Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. VladXT660 → потому что Устюрт...#1



Привет всем! С вами снова Влад из солнечного Казахстана:) Выдвигаюсь в сторону барханов Аккумсагыз направление Сагыз — Шубаршы.

Начало сезона 2020 как всем извесно накрыло медным тазом жесткого карантина по всему Казахстану, а было столько планов… Мне ничего не оставалось как принять правила игры и сесть на глубокую изоляцию аж с 15 марта. Штат сотрудников сократили, более 80% ушли на удаленку, остальным было приказано не болеть))) Короче четыре месяца за колючкой можно охарактеризовать этой фоткой.



К слову изоляция лично для меня пошла на пользу. Ну во первых я работал и получал полную зарплату, и к томуж не тратил ни копейки на всякую чепуху ввиду невозможности покинуть базу, во вторых я не был закрыт в четырех стенах как многие сограждане и в свободное время в моём распоряжении была огромная база, хочешь бегай и виси на турничках, хочешь в мастерскую крути гайки да делай поделки:) короч отрывался по полной!)))) ну и в третьих как следствие полная реабилитация от алкогольной зависимости :)
В начале весны были планы метнутся в сторону Актау на майские и докатать Mitas E09, которого на глаз как раз хватило бы тысячи на 3, но вот и майские прошли чтож значит не судьба подумал я и стал ждать осени и долгожданного отпуска.
Была конечно надежда, что границы откроют, я даж накидал примерный трек по Кавказу, ну знаете так на всякий пожарный. Но лето неумолимо шло к окончанию, а границы всё не открывали.
К концу августа объявили послабление и открыли границы между областями. Ходили слухи, что ослабили только на время, максимум месяц погуляем и всё закроют. Я ждал до последнего, но так и не дождался, границу с РФ так и не открыли… Было принято решение – надо ехать! Но как говорится — “конкретного плана Б у меня нет, он нахер и не нужен… план Б пофигизм и оружие”))) Накидав наскоряк точки и пару треков в навигатор, выдвигаюсь!!!

День 1

В этом году я отошел от традиции выезжать под “Арию” в закат. А смысл? Конец августа, темнеет уже довольно быстро, а времени у меня вагон и маленькая тележка, отпуска мне дали аж 26 дней! Поэтому незачем выкраивать каждый день. Встаю утром по раньше, душ, плотный завтрак и вразвалочку на парковку.



План минимум на сегодня это докатить до Сагиза. Мы как-то с д Сашей катали в ту сторону в 2018том, потратили один день на дорогу. Но это мы были вдвоём тогда, а сейчас я в одного пилю. Даже с учётом форс мажоров к вечеру должен добраться.

Атырау – Доссор асфальт 90км, долетел даж не заметил. Затем выходим на трассу А27, ещё 30ка по асфальту до посёлка Макат, асфальт к слову идеальный.



И так подъезжаем к посёлку Макат впереди недостроенный мост, дорога поворачивает на посёлок и мы объезжаем это сооружение сначала по слегка убитому асфальту, а потом по грейдеру… ну думаю всё, лафа закончилась, ща начнется. Но каково было моё удивление, когда я объехав мост снова выскочил на свеженький асфальт трассы А27!!! Да не уж-то дошли руки!!!

Асфальт закончился через 27 километров. Мне преграждал дорогу земляной вал со знаками “кирпич” “дорожные работы” и указатель указывал что мне налево. На горизонте поднимая пыль работает техника. Спрыгиваем на грейдер. Сначала нерешительно крадемся, прощупывая полотно. Справа кадрами проплывают бегающие геодезисты с нивелирами, бульдозеры, катки и обрывки новенького асфальта… Впереди знак “ограничение 40 км/ч” и тут я понял, что вышел на технологический грейдер. Улыбаясь откручиваю ручку газа.) До посёлка Сагиз 140км.



Грейдер хорошего качества, местами даже ходят водовозы и периодически поливают чтобы прибить пыль. Как я сказал выше за дорогу взялись, кладут асфальт кусками по 5-10 км. Местные автомобилисты плюют на запрещающие знаки и при любой возможности пытаются выехать на свеженький асфальт. Я же на ХТшке рад этому, так как автомобилисты едут еле-еле, а мы стабильно прём не ниже 70км/ч. Правда порой попадаются вот такие еле ползущие пылящие камазы. Обгонять их крайне опасно!!! Делаем вдох по глубже и совершаем прыжок веры держась как можно ближе к камазу…



На подъезде к Сагизу сбавил скорость дабы с ориентироваться и тут же получил в бороду крупным камнем из под колеса обогнавшего меня крузака… не придал этому значения, размял щею покачав вправо-влево и прибавил скорости.



Последствия прилёта в бороду обнаружил лишь на заправке. Удар пришелся прямо в новенькую камеру… стекло бокса треснуло но объектив вроде цел. Глядь на часы – время 12, быстро я однако долетел до Сагиза))) На заправке поболтал с местными, местные говорят что дорогу строят и дальше будет лучше, по их предположению в этом году на трассу А27 всё таки ляжет новенький асфальт. Короче короткой дороге до Актобе быть, по крайней мере до Кандыагаш асфальт будет. Но у нас другие планы, затариваюсь по полной бензом и водой, прошиваю посёлок Сагыз на сквозь уходя от трассы А27 на восток вдоль одноименной речушки, моя цель барханы Аяккум и Аккумсагыз.



На навике трек, пока идём по грейдеру. Грейдер не утрамбован, руль то и дело мотыляет, но к этому привыкаешь быстро. Пролетаем аул Копа, дальше на Ебейты. Перед Ебейты грейдер обрывается, вернее грейдер поросший травой идёт в аул, сразу видно что им не часто пользуются, а вот наезженная дорога уходит с него в объезд аула. Стараюсь избегать аулов и объезжать их стороной. На это много причин, но основная причина это куча гвоздей, колючей проволоки и прочего хлама, которым можно легко проколоть колесо и зависнуть на час минимум. Поэтом сначала было пошел по наезженной грунтовке, но гляжу отклоняюсь шибко… Принял решение вернутся на трек любой ценой) Прём на прямки! По сусличьим норам, кустам верблюжей колючке, поперечным колеям))) всё как мы “любим”.



Дорога по треку – теперь уже старый грейдер поросший травой. Дорожка понравилась, но топить как царь под сотку опасно. То и дело откуда не возьмись появляются глубокие промоины, из-за травы их не видно. Расслабится не получается, ввиду постоянной концентрации на дороге стала подкрадываться усталость… Пару раз чуть не улетел в глубокую промоину. Торможу, надо покимарить иначе беды не миновать. Ложусь прям последи дороги, голову в тенёк под заднее колесо, моментально отрубаюсь.



Грейдер вышел на аул Коптогай, состоявшего из 5-6 домов и примыкающего прямо в плотную к нему кладбища. Уже в ауле начался песок, а после вот такая дорожка.





Порой песка становилось очень много, а высокая бровка колеи ограничивала в маневрах. Поэтому то и дело приходилось выскакивать на целину. На целине намного проще ловить мот, куда кидануло туда и повернул)



А это последствия. Ехать быстрее своих навыков эт такое… легко отделался. Пару раз мотануло и выкинуло на бровку.



Песок становился всё глубже, вдали на горизонте посёлок Баршакум, а к нему примыкает жёлтый горб бархана Аяккум. Прём на бархан! И терпим фиаско. Ведь ради этого и ехали))))

Я сам не понял как это произошло… никогда проблем с барханами не было и вот на тебе. То ли бархан сыпучий, то ли резина не та иль уже сточена. Или “гранаты не той системы” ) Сделал фоточку.


пески Аяккум

Немного полежал вот так лицом в бархане. Как там у Газманова в песне? — «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну...»




На горизонте движение, Влад насторожился щуря свои хитрые глаза)))



Выталкиваем мот из песков и двигаем дальше. Аул Баршакум примыкает прям к бархану. Довольно крупный посёлочек. Прошиваем его насквозь.


Баршакум


Если честно я представлял эту дорогу иначе. Ещё дома при составление маршрута, я визуализировал как буду рассекать по целине барханов обдуваемый ветерком и до горизонта дюны-дюны) На деле же вышло иначе… Пот ручьем, полный штиль и палящее солнце, рубиво, падения, усталость и отчаянье!!!))) Стоит остановится как заднее колесо утопает в песок по маятник, а на тебя тут же налетают какие-то мухи и мошка. Особенно удачными были первые километра три от посёлка Баршакум. Там я наелся бархана сполна! Въехал в глубокую и узкую колею которая меня не отпускала. Выглядело это так — Плавненько трогаемся из глубокого песка семеня ножками > разгон > вторая > ошибка > нас мотает > ловим мот или падаем на бок > колесо в песке по маятник > повторяем упражнение)))


В голову лезут мысли о суициде...


Покрутил навик в надежде найти альтернативу, по карте на запад бархан Аккумсагыз с желтыми песком до горизонта, впереди речка Сагыз, с востока какой-то холм. Я поднял голову и посмотрел вперед, действительно что-то зеленеет там вдали, сто пудов речка. Была надежда, что ближе к реке грунт станет тверже, ну там трава и мокрый ил по способствует этому. Собираю остаток сил и волю в кулак для последнего рывка!

И действительно, проехав метров 100 за очередным барханом, песка стало меньше, а грунтовка тверже. Выезжаю на берег небольшой речушки поросшей камышом и кустами джингыла, выдыхаю с облегчением вытирая пот с глаз – мы преодолели это.

От речушки веет прохладой, такой манящей свежестью. Спешиваюсь, подхожу кромке воды. Встав на одно колено, черпаю ладонью воду и подношу ко рту… нюхаю и пробую на язык – Пресная!!! Вы как хотите ребята, а я купаться! Моментально скидываю с себя шмотки и в чем мать родила забегаю в воду!!! Вот это награда!!!
Воды чуть выше колена, но нам этого достаточно. Миниатюра – “голый зад и тёлочки”)))



Была идейка встать лагерем здесь, место прям отличное, но меня двигали вперед трудности которые ждали впереди… не люблю откладывать проблему на завтра, когда проблема по плану на сегодня и её можно решить здесь и сейчас.
Проблема заключалась в преодолении данной речушки, которая в этот момент одаривала меня прохладой. Воды по колено, но проблема не в уровне воды, а в топком илистом дне. Вторая проблема это урчащий желудок, а из еды у меня только чай и финики. Положился как говорится на русскую “авось” и толстую жировую прослойку в районе живота))) думал найду по дороге что поесть, а если нет то “жирок поможет”. Но я не учёл тот факт, что стратегия “жирок поможет” работает только в тандеме с алкоголем, а алкоголь в этот раз я не взял…

Надеваю шмотки, прыгаю на мотик и двигаю по песчаной колее в сторону аула Шукыршы. Именно напротив этого аула на спутниковых снимках виднелся отчётливо брод. К слову песка я нахавался уже вдоволь, а желание рубится к центру бархана Аккумсагыз пропало совсем. Силы покидали меня, я уже с трудом поднимал упавший мот, ловить мотоцикл в песке тело уже отказывалось ноги были забиты напрочь… Да и технику прям было жалко, ХТшка то визжала на первой передаче, то бухтела в натяг на второй, вентилятор молотил не преставая. Каждые 500 метров тормозил и тупо сидел на горячем песке, давал передышку себе и мотоциклу.



Вот и аул Шукыршы, в стороне от аула огромный бархан Аккумсагыз.
— Неее… нет, с меня хватит. — проговорил я в слух и двинул в сторону аула.
Проезжаем аул насквозь. Брод найден, грунт твердый и дорога наезжена, лошадки проходят и я пройду значит. Успешно форсируем).



Сначала думал двинуть к следующему населенному пункту – Алтай батыр, он довольно крупный по местным меркам, там точно будет магазин. Но солнце неумолимо клонилось к закату, а я вновь был потный как лось при том что прохлада речки Сагиз оставалась где-то позади. Остановился и привстав на подножки оглянулся назад. За моей спиной прохладная речка с зелеными берегами, а впереди песчаная грунтовка, сухая трава и неизвестность. Разворачиваюсь еду назад.



Двигаюсь вдоль берега, выбираю место. На противоположенном берегу пастух махнул мне рукой, ответил взаимным приветствием, а сам подумал – “Чёрт! Заметили...”
Одно из правил дикого туризма гласит – “при выборе стоянки близ населенки, примите меры исключающие визуально-физический контакт с местным населением. Если контакта избежать не удалось, и место засвечено, ищите другое на значительном расстоянии...”
Этим правилом я пренебрег, подумал – “аул в пять домов, вероятность что кто-то придет крайне мала, да и нарваться на неадекватов тоже”.



Немного проезжаю вперед, заезжаю в кусты джингила, ставлю палатку. Вот уже расположился, решил чайконуть набрал воду из реки поставил кипятить. Слышу рокот мотора малокубатурника… я инстинктивно притаился, думал проедут мимо и не заметят. Не повезло… мотоцикл с двумя пастухами вышел прямо на меня. Уж не знаю, так получилось случайно или спецом меня выследили по следу. Постояли, пощупали мотоцикл, стандартные дежурные вопросы “Cкока прёт? Скока жрёт? Скока стоит?” Удовлетворив своё любопытство, ребята прыгнули на мотоцикл и тарахтя скрылись в кустах джингила, я же завис с кружкой чая глядя на заходящее за бархан солнце… повернулся, поглядел на палатку и раскиданные вещи – “Эххх. Будь что будет!” – сказал в слух и налил себе ещё чашку чая.

Чай слегка отдает тиной, но если заварить погуще то не чувствуется. Лежу в палатке на боку, чифирю закусывая сладкими финиками. Слышу вновь звук приближающегося мотора, на этот раз автомобиль. Лежу в палатке не вылажу, надеюсь проедет мимо… Вдруг автомобиль заскрипел тормозами и заглох. Хлопок двери, скрежет метала… и началось лязганье. Лязганье продолжалось в течении минут пяти, я допил чай и вылез из палатки. В метрах 100 старый УАЗик цвета хаки и дедушка с “кочергой”, обуваю боты иду к УАЗу.

— Заглох и не заводится! – с сожалением сказал дедушка.
— А бензин то есть?
— Да еееесть!!!
— Давайте я попробую? – сказал я протягивая руку к “кочерге”
— Вот на, оберни тряпкой, а то руку натрешь…

Я пыжась начал крутить “кочергу”. Хватило меня тоже не на долго, подхода на три))) Стою уперевшись в колени тяжело дышу высунув язык, смотрю на УАЗик, а он словно улыбается глядя на меня своими круглыми фарами. За три подхода, мне удалось лишь один раз заставить его чихнуть))) Даааа, эта техника требует особого подхода.

— Сейчас подмога подойдёт. – сказал дедушка сунув в карман клетчатой рубашки сотовый телефон.
— А тут что связь есть? – удивленно спросил я.
— Есть, Актив, слабо но есть.

Дедушка привстал на порог УАЗа и приложив руку ко лбу стал вглядываться в горизонт сквозь лучи заходящего солнца. Сначала услышали протяжный рык движка, чуть ли не до отсечки))) видимо кто-то форсирует Сагыз. Потом на горизонте рыская по барханам появился старенький опель фронтера.
— Вот и подмога) – улыбнувшись сказал старик.

Фронтера затормозил перед нами с характерным скрипом песка на тормозных дисках. Из авто вышел молодой мужчина в белой слегка мятой рубахе свободного кроя на выпуск. Поздоровался крепко сжав руку, перекинулся фразами с дедом на казахском и подойдя к торчащей “кочерге” из УАЗа, крутанул ею один раз… потом ещё и УАЗ чих-пых затарахтел!))) Дед радостно хватает из его рук “кочергу”, небрежно кидает в салон УАЗа и запрыгнув на кресло водителя поспешно уезжает.

— Ты турист? – обратился ко мне мужчина.
— Да.
— Садись едем до палатка. О тебе аул говорит.)))
— Чабаны? – спросил я, хоть и знал ответ.
— Да. Сен қазақша түсінесің бе?)
— Куттай түсінемін))). – ответил я, мужчина улыбнулся в ответ.

Подъехали к моему лагерю. Осмотр мотоцикла, палатки, вопросы. Приглашал переночевать в дом и поужинать, я отказался. Приглашал поехать с ним на охоту я снова в отказ))) Диалог у нас всё время спотыкался) отдельные фразы и жесты, у меня хромает казахский, у него русский))). Но было всё понятно. Пожали руки, хлопнула дверь старенького опеля и зарычал мотор.



Окончательно стемнело и степь погрузилась во мрак. Мне не спалось, лежа в палатке пил чай чашку за чашкой. Время уж к часу ночи приближается, а я не могу уснуть… без алкоголя тяжко, желудок урчит. Решил закрыть глаза и помечтать) обычно помогает уснуть))) но вдруг!!! Снова слышу рокот уже двух моторов… высунул голову из палатки, два луча света фар рыскает поверх кустов джингыла… Понимаю что едут целенаправленно ко мне, снимаю нагайку с мотоцикла и кладу в палатку в карман штанов газовый баллончик, сам сажусь рядом наливаю из котелка остывший чай и жду “гостей”.

В метрах 50ти, прям напротив моих кустов, мотоциклы остановились, райдеры что-то обсуждают. Яж как куропатка в кустах притаился, потягиваю чаёк и не определяюсь))) Похоже что-то ищут – подумал я — надеюсь не меня.)))
— Анда! – крикнул один из райдеров и два мотоцикла направились в мою сторону. Подъехало два молодых парня, на “китайцах” заглушили двигатели и спешились.

Немая сцена, здороваемся за руку, жму крепче обычного дабы отбить желание если таковое есть…
Вопросы дробью на ломаном русском, пару моментов с неловким молчанием. У меня было стойкое чувство, что вот-вот начнется… буд-то бы они оценивают меня, свои силы и последствия… стоит или нет…

— Алл давай… – сказал один.
— Жол болсын. – ответил я.

Парни сели на мотоциклы, развернулись и поехали в обратном направлении. Не знаю, может я накручиваю… но обычно инстинкты меня не подводят. Эти бегающие глаза, движения тела, интонация в голосе, короче куча маркеров. Да и кто будет ехать искать туриста в кустах джингыла посреди ночи из праздного любопытства??? Думается мне непросто так они приезжали…

Уснул я очень поздно, просто вырубился от усталости в обнимку с нагайкой и газовым баллончиком.))))
Продолжение следует…

P.S
Немного визуализации.
Так примерно выглядит маршрут Сагыз — Шукыршы.



Самый жир был здесь;)



Шукыршы, брод, лагерь.



Контрольные точки
пески Аяккум — 48°04'31.17N 55°33'20.96«E
пески Аккумсагыз — 48°12'20.00»N 55°40'43.76«E

Пройдено приблизительно — 340км.

  • VladXT660VladXT660
  • Чистяков Владислав
  • 5 декабря 2020 в 19:26
  • 2
  • ?

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
0
YouCap
Спасибо
0
MrAlien
Красивые фото и очень смелое путешествие! Спасибо.
+1
ibada
  • ibada
  • 6 декабря 2020 в 11:20
А как все эти фразы с казахского переводятся? У меня казахский не то чтобы хромает..:)
+2
VladXT660
Сен қазақша түсінесің бе?
— ты понимаешь казахский?
Куттай түсінемін
— немного понимаю.
Анда!
— там, туда.
Алл давай…
— сленговое выражение побуждающее к действию, скорее всего производное слово «алга»- вперед.
Жол болсын.
— счастливого пути.
+2
Alex1009
Спасибо за перевод!
Пожелание, в дальнейшем прикладывать его, а то кажется, что теряешь важную нить.
+5
VladXT660
Просто решил поэкспериментировать и погрузить таким образом читателя в атмосферу глухого казахского аула, ну словно читатель едет со мной и ничего не понимает в некоторых диалогах.)
0
quoter
Фразы примерно понятны из контекста) Все к месту)
0
Mistral
отлично получилось, кстати! )
0
ibada
Спасибо, тезка! Попытался провести аналогию с татарским языком (я родом из Башкирии и немного понимаю язык), но ни фига не получилось:)
+1
Motoyog
Мда… Я в этом году много ночевал один но всегда становился в труднодоступных местах.
Один раз только на меня выехала парочка искупаться.

Очень не люблю такие ситуации как ты описал
0
Motoyog
А нет, вспомнил- разок не было выбора, стал возле населёнки и когда уже всё было готово и я прицелился нырнуть в палатку в сладкие объятия Морфея вдруг появились два вдрабадан субъекта и не заметив меня уселись в 30 метрах на берегу и целый час громко обсуждали кто кого уважает.

А я этот час стоял и созерцал звёзды и реку, потому как если б пошевелился сразу заметили бы.

Я и моя палатка думаю слабо их заинтересовала бы а вот моё транспортное средство наверняка уж.

Стараюсь мот (или байдарку, если справляюсь) максимально скрывать от ненужных глаз
0
Mardelsik
А мы наоборот, наломались с поездкой к вам в Казахстан, столько всего запланировано было. До последнего надеялись. Но когда букинг написал либо сейчас отмена брони, либо денег не вернут пришлось всё отменить((( ну ничего, надеюсь в следующем сезоне увижу Балхаш…
Ps миниатюра — огонь))) всегда интересно читать рассказы про твои путешествия, но у меня сложилось впечатление, что они (твои путешествия) вечное преодоление и боль)))
+1
VladXT660
Так и есть, no pain no gain как говорится. На тренингах личностного роста ведь советуют выйти из зоны комфорта, вот я и выхожу))) Эт у меня такая терапия.
0
ItalloEspan
фото класс. хоть посмотреть как там оно, в песках, куда мне точно не надо)) 340 км а и барханы и аулы и пухляк и агрессивные казахи. трилллер!
0
Kadet73
Влад привет! Перечитываю твои посты про Устюрт) Как сезон 22, когда ждать рассказы новые?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. VladXT660, потому что Устюрт...#1