Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Мой Кольский 2022: Териберка. Туда и обратно.



Привет bikepost! Я люблю Русский Север, который открыл для себя в 2017 году благодаря фесту Мотобухта, в нынешнем 2022 удалось вновь посетить суровый и милый моему сердцу край. В этот раз я впервые ехал туда не на турэндуро.
Хочу дополнить наш байкпост сведениями и личными впечатлениями от июня 2022 года, которые могут стать полезны отправляющимся на Север.
Ну и всем, кому нужно новенькое почитать, добро пожаловать в под_cut (●'◡'●)

Основные моменты

А-121

Проложить маршрут по этой дороге я решил в конце 2020, под впечатлением от рекомендации DeeTroy, вот тут.
Двигаясь по А-121 старался подмечать интересные детали и свои ощущения, дабы сравнить её с давно полюбившейся мне А-119.

Что имею сказать: нам повезло с погодой, был ясный, солнечный день без жары, так что ехали мы как персонажи с фотографий в каталоге товаров для мотоциклистов. Дорога на участке СПб-Лосево 4-х полосная, далее сужается до 2-х полос. Качество покрытия — очень хорошее. С точки зрения загруженности тоже весьма комфортно, участников движения несколько больше, чем на А-119 но почти всегда есть возможность произвести обгон.

Но главное это пейзажи и сама дорога — чистый восторг: повороты, спуски-подъёмы, участки прямо по берегу Ладоги, правду люди пишут в интернете об этой дороге. Открыточная Карелия как она есть. Наибольшая концентрация рельефа и достопримечательностей отмечена на участке Лахденпохья — Ляскеля.

Что могу отметить из POI:
  • порог на р. Вуоксе в Лосево 60.680193, 30.005893
  • окрестности крепости “Корела” в Приозерске 61.030517, 30.122045
  • кирха в Лумиваара 61.433065, 30.142536 (не заезжал)
  • музей “Гора Филина” 61.548762, 30.198944 (не заезжал)
  • вдп. “Белые мосты” 61.753378, 31.409373 (не заезжал)
  • рядом не нуждающиеся в представлении Игора, Рускеала (не заезжал)
  • также с дороги приглянулись живописные варианты для ночлега:
    • под палатку 61.666823, 31.792733
    • гостиница 61.752904, 30.871089


Вместо заключения скажу, что А-121, пожалуй, мне сделалась милее, чем А-119 — может из-за новизны впечатлений и большого количества интересного и не посещенного, но эта смена фаворита вовсе не умаляет туристско-рекреационной ценности А-119 и её окрестностей.

Мол в районе Шлюза №1 ББК


Териберка

Что же сказать про Териберку, о которой и так из каждого утюга слышно? — Последние новости и личные впечатления, думаю наиболее уместны.





Но начну с того, что не изменилось: тундра. Она прекрасна и сурова, мы двигались при температуре воздуха +3-4⁰С. Туманы на вершинах сопок, пестрый ковёр мхов и лишайников соседствующих с чистым белым снегом. Вдоль дороги по-прежнему можно любоваться открывающимися видами акватории Верхнетериберского водохранилища. Ближе к морю начинаются мощные отложения мелкого, хорошо отсортированного песка в окружении прибрежных скал на уступах которых произрастают кустарники — весьма неожиданно после снега, всё это это поистине роскошные пейзажи.



Из новостей 2022: в районе перекрёстка Туманный-Териберка-Мурманск (68.853573, 34.857250) появились исполинские ветрогенераторы, вид их лопастей, медленно проявляющихся из густоты тумана, производит поистине впечатляющие ассоциации в духе постапокалиптических сочинений.



Дорога от Мурманска до указанного выше перекрёстка поизносилась, по сравнению с 2021 и 2019 годами, на ПанЕвропе всё проезжается, но медленно, мне потребовалось около трёх часов на весь путь Териберка — Р-21. От перекрёстка до Териберки примерно как и было сначала новенький асфальт, примерно 10 км, затем грейдер. На фото ниже пример хорошего участка старого асфальта.



Дорога к водопадам теперь ограничена шлагбаумом (69.201209, 35.101022), автомобили дальше не идут. На узком мотоцикле с большим клиренсом вы там вполне проберётесь, но умоляю вас, не съезжайте с дороги — тундра погибает под колесами. Тоже самое верно и для пеших прогулок — лучше оставаться на тропе, если вам небезразлична сохранность этих красот.



Кстати про водопады, нашел место для удачных кадров с Батарейского рекомендую забраться на сопку тут 69.204249, 35.069326 и если повезёт с погодой, можно полюбоваться видами пляжей, и бухты целиком, местами гнездования птицы и увидеть маяк.



Место, известное как “Конец всех дорог” 69.195949, 35.285828 стало более труднодоступно: в 2021 любая пузотёрка могла доехать сюда 69.182029, 35.263819 далее препятствием служил недоделанный серпантин, крутой подъём в лоб, которого ещё и осложнённый промоинами и ямами от колёс на рыхлом грунте представляет собой серьёзный вызов. В 2022 ПанЕвропа не заехала. Ныне же, сложности для авто начинаются тут 69.184296, 35.234562 мне на мотоцикле только пассажира пришлось попросить пройтись. В целом, как по мне, от “серпантина” лучше пройтись пешком, подышать воздухом и полюбоваться прибрежными пейзажами.



От “Конца всех дорог” пешком доводилось добирался до пляжа 69.203105, 35.288687 в устье реки Орловка, там можно попробовать найти морской артефакт, особенно в отлив, что я мне милее всего на тех берегах. Через саму речку в августе 2021 был импровизированный мостик, в июне 2022 перебраться через неё только вброд. Видели следы медвежат.



Уровень сервиса. С 2014 годом сравнить не могу, но на время нашего визита всё было хорошо, мы жили в удобном хостеле, про рестораны и прочее достаточно на тематических или коммерческих ресурсах, скажу только что интерьер и вид из окна мне больше всего понравились в том, что со скелетом кашалота. Из дополнительного: есть морские прогулки, дайверы (в хорошую погоду) у которых можно купить гребешка, ежа или краба.
Если интересно с палаткой, то по-прежнему на пляже за кладбищем наиболее удобные места 69.171051, 35.173965.


Фото 2021 года. Теперь он почернел.


Мне нравится Териберка, желаю посёлку процветания с таким высоким туристическим спросом, обязательно приеду ещё. В 2021 заехали сюда после Лиинахамари на 1 ночевку, чисто своё мнение скептическое утвердить, однако предубеждение было напрасным — Териберка это доступная Арктика, рекомендую!

Кировск



Обычно, сюда едут кататься на горных лыжах или ходить трекингом. Я решил заехать ради музея “Апатит” 67.615667, 33.665847 который отметил ещё в 2017 показать Наташке город в горах и заодно в Полярно-альпийский ботанический сад попробовать попасть (не попали).



Что можно сказать — музей настолько крут, что на мой взгляд является самостоятельной причиной для визита в Кировск, особенно если вы уже на Кольском. Допускаю, что может быть наш экипаж несколько предвзят — я с геофизическим бэкграундом, а Наташка просто увлекается минералами, но оценка 5.0 на картах Яндекса при более чем полутора тысячах отзывов говорит сама за себя. Очень хорошо организовано выставочное пространство: свет, стеллажи, интерактивы, сами коллекции. Несколько тем: история Апатитов\Кировска, освоения Хибинских тундр; растения, минералы и горные породы Хибин; коллекция минералов не хуже, чем в геологических музеях, снабженная надлежащими этикетками; залы открытого и закрытого способов добычи — макеты горных выработок и организации добычи, модели техники; зал, иллюстрирующий работу ГОК с макетами предприятий; ещё зал для детей с мультиками и игрушками. А ещё живопись на тему севера, Хибин и добычи минеральных ресурсов. Сердечно рекомендую к посещению, цена кстати весьма удивила: вход свободный. Чёрт, здоровенные глыбы на стеклянных полках, это ли не удивительно? ༼ つ ◕_◕ ༽つ


Хлеб. Достаток. Апатит.



С точки зрения размещения тоже удобно — горнолыжные гостиницы в отсутствие снега довольно пусты и со сниженными ценами, при обычно хорошем уровне сервиса, а ещё комната для снаряжения свободна — всегда пользуюсь чтобы просушить экип. Если вы на эндуро (или достаточно отчаянны при любой технике) и снег растаял, то можно поехать в Куэльпорр.

Кемска волость

Тут необходимо уточнить сразу: речь пойдет не совсем о городе Кемь, а об острове Попов, поселка Рабочеостровск.
Попали мы сюда случайно, по стечению обстоятельств планирования маршрута. Нужно было заночевать “где-то за Медвежьегорском” и я просто ткнул в карту и о, удача! В результате останавливались здесь в обоих (туда-обратно) направлениях движения.



Что можно отметить, кроме википедийных Соловков и места съёмок фильма Остров (от того не менее привлекательных, кстати). Присутствуют живописная дорога вдоль Путкинского водохранилища, каскада Кемских ГЭС, к сожалению, где-то в районе стелы “Кемь” покрытие переходит в состояние “дорога с вариативным профилем”, если говорить эвфемизмами в стиле наших мудрых руководителей, но оно того стоит. Имеется возможность морских прогулок: посетить острова “Кузова́” — там не был, узнал случайно уже на месте, но интересно — задел на будущее.



Лично мне больше всего понравилось там 2 вещи: пейзажи Белого моря в ясную и тихую погоду, когда граница моря и неба практически исчезает и только островки суши, торчащие из воды, свидетельствуют о присутствии более, чем одной стихии. Это всё в окружении аутентичной поморской жизни с лодками, снастями причалами и т.п. Второе, это ресторан, который там появился благодаря потоку туристов на Соловки, очень хороший, тут: 64.990692, 34.788930.



В целом здесь удобное место остановки для отдыха мотопутешественника по дороге на Север: живописные виды побережья, морские прогулки, комфортное и недорогое размещение в уютном гостевом доме с видом на море и припаркованный мотоцикл 64.980842, 34.776636.



Мотоциклетное



Экипаж: я и Наташа, один мотоцикл, с обновленным седлом в виде термоизоляции, подложенного геля (пилоту и пассажиру), добавленной низкой спинкой для пилота и перетянутым в кожу. Гель — работает, прямо ощутимая разница до/после. Раньше примерно 100 км и опора просится размяться, сейчас только после ~200 км только начинаешь об этом думать.





Об экипе:
Новый белый шлем Suomy MX Tourer — моё почтение производителю. Решительно непонятно как я раньше ездил с массой каски 1600 г. против 1200 г. у нового, кроме того визор больше не потеет. Без “пинлока”. На новом не закрываются вентиляционные каналы, но проблем нет ни от дождя ни от холода.
Раньше (на узких турэндуро) на Север брал толстые зимние мото- (снегоходо-?) штаны, на ПанЕвропе в них не нужды из-за развитой ветрозащиты. Куртка тоже летняя (но не сетка) много вентиляционных окон на молнии (через закрытую тоже дует, даже в дождевике) и полное отсутствие подстёжки.
В самых холодных условиях +3-4⁰С ехал в:
  • торс: “термуха”, флиска, софтшелл, куртка, дождевик;
  • ноги: флисовые подштанники, штаны мото, дождевик;
  • флисовый “ошейник”;
  • подшлемник обычный.



Сам мотоцикл без каких-то особых дополнений, про него есть пост. Весь скарб в т.ч. чехол, бахилы и добычу удалось разместить внутри кофров, так что снаружи ничего не понадобилось крепить, набачная сумка тоже осталась дома.
Резина Angel GT — нравится, лучше буду брать её, а не Pilot Road.
Все запуски, разные режимы работы и прочее — без нареканий, Honda едет.

Отдельно отмечу:
  • Подогрев грипс — 100% нужен. Пробовал без него — не понравилось. Перчаток 3 пары разных на человека.
  • Чехол Kinetic Fun для ПанЕвропы — хорош, сделать прорези спереди для вилки очень умно.
  • Бахилы от ОЗК — обязательно ¯\_(ツ)_/¯ это Север, даже если ты только по асфальту.




Навигатор — IP67 смартфон (обычный гражданский) с приложением Яндекс Навигатор и закачанными картами, есть редкие “Приложение остановилось”, в остальном всё очень хорошо. Пробовал “Яндекс карты”, т.к. они выключили опцию “переходить в навигатор” — мне не подошло, батарея улетела в 0 раньше, чем кончилась М11, телефон при этом был на зарядке.

Детали путешествия

Маршрут получился эдакая противоположность моему путешествию на Север в 2019 году. Т.е. не в палатках, через Петербург и в Териберку.

Строил я его ещё в 2021, но тогда мотопутешествие (получилось только авто- в пассажирском штурманском кресле) не получилось, поэтому, с поправками, мы поехали в июне 2022.



Учитывая опыт прошлых мотопутешествий маршрут составлялся с избеганием длинных дневных перегонов, чтобы не превращаться в водителя-дальнобойщика, находясь в отпуске, поэтому ни разу мы не переваливали за 1000 км в день или 9 часов в седле. На сегодняшний день мне видится идеальным режим движения не более 450 км в день и вечер в каком-то новом месте (здесь я имею в виду обычные дороги с асфальтом и не в горах, т.к. там темп ниже) с днёвками раз в 3 суток, если мы говорим о каком-то относительно длинном путешествии (от 10-12 суток).
Обозначенный режим выше движения я не преподношу здесь как идеальный, наверняка что-то ещё изменится, но на данный период видение таково.



В нашем распоряжении было только 9 дней и итоговый маршрут принял вид как в таблице.

Не вошедшее aka бардачок

В этом постскриптуме хочу собрать интересные вещи и места, достойные упоминания, но как-то систематически каталогизировать их не вижу способа. Итак, вашему вниманию: бардачок.

Двигаясь на Север, кроме стелы “Полярный круг”, можно посетить в Петербурге прекрасный музей Арктики и Антарктики с гидропланом прямо над головой вошедшего. Экспонируются: предметы и инструменты полярников, живопись, диорамы, моделирующие сцены из полярной жизни\работы, модели судов разных лет и элементы их оснащения, чучела животных, гербарии, рога нарвалов и другие части редких животных, например позвонок кита, этнографическая экспозиция (гостевая) и всё это в здании бывшей церкви — помпезно.

Ещё немного о Петербурге. Мне нравится бывать на Канонерском острове — есть там своя атмосфера, созданная эстакадой ЗСД, соседствующей с расселённой застройкой и портовым хозяйством, всегда бывая там прежде, пешком, хотелось прокатиться на мотоцикле по ЗСД. И не зря, кроме того, что это удобный путь с Канонерского на А-121, виды оттуда просто роскошные.



Когда планируешь мото путешествие на Кольский следует хорошо продумать заправки т.к. есть участок ~300 км без брендовых заправок, однако кормить надо не только коня, вот мои любимые заведения общепита по дороге:
  • Тэдино 66.471156, 32.770988
  • Едем-Едим 62.922170, 34.406500

А если когда вечером хочется пива или белого сухого, то лучшее на мой взгляд из Мурманска это сушеный камбала-ерш, всегда его беру тут 68.968257, 33.058274 и в том числе с собой во Владимир.

В Сортавале обедали в заведении “Дом Берга”, приятно, вкусно, но дороговато для заведения самообслуживания, и тесновато в экипе (места надо знать ибо, как зайдешь — налево). Интерес тут другой, когда мы собирались отправляться приехал другой мотобродяга на Африке CRF 1000 (забыл имя, увы) специально за крепкими настойками к ним, уже не в первый раз, очень рекомендовал.

В Вытегре есть очень приятный отель Wardenclyffe, расположенный в здании маяка около бывшего первого шлюза ВБК, место просто исполнено продуманности и внимания к деталям, на маяк подняться можно, да! Останавливаюсь там с удовольствием второй раз, а вот ресторан их увы, только интерьер радует. Сервис с 2021 ни на йоту не улучшился.



В 2021 году довелось посетить Лиинахамари и тоню Тетрина в южной части Кольского (оба места рекомендую), но то было на автомобиле, поэтому не считается…

(╯°□°)╯︵ ┻━┻


Фото 2021 года с полуострова Немецкий, близ Лиинахамари. Не путать с мысом Немецкий на Рыбачьем.


Написано Paladin33rus специально для bikepost.ru



До встречи на дорогах!

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+1
COMOTOZZ
Кто на юг, а кто на север :) молодцы!
+1
Petrovevgeny
Интересно! Спасибо!
+1
madrider777
Как атмосфера в Доме туриста в Саблино? Был там, но очень давно
+1
Paladin33rus
Я сам там только второй раз, первый был в 2016.

Виктор по-прежнему имеет особое отношение и условия (скидка) для мотоциклистов. Есть куда погулять в окрестностях. Это плюсы.

Оба раза соседствовали мы со странными постояльцами. — Почему? Жили там ребята из Средней Азии и они были явно не туристы. Решительно ничего не имею против гостей из Средней Азии, но не-туристы в доме туриста как-то не по душе.

Справедливости ради надо сказать, что в этот раз была ещё большая компания из Вологды от детей до пожилых джентльменов и дам.

При движении в том направлении со стартом в районе Москвы ± и не имея особых планов на вечер мне видится это место удобным вариантом.
0
madrider777
Да, место отличное для раннего старта в выходной в направлении Питера. Покататься по пустым дорогам Северной Пальмиры — одно удовольствие.
+1
MikeNN
Спасибо за интересный пост! Жирный плюс)
+1
belyi
пост интересный., спасибо. Большой ТРИП за 9 дней., представляю как было трудно делать в последние дни пробеги под 700 км., да ещё и с двойкой. молодцы!
+1
Barker
Благодарю за отличный рассказ. Музей Арктики и Антарктики обязательно посмотрю как буду в Питере.
+1
iMihalych
Огромная благодарность земляку за классный пост! планирую проехать схожим маршрутом, опыт учту!
+3
papets
Прекрасный пост, хорошие фотографии и легкое оформление!
Браво!
0
Paladin33rus
Тысяча благодарностей!
+2
DeeTroy
Ну вот и мои отчеты пригодились для практического применения)
Отличный трип)
+2
Vaakom
Отличный отчет, спасибо )
По маршруту я бы добавил еще Беломорск как альтернативу Кеми
Там у плотины музей Бесовы следки, который представляет из себя здание построеное прямо над группой петроглифов «Бесовы следки».
Ну и чуть в сторону сами Беломорские петроглифы под открытым небом. Везде отличный асфальт, до речки с петроглифами деревянные мостки. Крайне рекомендую брать экскурсовода на месте.
+1
Tratatanych
Спасибо, очень интересно и мотивирует!
здесь был ататат

0
iMihalych
Привет! есть ли необходимость заморочиться с доп.канистрами с бензином если ехать от СПб до Кировска через Кемь? Всегда ли есть АЗС в пределах 300 км от другой АЗС?
+1
Balamber
Здравствуйте. Я Карой из Венгрии. Поздравляю. Отличная экскурсия. Спасибо за точное описание и координаты. Я в настроении отправиться в путешествие. :-) У меня есть опыт северных холодов, когда я был на Нордкаппе в один год со своим мотоциклом. :-)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Мой Кольский 2022: Териберка. Туда и обратно.