Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Экипировка
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 50.00 км
  • Читателей: 2692 | Постов: 2109

Обозреваем, тестируем нашу вторую кожу=) А также новинки и тому подобные радости)

Экипировка → Дилатантные протекторы. История.

В продолжение научно-популярной темы выкладываю первую часть статьи об уникальных технологиях, применяемых в производстве мотозащиты и мотоэкипировки. В этой статье я рассмотрю известный почти каждому мотолюбителю материал. Но чтобы во всем как следует разобраться, начну по традиции с истории.

Даже если вы хорошо знаете, такое неньютоновские жидкости, вам будет интересно взглянуть на этот ролик:



Один из видов неньютоновской жидкости, который получил большое распространение в современной промышленности — дилатантные материалы. В таких материалах при увеличении скорости деформации возрастает их вязкость. Проще говоря, в спокойном состояние материал гибкий и податливый, но при физическом воздействии (ударе) он твердеет, как бы замыкая свою структуру, поглощая и распределяя энергию воздействия. Одно изделие из неньютоновской жидкости всем хорошо знакомо:


«Хэндгам» или «жвачка для рук»

В мире мотоциклов самый распространенный дилатантный материал — знаменитые «рыжие» протекторы D3O одноименной лаборатории и NP2 производства BMW, про которые мы поговорим позже.



Торговая марка «D3O» была запатентова в 2006 году компанией D3O Lab., основанной Ричардом Палмером и его партнером — доктором Филом Грином. Так же как тефлон, термос и ксерокс, D3O стало нарицательным именем для любых протекторов из дилатантного материала.


Ричард Палмер

Если бы не работа маркетологов, юристов и специалистов по неймингу, мы бы готовили еду на фторопластовых сковородах, горячий чай для пикника хранили в тепроизоляционных дьюаровских сосудах, а дубликаты документов выполняли с помощью копировально-множительных аппаратов.

По легенде, вдохновение на разработку D3O пришло к доктору Грину, когда он лечил локтевую травму на горнолыжном курорте в Альпах в 1999 году.

«Мне вдруг стало ясно, что любая защита функционирует на макро-уровне, что делает ее жесткой, неудобной и в общем не слишком эффективной. Я осознал, что протектор, который работает на глубоком, молекулярном уровне, может стать поистине удивительным продуктом! Ближайшие 5 лет мы потратили на то, чтобы воплотить эту идею в жизнь»
— Фил Грин, технический директор D3O Lab.


Здание Хартфордширского Университета в Хартфилде (Великобритания)

С 2000 года Палмер и Грин трудились над своей разработкой в исследовательском центре Хартфордширского Университета. Спустя год годах компания получила несколько правительственных грантов, которые приблизили появление нового материала. Спустя 5 лет плодотворных трудов D3O Lab. зарегистрировала коммерческий патент и D3O стал пользоваться высоким спросом у производителей экипировки для лыжников и сноубордистов. Благодаря свойству твердеть при ударе, дилатантные вставки D3O помогали уберечь спортсменов от травм при падении.

«Молекулы материала свободно двигаются при слабом внешнем воздействии — при естественных движениях, например. Но как только воздействие возрастает (при ударе) и молекулы ускоряют движение, они моментально скрепляются друг с другом, образовывая прочные связи на подобии защитного барьера. Как только воздействие ослабевает, связи разъединяются и материал возвращает свою гибкость. И этот процесс происходит менее чем за 0,001 сек.»
— Фил Грин

История D3O во многом похожа на ткань Gore-Tex, до появления которой нужно было искать компромисс между комфортом и функциональностью. В отличие от обычных протекторов, вставки из D3O более легкие и гибкие, лучше пропускают воздух, их можно мыть и самое главное — они дают большую свободу движения.

«Иногда трудно убедить людей, насколько прекрасны и инновационны материалы D3O — до тех пор, пока они не увидят их в действии. Однажды при демонстрации прототипа костюма со встроенной защитой D3O, я со всей силы ударил локтем о край стола — так сильно, что чашки с кофе подлетели в воздух! После этого эксперимента каждый из присутствующих прекрасно понимал, о чем идет речь.»
— Ричард Палмер, директор D3O Lab.



В 2009 году Министерство Обороны Великобритании сделало компании Палмера заказ на 100,000 фунтов по улучшению военных шлемов. Благодаря использованию D3O в шлемах они стали поглощать до 50% кинетической энергии, передаваемой пулей или шрапнелью.

После волны успеха среди производителей экипировки для лыжников и сноубордистов, материалы D3O стали применяться в мотоциклетной экипировке.



Дилатантные протекторы значительно тоньше традиционных резиновых и полипропиленовых. При этом ониобладают больше гибкостью, их удобнее размещать внутри рукава куртки или в карманах-держателях на коленях. Кроме того, компактный размер протектора экономит объем костюма — больше никаких выпирающих локтей, коленей или спинного «горбика». Экипировка в большей степени похожа на городской костюм, и в меньшей степени — на скафандр космонавта.


Городская экипировка Armadillo Scooterwear с протекторами D3O.

Протекторы D3O могут защитить мотоциклиста от большинства травм, ушибов и повреждений при легких и средних ДТП. Однако, этот материал не универсален — он не обеспечит пилота тем уровнем защиты, которую дает трековый спортивный костюм из толстой кожи или прочные металлопластиковые конструкции кроссовой экипировки.

О других видах дилатантных протекторов, плюсах и минусов этой защиты и перспективах ее развития — в следующей части статьи.

Благодарю всех читателей за внимание и проявленный интерес!
  • a13xa13x
  • Alex
  • 25 февраля 2014 в 18:29
  • 12
  • оценка: +83

Комментарии (27)

RSS свернуть / развернуть
+1
FregAT
Плюсую, давно присматриваюсь к таким коленям вместо стандартных вставок в мотобрюки.
здесь был ататат

0
korpr
  • korpr
  • 25 февраля 2014 в 19:09
Грозный ататашка. у сплава есть такие коленки/локти/плечи. никто не знает оригинал или туфта?
0
Jager
Вроде оригинал, маркировка присутствует, по размерам локти в куртку входят норм, колени в штаны тоже. Падал на колено на маленькой скорости примерно 20км, ничего не почувствовал, синяков не было. Локти как в статье пробовал в бетонную стену, эффект как и от падения.
+2
de_laerra
падала в штанах со сплавовскими вставками на скорости 80 км/ч на колено, потом на колене огроменный опухший синяк был, заживало пару месяцев. выкинула вставки, купила нормальные жесткие колени Dainese knee V.
0
korpr
желаю тебе их никогда не тестировать) жесткие оболочки мне тоже внушают больше уверенности
0
staryi
У Сплава, это у производителя спец.одежды и снаряги?
0
korpr
у него самого
+1
Mandju
Конкурса мокрых футболок так и не увидел =(

А тема… известна. Нужны не описания, а примеры из жизни.
Фото со скутеристом-образец полного экипа конечно )
+4
4etvyortyi
А мне тётя понравилась из первого видео.
+1
Tarhun
Хах, тётя :)
Племянничек :):):)
0
4etvyortyi
Правда же симпотичная?
+2
Tarhun
Боюсь, что у тебя к ней сугубо практический интерес :):):)
Хотя симпатия тоже имеет место быть :)
0
WhiteMotard
спасибо автору за новость! Ровно неделю назад я увидел такие же вставки в наколенники у местного дилера BMW. Показалось, чудо. Пока не ударишь, мягкие. При ударе твердеют. Спросил ребят, что за штука, говорят, новейшая разработка ))
0
Jager
BMWшные по размеру больше чем тут оранжевые, могут в другую куртку не влезть, закрывают локти со всех сторон и они потолще чем эти. Кстати формы промаркированы лево-право, т.к. не симметричны.
здесь был ататат

здесь был ататат

+2
LazyCat
Блин, ссылка порезалась :(
Nitrex® – это сердце защиты Forcefield Body Armour®.
Он относится к группе поливинилхлоридов с повышенными ударопоглощающими свойствами, которые рассеивают энергию и снижают силу удара до того, как тело примет его.
Практически все изделия Forcefield Body Armour® изготовлены из материала с треугольной структурой, который называется Moulded Nitrex.
Эта структура состоит из связанных друг с другом стенок, которые в основании шире, чем наверху. Треугольная «вафельная»структура и связанные друг с другом стенки ячеек обеспечивают повышенную прочность и устойчивость материала.
Секрет защиты FORCEFIELD кроется не только в форме ячеек, но в самой формуле материала Nitrex®, в его удароабсорбирующих свойствах, при этом он легкий, удобный и надежный.
Обычно мягкие материалы при ударе сжимаются, энергия удара проходит насквозь, через материал «пробивается» и не выполняет своей защитной функции. Твердый материал при ударе плохо сжимается, принимает удар и плохо его поглощает. Проблема твердых материалов в том, что они больше передают, а не абсорбируют энергию удара. Защита с такими свойствами просто бесполезна!
Идеальный материал для защиты от удара не должен быть слишком мягким или слишком твердым.
Идеальный материал деформируется под ударом, а затем вновь постепенно принимает первоначальную форму и размеры. Это означает, что нужно максимально увеличить период времени, в течение которого рассеивается значительная часть энергии.
Таким образом, при ударе прежде всего нужно постараться оттянуть момент передачи пиковой силы удара, ведь именно она и приводит к травмам.
При ударе отсчет времени идет буквально в миллисекундах. И главное достоинство Nitrex®’а в том, что он откладывает момент передачи пиковой силы удара и рассеивает травмоопасную энергию по всей доступной поверхности.
А опыт байкпостовцев подтверждает, что защита реально работает.
0
Sergun
Но не понацея, я в их спине при ударе сзади получил перелом позвоночника
0
LazyCat
Любая защита не панацея от травм, а лишь средство снижения риска их получения.
Восстановился после травмы? Пост об этом ты не писал?
0
Sergun
Пост не писал, почти восстановился, щас в зале )
0
Tarhun
Серёга, ждём тебя в новом сезоне. Потрёпанного, но не сдавшегося :)
Лечись хорошими таблетками!
0
Sergun
Уже готов)) купил себе новую Мультистраду))
0
Tarhun
Дукати форева! :)
-1
IceRider
О, классный трек из первого видео, благодарю, а то задолбался искать хороший фон под летние видео.
0
and000
Ждал майку… Разочарован.

Назрел вопрос…
Если дэтрио материал так хорош, то почему шлема делают по старинке? С твердой наружной скорлупой и мягкой ударогасящей внутренностью?
0
frig
Шлем должен содержать материал, который поглощает энергию. Грубо говоря голова должна производить работу разрушая материал и ускорение головы не должно превышать предельного значения. Большой шлем с легко деформируемым материалом — гут. Небольшое ускорение. Скорлупка, в которой ускорение на порядок больше — на порядок хуже.
Ну и этого, у вас мягкий и гибкий череп?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Экипировка, Дилатантные протекторы. История.