей деревне сами до всего доходим (иногда неправильно), да видео обучающее смотрим… но это не совсем то.
0
Leontij
ооо, это у меня на будущее обязательный пункт программы. Тем более, что собрался на супермото пересаживаться. А скольжений я и так не боюсь (наверное зря). Причин тому несколько. Во-первых, я езжу в любую погоду практически (в разумных пределах), а в первом сезоне у меня стояла дубовая пятилетняя резина, дарившая массу острых ощущений в дождь и холод, во-вторых на велике катаюсь в том числе и зимой, а в третьих как-то был у меня опыт езды на советском мотоцикле по мокрой после дождя траве. Это было незабываемо. После получаса покатушек (на тот момент катался на мото раза два-три всего) у меня болели абсолютно все мышцы выше пояса. Навык повысился аж до облаков сразу :)
На фазере тоже скользил, но кроме описанных в посте рельсов каждый раз без неприятностей.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Leontij, Несколько примеров аварийных ситуаций или не повторяйте чужие ошибки