Блог им. VladXT660 → потому что Устюрт... #8
Первое что сделал как въехал в Жана-Озень, так это отзвонился инспектору и доложил о прибытии. Так же коротко рассказал о состоянии пещеры и дороги к ней. Приятно было с ним пообщаться под баночку холодненького энергетика, хороший человек.
Дело шло к вечеру, а значит нужно линять из насленки. Допиваю “Гориллу” привычно сминая пустую банку руками, бросаю взгляд на магазин – вроде всё взял, осталось заправить мот и можно снова в путь.
Сижу в тени заправки со смартфоном в руках, жую мороженное, мотик с полным баком припаркован рядом. Естественно я не остался без внимания, тут же ко мне подсел молодой заправщик. Всё стандартно, вопросы по мотику, откуда-куда-зачем? Какая зарплата? – да в Казахстане воспринимают путешествия как что-то нереальное и неподъемное по деньгам обычному работяге, и для того чтобы путешествовать нужно зарабатывать прям миллионы. Пришлось объяснять парнишке, что он тратит гораздо больше денег, на развекуху, шмотки, гаджеты, пиво/сигареты и т.д Путешествовать может каждый, было бы желание.
— Ну а мотоцикл? Он стоит дорого…
— А что мотоцикл? Дорого? Ну возьми попроще или вобще велосипед.)
Пока мы общались, к нам подошёл ещё один заправщик. Крайне неприятный чел с бегающими ушлыми глазками. Своего рода “Жиган-Лимон” местного разлива познавший жизнь.))) Таких людей сразу видно, они шумные, дерганые, вечно ищущие выгоды.
— Эээй! Вассяяя! Как дела?! – спросил меня “Жиган” положив руку на плечо.
— Жаксы… – сухо ответил я, выдержав паузу.
Очень захотелось втащить ему, “Жиган” видимо почувствовал это и сразу же убрал руку с моего плеча. Я молча стал собираться, а любопытный пацанчик на «движениях» отвел моего недавнего собеседника в сторону и стал активно расспрашивать инфу про меня на казахском, наивно полагая что я их не понимаю. После фразы – “Ол қай жақтан?” и получив ответ – “Атырау..” — повисла пауза.
“Жиган” удивленно посмотрел на меня, а я повернулся к ним и глянул на него, скинув куртку прикрывающую госномер с 06 регионом.))) “Жиган” криво улыбнулся и подошел к мотоциклу разглядывая его, я же тем временем проверял багаж и стропы.
— А это тебе зачем? – спросил “Жиган” указывая на нагайку.
— Камча то?, собак гонять…
— Ну-ну, собак так собак!)))
“Жиган” понял основное назначение этой приблуды и что связываться со мной себе дороже;) Да и потом был бы я экспат какой, можно было бы кинуть, а так атырауский, хрен его знает.
В инете много постов про “хлебо-сольный” Казахстан, мол встречают, поят, кормят. Спешу вас огорчить, это не всегда так. Всё как и везде, есть добрые люди, есть завистливые гопари. Самый топовый по словам местных поселок где постоянно огребают экспаты это Шетпе. Но ладно уж не будем о грустном выдвигаюсь в сторону урочища Бозжира, хотя нет вот вам ещё ложка дёгтя) пока выезжал из Жана-Озень меня чуть два раза не сбил внедорожник. Оба раза выходили нагло на обгон лоб в лоб, пришлось уворачиваться перестраиваясь на обочину.
До урочище Босжира около 120км, дорожка катись свеженький асфальт до самого Бекет-Ата. На подъезде к Бозжире обустраивают смотровые с лавочками, беседками. Вот такой вот видок оттуда.
На закате подъезжаю к месту. Решаю кинуть палатку где поближе, ближайшая точка от асфальта это верхняя смотровая. Дорога отборного качества пухляк, внутренний туризм и свеженький асфальт дает свои плоды. Пухляк не сказать, что прямо очень глубокий, но колесо то и дело неприятно плывет. Забегая на перед могу сказать, что теперь к “клыкам” и на смотровые можно пробится на любой пузотёрке.
Пожалуй встану здесь, у края чинка видок зачетный. Надеюсь меня отсюда не сдует. Ставлю палаточку понадежней, приваливая дополнительно колья ракушняком. Затем ужинаю и чайкую до самого темна глядя на белоснежные меловые останцы.
День 13.
Утро, завтрак, сборы. Фоточка на память и в путь.
Как писал выше, дорожка до “клыков” под силу даже приоре. Для любителей экстрима есть спуск ступеньками, там я один раз чирканул защитой, но его можно объехать правее.
Впереди пылит колонна из 4 внедорожников, уверенно догоняю их и начинаю глотать пыль). Обогнать по такой пудре их не представляет возможности, поэтому сознательно сбрасываю скорость дабы отстать на значительное расстояние. Похоже что тоже идут на “клыки”, никак конкуренты джипера Влада из Актау)))
Вот и добрались. У подножья “клыков” скопление техники. Издали было не разобрать и изначально я подумал, что случайно нарвался на какой-то джиперский слет, но подъехав поближе понял что это мероприятие иного характера.
Сцена, юрты, флаги, музыка. Всё основательно). Куча Газелей термобудок, КАМАЗ водовоз, пара манипуляторов, вахтовка ну и крузаки кудаж без них.
Пока фокался на память, над мной неистово кружил коптер))) по позировал на камеру да помахал ручкой, я тот ещё кривляка. Даааа… Босжира уже не та. Изначально думал что в период карантинных ограничений предприимчивые люди решили замутить свадьбу на природе))) своего рода “маёвка”
(вобще “маёвкой” так у нас называют многодневный отдых на природе и это ни как не связано с нелегальным собранием революционно настроенных граждан, но ввиду того что это собрание проходило в тихоря в период карантинных ограничений, то это и была что ни на есть “маёвка” в классическом понимании)
Сейчас же думаю, что возможно это была и не свадьба… а презентация начала строительства отеля, ну типа закладка первого камня какой нибудь “шишкой” из акимата. Потому как по приезду домой сеть взорвала инфа, что у подножья “клыков” Бозжиры будут строить отель. Почитать можно здесь кому интересно. Короче ребята кто не успел как говорится тот опоздал, дикая Босжира это уже в прошлом, адвеча в этих краях заканчивается.
Покатал по округе искал заезд на смотровую, но к сожалению так и не нашёл, видимо нужно заезжать с другой стороны. Я же наваливал кругами по мягкой грунтовке меж белых скал то и дело упираясь в тупики.
Решил заехать с другой стороны и двинул туда где звучит музыка, в направление тоя, думал поздороваюсь да спрошу с какой стороны лучше подняться на смотровую.
Но до тоя я так и не доехал, заметил полость в скале, а от неё отчетливую тропинку ведущую вверх на чинк. Ставлю мотик в закуток меж скал, чтоб глаза не мозолил, сам же иду в подъем. Решил не снимать экип и даже взял с собой шлем))) как мне показалось в начале, подъем не особо сложный, на деле же всё пошло иначе.
Подъем на смотровую занял около часа. Дело в том, что найденная мною тропинка, оказалась тупиковая. Ну как тупиковая, я поднялся на один из уступов по отчетливо видимой тропе, а потом она растворилась))) пришлось идти по направлению и как горный козел скакать в экипе вдоль чинка над обрывом. Мы не ищем легких путей!!! Вот мы и на вершине смотровой! Награда за труд, зачетный видок на “Клыки Босжиры”!
Следующая точка в этой локации гора Карашек. До горы по навику около 60 км, дорога неплохая грунтовка местами идущая через барханы. На 40-овом километре барханы заканчиваются и дорога ниткой спускается в обширный сор, ну чтож проверим.
Доехал до центра солончака, пока ехал пару раз кидануло заднее колесо на скользкой глине. Сор ещё не высох окончательно, свежих следов нет… дорога же меня ведёт прям по центру солончака… Ещё около 20ти километров по навику и мы у цели, на горизонте уже виднеется темная гора Карашек, но чуйка меня словно одергивала за руку. Спешиваюсь дабы осмотреться, ставлю мот на подножку, подножка входит в глиняную землю как нож в масло))) корка очень тонкая!!! Не ребята… пора валить отсюдова!)
Можно же конечно было попробовать объехать этот сор стороной, но увы бензин посчитан, вариантов нет нужно ехать только этим маршрутом или же пропустить этот участок, но никак не иначе. Что поделать, специфика кольцевых маршрутов вдали от АЗС она такая. Двигаюсь назад к асфальту – “Прости Карашек, как нибудь в следующий раз.” — успокаивает одно, что у меня теперь есть +40км запаса хода, значит до заправки я точно доеду. Выскакиваю на асфальт и ухожу по нему на Бекет-Ата.
Подземная мечеть Бекет-Ата, захожу читаю правила посещения – “Не курить, не сорить… съемка фото/видео запрещена.” Эхххх значит кина не будет.) Хотя нет, будет, но только маленький кусочек, ну не смог я удержатся! Паломники снимали, а я вобще левый человек турист, мне то что не снять?) Но про это ниже.
Тут же при входе большой бидон с холодной водой, пью водички, иду на спуск. Жара стоит невыносимая, но паломников это не останавливает. В основном это пожилые женщины и мужчины средних лет, аксакалов среди не видать. Комплекс расположен у края чинка, а сама мечеть у подножья. Стою на верху и гляжу в низ, к мечети ведет длииииная каменная лестница. Около мечети внизу много зелени, паломники сказали что там священный родник и можно набрать воды. Уверенно иду на спуск, то и дело обгоняя бабушек.)
Спустился почти на самый низ, вот уж и родник впереди, считанные метры. Кидаю взгляд в сторону, дааалааад-но… Чуть выше в метрах десяти стоит самка краснокнижного архара с козленком… Я моментально замер, впереди идущие женщины тоже заметили и устроили фотосесию))) я медленно не отрывая глаз от архаров достаю из кармана смартфон и начинаю съемку.
Позже от паломников я узнал, что увидеть архара в этом месте дано не каждому, это дух Бекет-Ата. Двое мужчин паломников говорили это с каким-то сожалением – “Мы уже третий раз сюда приезжаем, а архаров не видим… к тебе Бекет-Ата благосклонен, вот держи это с мечети, тебе на удачу.” — и один из мужчин протягивает мене белый платок.
Из просторов инета:
“АРХАР — ДУХ АТА
Как-то один из курдасов — ровесников Ата отправляет свою жену к нему по одному делу. Когда она входит в юрту, то видит, что в юрте на привязи стоят 12 архаров. Подойдя к жене Ата, она шепотом спрашивает:
— Откуда архары?
На что супруга Ата отвечает:
— Обычный человек не может видеть этих архаров, олицетворяющих дух Ата. Тебе это удалось, значит, и ты особенная.
Эти архары до сих пор живут в Огланды.” (Часть 6
РАССКАЗЫ, РОЖДЕННЫЕ В АКМЕЧЕТИ
Ислам кажи Мырзабекулы
Из книги «Бекет-Ата»)
Далее поднялся к самой мечети страхуя одну бабушку идя позади, она пёрла к цели словно ледокол))) откуда только силы у этой сморщенной старушки?)))
— Апа вам не тяжело? Отдохните хоть немного. – говорил я ей.
— Ой айналаин не переживай, я живу в пятиэтажке, мне не привыкать.)
Посидел на скамейке у входа в мечеть слушая песнопения имама, в мечеть зайти так и не решился, двинул в обратный путь. Обратный путь дался заметно сложнее, поднявшись на верх я оглянулся на зад и подумал – “ Как же старики преодолевают этот путь к мечети, вера не иначе.”
Пополнил запас воды из бидона и вышел на парковку. На парковке около мотоцикла стояли мужчины паломники, которые вручили мне платок из мечети. Мы снова давай говорить разговоры, про технику и дорогу. К слову на парковке я припарковался рядом с пикапом на который был установлен жилой модуль, как оказалось на этом пикапе и приехали эти мужчины, вроде как они из Астаны.
— А куда ты дальше, в Озень? – спросил меня один из мужчин.
— Неее. Зачем мне кренделя пилить, пойду напрямки!
— Эт как? И куда? – озадачено спросили они.
— Срежу напрямую, пойду на Тузбаир. Здесь по прямой 100км до него, а там и до Шетпе рукой подать.
Мы ещё долго обсуждали маршруты и было видно что они хотели тоже пойти в том направлении, но им позарез нужно в Озень по техническим причинам, на одном из баллонов пикапа уже полез корд и на такой резине лучше с асфальта не съезжать. В Жана-Озень у них по плану поиск покрышек. Прощаемся, желаем друг другу удачи. Взмах руки и преодолев небольшой бархан ХТшка эффектно уходит на пересечонку в сторону от асфальта.) Идём на Тузбаир!!!
Рассказывать особо нечего, 100км степных грунтовок различного качества. Сначала был пухлячок, потом довольно твердые грунтовки. Грунтовка стала отклонятся, хотел было срезать, но заплутал среди оврагов, пришлось возвращаться.
Какое-то время пёр прям по целине, попалась грунтовка в нужном направлении спрыгиваю на неё, грунтовка уходит в сторону значит снова идём по целине – так и ехал.
К вечеру вышел на точку пастухов, которое была расположена прямо у родового древнего адайского кладбища. Из бытовки вышел молодой паренек пастух. Поболтали. Парняга сидит здесь месяц без девок и интернета, потом меняется))) Звал меня пить чай, я отказался, потому как солнце клонилось к закату, время искать место под палатку.
На ломаном русском парнишка объяснил как выйти к чинку, до него оставалось около 8-10км. Он даже хотел меня проводить до места на своей китайской чекушке, я отказался. Зачем ему жечь бензин, да и лучше ему не знать где я собираюсь кинуть палатку, доберусь сам чай не маленький.) Пора ехать дальше, скоро закат.
Доезжаю до линий электропередач, пересекаю вал газопровода и вот я на краю чинка Тузбаир. Ставлю палатку, ужин, баеньки.
Вот схема маршрута вам для наглядности.
Продолжение следует…
- VladXT660
- Чистяков Владислав
- 28 января 2021 в 21:28
- 2
- ?
К Босжире накатали дорожку, как я погляжу. В свое время я туда ехать в одного очканул, песка было побольше и приоры туда не ездили, только уазики и мотоциклисты группами. Надо будет закрыть гештальт при случае.
А Бекет-Ату хорошо помню, я там попал на какой-то сходняк паломников, праздник или типа того, за стол посадили, кормили, хорошо отдохнул. А потом тоже по степи поехал в сторону Бейнеу, но как положено плутанул в колеях, в ночи не нашел выезд на трассу, хоть ее и видно было и ночевал прямо на колее, чтоб с утра найти выезд на асфальт.
А чего у тебя на фотках такая степь вызженная? Это какой месяц? Я в мае был, в середине, так там травы на пол-колеса и маки пятнами цвели, красиво и прям глаз радовало.
А Бекет-Ату хорошо помню, я там попал на какой-то сходняк паломников, праздник или типа того, за стол посадили, кормили, хорошо отдохнул. А потом тоже по степи поехал в сторону Бейнеу, но как положено плутанул в колеях, в ночи не нашел выезд на трассу, хоть ее и видно было и ночевал прямо на колее, чтоб с утра найти выезд на асфальт.
А чего у тебя на фотках такая степь вызженная? Это какой месяц? Я в мае был, в середине, так там травы на пол-колеса и маки пятнами цвели, красиво и прям глаз радовало.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть