Блог им. adivinus → "Стенд" статической балансировки своими руками из стали и палок


Всем бодрого дня! В этом посте я расскажу о том, отбалансировать колесо, если вы на самоизоляции и не хочется ехать в шиномонтаж :)

Зачем я это делал?

Внезапно резину сносил до корда, увидел это на даче. Ехать на такой было страшновато. Заказал заднюю покрышку СДЭКом. Решил, что чем снимать колесо и везти его в шиномонтаж в ближайший населённый пункт, проще самому переобуть. Вот только засада — как отбалансировать колесо? Станок покупать за 5 тысяч совсем не хотелось, если уж покупать, то со всякими щупами, а это уже далеко не 5… Короче, решено было делать самому! К тому же, так, как сам, никто, увы, делать не будет. Под монтажку накладку из сайдинга не подложат чтоб диск не поцарапать, всё внутри керосином не помоют, в каждый ниппель спицы под резиновую ленту смазочкой не попшикают, ну и т.д.


Кстати, раз уж зашла речь про вырезанное из сайдинга… Начинал работу с вот таким китайским… приспособлением. Не покупайте. Оно толстое и мягкое, монтажкой рвётся за пару движений, подсовывать неудобно, переставлять тяжело. Если будет кому-то интересно — сфотографирую сайдинговые накладки.


UPD: А вот и кусочки сайдинга. Отлично работают, снимать покрышку не мешают, монтажка по ним скользит лучше, не дырявятся, цена вопроса — мизер. Вырезаны из нижней части сайдинга, из места, где он цепляется за предыдущий ряд.

Выбор конструкции.



Обычно стенды статической балансировки имеют такой вот корпус, на котором закреплены две пары подшипников.
Изделия это как правило, заводские, сделанные с точностью, недоступной моим рукам :) При сваривании что-то почти наверняка повело бы, парка станков у меня нет, даже одного-единственного сверлильного — и того нет. В общем, я решил, что точно установить две пары подшипников так, чтобы они прилегали к одной балансировочной оси доступными мне средствами почти невозможно.
Второй момент — для нормальной работы им нужна ось, на которой установлены конусы, центрирующие колесо. Эти конусы должны быть подогнаны к самой оси плотно и не болтаться, иначе смысла в этой работе никакого. Ось с конусами — в моём случае самый дорогой элемент конструкции, потому как не только сверлильного, но и токарного станка у меня тоже нет, вследствие чего от этой части конструкции я решил отказаться :)

На просторах интернета есть видео, где товарищ делает подобный станок для балансировки колеса на оси мотоцикла вместо оси с подвижными конусами, но в такой схеме есть ряд недостатков:
1) Колёса разной ширины и разной длины оси им не отбалансируешь. Соответственно, надо делать что-то для регулирования ширины.
2) В моём мотоцикле передняя ось имеет разные диаметры в правой и левой части, а задняя — одинаковые. Соответственно, надо делать какую-то приблуду для регулирования высоты.

Я решил, что правильнее будет сделать пары подшипников подвешенными и подвижными. В этом случае, они сами будут центрироваться на оси, а устанавливать колесо в горизонталь можно за счёт подвеса. И то, влияние точно выставленной горизонтали оси на результат балансировки должно быть минимально, поэтому сильно можно не заморачиваться с этим.

Piccy.info - Free Image Hosting

Прикинул размеры и на следующий день отправился в СДЭК за покрышкой, строительный рынок и магазин автозапчастей. Собственно, на размеры можно не заморачиваться и сделать вообще как-нибудь. Единственное что важно — расстояние между осями подшипников, симметрия, и чтоб отверстия в центре хватило для вставки оси.

Подготовка

Что понадобится?
Материалы:
1) 4 подшипника — 360 рублей в автомагазине.
2) 6 болтов, 6 гаек и пол горсти шайб — около 80 рублей за всё.
3) Две стропы для крепления груза — вроде около 100 рублей.
4) Что-то, из чего можно вырезать корпус. Забегая вперёд — желательно брать что-то металлическое листовое, чтобы толщина была меньше, а сама конструкция — компактнее. Или как вариант — оргстекло. Но я нашел в сарае кусок фанеры.
Итого уложился в 600р.
Инструменты:
1) Дрель со свёрлами под болты и насадкой для сверления большого отверстия. Ну или вместо насадки можно лобзиком вырезать.
2) Лобзик с пилкой по тому из чего будет корпус.
3) Про линейку/штангенциркуль и гаечные ключи наверное говорить не надо :)

Изготовление


Разметил фанерку, просверлил отверстия, вырезал.

Наждачкой(не путать со шкуркой!!!) снял заусенцы. Ой, кстати, ещё один инструмент… Ну да бог с ним.

Вставил в отверстия болты, установил подшипники. Обязательно с двух сторон подшипника установить шайбы, чтобы центр подшипника был неподвижен, а внешняя часть свободно вращалась.

Затянул болты. Сначала думал, что то, что болт по диаметру не соответствует внутреннему диаметру подшипника, будет проблемой (нужного болта на рынке не было), но оказалось, что так даже лучше: можно выставить положение подшипника перед затяжкой. Хотя не сказать, что очень нужно: приспособление то самоцентрирующееся.

Последний штрих — вставляем болты, на которых это всё будет держаться.

Применение


В данном случае я балансировал заднее колесо, у которого ось постоянного сечения, поэтому просто выставил по уровню обе части. Ремнями для крепления груза делать это оказалось довольно удобно. Ширина конструкции регулируется за счёт перемещения ремешков по брусу :)

Ну и собственно, сам процесс балансировки: вставляете колесо, оно поворачивается тяжелой точкой вниз. Крепите груз сверху, поворачиваете на 90 градусов, отпускате, оно опять поворачивается тяжелой точкой вниз, и т.д. У меня балансировка происходит креплением грузиков на спицы, их довольно удобно переставлять, поэтому, как только их становится 3, можно переставляя их все, играть положением общего центра тяжести. Как только колесо при повороте на любой угол остаётся на месте — результат достигнут.
На этом фото хорошо заметно, почему конструкцию желательно делать тоньше и без выступающих в сторону колеса шляпок болтов.

Чувствительность сего чудо-устройства протестирована силиконовыми рыбками и составляет порядка 16 граммов на 18 радиусе, который к тому же диаметр. Результат балансировки мне показался достаточным. Никаких биений на скоростях до 160 не ощущается, больше обычно не езжу.

Надеюсь, кому-то пригодится :)
  • adivinusadivinus
  • Алексей
  • 9 сентября 2020 в 12:22
  • 3
  • ?

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
svantesturre
А тебе правда удалось успешно применить накладки на обод? Даже на видео от mcgarage, у ведущего они слетели.
Я помучился немного, а потом просто забил на внешнюю эстетику. Что ободу станется, он люминевый. Когда совсем обдерётся — покрашу.
В эндуро всё должно быть ободранное, на стяжках и синей изоленте :-D

По основной теме, у деда в гараже балансировочный станок представлял собой два П-образных профиля на общем основании.
Сверху были приварены два полукольца — ложемента для оси. Просто. Брутально. Работоспособно. Хотя и не так изящно как у тебя.
0
adivinus
А тебе правда удалось успешно применить накладки на обод?
Ну да, надо сначала с хампа покрышку снять в монтажный желоб, накладки эти нацепить, и тогда можно через них снять колесо, придерживая за верёвочку. Я думал, что верёвкой этой можно в сторону сместить, но его зажимает, верёвка отрывается, а эта хренота стремиться свалить внутрь диска, особенно при надевании покрышки. Ну и мягкая слишком. А вот сайдинг — сила вообще.

Просто. Брутально. Работоспособно.
Там проблема в том, что вращаться будет на оси, на подшипниках колеса. И для поворота оси усилие нужно ощутимо больше — точность балансировки ниже.
Я так делал раньше, только ещё проще: прям за ось две верёвки привязывал и подвешивал колесо. Ну или можно прям на мотоцикле, тогда вообще ничего не надо, но на карачках неудобно.
0
svantesturre
На балансировку я тоже забил и ничего не случилось.
У коллег по забиванию колёсные подшипники ходят тот же срок, что на дорожной отбалансированной резине.
+1
wd-33
  • wd-33
  • 9 сентября 2020 в 13:36
в этом году попробовал не балансировать резину (Метз, Хейденау) и… ничего не случилось. В диапазоне до 120 кмч вибраций нет.

ЗЫ: никому не советую, но факт есть факт.
0
svantesturre
По возрастающей за два года: Митас Е-07, Е-10, Е-09 — в диапазоне до 120 км/ч вибраций нет.
А быстрее я не езжу, ибо мотоцикл покупался не для асфальтовых гонок, а для пяченья пердей.

PS. Присоединяюсь к ЗЫ
0
adivinus
ну вопрос в том, насколько разбаланс изначально. Может получиться так, что резина компенсировала диск, и вышло в ноль. Редко но бывает.
А на этой 100г пришлось ставить…
0
wd-33
4 раза такое совпадение врятли получится (один балон на перед и два на зад + возврат первого балона на зад)
0
pwrilya
Ты можешь не чувствовать, но вот нагрузка на ступичные и рулевые подшипники возрастает в разы
0
wd-33
может возрастает, а может и не возрастает. пока коственные признаки говорят что подшипники не страдают
0
adivinus
В моём случае, разбаланс был граммов 100. Это прям критически дофига, больше вряд ли бывает. По хорошему, надо покрышку переворачивать при таком, но мне лень было…
Так вот, когда 100 граммов при езде со скоростью 160 км/ч дадут нагрузку в 6 кг примерно. Возможно, для подшипников колёсных это полная фигня, учитывая, что веса мотоцикла на них приходится по 100-150 кг, и по всяким грунтовкам и лежачим порой дубасить приходится. С другой стороны, не сказать чтобы совсем ерундовая нагрузка, учитывая то, что постоянно действует.
0
Konovalov
Не буду проверять расчет, если действительно 6кг, то для подшипника типа 204 нагрузка абсолютно не страшная. Мне кажется, в первую очередь это сулит проблемы с управлением, непостоянное пятно контакта резины, неравномерный его износ и т.п.
0
svantesturre
Есть опыт коллег забивателей. Пробеги подшипников не отличаются от номинала у балансирующих.
0
LoneWolfRU
Переспицоывал колеса, открутил две центральные доски от верстака, сунул в эту дыру колесо, ось зафиксировал шурупами, чтоб не елозила.
здесь был ататат

+2
okjetpes
Мой «стенд» намного проще.
Переворачиваю табуретку, на ножки устанавливаю колесо с продетой осью с конусами. Ось опирается через подобранные по диаметру два подшипника на эти самые ножки табуретки. Работает изумительно.
0
jawa-ljubite
Отличная идея. Я правильно понял, что дополнительно надо установить две планки, опирающиеся на ножки, параллельно колесу?
0
okjetpes
Я никакие планки не устанавливал. У моей табуретки ножки трубчатые металлические, подшипники хорошо держатся и не соскакивают. Если ножки деревянные у табуретки можно сделать два небольших желобка для фиксации подшипника.
0
adivinus
А ось с конусами где взял? У меня в ней самая большая проблема…
0
okjetpes
Купил на одном известном китайском сайте. В принципе можно использовать шток старого автомобильного амортизатора, а конуса попросить у знакомого токаря. Лучше шток выбирать потолще. Десяти миллиметровый легко сгибается колесом при неосторожном обращении.
+1
adivinus
Лучше шток выбирать потолще. Десяти миллиметровый легко сгибается колесом при неосторожном обращении.
В теории — чем тоньше ось, тем выше точность станка, т.к. больше рычаг получается. «Попросить у знакомого токаря» конечно можно, но в моём случае это так же реально, как отбалансировать колесо у соседа-шиномонтажника :)))
0
okjetpes
В теории — чем тоньше ось, тем выше точность станка
Спорное утверждение.
отбалансировать колесо у соседа-шиномонтажника
шиномонтажники в наших краях мотоколеса не балансируют.
0
adivinus
Спорное утверждение.
Рычаг?..)
0
elrojomacho
Я на лазере себе все из металла вырезал и сварил. Обошлось в 1000р + подшипники в твою цену и + ось с конусами 1000
0
andrey-11
18R: 18- диаметр посадочного размера в дюймах, R- радиальная свивка корда, радиусов нету.
0
Vladimir_IL
Вместо подкладок удобнее монтировки замотать изолентой. А лучше — в термоусадочную трубку засадить (если тонкая — в несколько слоев).
0
adivinus
Сайдинг — мегаудобен. Покажу всё ж. Завтра :)
0
wd-33
ждём!
я подкладываю кусок камеры, а когда усилие большое то камеру+кусок ПЭТ бутылки. Не хай тек, но жить можно.
Кусочков камеры хватает на одну бортировку.
0
adivinus
ждём!
Добавил в пост.
0
wd-33
это просто кусок сайдинг? которым дома обшивают?
0
adivinus
Ну… да :) Отрезанный только. Вроде бы не самый говёный сайдинг, этот более пластичный чем обычный, и потвёрже, но и из самого дешевого вырезать — просто в разы лучше чем та китайская хрень, и думаю, удобнее будет, чем камеры подсовывать. И твёрдый он — монтажкой не продавливается, и тонкий — не мешается. Одна проблема — не закруглён.
Его засунул один раз — монтажкой ковырнул, протащил в сторону — ещё ковырнул и т.д.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. adivinus, "Стенд" статической балансировки своими руками из стали и палок