Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. aLexusPro → Направленная резина, часть 2

Добрый вечер, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем вчерашний разговор о направленной резине и парадоксе её установки задом наперед на переднее колесо мотоцикла.

Однажды, после долгих раздумий на эту тему, я решил найти ответ во что бы то ни стало, и полез гуглить. Недолгие поиски выдали статью из какой-то газеты. Увы, не могу знать из какой, но, пробежавшись по ней, и попытавшись уловить смысл, я просто сохранил её себе на будущее. Смысл я тогда уловил очень поверхностно, а позже решил, что надо всё перевести. Во-первых, другим будет интересно, во-вторых, сам разберусь как следует, ну а в-третьих, немного вспомню инглиш, который давно успел забыть.

Мотоботами просьба не пинать, я готов исправить любые косяки, которые вы найдете. Перевел как смог, уж извиняйте если что не так. Оригинал статьи на английском.

Письмо в редакцию:

На днях я переобувал свой мотоцикл в Dunlop D208, и был удивлен, когда сервисмэн начал устанавливать переднюю покрышку задом наперед (стрелкой на боковине против направления вращения), я указал ему на ошибку, но тот пояснил, что он руководствуется направлением рисунка, который, по его мнению, должен расходиться от центра к боковинам в пятне контакта. Иначе вода будет собираться под покрышкой.


Я настоял на установке покрышки согласно стрелке на боковине, подсказывающей правильное направление вращения, и уехал, но сейчас меня гложат сомнения. А вдруг он был прав? Вдруг я поеду как на лыжах от первых капель дождя? Могли ребята из Dunlop допустить, чтобы бракованное колесо с неправильным индикатором на боковине добралось до покупателя? Надеюсь, что нет.

Итак, должен ли рисунок моих 208-ых смотреть в разные стороны на переднем и заднем колесах, и если да, то почему?

— Томми, Ирландия

Ответ:

К сожалению, работник шиномонтажа не прав, думая, что рисунки протекторов передней и задней покрышек работают в одну и ту же сторону. В некоторых случаях это верно, но лишь на очень бюджетных шинах или имеющих рисунок старого образца. А всё потому, что характеристики вчерашних супербайков рядом не стоят с нынешними.

Простое объяснение разнонаправленности рисунков заключается в том, что колеса выполняют разную работу — переднее преимущественно тормозит, а заднее — разгоняет мотоцикл. Эти силы действуют в разных направлениях, поэтому рисунки протекторов разнонаправленны.

Итак, силы, действующие на заднюю покрышку, разгоняют мотоцикл. В вертикальном положении мотоцикла эти силы направлены вдоль покрышки, соответственно направлены и канавки в её центре — вдоль. Однако, чем больше мотоцикл наклоняется, тем больше отклоняются и прорези от продольной оси, доходя так до боковин. Сонаправленным положением канавок и сил, действующих на колесо в пятне контакта, минимизируется износ резины. Если хотите увидеть плохой пример, то взгляните на BT-020 или Macadam 100X, где канавки пересекают центр протектора, в результате чего он изнашивается раньше. На изъезженной покрышке вы можете заметить, что канавки плавно возникают из неоткуда, и это происходит потому, что в этом месте они не сонаправлены с действующими силами, а составляют с ними прямой угол. Мы сейчас не придираемся к Bridgestone или Michelin как таковым, просто это яркие примеры проблемы неравномерного износа.

Что касается переднего колеса, то преобладающие силы, действующие на него, не разгоняют, а тормозят мотоцикл. Тормозные силы направлены в противоположном направлении к разгоняющим, и, чтобы предотвратить неравномерный износ покрышки, её рисунок следует направить ровно в противоположном направлении, по отношению к задней. Повторюсь, рисунок протектора по дуге расходится к боковинам, чтобы быть сонаправленным с силами, действующими в пятне контакта, при любом угле наклона мотоцикла. В качестве плохого примера передней покрышки посмотрите на BT-010, шина с отличными характеристиками испорчена. То, как она будет изнашиваться, принесено в жертву эстетике.

А что касается водоотвода, то D208 прекрасно отводят воду, так что за аквапланирование можно не волноваться.

— Брин Филлипс, работает в Данлоп, работал в Камбриан и Бриджстоун, так что его стоит послушать.

Комментарии:

В некоторых местах сложно было добраться до смысла, поэтому получилось вот так как получилось. На троечку с плюсом, думаю, потянет, но если кто-то переведет лучше — буду только рад. Особенно конец первого предложения и про возникающие из неоткуда канавки.

Касаемо самого вопроса, получается, что всё утыкается в износ, ресурс и работу резины в пятне контакта, а не аквапланирование. Спортбайки требуют.

Итоги:

Думаю, что немногие мотоциклисты смогут доходчиво ответить на поставленный вчера вопрос. А вот посетители байкпоста теперь смогут.
И на этой пафосной ноте я и закончу свое повествование, всем спасибо за внимание :)
  • aLexusProaLexusPro
  • Алексей
  • 21 декабря 2009 в 22:59
  • 15
  • оценка: +43

Комментарии (46)

RSS свернуть / развернуть
+5
Oziris
Спасибо! Кратко, но очень содержательно!
+5
smile
  • smile
  • 22 декабря 2009 в 0:14
Позновательно, хотя это было ожидаемо :)
Ну так что будем мучать знатоков из что? где? когда? :D
+4
Shkiper
Вот и появился долгожданный ответ на интересный вопрос. Спасибо за разъяснение!
+2
tapin13
ура, буду спасть спокойно! Спасибо aLexusPro!
Да работка проделана хорошая.

Понравился тип изложения материала, такое разве что в инете возможно, никак не во вчерашних сми, закидываем наживку… народ окружает тему и кидаем в них батон хлеба, что бы друг друга уже не скушали :)
+2
YoRa
  • YoRa
  • 22 декабря 2009 в 1:23
отличная пафосная нота и отличное повествование)
+3
Slkat
  • Slkat
  • 22 декабря 2009 в 1:27
Порвал как «тузик» тряпку!
+4
SirNik
Спасибо за статью, будем знать теперь почему так.
з.ы. д208 действительно хорошо держит по мокрому :)
+2
Purulator
спасибо за статью!
+4
Turners
Я этот вопрос задал двум знакомым СТО-шникам, так они до сих пор ешо ломают голову и расспрашивают у сотрудников.
Спасибо за статью, очень интересно!!!
+1
Bodya
  • Bodya
  • 27 декабря 2009 в 13:22
подлить масла в огонь? Как тогда насчёт сликов? :)
+1
Slkat
+ :)
+2
Bodya
Серёж, надо не писать + а ставить его ;)
+1
Oziris
:DDD
+1
Slkat
Слики на дрозда?? Он же тяжелый в отличии от спортов, я еще не самоубийца..:-)
+1
Bodya
не слики на дрозда а плюс за коммент :)
да и слики на дрозда тоже :)
+1
Slkat
Ни уговаривай:-) На сухом базару нет, будет круто, а ежеди дождь пойдеть??
+1
Bodya
а ежели дождь — херовенько :) Я на сликах откатал дай боже, так что планирую написать статеечку ;) у меня на балконе слик лежит мишлен пилот повер спорт
0
Satyr
у нас в питере народ на трековой дождевой иногда катает, добивает =))
+2
aLexusPro
А что с ними не так?

Максимальное пятно контакта, максимальная производительность, минимальная приспособленность к дождю, песку, грязи и прочим пакостям реальности.
+1
Slkat
Че на скутер ставил?
+1
Bodya
  • Bodya
  • 8 января 2010 в 21:46
люди, советую устанавливать резину так, как рекомендует производитель. Статья конечно познавательная, но я не рискну переодеть мотоцикл стрелками в обратном направлении.
+2
aLexusPro
Одно другому не мешает, покрышки мотоцикла (передняя и задняя) промаркированы в разных направлениях. Так что волноваться не о чем.

Статья просто поясняет откуда ноги растут у обратной направленности передней покрышки.
+3
Bodya
ну маркёры стоят в одном направлении а сам рисунок в обратном, статья путает рядового и он может подумать переодеть наоборот.
+4
tapin13
чего вы на человека напали со своим «рядовым пользователем в вакууме»?
Пусть если он такой рядовой идет и в гараже ставит, если мозгов на стрелочки посмотреть не хватает.

Мне лично статья была мега познавательная! Как оказалось очень мало даже старых байкеров (я не про себя, но и про себя) не знали таких подробностей! Век живи век учись!
+2
Bodya
вот я не могу понять, почему ты мне это пишешь? Я не на падал, а всего лишь написал, что статья слегка может запутать. Ты где-то заметил, что я тут холивар развожу?
+2
tapin13
ничего личного, я просто ответил и тебе и Slkat (ветка ниже).
+2
Bodya
у меня порой такое ощущение, что мне не стоит комментировать
0
Satyr
старые байкеры устарели жи
-17
Slkat
  • Slkat
  • 8 января 2010 в 22:22
Статья полное фуфло! Сразу видно что в интернете начитался. Че производители резины дураки?? Но многие в том числе и я повелись на интригу, а на самом деле автор только со скутера слез. Теоретик ты конечно крутой и викепедии неплохо шаришь, но как в той басне «как вы не садитесь все ж в музыканты не годитесь»
+5
aLexusPro
Для имбецилов я сожму мысль до двух предложений.

1. Возник вопрос почему на автомобиль всю направленную резину ставят одинаково, а на мотоцикле перед и зад смотрят в разные стороны.
2. Перед и зад на мотоцикле смотрят потому в разные стороны, что, в отличие от автомобиля, мотоциклу важнее то, как покрышка работает в пятне контакта, чем аквапланирование.

Какие есть претензии по существу?

Какие есть претензии по существу?
-9
Slkat
ну маркёры стоят в одном направлении а сам рисунок в обратном, статья путает рядового и он может подумать переодеть наоборот. Этот ответ был для начитанных имбецилов-вкутеристов чуть выше. Да и раздуто все гораздо больше чем есть на самом деле большое спасибо за то что разжевал неграмотному. Вот по существу для имбецила спамера. Поржал:-)
+5
aLexusPro
«Фуфло» и «путает» это эквиваленты, точно. И скутеристов приравнял к низшему сословию — это правильно. Еще не очень понятно с каких пор написание статей идет за спамерство, но это уже детали. Вопросов больше нет.

Спасибо, что всё разжевал, умный и опытный мотоциклист.
-7
Slkat
Видишь ли, я в принципе не стану таким, как ты обо мне думаешь, про твои эквиваленты я тоже наслышан, так что будем взаимно вежливы, и прежде чем высокомерно отвечать с оскорблениями начни с себя. На тебя я итак потратил непростительно много времени, чувствуется что интернет твоя стихия. Желаю тебе подкреплять твою неплохую теорию практикой, и не имею к тебе больше претензий.( Думаю что ты и так догадался почему именно у меня на тебя такая реакция хотя я заранее знаю что это в пустую и «как об стену»)
+6
Bodya
там в статье всё правильно. Резину одевать согласно направления, и разъяснение, почему рисунок получается при ПРАВИЛЬНОМ одевании в обратку. От ты баламут ё маё :) Ступил работник мастерской, пытаясь одеть резину не по меткам, а Алексей это дело заметил и дал ему срача :).
+2
Oziris
Что хорошо, так это то, что в пустыне (по песку) в общем то не так и важно как у тебя резина одета! А интересно, есть на «Африку» шипованная резина, как на кросс или эндуро?
+3
aLexusPro
Даже на скутер есть, а кроссам с эндурами сам бог велел :)

+1
Oziris
Ага! Так таки Женька уже может складывать на резину! (делает себе пометочку: «напомнить тапину...»)
+4
aLexusPro
+2
tapin13
Есть вариант для «нищих». Берем обычное эндуро колесо и вворачиваем туда шурупы.
Так делали в свое время в России и на Украине для катания по льду.
+7
olegrem
Нормальная статья.., а если + к ней не полениться еще комментарии почитать, то уж точно не запутаешься.
А то что 95% мотоциклистов не могут сходу ответить на вопрос почему у заднего и переднего колеса рисунок разнонаправлен, то это от того что некогда этим вопросом не задавались...)))
+3
zaxar
  • zaxar
  • 12 сентября 2010 в 0:40
меня лично давно мучил данный вопрос, нашол интересную и позновательную статью, автору спасибо
0
Fairen
Спасибо за статью) буду посылать сюда всех кто мне твердит, что у меня резина неправильная)
0
djafar737
кто твердит пусть смотрит на стрелку на резине! че себе голову забивать тупоголовыми упреками!?!)))
0
bamovskivolk
Аналогия с авто не катит, тоже было интересно, почему?
+1
Asfaltero
Думаю, основное отличие авто от мото — в ширине шин. Когда давным-давно автомобили гоняли на узеньких шинах, никто не знал об аквапланировании (хотя скорости уже были всяко поболе 80 кмч). Проблемы начались с ростом ширины шин — вода не успевала выдавливаться из пятна контакта. У мотиков колеса мало того, что Уже, так еще и арочного сечения. Поэтому для того небольшого количества воды, которое не смогло отброситься в стороны от узенького пятна контакта, достаточно просто «забиться» внутрь канавки, форма которой может быть любой. А вот для уменьшения износа\нагрева канавкам придают определенную форму, как и описывается в статье. Кстати, больший износ косвенно означает и худший держак. Меньше износ — меньше «червячков» выковыривается из резины — резина работает по более чистой поверхности — лучше держак…
0
MOTOPPP
про возникающие из неоткуда канавки.
Там нет возникающих канавок. Там речь про то, что можно заметить, что у канавки одна сторона выше другой из-за того, что при движении векторы ускорений перпендикулярны, а не параллельны канавке, вот и съедают силы трения в первую очередь какую-то одну сторону.

on a worn tire you'll notice a raised edge on one side of the groove and this is because the groove point is not aligned with the accelerative forces but at a right angle to them
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. aLexusPro, Направленная резина, часть 2