Блог им. Armstrong → Алтай 2021. Мало времени и много впечатлений. Часть третья. Акташ - Ташанта и немного рядом.

Итак, встретив красочный закат в горах, мы наконец добрались до Акташа, нашего временного пристанища в этих краях
Первая часть тут
Вторая тут
Заселились в кемпинг с интригующим названием Зеленый Колобок. Кемпинг предлагал располагаться как в палатке, так и снять домик. Мы заранее забронили комнату в домике с четырехместным размещением. Комната небольшая включала столик, одну двуспальную кровать и одну двух ярусную. Так же имелась раковина с водой и вешалка. Территория огорожена и парковаться можно было прямо у крыльца. Имелась даже терраса со скамейками и столиком. В общем все, что нужно усталому путнику.


Стремительно темнело, а ели мы последний раз в Горно-Алтайске. Решено было добывать еду. Задумали дойти хотя бы до заправки дальше по дороге и там употребить какой-нибудь Френчдог. Зеленый Колобок располагался на въезде и до цивилизации нужно было пройтись.
Акташ — крупный, вытянутый вдоль Чуйского тракта поселок, основанный аж в 1942 году. Здесь во время войны и после нее добывали ртуть. На 1970й год поселок насчитывал 3539 жителей. Сейчас, по данным Википедии — 2497.
Ночи в этих местах непроглядные, а горы с обеих сторон, усиливают этот эффект. Вдоль дороги мы дошли до сетевой заправки, но в ее магазине ничего, кроме фисташек не было. Ресторанчик в соседнем здании с заправкой был уже закрыт, но нам посоветовали дойти до центра поселка, в котором есть круглосуточное кафе. То, что нужно.
Все пространство, вдоль Тракта было занято строящимися или действующими турбазами и кемпингами на любой вкус и кошелек. Туризм здесь набирает обороты. Кафе действительно было открыто и напоминало деревенскую столовую из советских кинофильмов. Кормили не плохо и сытно. То, что нужно, чтоб завершить день.


АКТАШСКИЙ РЕТРАНСЛЯТОР.
На следующий день выспались и решили никуда не ехать, а все планы строить после завтрака в знакомом кафе.


По пути определили планы на ближайшие три дня. Акташский ретранслятор, Марс, Чуйская степь, Кош-Агач и Ташанта. Но сегодня — ретранслятор.
Вернувшись после приема пищи на базу, на информационном стенде нашли номер телефона человека, предлагающего подъем на УаЗике. До этого, конечно, у нас были мысли попробовать заехать туда своим ходом, но Игорь (Черный Африканец) делать этого нам не советовал и по его данным подъем туда вообще сейчас не возможен из-за снега. В общем решили ничего не превозмогать, особенно на дорожниках, и вызвали трансфер за 1500 с человека.
До этого я уже видел брутальные внедорожники на зубастой резине, карабкающиеся по склонам в направлении ретранслятора, но за нами приехал обычный Патриот на самой обычной резине. Стало немного стремно..)
Но виду мы не показывали.)
Водитель Николай был добродушен и терпеливо отвечал на наши вопросы об этих местах. За разговорами мы пересекли поселок и прибыли к началу подъема. Сперва была укатанная грунтовка, затем покрытие ухудшилось, но героический УаЗик уверенно пер вверх по огромным валунам, пересекая горные ручьи, все выше и выше. Дорога была то лучше, то хуже, но болтало не по детски..)
Эти подъемы — один из главных источников дохода у мастных. Ретранслятор пользуется успехом у туристов. Порой на подъеме даже пробки возникали!



Дорога петляла по склону, уходя то резко вверх, то вертикально вниз. Николай показывал недюжее мастерство управления. Я в очередной раз убедился, что не техника решает, а скил. Вскоре прибыли на первый чекпоинт. Руины того самого ртутного рудника. Предприятие на данный момент не действует, а его территория не особо охраняется, позволяя туристам бродить среди гигантских отвалов породы. На въезде условное КПП, возле него стол, где местные пацаны продают красиво расколотые камни-сувениры. Мы без остановок прем вверх, то и дело пересекая сугробы. Они хоть и тают активно, но еще в достаточном количестве. По ощущениям, как будто на дворе апрель.)

Вскоре вскарабкались на плато. Здесь туристов ожидают их машины, а до самого ретранслятора пешком около километра вверх по снегу. Но Николаю мы, видимо, так понравились и он решил подвести нас к самому снегу, метров на 300 ближе остальных. Добравшись до снежного тупика, он начал лихо разворачиваться на узкой дороге. И на одном из маневров машина поползла вниз… «А, на лед попали» — не дрогнув ни одним мускулом на лице, молвил Николай и дернул ручник… Машина остановилась, а мы решили выйти пораньше.) Николай сменил тактику и заехав в гору задом, лихо развернувшись умчал к месту стоянки..


Виды отсюда — нереальные! С погодой повезло. Было солнечно и ясно, а потому Северо-Чуйский хребет и Курайская степь были как на ладони. Вдали даже просматривалась величественная гора Белуха!
Однако до ретранслятора еще предстояло дойти. Из всей компании только Кристи, словно горная лань, ускакала вперед, оставив немощных байкеров ковылять вверх по склону с черепашьей скоростью!) Вторым вершины достиг Серега, взяв упорством. Мы с Лехой доползли последними, начерпав снега кедами! Даа… Пора завязывать с КФСИ...)

Про виды я уже говорил?))









Акташский ретранслятор — радиорелейная вышка УРС 08609, которая обеспечивает связью Республику Алтай, высота 3038 м.
Вот он:

Вот бы тут заночевать… Наверное нереально атмосферно.


Спускаться было проще и до машины добрались быстро. Спуск в поселок был не менее увлекательным. Американские горки? Пфф! Алтайский уазик!)

Внизу я задал Николаю вопрос, который витал в воздухе с самого начала: были ли несчастные случаи? Оказалось, что всего один. У Нивы на подъеме отказал бензонасос и она сползла в пропасть. Однако обошлось без жертв, и перевернувшись через крышу, Нива встала на колеса у края.
В поселке остановились на главной площади, чтоб затариться едой в магазине. Все свободное пространство ее занято машинами с рекламой подъемов, экскурсий, рафтинга и прочих местных развлечений на любой вкус.
У дверей Магнита состоялся короткий забавный диалог с колоритным молодым алтайцем:
— Ребята! Внесите в свою жизнь экстрима! Поучаствуйте в рафтинге!
— Да у нас с экстримом все в порядке, мы сюда из Питера на мотоциклах приехали!
— А, тогда базара нет!
Остаток вечера в нашем уютном домике прошел в обсуждении полученных впечатлений.




ТАШАНТА.
Утром погода испортилась. Моросило. Сегодня нами запланирована Курайская степь, Кош-Агач, Ташанта, ну и Чуйская степь, конечно… Ехать до Ташанты около 150км. Позавтракали в кафешке, заправились и стартовали.
Дорога все так же шикарна. Петляет между Чуей и отвесными скалами. То и дело наблюдаем последствия обвалов. Погода не очень, то и дело начинается дождик, смачивая скользкие битумные пятна и разметку. Благо торопиться некуда. И все же менее красиво от непогоды не становится. Те снежные шапки, что просматривались вчера, сегодня скрыты облаками, на лесистых склонах гор дымка. Хорошо, что съездили на Ретранслятор вчера, а не отложили на сегодня.

Горы помаленьку отступали, впуская нас в новый Алтай. Попутного транспорта не было совсем, встречного тоже мало. Такие поездки по мне. Позволяют быть в моменте, не отвлекаясь на трафик. Трасса шла сквозь луга и поля, мы проходили небольшие перевалы один за другим, прошли Курайскую степь и поворот на Марс. На последний нам завтра. И вот на очередной сопкой вдруг открывается Чуйская степь! Вдруг внезапно, как по щелчку пальцев, все вокруг изменилось. Горы, зелень, остались позади, а вокруг только бескрайняя степь с потрясающей дорогой, уходящей в горизонт!

Тракт прямой, как стрела кочевника. Здесь бы рекорды скорости ставить, да внезапные домашние животные не способствуют! Да и некуда здесь торопиться. Хочется прочувствовать каждую секунду.
Погода наладилась. Солнце окрасило Чуйскую степь новыми красками. Мы проехали несколько разного размера сел, включая Кош-Агач.


Село находится в межгорной котловине и закрыто от Атлантического океана главным водоразделом Алтайских гор, поэтому отличается очень суровым резко континентальным климатом. Абсолютный максимум температуры, зарегистрированный метеостанцией, составил +38 °C, а абсолютный минимум — −62 °C. Таким образом, разница между максимальной и минимальной температурами составляет 100 °C, что относит климат этой территории в разряд экстремальных. Велики суточные колебания температуры, особенно летом. Вероятность ночных заморозков сохраняется в течение всех летних месяцев. Осадков выпадает мало, что в тёплое, что в холодное время года. Количество солнечных дней в году превышает 300, что делает район одним из самых солнечных мест России. Именно отсюда идет дорога на плато Укок. Но это в следующий раз.
За Кош-Агачем начинается пограничная зона, поэтому для посещения этого района до 2013 года гражданам России требовался специальный пропуск, который можно было получить в Горно-Алтайске, Акташе или в пограничной комендатуре самого села. С 2013 года это требование отменено. Иностранные граждане получают пропуск в пограничную зону после подачи заявки за 2 месяца до въезда, и только в Горно-Алтайске. В Кош-Агаче иностранным гражданам пропуска не выдают. Но мы то свои..)

Внезапно посреди степи видим двух верблюдов. Лежат себе на солнышке. Ничоси.) Остановились сфоткать. При нашем приближении они явно напряглись, потому близко подходить не стали… Прикольно!)


Через 60 км прибыли в Ташанту. Это крайняя точка Чуйского тракта, да и России в целом. Дальше уже Монголия. Поселок в столь ранний час выглядел пустынным. Прокатились до КПП погран перехода, чтоб закрыть окончательно маршрут. Фоткаться не стали, дабы не раздражать пограничников. Сфоткались у знака на въезде и легли на обратный курс.



Немного отъехав от села увидели в степи валун. Отличное место для фотосессии, да и в целом отдохнуть и прочувствовать момент.




А на нем петроглифы!



У Леши свои фотосессии. Вспомнив истинное предназначение Гуся, он рванул рассекать по степи.)

Да, мне б турынду, я б тоже погонял...)
Пока ждали Леху, остановился УаЗик. Мужики обслуживают ЛЭП. Спросили не нужна ли помощь. Расспросили откуда и куда. Поболтали. Пожелали хорошей дороги. Вообще люди здесь открытые и добрые. При подготовке маршрута всякого начитался в сети, но за всю поездку ничего негативного с нами не случалось.
Штош. Теперь Чуйский тракт пройден от и до. Ура!)



МАРС.
Осталось рассказать про последнюю запланированную точку в нашем путешествии. Алтайский Марс. Под него мы отвели последний день в Акташе.
Выехать решили не сильно рано, благо было совсем не далеко, к тому же дорога нам теперь знакома. За завтраком в полюбившейся кафешке, познакомились с компанией мотоциклистов. Они только что пытались подняться своим ходом на Ретранслятор, но безуспешно. Один при падении повредил радиатор и теперь они искали альтернативные способы подъема. Я поделился номером Николая.

До поворота на Марс домчали быстро, пересекли село Чаган-Узун, перевалили через несколько сопок по грунтовке и были на месте. Сюда ведет укатанная грунтовка, а дальше по самопальным указателям. Один из них, хоть и был прибит вверз ногами, указывал на склон, у подножья которого кучковались УаЗики. Нам туда. Дорогу преграждает брод. Не глубокий, но для нашей с Серегой техники непроходимый. Водилы говорят другой дороги нет. Что ж поделать. Оставим моты тут и снова на героическом чуде отечественного внедорожникастроении штурмуем сопки.)
Всего здесь четыре точки МАРС1,2,3 и Луна. За посещение всех по очереди 3500 с компании. Грузимся и выезжаем. На этот раз нас везет Уаз Фермер, который мы окрестили Бушатлом. Первая точка- Луна. Мы минут 20 петляем по склонам, пока не выезжаем на плато над серой долиной.

Почва тут и правда напоминает Луну. Хотя это не точно. Я там не был!)



Снова грузимся в Бушатл и едем на Марс 3. Да, грунт действительно необычного цвета. Хоть и не так красочно, как обещал интернет.) Хоть от склона нас отделяет ущелье с рекой, с удовольствием фоткаемся на краю.



Вот и Бушатл, кстати, с его пилотом.)


Снова грузимся и перемещаемся на Марс2. Здесь куда красивее. Виды более панорамные. Видно как тени от облаков стелются по склонам. Удивительная красота!

Цвета такие сочные, что едва ли передаст камера телефона!


аккурат после этой фотки, на горизонте, со стороны Марс1 показались силуэты. Квадрики штоле? Но по склону уверенно карабкались СПОРТЫ!!! Вот блеать! Вот почему указатель был перевернут! Есть другая, нормальная дорога сюда. Хитрые водилы так зарабатывают на доверчивых туристах.
Штош. Уплочено, а значит нужно посмотреть и первый Марс. Вскоре Бушатл состыковался с его парковкой. Здесь уже стояли разномастные машины, в том числе и легковые (блин!). Было оборудовано кафе, туалет и пара арт объектов.


Здесь же строится турбаза, внешне очень напоминающая сюжеты Звездных войн. Весь Марс- это частная территория. На КПП при въезде с нашей компании взяли по сто рублей с носа.

Зато здесь можно полазать по тем самым разноцветным склонам, которые мы видели издали, да пофоткаться. Чем мы и занялись играя в космонавтов.



/>

Народу тут хоть и много, но все деликатно уступают друг другу место на склонах и стараются не лезть в кадр.

Перекусили в кафешке невкусными пельменями, покормили местного котика и запросили эвакуацию к мотикам.


Обратный путь в Акташ не занял много времени и был нам хорошо знаком. Однако хочется упомянуть одну интересную особенность местного ремонта дорог, которая чуть было не омрачила поездку на Марс. Дело в том, что на Чуйском тракте практически нет ям и колдобин, но есть трещины поперек дороги. Дорожники эти трещины заливают битумом и сверху посыпают песком! Причем натурально, идет и посыпает из ведра на битум. Спустя какое то время это все застывает и на пятнах становится, наверное, не так скользко. Но вот если вы видите впереди ремонт дороги — готовьтесь, сейчас будет колбасить! До тех пор, пока это дело не застынет и не укатается, будет как на льду! На таком ремонте в повороте мы чуть было не улеглись все втроем! Благо скорость была маленькая.

Не забыли заехать и на Гейзерное озеро. Место красивое и хорошо обустроенное.


Вблизи него несколько забавных скульптур.



Вечером жарили шашлык и собирали вещи. Уже утром стартуем домой.



ПУТЬ ДОМОЙ.
Дорога назад заняла у нас меньше времени, потому, что Леху срочно вызвали на работу и мы снова дубасили. Благо теперь уже знакомым маршрутом. Купили магнитиков друзьям на Семинском перевале, заехали на байк-пост в Бийске, к Игорю, чтоб обслужить моты. Хоть его самого не было, он колесил где то на Телецком озере, его супруга впустила нас в гараж, предоставив доступ к необходимому инструменту. Спасибо еще раз! Там же мы познакомились с ребятами, которые только ехали на Чуйский тракт и расспрашивали нас о наших впечатлениях. Теперь и нам было чем поделиться! Набережные Челны запомнились многокилометровой пробкой, адской, 36 градусной, жарой и антуражной гостиницей для дальнобойщиков при дилерском центре КАМАЗа. Дома были через шесть дней.


Алтай прекрасен и многогранен. Его не постичь и не прочувствовать за такой короткий срок! С другой стороны — это повод вернуться!) Если кто то еще раздумывает ехать или нет, то ехать! Ехать, пока он не стал мэйнстримом и пока там нет толп китайцев.)
  • ArmstrongArmstrong
  • Сергей
  • 23 ноября в 6:32
  • 1
  • ?

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
0
Werewolf2012
Мечта… За отчёт спасибо, но забыли :)
+1
Werewolf2012
cut*
0
Armstrong
Спасибо, исправил!
+1
IIIance
Алтай, ммм… прекрасно. Жду весну и по стопам автора. Спасибо за отчёт. И да, нормально РТэха эндурит, надо было за напарником, в степь.
+1
Armstrong
Знаю. Проверил на Кольском.) Но все же не ее стихия. Особенно если груженый и вдвоем.)
+1
IIIance
Дак если гружёный и вдвоем, то и ГС сразу становится ни разу не эндуро ;) Тоже весь Кольский облазил на РТэхе.
0
Armstrong
Я читал Вашу статью про Глобус.) С ужасом..)))
0
komendant
Обидно за закрытую Ташанту (((
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Armstrong, Алтай 2021. Мало времени и много впечатлений. Часть третья. Акташ - Ташанта и немного рядом.