Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. gnikodimov → Крым на мото (часть 2) – 3 дня эндуро прохватов по ЮБК в сопровождении гида

В Питере и области всё болота да равнины, лужи да глина. А двум офисным толстячкам (мне и брату) хочется рельефа, драйва и эндуро-опыта. Но наша техника осталась дома, да и одним страшно ехать. Оставив жён и многочисленных детей в Евпатории на песочке у моря, берём в аренду два эндурика, проводника (который стал для нас ещё и учителем, техником, «начальником» похода и просто интересным собеседником) и едем в трёхдневное путешествие по ЮБК. Заинтересовавшимся добро пожаловать под кат.



Как и в первой части нашего путешествия по асфальту, нам надо было искать технику в аренду, так как наша осталась в Петербурге. Поиск в интернете выдал ребят из Севастополя, Симферополя и Евпатории. Симферопольцы оказались непомерно дорогими, а из оставшихся были выбраны евпаторийцы по географическому признаку. И, как показали покатушки, мы не пожалели о своём выборе!


Договорившись заранее ещё из Петербурга об условиях (два софт-эндуро + гид на три полных дня вышло 33 т.р. без учёта еды и ночёвок), подъехали с братом к ним в гараж в Новофёдоровке (километров 20 от Евпатории за Саками), примерили экипировку, шлемы и прокатились на мотоциклах по гаражному кооперативу. Брат выбрал Honda XR 250, а я ростом пониже — на Honda Degree. Как впоследствии выяснилось, мне на ней стало неудобно, ездил всё время «сидя на корточках», потом пересел на другую XR 250.


Моты бывалые! Сразу видно, что это эндуро и используется по назначению. Однако, Александр содержит их в порядке, после каждого дня покатушек он их проверял, мыл и смазывал цепь и проводил другие работы. Всего у них в гараже дву иксэрки, две дегри, один Dominator, на котором ездил Александр и ещё пара не-эндуро мотов, на которых они ездят сами. Все мотоциклы Александр перебирает сам, знает в них все тонкости, особенности и слабые места. Кстати, я прокатился на Доминаторе — на нём фара и панель не поворачивается вместе с рулём (как и на Бахе), мне это ужасно не понравилось.


Для перевозки мотов по Крыму они используют VW Transporter с большим открытым кузовом, куда ставят 5 мотоциклов (три для нас и два на замену, если вдруг что случится). Запасные моты оказались не лишними, когда я решил пересесть с дегри на иксэрку. Плюс на некоторые моты поставили универсальную резину, остальные были на зубатой — это тоже дало возможность выбора в зависимости от маршрута и погоды. Предоставили нам и весь экип — джерси, наколенники, черепахи, боты и перчатки. Экипировка была в наличии нужного размера, боты тоже нашлись. В машину влезает до 5 человек, так что кроме нас (поехали вчетвером с Еленой) влезло ещё куча вещей, которые катались от стоянки к стоянке на машине, и нам не приходилось возить их на себе в рюкзаках (стоит побеспокоиться о пыле и влагозащитности рюкзака). Кофров на мотах ожидаемо не было, только маленькие багажники, к которым мы приматывали тапочки для прогулки.


Всего запланировали 3 дня с увеличивающейся сложностью маршрутов по ЮБК. Когда я ещё только думал о таком путешествии, передо мной стояла дилема — планировать ли радиальные выезды, когда базируешься в одном месте с вещами, а днём ездишь, возвращаясь в то же место, или линейный пробег, где никогда не возвращаешься в точку старта. Линейный выглядит более интересным, но возникает необходимость тащить на себе вещи и грамотно прогнозировать скорость передвижения, чтобы к вечеру оказаться в точке запланированной ночёвки. Но с наличием Елены и Транспортера задача по выбору намного облегчилась — мы делали радиальные выезды, но базировались каждый раз в новом месте ночёвки, переезжая на машине между интересными местами. Это позволило сокращать маршрут, когда силы были уже на исходе, но при этом не жертвовать всем остальным. А на линейном выезде машина просто может ехать параллельно в режиме сопровождения по асфальтовой дороге.


Первый день обещал быть разминочным, но на самом деле оказался вполне боевым! Стартовав в пол-седьмого утра и доехав из Евпатории до Куйбышево (а нас забрали прямо из дома), разместились в «Доме Охотника», куда вечером и вернулись снова. Поехали в сторону Балаклавы на «Бочку Смерти», на которую заехали прямо на мотоциклах. Туда и обратно ехали разными дорогами, оценили подъёмы и спуски, на которых я поначалу жутко нервничал, сползая на заблокированных колёсах и семеня ножками по грунту. В дополнение к траве и укатанным грунтовкам начались каменистые мелкие осыпи, скалы и дорожки, целиком состоящие из крупных камней. Первым открытием для меня стало, что я без особых проблем могу ехать в мотоботах, ощущения вполне нормальные — не жмут, не трут, хорошо спасают от камней, но довольно жарко и нужно привыкнуть к переключению передач (особенно вверх).


В первый день были ещё на Кабаньем перевале, проезжали несколько пещерных монастырей (внутрь не пошли, не за этим приехали!). Искупались на мысе Айя (там заказник, но шлагбаум проскочили) и заехали на водопад Козырек, где вообще никого не было из туристов. Воды мало, так, капает по чуть-чуть, это не Норвегия, конечно.


Вторым интересным опытом для меня стала езда в кроссовом шлеме. Мы с братом оба очкарики, хоть и носим иногда линзы. Я ездил в обычных диоптрийных очках, на удивление, ветки меня не беспокоили (ну, это наверное, до первой незамеченной толстой ветки в лицо...), а вот мошки доставали изрядно, залетая и заползая под шлем, откуда их на ходу было уже не достать. Для защиты от веток, кстати, достаточно голову просто немного нагнуть вперёд — козырёк неплохо защищает. Ну, или просто отклониться в сторону. Брат сначала ездил в линзах и маске, говорит, что отлично. А вот в очках+маске ему оказалось тяжелее — то сильно мешала пыль, то было очень жарко и потели стёкла. Козырёк кроссового шлема, кстати, прилично так парусит на скорости выше 60 км/ч (это когда мы небольшой участок по асфальту ехали), так что голову откидывает назад встречным ветром. Александр ездил в тёмных солнцезащитных очках, но вечером в густом лесу в них уже ничего не видно. Наверное, поможет фотохром.


Видели грозу в море, но дождевики к счастью не пригодились.


Вечером, когда брат уже не мог продолжать и остался восстанавливать силы в гостинице, мы поехали с Еленой и Александром разведать дорогу на гору «Утюг» (думаю, что её официальное название совсем другое), расположенную рядом с Куйбышево. Собирался дождь, наверху дул сильный ветер, но дорога интересная — преимущественно лес и камни пополам с почвой под колёсами.

После первого дня я пересел с дегри на иксэрку. Разница, знаете ли, ощутимая! В иксэрку я просто влюбился, хотя она была мне немного высоковата. Но изумительная подвеска, хорошая тяговитость мотора, ощущения от того, как она рулится — от всего я получал неимоверное удовольствие. В голову даже закралась крамольная мысль — а не ошибся ли я с выбором мотоцикла дома?.. Конечно, мне особо не с чем сравнить, думаю, для владельцев KTM-ов и Хасок изумительность иксэрки будет под вопросом :-) В любом случае, подвесок дегри иногда не хватало, а иксэрка не пробивалась ни сзади, ни спереди даже под нашим весом и по движении на сложных подъёмах на скорости по здоровенным каменным ступеням (вот, когда понимаешь, что такое «дубасить»).


На второй день отправились в район Бахчисарая — мы втроём на мотах по бездорожью и диким местам, а Елена на Транспортере параллельным курсом (успела в два раза быстрее нас, конечно!). За весь день не встретили вообще ни одного живого человека и не проехали ни одного села — только с самых вершин гор были видны населённые пункты внизу. А ездили активно — по 8 часов в день чистой езды с минимальными перерывами.



Пересев на иксэрку я ещё и поменял резину на зубатую с боковыми грунтозацепами. На асфальте управлять ей оказалось непросто (его и во второй день было километров 10) – боковые наклоны плохо работают, мотоцикл нестабилен и «плавает» по дороге. Зато на скользком грунте совсем другое дело! Универсальная резина тяжелее держалась на камнях, на скользких и травяных дорожках заднее норовило соскочить в колею, что конечно чревато падением, если вовремя не соскочил туда и передним колесом. А выехать из колеи на универсалке проблема, особенно если колея глубокая, нужно ставить мот почти поперёк дороги. В среднем скорость на унивесальной резине по бездорожью ниже (я — «Капитан Очевидность»).


Второй день поехали в сторону Ялты и Судака, въехали на Ай-Петри по лесу и горным склонам, прокатились по хребту Иограф, были в Храме Солнца (туфта полная), Чайном домике и каком-то гроте с подземным озером. Воду набирали в источниках по пути, двух литровок воды с собой хватало (пополняли 1-2 раза в день). Под конец дня купались в водозаборном водохранилище (знаю, что нельзя, там даже шлагбаум со сторожем был, но мы его по-лесу, по-лесу...).


На протяжении всего путешествия порадовала продуманность и чёткость организации поездки Александром и Еленой. Ничего не было забыто, отели забронированы и ужин заказан заранее, ремкомплекты и инструменты с собой, все наши пожелания учтены и по мере возможности выполнены. Даже брод через реку Кача (при том, что крымским летом большинство рек пересыхает) Александр нашёл и построил через него маршрут! Хорошее человеческое отношение (оба интересные собеседники, но не лезут сами с разговором), профессиональное отношение к технике и процессу катания — Александр учил нас правильно и безопасно тормозить, газовать, выбирать передачу и так далее. А на спусках это не так тривиально, как может показаться. Вся поездка прошла без срывов на одном позитивном порыве. Александр держал хороший темп, не слишком быстро, чтобы мы не отставали, но и расслабляться не давал. Драйва было более чем достаточно и по скорости и по сложности маршрутов.


Александр раньше долгое время жил в Омане, стоил яхты, потом вернулся обратно в Россию к мотоциклам, а Елена сейчас учит девочек с околонулевым опытом эндуро.

На третий день после ночёвки в «Алимовой Балке» (цены на ужин не порадовали, а есть очень хотелось!) переехали в район Симферополя и поехали на Северную и Южную Демерджи. Виды, конечно, потрясающие! По пути на южную вершину (ту, что у Алушты) встретили дяденьку и двух парней, которые ехали туда же на копейке (!). При том, что дорога вся в колоссальных валунах и с адскими подъёмами! Встретили ещё и москвича-туриста с дочкой на Yamaha Serow 250. Сказал, что у него 8 мотоциклов в гараже и Урал с коляской. Тут и два джипа подкатили с розовыми тётками-туристами, короче, популярное место оказалось. А брата некстати прижала аллергия, он расчихался, а я поехал и тупо разложился на повороте на каменном спуске. Эффект зрителя, понимаешь. Ещё и ногу выхлопной трубой немного прижёг, т.к. ехал в шортах — хорошо совсем чуть-чуть. Потом брат разложился там же уже на подъёме, а потом ещё упал, соскользнув в колею на универсальной резине, оторвав крепление аккумулятора. Короче, развлеклись по полной программе :-) Мои падения преимущественно из-за высоты мотанедостатка опыта езды на высоком моте, я пару раз положился именно на крутых спусках и подъемах — не хватило высоты ноги. Но всё равно лучше привыкнуть к высокому, чем все время ездить на корточках – ноги затекают и неудобно. Но всё равно, наверное, с длинными ногами удобнее :-)


Хотели потом спуститься в Генеральское, но уже не хватило сил и времени. Вместо этого поехали разведывать дорогу в лесу, Александр сам её не знал. Завернули там, потом здесь, и всё — дорожка, раскатанная джиперами перешла в глиняную тропу, деревья поперёк движения, ручьи, грязь, дорожки в навигаторе (пользовались OsmAnd-ом) не видно. Едем по направлению, но у навигатора уже кончается зарядка! Брат слез с мота и лёг на землю — ехать больше не может… А нет, ещё может! Ну, коренные Питерцы даже в Крыму грязи найдут! Пересекаем ручьи один за другим, чача уже по ступицу — мне нужно объезжать (я сегодня на универсалке) — Бах! Падаю, перекатываюсь через спину, мот лежит на скользком спуске вверх ногами. Всё, я тоже устал. Сколько падений в день может выдержать среднестатистический офисный сотрудник?


«Форсирование» брода (видео)



Теперь у нас на пути бревно. Хорошо, что джиперы набросали веток рядом. Усталый райдер-новичок или дерево поперёк дороги – кто победит на этот раз?


Хорошее умение — езда в стойке на подъёмах и спусках! Отклоняясь вперёд или назад, правда создаётся повышенная нагрузка на руки (особенно при подъёмах) и надо приловчиться пользоваться задним тормозом (на спуске). Для спуска и для подъёма полезный навык — переключение передач (хотя бы на понижение) в стойке без присаживания на седло. Это экономит драгоценное время, за которое мотоцикл может остановиться (а райдер – упасть) на подъёме или наоборот неконтролируемо разогнаться на спуске, что ещё опаснее.


Страшно, когда пролетаешь на моте рядом с деревьями, чуть не задевая их рулём. Немного налево — дерево. Направо — соскользнёшь в чачу или на камни.


Всё хорошо, вот только устали очень, особенно брат! Укатывались к вечеру прилично — нагрузка высокая, практически каждый день без обеда (по паре бутербродов с собой в рюкзаке или одна маленькая пачка печенья на троих мужиков) и чай с чабрецом из термоса — главное кататься! Всего проехали 360 км за три дня, из них не менее 240 по бездорожью (остальное по грунтовкам и немного асфальта). Планировать по 300км в день, как мы изначально хотели, это вообще нереально для нашего уровня опыта и выбранных маршрутов.


«Усталые, но довольные, они возвращались домой». В целом к счастью обошлись без травм и серьёзных поломок техники. Исключительно положительные эмоции, сравнительно немного денег потрачено, вспоминать будем долго!

Секция для ленивых читателей. Какие выводы (для новичков)?
  • Крым просто создан для эндуро — погода, виды, дороги, тропки!
  • Экип обязателен, особенно мотоботы
  • В диоптрийных очках ездить можно без проблем
  • Лучше брать зубатую резину, а не универсальную
  • 3 дня для начинающего эндуриста это приличная нагрузка – усталость к концу дня давала о себе знать даже при относительно небольших пробегах
  • Ездить в стойке одназначно легче и безопаснее, особенно на спусках и подъёмах. Если вы ещё не умеете, стоит попробовать научиться!
  • gnikodimovgnikodimov
  • Григорий Никодимов
  • 3 июля в 9:05
  • 4
  • ?

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+1
andrew2002
А можно узнать, какой у вас рост и доставали ли вы двумя ногами (хотя бы носками) на XR?
0
Minion
У меня был единственный выезд на эндуро (Хускварна), никакими мысками я не дотягивался до земли.
И оно совершенно не нужно — так я скажу. Сползаешь на одну сторону, мот на тебя наклоняется. Поскольку мот легкий, то никаких проблем. Эндуро это не про постоять в пробках, поэтому на мой взгляд совсем некритично.
0
andrew2002
Я сейчас немного на кроссаче занимаюсь и тоже вот не достаю. Не скажу, что это прям ппц проблема, но было бы гораздо удобнее таки доставать. Я как раз в городе на таком моте может быть и забил бы, он легкий, а вот с неудобного рельефа не всегда получается стартовать. Хотя, конечно, это дело привычки. Но лучше чтобы вот этот момент еще не мешал учиться, и так надо перебороть себя в плане срыва колес и т.д.
0
gerontiy
Здорово прокатились, молодцы! Сбрось пожалуйста в личку контакты Александра.
0
Rossanna
Очень хорошая прогулка. А как найти вышеуказанных замечательных мотобратьев, которые технику давали напрокат? Может там телефон или адрес сайта остался?
0
AlexErmalex
Можно мне то же ссылку на ребят. Планирую через неделю полторы ехать в Крым.
0
Alibaba
Я почитав это все, нашел ребят и планирую на след. недел к ним тоже. Но, 30 авг. Алексаднд уезжает на два-три мес. по работе, так что остается только след. неделя.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. gnikodimov, Крым на мото (часть 2) – 3 дня эндуро прохватов по ЮБК в сопровождении гида