Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4277 | Постов: 2474

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Британская полосатая киска штурмует Монголию 2018. Часть 3

Короткая пятидневная вылазка в Монголию на Triumph Tiger 1050 со стороны Горного Алтая.

Часть 1. Вдоль Волги
Часть 2. Урал, Казахстан, Горный Алтай


Въезд в Монголию
Напомню, что Визы в Монголию несколько лет назад отменили.
Загранпаспорт по-прежнему требуют.
Погранпереход Ташанта некруглосуточный, работает с 9-00 до 18-00, у монголов есть еще перерыв на завтрак и обед, наши работают без обеда. Воскресенье и официальные праздничные дни — граница закрыта.
Приезжать на границу в пять вечера нежелательно, так как нейтральная полоса — 20 км гравийки, и есть нехилый шанс зависнуть на ночь на посту у монголов, пройдя погранцов, но не пройдя таможню.

Населенный пункт Ташанта, он же погранпереход в Монголию

Заправка с девяносто пятым есть.
Водопровода нет, вместо него — скважина и большой насос, раздающий воду по трубам. Включают все это хозяйство на несколько часов днем.
Тресотметровую очередь замыкает Африка Твин с немецкими номерами.
С немцем познакомимся потом, а пока цепляю его на хвост, объезжаем очередь и становимся первыми перед шлагбаумом за пять минут до открытия границы.
Мрачную толпу монголов и казахов разбавляют несколько экипажей «Монгол Ралли», продвинутой хиппующей молодежью из разных стран, на удивительном автохламе стартовавшими из Праги и двигающимися в Улан-Батор и на Байкал. С их слов, в этом году едет аж пятьсот экипажей.
Границу с пулеметными вышками и пятью рядами колючей проволоки интуристы проходят впервые, ведут себя робко, разговаривают шепотом.
За свою робость они в итоге и заплатили полной разгрузкой машин с досмотром и просветом рентгеном.
А я ведь говорил: «Надо быть спокойным и наглым!»

Чем более дикая страна — тем обычно больше волокиты на границе.
На монгольском шлагбауме записывают в журнал, ввоз ТС и карантин — два отдельных окошка, помимо паспортного контроля и таможни.
Парень, загонявший машины на дезинфекцию и собиравший по 50 рублей, решил, что связываться со мной выйдет себе дороже и ретировался к себе в будку.
На выезде в город под колеса кинулась девчонка в кепке, похожей на полицейскую:
— Страховку надо?
— Нет, не надо!
— Не вопрос. Тогда туристический налог триста рублей!
— Триста?!
— Ладно, можно и двести пятьдесят…
Первый раз слышу, ну да ладно.

Дожидаюсь любопытного и позитивного не по годам немца.
Ну еще бы: он впервые за три месяца в России свободно общается по-английски, а когда я перешел на немецкий — вообще чуть не захлебнулся от восторга!
— Куда поедем, брат? Какие планы? Как мне здесь нравится! О да, Горный Алтай — это отрыв башки! От России я в диком восторге! Вот был у меня случай…
— Погоди! Вон там купим небе монгольскую сим-карту с интернетом. И поехали уже в город Улгий обедать! Там уже познакомимся и обсудим дальнейшие планы…

Выбежавших на дорогу малолетних предпринимателей немец в раллийном стиле объехал, как лосей.
Меня зажали: «Давай ням-ням!»
Как раз для этого — в кофре пол-кило пряников.

В Цагааннууре дорогу перекрыл взрослый предприниматель:
— Куда едешь?
— В Улан-Батор.
— Сегодня?
— Нет, завтра.
— Пропуска надо? Печати надо?
— Нет, не надо.
— Кушать будете? Чай пить будете?
— Нет, не хотим.
— Странно, у меня многие чай пьют…
— Ну, извини…

Первый затык — обмен валюты.
Немецкая педантичность: «Заправляться в Монголии — только на красных государственных заправках, менять валюту — только в государственном банке!»
Ну ладно…
Три отделения разных банков посылают лесом: обмен валюты — только в центральном офисе.
Четвертый банк оказался как раз центральным офисом — 48.966655, 89.969169
Очень приличная кафешка неподалеку — 48.966998, 89.968883
Со слов местных — одна из лучших в городе

Опять образцовая немецкая педантичность:
— Так, сколько стоит чай?
— Блин, парень! Ты живешь в Цюрихе! Можешь здесь цены вообще не читать!
— Извини, привычка…

Знакомьтесь! Штефан Франк, мото-кругосветчик, родился в Германии, учился в Южной Африке, работает в Швейцарии по финансовой линии, 39 лет, не женат, характер — нордический.

Штефан — слева!
Китай, Бразилия, Колумбия — для него так, рутинные командировки.
На кругосветку он упакован капитально: новая Африка Твин, вся на Туратековском обвесе, топовый экип весь на Гортексе, 20 кг только электроники, включая квадрокоптер. Общий вес багажа — 120 кг: «Его слишком много! Я его ненавижу!» Эту фразу я слышал минимум дважды в день.
Ввиду скромного роста из седла своего мотоцикла Штефан едва-едва достает ногами до земли.
В связи с этим его будни полны приключений

Падать он начал еще в Румынии, продолжил в Калмыкии.
Наиболее жестко он разложился на Алтае, когда пришлось возвращаться в Бийск к Игорю Африканцу и ставить его фирменную багажную систему, добавившую к весу мотоцикла еще двадцать килограммов.

В Германии продаются очень хорошие бумажные карты Монголии. Очень хорошие!!!
И в процессе подготовки Штефан ручкой перенес на нее как будто всю информацию, собранную предыдущими европейскими мотопутешественниками, даже три варианта радиальных заездов в пустыню Гоби, даже названия проверенных хостелов с гарантированно англоязычным персоналом.
— У меня две недели на Монголию, потом некий слет европутешественников в Улан-Уде, потом во Владивостоке ждет контейнер до Ванкувера.
— А на Аляску что же, не поедешь?
— Нет, в октябре будет слишком холодно. А у тебя какие планы? Поедешь со мной в Улан-Батор?
— Это добавит 6000 км в мой маршрут. Улан-Батор, а значит и Улан-Уде, и Байкал, и Саяны у меня были запасным вариантом на случай, если мне станет скучно ехать по 300-500 км в день. Так что когда монгольская баранина с кумысом перестанет лезть в желудок — еще немного покатаюсь по Горному Алтаю и спокойно вернусь 24 августа в Нижний Новгород, где после соревнований меня будет ждать любимая спутница жизни, и в Карелию мы поедем уже вдвоем.

Немецкая педантичность: «Для посещения Altai Tavan Bogd National Park путешественник должен приобрести пермит и оформить пропуск в погран-зону. Только как здесь все это найти?!»
— Вообще не вопрос! На центральных улицах ищем вывески «Харанхуй болон хилийн харуулууд» или «Horn болон туурайтан агентлаг», на крайний случай «Салон оршуулгын үйлчилгээ алдсан»
— Подожди! Ты по-монгольски тоже что ли понимаешь?
— Конечно! Русский и монгол — братья навек! К сожалению…
— Блин, а я, как и в России, ни прочесть ничего не могу, ни поговорить.
— Ну извини, наша группа языков — не подарок…
Неравнодушных монголов много

Реально воодушевил мужик на Крузаке: «Да не парьтесь вы пермитами. Вы же в Монголии. Езжайте так. Самое страшное, что могут сделать — развернут обратно и выгонят подальше от границы...»
А куда деваться? Уже пять вечера. Немец нервничает, но соглашается.
Супермаркет, вода, консервы, хлеб.


Направление — озеро Даян-Нуур в заповеднике Алтай Таван Богд

Жесточайший первый подъем — 48.945695, 89.832120
Около пяти км дороги по кулуару тупо уничтожено селевым потоком: острые камни, валуны, грязь.
Первый населенный пункт — Сагсай

Первая роскошная изолированная площадка — 48.930130, 89.683902

Немец немного повозмущался, что останавливаемся на ночлег засветло.
Но помыв в реке ноги и накатив пива, он решил взять этот способ на вооружение.
Ведь до этого он обычно дубасил до полного коматоза, когда уже по фигу, где ставить палатку.

Следующий день немец назвал лучшей катухой в жизни вообще.
Я с ним не согласился, но по моим ощущениям в ТОП-10 этот день тоже вошел.

Первая половина дня:
Деревня Сагсай, есть заправка с 92 и сигареты в магазине (немцу надо)


После пары бродов

Угощаем уже второго местного девяносто пятым









Пункт общественного питания




Посидели мы на 8000 тугриков знатно: гора беляшей, тареляка пельменей, тарелка сметаны, чай с молоком.
И таки да, от общения в таких местах удовольствия получаешь не меньше, чем от еды!

Конкретно высокогорное озеро Khar Nuur 48.608487, 88.932033



Готичность фотографий озера объясняется просто: на взлете к нему нас нехило взбодрил и прополоскал локальный ливень с ветром и молниями.

Приближаемся к заповеднику и приграничной зоне, легкий мандраж



Засекаю далеко впереди на мосту КПП 48.515529, 88.880675
Судя по карте — это тот самый въезд в погранзону и нацпарк, где нас вероятно завернут назад.
— Так, немец, слушай внимательно! Выпускаем вперед рыбаков-новосибирцев на трех джипах. У них пропуска есть. И как только им откроют шлагбаум — максимально быстро проскакиваем на мост и уходим в точку. Понял?
— Это тебя рыбаки научили?
— Нет, сам только что придумал!
— Стремно однако!
— Зато повеселимся! Вперед!

Подлетали мы к будке КПП реально по-Дакаровски, с камнями из под колес.
После моста улепетывали без оглядки, лежа на баках, типа уворачиваемся от пуль.
Погоню так и не организовали. Ресурсов для этого на КПП просто нет. Ура!

Зелени в заповеднике ощутимо больше, горы выше, наверху — снег. Очень красиво!

Озеро Даян-Нуур 48.397499, 88.869380
из которого берет начало крупнейшая река региона — Ховд.
С разных ракурсов







Погранзастава 48.268385, 88.882401
На вышке виден часовой с пулеметом.
— Немец, внимание! Повторяем маневр со шлагбаумом!
— Да иди ты нахер!
— Может, давай дождемся ночи — и тогда рванем?
— Русский! На хрен я вообще с тобой связался!!!
— Тогда поехали место для ночлега искать!
— Может, договоришься, чтобы нас в юрте приютили?
— Нет! Только жесть, только хардкор!

Очередное в высшей степени зачетное место ночевки на высоте 3000 метров

— Смотри, какая хрень переваливается через гору из Китая!
— Да, ничего хорошего из Китая прийти не может!
Ветер ночью стих, погода наладилась.


Уезжать не хочется.
На север в заповеднике — еще два высокогорных озера.
Но закончилось все: еда, топливо, питание в фотоаппаратах.
И немцу срочно нужно выйти на связь на предмет контейнера во Владивостоке.
— Ок, отступаем! Хотя кинут тебя все равно во Владивостоке. Ночуем там же, у реки?
— Как хочешь. А я еду вниз в Улгий. Я должен поставить на ночь всю технику на зарядку.
— Сюда ехали два дня. Обратно хочешь за день?
— Ну мы же не будем останавливаться для фотографирования, должны к полуночи успеть…
— Вот ты баран упертый! Давай попробуем. Мне тоже интересно…

На КПП сегодня никого, ржавый шлагбаум открыт.


Обедали там же.

Застали поставку свежачка

Загрузка реактора топливом


Серьезный брод всего один. И благодаря вчерашним дождям воды в нем на пол-метра больше. Повеселились. Особенно я с пыхтящего немца.
В сумерках вкатываемся в город, заселяемся в рекомендованный немцу хостел «Blue Wolf» 48.963885, 89.965693
За 50000 тугриков получаем двухместную юрту без электричества (так тебе и надо, немец!), в стоимость входят удобства на улице, завтрак в ресторане и вай-фай.

Веселый день отдыха в Улгий
В восемь утра на бодряке и позитиве выкатываю мотоцикл со стоянки. Немец:
— Ты это куда?
— На завтрак.
— Так до ресторана же 50 метров.
— Да, парень, я еду завтракать в ресторан :)))

На ступеньках стоит физически развитая молодая женщина в лосинах и трекинговых ботинках.
Четырнадцать лет назад я точно также выбрал себе жену.
Улыбка в 31 зуб, грудь колесом, паркуюсь и зачем-то на русском:
— Доброе утро!!!
В бездонном омуте карих глаз — то ли смущение от того, что не понимает, то ли желание быстро съ*баться по кустам.
Блин, все таки напугал. Ладно, еще посмотрим, что можно сделать.

Садимся завтракать.
Немец, обложившись Макбуком, АйПадом и двумя Айфонами, погружается в Паутину.
Конечно же, его кинули с контейнером во Владивостоке. В одностороннем порядке поменяли сроки, цену и прочие условия.

Моя новая знакомая присоединяется к большой галдящей компании.
Ба-а-а, опять знакомый язык! Подхожу:
— Italiano?! Ciao! Mоlto piacere! Добро пожаловать в Монголию!
— А ты кто такой?
— Да я почти местный…
— А по-нашему где наблатыкался?
— Собираюсь жениться на итальянке! Твоя, стало быть, дочка?
— Эй, Виттория! Ты позавтракала? Иди пока спрячься в Крузак!

Ребята стартовали из Улан-Батора на трех джипах с водителями и поваром, по лайтовому маршруту уже прошли пустыню Гоби, сегодня стартуют по нашей дороге на Даян. Общих тем оказалось много, один оказался мотоциклистом, собирается на Памир. До сих пор обмениваемся фотографиями в Вацапе…

Геопроктология в Улгий

Начнем с Центрального Базара — 48.971119, 89.971478


Молочный ларек — 48.970552, 89.972173

— Салям, тетя! Кумыс?
— Йесс!
— Стакан!
— Йесс!
— 1500 тугриков хватит?
— Йес-с-с!!!

Забористо. Экзотично. Класс!!!

Пролетарский ресторан на третьем этаже торгового павильона


Тоже с коммуникацией проблем не возникло


Послеобеденный досуг

— Брат, сыграешь?!
— Да не, мне бы чего-нибудь из запрещенного…
— Сейчас, только доиграем — и пойдем…


Смотровая площадка с непростой судьбой — 48.979050, 89.983350



Площадка является подарком от китайского города-побратима 很高興, была возведена руками китайских рабочих из китайских материалов в рекордные сроки. Монгольскую зиму перенесла крайне тяжело. Следующая зима для нее, вероятно, станет последней.

Пока я ходил в разведку, немец тоже время не терял: он постирал брелок иммобилайзера вместе с одеждой и испортил мембрану Гортекс обычным стиральным порошком.

Иностранцев за день встретил много.

С нами в «Блю Вулфе» ночевали двое поляков на Гусях. Утром навьючиваются.
— Вы куда так рано?
— В Россию…
— Так сегодня же воскресенье, граница закрыта!
— Не-е-ет, мы поедем проверим…

Еще двое на Гусях, тоже поляки.
— Видел сегодня уже двоих поляков…
— Да-да, это наш передовой отряд.
— Как дорога от Улан-Батора?
— Трафик, пыль, песок, жесть!
— Удовольствие получили?
— Нет!

Семья на стоковом Паджерике.
— Откуда Вы такие грязные? Не иначе, как из Гоби?
— Нет. Мы пытались рыбачить на Толбо, потом съездили посмотреть Ховд. Наглотались пыли и устали. Дорога — жесть!
— Там же асфальт новый вроде постелили?
— На новом асфальте — уже гребенка из нанесенной грязи и камней, плюс клубы пыли от встречных машин.

Еще один экипаж «Монгол-Ралли».
— Ребята, мне нравится Ваш английский. Не иначе, американцы?
— Ирландцы мы!
— Россия понравилась?
— Да! Алтай — отрыв башки! С нетерпением ждем Байкала!

Новосибирские рыбаки-джипперы. Этим — все по кайфу! Даже если не клюет…

Двое бельгийцев с гидом на Делике. Они сами — англоговорящие, гид — русскоговорящий. Парни вынуждены учить русский:)))
Маршрут к озеру Даян у них интересный, кольцевой: заходят в заповедник откуда-то с севера, смотрят все три озера, заезжают с ночевкой на вершину под 3500 метров — и возвращаются по нашей дороге через Сагсай.

Немец, узнав о состоянии Южного маршрута на Улан-Батор, быстренько перепроложил маршрут по Средней дороге, о чем впоследствие неоднократно пожалел:













Но прорвался

Последний раз выходил на связь из Японии.

Внимание! В Цагааннууре строят пост ДПС

Ну а плотно познакомимся с мордатыми монгольскими ментами — уже в следующей части…
  • komendantkomendant
  • 17 октября 2018 в 12:07
  • 15
  • оценка: +70

Комментарии (29)

RSS свернуть / развернуть
+10
Sheff_serg
Вот люблю ваши посты: и полезной информации куча, и написано легко, и фотокарточки годные.
Всегда заношу в избранное)
0
komendant
Благодарю!
+1
Apmath
Стиви!!! =)
+1
Apmath
Про него как раз рассказывал в одной из первых своих частей. Он у Африканца ждал кофры и в итоге поехал за деталями в Красноярск, чтобы сэкономить время. Отличный парень, душевно пообщались на байкпосту у Игоря и потом подсказывал ему через Ватсап по дороге в Монголии.
0
komendant
Вот ты его и заслал по Средней дороге! (см. фото выше) :)))
0
Apmath
я не в курсе, ребята=))))
+1
Gubrinusm
О! Тигр Майка)))
0
komendant
Мы, по большому счету, одной бандой ездили, держали связь в Вацапе.
Макса я вел с Екатеринбурга — и так и не догнал, разрыв только увеличивался.
Майк, вообще — монстр, нарезал 18000 за три недели. Его догнать и не пытался :-)
Скатались вместе на Алтай и в Монголию — а в реале так и не пересеклись :)))
0
Apmath
ну для меня вообще загадка, что я шел днем позже тебя от Омска, а ты потом потерялся и ушел в загул=))))
0
Apmath
он самый!
0
komendant
Для англоговорящих и прочих — он Стиви.
Для германоговорящих — Штефан.

Я для англоговорящих — Юджин.
Для остальных — Джон.

Теперь подумай над собой!
+1
KubishkinM
Как всегда! Шикарно!
+1
komendant
Тоже с удовольствием читаю…
+1
-Manul-
Класно, был этим летом в монгилии на машине, очень понравилось, природа нетронутая. теперь мечтаю на моте заехать на алтае, выехать в бурятии
0
komendant
Я тоже рассматривал обратную дорогу через Саяны.
В рассказ не вошел разговор еще с одним мотоциклистом.
Его друг на большом Гусе на злой резине этим летом проехал из Бурятии на Алтай через Монголию. Убил технику. Сорвал спину и себе, и супруге, которая больше шла пешком и толкала мотоцикл по песку, чем ехала.
0
komendant
Короче, не всем нужен такой мототуризм.
0
-Manul-
Мы не ищем лёгких путей
"- По-моему это плохая идея.
— Да, я знаю. Так ты со мной?
— Конечно!"
Так и живём
0
-Manul-
И тут я понял, надо ехать )
+1
dim07
  • dim07
  • 18 октября 2018 в 11:05
Супер! Спасибо!!!
+1
OrangeDiavel
Бро, присматриваюсь давно к Тигру. Пост не запилишь чисто про моц? как он да что?
0
komendant
Я слишком долго с ним дружу, чтобы быть объективным.
На дорогих компонентах, красивый, мощный, престижный.
Остальное будет эмоции…
+1
-Manul-
а есть трек по монголии как ехал, а то следующим летом собираемся тоже там сквозонуть, заехать с алтая, выехать в бурятии через улан-батор
+2
ewil
  • ewil
  • 6 ноября 2019 в 19:11
Собираюсь в Монголию как раз на майские… почитал, неполенился забил в переводчик
«Харанхуй болон хилийн харуулууд» или «Horn болон туурайтан агентлаг», на крайний случай «Салон оршуулгын үйлчилгээ алдсан»
Поржал отдуши)))
0
komendant
Вероятно, ты единственный, кто это сделал ))
+1
ewil
  • ewil
  • 7 ноября 2019 в 3:41
И спасибо за координаты точек, себе сохранил их, думаю пригодятся
0
komendant
Там высота и горы.
На майские будет очень жестко и на Алтае, и в Монголии.
0
komendant
Да уж, точки никому не пригодились (((
+1
ItalloEspan
немчик вкусил жопочки, мазохий растудыть копыть
+1
VTRSP1
Очень интересно читать. Но как вспомню что ты на шоссейной резине это делал так вздрогну. Но судя по тексту тебя это и не смущало и не мешало!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Британская полосатая киска штурмует Монголию 2018. Часть 3