Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4286 | Постов: 2495

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Вместо Ирака и Непала) Кавказ 2020. Часть 4

Всем привет! Давно не виделись). Продолжаем маршрут по Кавказу. Эта часть заключительная, но не менее красивая.
Часть 1, 2, 3

Доброе утро на оз. Казеноам. В этот раз встал в 5 утра и решил немного размяться и заодно пофоткать восход в горах Чечни. На улице не больше 5 градусов, воздух будто стекает по гортани как холодный кисель. Хочется сохранить это чувство на сетевом диске и включать время от времени как в матрице. Все же очень хорошо так рано вставать, жаль, что получается далеко не всегда. В мусульманском мире начинаешь понимать почему спивается русская нация: нет в продаже алкоголя (или сложно купить) – не хочется совсем, завалено все вокруг холодным пивом или изысканным вином – че бы и нет…Ну и конечно весь юмор у нас вокруг алкашки, все праздники и встречи с друзьями и родными. Я далеко не зожник конечно, но с каждым дальняком стараюсь «культурно отдыхать» все меньше и меньше.



Вчерашнего мохнатого охранника я так и не нашел, пришлось бегать в гордом одиночестве. Хотел было сделать заплыв, но вода реально ледяная. Решил не рисковать здоровьем под конец маршрута). Распинал сладко спящего горного баристу (да, это слово склоняется) в каблучке – сам виноват, нех писать «стучите». Попросил его сделать себе капуч самостоятельно, уж очень нравиться мне это дело). Он возражать не стал, попросил только все протереть и пошел обратно досыпать. А теперь только попробуйте представить: полная тишина, лазурное горное озеро, восход солнца и свежайший бленд чистейшего прохладного воздуха с нотками сосен и кофейных зерен…Представили? А теперь посмотрите в свое окно на городскую коптильню и спросите себя: «Оно того стоит?»



Ладно, минутка лирики закончена. Дальше мой путь лежит в Грозный, ни разу здесь не был. От озера до города лежит идеальный асфальт, ехать скучно, но надо. Сам город особого впечатления на меня не произвел, проехался быстро по центру под запрещающие знаки (для мото) и почесал по трассе до с. Сунжа, там свернул обратно в горы.


Мой путь лежит к башенному комплексу Вовнушки, что в примерно в 60км от трассы Назрань-Грозный. Проезжаем КПП и идем вдоль реки Асса и любуемся окружающими пейзажами. За селом Алкун начинают появляться Циклопические вайнахские башни — типичная средневековая архитектура в Чечне и Ингушетии. Некоторые башни использовались в качестве мест для житья, другие имели военное назначение или сочетали обе функции. Считается, что первые подобные сооружения были построены во II тысячелетии до нашей эры. Типичные вайнахские башни имеют 6-12 метров в ширину и 10-25 метров в высоту. Стены их обычно состоят из мощных каменных блоков, скрепленных известью. Стены часто наклонены внутрь, их толщина уменьшается с высотой. Возведение одной башни обходилось заказчику в полсотни коров.

В районе села Эгикал уходим влево в сторону Грузии, въезд в заповедник платный (рубле 50-100 кажется). Первая точка – башенный комплекс Вовнушки, один из самых ярких и экзотических комплексов среди оборонительных строений древней Ингушетии.



Памятник Вовнушки состоит из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна на противоположной скале. Башни комплекса издалека привлекают к себе внимание, хотя и расположены в живописном ущелье реки Гулойхи на фоне впечатляющих скал и хребтов Кавказа. Башни сложены из камня и выглядят как естественное продолжение скал, на вершинах которых они построены. Они представляют собой четырёхэтажные строения усеченной пирамидальной формы с плоскими крышами и узкими окнами-бойницами. Заградительные стены, перекрывающие доступ к башням, органично вписаны в естественный рельеф неприступных скал. О времени строительства башен комплекса Вовнушки известно очень мало, но уверенно можно предположить, что каждая из башен была построена в течение одного года, как и другие родовые башни вайнахов. Уложиться при строительстве башни в срок 365 дней считалось обязательным. Если в течение года закончить строительство башни не удавалось, то её не достраивали, а разбирали на камни или оставляли заброшенной.

Конкретно у этих башен очень тихо и тесно. Ущелье совсем узкое и горы вокруг довольно невысокие. Уж не знаю, чем примечательны конкретно эти башни, но ничего интересного для себя не нашел и поехал дальше.


Возвращаемся обратно и поднимаемся в ущелье реки Тхабахрс, здесь уже размах больше и ущелье красивее. Сначала встречаем башни двух соперниц. По старинной легенде, рассказанной местными жителями, когда-то в местечке Гянт жил человек, у которого было две жены. У каждой из них было по одному сыну. Жёны славились своим трудолюбием и были очень дружны между собой, что было удивительно, ведь они являлись соперницами. Жили они богато и счастливо, и всё у них было замечательно. Однако однажды их муж героически погиб в сражении, и две соперницы остались вдовами. Односельчане, всегда завидовавшие этой семье, невзлюбили двух достойных соседок. Именно по этой причине гордые женщины не смогли более жить рядом с ними. Им удалось нанять известного строителя – мастера башенного дела, и за свой счёт построить на неприступном утёсе две боевые башни, объединённые в один замок.


Далее наш путь лежит в древний город Ний — один из самых отдаленных башенных комплексов. На территории аула сохранились 4 боевые башни, одна полу боевая и 13 полуразрушенных жилых башен, а также 14 склеповых могильников. Находится Ний на высоте 1700 метров над уровнем моря. Особо наблюдательные читатели могут заметить основную достопримечательность этого места. Но учитывая, что на въезде был КПП, который тщательно бдит за вывозом местных артефактов, решил не испытывать судьбу и ограничится символическим сувениром).





Далее уже не заезжая проскакиваем комплексы Эгикал и Лейми с такими же старинными башнями и направляемся в сторону горы Гайкомд. Это очень популярное место среди альпинистов и бейсджамперов, к коим я ни разу не отношусь, пока). Высота горы 3171м, внизу есть уютная гостишка с кафешкой на крыше. Виды просто загляденье – кушать здесь на порядок вкуснее, чем в центе мегаполиса. Прайс был довольно высокий для этих мест, но за этот вид переплатить стоит.






Далее спускаемся в ущелье реки Терек и попадаем на военно-грузинскую дорогу. Сколько раз я по ней ездил и ни разу не сворачивал ни в Ингушетию, ни в Осетию, а зря…Здешние маршруты не менее красивы и интересны чем в Грузии.






Мой путь лежит через Суаргомский перевал к месту гибели Сергея Бодрова и его съёмочной группы. Не скажу, что являюсь поклонником его творчества, но отдать дань уважения определенно стоит. Дорога несложная и очень красива, пройти можно на любом мотоцикле.


Далее спускаемся в город мертвых — комплекс наземных и полуподземных склеповых сооружений XIV—XVIII веков у селения Даргавс в Северной Осетии. Самый крупный комплекс такого типа на Северном Кавказе. Комплекс состоит из 95 сооружений, сложенных из грубо обработанных крупных камней с использованием известкового раствора. Внешние стены обыкновенно оштукатурены, их толщина — от полуметра до 0,75 м. Склепы делятся на две большие группы — полуподземные и наземные башенного типа.



Полуподземные склепы обладают значительной вместимостью, внутренняя камера до 8 метров в длину. Внутри обустраивался дощатый погребальный настил с небольшим уклоном в сторону лаза («окна»), изредка встречаются двухъярусные полуподземные склепы. Крыша обыкновенно плоская.
Склепы башенного типа многоярусные, с деревянными перекрытиями, опирающимися на упоры, встроенные в кладку. В некоторых таких склепах обустроено несколько лазов на разной высоте для доступа на разные уровни, обычно по одному лазу на фасад (кроме северного). За счёт ярусности склепов и многослойности захоронений в небольшом по площади комплексе покоится около десяти тысяч человек.


Такое себе местечко…Я честно говоря даже не думал, что это были склепы. На карте стояла точка и мне казалось, что этот город типа Гамсутля. Такие себе неказистые бедные домики, пока не решил оценить местный быт и заглянуть в окно. Надо было видеть мое лицо в этот момент, горы черепов я прям не ожидал увидеть…Не долго думая запрыгнул на свой мопед и поехал подальше от этого места. Люди! Вы, что больные целые автобусы с туристами возить смотреть могильники…Это вообще нормально? Наверняка находятся и такие, кто черепа домой тащит или фоткается с ними. Мне кажется эти места так использовать не стоит, не правильно это как-то.


А дальше меня ждало самое топовое место моего маршрута — Мидаграбинские водопады. Дорога до них проходит через шикарную долину длиною в 7 км и утыкается в каменную стену, образованную величественными кавказскими горами. С их вершин устремляются вниз хрустальные струи водопадов. Всего их 8, высотой от 120 до 750 м. Имя семьсот пятидесятиметрового великана — Большой Зейгалан, переводится как «Падающая лавина». Это самый высокий водопад в Европе и 5-ый по высоте в мире. Он зарождается на вершине горы, в леднике Зейгелан, на высоте 3 км над уровнем моря — там начинается его путь вниз, в долину. Время от времени с ледника отрываются и летят вниз ледяные глыбы, зимой сходят лавины. Поэтому от фотографий в непосредственной близости от водопада стоит воздержаться. Подниматься к Большому Зейгелану довольно долго — минут 40–50, но оно того стоит.







Воистину шикарнейшее место, одно из лучших где я когда-либо был. По дороге назад я долго думал о проделанном маршруте, времени и оставшихся десятках точек у меня в телефоне. Впечатление от водопада было настолько сильным, что я решил поставить на этом точку и сворачивать в сторону Кисловодска. Сюда я еще ни один десяток раз вернусь, а эти эмоции действительно дорого стоят.




В своих путешествия я понял главное – не преврати их в рутину! Эмоции накладываются и утомляют, нужно четко ловить точку выхода и не жадничать. В любое место можно всегда вернуться, было бы желание. Кавказ – это место силы, красоты и гостеприимства. Это величественный горы, интересные люди и тысячи маршрутов. Оставлю немного на потом…

  • Wr38Wr38
  • Евгений
  • 14 марта 2021 в 16:05
  • 10
  • ?

Комментарии (35)

RSS свернуть / развернуть
0
Kadet73
Красота! Сколько в итоге дней поездка получилась?
0
Wr38
9 или 10, точно не помню)
0
Polbred
ты же говорил, что вдоль границы от Казеной Ам, а сам через Грозный, ну как так то =)
0
Wr38
так я вниз из Грозного вернулся) туда-обратно сгонял
0
Polbred
при наличии пропуска можно пройти от Ботлиха до Вовнушек через Итум-кале не поднимаясь выше КазенойАм
0
komendant
Это на 400 кубах? Или на 690? Или на 1200?
Друг интересуется…
0
Polbred
на джебеле
-2
Al_Vas_
Кто-то так уже ездил? Очень интересно, как удалось проехать от Казеной Ам через горы в Итум-Кале, ну и от Цой-Педе вдоль границы в Ингушетию на Цори и Вовнушки. Я в разные годы с обоих направлений упирался в заставы, где проезд тупо закрыт за шлагбаум, стоят погранцы и проезд туристу закрыт. Ставь мапел, гуляй по могильникам и вали обратно.
0
Polbred
пропуск брал?
-2
Al_Vas_
У кого? У бойцов на шлагбауме? У старшего по разводу? Нет, такого сервиса у них не было, максимум стрельнуть сигаретку, пофоткаться на моте и рассказать, что дальше дорога закрыта для проезда гражданским и там ездят погранцы исключительно. Так было и в Ингушетии в Цори, и в Цой-Педе в Чечне.
Какие пропуска и где делали те, про кого ты рассказывешь? Какими дорогами они ехали по Чечне от Казеноя в Цой-Педе?
0
Polbred
Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чеченской Республике 364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Комсомольская, д. 28 [email protected] 8(8712) 62-85-71
8(8712) 62-83-80 Чеченская Республика

сейчас можно делать на госуслугах — выдается на год, делаеться в течении 15 дней
-4
Al_Vas_
И что? С этим разрешением погранцы пустят в запретку вдоль границы? В третий раз тебя спрашиваю, что это за люди, на чем и когда они проехали тот маршрут? Как они ехали от Казеноя по горам в Цой-Педе, через Итум-Кале и не через Грозный про этом? У этих людей есть имена-никнеймы-отчеты, они есть в инторнете? Я давно собираю информацию по этому участку и планирую так проехать, при появлении возможности. Но пока не слышал, чтобы это кому-то удавалось.
0
Polbred
«спешить не надо, торопиться не надо, надо вернуть обществу нормального человека» =)
в след отчете напишу
0
IvanPro
Прошел из Цой Педе в Ингушетию на f800 gs. Никаких разрешений теперь не надо
-3
AlVas_11
Из Цой-Педе до Цори, вдоль границы? Тебя пропустили погранцы и от заставы направо мимо города метрвых на грунтовку в Ингушетию? Там одна грунтовка прямо шла к Грузии, а вторая направо загибалась в Ингушетию. Обе были закрыты для проезда раньше.
Хорошо, если сейчас пускают, да еще и без разрешений.
0
IvanPro
Огибаешь Цой Педе и чуть не доезжая следующей заставы направо, в гору. Дальше дорога одна. Никаких кпп нет. Только на перевале стоял чел с винтовкой. Записал в блокнотик и пожелал счастливого пути )))
-2
AlVas_11
Клево, а нам обогнуть могильники не дали, тормознули у заставы и разрешили пешком погулять только. Дорогу сверху хорошо видно было, прям отличная укатанная грунтовка, но не для турья, а для вояк.
Ну хорошо, значит можно ехать еще раз, закрывать гештальт))
0
IvanPro
Однозначно. Лучше вдвоем и на шашке )
0
komendant
Напрягаться надо в кайф ИМХО.
0
Polbred
с этого места поподробней пожалуста
0
komendant
В туристической поездке незачем объезжать все точки из навигатора, если уже не лезет.
Или посещать по три музея в день…
0
Wr38
аминь
0
Polbred
так то я согласен конечно, но все равно не догоняю какое отношение это имеет к моему комменту
0
burjaden
Самое время такие посты публиковать)
С ночёвками не было проблем? Где останавливался? В тексте только про одну гостиницу увидел.
0
Wr38
я и остановился в одной. по ходу движения по гостям останавливался)
0
burjaden
Эт как по гостям? В смысле по знакомым? Непонятно)
0
Wr38
ну да, по новым знакомым)
0
den_ferum
А славный кустик на одном из фото…
0
Wr38
да, неплохо пошел)
0
MrAlien
Красивейшие виды, фото замечательные! «Лучше гор, могут быть только горы..» Спасибо за фото и за интересное повествование, у вас очень хорошо получается. И про горячительные напитки вы правы, разделяю ваше мнение. Ждем новых рассказов.Спасибо
+1
Wr38
И вам спасибо, очень жду вылета в Гималаи…
0
Hadson
Если по Непалу совет какой нужен, то маякуйте!
0
Wr38
Да, спасибо.
0
kirill_k
Какие же феерические фоточки! И какое крутецкое путешествие!

Понятно, что оценочки и медальки, которые мы тут друг-другу раздаем, это детские игры, и никто в здравом уме не станет на них циклиться, но именно когда я читаю такие посты, как твой, мне становится жаль, что плюсомет на БП имеет однозарядную конструкцию!
0
Wr38
Да честно говоря, я на это особого внимания не обращаю. Путешествую для себя, статейки тоже пишу для практики… А вот с видео контентом у меня не идет, жалко на это время в путешествии тратить.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Вместо Ирака и Непала) Кавказ 2020. Часть 4