Путешествия → Эльтон - Пустошь Каспия

Часть вторая. Первая часть тут.

Тут должен быть подробный рассказ про Эльтон, ведь это наверняка невероятное место, раз я так много сил потратил, чтобы туда доехать. Должен быть, но его не будет. Расскажу вкратце, в основном свои впечатления и фотографии. Для всего остального есть Википедия и Мастеркард.

Итак, в древности тут был океан. Море неоднократно отступало, оставляя соль из высохшей воды и грязь из разложившихся биологических останков. Вода в озере невероятно солёная, её называют «рапа». Временами оно полностью высыхает и воды на поверхности не остаётся. Оно не единственное солёное озеро — южнее есть ещё Баскунчак, да и даже холмы вокруг состоят из соли. Ещё при царе горохе эту соль добывали и лечили тут людей, даже железную дорогу проложили и основали лечебный курорт. От тех времён осталась красивая водонапорная башня и несколько деревянных домиков на территории санатория. От советских времён на территории санатория несколько унылых корпусов, в одном из которых я остановился. Ну и современные корпуса, а также коттеджи, определяющие нынешний облик санатория, построены недавно. Вообще, Эльтон, — это три вещи: первая — озеро, вторая — посёлок, третья — санаторий. Причём посёлок крайне бедный. Разбитые дороги, ветхие домики, сельские магазинчики, оставшиеся с советских времён. И как совсем другой мир — санаторий, обнесённый забором с охраной и возвышающийся над всем этим захолустьем, сверкая зеркальными окнами.

Выходить за территорию я начал спустя несколько дней, когда наконец до меня дошла очередь у массажистов и спину привели в порядок. Я бегал вечерами до Эльтона, выезжал кататься. На удивление, грунтовые дороги вокруг озера оказались ровнее асфальтовой, по которой я сюда приехал. Иногда фары выхватывали из темноты зайца и он бежал впереди, пока не понимал, что лучше свернуть. Я нашёл большую площадку, засыпанную песком, где возможно что-то хотели построить, но передумали. Она отлично подходила, чтобы учиться дрифту. Попробовал объехать Эльтон, но тропинки-дорожки, идущие по периметру, постоянно пересекают овраги, на дне которых ручейки и грязь. И грязь эта удивительно липкая. Проезжаешь ходом дно оврага, а потом на подъёме мотоцикл ещё несколько метров буксует, его швыряет из стороны в сторону и очень трудно удержать. Некоторые спуски очень отвесны и переднее колесо блокируется, а задний тормоз приходится отпускать, чтобы выставить ноги и подстраховать мотоцикл от падения. Начало темнеть и я поехал обратно.

Вообще самая хорошая и ровная дорога на сотни километров вокруг — это дорога от санатория до озера. У озера она заканчивается шлагбаумом, за которым начинается дорога мощёная жёлтыми кирпичами бетонными плитами по косе, уходящей вглубь озера. Коса заканчивается островком, на котором остатки советского благоустройства санатория. Они заброшены и вызывают ассоциации с фильмом Кин-дза-дза. Раньше люди принимали грязевые и раповые ванны прямо тут. Загорали на дощатом настиле, переодевались в заброшенных кабинках, мылись под душами, в которых много лет нет воды. «Дикари» и теперь приходят сюда, откапывают себе «ванны» в грязи или бродят по щиколотку в рапе, ища где поглубже. Но все процедуры были перенесены в санаторий, а на озеро регулярно приезжают цистерны и выкачивают грязь и рапу для нужд санатория. Ночью это место тихо и пустынно, дощатый настил, обнесённый оградой, так и просит поставить на нём палатку и смотреть на звёзды. Но когда я наконец созрел на это, погода испортилась и начались дожди.

Я на солевом озере! Как Берт Манро! Я выехал пораньше и поехал исследовать озеро. Воды в озере совсем мало. Тоненькое пятно по щиколотку, которое перемещается в зависимости от ветра. На дне соль. Местами потвёрже, местами помягче. Где впадают ручейки, или бьют родники, там лужи и скользко. Когда я ехал по берегу в другую сторону, дорогу преградил обрыв. Я вернулся до оврага и по его дну выехал на озеро. Мотоцикл тяжёлый и колесо продавливает мягкую соль. Даже на скорости остаётся колея, заднее колесо норовит в неё попасть, мотоцикл водит из стороны в сторону но на коррекции он реагирует с запозданием. Да ещё эти лужи и родники кругом, везде можно ненароком провалиться сквозь верхнюю корочку в полость с рапой или грязью. В общем желания ставить рекорды скорости у меня не возникло. Попробовал остановиться, но выставленная подножка мгновенно тонет, пришлось искать что-то твёрдое. Подошла бутылка, вросшая в дно озера.

Каждый вечер, когда я шёл к мотоциклу, я видел парня в инвалидном кресле. Он сидел за зданием со стороны парковки и провожал меня взглядом. И всякое желание погонять, открутить и отжечь пресекалось мыслью, что в таком кресле можешь оказаться ты сам.

Бензин не бесконечен. На въезде в посёлок есть заправка. Ну как заправка, два ржавых контейнера-вагончика-кунга на которых написано АИ-80 и ДТ. Я спрашивал сотрудников санатория и все в один голос не советовали там заправляться, мол натуральная ослиная моча. Кто-то предложил заправиться где-то в посёлке «на дому», но предложение мне не понравилось. Я раздобыл пластиковую канистру из-под какого-то моющего средства, отмыл и высушил её и отправился в Палласовку. Канистра мне нужна была потому, что до Палласовки больше 100 километров от Эльтона. То есть полностью заправившись я сожгу треть бака на обратной дороге. А далее я планировал ехать из Эльтона через Быково, до которого 200 км. Итого — на покататься бензина просто не остаётся, да и не факт что вообще дотяну до Быково. А так у меня были ещё 5 литров на покататься. Сто километров пролетели незаметно, скучную выгоревшую казахскую степь разбавляли лишь оазисы вокруг оросительных каналов.

Как-то, бегая утром, я встретил пастуха. Разговорился с ним, оказывается это местный Кулибин, даром что пастух. И тоже мотоциклист. Его Урал с коляской приказал долго жить, мотор ремонту не подлежал и тогда он приладил к нему мотор от мотоблока. Скорость конечно сильно упала, но с задачей возить сено он продолжал прекрасно справляться. Дети в Москве, одинокая старость, которую скрашивает только забота о своём стаде овец. Хотел сфотографировать старика, но тот отказался. Но зато сам меня предложил сфотографировать. Вот я с его велосипедом.

Мне предстояла долгая дорога обратно.

Продолжение следует…
  • apertureraperturer
  • Дмитрий Степанов
  • 25 июля 2017 в 8:56

Интересно, прочёл с удовольствием, спасибо!
aperturer
Спасибо. Решил записать, пока окончательно не забылось, событиям год уже. На этой неделе уезжаю в новый дальняк.
Продолжение данного рассказа тут: bikepost.ru/blog/travel/74299/Elton-Vozvrashenie-korolja.html
HecnTV
Клёво получилось!
А что за красный баллон под радиатором?
ExtKenny
вангую что огнетушитеть и радиатора у 650-ки нету
aperturer
Не угадал ))) Радиатора действительно нет, это же воздушник, но это обычная туристическая алюминиевая бутылка для топлива на 0.75л. Вожу аварийный запас после того, как разок забыл переключить на заправке краник из положения «резерв» и обсох ночью на неосвещённой трассе. Прекрасно влезает в велосипедный флягодержатель, который прикрутил к раме.
  • ZZZ
  • 25 июля 2017 в 11:27
А не жалко мот по соли гонять? Оно же разъедает похлеще противолёдных реагентов!
aperturer
Ну это если соль как-то попадёт на мотоцикл. А я ездил только по сухим участкам, никакой коррозии не появилось. Гораздо сильнее пострадали колёсные подшипники от кочек, пришлось их менять после поездки.
ZZZ
Сухие-то сухие… У меня есть ощущение, что точки коррозии на вилке и разных хромульках появились именно после этой поездки. Хотя собственно по соли не катал, воздух там очень солёный и ветром частицы переносятся за милую душу.
aperturer
Но мотоцикл — не машина. Не могу представить, что кто-то перестал ездить на мотоцикле из-за того, что он «проржавел насквозь». Да и мотоцикл у меня чтобы ездить, а не чтобы украшать помещение модного бара, поэтому всякие косметические мелочи меня мало волнуют.
ZZZ
Как мне кажется, это не косметические мелочи. Если что-то ржавеет, то это плохой признак, что бы это ни было. У нас тут был случай, когда один эндураст откатал зимой по Москве: у него картер стал как будто изъеден мелкими червячками… Такая себе губка вместо куска металла. Неприятно, в общем.
Miafka
Дык там сам воздух пропитан солью, и в отличие от соли Баскунчака, соль Эльтона содержит всю таблицу Менделеева. Пыль на дороге, грязь — всё с солью. Мы полгода вымывали из всевозможных мест мотоцикла пыль, правда не с Эльтона, а красную, с Богдо.
ZZZ
Собственно, вокруг Баскунчака мы больше катались по грунтовкам, потому и пыли от туда больше.
Alex_ManOwaR
Баскунчак, вот где действительно постапокалиптический пейзаж! drive.google.com/open?id=0BzTcBG3Gji9zemVTczBneGd6ejQ
aperturer
Не пойму почему Баскунчак — действительно постапокалиптический пейзаж, а Эльтон — нет? Озёра находятся в 100 километрах друг от друга и очень похожи, Эльтон только в полтора раза больше по площади. Посмотрел Ваши фотки и не нашёл ответа.
ZZZ
Всего сто километров по прямой, но озёра совершенно разные. И природа отличается, хотя вроде бы и та же степь.
Впрочем, не могу сказать, какое из озёр мне понравилось больше. Оба хороши.
Pshecha
Клёвая стрекоза :-)
Vir1
  • Vir1
  • 26 июля 2017 в 15:19
Эльтон…
Для того чтобы побывать там, всем жителям России, кроме Палласовского района требуется разрешение ФСБ. Нас замели погранцы уже на выезде. В итоге 6 часов на погранпосту, допросы каждого, в итоге самый страшный протокол об административном правонарушении — «за нарушение безопасности границ Российской Федерации». И штраф в 100 рублей.
А места очень клевые.
aperturer
Странно. Я спокойно катался по округе и ни разу никто даже документы не проверил. Многие приезжают на машинах (кстати один хвастался что пока ехал из Москвы до Эльтона набрал штрафов почти на 30 тысяч рублей, но это за превышения). Некоторые ездят через границу на рыбалку, на той стороне озёра не солёные и рыбы много.
Единственный пограничник, с которым общался, ехал ночью на машине Ока, я сам его тормознул на въезде в Эльтон спросить где заезд в санаторий.
Вот не правда ни разу.
Vir1
Вот мне делать больше нечего, как лгать здесь. Статья КоАп 18.2.1
А допрашивал меня как раз фсбшник из Одинцово.
Miafka
Ну вот у ТС не спрашивали ничего, у нас два года назад тоже ничего не спрашивали. В Цее и на Эльбрусе тоже никаких разрешений не просили. Что с нами не так?
Moroz_
Был там в понедельник этот, один раз тормознули погранцы на в`езде в поселок Эльтон, проверили паспорт и все. Сказали, где можно переночевать, в том числе и дикарем. Так что, видимо, уже не требуется никакого разрешения.