Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4275 | Постов: 2473

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Онежская автономка или как незабываемо провести неделю в медвежьих угодьях

В этом году мы с товарищем очешуительно прокатились по Карелии на Воттоваару, где получилось более 600км по грунтам. Было желание еще смотаться на юга, но то одно, второе, 5, 10. Лето подходило к концу, хотелось еще куда-нибудь съездить что бы и не в соседнюю деревню, ну и не на месяц. Я уже не помню, почему выбрал направление на Онегу, главное — я там еще не был, а значит пора запрягать коня! Замучив гугол и яндекс расспросами про тип полотна на северном «побережье» Онежского озера, качество бездорожья, просмотрев кучу статей джиперов и велосипедистов, наконец был построен максимально грунтовый маршрут с двумя спецучастками повышенной сложности. В поездке не было цели осмотреть какие-либо рукотворные достопримечательности, я ценитель природной красоты, поэтому и выбирал глухие дороги и живописные стоянки. Но все-таки одно сооружение захотелось посетить.

Под катом длиннопост с обилием фото, добро пожаловать

Выехал из СПб я рано утром, ага, аж в 11 часов, заехал на дачу к родителям, что бы оставить им ключи от квартиры и гаража, банально что бы не было возможности их где-то потерять.

у себя в гаражах

Перед Лодейным полем нескончаемый крупномасштабный ремонт, строят новую широкую дорогу, с развязками. Дальше обычное двухполосное шоссе с придорожными поселками. За 15км перед п. Ошта начинается грунт типа «лунная поверхность», местами размытый до состояния каши, грузовики и седанчики ползут 10км/ч. Меня же иногда ставит боком. Еще умиляет наличие «ремонтных работ» — стоит светофор, впереди наша «полоса» перекрыта, на ней ровным слоем навалена земля выше уровня дороги. Впереди виднеются ползущие фуры. Загорается зеленый. Ну ладно, стоим дальше ждем. Фуры проезжают, начинаем ехать мы. Вдалеке опять едут. В принципе, я в притирку разминулся со встречкой, а вот что делал народ сзади, я не знаю. И вокруг всего этого стоит чистенькая заправка Газпром. Россия, блин. После Ошты начинается нормальный асфальт.

глиномесиво, федеральная трасса, между прочим!

Первая ночевка планировалась рядом с поселком Палтога, за Палтогским перевозом, но по пути туда я решил сразу махнуть на вторую стоянку на Бесов нос, казалось че там, всего на 150км дальше, зато можно будет следующий день никуда не дергаться и насладиться природой. Ага, щаззз. Это была первая моя тактическая ошибка. Подъезжая к нужной отворотке на грунтовку в п. Нигижма, я начал понимать, что топлива мне, вероятно, не хватит на обратную дорогу из леса (я хотел проехать по пляжу до п. Шальский), а это выходило более 70км неизвестного грунта, ближайшая же заправка только в п. Пудож. К тому же уже начинало вечереть и начал собираться дождь. Ну что, делать нечего, благоразумно принял решение ехать заправляться. На обратном пути с заправки 20км полоскал локальный дождь. Пока обернулся, времени было уже 8 вечера, я стал переживать, как бы в темноте место для стоянки искать не пришлось (ага, когда начинал кататься в такие покатушки, постоянно по темноте шарился) В итоге по пути на запланированное место я встретил вот это.

разрушенный мост на Бесов Нос

В то время, как катался по округе, искал объездные пути, уже стало конкретно темнеть. В 21-30 плюнул и остановился на полянке возле ручья, прям у дороги, которая, как оказалось утром, вела в болото, образованное этим самым ручьем. Пока в попыхах ставил палатку, искал сухие дрова, разводил костёр и готовил еду, стало совсем темно, к тому же снова начал накрапывать дождь, боялся как бы не ливануло. Хоть у меня и была с собой газовая горелка на всякий пожарный, но я люблю костер, от него и погреться можно, и шмотки высушить, и еду приготовить. Ужинал уже в полной темноте при скудном свете костра. Ночью было довольно прохладно, под палаткой всю ночь копошились мышки. Тишина такая, как буд-то в вакууме, и ветра нет.
На утро дала о себе знать вторая моя тактическая ошибка первого дня — я вообще рассчитывал ночевать на берегу озера на другой стоянке, так или иначе с водой проблем быть не должно, поэтому я взял с собой 2 бутылки для воды, в которых был всего литр. А поскольку озера на стоянке не оказалось, к утру ее осталось около 150мл. Ситуация не безвыходная, но неприятная. К моему удивлению, в ручье вода оказалась прозрачная, но в ней обитали «рачки». Раз живность есть, значит пить можно. Накипятил ее впрок и сделал чаёк к завтраку.

милая лесная дорога, возле первой стоянки


первая стоянка, за деревьями речка

Координаты стоянки точно неизвестны, но предположительно здесь 61.672010, 36.223112.
В этот день повторил попытку пробраться на Бесов нос. В близлежащем поселке зашел в магаз, пока паковал провизию подошел мужичок, стандартная история про сколько прет сколько жрет, а у меня мопед был . Поспрашивал про дорогу, говорит да, моста больше нет, на бесов нос тут не проехать, надо через Шальский, а это большой круг по асфальту. Но я знаю короткую дорогу! Между п. Каршево и Семеново проходит классная грунтовка, на которой мне не встретилась ни одна машина. До п. Шальский уже идет асфальт, а дальше выезд на пляж. Других дорог на Бесов нос там судя по всему нет. Песок я всё ещё не умею, три раза валял мотоцикл, полз черепашьей скоростью. Доехал я до этой точки 61.753240, 36.031046, а дальше меня ждало лютое бездорожье с полуметровыми колеями и каменистым подъемом. Лезть туда в одиночку я, конечно же, не стал и остановился там, где остановился.

чудо-дорога


развилка, здесь я вероятно повалялся бы


каменистый подъем, на фото не передается его крутость

Хотя, глядя на те дороги, которые я встретил позже, думаю я бы тут проехал, но у страха глаза велики
Повесил гамак и валялся несколько часов, за которые в ту сторону проехало 6 джипов с лебедками, чувствовал себя лохом Вернулось только 5, мужики рассказали, что там дальше 50/50 гОвна и песок, а на сам Бесов нос дорогу так и не нашли.

адыхаю


панорама

Ближе к вечеру заготовил сырьё для нодьи — сырые березовые поленья, найденные в лесу. Береза для этих дел плохо годится, нодья больше тлеет, чем горит. Приготовил походный ужин по канонам. Воду брал из озера, само собой — в Онеге она гораздо чище, чем в той же Ладоге. Встретил восхитительный закат.

нодья входит в буст, ужин


самый красивый закат за поездку

Ночью было еще холоднее, ноги совсем задубели. На утро, часов в 6, приехали местные пацаны на альфе и со словами «Ля за… ся я сидеть» удалились в неизвестном направлении
Еще через пару часов приехала троица на мотоблоке, как сказали, по ягоды. Долго обсуждали мот и что я тут в одиночку, а вокруг медведи, волки… Тут я и решил, пора вставать)))

утренние гости

В этот день была тёплая безоблачная погода, путь мой шел обратно через Шальский на трассу. Не люблю большие перегоны, больше 500км вообще пытка, 300 в самый раз. Но я же катаюсь, никуда не спешу, следующая стоянка намечена через 180 км на косе Чёлмужской губы, координаты 62.585445, 35.485548. От п. Возрицы 12км хорошей грунтовки, сухой, без болот и прочего, ехал и кайфовал. Доехал быстро, в 16 часов уже снова валялся в гамаке на потрясающем песчаном пляже, отписываясь в чатиках, хвастаясь прекрасной погодой. В тот день в Питере был чумовой ливень, затопило многие дороги, в сети гуляли фотографии с машинами по окна в воде. Около дома проезжая часть по поребрики в воде. А у меня вот так

пляжик


вид — огонь


моя поляна


она же

Очень тихое место, хоть и есть соседи, но их не слышно и не видно. Походил по округе, искал дрова, никогда бы не подумал, что в таком лесу будут проблемы с дровами. Хвороста много, а нашел подходящие бревна для нодьи лишь в 300м от лагеря. Позже привычный ритуал готовки и запала нодьи.
На четвертый день предстояло преодолеть 200км на пляж возле п. Вороний остров, координаты 62.184898, 35.511822. Снова выходим на асфальт, пилим на Медвежьегорск, далее по северному берегу на юг (о да, я наконец-то еду на юг ) минуя крупные п. Шуньга и Толвуя. Я был очень сильно (неприятно, надо сказать) удивлен, что как минимум до своротки на Типиницы (сразу за Великой Нивой) проложен асфальт. Старый, местами убитый, но асфальт. На этом участке встретил ремонтников, накидывающих асфальтную крошку на ямы, которая тут же забивает протектор и летит в разные стороны. Бесполезное занятие, как по мне. И вот он долгожданный грейдер, следующие 200км будут исключительно по грунту
По пути я наметил первый спецучасток, на поверку он оказался для меня действительно сложным. Возле ур. Холмы свернул на лесовозную дорогу, вполне проезжабельная, есть глиняные участки, вода, но терпимо. Внезапно широкая дорога с канавами оканчивается вырубкой, возле ур. Каскосельга. Далее тянется одноколейка, напрочь заросшая кустами, с поваленными деревьями.

лесовозная дорога, местный ручеек


заброшенная дорога, впереди куст закрыл путь


завалы мешают проехать. да я знаю, что можно было и перепрыгнуть)))

Как потом выяснил, это старая дорога, ведущая к п. Тамбицы через несколько заброшенных деревень. А раз деревень больше нет, то и дорога не используется уже очень много лет. Проехав по ней с километр, я уже хотел развернуться и с позором поехать по новой дороге, но неудачно встал в колее прямо перед глубокой лужей, и поковырявшись немного плюнул и поехал вперед. Видел там свежие следы эндуристов, а раз они проехали, то и я смогу. Где-то на середине пути чуть не засадил мот в яму метр глубиной.

начались сложности


оперся на кофр


за колесом яма

Но ничего, положил на бок, отодвинул от ямы да поехал дальше. Попадались затопленные участки, очень много, доходило до осей колес. Прям погружение в эндуро, под конец чувствовалось, что дорогой пользуются, появились глубокие колеи с глиной на дне, но я уже забил на разведку местности и тупо пёр напролом.

разлив местного ручья, около 100м дороги полностью в воде


нарытые тракторами глубокие колеи

5 километровый участок ехал где-то 2 часа, выехал возле п. Тамбицы насквозь мокрый от пота, до стоянки было так же 5км по грейдеру, которые я даже и не заметил, как пролетели. Далее как обычно поиск дров, готовка, ужин.

пляж (Вороний остров справа)

Утро пятого дня. Остался без связи — после скидывания через телефон видео с экшн камеры на бокс, комбинированный слот под симку и карту памяти сломался и не вынимался, после жесткого изъятия симка больше не читалась ни в одном порту нанотехнологии меня подвели. Ну и ладно! Так даже интереснее!
Сегодня предстояло найти затерянную среди карельских лесов церквушку, находящуюся рядом с покинутой деревней Селецкое, координаты 62.360689, 34.908842. По отчетам дорога там чуть ли не направление, не знаю, ничего особенного, я видал и по-хуже. По дороге встретил медведя, не стал приближаться, черт его знает, как себя поведет. Постоял подождал, пока уйдет в лес.
Часовня, конечно, еще стоит, виды с колокольни потрясающие!

часовня


вид с колокольни, вдали видны северо-западные возвышенности

На драйв2 читал отчет о поездке на джипе в этих местах, человек случайно нашел эту часовню и, не найдя на ней какой-то таблички с информацией о ней, пообещал ее сделать и в следующий раз ее установить. Было это в 2014 году. Вот так сейчас.

табличка на часовне

Походил по кладбищу при часовне, самые свежие даты — это 65 год. Могилы ухоженные, кое-где даже есть свежие цветы.
Дальнейший мой путь был уже на стоянку возле п. Уница, в 9км на юг. От Уницы где-то 2км каменистой дороги, камни высокие, именно здесь я два раза приложился свежесвареной перед поездкой защитой картера, не зря, как оказалось, ее аж помяло снизу. Дорога ведет в ур. Бардово, к которому когда-то был прокинут мост. Места эти очень излюблены рыбаками, на пляже и дальше к бывшему мосту все полянки были заняты — стояли УАЗы всяких видов и мастей, куча лодок, разбиты целые палаточные лагеря. Я же нашел неприметную тропинку через лес на северную уединенную полянку, на которой и встал, ее координаты 62.527844, 34.556180. А может мне просто не повезло, это была суббота. Весь вечер рыбаки ходили на лодках туда-сюда, нарушая тишину этого места. Ночью снова мышки пришли погреться ко мне под палатку

вид с моей полянки


где-то свева в кадре остров с ур. Бардово


почти стемнело

Шестой день моего похода. Проспал без задних ног часов до 11, непозволительная роскошь. На сегодня намечено преодоление второго спецучастка — заброшенной дороги через ур. Майозеро. Дорога эта раньше шла через железку к д. Кяппесельга, там был переезд, но после реконструкции путей он исчез.
Поплутал немного по грейдеру в поисках этой загадочной дороги, наконец нашел. Но опять где-то свернул не туда (к ур. Кресты) и попал, как позже выяснилось, в охотничьи угодья — домик посреди леса, с печуркой и лежанкой. Дверь явно подрана медведем. Дальше дорога оканчивается выходом к озеру Викшезеро. Пришлось возвращаться. Около ур. Кресты между озёрами Северным и Нижним Чаппозеро проложен недурственный новодельный мостик, на нем лежат новенькие бетонные шпалы. В протоке плавают здоровые караси, эх жаль я не рыбак, так бы обязательно закинул удочку
По пути приходится убирать поваленные деревья. На одной остановке, ходил на разведку дальнейшего пути и отгребал кусты с дороги, услышал отчетливый хруст где-то неподалеку в лесу. Уж не знаю кто это был, но точно не человек, как ни вслушивался, больше ничего не доносилось.

мостик


здесь хотел развернуться, пришлось убрать бревно

И вот я наконец вышел к ур. Майозеро — большая поляна, фундаментов домов уже и не видно, трава выше головы, периодически еду «по приборам» — мот сам рулит куда-то, периодически сверяюсь с картой, вроде не сбился с курса.

заросшая поляна бывшей деревни

Как и ожидалось, дальше начинаются болота, которые, на удивление, довольно легко проезжаются. Вообще, все дороги, на которых здесь удалось покататься, сделаны на совесть — выложены крупной щебенкой, и даже на дне болот и глубоких луж всегда присутствовало твердое покрытие. Почти перед самым выездом на используемую дорогу встретилась сосна — ни обойти, ни перепрыгнуть.

старая сухая сосна, внизу кадра маленькое болото

Пила к счастью есть, простая 400мм длиной. 20 минут и путь свободен. Пока отдыхал от физкультуры с пилой, решил разведать дальнейшую дорогу. Встретил на пути птичку покрупнее воробья, такое ощущение, что летать они не любят, всегда пытаются убежать пешком. И песни не поют. В этих местах их довольно много. Разок спугнул такого, он попытался улететь, некоторое время летел впереди, а я нагонял его со скоростью 20-25км/ч. Если кто знает, отпишитесь, что за птыц такой, очень интересно.

ты кто такой?

Хотел доехать на берег Пальозера, там где заброшенная взлетно-посадочная полоса, но на спецучастке потратил очень много времени и уже бы не успел засветло доехать до места. Надо искать что-то по пути к Кондопоге. И вот, часов в 8 нашелся подходящая отворотка к озеру, жаль только в 60м от дороги, координаты 62.386490, 34.499632. Принял трудное решение селиться здесь, не люблю я такие места — вокруг лиственный лес, земля сырая, близость дороги. Зато прям у кострища растут кусты малины. Ночь была самой холодной за всю поездку, по ощущениям около 6 градусов, на озере стоял туман, вся палатка изнутри в конденсате. Замерз в смерть, в 8 утра не вытерпел, решил двигаться дальше.

восход над озером Лимба


восход над озером Лимба

С утра светило солнце, но чем дальше к п. Вознесенье, тем сильнее ощущение, что сухим я сегодня не останусь. Проехал Кондопогу, Петрозаводск. Последний мне категорически не понравился организацией дорожного движения — разметки ноль, непонятные перекрестки, куда тут ехать можно, куда нельзя, не разобрать. Петрозаводчане, уж простите меня, не привык я к такому
От Петрика километров сто убитого асфальта, а потом снова грейдер. Этот уж сильно волнообразный, быстро по нему ехать очень не комфортно, а один раз я словил резонанс задней подвески — на волнах колесо начинает прыгать, скорость падает, обороты растут, жопу уводит в сторону. Еще и слайдер цепи окончательно протерся и цепь с жутким лязгом грохочет о маятник. Проезжал мимо горных выработок — огромные насыпи крупного камня — с 7 этажный дом, колонны из шаланд с каменными глыбами на борту. Сегодня хотел остановится возле геологического памятника природы «Щелейки». Был найден один проезжабельный подъезд из трех, к берегу, координаты 61.157702, 35.656962. В срочном порядке были найдены подходящие сухие дрова, установлена палатка, ну а после можно и поваляться

восхитительно. Справа в кадре та хибара

Дождя так и не было, на мою радость. Встретил закат, погрелся у костра да пошел в люлю.

чудесный закат


как же без фото костра

Эта ночь была гораздо теплее предыдущей, даже не подмерз. Но небеса все же не вытерпели и до самого утра периодически поливало. Расположенная неподалеку хибара отлично отработала в роли дровеника и на утро быстро был восстановлен костёр. Сегодня последний день экспедиции, пора возвращаться домой. Тёплая постелька дома грела мою душу
В этом месте через реку Свирь нет моста, ходит паром каждые полтора часа. Перед поездкой смотрел время отправления, а сейчас связи не было, выбрал по памяти время 15 часов, к нему и подъехал. Угадал! Паром отходит ка раз в 15 часов Переправа на другой берег заняла 4 минуты, стоимость для мотоцикла 60 рублей, пешеходы бесплатно. Впервые переправлялся с мотоциклом.

на пароме


идем на стыковку

Ну а дальше долгая скучная дорога домой. В 20 часов был у родителей на даче.
Поход занял 8 дней, пройдено около 1800км, было потрачено 64 литра топлива. Это, пожалуй, один из моих лучших мото походов, и самый лучший поход в одно жало. Будем стараться переплюнуть!
Здесь карта маршрута с точками моих ночевок.
С этой поездки есть 300гб исходников видео с камер, надеюсь я когда-нибудь смонтирую их в полноценный видос.

Всем осилившим сей опус
  • DrewIDDrewID
  • Андрей
  • 8 октября 2019 в 23:16
  • 7
  • ?

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+3
IgorLebedev
В начале рассказа даже думал подружиться с земляком и предложить совместный круиз куда-нибудь. Но потом, когда дело дошло до грязи и водяных ям, уж увольте-с )))
Автору респект, тем более он все это в одиночестве
Это как на акробатов в цирке посмотреть — вроде бы здорово и круто! Но… не по мне такие аттракционы.
+1
0
DrewID
Спасибо! Нда, на вашем мото в такую аватюру влезать — и мотоцикл попортишь, и удовольствия не получишь. А по асфальту ездить скучно!)))
+1
IgorLebedev
А мне не скучно )) Это зависит от того куда ехать)
Люди вон, катаются на спортах, другие на чопперах и тоже не особо скучают)
Во всяком случае, унылые лица за рулем мото редко встретишь.
(это те, кто в душе еще те мальчишки)
0
DrewID
Я от поездок на мотоцикле ищу именно то, что было в этой поездке. Правда, на дорожнике дальше соседнего города не ездил, но, думаю, если будет подходящая компания, то с удовольствием прокачусь. Но все равно буду с грустью смотреть на каждую гравийную отворотку в лес)))
+2
mirage
Игорь, ты просто ещё не дорос до этого кайфа)))
+3
ropefipimo
всю малину портят потенциальные медведи(
0
DrewID
для самоуспокоения вожу с собой перцовый баллончик
+2
komendant
стреляных гильз в карман положи — звери этот запах знают (в отличие от перцового баллончика) и боятся
0
79201798744
приобрети ракетницу в рыболовном магазине.Патроны шумовые от собак использую, есть и ракеты.Прикольная штуковина, стоит недорого.
0
komendant
В Карелии медведи для человека не опасны.
+2
Sheff_777
я бы хрен уснул в палатке с такой перспективой =)
0
vaguethumb
Шикарно съездил! Аксик могёт ) резина хайденау стоит? у меня она очень быстро забивалась грязью и превращалась в слики на мокрых участках. хотя вес позволяет мотик вытащить вообще откуда угодно в одно лицо.
имхо от зверей всё же лучше возить «сигнал охотника» с шумовыми зарядами. если медведь будет на том расстоянии чтоб его достал балончик… думаю это будет уже неактуально.
0
DrewID
Аксик то могёт, водитель не всё могёт))) Резина vee rubber — копия стоковой к460. На глине забивается моментально, сразу ставит боком, но вот в этих болотах все-таки гребла нормально, вытаскивать ни разу не пришлось.
Про эти пугачи слышал. Надо будет прикупить к следующему разу.
+1
ukondor
Классное путешествие! Возьмем маршрут на заметку :-). Спасибо за отличный пост!!!
0
sky_sonya
Классно! Очень красиво и серьезно ) И да, вопрос с медведями: не страшно было?
0
DrewID
Только один раз встретил на дороге, мне показалось он боится меня больше) Сразу побежал, оглядываясь.
0
Polbred
Отличный маршрут
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Онежская автономка или как незабываемо провести неделю в медвежьих угодьях