Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. gnikodimov → Крым на мото (часть 2) – 3 дня эндуро прохватов по ЮБК в сопровождении гида

В Питере и области всё болота да равнины, лужи да глина. А двум офисным толстячкам (мне и брату) хочется рельефа, драйва и эндуро-опыта. Но наша техника осталась дома, да и одним страшно ехать. Оставив жён и многочисленных детей в Евпатории на песочке у моря, берём в аренду два эндурика, проводника (который стал для нас ещё и учителем, техником, «начальником» похода и просто интересным собеседником) и едем в трёхдневное путешествие по ЮБК. Заинтересовавшимся добро пожаловать под кат.



Как и в первой части нашего путешествия по асфальту, нам надо было искать технику в аренду, так как наша осталась в Петербурге. Поиск в интернете выдал ребят из Севастополя, Симферополя и Евпатории. Симферопольцы оказались непомерно дорогими, а из оставшихся были выбраны евпаторийцы по географическому признаку. И, как показали покатушки, мы не пожалели о своём выборе!


Договорившись заранее ещё из Петербурга об условиях (два софт-эндуро + гид на три полных дня вышло 33 т.р. без учёта еды и ночёвок), подъехали с братом к ним в гараж в Новофёдоровке (километров 20 от Евпатории за Саками), примерили экипировку, шлемы и прокатились на мотоциклах по гаражному кооперативу. Брат выбрал Honda XR 250, а я ростом пониже — на Honda Degree. Как впоследствии выяснилось, мне на ней стало неудобно, ездил всё время «сидя на корточках», потом пересел на другую XR 250.


Моты бывалые! Сразу видно, что это эндуро и используется по назначению. Однако, Александр содержит их в порядке, после каждого дня покатушек он их проверял, мыл и смазывал цепь и проводил другие работы. Всего у них в гараже дву иксэрки, две дегри, один Dominator, на котором ездил Александр и ещё пара не-эндуро мотов, на которых они ездят сами. Все мотоциклы Александр перебирает сам, знает в них все тонкости, особенности и слабые места. Кстати, я прокатился на Доминаторе — на нём фара и панель не поворачивается вместе с рулём (как и на Бахе), мне это ужасно не понравилось.


Для перевозки мотов по Крыму они используют VW Transporter с большим открытым кузовом, куда ставят 5 мотоциклов (три для нас и два на замену, если вдруг что случится). Запасные моты оказались не лишними, когда я решил пересесть с дегри на иксэрку. Плюс на некоторые моты поставили универсальную резину, остальные были на зубатой — это тоже дало возможность выбора в зависимости от маршрута и погоды. Предоставили нам и весь экип — джерси, наколенники, черепахи, боты и перчатки. Экипировка была в наличии нужного размера, боты тоже нашлись. В машину влезает до 5 человек, так что кроме нас (поехали вчетвером с Еленой) влезло ещё куча вещей, которые катались от стоянки к стоянке на машине, и нам не приходилось возить их на себе в рюкзаках (стоит побеспокоиться о пыле и влагозащитности рюкзака). Кофров на мотах ожидаемо не было, только маленькие багажники, к которым мы приматывали тапочки для прогулки.


Всего запланировали 3 дня с увеличивающейся сложностью маршрутов по ЮБК. Когда я ещё только думал о таком путешествии, передо мной стояла дилема — планировать ли радиальные выезды, когда базируешься в одном месте с вещами, а днём ездишь, возвращаясь в то же место, или линейный пробег, где никогда не возвращаешься в точку старта. Линейный выглядит более интересным, но возникает необходимость тащить на себе вещи и грамотно прогнозировать скорость передвижения, чтобы к вечеру оказаться в точке запланированной ночёвки. Но с наличием Елены и Транспортера задача по выбору намного облегчилась — мы делали радиальные выезды, но базировались каждый раз в новом месте ночёвки, переезжая на машине между интересными местами. Это позволило сокращать маршрут, когда силы были уже на исходе, но при этом не жертвовать всем остальным. А на линейном выезде машина просто может ехать параллельно в режиме сопровождения по асфальтовой дороге.


Первый день обещал быть разминочным, но на самом деле оказался вполне боевым! Стартовав в пол-седьмого утра и доехав из Евпатории до Куйбышево (а нас забрали прямо из дома), разместились в «Доме Охотника», куда вечером и вернулись снова. Поехали в сторону Балаклавы на «Бочку Смерти», на которую заехали прямо на мотоциклах. Туда и обратно ехали разными дорогами, оценили подъёмы и спуски, на которых я поначалу жутко нервничал, сползая на заблокированных колёсах и семеня ножками по грунту. В дополнение к траве и укатанным грунтовкам начались каменистые мелкие осыпи, скалы и дорожки, целиком состоящие из крупных камней. Первым открытием для меня стало, что я без особых проблем могу ехать в мотоботах, ощущения вполне нормальные — не жмут, не трут, хорошо спасают от камней, но довольно жарко и нужно привыкнуть к переключению передач (особенно вверх).


В первый день были ещё на Кабаньем перевале, проезжали несколько пещерных монастырей (внутрь не пошли, не за этим приехали!). Искупались на мысе Айя (там заказник, но шлагбаум проскочили) и заехали на водопад Козырек, где вообще никого не было из туристов. Воды мало, так, капает по чуть-чуть, это не Норвегия, конечно.


Вторым интересным опытом для меня стала езда в кроссовом шлеме. Мы с братом оба очкарики, хоть и носим иногда линзы. Я ездил в обычных диоптрийных очках, на удивление, ветки меня не беспокоили (ну, это наверное, до первой незамеченной толстой ветки в лицо...), а вот мошки доставали изрядно, залетая и заползая под шлем, откуда их на ходу было уже не достать. Для защиты от веток, кстати, достаточно голову просто немного нагнуть вперёд — козырёк неплохо защищает. Ну, или просто отклониться в сторону. Брат сначала ездил в линзах и маске, говорит, что отлично. А вот в очках+маске ему оказалось тяжелее — то сильно мешала пыль, то было очень жарко и потели стёкла. Козырёк кроссового шлема, кстати, прилично так парусит на скорости выше 60 км/ч (это когда мы небольшой участок по асфальту ехали), так что голову откидывает назад встречным ветром. Александр ездил в тёмных солнцезащитных очках, но вечером в густом лесу в них уже ничего не видно. Наверное, поможет фотохром.


Видели грозу в море, но дождевики к счастью не пригодились.


Вечером, когда брат уже не мог продолжать и остался восстанавливать силы в гостинице, мы поехали с Еленой и Александром разведать дорогу на гору «Утюг» (думаю, что её официальное название совсем другое), расположенную рядом с Куйбышево. Собирался дождь, наверху дул сильный ветер, но дорога интересная — преимущественно лес и камни пополам с почвой под колёсами.

После первого дня я пересел с дегри на иксэрку. Разница, знаете ли, ощутимая! В иксэрку я просто влюбился, хотя она была мне немного высоковата. Но изумительная подвеска, хорошая тяговитость мотора, ощущения от того, как она рулится — от всего я получал неимоверное удовольствие. В голову даже закралась крамольная мысль — а не ошибся ли я с выбором мотоцикла дома?.. Конечно, мне особо не с чем сравнить, думаю, для владельцев KTM-ов и Хасок изумительность иксэрки будет под вопросом :-) В любом случае, подвесок дегри иногда не хватало, а иксэрка не пробивалась ни сзади, ни спереди даже под нашим весом и по движении на сложных подъёмах на скорости по здоровенным каменным ступеням (вот, когда понимаешь, что такое «дубасить»).


На второй день отправились в район Бахчисарая — мы втроём на мотах по бездорожью и диким местам, а Елена на Транспортере параллельным курсом (успела в два раза быстрее нас, конечно!). За весь день не встретили вообще ни одного живого человека и не проехали ни одного села — только с самых вершин гор были видны населённые пункты внизу. А ездили активно — по 8 часов в день чистой езды с минимальными перерывами.



Пересев на иксэрку я ещё и поменял резину на зубатую с боковыми грунтозацепами. На асфальте управлять ей оказалось непросто (его и во второй день было километров 10) – боковые наклоны плохо работают, мотоцикл нестабилен и «плавает» по дороге. Зато на скользком грунте совсем другое дело! Универсальная резина тяжелее держалась на камнях, на скользких и травяных дорожках заднее норовило соскочить в колею, что конечно чревато падением, если вовремя не соскочил туда и передним колесом. А выехать из колеи на универсалке проблема, особенно если колея глубокая, нужно ставить мот почти поперёк дороги. В среднем скорость на унивесальной резине по бездорожью ниже (я — «Капитан Очевидность»).


Второй день поехали в сторону Ялты и Судака, въехали на Ай-Петри по лесу и горным склонам, прокатились по хребту Иограф, были в Храме Солнца (туфта полная), Чайном домике и каком-то гроте с подземным озером. Воду набирали в источниках по пути, двух литровок воды с собой хватало (пополняли 1-2 раза в день). Под конец дня купались в водозаборном водохранилище (знаю, что нельзя, там даже шлагбаум со сторожем был, но мы его по-лесу, по-лесу...).


На протяжении всего путешествия порадовала продуманность и чёткость организации поездки Александром и Еленой. Ничего не было забыто, отели забронированы и ужин заказан заранее, ремкомплекты и инструменты с собой, все наши пожелания учтены и по мере возможности выполнены. Даже брод через реку Кача (при том, что крымским летом большинство рек пересыхает) Александр нашёл и построил через него маршрут! Хорошее человеческое отношение (оба интересные собеседники, но не лезут сами с разговором), профессиональное отношение к технике и процессу катания — Александр учил нас правильно и безопасно тормозить, газовать, выбирать передачу и так далее. А на спусках это не так тривиально, как может показаться. Вся поездка прошла без срывов на одном позитивном порыве. Александр держал хороший темп, не слишком быстро, чтобы мы не отставали, но и расслабляться не давал. Драйва было более чем достаточно и по скорости и по сложности маршрутов.


Александр раньше долгое время жил в Омане, стоил яхты, потом вернулся обратно в Россию к мотоциклам, а Елена сейчас учит девочек с околонулевым опытом эндуро.

На третий день после ночёвки в «Алимовой Балке» (цены на ужин не порадовали, а есть очень хотелось!) переехали в район Симферополя и поехали на Северную и Южную Демерджи. Виды, конечно, потрясающие! По пути на южную вершину (ту, что у Алушты) встретили дяденьку и двух парней, которые ехали туда же на копейке (!). При том, что дорога вся в колоссальных валунах и с адскими подъёмами! Встретили ещё и москвича-туриста с дочкой на Yamaha Serow 250. Сказал, что у него 8 мотоциклов в гараже и Урал с коляской. Тут и два джипа подкатили с розовыми тётками-туристами, короче, популярное место оказалось. А брата некстати прижала аллергия, он расчихался, а я поехал и тупо разложился на повороте на каменном спуске. Эффект зрителя, понимаешь. Ещё и ногу выхлопной трубой немного прижёг, т.к. ехал в шортах — хорошо совсем чуть-чуть. Потом брат разложился там же уже на подъёме, а потом ещё упал, соскользнув в колею на универсальной резине, оторвав крепление аккумулятора. Короче, развлеклись по полной программе :-) Мои падения преимущественно из-за высоты мотанедостатка опыта езды на высоком моте, я пару раз положился именно на крутых спусках и подъемах — не хватило высоты ноги. Но всё равно лучше привыкнуть к высокому, чем все время ездить на корточках – ноги затекают и неудобно. Но всё равно, наверное, с длинными ногами удобнее :-)


Хотели потом спуститься в Генеральское, но уже не хватило сил и времени. Вместо этого поехали разведывать дорогу в лесу, Александр сам её не знал. Завернули там, потом здесь, и всё — дорожка, раскатанная джиперами перешла в глиняную тропу, деревья поперёк движения, ручьи, грязь, дорожки в навигаторе (пользовались OsmAnd-ом) не видно. Едем по направлению, но у навигатора уже кончается зарядка! Брат слез с мота и лёг на землю — ехать больше не может… А нет, ещё может! Ну, коренные Питерцы даже в Крыму грязи найдут! Пересекаем ручьи один за другим, чача уже по ступицу — мне нужно объезжать (я сегодня на универсалке) — Бах! Падаю, перекатываюсь через спину, мот лежит на скользком спуске вверх ногами. Всё, я тоже устал. Сколько падений в день может выдержать среднестатистический офисный сотрудник?


«Форсирование» брода (видео)



Теперь у нас на пути бревно. Хорошо, что джиперы набросали веток рядом. Усталый райдер-новичок или дерево поперёк дороги – кто победит на этот раз?


Хорошее умение — езда в стойке на подъёмах и спусках! Отклоняясь вперёд или назад, правда создаётся повышенная нагрузка на руки (особенно при подъёмах) и надо приловчиться пользоваться задним тормозом (на спуске). Для спуска и для подъёма полезный навык — переключение передач (хотя бы на понижение) в стойке без присаживания на седло. Это экономит драгоценное время, за которое мотоцикл может остановиться (а райдер – упасть) на подъёме или наоборот неконтролируемо разогнаться на спуске, что ещё опаснее.


Страшно, когда пролетаешь на моте рядом с деревьями, чуть не задевая их рулём. Немного налево — дерево. Направо — соскользнёшь в чачу или на камни.


Всё хорошо, вот только устали очень, особенно брат! Укатывались к вечеру прилично — нагрузка высокая, практически каждый день без обеда (по паре бутербродов с собой в рюкзаке или одна маленькая пачка печенья на троих мужиков) и чай с чабрецом из термоса — главное кататься! Всего проехали 360 км за три дня, из них не менее 240 по бездорожью (остальное по грунтовкам и немного асфальта). Планировать по 300км в день, как мы изначально хотели, это вообще нереально для нашего уровня опыта и выбранных маршрутов.


«Усталые, но довольные, они возвращались домой». В целом к счастью обошлись без травм и серьёзных поломок техники. Исключительно положительные эмоции, сравнительно немного денег потрачено, вспоминать будем долго!

Секция для ленивых читателей. Какие выводы (для новичков)?
  • Крым просто создан для эндуро — погода, виды, дороги, тропки!
  • Экип обязателен, особенно мотоботы
  • В диоптрийных очках ездить можно без проблем
  • Лучше брать зубатую резину, а не универсальную
  • 3 дня для начинающего эндуриста это приличная нагрузка – усталость к концу дня давала о себе знать даже при относительно небольших пробегах
  • Ездить в стойке одназначно легче и безопаснее, особенно на спусках и подъёмах. Если вы ещё не умеете, стоит попробовать научиться!
  • gnikodimovgnikodimov
  • Григорий Никодимов
  • 3 июля 2016 в 9:05
  • 6
  • оценка: +17

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+1
andrew2002
А можно узнать, какой у вас рост и доставали ли вы двумя ногами (хотя бы носками) на XR?
0
Minion
У меня был единственный выезд на эндуро (Хускварна), никакими мысками я не дотягивался до земли.
И оно совершенно не нужно — так я скажу. Сползаешь на одну сторону, мот на тебя наклоняется. Поскольку мот легкий, то никаких проблем. Эндуро это не про постоять в пробках, поэтому на мой взгляд совсем некритично.
0
andrew2002
Я сейчас немного на кроссаче занимаюсь и тоже вот не достаю. Не скажу, что это прям ппц проблема, но было бы гораздо удобнее таки доставать. Я как раз в городе на таком моте может быть и забил бы, он легкий, а вот с неудобного рельефа не всегда получается стартовать. Хотя, конечно, это дело привычки. Но лучше чтобы вот этот момент еще не мешал учиться, и так надо перебороть себя в плане срыва колес и т.д.
0
KissyCat
Езжу на джебельке, достаю только одной ногой до земли, либо двумя только пальчиками. Неудобно было только до первых выездов в бездорожье, там уже и движение без остановок в основном.
В том году возили моты в Сочи и там по горам катались. Задевая защитой горные «ступеньки» или же валуны, я жутко радовалась высоте мотоцикла. Был бы пониже, там бы и завалилась или застряла)))
Ну и не надо останавливаться в неудобных местах на неудобных рельефах. У нас туристы-эндуристы начинающие тоже останавливались и на приличных склонах, и сразу на островке в реке, где надо бы ехать дальше, а не стоять как ишак… Вот там мне тоже было неудобно, конечно, ребята приходили на помощь и держали меня)))) Зато, после таких моментов людям приходит понимание, что неудобные места есть неудобные места…
В какой-то момент вообще подножка после очередного валуна поломалась с корнем. Весь отпуск без нее ездила, ничего, привыкла и уже не нужна))).
Так что опыт и привычка, и будете в минусах видеть только плюсы.
0
andrew2002
За прошедшие 4 года я уже успел пересмотреть свое отношение и на ближайшее время как раз планирую поднять высоту седла еще на 5см (колебаюсь между заменой амортов и заменой мота). Единственно, что пока неудобно на высоких мотах — работать с боковой подножкой сидя на моте (особенно в кроссовых ботах).

А так высота скорее в плюс — меньше позывов спустить ноги с подножек в сложных местах.
0
KissyCat
Ой ыыыы, я с этим карантином вообще отупела. Даже дату не увидела, кроме как число 4 ХД
Зато задумалась, а не махнуть ли в Крым, как выйду из заточения)))
0
gerontiy
Здорово прокатились, молодцы! Сбрось пожалуйста в личку контакты Александра.
0
Rossanna
Очень хорошая прогулка. А как найти вышеуказанных замечательных мотобратьев, которые технику давали напрокат? Может там телефон или адрес сайта остался?
0
AlexErmalex
Можно мне то же ссылку на ребят. Планирую через неделю полторы ехать в Крым.
0
Alibaba
Я почитав это все, нашел ребят и планирую на след. недел к ним тоже. Но, 30 авг. Алексаднд уезжает на два-три мес. по работе, так что остается только след. неделя.
0
AVen
  • AVen
  • 24 октября 2018 в 15:12
Замечательный рассказ. Если ребята еще в деле, пришлите контакты пожалуйста.
0
LifeForm
Я тоже катался с Александром летом 2018 года. Техника ухоженная. Маршрут интересный. Наибольшее удовольствие доставил ливень, который превратил лёгкий прохват на эндуро в хард. Ушатался — слов нет. Сумасшедшая белая глина…
0
tiger_first
Ребят, планирую весной 22 года обкатать эндуро Крым. Дайте пожалуйста контакты Александра в личку
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. gnikodimov, Крым на мото (часть 2) – 3 дня эндуро прохватов по ЮБК в сопровождении гида