Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Paladin33rus → Мой Кольский 2019: Дальние Зеленцы, Хибины. Уехать дальше – стать ближе.



Это публикация очередного мото-бродяги о поездке на Кольский полуостров.
Но! Без Рыбачьего, без Териберки, без Алёши и Ленина и не через Питер.

Что есть? — Обзор, что ещё можно посетить на прекрасном и суровом полуострове из личного опыта, некоторые соображения по направлениям, которые заслуживают право быть посещёнными, но мало описаны.

Всех неравнодушных приглашаю под кат.

Зачем ехать на Кольский?
Для меня это волшебный мир, где смешались Skyrim, Half-Life2 и немного Fallout, где день бесконечен и ехать, наслаждаясь видами можно 24/7, где можно побывать в местах, время в которых как будто застыло и всё это без толп, погранпереходов, развода и т.п.
И в-основном по хорошим дорогам (да, грунтовки есть, но их немного), без проблем с топливом и придорожным сервисом, однако охочим до дичи и подвигов простора хватит.
Но всё-таки, ключевое слово здесь «волшебный», исчерпывающе описать это словами и фотографиями я не претендую, но попробую.


Шлюз 3 ББК. Повенец, Карелия.

1. Дальние Зеленцы.

Это место называют пределом доступности на побережье Баренцева моря в восточном направлении по дорогам. Формально, можно еще немного дальше на восток проехать, но там мало что осталось интересного, насколько мне известно, однако отважным разведчикам наверняка найдётся что поймать в объектив.
Когда мы были в получасе езды от Зеленцов мы думали, что это что-то типа Териберки, в смысле магазинов/жилья, только менее посещаемое. Ну так-то оно в сущности и оказалось, только без никаких магазинов. И сильно, весьма сильно меньше посещаемое. Первое яркое впечатление, когда приблизились к домам – нет окон, частично стен в 98% из них. Проехав чуть дальше, встретили пару с собакой и мопедами на прицепе, они отдыхали у костра, расположившись прямо у дороги, пили ром и топили досками, оторванными от ближайшей домушки. Это был сущий сюр. Они нас и ввели в курс здешних дел. Есть база погранцов, дайверов, пятиэтажка администрации, и пара-тройка отдельных населённых домов. Всё. Больше никого.


Вид на Дальние Зеленцы с Северной коррозионной станции


Расположились мы в палатках на побережье, надёжно укрывшись от ветра в складках рельефа. Как выяснилось позже, расквартироваться можно было у дайверов (полный пансион и порядка не то 4-х, не то 6-ти тысяч российских рублей в сутки), либо в «администрации». Доступ в Интернет LTE.


Скалы из рекламы виски.


В Зеленцах, помимо медитативного созерцания буйного моря Баренца можно погрузиться в прозрачные воды его бухты и попробовать добыть морского гада себе к столу. Еще мне нравится гулять по побережью и высматривать что подарило море, среди мусора попадаются интересные артефакты как природного, так и искусственного происхождения. Кроме этого активностей особо нет, но я это место однозначно рекомендую к посещению.


Бродить по lost coast — бесценно


Единственным препятствием может стать дорога туда. От Мурманска до известной развилки Териберка / Туманный идет асфальт хорошего качества, далее до поворота на ГЭС грейдер, 80-90км/ч, далее грунтовка с торчащими камнями, крутыми спусками/подъемами, есть как минимум один брод. Видели там деда на Волге ГАЗ-24 – это про проходимость. Заправка только в Мурманске – запасайте топливо.


XRV750 в естественной среде обитания чувствует себя превосходно

Немного пейзажей Дальних Зеленцов.



Бухта «Зеленецкая губа»



Тлен 1



Тлен 2



На курьих ножках



Образец в заброшенном морском биологическом институте КНЦ РАН.

2. Сердце Хибин.

По праву географического положения, так можно назвать долину реки Вудъяврйок, ведущая в долину реки Кунийок, где расположена гостеприимная база МЧС (кодовое слово — Куэльпорр).


Водопад «Красивый». Топоним такой.


Соглашусь, что это направление более хоженое, однако популярным оно пока не стало, главным образом из-за того, что дорога по руслу реки выглядит как босс в Dark Souls – страшная и непреодолимая. На поверку оказывается, что на турэндуре можно проехать совсем без проблем, на чем-то с небольшим клиренсом главное – защититься от воды. С точки зрения проходимости – видели там Рено Логан. Был Кирилл на КТМе с мотором 250сс, Дьюк (?) – издалека выглядел как матёрый кроссмен, шел быстро и четко, почти прошел воду. Упал на финише, залило, и он не запустился. Раскидали ему полмопеда, просушили, прикурили – какая-то ошибка в контроллере, нужен сервисмен. МЧСовцы оттранспортировали бедолагу и мопед в Кировск (Ринат, Слава привет, если вдруг читаете).


Пытаемся оживить КТМ


Расквартироваться можно в палатках, в отапливаемых домушках базы МЧС или в гостинице похожей на буржуйские модульные кэмпы, как на буровых, например. Есть баня, с возможностью окунуться в прохладные воды Кунийоки. Мы выбрали золотую середину – баланс ценника и комфорта, но должен предупредить что горячей воды не предлагают и туалет на улице, а спальное место – нары. Нас устроило. У нас собой был казан, вечером (или утром?) я делал плов на улице, угощали всех желающих, отзывы были одобрительными. Заходили ребята, какой-то туристический клуб для школьников, вожатые потусили с нами – мы угостили их пивом, но вскрывать банки они не стали. Дети прячут от вожатых курево, вожатые от детей напитки.


р. Кунийока и баня на базе МЧС


Из занятий тут треккинг, оно же пешие прогулки, баня, посиделки «у костра», может рыбалка есть, но увы я едак, а не рыбак. Расскажу о треккинге. Горы невысокие, но пусть вас это не вводит в заблуждение – это по-прежнему горы, и тут опасно. Малая высотность – только отсутствие горной болезни и возможность подняться-спуститься за недолгий срок. Тут полно морены, о её стабильности можно только предполагать, есть языки ледников, которые тоже стабильностью не славятся. Чуть не забыл, можно же развьючить мопед и поколесить на нём.


Долина Кунийоки. Обратите внимание на заснеженную седловину перевала слева-сверху.



Тот же перевал в кадре. Чуть-чуть приблизились. склоны очень крутые, камера в небо смотрит.


С точки зрения добиралова всё просто: до Кировска асфальт с прекрасными видами озера Имандра, во всех его экземплярах. Мне очень нравится мост (67.605833, 33.060953) между Имандрами, сразу после него есть карман парковочный – остановитесь там и погуляйте. После Кировска крохотный участок асфальт + грейдер к карьеру, а далее та самая дорога по руслу, а после несложная грунтовка с 3-4 бродами, медведями и видами Хибинских хребтов.


Та самая дорога по руслу реки Вудъяврйок. Ширина чуть больше БНВ Х5


Пейзажи Хибин.



Долина р. Кунийоки



Долина р. Кунийоки. Вид сверху. Тут можно видеть результаты испытаний подгорного ядрёного взрыва.



Спуск с плато. Обломочный материал на крутом склоне. Уровень стресса 90/100


3. По пути на Север.


Пока движешься по А-119 тебя окружают многочисленные таблички о достопримечательностях неподалёку. Мне были интересны шлюзы Беломорканала и случай нас занёс в Сандармох.

Шлюзы лучше смотреть глазами, а вот мемориальное кладбище на месте массовых расстрелов во второй трети 20-го века — очень сильное место: присутствуют многочисленные памятники представителям разных народов, этносов, вероисповеданий и политических убеждений. Людей убивали за отличающиеся взгляды на жизнь, надуманные доносы. Процент реальных криминальных деятелей среди них неизвестен. Фоток сделал много, но выложу только одну.


Люди! Не убивайте друг друга.


4. Куда ещё?


Из всем известного: полуострова Средний и Рыбачий, Долина славы, Мурманск: музей Северного флота, атомный ледокол Ленин (первый в мире), краеведческий музей, самая северная пустыня — пески Кузомень, рядом аутентичный поморский посёлок Варзуга, Ловозёрские тундры и перевал Геологов, Териберка, как самый простой способ посмотреть волны Баренцева моря.
И конечно Мотобухта, не в последнюю очередь, благодаря которой и двигается туризм в Кольском Заполярье.

Для интересующихся прикосновением к изучению и истории изучения физических свойств планеты Земля: 69.396511, 30.609849 || 67.984167, 35.058611

Личный задел на будущее: Лиинахамари, западная дорога через Приречный и «шкиперский остров» Аникиев.

Ну и сама дорога туда. Полагаю, многие тут не прочь покататься — А-119 и Р-21 — очень красивые и ненапряжные по траффику трассы с хорошим качеством покрытия. Ехать — в радость.

P.S. Мопед всю дорогу вёл себя прекрасно. Ехал везде без проблем, не капризничал.



До встречи на дорогах!

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
+1
AlexPilas
Было интересно. Спасибо!
+1
AlexMur
«Дети прячут от вожатых курево, вожатые от детей напитки.»

Ничего не изменилось за последние 40 лет в этом процессе))
+5
andrey-11
Какие разные туристы. Одним нужно только пожрать и пляж поваляться (не про байкеров, а вообщем), другим это претит и им нужно узнавать что-то новое, а тут еще север, безмолвие, безлюдная тишина, природа, полярные ночи, отсутствие сервиса и надежда что не подведет мотоцикл и хватит бензина. Отлично, самому захотелось.
+1
andrey-11
Интересно, после ядреного взрыва какова остаточность радиации, не задумывались или любопытство и новая неизведанность наплевали на то?
+2
Paladin33rus
Приборов нет своих, чтоб съёмку сделать. Спросил у Славы на КСС — сказал в норме. А вапще в горные породы и минералы и без человека вполне себе излучают. Какие-то больше, какие-то меньше.
0
jgrav
  • jgrav
  • 15 января 2020 в 9:42
Прям маршрут мечты! Спасибо!
Север он… он завораживает!
0
canon3000
Спасибо с интересом почитал
0
ukondor
Спасибо за пост! Очень интересно! Этим летом планирую туда :-)
+1
Paladin33rus
Если поедете в Зеленцы, должен предупредить дополнительно: брод там серьёзный весьма. Съезды крутые, течение бурное, глубина 0,4м точно будет.
0
ukondor
Как сам прошел?
+3
Paladin33rus
Перед спуском к воде сходил разведал чо как. Вернулся, бахилы накинул. Проехал на первой и 3к-4к РПМ.
Африка и БНВ Х5 тоже прошли. Мост там кстати есть, точнее его остатки. Ехать только вброд.
У меня нет опыта оффроуда на дорожном мотаке — мож там тоже всё ок. Просто предупреждён — вооружен.
0
ukondor
Спасибо за инфу :-)
0
sdkfz234
а что там с мошкой/комарами? а то никакой жизни нет от них, пухну ужасно от укусов…
0
Paladin33rus
То был июль месяц. Гнуса не обнаружено.
0
Paladin33rus
В Карелии много. На Кольском не обнаружено. Уточнение.
0
sdkfz234
спасибо
0
Aydinka
Если надоела суета больших городов и скопление масс людей…
+1
Rossanna
Отличный и познавательный пост. Буду планировать своё первое путешествие на русский север. Прочитал про КТМ Дюк. Думаю мой шивер подойдёт вполне для этой поездки, надо только с дополнительными местами для канистр придумать.Там уже наш мотобрат из италсообщества Априльи клуба (Мегадед) на дорсе ездил, тоже очень положительно отзывался за эти края.
П.С. слава богу что не очередной пост про поездку на море, крым, грузию или как я стал крутым эндуристом. Автору отдельное спасибо за «джи-точки» для навигатора. Осталось вторую половину уговорить…
0
Paladin33rus
Привет от бывшего Априлийца. Моя старушка меня бросила на Памире — пришла подвесочке черта. Сам бы я с неё не слез.
Удачи в дороге. Если надо могу ещё точек натыкать.
0
Rossanna
прочитал про ваш памирский трип. Очень понравилось. Конечно, непредсказуемо все так, как показывает практика. Кто-то съездил на дорожниках и нормально, а кто-то встрял и на турындах. Наверное старичок туарег не смог пережить азиятского зубодробительного грейдера. А жаль, вроде мот самый подходящий для этого… Я думаю шивак мой тоже потечёт со стоковой подвеской. Слишком плюшевая она для длительного грейдера. При длительной трясучке перегревается монаморт. А с загруженной кормой вообще заплачет наверное «тягучими» слезами. У мегадеда на дорсе после кольского полуострова и карелии засопливился передок.
0
Paladin33rus
Всё так. Масло плохо остывает, если его количество мало в аморте. На Африке бачок выносной — может это их спасает.
+1
korsun
Хороший пост, немногословно, по делу, и читать интересно.
Хибины — место весенних сборов альпклуба МГУ. Так сказать, влиться в горный сезон.
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

0
vaguethumb
хорошая инфа, в избранное )
раньше июня туда наверное нет смысла соваться — холодно?
0
vaguethumb
а как митас себя чувствовал на бездорожье, в речке?
0
Paladin33rus
Митасы Е-07 были на Африке. У меня Мецлер Яндуро3 спереди и Шинко e705 сзади. На Памир я гонял в е-07 (как и Африка эта же) — отличная резина.
0
Paladin33rus
В 2017 были на Кольском в конце июня 21-28 примерно. На Куэльпорр (это то, что в главе 2) в принципе было никак на мото — еще было слишком много снега. На рыбачий тоже по заснеженному перевалу Муста-Тунтури шли. Мотаки на себе тащили. А потом через буквально 4-7 дней снег настолько уплотнился что один всадник новой Африки прямо по целине прошел, аки снегоход. На Беломорье — можно в июне. Люди купались.
+1
Paladin33rus


Вот конец июня 2017. Начало подъёма по речке.
0
vaguethumb
дааа ) у нас сейчас снега меньше
0
den_ferum
А Вы один туда ездили, или с кем-то?
+1
Paladin33rus
У нас устойчивая банда из трёх человек. Один из которых так и не проникся мото. Так что мы аки МакГрегор и Бурман ездим в компании автомобиля последние 2 трипа.
Наличие большого тёплого сундука бывает сподручным. В том числе для добычи. :)
Следующий трип планирую в 1 мотоцикл и два человека — как Вы катаетесь ;)
+3
ARTEM_RIDE
Хорошо написал! Но на КТМ был не Кирилл а Артём — т.е. я) Если бы не вы парни, то я бы оттуда оооочень долго выбирался, так что ещё раз спасибо!
0
Paladin33rus
Хотел поправить текст поста, но уже нельзя.
Пусть ссылка на твой пост тут будет ссылка хотяб.
0
canon3000
смотрел твои видосы, круть
0
canon3000
интересно, спасибо, взял на заметку. Про Лиинахамари читал у Пикуля, сгонять бы туда
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Paladin33rus, Мой Кольский 2019: Дальние Зеленцы, Хибины. Уехать дальше – стать ближе.